Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
«У старого граммофона»
Виктор Татарский в эфире Свердловского областного радио

Аудиозапись передачи Свердловского областного радио 1982 года «У старого граммофона» сохранил на магнитофонной плёнке, оцифровал и в 2022 году любезно предоставил веб-архиву «Встречи с песней» Сергей Борисович Рововых из города Нижний Тагил. В комментарии к присланной фонограмме Сергей Борисович отмечает:
«...вероятно, в том же году Виктор Витальевич Татарский читал в Свердловской филармонии свои программы из “Мастера и Маргариты” Михаила Булгакова в двух вечерах, программу, посвящённую 40-летию битвы под Москвой и (в ДК Уралмаша) поэтическую программу по стихам Евгения Евтушенко. Мне посчастливилось быть на всех литературных концертах и даже сделать в филармонии фотографию Виктора Татарского.
А вот от радиопередачи “У старого граммофона”, прозвучавшей 40 лет назад, у меня сохранился только фрагмент. Возможно, в архивах радиостанции (сегодня она именуется “Радио Урала”) или у кого-либо из бывших сотрудников или участников программы, сохранилась полная запись этого выпуска “Граммофона”. Может быть, в филармонии Екатеринбурга и ДК Уралмашзавода до сих пор хранятся материалы о выступлении Мастера».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушатели, для того, чтобы почувствовать атмосферу тех дней, о которых они пишут, они должны услышать песню в том виде, в каком она тогда звучала. Иначе, она не передаст атмосферу. А у нас, даже прекрасные актёры, когда восстанавливают сегодня песни давних лет, не могут передать атмосферу того времени. Тут много компонентов: и манера исполнения, и аранжировка, звучание оркестра... Вот какой-то дух, атмосферу, которую даже трудно передать словами, что это такое... вплоть до лёгкого шипа пластинки. Понимаете?.. Это тоже даёт своё, так сказать... делает своё дело. Поэтому, за исключением нескольких удачных примеров современного исполнения давних песен, как правило, они не достигают цели. И не потому, что сделано это как-то, может быть, бездушно, формально или с непониманием того времени, а просто очень трудно перенести атмосферу тех лет в сегодняшнем исполнении давних песен.
Помимо всего прочего, есть ещё некоторая легкомысленность по отношению, допустим, к песням военным. Как одна наша известная певица спела: «А коль придётся в землю лечь, так это ж только раз!»... Ну, что это такое?! Да как же так! Когда для каждого воевавшего человека этот «ТОЛЬКО РАЗ» - был единственный, первый и последний раз в жизни! И так исполнять песню... это кощунство какое-то.
Звучит песня «В лесу прифронтовом» (музыка Матвея Блантера, стихи Михаила Исаковского) в исполнении Георгия Виноградова и Краснознамённого ансамбля.
А другая крайность – чрезмерная драматизация. Кстати, любопытная вещь. Это касается даже тех актёров и исполнителей, которые пели эту же песню в своё время, в военные годы. Пример. Я с большим уважением отношусь к памяти Марка Наумовича Бернеса, но сравните его исполнение «Тёмной ночи» в фильме и потом в последних записях уже послевоенных лет. Ничего общего! В фильме солдат сидит в землянке не мигая, не раскрашивая ни одного слова, поёт «Тёмную ночь». И всё передано только в глазах! Не в интонациях, не в манере - ничего! А потом... Марк Наумович уже стал петь это с каким-то женским ансамблем, с какими-то там подголосками...
Звучит песня «Тёмная ночь» из кинофильма 1943 года «Два бойца» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова) в исполнении Марка Бернеса (грампластинка 1943 года).
Что-то тут происходит... время меняется, что-то забывается... я не знаю, что... Но вот это очень показательный момент, мне кажется. Вот поэтому мы и стараемся «раскапывать» пластинки, когда нас упрекают в том, что... «Ну, что такое: шип идёт там, с пластинки... Почему, если есть новая запись этой песни?..» Да не передаёт она, эта новая запись, времени! А нам пишет 70-летний человек и он хочет вспомнить то время, когда ему было 20 лет. Желание вполне понятное.
Галина УМПЕЛЕВА – Они похожи и не похожи - «Встреча с песней» и наш «Старый граммофон». Главное, что нас сближает, это, конечно, песня и любовь к этой старой песне наших слушателей, наших друзей, которые, как выяснилось, у нас общие.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Понимаете, коллекционеров и любителей давних записей много. Но к сожалению... к сожалению, таких, как Михаил Иванович Мангушев... Почему вы и я, мы живём в разных городах, он живёт в третьем городе, а мы говорим, так сказать, о нём. Да потому, что он бескорыстный человек! Это редкость среди коллекционеров. Вы знаете, это очень печально. Мы ведь... наша передача «Встреча с песней» существует... подавляющая часть записей, это присланные нам переписи с пластинок. И чаще всего их присылают не коллекционеры, а люди, у которых случайно вот остались пластинки, так сказать. А коллекционеры редко встречаются такие, как Михаил Иванович. Хотя у нас постоянных слушателей очень много и давних, которые пишут нам в течение 15 лет. Мы знаем о том, что у них происходит в семье. О них всё это нам известно. Они не коллекционеры. Вообще, из Свердловска и Свердловской области мы получаем много писем. А вообще, за 15 лет я прочитал миллион двести тысяч писем. Подавляющая часть этих писем – это очень интересный материал: рассказы о жизни, о судьбе, о музыке, о песне.
Галина УМПЕЛЕВА и Виктор КОРОТКИЙ – Наш «Граммофон» гораздо моложе. Он появился на свет всего 6 лет назад. Появился потому, что не мог ни появиться – был нужен. Рады будем, если будет нужен и впредь.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Дело ведь не в том, вы понимаете, что мы хотим вот как-то разнообразить там эфир или какую-то «малинку» подпустить или что-то, но не в этом же дело! Дело в том, что песня – это не причина, а повод для рассказа, искреннего рассказа наших советских людей о своей жизни, а значит, о жизни своей страны, обо всех периодах, которые были в её истории. И тяжёлых, и радостных, светлых. Жизнь человека всегда связана с жизнью страны, в которой он живёт. У нас это особенно. И песни, в данном случае, они отражают вот эти события. Вообще, это слово «ретро» - плохое это слово, плохое. Оно какое-то пренебрежительное, общее... иностранное, во-первых, что к русской музыкальной песенной культуре вообще отношения никакого не может иметь. Понимаете... Вот. И вообще, в этом есть какой-то снобизм. Также, как есть снобизм и в том, что только песни 1920-х – 1930-х годов и полное неприятие сегодняшней... состояния, так сказать, сегодняшней песни. Узость какая-то, крайность. Но надо быть более тактичным по отношению к песням, уже хотя бы потому, что необходимо быть тактичнее к людям, к их памяти, к их судьбам и к истории страны.
Галина УМПЕЛЕВА и Виктор КОРОТКИЙ – Вот и закончилась наша встреча. Встреча со «Встречей...». Будем рады, если вы продолжите разговор, начатый сегодня. Как обычно, ждём ваших писем, рассказов о песне, старых пластинок, газет и журналов и, как говорится, отзывов и пожеланий.
А сегодня «У старого граммофона» с вами встретились автор и ведущий передачи «Встреча с песней» Виктор Татарский, редактор «Старого граммофона» Сергей Маргулис, звукооператор Нина Хворова и артисты Виктор Короткий и Галина Умпелева.
Веб-архив «Встречи с песней» надеется, что в домашних фонотеках наших читателей - слушателей музыкальных и литературных передач Виктора Татарского хранятся магнитозаписи радиоэфиров разных лет. Будем признательны, если с вашей помощью сможем разыскать передачи с участием Виктора Витальевича Татарского, в том числе, выпуски 1960-х - 1990-х годов «Встречи с песней» и «Музыкального глобуса», записи первой половины и середины 1970-х годов радиостанции «Маяк» - «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». Поделитесь, пожалуйста, магнитозаписями из личных фонотек, которые мы сможем оцифровать и опубликовать на страницах веб-архива, напишите нам по электронной почте:
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте