RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

«Действующие лица»:
Виктор Татарский



Диалоги с теми, кто знает больше других, кто может повлиять на развитие событий
В эфире - «Действующие лица искусства»

Радиостанция «Культура», 20 января 2010 года, 14 часов 5 минут:


Владислав БОРЕЦКИЙ – Совершенно верно, «Действующие лица». Владислав Борецкий в студии. Бесконечно рад приветствовать визави себя же, моего коллегу, радиоведущего, журналиста, телеведущего, заслуженного артиста России Виктора Татарского. Виктор Витальевич, здравствуйте!

Виктор ТАТАРСКИЙДобрый день, Владислав! Добрый день, уважаемые слушатели радио «Культура»!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Начнем сегодня с... ну, как, со знаменательного повода. Сегодня 90 лет великому Федерико Феллини, и я знаю, что у вас есть свой опыт работы, если не лично с мастером, то с его жемчужинами...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...с его двумя великими фильмами «Восемь с половиной» и...

Виктор ТАТАРСКИЙ – «Амаркорд»

Владислав БОРЕЦКИЙ – «Амаркорд». Причём разнос, как я понял, 63 - 73

Виктор ТАТАРСКИЙ – 63 и 73... 74, там... разные есть даты.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну вот как... как это состоялось? У вас было вообще три фильма, как я знаю...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Всего три.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Три иностранных фильма.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Скажем так...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Наших вообще не было...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Потому, что я, как говорила Раневская, что мне пробовать, я на пробы не хожу, не езжу...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...меня снимать надо. Так, как я ни для кого интереса не представлял, а на пробы я не ездил, то у меня фактически три фильма, но за исключением советских документальных в большом количестве, научных там и так далее. Но здесь принципиально меня заинтересовало вот что. Я не люблю дублированных фильмов. Я вообще считаю, что наши фильмы, которые дублировались актёрами нашими, зарубежные фильмы, да? Это была очень сомнительная практика в том смысле, что наши актёры... там разное было время... когда были замечательные актёры наши Кенигсон, Весник, Дружников, Караваева, ну и так далее, там полно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да и Караченцов...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно, и Коля Караченцов. Но потом стало «пожиже» немножко, но дело всё в том, что самое-то главное, что они забивали голоса актёров, которые снимались в этих фильмах. И если бы это был какой-то сериал рядовой, Бог с ним. Но мне хочется слышать голос артиста, это же составная, неотъемлемая часть художественного образа, который он создает.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, как же я могу прорываться сквозь голос человека, который мне по-русски, всё это излагает, причём чаще всего играет сам. А когда актёры, так сказать, такого невысокого уровня, то они ещё пытаются сыграть... использовать это, чтобы сыграть все роли, которые ими не были сыграны.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, конечно, конечно... Самореализация такая...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, да. Но это, конечно, очень тяжело мною всегда воспринималось и я никогда не шёл на дублирование фильмов в коллективе. Знаете, когда там 15, 20, 30 человек. Мне это было просто и неинтересно, и потом я был принципиальным противником. Но, кажется в 1975 году актриса и режиссёр Виктория Леонидовна Чаева, которая, кстати, сама дублировала в своё время Лолиту Торрес - знаменитую аргентинскую актрису, она предложила мне сначала один - это был фильм Федерико Феллини «Амаркорд» - сделать всё, весь текст, подачу текста, одним голосом - моим, не играя. И тогда мы придумали такой ход, это потом было и в «Восьми с половиной», автор...

Владислав БОРЕЦКИЙ – А сначала был «Амаркорд»?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Сначала был «Амаркорд» записан, да. Хотя «Восемь с половиной» вышел в 63-м, «Амаркорд» - в 74-м или 73-м. Но у нас... у нас эти фильмы появились только вот в 75-м, по-моему. ...Чтобы одним голосом в паузах, чтоб были слышны реплики всех актёров и персонажей, а у Феллини ведь не только актёры снимались, но, особенно в «Амаркорде», очень много уличных персонажей, которых он просто подыскивал, где-то брал и ставил, и снимал, но у них же тоже был свой тембр голоса, своя манера, там и так далее. Всё это важно было услышать! Так вот, в паузах, очень коротко давать русский текст. Это как бы автор фильма, допустим, сам Феллини или Тонино Гуэрра, если это его сценарий, подсказывают, что говорят персонажи, не играют за них по-русски, а подсказывают, что говорят. Если женщина, не делается такой голосок вдруг...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да, да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ничего тут не гримуется, что называется, а просто подсказывает зрителям, о чём идёт речь. А чтоб было слышно героев, подсказку надо было сделать в паузах. Вот это было самое сложное.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – Разрезали фильм на маленькие кольца и... итальянская-то речь гораздо более компактная...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Темпераментная...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...темпераментная. И там, где русских пять слов, они успевают сказать пятнадцать! И вот в этом была сложность, чтобы, однако и не торопить, чтобы было понятно и не заглушать голоса актёров. Вот этот принцип, я считаю очень правильным, который мы тогда изобрели...

Владислав БОРЕЦКИЙ – И оба фильма были сделаны вот...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Именно таким образом. Актёры студии Горького, это происходило на студии Горького, ходили и говорили мне: «Старик, ты лишил работы 40 человек!» Я говорю: «Да, послушайте, это же Феллини! Ну, надо же бережнее отнестись просто там... не только там Марчелло, но в данном случае, нет Джульетты Мазины, а когда она есть, вы представляете, ну зачем же её закрывать, я хочу слышать её именно тембр!» Ну, в общем, это вызвало некоторое недовольство актёрской братии, но результат, по-моему, был хороший. Беда была только в том, что «Амаркорд»... Цензура вырезала минут на двадцать. Там есть некоторые сцены...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Там есть некоторые сцены...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...которые нашим «блюстителям нравственности» показались чрезмерно фривольными. Вот. Хотя, я не думаю, чтобы там Тонино Гуэрра и Федерико Феллини были людьми, сомнительными с точки зрения нравственности. Это были люди, которые любят людей и которые симпатизируют своим героям и вообще, что такое... Ну, это мы сейчас говорим всё, а тогда поди поговори!..

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, конечно. Но я так думаю, что они были гораздо более нравственны, чем сами блюстители здесь...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, вероятнее всего, я думаю... тоже так думаю. Вот. Но в итоге получилось так, что вот теперь, например, по телевидению не может пойти «Амаркорд» в нашей редакции студии Горького, в нашем исполнении, просто потому, что... уже хотя бы потому, что там вырезки. «Восемь с половиной» был оставлен полностью, несмотря на то, что Никита Сергеевич Хрущёв заснул при демонстрации этого фильма и был очень гневен на Григория Чухрая, который имел мужество в 1963 году...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...дать этому фильму Гран-при на Московском международном кинофестивале. Хрущёв нервничал, дёргался по этому поводу, но он всё-таки был, в общем... Ну, более или менее терпимо относился ко всему этому, и как вы помните, это состоялось.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это состоялось...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Там тянули фильм «Знакомьтесь, Балуев»...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, был такой...

Виктор ТАТАРСКИЙ – По роману Кожевникова.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Но Григорий Наумович Чухрай всё-таки добился того, чтобы именно «Восемь с половиной» Феллини получил Гран-при. Это было очень справедливо и вызвало тогда необычайно хорошую реакцию в обществе у нас.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю!.. Это как раз, когда и Джульетта и Федерико приезжали в Москву?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Был их первый и, увы, единственный визит.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Кажется так, да. Кажется так.

Владислав БОРЕЦКИЙ – А на фестивальных площадках именно этот вариант был показан, который вот делали Вы?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, наверное, так.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну вот, я пытаюсь сейчас вспомнить... там же и Аниту Экбрег, и Марчелло... говорили... их же переводили или это были субтитры?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Я думаю, всё-таки, что во время показа на фестивале это делалось с субтитрами, либо с наушниками. Это ещё нашего варианта не было. Мы же всё это делали...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Позже, да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Позже значительно, да. Это же 63-й, а мы это делали в 75-м. Ну вот, ну... вот так. И после этого, когда мне предлагали сделать что-то с другими картинами, я отказывался, потому что «Амаркорд» Феллини, «Восемь с половиной» Феллини и «Кабаре» Боба Фосса...

Заглавный титр кинофильма «Кабаре». Режиссёр Боб Фосс, 1972 год

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот, это третий фильм...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это три. Да, три. Эти фильмы, после которых сложно было бы, что-то... к чему-то бы ещё обращаться. И честно говоря, я ведь занимался всякими разными делами и никогда дубляж меня особенно не интересовал. Но эта работа мне запомнилось на всю жизнь, потому что... Вот когда мы разрезали фильм на кольца, я имею в виду, в первую очередь «Амаркорд», я вдруг увидел такие смешные эпизоды! Это был такой хохот! Я, так «хохотался», как у нас в другом фильме говорят, да, что я не мог продолжать читать текст, не мог! Ибо по многу раз повторяли, потому что при первом просмотре, втором, это не производило такого впечатления, как приди-то, казалось бы, ну, уже надоел, ты уже понял, что ты будешь опять смеяться над одним и тем же анекдотом или шуткой? Ну, не будешь, правда? Здесь всё иначе получилось. Это, кстати, показывает, что, конечно, Феллини - великий художник, великий! Потому что у него столько пластов там, столько подтекстов, столько всего, которые, что ты разглядываешь только уже на третий, пятый, десятый раз и воспринимаешь по-настоящему.

Владислав БОРЕЦКИЙ – В этом смысле, не важно, что читаешь, а важно, что перечитываешь.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – И важно не то, что смотришь, а что пересматриваешь.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, фильмы Феллини нельзя смотреть один раз.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Этого недостаточно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот сейчас у нас будет небольшой перерыв. Я бы хотел вот перед ним, закруглив тему Феллини... одну цитату... это мой коллега Валерий Кичин: «Он, Феллини, был пиком кинематографа. Всё, что до него и всё, что после него - либо подходы к вершине, либо спуск с неё. Он был единственным, кто делал кино стопроцентно авторское, личностное, выражавшее только его фантазию и его жизнь».

Виктор ТАТАРСКИЙ – Исчерпывающая характеристика!

Владислав БОРЕЦКИЙ – По-моему, очень точно.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Очень точно сказано!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Не прощаемся. Перерыв буквально на полторы минутки. Я напомню телефон - 633-55-65, всё время забываю с этого начинать. Вернёмся.

«“Действующие лица” на 91,6 Fm!»

Владислав БОРЕЦКИЙ – Продолжаем разговор. «Действующие лица» и Виктор Витальевич Татарский. Виктор Витальевич, ну, январь... январь на дворе, что ж, 43 года программе «Встреча с песней».

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, 43. 31 января - 43 года.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И как мы сейчас в маленькой паузе проговорили, тысяча...

Виктор ТАТАРСКИЙ – 1100 с чем-то там, по-моему или...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...выпусков

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...около 1100 выпусков.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Так, это же библиотека практически.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, в общем, да. Меня здесь больше всего радует то, что передача, несмотря на смены режимов в государстве, она не делала ни единого перерыва в своём выходе в эфир.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Менялись названия радиостанций, конечно, волны менялись, к сожалению. Ну, что я буду говорить, все помним начало 1990-х годов. Но передача не прерывалась. Она была на одной станции, перешла на другую мягко, потом вернулась на «Радио России», потому что... то есть, на «первую кнопку». И несмотря на всякие заманчивые предложения с других сторон, я считал, что «Встреча с песней» должна быть общероссийской передачей. То есть, её... можно даже не слышать в Москве, но Россия должна её слышать. То есть, это первая кнопка на динамике, на трёхпрограммнике, ну и лучше всего, конечно, слушать по приёмнику, там, где это есть.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И в интернете, на сайте.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, теперь в интернете.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, как пришёл в 1967 году кто мог подумать, что будет такое... такое средство связи, скажем, коммуникации - интернет.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Никто.

Виктор ТАТАРСКИЙ – А пришёл он и все уже обвыклись с ним.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Это уже примета времени, что называется. И, естественно, программа доступна и на сайте «Радио России», в том числе.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. И часть писем я получаю от...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...электронно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Электронных, да, от тех, кто слушает передачу по интернету.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И не только в России, заметим.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, нет! Это Канада, это Германия... Европа...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это очень ценная вещь. Интернет как раз в этом смысле помогает.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, конечно, конечно. И потом там очень много наших соотечественников...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...бывших или нынешних. Так что, для них это очень важно. Очень важно. Потому что, для них, это, конечно... это особую совершенно тональность имеет эта передача. Потому что, это... я не люблю слово, ну, как это, тоска по прошлому...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ностальгия.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ностальгия. Не очень мне нравится это слово, считаю, что оно такое... Дело не в слове, дело в понятии. Вот. Но у них светлые воспоминания о своей юности, в первую очередь.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, плюс это мостик, мостик живой, да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Мостик. Ну и конечно, наш народ, который живёт в России в огромном количестве.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Вот для них это. И совершенно не обязательно, что это люди, так сказать, пожилые или... нет, до тридцати процентов, это молодая аудитория, которая услышала передачу через своих родителей, они её... они к этой передаче подвели своих потомков. И сейчас у некоторых родителей нет, но передача осталась как память о них.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это наследование.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Уже...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, семейное...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, если 43 года, значит мы будем считать...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, три поколения...

Владислав БОРЕЦКИЙ – По самому жёсткому социологическому подсчёту, это даже четыре поколения...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...потому что есть... считают... Есть звонок, да? Сейчас мы наденем «ушки»... Алло? Слушаем.

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Алло, здравствуйте!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Я хочу вас поблагодарить за такого замечательного гостя. Мы уже люди пенсионного возраста и вспоминаем, как мы в молодости бежали домой к вашей передаче, чтобы записать песни, потому что нигде... и музыку, потому что нигде больше мы не могли это услышать. Спасибо вам огромное! И сейчас мы с большим удовольствием слушаем вашу передачу.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот мне очень важно, что когда люди говорят «сейчас слушаем». Потому что, часто говорят «мы слушали». Вот это прошедшее время меня очень огорчает.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, сейчас было «слушаем», да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Сейчас сказали «слушаем», да. Благодарю вас.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, это мне напомнило мой вчерашний эфир. Мой коллега Дмитрий Ухов, мы вспоминали Георгия Гараняна...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вчера было 9 дней Георгию Арамовичу. И он напомнил мне такую программу, как напомнил, я ещё был совсем маленький-маленький, был такой «Час джаза» Уиллиса Коновера.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Тоже бежали в своё время писать музыку, записывать музыку...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Всех глушили, конечно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, естественно!

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и его тоже.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Он меня назвал как-то «лунным голосом Москвы», за что я получил...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Нагоняй?

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...основательный нагоняй председателя Гостелерадио Сергея Георгиевича Лапина: «А! Докатились! Наши враги нас хвалят!..» и так далее.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но приятно было всё-таки?..

Виктор ТАТАРСКИЙ – А, конечно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Коновер всё-таки!...

Виктор ТАТАРСКИЙ – А, конечно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – А вот видите как, не случайно вспомнилось, кстати...

Виктор ТАТАРСКИЙ – А вообще, борьба, извините, вот с руководством тогда, в те годы, она тебя закаляла, она держала тебя в спортивной форме: ах, вы не хотите, так, а мы вот так попробуем... ну, так... Во это, кстати сказать, очень многие чувствуют.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Как не вспомнить Горького: «человека делает противостояние среде».

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И в этом же самом здании, где вы сейчас с вами сидим, пятью этажами ниже...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, кабинет...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...небезызвестный кабинет, я так думаю, вас туда...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вызывали...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Не раз таскали... да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И в присутствии Энвера Назимовича Мамедова - замечательной личности, говорю без всякой иронии, телевизионного начальника...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Хотя я к телевидению отношение не имел, но когда Лапин меня распекал, при этом присутствовал Энвер Назимович. Он не произнёс никогда ни единого слова, он только смотрел на меня, на председателя, на меня и на председателя и так далее. Он безукоризненно себя вёл, благородно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но, увидев такую... буферную зону создавал...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...между вами...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Он и сидел между нами, далеко, так сказать, большой стол...

Владислав БОРЕЦКИЙ – А Сергей Георгиевич бегал вокруг...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Бегал вокруг стола.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Он же маленький был...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да, тряся листками сотого выпуска «Встречи с песней», который был исчёркан весь красным карандашом...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Им же?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Им, да. Им. Он заинтересовался, видимо, взял сотый выпуск и ему там очень многое не понравилось. Вот так. Ну, сейчас не будем об этом.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ещё звонок.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Алло, слушаем!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Алло, здравствуйте!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – Меня зовут Таисия. Я вас хочу поблагодарить за всё, что вы сделали, потому что, особенно ваши передачи важны в провинции...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА – ...вот. И в провинции очень многие знают ваш голос, даже это говорят: «Ой, Виктор Татарский! Надо бежать слушать». А самое главное, я хотела у вас спросить, почему прекратили вы очень хорошие ваши передачи на телевидении? Вы об изобразительном искусстве говорили очень интересно. Может быть, опять у вас будут эти передачи? Какие планы, вы не скажете? Спасибо вам большое за всё.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо, Таисия!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо вам.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо. Что касается телевизионного цикла «История одного шедевра», который продолжался на Первом канале, тогда ещё Общественного российского телевидения в течение почти 7 лет. Это огромный был срок для 1990-х годов, где речь шла... сначала мы показывали Третьяковскую галерею, затем Русский музей, затем Музеи Кремля...

Виктор Витальевич Татарский на съёмках цикла «История одного шедевра»

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я помню эту программу, да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это и так огромный срок...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это ОРТ ещё, да?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, ОРТ. И я думаю, здесь две причины. Они касаются деятельности генерального продюсера, который тогда был Сергей Леонидович Шумаков, который, по-моему, сейчас он является директором...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Телеканала «Культура»

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...телеканала «Культура». Дай Бог ему здоровья и успеха на новом поприще! Именно при нём. Он всегда был генеральным продюсером этого цикла и когда он ушёл с Первого канала, вскоре и прекратился цикл. Всё у нас как всегда заклинивается на одном человеке, всё от людей, понимаете?

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, хорошо, хоть сейчас поле деятельности у Сергея Леонидовича есть, сохранилось...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Ну,конечно, конечно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – И он всегда был культуроцентричным человеком.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И потом, человек на своем месте, как никто.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И вот когда его не стало, он ушёл, то есть, с канала с Первого, то так всё... тихонечко всё и прекратилось. Цикл мог бы продолжаться, потому что Третьяковская галерея... мы не показали и одной...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Десятой...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Сотой, тысячной...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, конечно.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, нет, сотой, если не меньше!

Владислав БОРЕЦКИЙ – А если уж говорить о Русском музее...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Так там один корпус Бенуа, это уже на год, если не больше.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – О чём разговор!.. Ваш родной, кстати, город...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Мой родной город.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...город. Потому что вы петербуржец...

Виктор ТАТАРСКИЙ – С 1939 года. Я там родился...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...с рождения, да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и просидел всю блокаду в Доме малютки.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, а Москва встретила, как я читал в одном из интервью, «собачачьей площадкой»...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...и хулиганьём.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Хулиганьё в округе.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И как-то стало грустно...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот это то, что в «Место встречи изменить нельзя» абсолютно один к одному арбатские переулки, Собачья площадка середины, вернее, второй половины 1940-х годов.

Владислав БОРЕЦКИЙ – 40-х годов...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Абсолютно точно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы когда в Москву? В 46-м...

Виктор ТАТАРСКИЙ – В 1946-м по-моему, меня перевезли.

Владислав БОРЕЦКИЙ – А! Ну, это как раз время... время действия фильма...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...«Место встречи...»

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Как раз самое-самое послевоенное первое время. И как пел Булат Шалвович, это вы мне напомнили, «заходят люди в мой...»

Виктор ТАТАРСКИЙ – «...и ходят оккупанты в мой зоомагазин». Совершенно верно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. А вы жили рядом с зоомагазином?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Я просто сейчас живу в этом доме. А раньше я жил на Собачьей площадке - это 10 минут от старого... нынешнего старого Арбата...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Арбата, да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – По прямой через улицу Вахтангова.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Дом-то остался?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Снесли...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Там «Мелодия»...

Владислав БОРЕЦКИЙ – А!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – Магазин «Мелодия». Сейчас уже и «Мелодии» нет...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Так там же рядом Лермонтовский дом, деревянный...

Виктор ТАТАРСКИЙ – На Молчановке...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...на Молчановке...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...сбоку, да, да, да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это совсем там несколько метров...

Виктор Татарский в школьные годы...

Виктор ТАТАРСКИЙ – И там моя школа 103-я, в которой я учился в Москве. Хулиганистая школа безумно, но... но я там начал вести театральный кружок, будучи семиклассником. И занимались у меня девяти- и десятиклассники.

Владислав БОРЕЦКИЙ – А, уже тогда было...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот тогда меня перестали отчаянно лупить, зауважав.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, конечно! А то, не дам роль.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Хочешь сыграть Тимура?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, вот будь любезен. Но потом было Щепкинское училище...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Потом было ещё... были промежутки - и астраханский театр, куда я поехал до поступления в театральный вуз. Посмотрел я это дело всё и сказал: не буду я ни в каком театре... у меня будет Театр одного актёра.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Достаточно, да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вернулся. Поехал в Мурманск, поработал на радио и телевидении год, а уж потом было поступление в Щепкинской училище на курс Игоря Владимировича Ильинского.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но и был ещё Царёв...

Виктор ТАТАРСКИЙ – А потом, этот курс взял Михаил Иванович Царёв...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Михаил Иванович... В разные годы...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, вы учились у двух...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...очень разных. Хотя у них... они оба ученики как бы Мейерхольда (я говорю здесь «как бы», именно)...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...ставлю вопросительный знак, потому что они исключительно разные. Конечно, Ильинский по масштабу...

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...актёрскому...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...диапазону дарования совершенно несоизмерим с Царёвым. Понятно. Но всё равно и Михаил Иванович был очень интересен в некоторых работах. А как педагоги, они были... просто своим присутствием они нас направляли туда, куда нужно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я думаю... Входит в аудиторию и уже хочется...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...привстать.

Виктор ТАТАРСКИЙ – А уже вставали всегда обязательно, независимо от чего. Вот. Но Ильинский мне как-то был ближе, Игорь Владимирович. Просто по-человечески...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Теплее.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Теплее, да и... ну, в общем... да и работал он со мной больше, чем с другими.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Именно с вами?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Именно со мной.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Значит, выделял.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Он меня взял сразу, по-моему, на второй, что ли, курс, я уж сейчас не помню... да... я шёл вне... просто пришёл и попросился. Уже был набран курс. Нет, был первый, но он был набран. Ну, вот. Так что, школа такая. А самая главная школа - это жизнь. И «Встреча с песней»... Я, собственно, не журналист по профессии, никакой, но она меня вынудила быть журналистом. Я не знаю, как это называется... или «почтальоном Печкиным», который всё время, каждый день имеет дело с письмами, вот...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Сподвигла.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Сподвигла.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но ведь вы первый раз появились на радио в 1961-м.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И где-то в 1963-м Онегин Гаджикасимов, автор песен...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...в общем, фигура по тем временам известная... а вам же... это с его лёгкой руки, как я понимаю...

Виктор ТАТАРСКИЙ – С его. Он был тогда мужем моей сводной сестры и он меня привел на радио, на Качалова - на улицу Качалова (Малая Никитская сейчас) и сказал главному режиссёру: «Попробуй этого парня». Это было параллельно с театральным вузом. Поэтому, я начал работать на радио параллельно со Щепкинским училищем. Вот. А «Встреча с песней» возникла... то есть, самостоятельное дело мне разрешили сделать только в январе 1967 года.

Владислав БОРЕЦКИЙ – А как это произошло? Начальство вызвало и сказало: «Вот, будешь делать»?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, нет, нет. Это было предложение, исходившие от меня самого. И в общем, начальство не возражало. Надо заметить, что до 1968 года было некоторое послабление.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но да, в августе началось...

Виктор ТАТАРСКИЙ – А потом началось Бог весть что, да, конечно. И вот там бы уже это не проскочило. Вот. А в январе 1967 года и Леонид Ильич ещё был такой, довольно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Молодой...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...молодой и либеральный, и даже идеологический аппарат не зверствовал. Вот. А потом начали, конечно, резать передачу, до 10 минут из часовой передачи вырезали текст.

Владислав БОРЕЦКИЙ – А оставляли 10 минут всего?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Или вырезали 10 минут?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вырезали 10 минут. Ну, из часовой передачи это немного...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это существенно!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Так она же имеет свою конструкцию внутреннюю...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот так. Так что, всё было... Всё было. Главное, что мне до сих пор читать письма интересно, до сих пор ищутся какие-то произведения - записи их. И определяются, и ищутся записи, и этот процесс очень интересен. Вообще, я считаю, результат - ничто, процесс - всё. Ну, результат - ты порадовался там, услышал удачный выпуск...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это «троцкизм»...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Очень может быть!

Владислав БОРЕЦКИЙ – «Цель - ничто, движение - всё»

Виктор ТАТАРСКИЙ – Не знаю, очень может быть.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Но мне это важно... я считаю, в любой работе. Вы же на работу затрачиваете огромное количество времени, а какой её результат? Ну да... А процесс-то гораздо больше занимает времени, энергии, сил - всего, да?.. Вот этот процесс должен быть интересным. И вот пока мне этот процесс интересен, я буду делать «Встречу с песней». Тем более, что писем достаточно, материала мне хватает.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот писем достаточно. А значит ли это, что каждое письмо вы читаете?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Обязательно каждое!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Сам?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Сам. Обязательно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы уже давно без редактора...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – У вас была прекрасная...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Тереза Владиславовна Рымшевич была редактором долгие годы, а потом её сменила Татьяна Сергеевна Зубова, тоже замечательная, тогда ещё девушка, член Партии, которая, несмотря...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это её не портило...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...на угрозу положить партбилет на стол...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ах, вот как!

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...сражалась с цензурой за «Встречу с песней». Сражалась! Никто из членов Партии по этому поводу никогда не выступал.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это страшный кошмар для члена Партии - положить билет на стол!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Более того, она ещё была на сносях в это время...

Владислав БОРЕЦКИЙ – О, Господи!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – Всё вместе! Можете себе представить?! Вот, героизм! Я её до сих пор необычайно чту и уважаю за это. Ну вот. А с девяносто, какого-то там, седьмого, что ли, года я работаю совершенно один и читаю обязательно все письма. Заранее я приношу сразу ещё извинения тем слушателям, чьи письма не попадают в передачу, но что же делать... что же делать - в каждом выпуске десять писем примерно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, примерно так.

Виктор ТАТАРСКИЙ – А передача получает порой до пятисот в месяц. Ну, вы поймите, посчитайте, да - два, иногда три раза в месяц. Ну, это же невозможно, да? Поэтому, ради Бога, не обижайтесь, вот, если не слышите своё письмо, Во-первых, иногда надо подождать, а во-вторых, ну даже если ваше письмо не прозвучало, вы же его написали. Вы же выговорились. Это же тоже важно!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Конечно.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Некоторые мне пишут: хорошо, что вот я написал, стало как-то полегче. Ну вот, и это хорошо тоже. Нельзя требовать невозможного.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но это такое терапевтическое действие...

Виктор ТАТАРСКИЙ – В общем, да. Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Во многом.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И я-то стараюсь у микрофона, там, при записи «Встречи...» быть... наиболее... иметь такое благоприятное благорасположение к людям. Я не всегда им обладаю, потому что у меня иногда бывают взрывы, заносы, и Бог весть что. Но здесь я стараюсь быть мягким, терпеливым и... и далее по списку.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, понятно. Ну, Виктор Витальевич, вы взвалили 43 года на себя, в общем, такую ношу серьёзную. Потому что, если вы пропускаете каждое письмо через себя, особенно тех корреспондентов, которых вы берёте в программу...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...это ж должно быть личное отношение, а это затраты серьёзные.

Виктор ТАТАРСКИЙ – А как же! Давление артериальное до записи передачи 130, после записи 210. Почувствуете разницу...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это гипокрис...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Как мне сказал начальник службы радио «Культура» Максим Осипов, как-то я выходил из студии, а мы с ним одно время делали, он был режиссёром...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, я знаю...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...он говорит: «Виктор Витальевич, это не давление, а напряжение», что очень точно. Это же не давление, а напряжение...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Напряжение в сети... да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот. И, несмотря даже на положительные эмоции, всё равно, затрата, отдача идёт очень большая, конечно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, я думаю... я думаю...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, это нормально. А как же можно с холодным сердцем всё это делать?! Это же люди живые, я их вижу, я их чувствую...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, «холодная», чего-то там и «горячая», это чекисты.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Я сопереживаю. Да, мы далеки...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это другое, да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И поэтому, конечно, даже когда гневаюсь на них, что тоже бывает, ну, всё это... все нормально.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Нормальное человеческое общение.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, а что?..

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ещё звонок. Берём «ушки». Алло!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Алло, алло!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Я в эфире?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Сергей Николаевич. Добрый день!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Добрый день!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – Виктор Витальевич, спасибо вам большое! Вы нашу жизнь, как говорится, богаче.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!

      РАДИОСЛУШАТЕЛЬ – А у меня к вам два вопроса. Вот вступительная музыка к передаче «На всех широтах». Это группа была, «Terry Dactyl and The Dinosaurs», по-моему, да? А вот, к «Запишите на ваши магнитофоны» какая была у вас тогда музыка? Мы тут с друзьями заспорили, вспоминая.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, не буду врать, не помню. Честно говоря, просто не помню. Кстати, я сейчас во «Встречу с песней», иногда... иногда буду включать кадры из тех передач - «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». Я их обнаружил, ну, не все, но часть какую-то. И там обязательно будет заставка этой передачи. Но так как я никогда не был... как это называется, ну... коллекционером записей...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Меломаном...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Меломаном не был и ничего никогда не собирал, то я и кое-чего и не знаю. Вот в частности, в области зарубежной музыки. Может быть, определимся, когда это будет в эфире и я сообщу.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Хорошо.

Виктор ТАТАРСКИЙ – А второй вопрос, Сергей Николаевич?

Владислав БОРЕЦКИЙ – А второй... А Сергей Николаевич убежал.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Он сказал: «У меня два вопроса», ну, что же...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Убежал, да... Хорошо. О фонотеке я хотел спросить. Ведь у программы, как я понимаю, у вас в архиве наверняка все записи есть, всех программ.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, нет, конечно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это что значит «в архиве»? В моём архиве?

Владислав БОРЕЦКИЙ – В личном. Или его нет?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Записи передач вы имеете в виду?

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да. Или их нет?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет. Они только появились в 2001 году.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ой, как поздно...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Поздно. А потому что до этого как-то... ну, мы как-то думали: всегда найдём, всегда получим в Фонде. Всё же сдавалось в Фонд.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Но в Фонде они есть?

Виктор ТАТАРСКИЙ – Они в Фонде все есть.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Потому что, если будет, там, 1500 выпуск. Это ж юбилей! То хорошо было бы... интересно было бы послушать...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Первый.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Первый выпуск.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно. Конечно. Они в Фонде есть.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Январь 1967 года.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Я неправильно, неточно понял ваш вопрос. В принципе, они, конечно, есть. Я надеюсь, ума хватит у нашего Гостелерадиофонда не размагничивать эти...

Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, они там, на Малой Никитской...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это же уникальные вещи! Там... это ещё и в другом месте... но их достать можно. Но там есть такие вещи, которых уже в фонотеке нет давно - они потеряны или размагничены, а во «Встрече с песней» они есть. Поэтому, когда мне нужна какая-то очень редкая вещь, я разыскиваю в своих архивах сведения о ней и нахожу. Допустим, это 46 выпуск «Встрече с песней»...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и выписываю.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я не хочу культивировать «синдром Плюшкина», но всё-таки, такие вещи должны быть, а тем более, как вы сейчас сказали, что их нет в основной фонотеке.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Может не быть, да уже многого нет...

Владислав БОРЕЦКИЙ – А какие-то вещи, какие-то исполнители...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да. Уже не раз с этим сталкивался.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Хорошо. Ну вот, а как удавалось всё-таки обойти вот эти вот «валуны», потому что Лещенко, я имею в виду...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Пётр.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Петра. Аллу Баянову, дай Бог ей здоровья, сейчас она прихворнула. Мы желаем скорейшего выздоровления. Ну, я не знаю, Леонида Осиповича Утёсова, там и так далее...

Виктор ТАТАРСКИЙ – С военными... то есть, с песнями неизвестными.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да. И потом, эти исполнители тоже не всегда были, ну, что ли, обласканы властью...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Далеко нет, далеко... Мне звонила Лидия Андреевна Русланова. Уж казалось бы...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Казалось...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...потом, к ней вопросов уже не было. Там, в 60-х годах. Да, в 67-м - 68-м - «Витенька, сыночек, спасибо, что ты меня вытащил...» Потому что с ней... раз Русланову, то «Валенки».

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё. Как будто она больше ничего не пела. Также было и с Утёсовым, который тоже очень был благодарен «Встрече с песней» и мне за то, что я стал впервые давать его полузапретные вещи. Это вызывало, конечно, большие нарекания у руководства и у цензуры. И когда я приносил статью об Алле Баяновой, напечатанной в газете «Советская культура», в ответ на то «Зачем вы даёте мигрантку?» Я говорю: «Вот посмотрите, статья!» Мне цензура говорила наша: «Знаете что, газета - это газета, да ещё “Культура”... Её могут прочесть, могут не прочесть. А радио - это мощное средство пропаганды!»

Владислав БОРЕЦКИЙ – Извините, пожалуйста...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот так!

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...газета «Советская культура» - это центральная пресса, это орган, между прочим, ЦК КПСС...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Это не орган ЦК КПСС...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это орган!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...это мы всё, разобрались тогда - это газета Центрального комитета Партии....

Владислав БОРЕЦКИЙ – Это газета Центрального...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Но не орган. Орган - «Известия».

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, но там написано: «газета ЦК», всё равно! «ЦК» там стояло.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Правильно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да что ж, дорогой мой!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...вот именно этим языком я и разговаривал с ними.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да!..

Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё равно, далеко не сразу разрешили давать Баянову, далеко не сразу. По-моему... но всё равно, она у нас впервые во «Встрече...» прозвучала.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, я знаю, я об этом говорил.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Что касается Петра Лещенко, та же история была.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Тоже эмигрант.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно, конечно...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – И Козин, который был репрессирован и сидел там в Магадане и так далее. Все эти персонажи проходили с большим скрипом. А Высоцкого мне не давали вплоть до времён Горбачёва. Не давали и всё! Я ставил, они вырезали, я ставил, они вырезали! То есть всегда на день его рождения, допустим...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я ставил кадр и один раз пытался на 9 Мая поставить «Братские могилы». Ну что за песню, что такое?!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...они вырезали, сказав мне: «Дело не в песне, дело самом Высоцком. Его нет у нас в эфире и не будет!» Вот так. Так что...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну да...

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...всё это было... сражение.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Они же ешё и тексты литовали, как я понимаю...

Виктор ТАТАРСКИЙ – А как же!

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот как было с песней Владимира Дыховичного «...нальём в свою походную кружку...»

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, «...свои боевые сто грамм». Конечно. То есть, они смотрели тексты, слушали тексты, слушали песни, они вообще внимательно... Там их человек 15 работало. Это назывался...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Главлит.

Виктор ТАТАРСКИЙ – ...главлит, но он так скромнее назывался - Плановый отдел, что-то так «припорошено» называлось.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Здесь было точно вот... шестью этажами ниже, на втором этаже... каморочка такая...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, я с ними имел дело всегда, после каждого выпуска, да. Потом уже Таня Зубова стала меня подменять, сама с ним общалась, как я вам уже рассказывал, брала на себя этот груз, но в итоге редко, когда что получалось обмануть. Редко.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Я потом... У нас остаётся ещё минута, а я потом вам расскажу, как мы по молодости в начале 80-х обходили эти камни, но тогда уже появилась возможность пользоваться записями вашего родного Ленинградского телевидения.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Ага...

Владислав БОРЕЦКИЙ – И мы просто ставили, обманным путём ставили в скобочках «запись Ленинградского ТВ», вот.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё.

Владислав БОРЕЦКИЙ – И всё.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Вроде бы, хотя...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, уже появилась программа «Музыкальный ринг» и оттуда мы, значит, вырезали из трансляции. Ну, много было всяких «партизанщин».

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот. Но, тем не менее, программа «Встреча с песней» жива, слава Богу. С чем я поздравляю и нас, и вас.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Благодарю вас.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот. И, прежде всего, конечно, здоровья. Вот, Виктор Витальевич Татарский.

Виктор ТАТАРСКИЙ – И вам не хворать.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо! Это были «Действующие лица». И мы мило, по-моему, побеседовали...

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!

Владислав БОРЕЦКИЙ – ...с Виктором Витальевичем Татарским.

Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.

Владислав БОРЕЦКИЙ – Счастливо и всего доброго!

Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо всем.

Радиостанция «Культура», 20 января 2010 года



Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.