Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Интервью Виктора Татарского Диане Берлин
(9 ноября 2005 года)
Часть 1
Звучит заставка передачи «Встреча с песней» - мелодия песни «Одинокая гармонь».
Диана БЕРЛИН – Добрый день! Добрый день, дорогие друзья, здравствуйте! У микрофона Диана Берлин. Я сразу хочу сказать всем, кто сейчас настроился на наши волны, вам необыкновенно повезло, потому что сегодня у нас, ну правда, замечательный гость. Вот поверьте: мне пришлось брать интервью у очень, очень многих известных людей, но сегодня я вот так волнуюсь, что уж вы меня простите. Прошу прощения заранее, если что будет не так, потому что человек, сидящий рядом со мной много-много лет назад вызывал во мне такую... такую нервную дрожь, когда я его впервые увидела, и это продолжается в течении всех лет и по сегодняшний день, и так будет всегда. Короче, дорогие друзья, уважаемые слушатели, сегодня мы с вами принимаем у себя в гостях легенду отечественного радиовещания народного артиста России, Виктора Татарского. Виктор Витальевич, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте, Дина! Здравствуйте, уважаемые слушатели эфира «Голос России»! После такой преамбулы я...
Диана БЕРЛИН – Она честная, она честная.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я растерялся, покраснел. Это не телевидение, жаль...
Диана БЕРЛИН – Жаль...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...а то б вы видели, но благодарю вас на добром слове.
Диана БЕРЛИН – Вы знаете, уважаемые слушатели, сегодня вот так случилось, что мне повезло, я принимаю вот в этой студии Виктора Витальевича Татарского, поэтому я немножко вам хочу рассказать. В начале 1970-х я пришла на радио. Конечно же, я уже знала Татарского. Конечно же, я уже была заранее влюблена в него, в голос, во всё, что он делает, и у меня была только одна мечта: увидеть его, вот увидеть его, и я его увидела. Это было на четвёртом этаже на улице Качалова, теперь Малая Никитская* и вы знаете, то, что я увидела, это было ещё лучше, чем то, что я слышала. Вы себе не представляете, он очень хорош собой! Это я говорю для всех женщин, которые в течение стольких лет являлись вашими поклонницами. Вы же долгое время не показывались, а? Правда же?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да...
Диана БЕРЛИН – Или Вас не показывали?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я не хотел... Нет, я сам не показывался. Телевидение меня не раз приглашало в разные проекты, как сейчас говорится. Я не хотел, чтобы был бы навязан зрительный ряд мой слушателям. У каждого слушателя возникал, как я знаю из писем, свой образ своего человека. Это могли быть близкие родственники, могли быть когда-то любимые люди, ушедшие и так далее, в общем, кто угодно, и я не хотел конкретизировать образ ведущего. Ну, когда уже в 1990-х годах мне предложили... ну, во-первых, передаче уже было 30 с лишним лет, я подумал, ну, можно появиться, тем более «История одного шедевра» - рассказы о Третьяковской галерее, Русском музее, Кремле, это достойное дело и поэтому... хотя я крайне не доволен своим появлением на телевидении...
Диана БЕРЛИН – А Вы бываете своей работой довольны вообще?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, нет, нет, нет. Я всегда слушаю свои передачи в эфире и всегда замечаю бложь.
Диана БЕРЛИН – Виктор Татарский сегодня у нас в эфире. У нас сейчас, по-моему, через одну-две минуты будет включён телефон: 951-33-39, вы можете звонить, вы можете задавать свои вопросы. Сразу вас хочу предупредить: я знаю, что вы звоните издалека, Виктор Витальевич, у нас такая слушательская аудитория**...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, я представляю себе...
Диана БЕРЛИН – Если вам будет дорого, пожалуйста, вы можете или оставить свой номер телефона, вам сразу же перезвонят, или прямо продиктуйте свой вопрос.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вообще меня, извините, меня очень интересует ваша аудитория, потому что ваша аудитория - это и моя аудитория, я могу себе представить...
Диана БЕРЛИН – Это Ваша аудитория, на которую Вы работали столько лет!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно, конечно. И работаю сейчас. И мне очень интересно знать, слышат ли они сейчас передачу, которая выходит по субботам по «Радио России»?
Диана БЕРЛИН – Ну, мы сейчас это, конечно, узнаем, но я думаю, что «Радио России» в тех, теперь самостоятельных странах, где нас сейчас слушают наши люди, говорящие по-русски и нуждающиеся в русском языке, они не слышат «Радио России».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Дина, ну, идёт же по Интернету...
Диана БЕРЛИН – Вот!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и я получаю по электронной почте сообщения, так что...
Диана БЕРЛИН – Спасибо Интернету!.. Это да. Не уводите меня, пожалуйста, Виктор Витальевич.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Молчу!
Диана БЕРЛИН – Я знаю, как с Вами трудно, не уводите!.. Сегодня мы говорим, конечно же, «Встреча с песней», это... это требует вообще отдельного разговора - сама эта передача, задумка, воплощение и то, что она жива до сих пор среди всех «Фабрик»*** и так далее, и так далее. Она жива, и слава Богу, процветает и письма идут и видите, как Вы говорите, даже уже по электронной, это означает, что новое уже измерение. Сегодня мы Вас пригласили, чтобы говорить только о Вас. Я знаю, что Вы этого не любите, но, пожалуйста, продержитесь час. Скажите, Вы из Ленинграда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, я родился перед войной в Ленинграде и получилось так, что всю в блокаду я находился там. И только в 1946 году меня перевезли в Москву.
Диана БЕРЛИН – Вы... ну конечно, трудно, Вы, наверное, не помните, как Вы выжили?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я не помню. Я помню 9 мая 1945 года, набережную Невы, вереница военных кораблей, украшенная гирляндами и салют. Вот тут я «проснулся». До этого я ничего не помню абсолютно, хотя мне было уже шесть лет.
Диана БЕРЛИН – Потом Вы переехали в Москву, ну Вас, Вас перевезли в Москву.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – Дальше Вы пошли в школу и дальше уже дальше, всё дальше...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В школу я начал в Питере ещё ходить, в первый класс.
Диана БЕРЛИН – Ну, а потом война всё прервала...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет!..
Диана БЕРЛИН – А! После войны, я прошу прощения, после войны, да. Какой Вы заканчивали вуз?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я заканчивал театральный институт имени Щепкина при Государственном академическом Малом театре.
Диана БЕРЛИН – То есть...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Курс Игоря Владимировича Ильинского и Михаила Ивановича Царёва.
Диана БЕРЛИН – Вы учились у Ильинского и Царёва... Что это были за люди?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, тот самый знаменитый Игорь Ильинский, которого... ну, наше поколение помнит его по фильмам Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», а позднее - это Бывалов в комедии...
Диана БЕРЛИН – «Карнавальная ночь»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...Рязанова - в «Карнавальной ночи» и так далее, а потом ещё это гениальный совершенно актёр драматический, начинавшиё работу с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом в его театре и этого я, конечно, не видел, но я видел его на сцене Малого театра. Один Аким во «Власти тьмы» Толстого в постановке Ровенских что стоил! Ну, это грандиозная, легендарная, потрясающая личность. И ему не надо было ничего никому учить. Он сам собой... Вы знаете, когда есть люди, одно присутствие которых...
Диана БЕРЛИН – Это школа.
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...это школа и этого вполне достаточно.
Диана БЕРЛИН – Я знаю, я вижу такого человека. Я вижу рядом, вот прямо напротив, такого человека.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Мадам, я...
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич, нет! Я сегодня, правда, я говорю честно. Вот, говорю честно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хорошо, да. Я уже сразу заранее сказал, что я безумно смущён, больше повторять не буду.
Диана БЕРЛИН – Всё. Скажите, а почему Вы не пошли в театр?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я не пошёл в театр по одной причине. Дело в том, что ещё до театрального вуза я поработал один год, уехав из Москвы на год, в Астраханском государственном академическом театре драмы имени Кирова, мальчишкой, во вспомогательном составе.
Диана БЕРЛИН – Почему?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Мы там бегали с Володей Меньшовым, будущим оскароносцем****. И я посмотрел, что такое театр. Режиссёр главный, режиссёр не главный, жёны того и другого, народные артисты и отношение к молодёжи - зависимость стопроцентная ото всего...
Диана БЕРЛИН – Вы не любите зависимость?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я сказал: «Нет, такой хоккей нам не нужен!», как говорил Николай Николаевич Озеров*****. И я подумал: нет, я театральный институт... я в него поступлю, я его закончу, но я в театр не пойду. Я скрывал эту тайну от всех педагогов за время... за пять лет обучения в театральном вузе. Я хотел один работать и потом, помимо радио, я стал читать свои актёрские сольные программы литературные тоже один, без режиссёра.
Диана БЕРЛИН – Это отдельная тема. Вот об этом мы ещё поговорим. Так, у нас телефонный звонок. Пожалуйста, прошу вас, добрый день, вы в эфире. Здравствуйте!
Радиослушательница – Здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
Радиослушательница – Это Ольга Коваленко из города Киева.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, Ольга.
Радиослушательница – У меня вопрос к Виктору Витальевичу.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушаю Вас.
Радиослушательница – Виктор Витальевич, я знаю, что вы один из первых стали давать в своих программах песни в исполнении Владимира Высоцкого.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Радиослушательница – Скажите, пожалуйста, это дань любви и уважения или вас связывают личные узы?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Личные узы, Оля, нас, к сожалению, не связывали, то есть, мы виделись, встречались и в Театре на Таганке, и в других местах, и здоровались. Он знал, что я - это я. Я знал, что он - это он. Но сейчас столько друзей-соратников Высоцкого, что я должен подчеркнуть, что нет личных уз, хотя, мы практически ровесники. Я пытался много лет дать его в эфире, но вот Дина здесь сидит, знает, что это было такое: мне восемь раз снимали самую безобидную и патриотическую песню «Братские могилы» Высоцкого.
Диана БЕРЛИН – Да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – В День Победы или в день начала войны я пытался во «Встрече...» дать, восемь раз снимали. Я знаю, что...
Диана БЕРЛИН – А вот как, вот как? Что, Вас куда-то вызывали, как? Или просто звонком: Виктор Витальевич, прошу...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, это было... либо наш с вами уважаемый Геннадий Константинович Черкасов****** говорил, что, «вы знаете, вряд ли это пройдёт, но оставим пока» и там уже сверхцензура говорила вырезать и всё. Ну, как помните, спорить там было невозможно, но я давал упрямо каждый год Высоцкого. Я знаю, что он на меня обижался, потому что вместо его исполнения мне приходилось дать Володю Макарова этой же песни, уже напоследок. Вы знаете, как это...
Диана БЕРЛИН – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...делаете в последнюю секунду всё, чтобы хоть сохранить саму песню. И я знаю, Володю на встрече спрашивали об этом, он сказал, что он в общем, имеет претензии к Виктору Татарскому, который даёт его песни не в его исполнении, как будто он жил в Швейцарии в это время, как будто он не знал, что да как. Тут нет претензий к Владимиру Семёновичу, разумеется, но в общем, обида вот такая была, но мы делали всегда всё, что могли. И как только появилась возможность, я стал давать Высоцкого первым, ну и не только Высоцкого, и Вертинского, и Утёсова, того, который был запрещён, и Шульженко, которая была тоже закрыта, и Бернеса тоже те песни, и так далее...
Диана БЕРЛИН – Подождите, подождите, что значит «закрытая Шульженко»?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ряд вещей Шульженко был запрещён.
Диана БЕРЛИН – Ну, например...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, например, все «фокстротообразные» и «тангообразные» вещи, такие как «Мама», например, Табачникова - совершенно безобидная лирическая песня...
Диана БЕРЛИН – «Мама - нет слов ярче и милей...»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да. «Ягода» Соловьёва-Седого, казалось... Это не ходило и в Фонде этого не было. Очень многих записей Шульженко не было в Фонде. С Бернесом та же история. «Песня Кости» из... «Тёмной ночи» «Шаланды, полные кефали» нельзя было дать. «Тёмную ночь» можно было дать из фильма «Два бойца». Ну вот. Это касалось почти всех таких знаменитых исполнителей. За Баянову я получил строгий выговор, когда я дал её впервые в эфире, она ещё не приехала сюда, она жила в Румынии. Так что, это была...
Диана БЕРЛИН – Вроде не в Америке, в Румынии...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В Румынии, но она русская эмигрантка и незачем нам... Я говорил: «Ну вот “Советская культура” написала статью о ней...» - «Это нам не указ!”, - сказал мне товарищ Орлов, заместитель товарища Лапина, - «Кто там прочитает газету, это ещё... А мы - средство пропаганды, нас слушают» и снимал... Ну... не мне вам это говорить, не вам от меня это слушать, как говорят в южном городе, вы это всё знаете.
Диана БЕРЛИН – Да, да... Но интересно всем нашим слушателям. Вот это-то интересно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушателям я...
Диана БЕРЛИН – ...особенно молодые. Они, конечно... даже поверить трудно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, им трудно поверить и я им очень завидую, вот этому обстоятельству, что и трудно поверить. Мы, конечно, прошли через всё это...
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич, дай бог, чтобы больше не проходить. Виктор Витальевич, я всё-таки держу себя очень сильно и мне очень хочется, вот несмотря на то, что я много знаю, всё равно получить ответы на многие вопросы, связанные с вашими программами. Это же не только «Встреча с песней» и мы ещё к этим программам перейдём. Интересно, каждая ваша программа на радио, это веха в истории страны.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Может быть.
Диана БЕРЛИН – Я тут подумала: вот смотрите... Так, я делаю маленькую паузу, потому что телефонный звонок...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А! Это святое. Это в первую очередь, конечно.
Диана БЕРЛИН – А дальше я продолжу эту очень интересную тему. Вы в эфире, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушаю вас.
Радиослушатель – Здравствуйте! Меня зовут Алексей, я из Москвы...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, Алексей.
Радиослушатель – Ну, во-первых, я очень благодарен Виктору Витальевичу за эту многолетнюю, даже многодесятилетнюю деятельность по передаче «Встреча с песней»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Благодарю вас!
Радиослушатель – ...но, кроме того, я же знаю, что он очень активно участвовал в художественном чтении, выступая на концертах...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да.
Радиослушатель – ...и различных предприятиях ещё тогда, в советское время.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Радиослушатель – Вот. И в этой связи у меня такой вопрос: вот помнится очень давно ещё Виктор Витальевич не побоялся ставить вопрос «проблема маленького человека в социалистическом обществе», по-моему, если я сейчас не путаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Совершенно верно.
Радиослушатель – Было такое?
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Берегите людей» называлась называлась программа, это моя первая программа, где она...
Радиослушатель – Да, да, да, да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это «Шинель» Гоголя...
Радиослушатель – Вот, вот, вот, вот...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это... Паустовский - это уже советский период, Симонов Константин, да...
Радиослушатель – Да, да, да. И вот в этой связи у меня вопрос: занимается ли он сейчас вот такой деятельностью по художественному чтению?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Радиослушатель – Устраивает ли концерты? Если да, то более подробно, а если нет... если вот пришлось проводить такого рода концерт или программы, какие темы он поставил сейчас во главу угла в связи вот с нашим временем? Потому что, я знаю, что были вот по Булгакову тематические программы...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно.
Радиослушатель – А вот сейчас какая вот тема наиболее актуальна?..
Диана БЕРЛИН – Спасибо!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!
Диана БЕРЛИН – Понятно. Спасибо!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо! Значит, что я могу сказать. Что касается темы маленького человека - тема сочувствия к людям, которым трудно, она у меня как-то вот... я не знаю, в крови, наверное, потому что я после Питера жил на Арбате - арбатский дворовый мальчишка, хулиганистый, всё, но я видел, как жили люди, в каких условиях, какое было угнетение людей друг другом... Вот в Питере этого не было, там люди друг друга поддерживали после блокады, а в Москве была очень тяжёлая, скверная обстановка. Я не знаю, я почему-то вот это сразу почувствовали первая моя программа называлась «Берегите людей» и в дальнейшем, конечно, вот «Встреча с песней», она вся насквозь пронизана, 40 лет почти передаче, именно попыткой понять, помочь, поддержать людей, которым плохо и их, к сожалению, в нашей стране очень много... Что касается авторов. Да, после вот программы «Берегите людей», где было несколько авторов самых разных, я работал над Булгаковым и сегодня мы можем послушать, вышел недавно... вышли диски и по «Мастеру и Маргарите», программа называется «Нечистая сила в Москве», и по «Собачьему сердцу». Вот. Помимо этого, у меня 15 программ разных, которые я сейчас вслух на сцене не читаю. В 1997 году я ушёл со сцены, мне стало не интересно общаться с аудиторией в зрительном зале, я предпочёл оставить для себя радио, запись дисков, то есть тех же художественных программ актёрских и телевидение, которое тогда было, вот семилетний цикл «История одного шедевра». Мне что-то показалось, что я здесь лишний уже, уже все могут достать любую книжку, прочитать и так далее и как я это исполняю, большого значения не имеет. Мы же читали тогда, когда мне запрещали все актёрские программы, все, вплоть до ленинской...
Диана БЕРЛИН – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я же читал письма и документы Ленина и программа была запрещена МК партии*******.
Диана БЕРЛИН – Такие документы, такие письма...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Такие документы, да. И мне же сказал товарищ из МК КПСС*******: «Почему мы запрещаем? Да, потому что вы читаете так, как будто хотите сказать: вот что хотел Ленин, а вы здесь все сидящие в зале и там тоже (показал наверх), делаете всё обратное тому». Конечно, конечно, это была моя задача. Совершенно верно. Они точно почувствовали... Так что, сейчас я на сцену не появляюсь, но записываю новые программы...
Диана БЕРЛИН – Но это пока, наверное.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Пока. Может быть, придёт такой период, когда мне захочется вновь повстречаться с глазами людей...
Диана БЕРЛИН – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – А пока я ограничиваю себя чтением писем человеческих и реакцией на них, а что касается художественных программ можем сейчас фрагмент, если не возражаете, Дина, здесь, а вы потом свою ценную мысль продлите, пожалуйста...
Диана БЕРЛИН – Я обязательно... но дело в том, что у нас очень много звонков. Давайте сейчас тогда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Тогда звонок.
Диана БЕРЛИН – Давайте сейчас звонок. Да? Звонок.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – Вы в эфире. Здравствуйте!
Радиослушательница – Здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Добрый день.
Радиослушательница – Это Ирина из Севастополя. Скажите, пожалуйста, в ваших программах используются уникальные, редкие записи. Как они попадают к вам? И вы находите их сами или вам кто-то помогает?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, никто, нет...
Диана БЕРЛИН – Спасибо. Спасибо, Ирина.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я 40 лет работаю над программой практически один. Мне помогали редакторы, сначала Тереза Владиславовна Рымшевич, потом, в последнее десятилетие Татьяна Сергеевна Зубова, но в дальнейшем я остался совсем один и работаю я один. Это авторская программа, она требует абсолютной самостоятельности. Я сам работаю и как следователь, и как исследователь, и как кто угодно: «и жнец, и швец, и на дуде игрец» от замысла до воплощения на диске. Я приношу письма домой к себе, привожу, вернее. Их много. Разрезаю каждый конвертик, читаю все и так далее, и так далее. И все записи я ищу сам. Ещё, к большому сожалению, ушли все люди, вот последний недавно ушёл Никита Владимирович Богословский, которые помнили, могли подсказать. Сейчас их почти не осталось, поэтому у меня сейчас надежда только на себя, но у меня есть помощники из филофонистов - бескорыстных людей в Москве, в Питере, в Краснодаре, ещё в нескольких городах, вот, которым я звоню, спрашиваю или даже прошу прислать, если у них есть, допустим, запись какой-то вещи, потому что в передаче процентов 50 идёт не из Фонда Гостелерадио, а из частных коллекций, с переписи старых пластинок и так далее, и так далее. Этим я занимаюсь сам.
Диана БЕРЛИН – И присылают.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И присылают. Присылают, конечно, конечно.
Диана БЕРЛИН – Виктор Татарский у нас сегодня в гостях. 951-33-39. Уже нет смысла называется этот телефон, потому что он буквально раскалён, плюс ещё наш эфир идёт в прямом режиме Интернета, так что вот поэтому, я думаю, и слушатель из Москвы до нас дозвонился. Я провела такое исследование внутри себя, такое. Конечно, любя и просто очень уважая вас, и пришла к такому выводу, что каждая ваша программа это веха в истории страны. Так оно получилось. «Встреча с песней», которая всколыхнула такое поколение людей, таких несчастных и брошенных, я честно говорю, на сегодняшний день людей, для которых, может быть, ваша передача и явилась тем самым утешением...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Поддержкой, конечно.
Диана БЕРЛИН – ...поддержкой и надеждой...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно.
Диана БЕРЛИН – ...и надеждой. Вы смогли их соединить. Вы смогли... Вы просто им протянули руку на весь огромный бывший Советский Союз, что делаете и сейчас, вот-вот прямо вот в эти минуты. Это первое. Второе. Я помню, это уже было, вот, когда нас собрали всех молодых на музыкальный «Маяк» для того, чтоб мы могли, у нас была задача: отвлечь от вражеских голосов, молодые это делали, мы-то там чего-то делали, конечно. Но появилась программа «Запишите на ваши магнитофоны».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Диана БЕРЛИН – И вот тут-то был бум, я знаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Контрпропаганда...
Диана БЕРЛИН – Что нужно было для того, чтобы делать эту передачу? Расскажите немножечко об этом поподробнее. Вот вы начните, а потом вот, после выпуска новостей мы продолжим.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хорошо. Вы только меня остановите, когда нужно будет на новости...
Диана БЕРЛИН – Я Вас, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Если моё сердце, музыкальное, человеческое, всякие пристрастия - это «Встреча с песней», то «Запишите на ваши магнитофоны» - передача, которая меняла трижды название и выходила как в революцию газета под новым названием и к ней уже невозможно было прицепиться, да, она трижды закрывалась. Это спортивный, злостный, зло-о-о-о-й интерес и желание: ах, вам это не нравится, ах, вы боитесь этого, а я дам Led Zeppelin «Лестница в небо»! Что?! Скушали?! Проехали дальше! Поедем дальше и даём западные ансамбли. Я поражался, каким образом передача держалась?! Ну, что значит держалась? Девочек, которые со мной работали - Галя Гордеева, Вера Карпеченко...
Диана БЕРЛИН – Таня Коломийцева...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Таня Коломийцева, Царство ей небесное, ещё ряд... Авторы - Дима Ухов, Слава Осокин...
Диана БЕРЛИН – Гриша Либергал, который всё переводил...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Гриша Либергал, конечно, конечно! Они... то есть они-то, авторы, не получали, а девочки-редакторы получали выговоры вместе со мной и передача закрывалась. Вот. И мы её возобновляли. Это был спортивный интерес. Мне терять было нечего. Я не был никогда не в комсомоле не в партии, я этим не горжусь. Просто так получилось.
Диана БЕРЛИН – Звали, приглашали?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Звали и много раз. Нет, «моя партия - никакой партии, моя партия собственного критического рассудка»********. Вот поэтому, может быть, мне было легче. Ну, закрыли передачу, ну, выговор, ладно. Но мы опять могли возобновить. Это был спортивный интерес, потому что западная музыка... она меня так, со стороны... Я понимал, что это, но это... вся молодёжь слушала.
Диана БЕРЛИН – А сейчас мы прервёмся на выпуск новостей и поговорим о том, какая наша запрещённая музыка звучала в программе «Запишите на ваши магнитофоны», ладно?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Хорошо.
Часть 2
Звучит заставка передачи «Встреча с песней» - мелодия песни «Одинокая гармонь».
Диана БЕРЛИН – Виктор Татарский сегодня у нас в гостях. Мы продолжаем нашу встречу. 951-33-39 - это телефон прямого эфира. Я уверена, что у вас останется такое какое-то послевкусие после окончания этой передачи, поэтому, вы можете нам написать, все письма будут переданы Виктору Витальевичу. Итак мы остановились на программе «Запишите на ваши магнитофоны»
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – О том, что там звучало запрещённого и зарубежного, но там ещё много звучало и нашего запрещённого.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, конечно. И Артемий Троицкий, известный сейчас человек, был одним из наших авторов, но выходил он под псевдонимом, потому что он был запрещён абсолютно.
Диана БЕРЛИН – «Троицкий» нельзя было говорить.
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Троицкий Артемий» нельзя было говорить.
Диана БЕРЛИН – Нельзя, да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И он приносил Андрюшу Макаревича - записи первые «Машины времени», Бориса Гребенщикова, ну и других наших ансамблей, которые были полуподпольными.
Диана БЕРЛИН – А вот тексты, вот как мы говорим в нашей кухне, подводки?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да...
Диана БЕРЛИН – Эти тексты, это Вы писали?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет. Эти тексты писали наши авторы. Вот я их перечислил в первой части передачи.
Диана БЕРЛИН – Но только надо было их так произнести, как вы их произносили...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, надо было, конечно... да... тут должна была быть... что такое, конечно...
Диана БЕРЛИН – А Вы помните что-нибудь? Вот ну, помните, ну вот хоть какой-нибудь... представление, я не знаю...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ничего, кроме...
Диана БЕРЛИН – ...Гребенщикова...
Виктор ТАТАРСКИЙ – В эфире передача «Запишите на ваши магнитофоны» - чёткость, отстранённость, лаконизм и всё. Дело вот в чём: «Голос Америки», «Би-би-си», «Свобода», «Свободная Европа» эт цэтэра давали эту музыку сквозь дикие помехи с политическими комментариями. «Оно нам надо?», говорил я, объясняя руководству. «Давайте будем давать на “Маяке” ту же музыку замечательную чисто, чтобы ребята могли писать это на магнитофоны без всякой политики.
Диана БЕРЛИН – Вы помните, какое количество писем было?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Тысячи, мешки!
Диана БЕРЛИН – Ну, просто вот такие вот мешки огромные!.. Виктор Витальевич, скажите...
Виктор ТАТАРСКИЙ – И поэтому... сейчас я что-то не завершил просто... Да... ну, о задаче я уже говорил этой передачи - это была спортивная злость, интерес.
Диана БЕРЛИН – Вас куда-нибудь вызывали, вот перед тем, как вы начали делать «магнитофоны», вам давали какие-то инструкции?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Меня всё время когда-нибудь вызывали... за 40 лет существования моего на радио, меня всё время куда-нибудь вызывали...
Диана БЕРЛИН – Вы боялись, когда Вы шли?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Никогда в жизни! Товарищ Лапин, председатель Гостелерадио СССР, размахивая американским музыкальным журналом, кричал: «Докатились!..», на общем, собрании Гостелерадио СССР партийном, где мы сейчас с вами сидим, ещё не в Останкино, а здесь*********, тысяча человек там, болше было... «Докатились!.. Наши враги нас хвалят!..», а там было написано, что «Виктор Татарский - лунный голос Москвы приближает западную культуру к российской... к советской молодёжи». «...наши враги нас хвалят!.. где Татарский?», - «Его нет, Сергей Георгиевич», - «Как нет?» - «Он не член партии», - «Как не член партии?..» и зауважал немножко.
Диана БЕРЛИН – Понятно... «Лунный голос»... я не слышала, «лунный голос»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Лунный голос»...
Диана БЕРЛИН – Всё-таки, да... Так, пожалуйста, вы в эфире, мы вас слушаем, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
Радиослушатель – Добрый день! Я киевлянин...
Диана БЕРЛИН – Да...
Радиослушатель – ...офицер в отставке, Борис Сергеевич.
Виктор ТАТАРСКИЙ –Да, Борис Сергеевич.
Радиослушатель – Можно задать вопрос?
Виктор ТАТАРСКИЙ –Конечно, прошу вас.
Радиослушатель – Виктор Витальевич, я вот с огромным наслаждением смотрел ваш телевизионный проект, который вы посвятили Русскому музею.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Радиослушатель – Я очень увлечён этой формой искусства и скажите, пожалуйста, в связи с этим, планируете ли вы впредь делать продолжение вот этого самого проекта, как вы его представляете в перспективе и в развитии?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Уважаемый Борис Сергеевич!..
Радиослушатель – ...может быть, у вас есть ещё какие-либо планы с этим связанные?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я понимаю, да.
Диана БЕРЛИН – Спасибо!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо, всё понятно. Уважаемый Борис Сергеевич, дело всё в том, что планировать мы могли до 1990 года, чтоб это ни было, планировать. Дальше мы могли, если наши моральные установки, наши чувства вкуса, чувствую меры и всё прочее, совпадали с тем, что нам предлагали, мы на это шли. Если нет - нет. К сожалению, и этот цикл был придуман-то не мной, и я был там только ведущим. То, что он продержался семь лет на ОРТ (на «Первом канале»), это чудесно и поразительно, потому что это же совершенно некоммерческий проект. Но мы кроме Русского музея, делали Третьяковскую галерею... вот Русский музей и музеи Кремля. Я бы, конечно, его продолжил, этот интереснейший проект, как сейчас говорят, но сие от меня, к сожалению, не зависит и «Первый канал» решил приостановить это цикл, хотя там, конечно, как вы понимаете, ещё полно всяких тем и масса всего интересного. Но я не жалею: с телевидением у меня роман не сложился и он не может сложиться. Там ты от всех опять зависишь, как в театре. Но на радио я ни от кого не завишу, ну, зависел от цензуры, от советской власти, ну и всё, «чисто конкретно», да.
Диана БЕРЛИН – Это да.
Виктор ТАТАРСКИЙ – И всё!
Диана БЕРЛИН – Но зато у вас было счастье общения во со столькими людьми...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, да, да. На телевидении ты зависишь от операторов, о тех, кто на тебя ставит свет, от звуковиков... это от массы ещё людей, без которых ты ничего не можешь делать и в итоге сам выходишь не в самом лучшем виде.
Диана БЕРЛИН – Можете ли Вы сказать, что радио для вас - это...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это главное в моей жизни, как выяснилось. Вот я и стал театром одного актёра, хорошо, что не одного зрителя, но...
Диана БЕРЛИН – Нет, этого нет...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...у меня залы были полные и Вы, кажется, были этому свидетель...
Диана БЕРЛИН – Да, да, всегда полные. Всегда ещё надо было этот билет достать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. И это очень, конечно, здорово, но в итоге каждый человек, прожив там полвека и перейдя в следующее свои полстолетия, должен понимать, зачем он, собственно говоря... что главное в его жизни. И я, конечно, теперь понимаю, что главное в моей жизни это радио и не просто радио, а именно «Встреча с песней», который через год будет 40 лет, как она беспрерывно идёт. Менялись названия станции, менялись сами станции, но она шла, не прервавшись ни на один выпуск и Вы это знаете, Дина.
Диана БЕРЛИН – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Передача шла на Вашей станции********** одно время и параллельно дублировалась на «Радио России», чтобы наибольшее количество слушателей в России за рубежом могли её слушать.
Диана БЕРЛИН – Конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот это главное в моей жизнь, как выяснилось.
Диана БЕРЛИН – И сейчас хорошо, что «Радио России» оценивает значение этой программы в эфире.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Да, слава Богу, потому что, несмотря на все трудности, «Радио России» идёт на встречу всегда и ценит эту программу.
Диана БЕРЛИН – Крым на связи...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, это мой любимый Крым...
Диана БЕРЛИН – Да, здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я же «крымский татарин»!
Диана БЕРЛИН – Здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Обожаю Крым, это мой любимый... я излазил Крым от Гурзуфа до Севастополя, просто пешком!
Радиослушательница – Алло!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Слушаю вас, как вас величать?
Радиослушательница – Здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Здравствуйте!
Радиослушательница – Это из Крыма. Симферопольский район, село Новоандреевка, Людмила Николаевна.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, Людмила Николаевна.
Радиослушательница – Виктор Витальевич, дело в том, что у нас по Украине и в Крыму, в том числе, вообще ваши российские каналы мы не слушаем...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да... знаю...
Радиослушательница – ...в том числе и «Маяк». Какая была раньше прекрасная ваша передача «Встреча с песней»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Почему раньше-то? Она и сейчас идёт.
Радиослушательница – Ну, мы... мы не можем...
Диана БЕРЛИН – Там нет...
Радиослушательница – ...не можем...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, там нет, в приёмнике, в приёмнике...
Радиослушательница – У нас вот единственный канал вот сейчас вот - вот этот вот «Голос России», да, содружества. И то, вот сейчас вот я слушаю, ну, такие страшные помехи. Скажите пожалуйста, а вы не сможете какое-то время уделять, чтоб выходить именно в этом канале, вот с этой... с этой программой «Встреча с песней»? Мы бы были очень рады.
Диана БЕРЛИН – Людмила Николаевна, спасибо вам большое! Мы сейчас будем уговаривать Виктора Витальевича, будем говорить на эту тему...
Радиослушательница – Пожалуйста, уделяйте время...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это вопрос очень серьёзный. Передача, которая выходит, так сказать, на одном канале, она, видимо, должна там оставаться. В общем, это вопрос серьёзный. Я... я заинтересован в том, чтоб как... наибольшее количество людей, которые раньше слушали передачу...
Диана БЕРЛИН – Конечно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...чтобы они оставались её слушателями или участниками, как я говорю, и поэтому, безусловно, постараюсь сам сделать всё, чтобы это было так, а что касается Крыма, вы знаете, может быть, всё-таки на приёмниках можно найти?.. Это... нет, невозможно, да?.. Вторая, четвёртая и пятая субботы, 21:10 по Москве, на всякий случай я сообщаю эти сведения.
Диана БЕРЛИН – Мы попробуем сделать так чтобы, если Виктор Витальевич не возражал...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Если б можно было дублировать передачу...
Диана БЕРЛИН – ...руководство двух каналов...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – ...нашли бы общий язык...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, я не только не возражаю, я бы очень просил, но сейчас я знаю, вот Беларусь, Республика Беларусь с этим... выступила с этим... с этой просьбой и что-то не получается. Нам нужно вообще срочно наводить мосты между славянами, уж, по крайней мере, между... друг с другом, невозможно так существовать дальше. Ну что же, мы сами искусственные такие загородки себе выстроили и теперь будем их мучительно в течение десятилетий преодолевать?! Преодолеем всё равно!
Диана БЕРЛИН – Ну... мы любим, мы любим трудности потом преодолевать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Конечно...
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич, я хочу вспомнить ещё одну Вашу программу.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – Это «Музыкальный глобус».
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, 30 лет программа была в эфире...
Диана БЕРЛИН – ...которую вы вели, которую Вы писали и в которой начинали теперь известнейшие звёзды политической журналистики.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, Владимир Владимирович Познер, Игорь Сергеевич Фесуненко - постоянные ведущие, то есть отдельных страничек. Володя Познер летал в Штаты и привозил с собой новые материалы, чуть ли ни раз в две недели. Организовала эту передачу, её родительницей была Екатерина Павловна Тарханова - потрясающая женщина, Дина, вы её помните, конечно...
Диана БЕРЛИН – Да... красавица...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...великолепный режиссёр, творческая личность, которая очень знала, высоко себя ценила и свою продукцию и, не стесняясь, говорила: «У нас гениальная передача!».
Диана БЕРЛИН – Ну, так оно и есть, так оно и было... Ну, собственно, её никто не закрывал, Вы же сами...
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Музыкальный глобус» закрыл я, когда скончалась Екатерина Павловна. Я передачу продолжил...
Диана БЕРЛИН – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...уже как один из авторов и организаторов передачи, и режиссёр, и ведущий, но наступили 1990-е годы... Это передача коллективная, понимаете, а денег никаких не было. Я мог работать бесплатно, я вот «Встречу с песней» вообще без денег взял несколько лет и ничего страшного. Мне важно, чтобы была студия и были плёнки, всё. Но здесь я не мог так один её тащить и я всё-таки довёл её до 30-летия и закрыл, спокойно закрыл. Мы с Машей Ключниковой её вели от начала и до конца, тоже с 1967 года, как и «Встреча с песней», да. Ну... это была еженедельная такая музыкально-политическая передача, пожалуй, вот так.
Диана БЕРЛИН – А вот скажите, пожалуйста, вот на сегодняшний день Вы садитесь к микрофону, Вы общаетесь со слушателями... Они кто? Как по-вашему?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я их всех знаю, потому что я 40 лет читаю письма. Я читаю письма и поэтому я их всех знаю. Это самые разные люди. Конечно, фронтовики ушли практически, некоторые ещё пишут, но пишут уже... они диктуют и пишут их дети и внуки. Вот. Так что... я сейчас затрудняюсь Вам сказать, это огромное... это просто тема отдельного разговора.
Диана БЕРЛИН – Это точно. Ваши слушатели - это тема огромного разговора.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я их всех... Но я их чувствую и знаю. Потом, передо мной их письма...
Диана БЕРЛИН – Минск. Здравствуйте, вы в эфире!
Радиослушательница – Здравствуйте! Меня зовут Мария.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, Мария
Радиослушательница – Я хотела поблагодарить вас, Виктор Витальевич, за ваши передачи. Всегда с огромным удовольствием их слушаю, за ваш чарующий голос, который просто приковывает к радиоприёмнику. Желаю вам здоровья, всего самого-самого доброго и творческих успехов.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо! Я вам должен сказать, что я очень люблю Беларусь.
Радиослушательница – Очень приятно!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я бывал 15 лет в июле каждый год в Витебске на фестивале «Славянский базар», я там председатель пресс-клуба...
Радиослушательница – Да, да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот. И всегда с огромным интересом бываю и вижу, что в Белоруссии начинает налаживаться жизнь. Уже, по крайней мере, это заметно. Вот знаете, когда 15 лет каждый год ты приезжаешь, пускай и ненадолго, ты можешь сравнивать, понимаете? Я не имею в виду какую-то помпезушность или там праздничность. Нет, нет, нет. Я имею в виду пригороды, магазины, бабулек и так далее, их настроение, их положение. Ещё очень трудно, конечно. А что, в России не трудно, что ли? Но что-то начинает там проклёвываться, долго просто. И я очень хочу, чтоб Белоруссия продолжала слушать «Встречу с песней», чтоб была участницей. Я вас очень прошу: на приёмнике всё-таки постарайтесь находить.
Диана БЕРЛИН – Ну, Белоруссия нас слышит.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, вот, уже хорошо, хотя бы...
Диана БЕРЛИН – На Белоруссию, на Украину, на Молдавию, на Грузию на всё...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, это «Голос России» слышит?
Диана БЕРЛИН – Да, да. Поэтому... вот поэтому...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот поэтому, да...
Диана БЕРЛИН – ...требуется очень серьёзный разговор на благо слушателей...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Надо будет думать...
Диана БЕРЛИН – Да. Ну, так случилось, ну, что делать? Люди не по своей воле разъехались по разным местам бывшего Советского Союза, но у них остались те же желания, и та же любовь и к этой передаче, и к песне этой, поэтому...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да и просто масса друзей, знакомых, родственников даже, боже ты мой, ну что мы сейчас будем об этом говорить...
Диана БЕРЛИН – Да, да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...об этом уже столько сказано. Я думаю, что конечно, надо нам содружество вот в истинном смысле этого слова понять и сделать всё для того, чтобы оно было не экономическим только, а человеческим в первую очередь.
Диана БЕРЛИН – Виктор Татарский в прямом эфире на наших волнах, телефон 951-33-39. Виктор Витальевич, Вы, действительно, совершенно независимый человек, даже, вот смотрите, вот я пью воду, а Вы пьёте свой напиток - шиповник.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Мой напиток персональный, да, да, да, да.
Диана БЕРЛИН – Это вот... вот во всём, вот во всём!..
Виктор ТАТАРСКИЙ – Осень... осенью надо поддерживать свой организм.
Диана БЕРЛИН – Скажите, Вы в театр ходите?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Иногда.
Диана БЕРЛИН – Ну, Вас что-то привлекает?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Грустная очень картина, грустная... У меня такое впечатление, что господа артисты, которых я очень люблю, я же сам по профессии артист, они как-то очень увлечены сами с собой. Они работают друг для друга или для режиссёра и так далее. Я уж не говорю о том, что вслед за шоу-бизнесом, театр поддался во многом и даже самые высокие театры по своим наименованиям поддались тому же самому веянию шоу-бизнеса. Не буду называть, но Вы представляете, о чём и о ком я говорю. Это очень обидно. И сейчас, я недавно был в одном из театральных учебных заведений, где я всегда смотрю дипломные спектакли, к сожалению, и с педагогикой дела обстоят хуже, был очень слабый выпускной спектакль дипломный.
Диана БЕРЛИН – А обычно всегда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Проблема была...
Диана БЕРЛИН – ...это же прямо звёздность - выпускной спектакль...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да. Да, я могу сказать, в конце концов, это Щукинское знаменитое училище при театре Вахтангова, великолепное, откуда вышли, ну, что мы будем говорить, сотни блистательных артистов. Я посмотрел чрезвычайно слабый спектакль. И это говорит о том, что вот всё-таки ушли старики - педагоги, режиссёры. Да? Культура-то уходит. Это не проходит безболезненно. Да, мы, новый пришёл: твой век прошёл новому веку ты не нужен!.. Это мы всё слышали, знаем, но если мы не будем брать и с того века, из прошлого то, что нам необходимо для создания базиса в новом веке мы рухнем. И театральная культура... тут огромные, конечно, проблемы, на мой взгляд. Огромные...
Диана БЕРЛИН – Ну... Вы понимаете, я не хочу, чтобы у наших слушателей создалось такое впечатление, что Вы один из тех, кто считает, вот молодёжь и крест на этом. Я знаю, как к Вам тянутся молодые и знаю, как Вы всегда готовы помочь молодым.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Наоборот, я всегда считаю, что за ними будущее...
Диана БЕРЛИН – Да...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...и на них надо ставку делать. Что значит крест?!
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Это самое главное...
Диана БЕРЛИН – ...я не знаю, как с Вами говорить! Звонки, всё время звонки...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...пожилых людей надо поддерживать...
Диана БЕРЛИН – Вот!
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...успокаивать, а работать-то надо с молодёжью. С кем же ещё?
Диана БЕРЛИН – Конечно, конечно.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну, вот и всё. Слушаем!
Диана БЕРЛИН – Да, пожалуйста. Это Тернополь. Здравствуйте!
Радиослушательница – Здравствуйте!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Замечательно! Украина.
Радиослушательница – Виктор Витальевич, вы знаете, я, к сожалению, сейчас не имею возможности слушать ваши программы, также, как и миллионы других людей на Украине... Но мы Вас любим, мы Вас помним, мы всегда скучаем за «Встречей с песней» и мы рады слышать Вас в эфире.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!
Радиослушательница – Дай Боже Вам здоровья и всего самого-самого доброго и пусть живёт песня и «Встреча с песней»!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Мы будем стараться всё-таки каким-то образом постараться преодолевать эти искусственные преграды, барьеры и...
Диана БЕРЛИН – Вот видите, какая глупость произошла...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот я не знаю, да...
Диана БЕРЛИН – ...если не сказать преступление...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Будучи в Белоруссии, я попробую поговорить с Александром Григорьевичем, может быть, меня допустят к нему, чтобы...
Диана БЕРЛИН – Ну, он никогда не будет против, надо сказать... должен, конечно...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Он не будет против, это... тут он поймёт. Ну, какая у меня-то... какая... корыстной же цели никакой у меня нет в этом. Я просто хочу, чтоб люди были вместе по возможности, хоть этот час раз в неделю. И всё.
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич, скажите, как вы отдыхаете, если отдыхаете?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ну конечно, отдыхаю.
Диана БЕРЛИН – Как?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Вот я люблю «ползать» по Крыму пешком, там или на машине, но, в общем, очень люблю Крым, то, что касается таких территории, вне московских. В Москве я люблю Серебряный бор, куда при малейшей возможности выбираюсь.
Диана БЕРЛИН – И что, просто туда приезжаете и гуляете?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, у меня дачи там нет. Мне никто там не подарил как... эх, некоторым господам... Дачи у меня нет вообще, машины тоже нет.
Диана БЕРЛИН – Вы не заработали на... двухэтажный дом?..
Виктор ТАТАРСКИЙ – А я и не хотел на это работать! Я не хотел. Я хотел оставаться свободным человеком, а значит, не писать рекламу, не зарабатывать денег специально. И даже в начале 1990-х, когда мне звонили и мы сидели, Вы помните, на мели полной и я у дружка Серёжи Никоненко тысячу рублей одалживал, это впервые в моей жизни, то я и тогда... он говорит: «Витька, чего ты, тебе же звонят рекламщики, там же бешеные деньги, что ты отказываешься?..» Я отказывался всегда от реклам, от того, чтобы... мне неловко перед собой будет и перед моими слушателями. Поэтому отдыхаю... я отдыхаю вот так вот, в этих местах, о которых я вам сказал и отдыхаю сменой занятий, по Павлову.
Диана БЕРЛИН – Например?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Например, с утра я читаю письма, так. Потом готовлю, допустим, очередную художественную актёрскую программу, да?.. Потом, вечером, к примеру, еду на какую-то встречу с кем-то - художественную, так сказать, творческую встречу и так далее. То есть, вот... сегодня с утра я ничем не занимался, потому что... для меня радио - святое, прямой эфир, тем более и я не хотел ни уставать, ни напрягаться, ничего. Приехал к вам просто стерильным...
Диана БЕРЛИН – Ой, Виктор Витальевич! Во-первых, я Вам безумно благодарна за то, что Вы нашли время и пришли.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!
Диана БЕРЛИН – Мы ещё не заканчиваем. Мне очень хочется, если Вы не возражаете, но чтобы наши слушатели могли познакомиться, ну хотя бы с фрагментом...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да.
Диана БЕРЛИН – ...хотя бы с фрагментом. Пожалуйста, представьте вот эту свою новую работу. Когда она уже поступит...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Она уже поступила и уже...
Диана БЕРЛИН – ...так, чтоб можно было её приобретать...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, да, это диски...
Диана БЕРЛИН – Пожалуйста, расскажите.
Виктор ТАТАРСКИЙ – Аудиодиск по программе, над которой я очень много лет работал и читал со сцены и в Москве, и в Питере, и в Киеве - Булгаков, «Нечистая сила в Москве» она у меня называлась. Причём, программа была запрещена, конечно, как всегда. В Москве вообще запретили название стопроцентно и саму программу...
Диана БЕРЛИН – Это тогда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...а в Киеве, нет. В Киеве сказали: «О, хорошее какое название - “Нечистая сила в Москве”!»
Диана БЕРЛИН – Потому что она в Москве, да... блеск!
Виктор ТАТАРСКИЙ – В Питере - тоже, думая, что Москва разрешила программу, а Москва программу запретила. Так или иначе, по прошествии много времени, я записал её на диск. Композитор написал музыку, звукорежиссёр подложил шумы. И в общем, сейчас это такое вот аудиопроизведение, мне очень дорогое, я очень люблю эту вещь и вообще, это особая статья: что такое Булгаков, что такое Воланд, это никакая не нечистая сила - это сам Михаил Афанасьевич, несчастный, больной человек, который просто, как ребёнок, вот придумал такой образ, который может поступить... он всемогущ и он поступает, заметьте, Воланд у Булгакова, только справедливо. Поэтому когда начинают говорить, что это, мол, апологетика нечистой силы, и там зла... Неправда всё это. Но это особая статья... Диски*********** можно приобрести в магазине... книжном магазине, где есть отделы «Аудиокнига». Не знаю, сейчас есть или нет, я уже на Тверской посмотрел...
Диана БЕРЛИН – В любом книжном?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, не в любом это, видимо, отделы бывают, но я посмотрел, уже разобраны были... во всяком случае, мы сейчас можем послушать маленький фрагмент из...
Диана БЕРЛИН – Мы сейчас послушаем. Скажите, но это пока только в Москве, да, вот эти диски можно приобрести?
Виктор ТАТАРСКИЙ – Ой, я не знаю, к сожалению, я просто записал и больше я не общался...
Диана БЕРЛИН – Вы абсолютно некоммерческий человек...
Виктор ТАТАРСКИЙ – ...я не занимаюсь, я не продюсер, нет...
Диана БЕРЛИН – ...у Вас не будет дома трёх... в три этажа...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, не будет, я - фраер...
Диана БЕРЛИН – ...у Вас не будет дачи в Испании никогда...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Нет, не будет...
Диана БЕРЛИН – ...никогда!
Виктор ТАТАРСКИЙ – «Оно нам надо?», как говорят на Украине...
Диана БЕРЛИН – Виктор Витальевич... это точно я могу сказать, но зато у Вас будет много общения со слушателями...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Да, это слава Богу!...
Диана БЕРЛИН – ...которые Вас обожают и сегодня я ещё раз в этом убедилась. Зато я надеюсь, у вас будут выходить вот эти диски и люди, которые устали от того, что им предлагает телевидение и многие-многие радио, да простят меня наши коллеги, смогут, сидя у себя дома, поставить и послушать это - послушать голос, который ещё давно-давно назвали «лунным»...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Спасибо!
Диана БЕРЛИН – Это голос Виктора Татарского...
Виктор ТАТАРСКИЙ – Я хочу просто сказать, что вот этот кусочек - это фрагмент, когда Воланд приходит в «нехорошую квартиру», где жил Стёпа Лиходеев. И Стёпа Лиходеев со страшного бодуна встречает незнакомца... Поехали!
Диана БЕРЛИН – Спасибо. Всего доброго!
Виктор ТАТАРСКИЙ – Всего доброго! Спасибо вам!
Звучит фрагмент аудиоспектакля Виктора Татарского «Нечистая сила в Москве» по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Радиостанция «Голос России», 9 ноября 2005 года
Примечание: * речь идёт о здании Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) в Москве на улице имени В.И. Качалова (с 1993 года - Малая Никитская улица), дом 24. Здесь, на втором этаже в 12-й студии в течение тридцати лет (с 1967 по 1997 год) Виктором Витальевичем Татарским записывались выпуски «Встречи с песней».
Примечание: ** Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» (во времена СССР - правительственная радиостанция, старейший вещатель страны), с октября 1929 года осуществляла радиовещание на зарубежные страны. В её задачи входило знакомить мировое сообщество с точкой зрения государства на события в мире, вести диалог с соотечественниками за рубежом, содействовать популяризации русской культуры и русского языка. «Голос России» - один из крупнейших мультимедийных мировых СМИ, входил в пятёрку самых слушаемых международных радиостанций, его совокупная аудитория достигала 109 миллионов человек в 160 странах мира, а передачи были доступны на 44 языках. 10 ноября 2014 года радиостанция была переименована в «Радио Sputnik» и вошла в состав новостного агентства «Sputnik», основанного международным информационным агентством «Россия сегодня».
Примечание: *** имеется в виду музыкальное реалити-шоу молодых исполнителей «Фабрика звёзд», выходившее на «Первом канале» с октября 2002 года.
Примечание: **** в 1981 году актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий и педагог Владимир Валентинович Меньшов (1939-2021) за кинофильм «Москва слезам не верит» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Примечание: ***** фраза «Такой хоккей нам не нужен!», произнесённая советским спортивным комментатором Николаем Николаевичем Озеровым (1922-1997) во время Суперсерии-1972 с участием советских и канадских хоккеистов, стала нарицательной - она прозвучала в телеэфире, когда ледовое поле захлестнула откровенно грубая игра и неспортивное поведение.
Примечание: ****** Геннадий Константинович Черкасов (1930-2002), дирижёр, пианист, педагог, народный артист РСФСР в 1972 году возглавил Главную редакцию музыкальных программ Гостелерадио СССР и в этой должности прослужил 24 года, а после был художественным руководителем и главным редактором преемника редакции музыкальных программ - Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания. Параллельно с занимаемыми должностями, Геннадий Черкасов преподавал в Московской консерватории и руководил консерваторским Камерным оркестром.
Примечание: ******* МК партии (МК КПСС) - Московский комитет Коммунистической партии Советского Союза.
Примечание: ******** крылатая фраза из пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».
Примечание: ********* речь идёт о здании Дома радио в Москве на Пятницкой улице. Помимо редакций «иновещания» (Международного московского радио и генеральной редакции Всемирной службы телерадиовещания на английском языке, впоследствии преобразованными в радиостанцию «Голос России»), в течение долгих лет отсюда также вещали 1-я программа Всесоюзного радио, «Маяк», 3-я программа Всесоюзного радио. В этом здании на четвёртом этаже находился кабинет председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Сергея Георгиевича Лапина, а административный зал, в котором проходило партийное собрание, о котором рассказывает Виктор Витальевич Татарский, располагался на девятом этаже. До переезда в Останкино Дом радио на Пятницкой, 25, был главным офисом Гостелерадио СССР.
Примечание: ********** журналист Диана Иосифовна Берлин была главным редактором, а затем - последним генеральным директором радиостанции «Радио–1» (бывшей 1–й программы Всесоюзного радио).
Примечание: *********** аудиоспектакль В.В. Татарского «Нечистая сила в Москве» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжительностью 2 часа 35 минут, был выпущен на компакт-дисках издательством «Империя звука» в 2005 году. В спектакле звучит музыка композитора А.Г. Попова.
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.