Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
«Сердечный доктор»
36 ЛЕТ НАЗАД В ЭФИР ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ ВИКТОР ТАТАРСКИЙ СО СВОЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ «ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ». ОНИ - ДОЛГОЖИТЕЛИ!
... - Зачем, ямщик, ты песни не поёшь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
- Про чёрный день мы песни бережём.
Яков Полонский.
В истории мирового радио нет передачи, которую бы столько лет вёл и готовил один человек. Впервые «Встречу с песней» Виктор Татарский* провёл в эфире Всесоюзного радио 31 января 1967 года. Тот выпуск начался с песни, которую давно разыскивали фронтовики. Тогда, после долгого перерыва, впервые прозвучал «Солдатский вальс» в исполнении Утёсова.
Привязанность к «Встрече» во многих семьях переходит из поколения в поколение, как деревенская привычка к сумерничаньям, к вечерним посиделкам на крыльце.
«...Помню, как в детстве, услышав знакомую мелодию “Одинокой гармони”, карабкалась на стол, чтобы снять со стены приёмник. С той поры, как в детстве, жду знакомые позывные...» (Светлана П., Петербург).
Голос будто предзимний (Виктор Татарский и родился-то в ноябре), без ярких красок, без всякого нажима - он может показаться однотонным. Не театр у микрофона, а сосредоточенное погружение в письмо, в судьбу. Если что и подчеркнёт интонацией, так только что-то особенное. И даже если ты далеко от дома, в больничной палате или вагоне поезда - вдумчивость и тихость, как благородная стража, вдруг обступят тебя. И вздохнёшь с облегчением, словно камень с души скатился...
«...Однажды ваша передача спасла мне жизнь. Мне сделали операцию, я никак не могла после неё оправиться... И вот вечером в пятницу в палате было полутемно и тихо, и вдруг я услышала ваш голос - шла “Встреча с песней”. У меня внутри что-то встрепенулось, сердце забилось, мне очень захотелось жить...» (Станислава Автономовна X., Минск).
В интонации «Встречи» изначально не было никакой нарочитой изобретательности. Новаторство было не в форме, а во внутренней задаче: быть для слушателей... слушателем. Бережным, терпеливым и без всяких претензий на советы и нравоучения. Только и всего - выслушать. Но «как сладко поверять печаль души своей внимательному другу...» - это ещё Баратынский заметил.
Письма во «Встречу» - это всегда письма другу. «Здравствуй, дорогой наш сердечный доктор!..» «Здравствуй, утешительная передача...» «...Низкий поклон тебе, “Встреча”, за редкое умение выслушать, принять исповедь...»
Народ наш, давно выброшенный из гнёзд своих, уставший от революций и реформ, - он и в эфире сегодня одинок. Нет ему заветрия, нет укрома. И дела никому до него нет - повсюду реклама или скороговорка новостей. Есть, конечно, «Орфей», «Радонеж», появились замечательные передачи на «Радио России» и «Маяке», но попробуй вылови эти золотые крупицы. Газеты давно перестали публиковать программы радиопередач, в то время как обзорам и анонсам телеканалов посвящаются отдельные полосы и целые издания.
Говорю об этом, не скрывая личной обиды, потому что с детства знаю, сколь спасительно может быть радио. Пришлось и по больницам помыкаться, и в ночном армейском карауле тоску разгонять, ловя позывные «Маяка». Помню, как мой дедушка, потеряв зрение, последние пять лет прожил, почти не отходя от приёмника. Радио согрело и, возможно, продлило его дни.
Знаю из первых рук, что знаменитый профессор историк Сигурд Шмидт многие свои научные труды написал в сопровождении музыкального радио «Орфей». Поэт Новелла Матвеева одно из своих недавних стихотворений сочинила под впечатлением «Встречи с песней»...
«...Ясным морозным утром я, будучи в райцентре, ожидал попутки у почты. Издали доносились звуки радио. Вдруг какая-то сила властно позвала меня, я подошёл поближе... и на меня полилась чарующая музыка. Зачарованный, я не чувствовал холода, парил над землёй. Очнулся от наступившей тишины...» (Александр Степанович Р., Краснодарский край).
Как сильна у нас, живущих в России, мелодическая сторона памяти! Для нас почти всякое воспоминание окрашено мелодией. И надо обладать огромной интуицией и чуткостью, чтобы безошибочно найти для слушателя то музыкальное произведение, приметы которого в письме часто выражены смутно и неопределенно. «Не знаю имени исполнителя и названия песни, но хорошо помню вызывающую слёзы мелодию...»
Передача, которую кое-кто причисляет к «ретро», на самом деле лечит от ностальгии. Хоть на неполный час, на пятьдесят минут, она создаёт такую атмосферу, которая помогает человеку увериться в своём достоинстве, пережить ночь и разжать тиски одиночества.
«Тридцать лет назад «Встреча с песней» казалась мне обращённой в прошлое, а теперь - как будто вестник, прилетевший из будущего» (Любовь Александровна Г., Самара).
Большая часть почты сейчас приходит от ровесников передачи - 30 - 40-летних слушателей. Неожиданно много писем от подростков. «Причём глубоких, тонких, с огромным сочувствием к судьбам дедушек и бабушек, - рассказывает Виктор Витальевич. - Дети прекрасно понимают, что “Встреча” - не концерт по заявкам... Передача затрагивает вечные темы. Главная из них - память. Не разговоры бесконечные о том, как было хорошо и как нынче плохо... Не об этом речь, а о том святом, что осталось, о памятном личном... Бывают среди писем новеллы, которые не придумает ни один писатель. Мне предлагали издать эти письма книгой, но сама “Встреча” - это и есть книга, звучащая книга...»
Для «Встречи» нет маленьких людей и незначительных судеб. И секрет жизнестойкости этой радиопередачи, возможно, в верности глубокой традиции, в том, что она тоже вышла из гоголевской «Шинели». Вообще, есть что-то родственное русской литературе в неспешном течении «Встречи». А письма в передаче и правда бывают так хороши, что порой кажется: звучат отрывки из семейных глав Аксакова, Тургенева или Толстого. Письма идут в эфир без всякой литературной правки, но они так написаны и так читаются у микрофона, что возникает ощущение высокой классичности. И становится вдруг очевидным, что уроки словесности не прошли даром для миллионов людей. Они, и не вспоминая о Пушкине или Чехове, живут и пишут будто бы вослед русской классике.
«...Война. Наверное, 42-й год. Осень. У нас в доме военные, они часто меняются, но одних я запомнила очень хорошо. Это были грузинские солдаты. Они брали меня, пятилетнюю, на руки и передавали друг другу, и пели: «О, Светлана-Светлячок...» Эти слова были русские, остальные - грузинские. Теперь понимаю, почему солдаты так ласково ко мне относились - у них остались дома такие же светлячки. Есть ли такая песня? Мелодию я помню...» (Светлана Алексеевна Б., село Старые Маклауши).
Когда в начале 90-х порой казалось, что в теле- и радиоэфире работает какой-то неутомимый трибунал над советским прошлым, - именно в то время Татарский был одним из немногих, кто своим несуетным, спокойным присутствием в эфире вселил уверенность во многие сердца: прорвёмся, жизнь продолжается...
Один из давних слушателей передачи, кинорежиссёр Александр Сокуров, как-то заметил: «Сейчас важнее не содержание слова, а интонация, с которой оно произнесено... Нам важна теплота, мелодия слова. Вот не то, что человек скажет, а как он положит руку тебе на плечо».
Постоянство, столь привычное для слушателя (ни одного срыва в выходе передачи, ни одного пропуска за столько лет!), - всё это оплачено нервами, болью, сердцем... «Встречу» на несколько лет выбрасывали с «первой кнопки», лишали автора доступа в фонотеку. Немало ему пришлось пережить такого, о чём в силу своей сдержанности он никому не расскажет. Но ведь и в это время передача шла в эфир! Можно только догадываться, как Татарскому удавалось готовить почти часовую передачу, не имея ни аппаратной, ни плёнки, ни архивов...
Власти с самого рождения передачи относились к «Встрече» настороженно. Причина банальна: в письмах выплёскивается правда о жизни. В песнях - подлинная боль, которой не было и нет места на эстраде. Цензура калечила один выпуск за другим, запрещая песни неугодных исполнителей или авторов. (Но именно во «Встрече» впервые на отечественном радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Виктора Цоя, Саши Башлачёва...)
Казалось бы, всё давно изменилось. Никто не запрещает дать в эфир «Прощание с новогодней ёлкой» Булата Окуджавы (а было и такое). Но вот по странному недоразумению у Виктора Татарского до сих пор формально нет звания народного артиста России. «Встреча с песней» несколько раз выдвигалась на Государственную премию, выходила в завершающий тур, о чём сообщали газеты, но в последний момент фамилия автора передачи исчезала из списка лауреатов.
Виктор Витальевич в официальных почестях вряд ли нуждается, у него есть нечто большее - любовь нескольких поколений слушателей. Талант, который не удалось получить в услужение ни советской пропаганде, ни рекламным агентствам...
Обидно нам, слушателям. Обидно и стыдно, что подлинно народное признание можно демонстративно игнорировать, не замечать. Ничего в этом для России нового нет. Но, видно, ещё не истреблён до конца запас нашей доверчивости и наивности, если мы по-прежнему ждём справедливости и на что-то надеемся.
«...Я из города Грозного. 1 февраля 2000 года была вывезена из разрушенного дома, из-под завала... Были травмированы нога, бедро, но все обошлось. И вот когда я пришла в сознание там, под обломками, лежа на холодном бетонном полу, я услышала голос: “Вы слушали передачу «Встреча с песней». С вами был Виктор Татарский...” Этот голос вернул мне жизнь» (Валентина А., Белгород).
P. S. В будущую субботу в эфире «Радио России» - 894-й выпуск «Встречи с песней».
Дмитрий Шеваров, еженедельник «Деловой Вторник», № 3, 28 января 2003 года.
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит сотрудников Российской национальной библиотеки (
Примечание от веб-архива «Встречи с песней»: * первые шесть выпусков передачи в 1967 году провёл актёр театра и кино Геннадий Леонидович Бортников. Подробнее об этом можно прочитать на страницах сайта-архива «Интересные факты о “Встрече с песней”» и «Создатели передачи».
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте