RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Интересные факты



      Виктор Татарский в городе Мурманск у радиоприёмника «Балтика», 1960 год
    • Передача «Встреча с песней» не имеет аналогов среди авторских программ в истории мирового радиовещания по продолжительности звучания в эфире — с 31 января 1967 года (Первая программа Всесоюзного радио) по настоящее время («Радио России»). Другой несомненный рекорд - миллионы писем, пришедшие в адрес передачи буквально со всех континентов. По официальным данным начала восьмидесятых годов прошлого века, передачу Виктора Татарского слушали в СССР около восьмидесяти миллионов человек! Рассказывает Виктор Витальевич Татарский:


    • «Встречу с песней», основанную на весомых по содержанию письмах-воспоминаниях, Виктор Татарский предложил сам, хотя название передачи слушателям уже было знакомо - до 1967 года на Всесоюзном радио эпизодически звучала музыкальная передача «Встреча с песней». Придумал её Иван Спиридонович Рахилло - писатель и журналист, специальный корреспондент радио. Его «Встреча с песней» основывалась на личных впечатлениях от встреч с известными людьми и их рассказах о роли песни в жизни и судьбе, записанных на магнитофонную ленту. Иваном Спиридоновичем было проведено более двухсот выпусков, которые затем подхватила редактор музыкальной редакции Всесоюзного радио Тереза Рымшевич. И в её передачах композиторы и поэты приглашались к микрофону, рассказывали о том, как создавались популярные песни, а режиссёром и даже ведущим некоторых выпусков такой «Встречи с песней» в середине 1960-х был Виктор Татарский. По предложению Терезы Владиславовны и в 1967 году, в ранних выпусках передачи, основанной уже на письмах, продолжали звучать интервью с авторами и исполнителями песен, включались в передачу и выступления слушателей, которые у микрофона радио, как и в письмах, рассказывали о дорогих сердцу песнях. Однако, когда «Встреча...» стала получать сотни, а затем и тысячи писем ежемесячно, от подобной практики отказались, сохранив такую возможность лишь для особых случаев (например, в выпусках, посвящённых Международному женскому дню 8 марта).

    • В качестве музыкальной заставки передачи с 31 января 1967 года Виктор Витальевич Татарский выбрал вступление к песне «Одинокая гармонь» композитора Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского в исполнении Сергея Лемешева и оркестра под управлением Алексея Ковалёва (запись 1951 года).


    • Долгое время мелодия «Одинокой гармони» обрамляла выпуски «Встречи с песней»: ею начиналась и завершалась радиопередача... 20 ноября 1987 года в завершении 507 выпуска «Встречи...» Виктор Татарский озвучил предложение одного из радиослушателей заканчивать передачу инструментальной пьесой композитора Валерия Зубкова «Встреча» из телевизионного фильма «Цыган» (1979 год, режиссёр Александр Бланк) и попросил радиослушателей высказаться, как они к такому предложению относятся:


    • Запись мелодии «Встреча» из телефильма «Цыган» в исполнении оркестра Госкино СССР (Государственного симфонического оркестра кинематографии при Совете Министров СССР) под управлением Сергея Скрипки завершала передачу недолго, около полугода - с 507 по 515 выпуски. 15 апреля 1988 года в 516 передаче автор и ведущий отметил, что большинство радиослушателей высказалось в пользу привычной заставки - мелодии песни «Одинокая гармонь»:


    • Однако мелодия «Одинокой гармони», как финальная заставка, всё же исчезла из передачи. В 1990-е годы Виктор Татарский по своей инициативе выбрал новую музыкальную заставку для завершения передачи. Ею стала мелодия композитора Леонарда Штюбе (Leonard Stube) «Москва при лунном свете» («Лунная ночь над Москвой») в исполнении Танцевального оркестра и хора Берлинского радио (Rundfunk-Tanzorchester Berlin Und Chor), записанная в 1960-х годах. В 2003 году в 904 выпуске «Встречи...», отвечая на вопрос радиослушателя «что за красивая мелодия звучит по окончании ваших передач?», Виктор Витальевич так пояснил выбор инструментальной пьесы, завершающей каждый выпуск «Встречи с песней»:


    • Следует отметить, что слушатели сразу и всей душой приняли мелодию Леонарда Штюбе «Москва при лунном свете»:


    • Первые шесть выпусков «Встречи с песней» в 1967 году провёл актёр театра и кино Геннадий Бортников. Вторым и с тех пор бессменным ведущим стал автор и режиссёр передачи — актёр Виктор Татарский. Именно Геннадий Бортников убедил Виктора Татарского самому вести «Встречу...», когда первые выпуски показали, что ведущим передачи, включающей в себя письма радиослушателей, должен быть ни актёр, «играющий роль чтеца у микрофона», ни, тем более, диктор... Органичным представлялось, если бы у микрофона был не «ведущий», а просто чуткий собеседник — само неторопливое чтение писем располагает к тому, чтобы исключить всяческую наигранность и быть самим собой наедине со слушателями... Такая практика на советском радио отсутствовала! И вот, впервые появился человек, который мог позволить себе «дышать в эфире», избегать шаблонных фраз, шелестеть бумажным письмом у микрофона... Именно это, без преувеличения, стало переворотом в отечественном радиовещании!

    • Актёр-чтец Виктор Татарский в концертном зале Библиотеки имени Ленина (фотография с сайта radio_mohovaya9.tilda.ws/tatarsky)
    • С 1970 года издательство «Советский композитор» начало выпуск сборников «Встреча с песней», составителем большинства из которых была редактор передачи Тереза Рымшевич. Издание этих песенников, продолжавшееся вплоть до конца 1980-х годов, обязано, прежде всего, письмам, пришедшим в музыкальную редакцию Всесоюзного радио. «Около трёхсот тысяч писем, полученных передачей “Встреча с песней” привели нас к решению начать выпуск многосерийного сборника, составленного из песен советских композиторов и поэтов. Песни эти очень разные: и “старые”, но никогда не стареющие, и совсем новые, раз-два прозвучавшие в эфире. Многие старые песни, хорошо известные старшему поколению, становятся новыми, впервые услышанными, для молодёжи...», - отмечено в предисловии к печатному изданию. В сборники вошли такие песни, как «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Соловьи», «За дальнею околицей», «Катюша», «Тёмная ночь», «С чего начинается Родина?», «В землянке», «Солдатский вальс», «Враги сожгли родную хату», «Вот солдаты идут...», «Москвичи», «Нежность», «Дороги», «Грустные ивы», «Прощайте, скалистые горы», «Ехал я из Берлина», «Сирень-черёмуха», «Орлята учатся летать»...

    • Песенник «Встреча с песней». Москва, «Советский композитор», 1970 год (экземпляр из фондов Российской государственной библиотеки)
    • В 1971 году в эфир вышел 97 выпуск «Встречи...», в котором Виктор Татарский объявил о том, что передача будет завершена после 100 выпуска. Тысячи писем пришли на радио с просьбами оставить передачу в эфире, и тогда её создатели поняли, какая большая аудитория у «Встречи...», как необходима она слушателям! Виктор Витальевич неоднократно подчёркивал в интервью, что именно обширная почта передачи не раз оберегала её от закрытия, особенно, в периоды, когда цензура Гостелерадио СССР была наиболее жёсткой. 100-й выпуск действительно мог стать последним! Своеобразным оберегом «Встречи с песней» в этот период стала и публикация от 19 сентября 1971 года в главной газете страны - «Правде» статьи «Искатели песен», написанной именитым поэтом Евгением Долматовским.

    • 1 января 1972 года по Первой программе Центрального телевидения был показан финальный концерт первого телевизионного фестиваля «Песня года» - «Песня-71». В нём вместе с вокалистами и музыкальными коллективами участвовали авторы и ведущие популярных телевизионных и радиопрограмм. Среди них была и «Встреча с песней». Передачу в тот год представляли автор, режиссёр и ведущий Виктор Татарский и редактор Тереза Рымшевич. Это был дебют Виктора Витальевича на телевидении. Виктор Татарский виртуозно и непринуждённо провёл в концертной студии «Останкино», по сути, первый на отечественном телевидении конкурс «Угадай мелодию». Но тогда он назывался «Конкурс знатоков песни». Год спустя на финальный концерт телевизионного фестиваля «Песня-72» вновь были приглашены авторы и ведущие других музыкальных передач Центрального телевидения и Всесоюзного радио. «Встречу с песней» представляла только Тереза Владиславовна Рымшевич - редактор передачи.

    • Радиослушатели неоднократно интересовались: кому принадлежит женский голос, открывающий передачу? Перед каждым выпуском этот голос произносит всего несколько слов. Причём, окончание фамилии ведущего звучит по-старомосковски: «Татарской» (кому-то слышится «ай», а кому-то даже «ый»). Такое произношение встречается в старых советских фильмах, по той причине, что оно, в частности, было нормативным для театральной сцены.


    • По воспоминаниям Виктора Татарского, первую заставку «Встречи с песней» записала актриса Театра на Таганке Виктория Александровна Радунская. И эта заставка звучала до 1985 года (до выхода на пенсию первого редактора передачи Терезы Владиславовны Рымшевич), а когда новым редактором стала Татьяна Сергеевна Зубова, сменилась и заставка. В 897 и 949 выпусках «Встрече с песней» Виктор Татарский сообщил слушателям, что передачи открывает голос его коллеги Марии Николаевны Ключниковой - постоянной соведущей Виктора Витальевича с первого выпуска радиопередачи «Музыкальный глобус», с сентября 1967 года. Имя Татьяны Зубовой упоминалось в заставке в течение 12 лет её участия в создании передачи (вплоть до осени 1997 года, когда «Встреча с песней» с «Радио 1» перешла на другую радиостанцию - «Радио России»).


    • Помимо радиоэфиров проводились и так называемые устные выпуски «Встречи с песней», которые в Москве проходили в Доме журналиста и во Дворце культуры газеты «Правда», на которых пели Елена Камбурова, Жанна Бичевская. Выезжали в другие города. В Ленинграде, например, на такой встрече выступал замечательный артист Александр Борисов.

    • В бюро пропусков в Доме звукозаписи на улице Качалова стояли большие крафтовые мешки писем с простым, коротким адресом: «Москва. “Встреча с песней”. Виктору Татарскому»! Столько почты обычно получала только передача «Угадай-ка», где дети отвечали на вопросы радиовикторины. Письма - традиционные, написанные от руки на бумаге, а с недавних пор и электронные - были и остаются основой передачи. Они все, без исключения, прочитываются автором! Однако в выпусках звучат лишь наиболее содержательные, эмоциональные письма, касающиеся главного, как частной жизни слушателей, так и истории страны... Основные критерии - сюжетность и необычный язык. Человек должен обязательно написать, почему та или иная песня запала ему в душу, с песней должна быть связана какая-нибудь история. Во время подготовки выпуска автор сначала намечает музыкальный ряд, а уже потом к нему, из запаса, подбираются письма. «Я узнаю моих постоянных авторов по почерку... Письма - это мощный поток энергии, и положительной, и отрицательной. Я научился чувствовать, глядя на запечатанный конверт, что исходит из письма - добро или зло, а по почерку - определять характер. Глядя на адрес на конверте, знаю, какой джинн оттуда выпрыгнет. Моя программа - это прежде всего общение людей друг с другом, не со мной - я только посредник», - убеждён автор и ведущий передачи. Виктор Витальевич Татарский вспоминает:



    • Письма радиослушателей, адресованные Виктору Татарскому и передаче «Встреча с песней»
    • К 1987 году передача получила около 1,5 миллиона писем. В этот год она отметила своё 20-летие! Этому событию был посвящён 489 выпуск, в котором Виктор Татарский сердечно поблагодарил всех друзей «Встречи с песней», и особенно слушателей за их письма, ставшие духовной основой передачи, как бы фрагментами документального повествования о жизни страны, о судьбе человека. Среди авторов писем, адресованных «Встрече с песней» были именитые писатели, поэты, артисты... Ведущий хранит письма Ильи Эренбурга, Виктора Астафьева, Михаила Исаковского, Николая Рубцова, Василия Белова, Ивана Козловского, Михаила Ульянова, Леонида Утёсова, Новеллы Матвеевой, Дмитрия Харатьяна, Александра Сокурова (ещё ассистента режиссёра Горьковской телестудии).


    • Руководство Гостелерадио СССР неоднократно предлагало Виктору Татарскому делать телевизионную версию «Встречи с песней» и выпускать её по воскресньям вместо «Утренней почты» Юрия Николаева. На что каждый раз следовал категорический отказ автора и ведущего «Встречи...», так как эта передача, по его глубочайшему убеждению, возможна только в радиоформате. Более того, Виктор Татарский и Юрий Николаев не только коллеги, но и давние друзья. А на телевидении Виктор Витальевич всё же появился, в телецикле «История одного шедевра», посвящённом работам великих российских художников и скульпторов из коллекций Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля и Русского музея.

      В.В.Татарский на съёмках телецикла «История одного шедевра», Третьяковская галерея
    • В январе 2017 года 1288 выпуск передачи стал юбилейным, «Встреча с песней» отметила 50 лет в эфире! Любопытно, что всё это время передача выходила без единого перерыва! Несмотря на изменение названия государства, несмотря на многие ключевые события в жизни страны (например, в 1991 или 1993 году) эфир «Встречи с песней» ни разу не был отменён. В такие дни программная сетка вещания резко менялась. Передача же шла по своему эфирному плану, не попадая на них, поскольку это была не её неделя.

    • В неспокойные и нестабильные «лихие 90-е» передача не раз находилась под угрозой закрытия. После упразднения Всесоюзного радио и создания на его технической базе общероссийской радиостанции «Радио Останкино» (которое затем переименовывалось в «Радио 1 Останкино», «Радио 1 Культура», «Радио 1»), «Встреча с песней» по-прежнему имела возможность записываться в своей «родной» 12-й аппаратной ГДРЗ.

    • 2 сентября 1991 года по первой программе проводного радио в России началось вещание новообразованного государственного «Радио России», а трансляция сигнала «Радио 1 Останкино» была переведена с первой на третью программу проводной радиотрансляционной сети. Таким образом, «Встречу с песней» перестала слушать большая часть её аудитории, так как у многих в стране была лишь однопрограммная радиоточка.

    • По «Радио 1 Останкино» передача, как и в предыдущие десятилетия, продолжала звучать по первым и третьим пятницам месяца. Некоторое время Виктору Татарскому позволяли создавать её дубль для «Радио России» (в эфире этой радиостанции передачу можно было слушать в первый и третий четверги): Виктор Витальевич сокращал часовые выпуски на 15 минут (чтобы уложиться в сетку вещания «Радио России»), стремясь сохранить в них наиболее содержательные письма и наиболее редкие музыкальные записи. Однако, с января 1993 года по решению руководства «Радио России», автору и ведущему передачи в дальнеших ретрансляциях выпусков «Встречи...» было отказано с формулировкой, что, дескать, «более не нуждаемся в передаче другой радиостанции, у нас имеются свои программы». И «Встреча с песней» продолжила выходить в эфир только по «Радио 1».

    • Уже к середине 1990-х вопрос дальнейшего существования «Встречи с песней» стоял настолько остро, что ведущему приходилось в эфире обращаться к потенциальным спонсорам. В этот период радиостанция «Радио 1» практически не имела финансирования, её сотрудникам был закрыт доступ к государственной фонотеке, отсутствовало необходимое количество магнитофонной плёнки, но Виктор Татарский продолжал выпускать «Встречу с песней», используя записи из своей домашней фонотеки. После Указа Президента России Бориса Ельцина от 4 августа 1997 года, в котором речь шла о ликвидации общероссийской радиостанции «Радио 1», Виктор Витальевич Татарский вновь предложил передачу «Радио России», позвонив её новому руководителю Алексею Владимировичу Абакумову. В ответ услышал: «А почему ваша передача ещё не у нас?..» и с 10 октября 1997 года «Встреча с песней» стала звучать в эфире «Радио России» теперь уже на постоянной основе. 3 октября, завершая 745 выпуск, Виктор Татарский сообщил радиослушателям:


    • С октября 1997 года на «Радио России» «Встреча...» начала выходить во вторую и четвёртую пятницы, а с января 1998 года - во вторую и четвёртую субботы, с 30 мая 1998 года - ещё и в пятую субботу месяца. Передача была сокращена с 58 до 46-48 минут из-за специфики эфирной сетки радиостанции и стала начинаться в 21 час 8 минут, позже - в 21 час 10 минут. Любопытно, что Виктор Татарский продолжал выпускать «Встречу с песней» и на «Радио 1» (вариант, идентичный «Радио России», но с концовкой, в которой указывались почтовый адрес «Радио 1», дни и время выхода передачи в эфир на этой радиостанции), вплоть до окончательного прекращения вещания «Радио 1» в 2000 году. Передача звучала в привычные первую и третью пятницы месяца, однако с января 1998 года время выхода в эфир «Встречи...» на волнах «Радио 1» изменилось, начинались выпуски теперь в 22 часа 5 минут. Во время экономического кризиса, дефолта 1998 года, когда передача вновь оказалась на грани закрытия, на радио, к счастью, всегда находились мудрые руководители, которые не позволили «Встрече с песней» исчезнуть из эфира. В 1999 году «Встреча...» стала выходить в эфир в 21 час 5 минут.


    • 8 января 2000 года в 807 выпуске «Встречи...», а затем 12 января 2002 года в 864 выпуске Виктор Татарский представил рубрику «От автора», которая в последующие два десятилетия жизни передачи многократно звучала в выпусках, предлагая радиослушателям «произведения, всеми забытые», но кажущиеся автору передачи «чем-то интересными, или записи певцов, актёров, исполняющих, может быть, известные песни, романсы, но самобытно, оригинально». В этой рубрике Виктор Витальевич представлял слушателям не только песни и мелодии, но и отрывки из своих литературных работ, а также фрагменты выпусков музыкальной передачи «На всех широтах», которую он вёл на радиостанции «Маяк» в 1970-е годы.

    • С 12 апреля 2008 года легендарная «Встреча с песней» появилась в эфире радиостанции «Культура». Эту идею предложил звукорежиссёр «Встречи...» Максим Осипов, вошедший в руководство радиостанции «Культура». Таким образом, каждую вторую, четвёртую и пятую субботы месяца премьерные выпуски стали звучать в эфире радио «Культура» в 21 час 5 минут, позже - в 20 часов ровно, то есть на 1 час и 10 минут раньше эфира передачи на волнах «Радио России».

    • С 1967 года передача «Встреча с песней» записывалась в 12-й студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) на улице Качалова, дом 24 (ныне Малая Никитская улица), оборудованной микрофоном марки Neumann, позволяющим высококачественно записывать голос, и обитой деревом для наилучшей акустики. 12-я студия находилась на втором этаже ГДРЗ. С конца 90-х годов радиопередача записывалась в студии «VOX Records», созданной радиорежиссёром Виктором Труханом. С середины января 2020 года передача записывалась в 5-й радиостудии ВГТРК «Россия. Телевидение и радио», а с января 2021 года по предложению звукорежиссёра Дмитрия Фёдорова запись «Встречи с песней» проходила дома у Виктора Татарского. Последняя запись передачи состоялась 5 февраля 2022 года.


    • Во второй половине 1990-х годов радиопередача «Встреча с песней» была представлена к занесению в российское издание Книги рекордов Гиннесса - в раздел «Радио и ТВ» как программа-долгожитель - никогда ещё во всём мире один человек не вёл одну и ту же программу на протяжении стольких лет! Однако передача не попала в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку подобный раздел из неё был исключён.

    • «Встреча с песней» упоминается в художественной литературе, где её любят слушать герои... Есть отсылка к радиопередаче и в кинематографе. В фильме режиссёра Никиты Михалкова «Родня», снятом в 1981 году, роль Владимира Коновалова сыграл друг детства Виктора Татарского актёр Театра на Таганке Иван Бортник. В финале эпизода встречи Марии и Владимира Коноваловых в старом московском дворике, в котором слышны звуки радио, звучит фрагмент песни «Одинокая гармонь» в исполнении Сергея Лемешева... По признанию Никиты Михалкова, эту фонограмму он включил в картину намеренно, в подарок Виктору Татарскому.

    • Интересен и такой факт: помимо работы на радио и выступлений на сцене, Виктор Татарский в течение многих лет был занят озвучиванием кинофильмов, как документальных, так и художественных. Голос актёра звучит в фильмах «Восемь с половиной» и «Амаркорд» Федерико Феллини, «Кабаре» Боба Фосса - шедеврах мирового кинематографа. В отличие от обычного дубляжа, как его называл Виктор Витальевич «хорового дубляжа», актёр читал перевод всех реплик персонажей как бы от автора. И эти картины, озвученные только голосом Виктора Татарского, в своё время всколыхнули большой слой интеллигенции и до сих пор вспоминаются, как эталон дубляжа, помогающего тактично и точно донести до зрителя авторскую мысль, позволяющего слушать и перевод на русский язык, и одновременно голоса и интонации киноактёров.


    • Этот же приём дубляжа использован в советском художественном фильме 1983 года режиссёра Аркадия Сиренко «Дважды рождённый» - одном из лучших фильмов про войну. Перевод немецкой речи читает Виктор Витальевич Татарский.

    • В художественно-документальном кинофильме, в производственной драме режиссёра Леонида Павловского «Цвет корриды» (1987 год, Одесская киностудия), который в годы перестройки был показан по Центральному телевидению, звучит фрагмент «Встречи с песней»: Виктор Татарский читает письмо, а далее - песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе» композитора Ильи Горина на стихи Ивана Молчанова в записи 1958 года Любови Лазаревой, Екатерины Семёнкиной и вокального октета хора русской песни Всесоюзного радио. Фильм был снят в селе Выгода Одесской области Украины. Помимо профессиональных актёров Александра Головкова, Николая Токаря, Елизаветы Никищихиной, Олега Щербинина, Нины Гребешковой, Натальи Эсхи, Алексея Золотницкого, Людмилы Давыдовой, Владимира Варенцова, Анны Белашовой и других, в этом художественном телефильме снимались жители села Выгода. О том, каким образом фрагмент «Встречи с песней» оказался вплетённым в сюжетную линию фильма «Цвет корриды» веб-архиву передачи рассказал режиссёр-постановщик картины Леонид Ильич Павловский.

Примечание: на странице опубликованы аудиофрагменты интервью В.В. Татарского студентам факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрию Гордееву и Анастасии Солуяновой «Легенды радио. Виктор Татарский», архивные музыкальные фонограммы и анонс передачи «Встреча с песней» (запись «Радио России» второй половины 1990-х годов).


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.