Диалоги с теми, кто знает больше других, кто может повлиять на развитие событий В эфире - «Действующие лица искусства»
Радиостанция «Культура», 20 января 2010 года, 14 часов 5 минут:
Владислав БОРЕЦКИЙ – Совершенно верно, «Действующие лица». Владислав Борецкий в студии. Бесконечно рад приветствовать визави себя же, моего коллегу, радиоведущего, журналиста, телеведущего, заслуженного артиста России Виктора Татарского. Виктор Витальевич, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Добрый день, Владислав! Добрый день, уважаемые слушатели радио «Культура»!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Начнем сегодня с... ну, как, со знаменательного повода. Сегодня 90 лет великому Федерико Феллини, и я знаю, что у вас есть свой опыт работы, если не лично с мастером, то с его жемчужинами...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...с его двумя великими фильмами «Восемь с половиной» и...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Амаркорд»
Владислав БОРЕЦКИЙ – «Амаркорд». Причём разнос, как я понял, 63 - 73
Виктор ТАТАРСКИЙ – 63 и 73... 74, там... разные есть даты.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну вот как... как это состоялось? У вас было вообще три фильма, как я знаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всего три.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Три иностранных фильма.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Скажем так...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Наших вообще не было...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Потому, что я, как говорила Раневская, что мне пробовать, я на пробы не хожу, не езжу...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...меня снимать надо. Так, как я ни для кого интереса не представлял, а на пробы я не ездил, то у меня фактически три фильма, но за исключением советских документальных в большом количестве, научных там и так далее. Но здесь принципиально меня заинтересовало вот что. Я не люблю дублированных фильмов. Я вообще считаю, что наши фильмы, которые дублировались актёрами нашими, зарубежные фильмы, да? Это была очень сомнительная практика в том смысле, что наши актёры... там разное было время... когда были замечательные актёры наши Кенигсон, Весник, Дружников, Караваева, ну и так далее, там полно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да и Караченцов...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно, и Коля Караченцов. Но потом стало «пожиже» немножко, но дело всё в том, что самое-то главное, что они забивали голоса актёров, которые снимались в этих фильмах. И если бы это был какой-то сериал рядовой, Бог с ним. Но мне хочется слышать голос артиста, это же составная, неотъемлемая часть художественного образа, который он создает.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, как же я могу прорываться сквозь голос человека, который мне по-русски, всё это излагает, причём чаще всего играет сам. А когда актёры, так сказать, такого невысокого уровня, то они ещё пытаются сыграть... использовать это, чтобы сыграть все роли, которые ими не были сыграны.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, да. Но это, конечно, очень тяжело мною всегда воспринималось и я никогда не шёл на дублирование фильмов в коллективе. Знаете, когда там 15, 20, 30 человек. Мне это было просто и неинтересно, и потом я был принципиальным противником. Но, кажется в 1975 году актриса и режиссёр Виктория Леонидовна Чаева, которая, кстати, сама дублировала в своё время Лолиту Торрес - знаменитую аргентинскую актрису, она предложила мне сначала один - это был фильм Федерико Феллини «Амаркорд» - сделать всё, весь текст, подачу текста, одним голосом - моим, не играя. И тогда мы придумали такой ход, это потом было и в «Восьми с половиной», автор...
Владислав БОРЕЦКИЙ – А сначала был «Амаркорд»?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Сначала был «Амаркорд» записан, да. Хотя «Восемь с половиной» вышел в 63-м, «Амаркорд» - в 74-м или 73-м. Но у нас... у нас эти фильмы появились только вот в 75-м, по-моему. ...Чтобы одним голосом в паузах, чтоб были слышны реплики всех актёров и персонажей, а у Феллини ведь не только актёры снимались, но, особенно в «Амаркорде», очень много уличных персонажей, которых он просто подыскивал, где-то брал и ставил, и снимал, но у них же тоже был свой тембр голоса, своя манера, там и так далее. Всё это важно было услышать! Так вот, в паузах, очень коротко давать русский текст. Это как бы автор фильма, допустим, сам Феллини или Тонино Гуэрра, если это его сценарий, подсказывают, что говорят персонажи, не играют за них по-русски, а подсказывают, что говорят. Если женщина, не делается такой голосок вдруг...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ничего тут не гримуется, что называется, а просто подсказывает зрителям, о чём идёт речь. А чтоб было слышно героев, подсказку надо было сделать в паузах. Вот это было самое сложное.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Разрезали фильм на маленькие кольца и... итальянская-то речь гораздо более компактная...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Темпераментная...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...темпераментная. И там, где русских пять слов, они успевают сказать пятнадцать! И вот в этом была сложность, чтобы, однако и не торопить, чтобы было понятно и не заглушать голоса актёров. Вот этот принцип, я считаю очень правильным, который мы тогда изобрели...
Владислав БОРЕЦКИЙ – И оба фильма были сделаны вот...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Именно таким образом. Актёры студии Горького, это происходило на студии Горького, ходили и говорили мне: «Старик, ты лишил работы 40 человек!» Я говорю: «Да, послушайте, это же Феллини! Ну, надо же бережнее отнестись просто там... не только там Марчелло, но в данном случае, нет Джульетты Мазины, а когда она есть, вы представляете, ну зачем же её закрывать, я хочу слышать её именно тембр!» Ну, в общем, это вызвало некоторое недовольство актёрской братии, но результат, по-моему, был хороший. Беда была только в том, что «Амаркорд»... Цензура вырезала минут на двадцать. Там есть некоторые сцены...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Там есть некоторые сцены...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...которые нашим «блюстителям нравственности» показались чрезмерно фривольными. Вот. Хотя, я не думаю, чтобы там Тонино Гуэрра и Федерико Феллини были людьми, сомнительными с точки зрения нравственности. Это были люди, которые любят людей и которые симпатизируют своим героям и вообще, что такое... Ну, это мы сейчас говорим всё, а тогда поди поговори!..
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, конечно. Но я так думаю, что они были гораздо более нравственны, чем сами блюстители здесь...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, вероятнее всего, я думаю... тоже так думаю. Вот. Но в итоге получилось так, что вот теперь, например, по телевидению не может пойти «Амаркорд» в нашей редакции студии Горького, в нашем исполнении, просто потому, что... уже хотя бы потому, что там вырезки. «Восемь с половиной» был оставлен полностью, несмотря на то, что Никита Сергеевич Хрущёв заснул при демонстрации этого фильма и был очень гневен на Григория Чухрая, который имел мужество в 1963 году...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...дать этому фильму Гран-при на Московском международном кинофестивале. Хрущёв нервничал, дёргался по этому поводу, но он всё-таки был, в общем... Ну, более или менее терпимо относился ко всему этому, и как вы помните, это состоялось.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это состоялось...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Там тянули фильм «Знакомьтесь, Балуев»...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, был такой...
Виктор ТАТАРСКИЙ – По роману Кожевникова.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но Григорий Наумович Чухрай всё-таки добился того, чтобы именно «Восемь с половиной» Феллини получил Гран-при. Это было очень справедливо и вызвало тогда необычайно хорошую реакцию в обществе у нас.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю!.. Это как раз, когда и Джульетта и Федерико приезжали в Москву?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Был их первый и, увы, единственный визит.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Кажется так, да. Кажется так.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А на фестивальных площадках именно этот вариант был показан, который вот делали Вы?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, наверное, так.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну вот, я пытаюсь сейчас вспомнить... там же и Аниту Экбрег, и Марчелло... говорили... их же переводили или это были субтитры?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я думаю, всё-таки, что во время показа на фестивале это делалось с субтитрами, либо с наушниками. Это ещё нашего варианта не было. Мы же всё это делали...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Позже, да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Позже значительно, да. Это же 63-й, а мы это делали в 75-м. Ну вот, ну... вот так. И после этого, когда мне предлагали сделать что-то с другими картинами, я отказывался, потому что «Амаркорд» Феллини, «Восемь с половиной» Феллини и «Кабаре» Боба Фосса...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот, это третий фильм...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это три. Да, три. Эти фильмы, после которых сложно было бы, что-то... к чему-то бы ещё обращаться. И честно говоря, я ведь занимался всякими разными делами и никогда дубляж меня особенно не интересовал. Но эта работа мне запомнилось на всю жизнь, потому что... Вот когда мы разрезали фильм на кольца, я имею в виду, в первую очередь «Амаркорд», я вдруг увидел такие смешные эпизоды! Это был такой хохот! Я, так «хохотался», как у нас в другом фильме говорят, да, что я не мог продолжать читать текст, не мог! Ибо по многу раз повторяли, потому что при первом просмотре, втором, это не производило такого впечатления, как приди-то, казалось бы, ну, уже надоел, ты уже понял, что ты будешь опять смеяться над одним и тем же анекдотом или шуткой? Ну, не будешь, правда? Здесь всё иначе получилось. Это, кстати, показывает, что, конечно, Феллини - великий художник, великий! Потому что у него столько пластов там, столько подтекстов, столько всего, которые, что ты разглядываешь только уже на третий, пятый, десятый раз и воспринимаешь по-настоящему.
Владислав БОРЕЦКИЙ – В этом смысле, не важно, что читаешь, а важно, что перечитываешь.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – И важно не то, что смотришь, а что пересматриваешь.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, фильмы Феллини нельзя смотреть один раз.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Этого недостаточно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот сейчас у нас будет небольшой перерыв. Я бы хотел вот перед ним, закруглив тему Феллини... одну цитату... это мой коллега Валерий Кичин: «Он, Феллини, был пиком кинематографа. Всё, что до него и всё, что после него - либо подходы к вершине, либо спуск с неё. Он был единственным, кто делал кино стопроцентно авторское, личностное, выражавшее только его фантазию и его жизнь».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Исчерпывающая характеристика!
Владислав БОРЕЦКИЙ – По-моему, очень точно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Очень точно сказано!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не прощаемся. Перерыв буквально на полторы минутки. Я напомню телефон - 633-55-65, всё время забываю с этого начинать. Вернёмся.
«“Действующие лица” на 91,6 Fm!»
Владислав БОРЕЦКИЙ – Продолжаем разговор. «Действующие лица» и Виктор Витальевич Татарский. Виктор Витальевич, ну, январь... январь на дворе, что ж, 43 года программе «Встреча с песней».
Владислав БОРЕЦКИЙ – И как мы сейчас в маленькой паузе проговорили, тысяча...
Виктор ТАТАРСКИЙ – 1100 с чем-то там, по-моему или...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...выпусков
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...около 1100 выпусков.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Так, это же библиотека практически.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, в общем, да. Меня здесь больше всего радует то, что передача, несмотря на смены режимов в государстве, она не делала ни единого перерыва в своём выходе в эфир.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Менялись названия радиостанций, конечно, волны менялись, к сожалению. Ну, что я буду говорить, все помним начало 1990-х годов. Но передача не прерывалась. Она была на одной станции, перешла на другую мягко, потом вернулась на «Радио России», потому что... то есть, на «первую кнопку». И несмотря на всякие заманчивые предложения с других сторон, я считал, что «Встреча с песней» должна быть общероссийской передачей. То есть, её... можно даже не слышать в Москве, но Россия должна её слышать. То есть, это первая кнопка на динамике, на трёхпрограммнике, ну и лучше всего, конечно, слушать по приёмнику, там, где это есть.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И в интернете, на сайте.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, теперь в интернете.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, как пришёл в 1967 году кто мог подумать, что будет такое... такое средство связи, скажем, коммуникации - интернет.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Никто.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А пришёл он и все уже обвыклись с ним.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Это уже примета времени, что называется. И, естественно, программа доступна и на сайте «Радио России», в том числе.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. И часть писем я получаю от...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...электронно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Электронных, да, от тех, кто слушает передачу по интернету.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И не только в России, заметим.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, нет! Это Канада, это Германия... Европа...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это очень ценная вещь. Интернет как раз в этом смысле помогает.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, конечно, конечно. И потом там очень много наших соотечественников...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...бывших или нынешних. Так что, для них это очень важно. Очень важно. Потому что, для них, это, конечно... это особую совершенно тональность имеет эта передача. Потому что, это... я не люблю слово, ну, как это, тоска по прошлому...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ностальгия.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ностальгия. Не очень мне нравится это слово, считаю, что оно такое... Дело не в слове, дело в понятии. Вот. Но у них светлые воспоминания о своей юности, в первую очередь.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, плюс это мостик, мостик живой, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Мостик. Ну и конечно, наш народ, который живёт в России в огромном количестве.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Вот для них это. И совершенно не обязательно, что это люди, так сказать, пожилые или... нет, до тридцати процентов, это молодая аудитория, которая услышала передачу через своих родителей, они её... они к этой передаче подвели своих потомков. И сейчас у некоторых родителей нет, но передача осталась как память о них.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это наследование.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Уже...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, семейное...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, если 43 года, значит мы будем считать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, три поколения...
Владислав БОРЕЦКИЙ – По самому жёсткому социологическому подсчёту, это даже четыре поколения...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...потому что есть... считают... Есть звонок, да? Сейчас мы наденем «ушки»... Алло? Слушаем.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Алло, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Я хочу вас поблагодарить за такого замечательного гостя. Мы уже люди пенсионного возраста и вспоминаем, как мы в молодости бежали домой к вашей передаче, чтобы записать песни, потому что нигде... и музыку, потому что нигде больше мы не могли это услышать. Спасибо вам огромное! И сейчас мы с большим удовольствием слушаем вашу передачу.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот мне очень важно, что когда люди говорят «сейчас слушаем». Потому что, часто говорят «мы слушали». Вот это прошедшее время меня очень огорчает.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, сейчас было «слушаем», да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Сейчас сказали «слушаем», да. Благодарю вас.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, это мне напомнило мой вчерашний эфир. Мой коллега Дмитрий Ухов, мы вспоминали Георгия Гараняна...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вчера было 9 дней Георгию Арамовичу. И он напомнил мне такую программу, как напомнил, я ещё был совсем маленький-маленький, был такой «Час джаза» Уиллиса Коновера.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Тоже бежали в своё время писать музыку, записывать музыку...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всех глушили, конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, естественно!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и его тоже.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он меня назвал как-то «лунным голосом Москвы», за что я получил...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нагоняй?
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...основательный нагоняй председателя ГостелерадиоСергея Георгиевича Лапина: «А! Докатились! Наши враги нас хвалят!..» и так далее.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но приятно было всё-таки?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – А, конечно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Коновер всё-таки!...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А, конечно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – А вот видите как, не случайно вспомнилось, кстати...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А вообще, борьба, извините, вот с руководством тогда, в те годы, она тебя закаляла, она держала тебя в спортивной форме: ах, вы не хотите, так, а мы вот так попробуем... ну, так... Во это, кстати сказать, очень многие чувствуют.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Как не вспомнить Горького: «человека делает противостояние среде».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И в этом же самом здании, где вы сейчас с вами сидим, пятью этажами ниже...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, кабинет...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...небезызвестный кабинет, я так думаю, вас туда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вызывали...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не раз таскали... да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И в присутствии Энвера Назимовича Мамедова - замечательной личности, говорю без всякой иронии, телевизионного начальника...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хотя я к телевидению отношение не имел, но когда Лапин меня распекал, при этом присутствовал Энвер Назимович. Он не произнёс никогда ни единого слова, он только смотрел на меня, на председателя, на меня и на председателя и так далее. Он безукоризненно себя вёл, благородно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но, увидев такую... буферную зону создавал...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...между вами...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он и сидел между нами, далеко, так сказать, большой стол...
Владислав БОРЕЦКИЙ – А Сергей Георгиевич бегал вокруг...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Бегал вокруг стола.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Он же маленький был...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да, тряся листками сотого выпуска «Встречи с песней», который был исчёркан весь красным карандашом...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Им же?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Им, да. Им. Он заинтересовался, видимо, взял сотый выпуск и ему там очень многое не понравилось. Вот так. Ну, сейчас не будем об этом.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ещё звонок.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Алло, слушаем!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Алло, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Меня зовут Таисия. Я вас хочу поблагодарить за всё, что вы сделали, потому что, особенно ваши передачи важны в провинции...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – ...вот. И в провинции очень многие знают ваш голос, даже это говорят: «Ой, Виктор Татарский! Надо бежать слушать». А самое главное, я хотела у вас спросить, почему прекратили вы очень хорошие ваши передачи на телевидении? Вы об изобразительном искусстве говорили очень интересно. Может быть, опять у вас будут эти передачи? Какие планы, вы не скажете? Спасибо вам большое за всё.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо, Таисия!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо вам.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо. Что касается телевизионного цикла «История одного шедевра», который продолжался на Первом канале, тогда ещё Общественного российского телевидения в течение почти 7 лет. Это огромный был срок для 1990-х годов, где речь шла... сначала мы показывали Третьяковскую галерею, затем Русский музей, затем Музеи Кремля...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я помню эту программу, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это и так огромный срок...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это ОРТ ещё, да?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, ОРТ. И я думаю, здесь две причины. Они касаются деятельности генерального продюсера, который тогда был Сергей Леонидович Шумаков, который, по-моему, сейчас он является директором...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Телеканала «Культура»
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...телеканала «Культура». Дай Бог ему здоровья и успеха на новом поприще! Именно при нём. Он всегда был генеральным продюсером этого цикла и когда он ушёл с Первого канала, вскоре и прекратился цикл. Всё у нас как всегда заклинивается на одном человеке, всё от людей, понимаете?
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, хорошо, хоть сейчас поле деятельности у Сергея Леонидовича есть, сохранилось...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Ну,конечно, конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – И он всегда был культуроцентричным человеком.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И потом, человек на своем месте, как никто.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И вот когда его не стало, он ушёл, то есть, с канала с Первого, то так всё... тихонечко всё и прекратилось. Цикл мог бы продолжаться, потому что Третьяковская галерея... мы не показали и одной...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Десятой...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Сотой, тысячной...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, нет, сотой, если не меньше!
Владислав БОРЕЦКИЙ – А если уж говорить о Русском музее...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Так там один корпус Бенуа, это уже на год, если не больше.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – О чём разговор!.. Ваш родной, кстати, город...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Мой родной город.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...город. Потому что вы петербуржец...
Виктор ТАТАРСКИЙ – С 1939 года. Я там родился...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...с рождения, да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и просидел всю блокаду в Доме малютки.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, а Москва встретила, как я читал в одном из интервью, «собачачьей площадкой»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...и хулиганьём.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хулиганьё в округе.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И как-то стало грустно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот это то, что в «Место встречи изменить нельзя» абсолютно один к одному арбатские переулки, Собачья площадка середины, вернее, второй половины 1940-х годов.
Владислав БОРЕЦКИЙ – 40-х годов...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Абсолютно точно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы когда в Москву? В 46-м...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В 1946-м по-моему, меня перевезли.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А! Ну, это как раз время... время действия фильма...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...«Место встречи...»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Как раз самое-самое послевоенное первое время. И как пел Булат Шалвович, это вы мне напомнили, «заходят люди в мой...»
Виктор ТАТАРСКИЙ – «...и ходят оккупанты в мой зоомагазин». Совершенно верно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. А вы жили рядом с зоомагазином?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я просто сейчас живу в этом доме. А раньше я жил на Собачьей площадке - это 10 минут от старого... нынешнего старого Арбата...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Арбата, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – По прямой через улицу Вахтангова.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Дом-то остался?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Снесли...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Там «Мелодия»...
Владислав БОРЕЦКИЙ – А!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Магазин «Мелодия». Сейчас уже и «Мелодии» нет...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Так там же рядом Лермонтовский дом, деревянный...
Виктор ТАТАРСКИЙ – На Молчановке...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...на Молчановке...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...сбоку, да, да, да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это совсем там несколько метров...
Виктор ТАТАРСКИЙ – И там моя школа 103-я, в которой я учился в Москве. Хулиганистая школа безумно, но... но я там начал вести театральный кружок, будучи семиклассником. И занимались у меня девяти- и десятиклассники.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А, уже тогда было...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот тогда меня перестали отчаянно лупить, зауважав.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, конечно! А то, не дам роль.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Хочешь сыграть Тимура?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, вот будь любезен. Но потом было Щепкинское училище...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Потом было ещё... были промежутки - и астраханский театр, куда я поехал до поступления в театральный вуз. Посмотрел я это дело всё и сказал: не буду я ни в каком театре... у меня будет Театр одного актёра.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Достаточно, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вернулся. Поехал в Мурманск, поработал на радио и телевидении год, а уж потом было поступление в Щепкинской училище на курс Игоря Владимировича Ильинского.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А потом, этот курс взял Михаил Иванович Царёв...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Михаил Иванович... В разные годы...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, вы учились у двух...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...очень разных. Хотя у них... они оба ученики как бы Мейерхольда (я говорю здесь «как бы», именно)...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...ставлю вопросительный знак, потому что они исключительно разные. Конечно, Ильинский по масштабу...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...актёрскому...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...диапазону дарования совершенно несоизмерим с Царёвым. Понятно. Но всё равно и Михаил Иванович был очень интересен в некоторых работах. А как педагоги, они были... просто своим присутствием они нас направляли туда, куда нужно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю... Входит в аудиторию и уже хочется...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...привстать.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А уже вставали всегда обязательно, независимо от чего. Вот. Но Ильинский мне как-то был ближе, Игорь Владимирович. Просто по-человечески...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Теплее.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Теплее, да и... ну, в общем... да и работал он со мной больше, чем с другими.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Именно с вами?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Именно со мной.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Значит, выделял.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он меня взял сразу, по-моему, на второй, что ли, курс, я уж сейчас не помню... да... я шёл вне... просто пришёл и попросился. Уже был набран курс. Нет, был первый, но он был набран. Ну, вот. Так что, школа такая. А самая главная школа - это жизнь. И «Встреча с песней»... Я, собственно, не журналист по профессии, никакой, но она меня вынудила быть журналистом. Я не знаю, как это называется... или «почтальоном Печкиным», который всё время, каждый день имеет дело с письмами, вот...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Сподвигла.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Сподвигла.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но ведь вы первый раз появились на радио в 1961-м.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И где-то в 1963-м Онегин Гаджикасимов, автор песен...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...в общем, фигура по тем временам известная... а вам же... это с его лёгкой руки, как я понимаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – С его. Он был тогда мужем моей сводной сестры и он меня привел на радио, на Качалова - на улицу Качалова (Малая Никитская сейчас) и сказал главному режиссёру: «Попробуй этого парня». Это было параллельно с театральным вузом. Поэтому, я начал работать на радио параллельно со Щепкинским училищем. Вот. А «Встреча с песней» возникла... то есть, самостоятельное дело мне разрешили сделать только в январе 1967 года.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А как это произошло? Начальство вызвало и сказало: «Вот, будешь делать»?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, нет, нет. Это было предложение, исходившие от меня самого. И в общем, начальство не возражало. Надо заметить, что до 1968 года было некоторое послабление.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но да, в августе началось...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А потом началось Бог весть что, да, конечно. И вот там бы уже это не проскочило. Вот. А в январе 1967 года и Леонид Ильич ещё был такой, довольно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Молодой...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...молодой и либеральный, и даже идеологический аппарат не зверствовал. Вот. А потом начали, конечно, резать передачу, до 10 минут из часовой передачи вырезали текст.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А оставляли 10 минут всего?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Или вырезали 10 минут?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вырезали 10 минут. Ну, из часовой передачи это немного...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это существенно!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Так она же имеет свою конструкцию внутреннюю...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот так. Так что, всё было... Всё было. Главное, что мне до сих пор читать письма интересно, до сих пор ищутся какие-то произведения - записи их. И определяются, и ищутся записи, и этот процесс очень интересен. Вообще, я считаю, результат - ничто, процесс - всё. Ну, результат - ты порадовался там, услышал удачный выпуск...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это «троцкизм»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Очень может быть!
Владислав БОРЕЦКИЙ – «Цель - ничто, движение - всё»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Не знаю, очень может быть.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но мне это важно... я считаю, в любой работе. Вы же на работу затрачиваете огромное количество времени, а какой её результат? Ну да... А процесс-то гораздо больше занимает времени, энергии, сил - всего, да?.. Вот этот процесс должен быть интересным. И вот пока мне этот процесс интересен, я буду делать «Встречу с песней». Тем более, что писем достаточно, материала мне хватает.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот писем достаточно. А значит ли это, что каждое письмо вы читаете?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Обязательно каждое!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Сам?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Сам. Обязательно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы уже давно без редактора...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – У вас была прекрасная...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Тереза Владиславовна Рымшевич была редактором долгие годы, а потом её сменила Татьяна Сергеевна Зубова, тоже замечательная, тогда ещё девушка, член Партии, которая, несмотря...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это её не портило...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...на угрозу положить партбилет на стол...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ах, вот как!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...сражалась с цензурой за «Встречу с песней». Сражалась! Никто из членов Партии по этому поводу никогда не выступал.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это страшный кошмар для члена Партии - положить билет на стол!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Более того, она ещё была на сносях в это время...
Владислав БОРЕЦКИЙ – О, Господи!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всё вместе! Можете себе представить?! Вот, героизм! Я её до сих пор необычайно чту и уважаю за это. Ну вот. А с девяносто, какого-то там, седьмого, что ли, года я работаю совершенно один и читаю обязательно все письма. Заранее я приношу сразу ещё извинения тем слушателям, чьи письма не попадают в передачу, но что же делать... что же делать - в каждом выпуске десять писем примерно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, примерно так.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А передача получает порой до пятисот в месяц. Ну, вы поймите, посчитайте, да - два, иногда три раза в месяц. Ну, это же невозможно, да? Поэтому, ради Бога, не обижайтесь, вот, если не слышите своё письмо, Во-первых, иногда надо подождать, а во-вторых, ну даже если ваше письмо не прозвучало, вы же его написали. Вы же выговорились. Это же тоже важно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Некоторые мне пишут: хорошо, что вот я написал, стало как-то полегче. Ну вот, и это хорошо тоже. Нельзя требовать невозможного.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но это такое терапевтическое действие...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В общем, да. Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Во многом.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И я-то стараюсь у микрофона, там, при записи «Встречи...» быть... наиболее... иметь такое благоприятное благорасположение к людям. Я не всегда им обладаю, потому что у меня иногда бывают взрывы, заносы, и Бог весть что. Но здесь я стараюсь быть мягким, терпеливым и... и далее по списку.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, понятно. Ну, Виктор Витальевич, вы взвалили 43 года на себя, в общем, такую ношу серьёзную. Потому что, если вы пропускаете каждое письмо через себя, особенно тех корреспондентов, которых вы берёте в программу...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...это ж должно быть личное отношение, а это затраты серьёзные.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А как же! Давление артериальное до записи передачи 130, после записи 210. Почувствуете разницу...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это гипокрис...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Как мне сказал начальник службы радио «Культура» Максим Осипов, как-то я выходил из студии, а мы с ним одно время делали, он был режиссёром...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, я знаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...он говорит: «Виктор Витальевич, это не давление, а напряжение», что очень точно. Это же не давление, а напряжение...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Напряжение в сети... да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот. И, несмотря даже на положительные эмоции, всё равно, затрата, отдача идёт очень большая, конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, я думаю... я думаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, это нормально. А как же можно с холодным сердцем всё это делать?! Это же люди живые, я их вижу, я их чувствую...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, «холодная», чего-то там и «горячая», это чекисты.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я сопереживаю. Да, мы далеки...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это другое, да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И поэтому, конечно, даже когда гневаюсь на них, что тоже бывает, ну, всё это... все нормально.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ещё звонок. Берём «ушки». Алло!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Алло, алло!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Я в эфире?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Сергей Николаевич. Добрый день!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Добрый день!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Виктор Витальевич, спасибо вам большое! Вы нашу жизнь, как говорится, богаче.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – А у меня к вам два вопроса. Вот вступительная музыка к передаче «На всех широтах». Это группа была, «Terry Dactyl and The Dinosaurs», по-моему, да? А вот, к «Запишите на ваши магнитофоны» какая была у вас тогда музыка? Мы тут с друзьями заспорили, вспоминая.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, не буду врать, не помню. Честно говоря, просто не помню. Кстати, я сейчас во «Встречу с песней», иногда... иногда буду включать кадры из тех передач - «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». Я их обнаружил, ну, не все, но часть какую-то. И там обязательно будет заставка этой передачи. Но так как я никогда не был... как это называется, ну... коллекционером записей...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Меломаном...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Меломаном не был и ничего никогда не собирал, то я и кое-чего и не знаю. Вот в частности, в области зарубежной музыки. Может быть, определимся, когда это будет в эфире и я сообщу.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Хорошо.
Виктор ТАТАРСКИЙ – А второй вопрос, Сергей Николаевич?
Владислав БОРЕЦКИЙ – А второй... А Сергей Николаевич убежал.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он сказал: «У меня два вопроса», ну, что же...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Убежал, да... Хорошо. О фонотеке я хотел спросить. Ведь у программы, как я понимаю, у вас в архиве наверняка все записи есть, всех программ.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, нет, конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это что значит «в архиве»? В моём архиве?
Владислав БОРЕЦКИЙ – В личном. Или его нет?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Записи передач вы имеете в виду?
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да. Или их нет?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет. Они только появились в 2001 году.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ой, как поздно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Поздно. А потому что до этого как-то... ну, мы как-то думали: всегда найдём, всегда получим в Фонде. Всё же сдавалось в Фонд.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но в Фонде они есть?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Они в Фонде все есть.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Потому что, если будет, там, 1500 выпуск. Это ж юбилей! То хорошо было бы... интересно было бы послушать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Первый.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Первый выпуск.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно. Конечно. Они в Фонде есть.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Январь 1967 года.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Я неправильно, неточно понял ваш вопрос. В принципе, они, конечно, есть. Я надеюсь, ума хватит у нашего Гостелерадиофонда не размагничивать эти...
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, они там, на Малой Никитской...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это же уникальные вещи! Там... это ещё и в другом месте... но их достать можно. Но там есть такие вещи, которых уже в фонотеке нет давно - они потеряны или размагничены, а во «Встрече с песней» они есть. Поэтому, когда мне нужна какая-то очень редкая вещь, я разыскиваю в своих архивах сведения о ней и нахожу. Допустим, это 46 выпуск «Встрече с песней»...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и выписываю.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я не хочу культивировать «синдром Плюшкина», но всё-таки, такие вещи должны быть, а тем более, как вы сейчас сказали, что их нет в основной фонотеке.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Может не быть, да уже многого нет...
Владислав БОРЕЦКИЙ – А какие-то вещи, какие-то исполнители...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да. Уже не раз с этим сталкивался.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Хорошо. Ну вот, а как удавалось всё-таки обойти вот эти вот «валуны», потому что Лещенко, я имею в виду...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Пётр.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Петра. Аллу Баянову, дай Бог ей здоровья, сейчас она прихворнула. Мы желаем скорейшего выздоровления. Ну, я не знаю, Леонида Осиповича Утёсова, там и так далее...
Виктор ТАТАРСКИЙ – С военными... то есть, с песнями неизвестными.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. И потом, эти исполнители тоже не всегда были, ну, что ли, обласканы властью...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Далеко нет, далеко... Мне звонила Лидия Андреевна Русланова. Уж казалось бы...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Казалось...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...потом, к ней вопросов уже не было. Там, в 60-х годах. Да, в 67-м - 68-м - «Витенька, сыночек, спасибо, что ты меня вытащил...» Потому что с ней... раз Русланову, то «Валенки».
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё. Как будто она больше ничего не пела. Также было и с Утёсовым, который тоже очень был благодарен «Встрече с песней» и мне за то, что я стал впервые давать его полузапретные вещи. Это вызывало, конечно, большие нарекания у руководства и у цензуры. И когда я приносил статью об Алле Баяновой, напечатанной в газете «Советская культура», в ответ на то «Зачем вы даёте мигрантку?» Я говорю: «Вот посмотрите, статья!» Мне цензура говорила наша: «Знаете что, газета - это газета, да ещё “Культура”... Её могут прочесть, могут не прочесть. А радио - это мощное средство пропаганды!»
Владислав БОРЕЦКИЙ – Извините, пожалуйста...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот так!
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...газета «Советская культура» - это центральная пресса, это орган, между прочим, ЦК КПСС...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это не орган ЦК КПСС...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это орган!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...это мы всё, разобрались тогда - это газета Центрального комитета Партии....
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это газета Центрального...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но не орган. Орган - «Известия».
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, но там написано: «газета ЦК», всё равно! «ЦК» там стояло.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Правильно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да что ж, дорогой мой!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...вот именно этим языком я и разговаривал с ними.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё равно, далеко не сразу разрешили давать Баянову, далеко не сразу. По-моему... но всё равно, она у нас впервые во «Встрече...» прозвучала.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, я знаю, я об этом говорил.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Что касается Петра Лещенко, та же история была.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Тоже эмигрант.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно, конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – И Козин, который был репрессирован и сидел там в Магадане и так далее. Все эти персонажи проходили с большим скрипом. А Высоцкого мне не давали вплоть до времён Горбачёва. Не давали и всё! Я ставил, они вырезали, я ставил, они вырезали! То есть всегда на день его рождения, допустим...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я ставил кадр и один раз пытался на 9 Мая поставить «Братские могилы». Ну что за песню, что такое?!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...они вырезали, сказав мне: «Дело не в песне, дело самом Высоцком. Его нет у нас в эфире и не будет!» Вот так. Так что...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...всё это было... сражение.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Они же ешё и тексты литовали, как я понимаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А как же!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот как было с песней Владимира Дыховичного «...нальём в свою походную кружку...»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, «...свои боевые сто грамм». Конечно. То есть, они смотрели тексты, слушали тексты, слушали песни, они вообще внимательно... Там их человек 15 работало. Это назывался...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Главлит.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...главлит, но он так скромнее назывался - Плановый отдел, что-то так «припорошено» называлось.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Здесь было точно вот... шестью этажами ниже, на втором этаже... каморочка такая...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, я с ними имел дело всегда, после каждого выпуска, да. Потом уже Таня Зубова стала меня подменять, сама с ним общалась, как я вам уже рассказывал, брала на себя этот груз, но в итоге редко, когда что получалось обмануть. Редко.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я потом... У нас остаётся ещё минута, а я потом вам расскажу, как мы по молодости в начале 80-х обходили эти камни, но тогда уже появилась возможность пользоваться записями вашего родного Ленинградского телевидения.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ага...
Владислав БОРЕЦКИЙ – И мы просто ставили, обманным путём ставили в скобочках «запись Ленинградского ТВ», вот.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И всё.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вроде бы, хотя...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, уже появилась программа «Музыкальный ринг» и оттуда мы, значит, вырезали из трансляции. Ну, много было всяких «партизанщин».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот. Но, тем не менее, программа «Встреча с песней» жива, слава Богу. С чем я поздравляю и нас, и вас.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Благодарю вас.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот. И, прежде всего, конечно, здоровья. Вот, Виктор Витальевич Татарский.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И вам не хворать.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо! Это были «Действующие лица». И мы мило, по-моему, побеседовали...
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.