«Два ангела сидят у меня на плечах: ангел смеха и ангел слёз. И их вечное пререкание – моя жизнь» (Василий Розанов «Уединённое»)
Запись эфира «Радио России» от 24 ноября 2006 года, 16 часов 30 минут:
Владислав БОРЕЦКИЙ – Здравствуйте! Сегодня «Словесный портрет» я начну, пожалуй, не совсем обычно – со слова «завтра». «Словесный портрет» – сегодня, а ключевое слово – завтра. Потому что в эфире «Радио России» завтра выходит 1001 выпуск передачи «Встреча с песней» в 21:10 по московскому времени. Разумеется, вести его будет Виктор Татарский. Сегодня Виктор Витальевич у нас в студии. Здравствуйте, Виктор Витальевич!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Поздравления принимайте от нас.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Благодарствую! Благодарствую! Позвольте, мне в свою очередь поблагодарить всех, всех, всех. Ну, в первую очередь, слушателей. Я их называю участниками «Встречи...», которые прислали огромное количество поздравлений в связи с 1000-м выпуском и в письмах, и несколько десятков телеграмм. Я хочу поблагодарить людей, поздравивших «Встречу...» 11 ноября в эфире. Это Элла Панфилова, Олег Митяев, Александра Николаевна Пахмутова, Игорь Леонидович Кириллов, Олег Максимович Попцов, Анатолий Григорьевич Лысенко, Юрий Васильевич Яковлев, Вера Кузьминична Васильева. Тоже спасибо им всем большое. Режиссёра передачи – он на 10 лет младше «Встречи...» и это очень важно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Он вырос на ней. Он родился...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он работает всего шесть лет с лишним, с небольшим. Но ему тридцать. Мне несколько больше. И поэтому он фильтрует... фильтрует материал для относительно молодёжной аудитории. Я же должен понимать, как...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...языком своего поколения...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...да, конечно. Да. Так что, я очень благодарен ему, координатору Насте Кузнецовой, конечно, руководству «Радио России», которое всегда идёт навстречу и решает все проблемы, связанные с технологией выпуска «Встречи...». Вот. И ещё хочу сказать... да, завтра 1001-й выпуск, Вы сказали. А 27 января – 40 лет как «Встреча...» выходит в эфир без единого перерыва с одним единственным ведущим и автором. Это, действительно, уникальное явление в истории мирового радио. Не шибко скромно, но это так... Это факт!
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...ну, а почему? Факты – упрямая вещь. О чём мы говорим!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всё у меня... Владислав, у меня всё.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет. Всё, до свиданья! Виктор Витальевич. Был рад Вас видеть!.. Нет уж, извините.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не всё. У меня не всё.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушаю... «И вопросы здесь задаю я».
Владислав БОРЕЦКИЙ – В общем... ну, это, всё-таки, так, не интервью в чистом виде.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, как же...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот что я подумал: «Тысяча и одна ночь» была у Шахерезады...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Совершенно верно!..
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...а «Тысяча и одна “Встреча...”» была у Виктора Татарского...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Будет тысяча и одна...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, будет завтра. Завтра. И завтра «Шахерезада» заканчивает свои сказки?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Тьфу, тьфу...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...тьфу, тьфу, тьфу... нет, не хотелось бы... Я вот о чём: в Гостелерадиофонде, в нашем «спецхране» есть все выпуски...
Владислав БОРЕЦКИЙ – «Хранить 100 лет»... Вы когда-нибудь возвращались к...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А как же!..
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...к передачам, ну, скажем, 60-х годов, 70-х...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, конечно! Потому что там записи, которых в радиофонде уже нет – куда-то исчезли за эти сорок лет или, там, тридцать лет. И у меня их нет. То есть, они сохранились только в старых давних «Встречах...». И я оттуда их выуживаю таким образом. А расшифровка всех «Встреч...» за сорок лет у меня дома, я знаю, где, что...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...в тексте, на бумаге...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...на бумаге, да. Просто, я знаю, где выловить... Потому что, столько лет прошло. Конечно, есть записи, которых больше нет нигде...
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, если приходит нужда (ну, в хорошем смысле) выудить какую-то песню, а Вы помните примерно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, что это могли быть... что это могло быть начало 70-х...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот так...
Виктор ТАТАРСКИЙ – И я начинаю рыться в...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...в фонотеке...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, не в фонотеке. Сначала, в своих архивных материалах по давним «Встречам...» и нахожу где-нибудь.
Владислав БОРЕЦКИЙ – И потом уже просто на плёнке она появляется в программе...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Потом уже, да, выписывается плёнка и с плёнки, естественно, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это я к тому, что вы как-то сказали, что у Вас песня не может звучать чаще, чем раз в два года.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Правда?!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А почему такой жёсткий...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А лучше, раз в четыре, а то и в пять... А потому, что эксклюзив, как нынче говорят. Эксклюзив важен!.. Я даже...
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, раритет, редкость...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я даже и 20, и 30, и 40 лет назад, я старался давать в своей передаче то, что никто другой давать не будет.
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, Вы идёте в разрез... постоянно идёте в разрез с модой...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да... это как называется?..
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ротация это называется.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну... ротация и... ещё что-то такое...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...и тяжёлая ротация...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Вот они там...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...ротируют.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. То есть, я смотрю: вот я могу услышать эту вещь... Письмо хорошее, но я смотрю, ба, это может «Маяк» передать, другая станция. Поэтому, воздержусь пока. Пусть подзабудут... Письмо должно подождать. Во всяком случае, раз в два года – это минимум. Но стараюсь, чтоб было ещё реже.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Хотел было сказать: не балуете Вы слушателей...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А просто, материала много! Много материала забытого, и который ни разу за 40 лет не звучал во «Встрече...».
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот так, навскидку, Вы можете примерно посчитать, сколько в Вашем архиве, ничего обидного в этом я не вижу – в слове «архив», в хранилище, если угодно, песен?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да... трудно сказать. Но если мы...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...арифметически.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...арифметически. Ну, возьмём 1000 выпусков. Да?
Владислав БОРЕЦКИЙ – Так...
Виктор ТАТАРСКИЙ – 1000 выпусков. 10 вещей в каждом...
Владислав БОРЕЦКИЙ – песен...
Виктор ТАТАРСКИЙ – 10000 песен.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Какие-то из них повторяются...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Какие-то повторялись, да. Значит...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Раз в два года...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да. Вот... Значит... Ну, 1000, давайте, в сторону, но не больше.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не больше никак.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Конечно, не все вещи ещё прозвучали даже те, которые у меня есть в архиве, как Вы говорите... не все. Поэтому, я затрудняюсь сказать... Но у меня нет фонотеки своей. Я не коллекционер, не филофонист. Я получаю задание от слушателя – меня письмо заинтересовало...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Именно задание?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Именно задание, да. И начинаю «рыть». И начинаю «рыть». Это очень интересный процесс.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Хорошо. А что нужно для того, чтобы Виктор Татарский откликнулся... чем...? Чтобы это было истолковано как задание, как бы так сказать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Понял. Либо интересное письмо, и тогда может прозвучать песня, которая и так не забыта, но очень интересное письмо! Либо письмо может быть так себе, но вещь, которая упоминается в нём ни разу не звучала во «Встрече...» и забыта напрочь! И мне её нужно найти, и этот процесс поиска очень интересный. Желательно, чтобы это совпало: и интересное письмо, и уникальная вещь.
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, некий импульс, да? То есть...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...то, что Вас заставляет искать.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно. Или, ещё раз повторяю, песня может быть не очень давняя и незабытая, но тогда замечательное письмо, которое просто я не могу не опубликовать в эфире.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Интересное письмо. Я вот сейчас думаю... вот мы ушли... эпистолярный жанр уходит из жизни.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну... я не могу сказать, что... у меня лежат на сотни выпусков вперёд отобранные письма с надписями, что именно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – С Вашими пометками.
Виктор ТАТАРСКИЙ – С моими пометками: когда дать и так далее...
Владислав БОРЕЦКИЙ – И что знаете точно, что...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я знаю, что, например...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...что и когда пойдёт...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Песня о маме», вот лучше бы её дать 8 марта, а у меня. Я знаю, в 2008 году 8 марта приходится на субботу – и на «мою субботу», это получается, вторая суббота месяца. Да?
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – 1-е, 8-е... Я думаю, вот «дорого яичко ко Христову дню». Пускай она прозвучит... оно – это письмо прозвучит именно 8 марта.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Потрясающе!
Виктор ТАТАРСКИЙ – К примеру. И таким образом, многие письма имеют свои пометки. Что-то ко Дню защитника Отечества, что-то к Новому году... Потом, я очень слежу за временем года. Понимаете, не буду же я сейчас...
Владислав БОРЕЦКИЙ – В календарном смысле...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В календарном. Ну, не буду я сейчас «Расцвела сирень-черёмуха в саду...» петь...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, было бы странно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но не буду. Как-то странно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, «Клён ты мой опавший»?
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Клён ты мой опавший», вполне.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Можно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно. Это тоже надо учитывать. Это настроение. Это аура передачи. Вот тут очень много хитростей. Это совсем не так просто.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Есть такое модное словцо – programming(в переводе с английского «программирование»). Да?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это... ну, вот, скажем, составление той или иной... того или иного, опять же модного слова - формата, там и так далее.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но, никуда не деться. Всё-таки 21-й век. Мы живём в тех условиях, которые нам предлагают, но, тем не менее, Вы просто живое олицетворение внутри себя «программинга» - сам себе программист.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я слов-то этих не знаю, Владислав!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Сам себе программист!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слов даже не знаю...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, потрясающе! 8 марта Вы знаете 2008 года во вторую субботу...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...меня застрели, чтоб я знал, что будет 8 марта...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я должен знать. Да.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы... Вы, знаете, что будет какая песня...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я должен знать, когда Пасха будет в 2008 году. Потому что тут уже...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Чтобы что?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...прямое дорого яичко ко Христову дню.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, это понятно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Чтобы дать, допустим, пасхальное песнопение, о чём пришло хорошее письмо. Но оно опоздало на эту Пасху.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А Вы можете давать и пасхальные песнопения?
Виктор ТАТАРСКИЙ – А почему же нет? И даю обязательно, если совпадает. Не надо быть святее папы римского или патриарха уж так прямо. Но когда совпадает за день, в день или на следующий день, да и в пасхальную неделю попадает, конечно, надо. Письма-то есть. Почему же нет?..
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну на сотню выпусков...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...музыкальный ряд.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну... музыкальный ряд...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Так сухо скучно сказано...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Первая песня такая-то...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А потом уже выуживаются письма в связи с песнями.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А не наоборот, разве? Я-то думал, что Вы идёте от письма.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет. Но, прежде чем я составлю музыкальный ряд, я загляну в свой «гроссбух» и там отмечена вот эта, не сами письма, а список писем. Где-то восклицательный знак, то есть, надо давать быстрее...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Скорей, скорей...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...интересное что-то, где-то написано «К 1 Мая», допустим или к Пасхе. И вот... вот в связи с этим, с календарём, который вот сейчас имеет место быть, я и отбираю сначала письма. А потом уже выуживаю из сотен писем, которые хранятся у меня дома, то, что имеет отношение к этому музыкальному ряду. Передача должна быть разнообразной. Если я буду... не буду это учитывать. То она пойдёт куда-то в очень однобокую сторону. Понимаете?
Владислав БОРЕЦКИЙ – А Вы не строите передачу или, ну, скажем. Не строили передачу таким образом – знаете, «по методу танцплощадки»? Я поясню, что я имею в виду: то есть, медленная песня, медленная, быстренькая, медленная, быстренькая, быстренькая, быстренькая. Потом – задумчивая...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Не совсем так, но... но, но я слежу, чтобы не уводило очень уж там совсем в...
Владислав БОРЕЦКИЙ – В печаль...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В печаль, конечно. И если одно очень горькое письмо, то их может быть одно, два на выпуск, хотя два, уже, может быть, многовато. Здесь не надо погружать людей во мрак. И так посмотрите, что делается на улице... Передача должна... Повороты у неё должны быть. И повороты дают письма. Письма дают. Конечно, это можно назвать эклектикой, если это от Бетховена до «Иванушек International»...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я не вижу ничего...
Виктор ТАТАРСКИЙ – но письмо...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...в интеллигентной эклектике я не вижу ничего плохого.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, вот я тоже так думаю. Но письмо поворачивает программу.
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, драматургия всё-таки есть?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Надо менять настроение, понимаете? То, что в эфире не было в одном...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Если Вы слышали два... про двух ангелов... это розановское, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Замечательная мысль!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо.
Виктор ТАТАРСКИЙ – По серости своей Розанова читал, но эта не запомнилась фраза.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но она такая, стреляющая фраза. Кстати говоря, на самом деле, жизнь... она и складывается из чёрного и белого...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну да... поэтому... Ещё надо подумать, чем закончить передачу, чем её начать. В общем, много всего. Это драматургия. Радиодраматургия...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вот я про это и говорю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...которая существует обязательно. Поэтому, я делаю передачу заранее, продумываю долго каждый выпуск.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А как долго?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот так долго, как мне это позволяет время.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Время...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Я могу вернуться к этому, пересмотреть что-то...
Владислав БОРЕЦКИЙ – То есть, всё отпущенное время между программами Вы занимаетесь составлением следующей...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну... Мне не хотелось бы...
Владислав БОРЕЦКИЙ – А... уж слишком...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...всю технологию уж слишком... А? Могу сказать только, что я никуда не тороплюсь с этой передачей.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Так это счастье!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и делаю так, чтобы иметь возможность вернуться. Вдруг проснулся и думаю: что же я там наметил? Вот. А письмо совсем недавно ведь пришло вот какооее! А ну-ка, поменяй кадр! И меняю.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну вот. Мне кажется, что Вы... в этом смысле, Вы абсолютно счастливы.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я не знаю...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...над Вами ни... никто не висит...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...по-моему, полный идиот абсолютно счастлив...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, ну это понятно, все мы – скорбный дом...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...но то, что это интересный процесс весь, и этим я занимаюсь практически ежедневно, это так. Сегодня перед приходом к Вам я отбирал письма из тех самых сотен, отложенных для очередных выпусков. Это очень интересный процесс уже сам по себе.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не буду слишком углубляться в Вашу кухню. Я знаю, что вы ревностно её оберегаете, но вот я где-то прочёл, что в день программы Вы не разговариваете по телефону...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В день записи программы...
Владислав БОРЕЦКИЙ – В день записи... Ну, это естественно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Никогда!
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...никогда не разговариваете по телефону, пьёте такой слабый чай только...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Стараетесь вообще не говорить.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вообще не говорить. К телефону не подхожу. Я приезжаю утром на студию, и режиссёр приходит на полтора часа позже, чтобы он мне не мешал... Во-первых, я молчу, и он это знает. И потом я провожу отбор музыкального ряда – отслушиваю плёнки молча. Вот. И когда он приходит, мы здороваемся – я в основном, кивком головы. Я иду к микрофону. Я берегу тот энергетический запас, которого у меня не так уж много отпущено...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, я бы так не сказал...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я хочу, чтобы я вышел на аудиторию с тем, что у меня есть, что у меня... ну, как кувшин, в котором какая-то влага и её нельзя расплескать. Это очень важно, «это элементарно, Ватсон!».
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, это как у Заболоцкого, «огонь, мерцающий в сосуде»... потому, что... мне кажется, не имеет смысла... и вообще, человек не имеет права садиться к микрофону, если он... ну вот... иначе он никак...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, помимо этого, у меня есть большой опыт 30-летний актёрских выступлений с сольными программами 2-х – 3-х часовых наизусть.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Но это мы говорим о жанре художественного чтения. Да, вот...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Но я не люблю это определение. Это актёрская работа в общем, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это актёрская работа... Ну, хорошо. Тем не менее...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А вот, кстати сказать, у микрофона во «Встрече...» там должен быть актёр абсолютно убран. Там должен быть ты сам собой. Не дай бог, «актёр-актёрыч», какие-то интонации конструировать...
Владислав БОРЕЦКИЙ – «Да, да. Я Вас слушаю...»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...или ещё что-то... да, вот это всё, да. Упаси тебя боже!..
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...модуляции...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот. Пускай, ты будешь усталый, пускай голос так простуженный немножко. Но ты должен быть органичен. Тут ты актёром быть никак не можешь, не должен. Понимаете? Драматургом – да, режиссёром – да, но не актёром! Ты должен быть сам собой. Это очень важно. Тогда слушатель... человек, который тебя слышит, он понимает, что с тобой разговаривают. И разговаривают, по-человечески, «без прикидов» всяких.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, какие могут быть прикиды? 40 лет Вы в программе, так сказать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, так и было понято с самого начала, надо заметить.
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...а, ну вот...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вообще, я закончил школу Малого театра. И у нас хорошие педагоги...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ещё бы!..
Виктор ТАТАРСКИЙ –Игорь Владимирович Ильинский, Михаил Иванович Царёв... Я так понял, что они в общем-то учили тому, что профессии надо учиться сейчас - пять лет, а потом забыть об этом.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Забудьте всё, о чём...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всё забудьте!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, о чём Вам говорили...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот это очень важно. Не надо демонстрировать профессионализм зрителю, слушателю. Это должно быть само собой...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Что я могу так, а могу так, а могу эдак... Вот это не надо.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...потому что у тебя там должно быть это заложено. Конечно, ты должен разговаривать грамотно. Дикция у тебя должна быть, элементарно, так сказать, это должно быть всё – чёткость и ясность. Всё да. Но, упаси боже, какие-то модуляции голосовые делать. Или чего-то такое... Когда мне говорят: вкрадчивый голос, я вздрагиваю. Потому что, я ужасно боюсь этого...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Почему?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, чтобы люди не подумали, что я специально вкрадываюсь...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Это неприятные ощущения...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно, неприятно!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Когда «шарят по карманам»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «лазутчик» какой-то...
Владислав БОРЕЦКИЙ – да... «по карманам души» когда шарят...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну... Конечно...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, хорошо. Понятно. Хорошо. Вот мы сейчас говорили о грамотности. Я отметил про себя, да... у Вас были два великолепных учителя – Игорь Владимирович и Михаил Иванович. А вообще, это... ну, что говорить... Сейчас... Сейчас школа уходит и сейчас, к сожалению, уходит грамотность, как мне кажется. Или я слишком сгущаю тучи? Но я, опять же, опираюсь на Ваши цитаты: почему с Законом о языке у нас никак не могут определиться?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Странно. А, впрочем, нет, не странно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Почему?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да потому, что нужно сначала понимать, что это такое и самим законодателям. Понимать: необходимость это, что это защита национальной культуры и национального достоинства в первую очередь. Что язык – это совсем не просто так!
Владислав БОРЕЦКИЙ – Вы знаете, Жирмунский в своё время сказал, что нация, которая теряет язык, собственно, теряет право называться нацией.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, всё правильно! Всё правильно. Конечно. Конечно. Поэтому, тут... Это очень серьёзное, вообще говоря, дело... Так и что? Что Вы хотите сказать, что очень много ведущих у микрофона не должны быть, потому что...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Нет, я просто пытаюсь подумать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну и что?..
Владислав БОРЕЦКИЙ – Я пытаюсь так немножко...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всё равно, они будут...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, здесь остаётся только развести руками...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, ладно, ну что Вы...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...пожать плечами...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, пусть расцветает 100 цветов.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да... Но, конечно, плохо, когда эти цветы ядовитые бывают. Вот это... Тут бы почистить бы, конечно, следовало. Ну, Вы понимаете, когда начинаешь об этом говорить... Я вот нахожусь в жюри «Радиомании», национальной премии радио. И когда-то...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, мы с Вами там встречались этой весной...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да. И когда начинаешь об этом говорить, я вижу, как молодой журналист смотрит на тебя: ну, опять на колу мочало, всё это... это поколение, начинает нудить... не нравится, понимаете? Я очень не люблю этого, вообще говоря и не хочу попасть в эту... Не хочу на себя эту роль брать. Упаси боже! Ну, в конце концов, ну нравится вам так, ну, давайте... Ну... ну, что тут можно сделать?.. Поэтому... Надо просто противопоставлять. Противопоставлять хороший материал и хороший вкус дурновкусию...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Да, всему остальному...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, надо делать своё дело. Спокойно делать своё дело. И в общем... не то, чтоб мириться с тем, что вокруг, а понимать, что, если ещё и ты не будешь это дело делать или будешь халтурить, ну, тогда всё – «закрывай лавочку». Значит, ты обязан быть абсолютно в форме и должен следить за всем этим сам, своим... А там, пускай их факультет журналистики, Ясен Засурский пускай воспитывает, как нужно у микрофона вести себя...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, Ясен Николаевич в силу, ну, я не знаю, в силу возможностей, в силу времени он пытается это делать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно. Но просто есть хорошие журналисты, но они не могут быть у микрофона. Просто потому, что это разные вещи – журналист пишущий и журналист разговаривающий. Я ведь не журналист. Понимаете? Я стал членом Союза журналистов за «Встречу с песней» в 69-м году, через два года... Но это почётное звание, не более того. А журналист, который постоянно у микрофона, он же должен быть... радиофоничен во всех смыслах этого слова. Не только голос...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не спорю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А всё остальное тоже. И, видимо, нужны какие-то специальные курсы на факультете журналистики, уж я не знаю...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Они существуют. Они существуют...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Умеющий – делает, не умеющий – учит, говоря, например...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Не умеющий сидит в сторонке и поучает...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, вот это вот не надо...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Этого не надо.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.
Владислав БОРЕЦКИЙ – А Вы на родине часто бываете? Я имею в виду Санкт-Петербурге.
Виктор ТАТАРСКИЙ – В Ленинграде, в Петербурге...
Владислав БОРЕЦКИЙ – В Ленинграде, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, бываю. Последний раз был, когда шли оттуда телевизионные передачи из Русского музея. У нас ведь был цикл 7 лет «История одного шедевра». Это Третьяковская галерея, Русский музей и Кремль. И вот, к стыду своему, после этого не был. Но очень люблю этот город и как-то там растворяюсь, хорошо себя чувствую, несмотря на то, что ужасный климат...
Владислав БОРЕЦКИЙ – ...потому что Вы...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...потому что я родился там, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – По рождению Вы ленинградец.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...на Петроградской стороне прожил 6 лет и в блокаду всю там высидел. Конечно, город не просто дорог мне, он генетически как-то во мне... Вертинский, кстати... Сейчас будет 50-летие кончины его в Ленинграде же, да... И одно из его последних писем жене – Лидии Владимировне содержит такие строки: «Москва... В Москве я чувствую себя, как на вокзале...» Это, смотрите, это 57-й год!..
Владислав БОРЕЦКИЙ – 57-й год, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «...а в Ленинграде всё как-то плавно течёт, хорошо как-то себя чувствуешь, ничего тебя не раздражает. Хамства почти нет...»
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну это 57-й год, это 50 лет назад...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, ну это вот... всё-таки, конечно, да... и, кстати, пишет об особой ленинградской культуре. Я понимаю, что Вы хотите сказать, что уже те люди ушли... Я обращал внимание... то, что совсем молодые ребята уже имеют такой «петербургский оттенок». Имеют. В хорошем смысле этого слова...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Сейчас?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...в манере речи, в обращении... Сейчас, да. Вот так в местах общего пользования обращаешь на это внимание – в транспорте, в театре и так далее.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, можно согласиться. Можно согласиться...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Есть это, есть. Они... они это считают, что, да, мы - питерские, мы должны быть... вот, мы другие...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Ну, как один из питерских, ныне довольно модных писателей Илья Стогов, мы с ним говорили на эту тему. Он говорит: «А что ты хочешь?.. (Я жил в Питере не так давно, прожил почти полтора года...) Ну что ты хочешь, в моём городе всё застёгнуто до подбородка».
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...Это о том положении, в котором сейчас город находится?
Владислав БОРЕЦКИЙ – О том положении, в котором находится вообще Питер по отношении к... к вообще географии.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, может быть, да...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Мне... мне понравилось это определение. А... вот... вот как обычно, не хватает времени. Виктор Витальевич, спасибо огромное. Завтра 1001-й выпуск «Встречи с песней». На сотни выпусков вперёд много всего...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, загадывать не будем...
Владислав БОРЕЦКИЙ – Будем слушать. Спасибо, что нашли время...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо Вам.
Владислав БОРЕЦКИЙ – Спасибо. Я напомню, у нас в гостях был Виктор Татарский.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И ещё раз спасибо всем слушателям.
Веб-архив «Встречи с песней» благодарит российского журналиста Дмитрия Геннадьевича Шеварова за сохранение и предоставление нам аудиозаписи эфира передачи В.Р. Борецкого «Словесный портрет».
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.