RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Геннадий Николаевич Шеваров
(Екатеринбург)



Геннадий Николаевич Шеваров

Геннадий Николаевич Шеваров родился 27 апреля 1937 года в городе Тавда Свердловской области в семье военного Николая Фроловича Шеварова. Выпускник факультета журналистики Уральского государственного университета имени Горького, член Союза журналистов России, член Союза кинематографистов России.

По сценариям Геннадия Шеварова снято около 60 документальных фильмов, а в почти 40 картинах Геннадий Николаевич выступил как режиссёр. Он работал в Омске, Тюмени, Орле; трудился в газетах «Молодёжь Алтая», «Алтайская правда», «Уральский рабочий», «Русский Север», «Трибуна», «Большие бульвары», «Красный Север», на Свердловской и Северо-Кавказской киностудиях, в Межрегиональном информационном агентстве «Контакт» и в акционерном обществе «Международная книга», на радио и телевидении, преподавал в Уральском университете имени Горького (доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики).

В настоящее время Геннадий Николаевич Шеваров - режиссёр и художественный руководитель екатеринбургской студии документального кино «А-Фильм».

«Он застал чернильницу-непроливашку. Писал железным пёрышком. Строчил шариковой ручкой. Снимал кинокамерой. Записывал героев на катушечный магнитофон весом с холодильник...», - рассказывает о Геннадии Николаевиче его сын, журналист Дмитрий Шеваров. - «То, чем занимается Геннадий Шеваров - газетная журналистика, кино, радио, - позволяет вам здесь, на этом сайте, побыть и зрителем, и читателем, и слушателем. Это интересно хотя бы потому, что возникает полифония восприятия эпохи, бытия и человека.

И ещё - можно говорить с автором. Он здесь и сейчас. Он остаётся репортёром. Носителем времени».

Геннадий Николаевич Шеваров - слушатель «Встречи с песней» с первых выпусков радиопередачи (с 1967 года) и автор десятка писем, адресованных Виктору Витальевичу Татарскому. В его семье уже четвёртое поколение слушает «Встречу...»*

По просьбе веб-архива передачи Геннадий Николаевич поделился рассказом о «Встрече с песней» и Викторе Татарском:

      «Что такое “Встреча с песней” для меня, знаю, думаю, не для меня одного... Да это такой звонок в дверь или по старенькому городскому телефону, звонок старинного друга: “Не ждал, собака? Узнаёшь?”. Одна из тысяч радиопередач на Земле, но без неё никак... А потому что особенное настроение, особенная интонация... нет, не ретро - такое “ррр-рр” холодное... а совсем другая интонация - близкого человека, напоминающего тебе: так не забудь, вот же они твои Любовь, Весна и Юность... Сбереги их в своей душе.

      Как не узнать этого спокойного негромкого голоса Виктора Витальевича Татарского в этом нашем многолетнем уже хаосе криков, взаимных одёргиваний и упрёков, и ругани.

      Я бы так сказал: Виктор Татарский - русский доктор-утИшитель... да-да, не от глагола утешать, а от слова ТИШИНА. Тишина - стало, быть мир и покой, мир и покой нашему - вашему дому.

      Мало того, что я слушаю и по сей день каждую передачу “Встреча с песней” на станции “Радио России”, так ещё и вспоминаю при этом неизменно свою с ним далёкую встречу в Свердловске, где бывал Татарский в 70-х годах по приглашению киностудии для записи дикторского текста к тому или иному фильму. Будто вчера это и было: идём с ним главной улицей Свердловска, конечно же, улицей Ленина и разговариваем про жизнь, про кино, про общих друзей и знакомых. И люди, девушки особенно, нет-нет да и оглянутся на молодого стройного красивого человека, абсолютно европейского, абсолютно доброжелательного, как сегодня сказали бы “имиджа”.

      А сегодня я просто радуюсь юным юношам, радуюсь девочкам-девушкам... надеюсь НОВЫМ слушателям самой легендарной... нет, по-настоящему, действительно легендарной радиопередачи “Встреча с песней”. И спасибо “Радио России”, что на забыло, не забывает её и сегодня».

Режиссёр и сценарист документального кино Геннадий Николаевич Шеваров

Письмо Геннадия Шеварова о певице Лидии Руслановой, прозвучавшее 26 ноября 2022 года в 1452 выпуске «Встречи с песней»:

      «...однажды, в 1968 году Лидия Андреевна Русланова рассказала мне, как она встретила май 1945 года: “Наши войска вошли в Берлин. С казачьим ансамблем 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, он состоял из артистов Московского цирка, которые в начале войны во главе с наездником Тугановым на своих лошадях добровольно ушли на фронт, я пела, - рассказывает Лидия Андреевна, - на ступеньках только что взятого, ещё горящего рейхстага. Кончается концерт. Я пою и вижу, что кто-то расталкивает людей и вдруг бросается ко мне. Я сразу узнала его. Офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат. Умирая, он верил в Победу и он дошёл до Берлина». И все, кто был на площади перед рейхстагом, аплодировали воину. А познакомилась я с ним в самом начале войны. Как-то вечером в землянку вошли три бойца и стали просить, чтобы я спела им на дорогу, они уходили в разведку. Не помню уже, что я пела... Поблагодарили солдаты и ушли. Ни утром, ни вечером следующего дня они не вернулись. Их тревожно ждали. А ночью проснулась я от какого-то шороха. Смотрю, втащили на палатке раненого. Вгляделась в его лицо - один из тех разведчиков. Он стонал в беспамятстве и всё звал маму... Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную: «Я молюсь и прошу, чтоб скорее вернулся ты домой невредим из шального огня. Я хочу, чтобы ты, мой сыночек, влюбился в девчонки глаза, что грустны без тебя...» Так хотелось с песней вдохнуть в него силу жизни... Наступает поздняя осень. Выступаем мы на открытой лесной поляне. Только запела, вдруг подбегает ко мне боец с «Золотой Звездой» на гимнастёрке, кричит: «Мама, мама! Я помню, это вы пели, когда я умирал!..» Выжил, оказывается, мой солдат и звание Героя Советского Союза ему присвоили за разведку. Очень важные сведения тогда принёс. Рассказал он мне, что мать его убили фашисты... Переписывались мы некоторое время, а потом потеряли друг друга. Не до писем тогда было...”».

В книге «Я видел, я слышал, я помню...», изданной в 2009 году, Геннадий Шеваров пишет: «Эта книга - о людях, с которыми я встретился за пятьдесят лет журналистской работы. О тех, кого видел, слышал и вспоминаю с любовью и восхищением, о ком рассказывал читателям газет, слушателям радио, зрителям кино и телевидения.

Встречи разбросаны во времени (с середины XX века до наших дней) и в пространстве (Сибирь, Урал, Русский Север, Кавказ). В них отразились события более чем полувекового отрезка российской истории, резко изменившие не только наш быт, но и наш образ мыслей. Как такие перемены накапливались и происходили, какие поправки вносила смена эпох в судьбы моих героев – вот что более всего волновало меня, когда я отбирал материалы для публикации...

Да, и мы соперничали, соревновались отчаянно в добыче фактов – новостей и весело вставляли друг другу «фитили». Но мы не знали, что такое джинса. Не сбивались в тусовки.

Я вышел оттуда, из того журналистского братства и навсегда ему благодарен».

Книга Г.Н. Шеварова «Я видел, я слышал, я помню», Екатеринбург, 2009 год

В числе героев книги «Я видел, я слышал, я помню...» и те, о ком Геннадий Шеваров рассказывал в письмах во «Встречу с песней». Один из них - Исаак Осипович Дунаевский.

Письмо Геннадия Шеварова о композиторе Исааке Дунаевском и легендарной его песне «Широка страна моя родная» прозвучало в эфире «Радио России» 14 января 2023 года в 1456 выпуске передачи:

      «...много лет назад познакомился я с библиотекарем Леной Стрельниковой и учительницей Верой Анисовой. Они переписывались с композитором Дунаевским. Тем самым! Я не поверил. Тогда они принесли пачку писем. Вот одно из них: “...в вашем письме вы спрашиваете, как создавалась песня «Широка страна моя родная». Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Любови Петровны Орловой. У рояля сидел я, слева - Григорий Александров, справа - Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все запели её сразу, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же набросал первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная...» Я ему сказал, что широта музыкального дыхания требует не «хороша», а «широка». На том и порешили. Темы марша в кинофильме «Цирк» пришли около знаменитого мозаичного храма Спас на крови, стоящего в Ленинграде на канале Грибоедова и воздвигнутого на месте убийства царя Александра II. Вот и всё. Надеюсь, мой рассказ вас удовлетворит. Исаак Дунаевский. 10 ноября 1954 года”».

Геннадий Николаевич Шеваров, Екатеринбург

Геннадий Шеваров удостоен премии Свердловской областной организации Союза журналистов за цикл радиопередач «Люди. История. Память», в числе которых расследование «Стрельбище» (в очерке впервые была обнародована информация о 12-м километре Московского тракта, месте тайного захоронения жертв политических репрессий), лауреат Всесоюзных, Российских и Международных фестивалей документального кино.

Примечание: * об этом Виктор Татарский упоминает в 728 выпуске «Встречи с песней», посвящённом 30-летию радиопередачи.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»

Все новости в Telegram:
@RETROportalRU
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.