Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Дом Бенуа
В 1928 году в повести «Египетская марка» поэт, прозаик и эссеист Осип Мандельштам отмечал: «Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга... Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки».
В начале XX века Петроградская сторона и Каменноостровский проспект, в частности, становились фешенебельным районом и лучшие архитекторы считали за честь проектировать дома здесь. Дом Бенуа или, как его часто именуют, дом «трёх Бенуа» стал одним из наиболее величественных зданий Санкт-Петербурга, а ныне признан памятником истории и культуры регионального значения.

Доходный дом (то есть, дом, квартиры которого сдавались в аренду) в стиле неоклассицизма с 25 парадными и 250 квартирами (в большинстве которых пять-семь комнат, а в некоторых – до полутора десятка комнат) был построен в 1911 – 1914 годах по заказу Первого Российского страхового общества по проекту 1910 года трёх представителей знаменитой творческой династии, родных братьев-архитекторов Альберта и Леонтия Бенуа и их кузена Юлия Бенуа при участии архитектора Александра Гунста. Дом получился нестандартным и в архитектурном, и в инженерном отношении. Как не раз отмечалось, «архитекторы нарушили все правила и создали шедевр, техническое чудо, “город в городе”».
Дом Бенуа занимает почти целый квартал. Адрес его парадного фасада, «отличающегося строгостью облика: сдержанным декором и чёткой симметрией» – Каменноостровский проспект, №26-28 (с 1918 года – Улица Красных Зорь, а с 1934 по 1991 годы – Калининский проспект). Дом выходит также на Кронверкскую и Большую Пушкарскую улицы. Все корпуса соединяются с помощью 12 двориков-колодцев, похожих на лабиринты с причудливыми закоулками. Два из них — парадные, с небольшими скверами, а 10 — внутренние. В первые десятилетия XX века это был самый большой жилой комплекс в городе, обстоятельно рассмотреть который сегодня можно на

Изначально, по проекту, в доме было предусмотрено паровое отопление, лифты, электричество, встроенные каретные и гаражи для редких тогда автомобилей, проведены телефоны. Имелись и своя электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь, даже снеготаялка, а в цокольном этаже располагались магазины. Доходный дом обслуживали более 100 человек: истопники, дворники, сторожа, швейцары.
Во времена Российской Империи роскошные квартиры парадных корпусов дома занимали самые влиятельные и состоятельные люди Петербурга – столичная аристократия. А по мере удаления вглубь архитектурного комплекса квартиры и комнаты становились более скромными, они предназначались для людей с более низким социальным статусом и меньшим достатком. Дом Бенуа называют «чёрным домом» из-за особенностей внутренней планировки. Несмотря на то, что парадные лестницы вели в открытые дворы-курдонёры, многим квартиросъёмщикам приходилось пользоваться чёрными лестницами, которые выходили в классические петербургские закрытые дворы. Такое «классовое разделение» было обосновано тем, что изначально первой лестницей пользовались господа, второй — прислуга.

После октября 1917 года дом был национализирован. В первые послереволюционные годы на обширном, тёплом и сухом его чердаке обитала целая колония ленинградских беспризорников. В своё время в доме находился клуб и редакция газеты финских коммунистов, был открыт Дом просвещения. Постепенно квартиры облюбовали партийные деятели и люди творческих профессий — композиторы, архитекторы, писатели, художники, актёры театра и кино. В этот период некоторые квартиры стали коммунальными...
В доме «трёх Бенуа» с 1926 года и до смерти в 1934 году жил революционер, глава Ленинградского обкома и горкома партии ВКП(б) Сергей Киров. Здесь с 1937 года и до эвакуации в Куйбышев в 1941 году жил и творил композитор Дмитрий Шостакович – именно в стенах этого дома им были написаны первые три части Седьмой (Ленинградской) симфонии, ставшей олицетворением несгибаемой воли жителей блокадного Ленинграда. В разные годы в доме жили князь Андрей Гагарин и Маршал Советского Союза Леонид Говоров, писатель Михаил Чехов (племянник писателя Антона Чехова), поэт Александр Прокофьев, литературный критик и литературовед Борис Вальбе, поэт и писатель Алексей Скалдин, кинорежиссёр, сценарист и актёр Георгий Васильев, актёры театра и кино Борис Бабочкин и Николай Черкасов, актёр, драматург и сценарист Леонид Любашевский, оперная певица Евгения Збруева, художники Константин Маковский, Евгений Кибрик, Людмила Сергеева, Андрей Мыльников, скульптор Борис Фредман-Клюзель, нейрофизиолог Наталья Бехтерева, историк, философ и публицист Иван Книжник, полярный исследователь Рудольф Самойлович и востоковед Александр Васильев, а также многие другие известные персоны.

В квартире №70 дома Бенуа в 1930-е – начале 1940-х годов жили родители актёра, автора и ведущего «Встречи с песней» Виктора Татарского – учёные в области геологии и минералогии Виталий Борисович Татарский и Нина Юрьевна Икорникова. Здесь и Виктор Витальевич появился на свет и жил в младенчестве до Великой Отечественной войны, до переселения в период ленинградской блокады в Дом малютки.

Виктор Витальевич Татарский неоднократно и в выпусках «Встречи с песней», и в интервью вспоминал об этом доме: «Ленинград... моё место, место моего рождения в 1939 году, за полтора года до начала войны... Меня тянет... просто в сам город... Я крайне редко там бываю... Тянет в те два дома, в которых я жил. На Петроградской стороне сначала – Кировский проспект, сейчас Каменноостровский проспект, дом 26/28... Там я родился, собственно. Я жил в этом замечательном доме, о котором помню только, что во дворе был фонтан и, видимо, меня на коляске туда вывозили... И на 16-ю линию Васильевского острова, к дому номер 25, где я жил первое время после войны. А всю блокаду, все девятьсот её дней, я находился в ленинградском Доме малютки. Меня мать отдала туда, понимая: самой ей не прокормить сына. Рассказывала, что, когда везла меня на санках по зимнему блокадному Ленинграду и рядом падала бомба, я был в восторге, совсем не пугался...» Остатки фонтана и сегодня можно увидеть в парадном дворе дома «трёх Бенуа» на Каменноостровском проспекте.

Въезд в открытый парадный двор-курдонёр с фонтаном оформлен двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита, по названию полуострова в Финляндии, где его добывали. Этим же камнем облицована цокольная часть здания, а мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены первого этажа во внутреннем дворике. Оформления окон каждого из этажей разнятся от классических треугольных до дугообразных фронтонов. Простенки декорированы сдвоенными пилястрами с капителями, оформленными классическим коринфским ордером. Первые два этажа с резными панно, наличниками, маскаронами и фестонами (барельефы в виде венков), облицованы горшечным камнем. На уровне крыши расположена балюстрада, увенчанная вазами. Петербургские экскурсоводы непременно упоминают «мягкую пластику фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем (талькохлоритом), специально доставлявшимся из Швеции для постройки дома, подчёркнутую изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой. Этот материал не впитывает влагу и почти не разрушается».

В 1956 года в доме Бенуа открылся Музей Сергея Мироновича Кирова (c 1991 года — филиал Музея истории Санкт-Петербурга), а в 1964 году на фасаде дома со стороны Каменноостровского проспекта установили гранитную мемориальную доску с мраморным барельефом Кирова. Мемориальная доска с горельефом Дмитрия Шостаковича установлена со стороны Большой Пушкарской улицы, а в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен бюст композитора. В 2013 году на фасаде дома, выходящем на Каменноостровский проспект, была открыта памятная доска художнику Андрею Мыльникову.

Дом Бенуа известен не только уникальной архитектурой и именами его жильцов, не только тем, что в этом доме сдаются в аренду самые дорогие квартиры в Санкт-Петербурге, но и благодаря многочисленным криминальным телесериалам (дом оказался привлекательным для кинематографистов и удачным расположением, и лабиринтом запутанных внутренних дворов). Здесь снимали многие сцены сериала «Бандитский Петербург» (в доме находилась квартира «Белого Адвоката» Олега Званцева и его супруги Екатерины Дмитриевны), в проходных дворах — эпизоды сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности», а на фоне дома было снято несколько сцен фильма «Брат».
Фото Виталия Гапоненко,
17 июня 2025 года
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.