RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Памяти
Виктора Витальевича Татарского

«Сигналы точного времени»


«Радио России», 28 февраля 2022 года:

Звучит джингл программы «Сигналы точного времени»: в прямом эфире Людмила Шаулина и Василий Белоусов.

Василий Белоусов - 28 февраля, понедельник. Мы приветствуем всех, друзья.

Людмила Шаулина - Здравствуйте! 10 часов 12 минут 13 секунд – точное московское время. Наши контакты – WatsApp и Viber 89252229992. Мы ждём ваших сообщений. Наш телеграм-канал RadioRossii в одно слово латинскими буквами. Присоединяйтесь к нему. Там все самые актуальные новости. И наше приложение – «Радио России. ВГТРК».

Василий Белоусов - Ну, а накануне пришла печальная для всех нас новость: не стало журналиста, автора и ведущего радиопрограммы «Встреча с песней» Виктора Татарского. Настоящий символ отечественного радиовещания, человек, без которого трудно представить «Радио России». Виктор Татарский работал до последнего дня. Ему было 82 года. И, действительно, как правильно говорят, Татарский сам создал эту программу, как ребёнка её воспитывал, вёл её по жизни. Вот совсем недавно, в январе отмечали 55 лет «Встречи с песней». И все эти годы её бессменно вёл Виктор Татарский.

Людмила Шаулина - Ну, да, более чем полвека существовала в эфире радиопрограмма. Мне кажется, это какой-то абсолютный рекорд.

Василий Белоусов - Так и она занесена по продолжительности в Книгу рекордов. Но мы об этом ещё поговорим, да, обязательно. А я немножечко к биографии обращусь Виктора Витальевича. Да, появился он на свет в Ленинграде в ноябре 39 года. Кстати, по линии матери был праправнуком Николая Чернышевского. Потом говорит, что детства у него не было. Когда ему было два года, началась блокада. Мать незадолго до того отдала мальчика в Дом малютки. Это был единственный шанс его спасти. А потом, вскоре после войны, он переехал с матерью в Москву. Примерно... после... через некоторое время по знакомству он попал на радио. Муж его сводной сестры был поэтом-песенником, автором мегахита 60-х «Восточная...»* и работал в редакции музыкальных программ. Он позвал Виктора к себе и вот через несколько лет у Виктора Витальевича и родилась идея «Встречи с песней». Но я думаю, мы сейчас об этом обо всём подробно поговорим, да, и в этом часе будем вспоминать Виктора Витальевича Татарского. Друзья, присоединяйтесь. Пишите свои сообщения на WatsApp и Viber 89252229992. Нам уже огромное количество сообщений пришло:

«Да, действительно, всегда слушала эту замечательную программу, оторваться было невозможно. Великий человек! Столько лет сердца людей были прикованы к его передаче», - это пишет Елена.

«Жалко... Передача замечательная. Теперь архив слушать... Царство Небесное... Очень был великолепный ведущий. Песня не только душа народа, но и его история. Виктор Татарский был её хранителем, соединяя воедино судьбы народные и песни, ставшие тоже народными», - это пишет Людмила.

Людмила Шаулина - Геннадий пишет: «Передачу “Встреча с песней” нужно продолжать. А вот найти ведущего - второго Виктора Татарского - возможно ли?.. Скорее всего. Нет, потому что он был уникален во всём». К нам присоединяются наши коллеги. Алексей Певчев. Алексей... Вы с нами?

Алексей Певчев - Здравствуйте, да! Здравствуйте!

Василий Белоусов - Алексей, приветствуем!

Людмила Шаулина - И Дмитрий Трухан.

Дмитрий Трухан - Здравствуйте, здравствуйте!

Василий Белоусов - Алексей, ну, наверное, как бы начнём... Всё-таки, воспоминания Виктора Витальевича с тебя, потому что, ты тоже имел возможность с ним общаться и знал о нём много что, да... и вот, знаешь, вспоминают, что Татарский, конечно... Я вчера, когда общался с людьми, которые слушали, да, все его программы, она тут же моментально говорили: как... вот этот потрясающий, невероятный голос, да, ушёл... Татарский был обладателем какого-то невероятного, красивого голоса, причём, красота даже определялась не тембром, а сдержанностью и достоинством, которая чувствовалась в интонациях.

Людмила Шаулина - И это совершенно точно!..

Алексей Певчев - Ну, безусловно, конечно, да.

Василий Белоусов - Да...

Алексей Певчев - Безусловно, голос - это было его «доброе оружие», которое ему позволяло на протяжение многих лет делать то, что ему одному, в первую очередь, интересно. И вот вы вспомнили, конечно. «Встречу с песней», но не грех вспомнить и «Музыкальный глобус», и «Запишите на ваши магнитофоны» - это самая знаковая, наверное, была программа для молодёжи 70-х, и «На всех широтах»... Ну и главное, что это, конечно, выдающийся, абсолютно выдающийся вкус и интерес к своему делу. Ведь он не пользовался в своих подборках интернетом, представляете? То есть, во все вот эти времена...

Василий Белоусов - Невероятно!..

Людмила Шаулина - Уже не представляем...

Алексей Певчев - Это коллекционер... это был мощнейший контакт с коллекционерами разных поколений из разных стран мира. Они находили песни, которые в интернете просто найти практически невозможно. Ну, вот что-то подобное у нас делает Георгий Осипов в программе «Бесполезные ископаемые». То есть, это песни неочевидные. И плюс, это, конечно, уникальная музыкальная радиожурналистика. Этот момент, он практически утерян в современном радио как в FM, так и в обычном. То есть, это работа со слушателем со своим, то есть... и каждая его передача - это было переживание песни, переживание вместе с человеком, приславшим письмо. Понимаете, то есть, это, действительно, настоящая радиожурналистика.

Василий Белоусов - Да, да, да...

Алексей Певчев - И в этом, в первую очередь, уникальность Татарского. И, конечно, это знание музыки от каких-то народных и эстрадных песен, до рок-музыки, которую он в 70-е активно пропагандировал, хотя говорил, что, по большому счёту, он к ней равнодушен. Он любил Ива Монтана, Эдит Пиаф... - вот такую музыку. Но, тем не менее, всегда все люди, которые были на острие, начиная с «The Beatles» и «Eagles». Он, кстати, был первым человеком, который прокрутил в российском эфире полностью всю композицию группы «Eagles» «Отель Калифорния», она длинная, как вы знаете. То есть, он был настоящим музыкальным новатором и, по большому счёту, им и оставался. Хотя, может быть, крутил и не самую актуальную музыку, но он крутил уникальную музыку.

Людмила Шаулина - Ну, вот, на самом деле, о том, как он подбирал эти песни и что они для него значили, он говорил и сам. Мы нашли в открытых источниках запись одного его интервью**. Я предлагаю её послушать сейчас:

«Виктор Татарский - ... вдруг мне сообщают, что я должен записывать на радио призывы Центрального Комитета партии к 1 Мая. И вообще. Потом - к 7 Ноября и так каждый год. Я - не комсомолец, не член партии. И спрашиваю я у своей... у своего редактора Терезы Владиславовны Рымшевич, которая, кстати, была редактором и на призывах ЦК, и потом по “Встрече с песней” она лет 15 была редактором. Я говорю: “Тереза Владиславовна, за что мне-то, это всё, “прелесть” эта вся?”. - “А это, - говорит, - тебе за твоё вольнодумство. Ты вот там вот у них читаешь это “Запишите на ваши магнитофоны”, вот это всё, да?.. Это твой такой “левый блок”, да? А здесь вот это - “правый”, вот это пускай, вот ты и будешь это делать”. Я говорю: “Что, как наказание, что ли?”. Но наказания никакого не было! Потому что два раза в год я встречался с Ольгой Сергеевной и с Юрием Борисовичем*** - совершенно замечательными людьми, с которыми было необычайно приятно иметь дело. Ну, во-первых, они подвергали глубочайшему остракизму все эти призывы ЦК. И когда меня Левитан спросил как-то: “Витя, а как вы думаете, почему у нас было 185 призывов ЦК, а сейчас осталось 42?”. Я говорю: “Вероятно, они считают, что все остальные призывы... всё это уже выполнено”. Он говорит: “Нет, я думаю, другое: они, наверное, потеряли надежду”. Вот в таком тоне! И потом он садился и читал эти призывы ЦК. Можно сказать, что мы циники, ради бога. Но, уверяю вас, что в этих призывах не было ничего духовного и того, что не подлежало бы сомнению всякому. Кстати, я 10 лет был в составе жюри премии “Радиомания” Медиасоюза. И мне, так получилось, что по номинации “Легенда” я был первым, кто получил “Золотой микрофон” по этой номинации. Мне было крайне неудобно. И я сказал: “Товарищи! Что же с меня вы начинаете! Ведь есть Левитан, есть Синявский...”. - “А кто это?..”, - спросили меня члены жюри “Радиомании”!.. “А кто это?..”... Вы можете себе представить?! Как мы не любим знать и помнить - “ленивы и нелюбопытны”, как писал Пушкин. Это что, вот, касается Синявского. Конечно, его голос, его репортажи “Внимание! Говорит Москва! Наши микрофоны на московском стадионе «Динамо». Сегодня здесь встречаются две столичные команды ЦДК и «Спартак». Ну, если я вам скажу, что творится нечто необычайное на стадионе, я ничего не скажу этим!”. Ну, вот так вот примерно, да? Но, к сожалению, я не Максим Галкин, я не могу передать...»

Людмила Шаулина - Потрясающий голос, конечно!..

Василий Белоусов - Да. Это Виктор Татарский. Надо сказать, что самая главная его передача - «Встреча с песней» всегда шла в записи. Он записывал их на время вперёд и, отбирая письма для эфира, Виктор Витальевич учитывал дни рождения поэтов, композиторов, артистов и памятные даты. И вот к нам сейчас присоединяется также наш коллега звукорежиссёр «Радио России» Дмитрий Трухан, который работал с Виктором Татарским с 98 года. Дмитрий, ещё раз здравствуйте!

Дмитрий Трухан - Здравствуйте, здравствуйте!

Василий Белоусов - Да, Дмитрий! Хорошо знали, каким человеком был Виктор Витальевич. Все, кто, кстати, его знал, отмечали его интеллигентность и даже такую аристократичность. Вот что запомнилось при работе с ним?

Дмитрий Трухан - Вы знаете, это, конечно, большая потеря. Нас связывала многолетняя работа, дружба... Что за человек был Виктор Витальевич? Вы знаете, может быть, проще я расскажу... когда я молодым режиссёром...

Василий Белоусов - Да, да...

Дмитрий Трухан - ...маленькую эту историю. Молодым режиссёром... Мне сказали: ты будешь работать с Татарским. Все отговаривали: «У него плохой характер... туда-сюда... с ним невозможно работать...». - «Ну, хорошо, хорошо. Я буду». И когда мы начали с ним работать, я понял, до чего трепетно он относится к людям, к слушателям, к своей передаче. Он просто не позволял ни опаздывать... Работать с полной отдачей. Это был очень, вот, требовательный человек, тщательный. Тщательно выбиравший материал, подбиравший... то есть, музыкальные композиции. Каждое его слово было выверено. Я бы вот так это сказал - прописано, выверено. Ну, там пример, допустим, когда мы в 11 часов встречались на студии, мы даже не разговаривали. Я готовил оборудование, проверял. Он отслушивал композиции... Он берёг свой голос, свой настрой. И потом он садился за микрофон... и вот: начиналась магия... Этот бархатный голос, проникавший... вот. Ну, не знаю, вот все, вот...

Василий Белоусов - Гипнотический, как многие говорят, да?..

Дмитрий Трухан - Да. Затрагивающий струны, вот, человеческой души, проникавший к каждому. Он как будто разговаривал с каждым слушателем. Вот. Я бы сказал, что вот это вот отношение к каждому слушателю, вот, к каждому...

Василий Белоусов - Понятно, что мы... Да, Дима, спасибо большое. Понятно. Что мы говорим в основном о «Встрече с песней», но вот в марте 1972 года вышла также передача... вышла последняя передача «Запишите на ваши магнитофоны», которую также вёл Татарский, а на её смену пришла новая программа, которая называлась «На всех широтах». И вышла она в октябре 73 года. У нас есть заставка. Я предлагаю прямо сейчас послушать.

Звучит фрагмент заставки 81 выпуска передачи «На всех широтах».

Людмила Шаулина - ...и здесь бы вступил голос Виктора Татарского...

Василий Белоусов - Но тогда, кстати, вот, в 70-е годы многих шокировало, что молодой ведущий позволяет себе такие вольности. Например, немного закашляться в эфире. Его критиковали. А после сотой программы всесильный председатель Гостелерадио Сергей Лапин даже устроил ему страшный разнос. Тем не менее, да, всё-таки вот в отечественном радиовещании, в советском, вот... такие... такие программы - это стало нечто... чем-то революционным, да, таким революционным событием. У нас на связи наш коллега, журналист Алексей Певчев. Алексей, действительно, это так, это было... это было такие прорывом неким, революционным событием вот его программы?

Алексей Певчев - Ну, абсолютно! Потому что, действительно...

Василий Белоусов - Что-то невероятное...

Алексей Певчев - ...там подразумевался... и, конечно, и плюс фантастический голос, о котором мы сегодня уже неоднократно говорили, таких голосов и нет. Ну, навскидку мы вспоминаем Левитана, Герцика, Ольгу Сергеевну Высоцкую, наверное, Озерова... То есть, это фирменные знаки нашего радиовещания. И плюс - это была живая передача. То есть, опять-таки, слова «формат» не существовало, потому что... было либо можно, либо нельзя. Только на таком уровне определяли не коммерческую ценность эфира, а идеологически. И то, что молодёжь просто переписывала «Запишите на ваши магнитофоны» в первую очередь. Там в самом названии это заключалось. Потому что, просто записывали и потом это было для тогдашних вечеринок, являлось, в общем-то, музыкальным сопровождением. И каждая из этих программ, действительно, это была свежая подача свежей музыки. То есть, такого... такого общения, в принципе, не было. То есть, это был не развязный, не менторский, а именно, доброжелательный тон, который... и голос, который хотелось слушать. Именно поэтому аудитория самая широкая была. И... то есть, он мог убедить в том, что, скажем, композиция группы «Christie» «Yellow River» или «Goodbye Yellow Brick Road» Элтона Джона, это, практически тоже самое, что и лучшие образцы советской эстрадной песни. То есть, что эта песня, современная эстрадная песня, она имеет тоже право на голос, что и в общем-то уже проверенные какие-то образцы.

Людмила Шаулина - И он вспоминал ещё... Лёша, он вспоминал, как он протаскивал, да, эти песни в эфир. Вот я процитирую: «Приходилось говорить, что это против апартеида, против расовой дискриминации, а там пелось просто о любви и ни о чём больше».

Алексей Певчев - Ну, конечно. То есть, это как, известная история. Песня Джимми Хендрикса, которого он, кстати, тоже очень уважал - «сгораю в огне твоей любви», а у нас переводили как «будем стоять в огне революционного дела». Ну, штука заключается ещё и в том, что, конечно, такой голос не могли люди даже самые огульные запретить типа Лапина. Они не могли такое упустить, потому что, любовь слушательская была необычайная. Таких... И плюс, это... мы не забываем, что, всё-таки, актёрская постановка голоса, что важно. Эрудиция и обаяние, и, конечно, огромная любовь к слушателю. И всё это в совокупе, конечно, давало вот такого порядка профессионала, которым, просто... Ну, это история вообще всего российского радио. То есть, это нельзя к какой-то эпохе отнести, потому что, через столько эпох этот голос прошёл.

Василий Белоусов - Самое удивительное, что его слушали все поколения. Потому что, обычно включали первый раз родители, может быть, даже бабушки и дедушки...

Алексей Певчев - Да...

Василий Белоусов - ...а потом как бы сами начинали слушать и не могли остановиться. Я тоже вот об этом сейчас читаю множество постов в соцсетях, в воспоминаниях о Викторе Татарском...

Алексей Певчев - Конечно. Ну и вообще все в принципе люди того поколения... Я ещё, конечно, советую слушать нашу Наталью Бехтину. Вот это люди, которые с потрясающим совершенно бэкграудом, с огромным опытом и огромным очарованием эфирным. Вот то, что называется. То есть, это люди, которым есть, что рассказать. И есть что рассказать на настоящем русском языке и с теми интонациями, с которыми хочется это слушать. И хотят люди многих поколений слушать. Вот это такая старая школа.

Василий Белоусов - Да. Ты конечно, упомянул, что правильно - актёрская школа. В 61 году Виктор Татарский поступил в Театральное училище имени Щепкина и потом с иронией приписывал это тому, что принимал его Игорь Ильинский, знавший Бебутова, о котором мы упоминали, режиссёра Валерия Бебутова, ещё по театру Мейерхольда. И Ильинский, собственно, стал его мастером в училище. Да...

Алексей Певчев - Да. Но ещё в детстве... Он же рассказывал, что в детстве, что его отец, по-моему, дружил со многими актёрами и было в порядке вещей, что актёры приходили в дом. Я думаю, что, слушая поставленные голоса, они же никуда не деваются у актёров, даже в обычной жизни. Он, естественно, на подкорку наматывал...

Василий Белоусов - ...перенимал, конечно, да, абсолютно точно. Алексей, да, мы сейчас...

Алексей Певчев - Мы ещё забыли момент важный, что он занимался переводом фильмов...

Василий Белоусов - Да. Сейчас об этом продолжим, да, совсем скоро... Да, оставайся, пожалуйста, на линии... Вернёмся.

Звучит джингл программы «Сигналы точного времени».

Василий Белоусов - Возвращаемся в студию. Людмила Шаулина и Василий Белоусов по-прежнему вместе с вами. WatsApp и Viber 89252229992. Приходят ваши сообщения...

«Очень жаль, что ушёл Виктор Витальевич Татарский. Слушали его многие годы», - пишет Алехандро.

«Это целая эпоха - его голос, манера общения со слушателями очень доброжелательная и по-настоящему доверительная, домашняя. Светлая память», - сообщение от Александра.

«Каждую неделю ждала, боялась пропустить его передачу, не услышать такой душевный, завораживающий голос. Будем помнить!», - это пишет Мэри.

Людмила Шаулина - Да. Но стоит отметить, что работал Виктор Витальевич не только на радио, но и на телевидении. В 96 году ему предложили вести передачу «История одного шедевра». Правда, раньше, ещё в 80-е ему как раз вот председатель Гостелерадио Лапин предлагал перенести «Встречу с песней» на телевидение, но Татарский тогда отказался. Вот цитата: «Это чисто радийная передача, - сказал он. - Потому что, телевидение навязывает зрителям свой видеоряд, оно лишает его собственных аналогий и размышлений, ассоциаций по этому поводу, о чём говорится в письме или песне. Исчезает всё...», - говорил тогда Татарский.

Василий Белоусов - И мы уже упомянули, Татарский выступал также и как чтец. Оказалось, что он обладает невероятной памятью, может наизусть выучить буквально сотни страниц текста. В 80-е он два вечера подряд, как вспоминали, да, очевидцы, читал «Мастера и Маргариту» без бумажки. И ещё вот озвучивал зарубежные фильмы. Об этом мы начали говорить. С нами на связи наш коллега, журналист Алексей Певчев. Алексей?..

Алексей Певчев - Да, но вот что касается озвучания, он, кстати, очень не любил этот термин. На озвучании он говорил: «Я читаю текст».

Василий Белоусов - Читает текст...

Алексей Певчев - Он считал, что это всё-таки лишает некой импровизации, моменты вот такого импровизирования даже, я бы сказал. То есть, он просто своим голосом, потому что, все понимали, что успех картине гарантирован. Конечно. Таким закадром, извините, конечно! Это же понятно - голос, знакомый миллионам. И, конечно. Он... таких голосов... ну, вот может ещё Андрея Гаврилова мы вспомним из видеопереводчиков, да, вот у кого, действительно, поставленные были голоса, которые узнавали миллионы. И плюс... Ну, ты же понимаешь, когда кому любой человек, который подаёт картину в прокат, он понимает, кому давать фильм на... будем пользоваться термином «озвучание». Поэтому, конечно, это было очень важно, потому что герои фильмов и «Кабаре» Боба Фосса, да, и «Амаркорда» Феллини и «Восемь с половиной» - все ассоциируются с его голосом. Это очень важно. Просто, даже для того, чтобы эти фильмы, их какая-то определённая... их определённый посыл... на подкорку записывался благодаря этому голосу, конечно.

Людмила Шаулина - И с нами на связи также наш коллега Дмитрий Трухан... А... понятно. У нас проблемы со связью. Ну, ничего страшного... Работал Виктор Татарский буквально до последнего...

Василий Белоусов - Да, действительно...

Людмила Шаулина - До последнего дня. И вот как мы уже и сказали, 55 лет отметили его программе и в Книгу рекордов Гиннеса внесена она****...

Василий Белоусов - И очередной...

Алексей Певчев - Да, он, кстати, иронично очень относился к этой Книге рекордов. Он говорил: «Ну, ребята, чего вы так эту тему всё обсуждаете? Ну у нас эту книгу многие читали, что ли?..». потому что, он человек был с добрым и спокойным юмором. Ну, хорошо. Есть, да, действительно, такой вариант.

Василий Белоусов - Ну, я думаю, что программы ещё будут выходить, потому что Виктор Витальевич записал «Встречу с песней» ещё на какое-то время вперёд. Вот последняя программа была 26 февраля. Но они ещё обязательно будут в эфире. И, конечно, Виктор Витальевич подарил какое-то невероятное количество впечатлений тысячам слушателей, и они всегда будут ему за это благодарны. И мы сегодня вспоминаем, и под конец у нас есть песня, Алексей...

Алексей Певчев - Да, это песня из второй программы***** как раз, когда... в первой программе он побоялся ставить популярную на том момент рок-музыку, а во второй - уже не боялся. И мне показалось, что логичным будет, если прозвучит в его память композиция Пола Саймона и Гарфанкеля «The Sound of Silence» - «Звук тишины». И она, наверное, вот определённым образом ту тишину и озвучит, которая после ухода Виктора Татарского, к сожалению, возникнет в нашем эфире.

Василий Белоусов - А мы прощаемся. Людмила Шаулина, Алексей Певчев, Василий Белоусов были сегодня вместе с вами.

Людмила Шаулина - Желаем вам хорошего понедельника.

Василий Белоусов - Берегите себя.

Звучит песня «Звук тишины»...

Радиостанция «Радио России», 28 февраля 2022 года

Примечание: * речь идёт о поэте-песеннике Онегине Гаджикасимове и «Восточной песне», написанной на его стихи композитором Давидом Тухмановым.

Примечание: ** звучат фрагменты интервью Виктора Татарского студентам факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрию Гордееву и Анастасии Солуяновой.

Примечание: *** Ольга Сергеевна Высоцкая и Юрий Борисович Левитан - дикторы Всесоюзного радио, работавшие практически всегда в паре, читая выпуски «Последних известий».

Примечание: **** передача «Встреча с песней» была представлена к занесению в российское издание Книги рекордов Гиннесса как радиопрограмма-долгожитель, то есть, «никогда ещё во всём мире один человек не вёл одну и ту же программу на протяжении стольких лет», но так в книгу и не попала - номинация «Радио и ТВ» была из Книги рекордов Гиннесса удалена.

Примечание: ***** песня «The Sound of Silence» впервые на советском радио прозвучала 3 января 1971 года во втором выпуске передачи радиостанции «Маяк» «Запишите на ваши магнитофоны» (автор передачи - Григорий Либергал, редактор - Галина Гордеева, ведущий - Виктор Татарский).



Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.