RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

      Воспоминания Ивана Спиридоновича Рахилло о Николае Алексеевиче Островском на страницах февральского номера журнала «Новый мир» 1937 года, появившееся вскоре после кончины писателя, восходят к наиболее ранним публикациям мемуарной литературы о Н.А. Островском (1904-1936).

Иван РАХИЛЛО


Встречи с Николаем Островским


Николай Алексеевич Островский, 1926 год

Ранней весной позапрошлого года в библиотеку нашего авиационного гарнизона прибыло несколько экземпляров романа «Как закалялась сталь». Шли дожди, серые поля набухали сыростью, гарнизон стоял на отшибе, и большинство его обитателей особенно налегало на книги. К новому роману сначала подошли с некоторым недоверием - простая обложка и, особенно, техническое название не привлекали. Но в короткий срок роман стал самым популярным произведением среди населения гарнизона. Библиотекарь не успевал записывать желающих на очередь.

По успеху среди читателей роман мог сравниться лишь с «Поднятой целиной» Шолохова, с «Цусимой» Новикова-Прибоя и «Петром I» А. Толстого. Книга сама без всяких рекомендаций завоевала себе заслуженную славу.

Через три недели библиотека устроила по этой книге диспут с полным разбором её содержания и формы. Выступающие командиры, лётчики, политработники, техники и мотористы, их жёны и сёстры в один голос отмечали её необычайную простоту и жизненную правдивость. Каждому из выступавших хотелось сказать о том, что автор что-то взял и из его биографии. Книга была сильна своей партийностью; беззаветной преданностью автора коммунизму. Она правдиво излагала детство и юность целого поколения, того поколения, которое встретило революцию в возрасте пятнадцати лет...

Никто не знал автора.

*  *  *

Недалеко от центра Сочи мы сворачиваем в тихую провинциальную улицу, улица называется Ореховой. Густая южная зелень: каштаны, пирамидальные тополи, декоративные листья бананов. Вот и заборчик, и калитка со щеколдой. У заборчика новый телеграфный столб, от него к дому провод: видно, проведён специально. Мы входим в сад. И вот из-за деревьев молодой и взволнованный голос:

- Хлопцы, сюда!

- Он ждёт вас в саду, - встречает нас женщина.

Мы поворачиваем от крыльца. Под густым каштаном, на кровати, лежит Николай. Он лежит на спине, глаза раскрыты, он с улыбкой прислушивается к нашим шагам. Его высокий, умный лоб тронут лёгким загаром, голубые тени широких листьев играют на одеяле. Весёлый, улыбчивый, жизнерадостный человек! Он сразу сбивает наше смущение.

Николай Островский в саду дома №47 по улице Ореховой в Сочи, лето 1934 года. Фото из собрания сочинского «Литературно-мемориального музея Н.А. Островского»

- Здорово, Иван! Присаживайтеська ближе, чтобы я лучше мог вас ощущать... Так-так. Ну, Рахилло я знаю давно, еще по съездам комсомола. Ну, а остальные...

- А остальных я тебе сейчас нарисую...

Так непринуждённо начинается наш разговор. Через несколько минут мы совершенно забываем, что Николай - больной, прикованный к постели, потерявший зрение человек*. Это - ощущение от его удивительной жизнерадостности, частой улыбки, торопливости в разговоре, любознательности и какой-то внутренней силы и убеждённости. Он не говорит: «Мне прочитали», он говорит: «Вчера я читал газету», или «Весной я видел Голодного», «Завтра я увижу редактора». «Читал», «видел», «увижу»... Лексикон здорового человека, тесно общающегося с окружающей действительностью. Николай в курсе политических и литературных дел. Несмотря на глубокое понимание психологии людей, оттенков настроений и чувств, он прост и по-военному прямолинеен в своих определениях.

Мы застали Николая в «отпуске». Недавно на его квартире состоялось заседание сочинского городского комитета партии. Коммунист и писатель Островский отчитывался в своей работе.

Николай Алексеевич Островский, 1930 год

Николай родился на Украине. Отца он почти не помнит. Вместо отца - старший брат Дмитрий, слесарь железнодорожных мастерских. Мать и брат уходили на работу. Николая воспитывала улица.

Основная черта его характера - пытливость и любознательность. Учась в церковно-приходской школе, он всегда огорашивал священника такими вопросами, что у того не находилось ответов. Началась борьба: неравная борьба попа и мальчика. Николая выгнали из школы. Школой рабочего подростка оказалась суровая действительность: он поступает работать на станцию. Здесь впервые Николай начинает увлекаться книгами, покоряемый романтическими образами Гарибальди и Овода.

И вот - Октябрь. На тихой станции - революция. Юноша садится на коня. Он в корпусе Котовского. Он в коннице Будённого:

Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах
...**

Польский фронт. Ранения. Как не хотелось молодому бойцу валяться по лазаретам! Не успевала заживать очередная рана, он снова бросается в гущу борьбы. В девятнадцатом году Николай вступает в комсомол. После фронта - железнодорожные мастерские. В суровую зиму огромный город остаётся без дров. Возникает необходимость построить для подвоза дров узкоколейку, на ударную работу брошены лучшие люди партии и комсомола, и первый из них - Николай Островский.

Надорванное фронтами здоровье не выдерживает, и он валится с ног. Друзья уже считают его мёртвым. Но нет, он будет, он должен жить!

По выздоровлении его бросают на самые ответственные участки работы: ЧК, секретарь райкома комсомола, член окружкома. Николай вступает в партию. И тут его настигает неотвратимая тяжёлая болезнь. Медицина бессильна. Слепой, прикованный к постели, но не разбитый, большевик Николай меняет оружие борьбы и берётся за художественную литературу. В тягчайших условиях рождается его роман «Как закалялась сталь»...

Бюро горкома выносит решение, где наряду с оценкой работы писателя ему предлагается разгрузить себя от работы и освободиться на месяц.

И вот мы застали его в конце «отпуска». Он рад. Он нетерпеливо забрасывает нас вопросами. Он ревниво интересуется мнением писателей о его книге: нет ли тут скидки на болезнь? Нет, книга прекрасна...

- По-хорошему хороша!

- Я хочу, я даже обязан прожить ещё три года, чтобы дать нашему юношеству ещё одну-две книги... Врачи не учли материала, из которого сделан большевик. Вот почему я так много работаю, много читаю и учусь. Я буду работать до последнего удара сердца. Для меня качество второй моей книги - дело чести. Я буду работать настойчиво и любовно, вкладывая в неё всё, что дали мне пятнадцать лет моей коммунистической жизни.

Как легко с ним разговаривать! Он понимает тончайшие твои мысли, недосказанности, полунамёки...

Тени деревьев уже потянулись через улицу, он просит перенести его в комнату. Поднимаем койку и бережно несём его по аллее: он щурится, улыбаясь солнцу. Я спрашиваю:

Ты помнишь цвета: светлый, тёмный, синий, голубой?.. Ты видишь солнце?..

- Да, да, - жизнерадостно подтверждает он, - я ощущаю, я почти вижу его!..

Николай Островский с делегацией комсомола Украины. Сочи, 25 ноября 1935 года. Фото из собрания сочинского «Литературно-мемориального музея Н.А. Островского»

Мы интересуемся чисто профессиональными деталями труда.

- Я диктую. Но вот бывает - проснёшься ночью, и в голове какая-нибудъ важная мыль, образ, сравнение. Хочется записать - не можешь. Попросить кого - никого нет, спят. И уснуть боишься, чтоб не выпустить, не забыть мысли. Так и терзаешься до рассвета. А теперь мне аппарат привезли. Диктофон***. Проснулся, вздумал что, нажал кнопку, высказался на пластинку - и спи себе спокойно!..

А вообще есть у меня одно сокровенное желание - я хочу перебраться в Москву. Там я сумею каждый день общаться с людьми: с писателями, учёными, партийными работниками. Пойми, как трудно работать одному!.. Правда, за последние дни я не могу пожаловаться на отсутствие гостей, однако в Москве жизнь более интенсивная...

Нам пора уходить. Мы прощаемся, берём свежие главы его нового романа, чтобы прочитать и оценить их.

- Только по-настоящему, - требует Николай, - по-большевистски. Молодому писателю лесть вредна. Я должен расти. Помогайте моему росту...

Пожимаем его руку и с сожалением оставляем комнату. Мы молча шагаем по улице, покорённые мужеством этого человека, нашего сверстника и товарища по профессии.

*  *  *

Пригласительный билет.

«Горком ВКП(б) и горком ВЛКСМ созывают в 7 час. 30 минут вечера собрание партийного и комсомольского актива.

Приглашаются рабселькоры, члены редколлегий и местные литературные силы.

1. Доклад о литературе.

2. Выступят члены союза советских писателей тт. Луговской, Огнев, Н. Островский и Рахилло».

На квартиру Островского проводится специальный провод. В комнате устанавливается микрофон - его выступление будет передаваться по радио.

И вот вечер. Тёмные облака опускаются на город. Летний театр доотказа набит публикой: все ждут выступления Островского.

На дворе дождь, звонкие капли бьют по железной крыше театра. Долетают тяжёлые удары волн. В этот хор стихий врывается усиленный рупором взволнованный голос большевика и писателя Николая Островского. Притихший зал потрясён. Оратор торопится, боится упустить какую-нибудь важную мысль, сто раз обдуманную и взвешенную в тишине. Он говорит о том, как воевал на фронтах, он говорит о самом главном - о новом поколении молодёжи.

- Им необходимо рассказать о прошлом, показать всю правду, чтобы в последних боях с фашизмом ни у одного из них не дрогнула рука, чтобы они лучше знали, за что надо биться!..

Над крышей грохочет гром, дождь сильнее бьёт по железу, хлопотливо шумят листвою мокрые деревья. Его гневные слова приобретают какое-то особенное значение и смысл.

- За столько лет я впервые имею возможность так тесно общаться с аудиторией. Я заверяю, что до последнего вздоха...

Он обрывает свою речь, от волнения он не может больше говорить...

*  *  *

Только-что прибыл самолёт с авиапочтою. Чкалов просматривает газеты.

- В Москве выпал снег!

Снег не воспринимается никак: мы сидим без рубашек; нежнейшая полоса серебристого моря, как занавеска, пересекает окно комнаты. Снизу с теннисной ракеткой в руках поднимается по тропинке Байдуков. Со второго этажа резво сбегает Беляков, - несмотря на жару и располагающую к безделью природу, он усидчиво трудится над обработкой материалов по перелёту АНТ-25.

Тут же по телефону договорились о встрече с Николаем. Правда, во дворе ожидают два кинооператора, а на веранде скульптор Цаплин возится с глиной, заботливо освобождая её от мокрых тряпок, но сейчас некогда.

Дом, построенный в 1935 году в Сочи для писателя Николая Островского

Машина вырывается из ворот, тёплый ветер ударяет в лицо, вдоль светлого солнечного шоссе, как мальчишки, летят стремглав худые черноморские тополи. Новая дача Островского расположена на высоком месте, недалеко от центра****. Николай встречает героев с дружеским нетерпением. Возникший разговор вяжется главным образом вокруг полётов и литературы. Герои выражают своё восхищение книгой «Как закалялась сталь».

Островский рассказывает о том, как он случайно не стал лётчиком.

- Это было самым сокровенным моим желанием. Что может быть благородней профессии лётчика?! И я уже прошёл приёмную комиссию, уже стоял на пороге школы, да чортов глазник подвёл! Обнаружил, что я одним глазом плохо вижу. Уж как я ни старался, и цифры, и буквы запоминал, - нет, не вышло!.. Чертовски обидно было...

В комнате устанавливали проекционный аппарат и развешивали белое полотно экрана. Вместе с гостями Островский «смотрит» кинофильм «Цирк». Собственно, обо всём происходящем на экране ему передают на словах. Картина окончена, Николай прощается со своими новыми приятелями.

- Вот вам рукопись романа «Рождённые бурей»!..

- Ну-ну, мы хотя и не критики, но до отъезда прочтём обязательно и постараемся дать свой отзыв...

В комнату вносят газеты.

- Почта прибыла!

Николай живо интересуется:

- Что там в Испании?

«Самолёты противника бомбардировали окраину города, где ютится беднота и мелкие ремесленники. Сбито два бомбардировщика мятежников. Спасшийся на парашюте пилот, немецкий офицер, захвачен в плен».

Николай нервно перебирает своими тонкими пальцами по краю одеяла. Чкалов, нахмурив брови, задумчиво смотрит на синий горизонт.

*  *  *


Он пел, озирая
Родные края:
- Гренада, Гренада,
Гренада моя!
..**

И вот наша последняя встреча. Он лежит в гробу. Каждые пять минут мне приходится разводить новый караул. То-и-дело вспыхивают солнечные, ослепляющие прожектора. В почётном карауле М.И. Ульянова, Косарев, Эйдеман, сестра, брат Николая. Николай, похудевший, лежит в зимнем саду, среди хризантем. Венки. Одинокий голос скрипки. Он любил скрипку, он был тонкий и чуткий слушатель.

Юный скрипач Нюма Литинский, живший в одной квартире с Островским, рассказывает:

- Сколько радости мне доставляло, когда меня звали к Николаю Алексеевичу. Без лишних слов забирал я скорей скрипку и бегом мчался по коридору... Больше всего ему нравилась бодрая, живая музыка. Чаще всего он просил сыграть «Вечное движение» Новачека...

У изголовья мать Николая, Ольга Осиповна, - молча смотрит она на сына. В самые тяжёлые времена болезни она не оставляла его ни на минуту.

Посмертная фотография Николая Островского, 22 декабря 1936 года

Мимо гроба бесконечно проходят его читатели - комсомольцы, пионеры, старики, девушки, дети, моряки, лётчики, учёные, артисты, партизаны - герои eгo повестей. Они пришли отдать долг любимому писателю.

Прощай, Коля, мужественный большевик и сверстник, лучший из нашего поколения!..

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Новый мир», №2, февраль 1937 года

Иван Рахилло. Журнал «Новый мир», №2, 1937 год, стр.255-259

«Вечное движение»

(Оттокар Новачек)

Иегуди Менухин, Губерт Гиссен

«Вечное движение» (Perpetuum mobile, «Непрерывное движение») - пьеса для скрипки в сопровождении фортепиано или оркестра венгерского скрипача и композитора Оттокара Новачека (Ottokar Nováček). Запись 1930 года Иегуди Менухина (Yehudi Menuhin), скрипка и Губерта Гиссена (Hubert Giesen), фортепиано.

Иван Спиридонович Рахилло в течение многих лет будет интересоваться у своих собеседников об их любимых песнях и мелодиях. Собранная информация станет основой первого цикла радиопередач «Встреча с песней», придуманного им, а после будет собрана в книге «Встречи с песней».




Голос Николая Островского

Иван Рахило вспоминает о выступении Николая Островского по радио. Трансляции проводились не единожды. К счастью, современникам писателя удалось сохранить их в записи. Искусствовед, создатель Отдела звукозаписи Государственного литературного музея Лев Алексеевич Шилов в книге «Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста» пишет: «записи голоса Николая Островского разыскивать не пришлось: все они бережно хранятся в московском и сочинском музеях писателя...»

Книга Льва Шилова «Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста», Москва, «Просвещение» (издание второе, дополненное), 1987 год

В числе фонодокументов с голосом Николая Островского, выступление писателя по радио 31 декабря 1935 года:

Конечно, в эру цифрового звука записи голоса Николая Островского середины 1930-х годов, даже после реставрации, воспринимаются, как технически несовершенные, но только благодаря им сегодня мы можем слушать голос писателя, его живую речь. Они были сделаны в последний год жизни уже тяжело больного Николая Алексеевича... О том, как создавались эти записи, поведала супруга писателя Раиса Порфирьевна, автор мемуарной книги «Николай Островский», вышедшей в 1974 году в серии «Жизнь замечтальных людей». Она постоянно оказывала помощь Николаю Алексеевичу в работе, была его литературным секретарём:

Раиса Порфирьевна и Николай Алексеевич Островские, 1935 год

«В ноябре 1935 года представители ЦК комсомола Украины пришли к Николаю Островскому с приглашением принять участие в украинском съезде комсомола. Вот как встретил писатель это предложение:

— Спасибо, ребята, — улыбается Николай, — большое спасибо. Поскольку я действительный член комсомола Украины, я всей душой с вами, но ведь съезду от присутствия одной только души без тела пользы мало.

— А радио? Протранслируем тебя как полагается!

— Правильно, очень здорово! — оживляется Островский. — Меня съезду, а съезд мне протранслировать! Так и передайте ребятам, что мандат делегата съезда приму с благодарностью.

Николай Островский даёт интервью в день вручения ему ордена Ленина, 1935 год

И вот наступает 6 апреля. Репродуктор стоит у его изголовья; стараясь не проронить ни слова, Николай с жадностью слушает речи выступающих.

— Я самый аккуратный делегат, — шутит он. — Я “хожу” на все заседания и внимательно слушаю выступающих.

Наконец председатель объявляет:

— Слово предоставляется делегату, писателю-комсомольцу Николаю Островскому.

Гром аплодисментов долго не смолкает.

— Дорогие товарищи! — взволнованно начинает Островский своё выступление по радио. — Шлю свой пламенный комсомольский привет съезду молодых победителей, лучшим сынам Советской Украины, собравшимся на свой IX съезд. Дорогие друзья! Десять лет прошло с того дня, когда я последний раз выступал на конференции комсомола. Жестокая болезнь пыталась оторвать меня от родной комсомольской семьи, но это ей не удалось...

Своё выступление Островский посвятил молодому человеку нашей эпохи, его героизму, его верности социалистической Родине.

— Мировые рекорды труда, мировые достижения, огромный рост культуры, жажда знаний — вот чем охвачена наша страна, страна мирных строителей. Знамя мира поднято над нашей страной. Знамя прекрасное — оно надежда всего человечества... Мы все — в мирном труде, наше знамя — это мир. И это знамя партия и правительство подняли высоко... Мы стали заветной мечтой всех трудящихся мира...

Во время этого выступления я находилась рядом с Николаем. В руках у меня была тетрадь — в ней я накануне по просьбе Островского записала крупно красным карандашом вопросы, по которым он собирался выступить. Я должна была тихонько, чтобы не было слышно в микрофон, напоминать ему порядок вопросов.

Когда мы договаривались об этом накануне, я спросила:

— А как я узнаю, что ты уже кончил говорить по предыдущему вопросу?

И Николай придумал. Взяли небольшой кусочек шнура. Один конец держал он, другой я. Условились, что он даст мне знать, дернув слегка шнур.

Но этого всего не понадобилось. Текст он помнил прекрасно...

Книга Раисы Островской «Николай Островский», Москва, «Молодая гвардия», 1974 год

В январе 1936 года к нам обратились из радиокомитета с просьбой записать на пластинку отрывок из романа “Как закалялась сталь” в исполнении автора.

Островский согласился не сразу. Ведь надо было прерывать основную работу, готовиться. Но, как всегда, решил: раз надо, значит, надо. Он выбрал отрывок из восьмой главы второй части романа. Память у Николая была отличная, и до сих пор ходит легенда, будто Островский знал весь роман “Как закалялась сталь” наизусть. Но это неверно, да и не нужно было это. А вот для того, чтобы прочесть отрывок для записи, его надо было действительно выучить наизусть. И по вечерам, после работы, Николай учил его.

Несколько раз я проверяла, правильно ли он читает. В трёх или четырёх местах, где он “спотыкался”, я ставила галочки. Это значило, что во время записи я должна напомнить ему текст.

В день записи приехал автофургон с аппаратурой. Через окно в столовой протянули провода в комнату Николая. Он лежал с наушниками, соединёнными с полевым телефоном в прихожей. У телефона села я с книгой и тоже с наушниками.

На одной стороне пластинки запись прошла гладко. Неплохо начал он и вторую часть, но вдруг по привычке, как делал он это во время диктовки романа, сказал слово “точка”.

Пластинка была испорчена. И хотя Николай очень устал от напряжения, но согласился повторить отрывок.

Второй раз дело испортила я: не сумела вовремя подсказать Фразу. Получилась большая пауза в тексте. Надо снова переписывать. Но сил у Николая уже совершенно не было. Он отказался. Да и я слишком разнервничалась; где гарантия, что будет лучше?

Так и пришлось товарищам уничтожать “точку”...»

Николай Алексеевич Островский. Отрывок из 8 главы романа «Как закалялась сталь». Этикетка первой стороны грампластинки 1936 года из коллекции филофониста Юрия Евгеньевича Бояринцева (Санкт-Петербург)

Лев Шилов отмечает, что «отрывок из романа, выбранный Николаем Островским для записи, был для него особенно важен. Островский говорит здесь не только от имени героя, Павла Корчагина, но и от своего.

Он размышляет вслух, он спорит сам с собой, а последние слова отрывка произносит особенно убеждённо и страстно:

“Всё это бумажный героизм, братишка! Шлёпнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый выход из положения. Трудно жить — шлёпайся. А ты всё сделал, чтобы эту жизнь победить? Ты всё сделал для того, чтобы вырваться из железного кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никогда никому об этом не рассказывай! Сумей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной”».

Грампластинки Николая Алексеевича Островского, читающего отрывок из романа «Как закалялась сталь», пишет Лев Шилов, «разошлись мгновенно и стали в наши дни большой редкостью». Если вы заглянете на сайт содружества филофонистов «Мир русской грамзаписи» и отыщете на нём оцифровку второй стороны пластинки с голосом Николая Островского из коллекции филофониста Юрия Бояринцева, внимательно прислушаетесь, то в самом конце записи расслышите слово «точка», нечаянно произнесённое Николаем Алексеевичем, которое в далёком 1936 году звукотехники так и не сумели полностью «уничтожить».




Примечание: * Николай Островский в июне 1928 года прибыл в Сочи 24-летним тяжело больным человеком. Он не смог восстановить здоровье в украинских госпиталях и санаториях после ранения шрапнелью в спину и голову 19 августа 1920 года на польском фронте под селом Малые Подлески, близ Львова. У Николая остался шрам над глазом и именно с этого ранения начались проблемы со зрением, наступала слепота... Самостоятельно сойти с парохода Островский не мог даже на костылях, лежал на носилках. Николай Алексеевич намеревался пройти курс лечения в мацестинском санатории. Спустя полтора месяца у него уже получалось по четыре часа в день находиться в сидячем положении, что и побудило продлить пребывание в Сочи.

Примечание: ** Иван Спиридонович Рахилло цитирует строки стихотворения Михаила Аркадьевича Светлова «Гренада», опубликованного в «Комсомольской правде» 29 августа 1926 года и сразу ставшего знаменитым и любимым в советской стране.

Примечание: *** первым диктофоном можно считать фонограф, изобретённый Томасом Эдисоном в 1877 году, так как он был способен и записывать, и воспроизводить звук. Название «диктофон» изначально было именем собственным. «Dictaphone» - так называлось дочернее предприятие известной компании Columbia, которое в начале XX века наладило выпуск техники, способной записывать человеческую речь. С 1960-х годов диктофоны стали записывать звук на магнитофонную ленту, в дальнейшем - на магнито-оптические и цифровые носители информации.

Примечание: **** Николай Алексеевич Островский сменил несколько сочинских адресов: Крестьянская, д. 47, Пушкинская, д. 9, Войкова, д. 39, Приморская, д. 18, 1 октября 1932 года писатель переехал в более просторную квартиру на улице Ореховой. Весной 1935 года председателем ВЦИК Григорием Петровским было принято решение о строительстве в Сочи удобной для Николая Островского дачи. Проектом представительного, но скромного и «компактного с учётом специфических условий быта и творчества писателя» дома занялся архитектор Яков Кравчук. Строили быстро, в течение полугода. Дом вышел в стилях, близких к ар-деко и модерну. Расположился он в старом интеллигентском районе Сочи в Мёртвом переулке, который после переезда сюда писателя был переименован в переулок Островского. Позже улица получила название в честь героя романа «Как закалялась сталь» Павки Корчагина, а именем Островского стала называться другая улица, в центре Сочи. В новом доме Николай Алексеевич прожил с мая по октябрь 1936 года... После смерти писателя, в мае 1937 года, здесь открылся мемориальный музей Николая Островского.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.