Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Встреча с песней по-Татарски
Беседа с ведущим радиопередачи «Встреча с песней» Виктором Витальевичем Татарским
«Встреча с песней» - сегодня гостья нашей рубрики «Встречи». Мой собеседник - незаменимый (потому что только он может делать эту радиопередачу в своем стиле - «по-Татарски») и незаменяемый (никем в течение 33 лет) ведущий - Виктор Татарский. Тише, тише! Вы слышите? Откуда-то доносится мелодия из песни про одинокую гармонь. А это значит, что скоро зазвучит по радио такой красивый бархатный и обволакивающий голос и миллионы слушателей застынут на том месте, где он их застал. Он неторопливо ведёт задушевную беседу, читает и комментирует письма так, что уже не хочется никуда бежать. Этот голос, может, и не желая того, напоминает - служенье муз не терпит суеты.
«Встреча с песней» - не концерт по заявкам. Песня звучит в эфире лишь в том случае, если она стала частью чьей-то судьбы. Если же в конверте запечатан крик души - будьте уверены - его услышат, и совершенно чужие люди пойдут на почту, чтобы отправить посылку с детскими вещами или скинутся кто сколько может. Значит, «Встреча с песней» - это клуб? И девиз его - сопереживание? Ещё эта передача делает живым песенный фонд. Сами слушатели помогают его восстанавливать. И ещё - передача не дала такому немодному сегодня эпистолярному жанру испустить дух. Люди ещё пишут письма. И их монологи превращаются в диалоги, а диалоги - в общение со многими людьми.
- Виктор Витальевич, вы читали в своих сольных программах Булгакова, Трифонова, Зощенко, Моэма. Вы - актёр. Не в этом ли кроется секрет вашего обаяния?..
- «Игра» в общении со слушателями противопоказана. Важно убрать, спрятать всякое актёрство подальше, садясь у радиомикрофона. Труднее всего - ничего из себя не изображать, быть самим собой.
- Но специальность «актёр» обязывает терять себя на время, входя в чей-то образ. Сколько вы проработали по специальности?
- Один год. Я играл в Астраханском драматическом театре (кстати, вместе с Владимиром Меньшовым). Потом было мурманское радио. В театральное училище им. Щепкина я поступил с третьего раза. Я не хотел быть театральным актёром и актёром кино потому, что это самая зависимая профессия: от режиссёра, от труппы. Зависимость в ней на все 100 процентов. На радио у меня была всегда хотя бы относительная, но всё-таки свобода. «Встреча с песней» родилась 31 января 1967 года - как автор передачи я сам себе режиссёр и ведущий.
- Виктор Витальевич, говорят, что вы одним из первых в нашей стране замечены в распространении современной музыки «дикого» Запада аж в цензурные 70-е годы...
- Я вёл передачу по «Маяку» «Запишите на ваши магнитофоны». Тогда мне было это интересно, потому что «пропаганда» такой музыки запрещалась.
- Если сейчас вспомнить радио тех лет, то у меня вызывают чувства некоторой ностальгии названия таких передач, как «С добрым утром», «Опять - 25», «Радио-няня», даже «Пионерская зорька» - в конце концов... А у вас?
- Я не выношу слова «ностальгия». В нём есть обречённость.
- Хорошо, заменим его словами «добрая память»...
- Добрая память у меня осталась от радиоспектаклей с голосом Раневской, например. В юмористических передачах юмор был не всегда на высоте, в детских - излишняя идеологизация. Наша пропагандистская машина и здесь перестаралась.
- А правда ли, что юмористическая передача «Опять - 25» поменяла название сразу же после XXV съезда партии за своё такое несерьёзное совпадение в цифрах?
- Это всё байки и случайное совпадение во времени. Так же, как в год 100-летия Ленина, идеологи усмотрели прямую связь юбилея вождя со словами в песне про любовь «Лада»: «Нам столетье не преграда, и хочу я, чтоб опять...»
- На радио ваша передача «Встреча с песней» - долгожитель. На первый взгляд - это концерт по заявкам, а на второй - это совершенно новый и, по-моему, ещё ни кем не опознанный жанр. Здесь песня не цель, а повод рассказать свою историю, например, о первой любви и о той песне, которая была третьей – и совсем не лишней. Здесь песня - машина времени, на которой можно попасть в свою юность и на время испытать те чувства, которые всколыхнула музыка в те года... Как можно назвать этот жанр?
- Не мне давать оценки, пусть жанр определяют специалисты. Песня не причина, а повод поговорить. У нас не концерт по заявкам, где Тося может передать привет для Нюси, нет. У нас потрясающая почта. Я выбираю для чтения в эфире такие письма, которые просто не могу не прочитать. Песни у нас звучат эксклюзивные. Главная задача - не дать «забыться» песенному фонду. Когда-то песни были запрещены, потом начали их восстанавливать. Помогают в этом и слушатели - у одних память сохранила музыкальное оформление к событию, и песня стала действующим лицом. А у других - сохранилась уникальная запись этой же песни. Бывает и так, что трагическое событие ассоциируется с какой-нибудь легкомысленной песенкой - просто она где-то звучала в самый неподходящий момент.
- Жизнь - штука трагикомическая, как сказал мне недавно Леонид Броневой. Вы могли бы что-нибудь вспомнить по этому поводу?
- Вы представляете, что было бы с моей головой, сохрани она багаж из 730 передач? Я тогда не смог бы сосредоточиться на дне сегодняшнем. Вот передо мной лежит письмо заключённого. Он мне рассказывает, что за неуплату долгов у них отключили «Радио России» - первую кнопку. Письма пишут в тюрьмах, в больницах, в поездах дальнего следования... Самое главное - всё-таки общение с людьми. Диалог. Многие песни в нелучшие для них времена «размагничивались» - стирались с лица земли, но благодаря любительским записям воскресли. Иногда идеологи были правы - хватало и вульгарных, и пошлых «произведений». Порой песню запрещали из-за её «отца» - если автор уехал на Запад или в чём-то провинился. Или песню не пускали в эфир из-за того, что кто-то перестарался на волне какой-нибудь антиалкогольной кампании Горбачёва-Лигачёва. Так, Пушкин оказался в гонении при Горбачёве за следующую свою «алкогольную пропаганду»: «Поднимем бокалы, содвинем их разом, да здравствуют Музы, да здравствует разум!»
- Да, разум явно не здравствовал, когда под эту кампанию попал и фильм «Ирония судьбы...» и нас лишили новогодней сказки.
- И тем не менее я не разделяю тоски по прошлому и «ностальгирую» вместе со слушателями - пусть мы раньше были моложе и чувствовали себя лучше, но нельзя же идти вперёд с головой, повёрнутой назад.
- Уверена, многие слушатели видят в вас священника, которому они исповедуются; доктора, который умеет врачевать душу, родственника. Вы стали для многих членом семьи - и хотели того или нет, но возродили эпистолярный жанр. Если зрительно представить, сколько мешков писем за 33 года вы поставили бы перед собой сейчас?
- Несколько десятков мешков наберётся. В месяц я получаю несколько сотен конвертов. Мое чтение на 50 процентов состоит из писем, оставшиеся 50 процентов - из художественной литературы. Письма - это мощный поток энергии, и положительной, и отрицательной. Я научился чувствовать, глядя на запечатанный конверт, что исходит из письма - добро или зло, а по почерку - определять характер. Глядя на адрес на конверте, знаю, какой джинн оттуда выпрыгнет.
- Наверняка чуть ли не в каждом письме самыми лестными эпитетами награждают ваш голос, да и просто признаются в любви... Вы про себя не поете: «Всю жизнь быть в маске - судьба моя»?
- Как сказал Светлов: «Значенья своего я не превысил, мне это не идёт». Когда я появился на экране, лет пять назад, по этому поводу получил - от 50 процентов слушателей: «Именно таким я вас и представлял», от других 50 процентов: «Вы разрушили тот образ, который был со мной много лет...»
- Когда я слушаю вашу передачу, прихожу к выводу, что больше писем грустных. Не потому ли, что счастье для большинства из нас - это состояние всегда в прошедшем времени?
- В минуты счастья кто ж напишет! Счастье отмечают с друзьями или любимыми. У нас ещё человек звучит не «гордо», а «горько». Задним числом мы замечаем, что мы были молоды и здоровы, а значит, вполне счастливы. «На свете счастья нет, а есть покой и воля», как сказал поэт. В основном по настроению слушателей можно понять: «Печаль моя светла». Есть такое забытое слово «соучастие». Если звучит в эфире письмо о чьей-то беде: дети без работы, внук болен, нет денег на лекарства, одежду – люди сопереживают, просят адрес беды. И если у меня прерывается дыхание и голос звучит иначе, чем обычно, то слушатель тут же это замечает и спрашивает: не случилось ли у меня чего... Но просто так сложилась передача. Однажды ЦК КПСС обвинил меня: «Что-то у Татарского грусть какая-то в передаче». На что я сказал: «Передача – это только срез из нашей жизни». Пушкин, Гоголь, Чехов замечали: грустна Россия наша, ох как грустна. Миллионы людей обречены на вечное преодоление трудностей. Порой эти трудности мы сами себе создаём, а потом мужественно их преодолеваем. Взрываются дома со спящими в них людьми и переходы, не прекращается бессмысленная война... Над нами какой-то рок. Но в наших людях генетически заложена программа на выживание. Я помню блокадный Ленинград – самую суровую школу жизни и смерти. Те, кто через эти круги ада прошёл, требовательно относятся к себе и к другим.
- Каждый человек ведёт сам с собою, а то порой и вслух разговор. Какой для вас собеседник Татарский?
- Ужасный! Не люблю я его, но вынужден терпеть.
- Вы письма любите получать, а писать?
- Я не люблю писать писем. Делаю это в случае крайней необходимости, ведь у писем есть свой срок годности - нужно вовремя помочь. Когда Саша Сокуров был ассистентом режиссёра и жил в Горьком один, он написал мне как слушатель - ему нужна была поддержка. Мы переписывались. На тех тридцати письмах стоит штемпель 1970 года.
- На ваши передачи приходили великие люди - Утёсов, Русланова... Вы не готовите к изданию свою книгу воспоминаний?
- Я не хочу подводить итоги. День вчерашний вытесняет новый день. Передача живая. Она живёт вместе со мной во времени и пространстве. Ведь каждая песня и есть книга.
Елена Волкова. Газета «Рабочая трибуна», № 176, 20 сентября 2000 года
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит сотрудников Российской национальной библиотеки (
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте