Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 467
(4 апреля 1986 года)
-
Автор письма: Александра Алексеевна Баранова, село Кизильское, Челябинская область. Песня «Как нас Юра в полёт провожал» из цикла «Созвездие Гагарина». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Николай Добронравов. Исполняет Юрий Гуляев.
Упоминаемая персона: Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов).
-
Автор письма: Татьяна Иванова, студентка, город Ульяновск. «Речитатив и ария Канио» из оперы «Паяцы». Композитор Руджеро Леонкавалло. Исполняет Энрико Карузо.
Упоминаемая персона: Эрнест Хемингуэй (1899-1961, американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, в рассказе которого «Эшиллесова пята» жестокий профессиональный убийца, итальянец по происхождению, заслушался знаменитой арией «Смейся, паяц!» в исполнении Карузо, и, в конце концов, потерял бдительность, что позволило полицейскому, просчитавшего это его слабое место, без труда надеть на него наручники и обезоружить).
-
Автор письма: Николай Михайлович Каширин, ветеран Гражданской и Великой Отечественной войн, Москва. Слушатель упоминает телепрограмму Центрального телевидения на ноябрь 1964 года, где 24 ноября была проанонсирована передача из Центрального дома актёра к 100-летию со дня рождения Веры Фёдоровны Комиссаржевской (1864-1910) и напечатана статья «Чайка русской сцены». Вальс «Оборванные струны». Композитор Павел Гапон*. Исполняет отдельный показательный оркестр Министерства обороны. Дирижёр Николай Назаров.
-
Автор письма: Иванова, город Алма-Ата. Слушательница упоминает книгу писателя Анатолия Слесаренко «Продолжение радости: Очерки, эссе, воспоминания» (Минск, 1981), в которой автор вспоминает певца Николая Дмитриевича Ворвулёва (1917-1967, белорусский и украинский советский оперный певец (баритон). Народный артист СССР (1956)). Белорусская шуточная народная «Песня старого холостяка». Запись 1963 года. Исполняет Николай Ворвулёв.
-
Автор письма: Майя Михайловна Хмызова, город Витебск, Белорусская ССР. Песня «Отчего». Композитор Борис Терентьев. Поэт Владимир Крахт. Исполняет Майя Кристалинская.
Упоминаемая персона: Александра Матвеевна Хмызова (мать Майи Хмызовой, она проработала 37 лет учительницей младших классов, во время Великой Отечественной войны трудилась в детском доме Чистопольского района, куда была эвакуирована из Витебска, хорошо пела и играла на гитаре).
-
Автор письма: Ирина Палагина, педагог, город Воронеж. Песня «Старые письма». Композитор Ефим Розенфельд. Поэт Владимир Крахт. Исполняет Клавдия Шульженко.
Упоминаемая персона: Екатерина Николаевна Чорикова (мать Ирины Палагиной, дочка часто вспоминает маму и те вечера, когда они с ней пели: «тихо, для себя»).
-
Автор письма: Людмила Николаевна Пестрякова, Волгоград. Просит откликнуться, если жив, танкиста, который весной 1944 года, освобождая Одессу от врага, после боя заиграл на баяне и запел песню «Шарф голубой» - «все плакали, когда он исполнял эту песню». Песня «Шарф голубой» из кинофильма «Фронт» (1943 год, режиссёры «братья Васильевы» - Георгий Васильев и Сергей Васильев). Композитор Николай Крючков, обработка Гавриила Попова. Поэт Виктор Зорин**. Исполняет Николай Крючков.
Упоминаемая персона: Ольга Игнатьевна Очкасова (мать Людмилы Пестряковой, проживающая в Саратовской области, в совхозе «Динамо», во время Великой Отечественной войны 18-летней пошла на фронт, спасала раненых, выносила их с поля боя, дошла до самого Берлина).
-
Автор письма: Галина Николаевна Фторова, город Горький. Песня «Тишина». Композитор Василий Липатов. Поэт Николай Глейзаров. Исполняет Тамара Кравцова.
-
Автор письма: Валерий Иванович Хабусов, окончил в 1969 году лесоинженерный факультет Новосибирского технологического института, город Красноярск. Польская песня «Играет гармошка». Композитор Ежи Абратовский. Автор русского текста Людмила Давидович. Исполняют Раиса Неменова и вокальный квартет «Аккорд». Запись 1964 года.
-
Автор письма: Сергей Александрович Канакотин, рабочий, город Иваново. Песня «Дежурный по апрелю» из кинофильма «Горизонт» (1961 год, режиссёр Иосиф Хейфиц). Автор музыки и слов Булат Окуджава. Исполняет Булат Окуджава.
Упоминаемые персоны: капитан Каленин, младший сержант Хабибулин, рядовой Владимир Калюжный (ликвидаторы последствий серьёзного происшествия, случившегося осенней ночью 1958 года на острове Сахалин, в тайге, во время армейских учений Дальневосточного военного округа; рядовой Владимир Калюжный за выполнение поставленной боевой задачи, за спасение жизни своего командира был награждён ценным подарком).
-
Автор письма: Надежда Ивановна Сиренко, село Боголюбовка, Омская область. Песня «Индейский танец вихря “Вайра”» («Dance of the winds “Wayra”»). Автор музыки и слов Мойзес Виванко (Moises Vivanco). Исполняет Има Сумак (Yma Sumac, Imma Sumack) (сопрано сфогато). Запись 1955 года.
-
Автор письма: Роза Джалилова, город Уфа, Башкирская АССР. Песня «Первое апреля». Композитор Владимир Мигуля. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Валерий Ободзинский.
-
Автор письма: слушатель из города Катайска Курганской области. Песня «Маленькая девочка» («Devojko Mala») из кинофильма «Любовь и мода» («Ljubav i moda») (1960 год, режиссёр Любомир Радичевич, Югославия). Композитор Дарко Кралич. Поэт Божидар Тимотиевич. Исполняет Джордже Марьянович. Запись 1964 года.
-
Автор письма: Олег Пугачёв, докер (портовый грузчик), Ленинград. Песня «По улице моей» из телефильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975 год, режиссёр Эльдар Рязанов). Композитор Микаэл Таривердиев. Поэт Белла Ахмадулина. Исполняет Алла Пугачёва.
Примечание: * в 467-м выпуске «Встречи с песней» Виктор Татарский не называет имя автора вальса «Оборванные струны», произнося только фамилию - Гапон. В 1366-й передаче (от 9 ноября 2019 года) ведущий, вновь включив во «Встречу...» этот вальс, говорит «Павел Гапон». На множестве интернет-сайтов указано другое имя композитора - Пётр. Но подтверждений этому в печатных источниках нет. На этикетках и конвертах грампластинок разных лет написано «Гапон» или «П.Гапон», во всех известных нотных изданиях вальса «Оборванные струны» - также только фамилия, либо добавлен инициал «П», иногда «П.А. Гапон», но никак не Пётр Гапон. Некоторые сайты ссылаются на главу «Русская музыка начала ХХ века» книги Татьяны Бахмет «История русской музыки». Однако и в этой энциклопедической книге имя композитора не расшифровано. На странице 586 (в издании 2012 года) читаем: «От многих авторов популярных вальсов остались лишь псевдонимы или имена, никому ничего не говорящие, да пожелтевшие нотные страницы. Так, о композиторе П.Гапоне известно только, что он жил в Курске и Харькове, служил в Богодуховском училище... Гапон написал один из самых известных вальсов - “Оборванные струны”».
Примечание ** по уточнённым данным, опубликованным в книге Константина Евграфова «Николай Крючков. Русский характер» (Москва, 2011), мелодию песни «Шарф голубой» сочинил актёр Николай Крючков, обработку её сделал композитор Гавриил Попов - автор музыки к фильму «Фронт», а стихи к песне были написаны звукорежиссёром кинофильма Виктором Зориным.
Выпуск 467 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 4 апреля 1986 года. Архивная аудиозапись предоставлена сайтом
Выпуск 466 | Выпуск 468 |
@RETROportalRU
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
@RETROportalRU
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте