Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Леонид Ильич Павловский
о художественном телефильме «Цвет корриды»

Леонид Павловский - режиссёр, актёр, монтажёр и давний слушатель радиопередачи «Встреча с песней».
Родился 26 мая 1947 года в Одессе. В 1972 году заочно окончил сценарное отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИК (мастерская документального фильма Александра Никифорова). С 1968 года Леонид Ильич Павловский - руководитель любительской киностудии Дома офицеров в Одессе, с 1969-го - фотограф бюро технической информации. С 1974 года работал в Куйбышевской студии кинохроники, а с 1976 года - в Нижне-Волжской студии кинохроники. В том же году пришёл на Одесскую киностудию, с которой и связана вся его дальнейшая творческая судьба.
Леонид Ильич снял фильмы «Подарок судьбы» (1977, совместная режиссёрская работа с братом Александром Павловским («Зелёный фургон», «Трест, который лопнул»)), «Цвет корриды» (1987), «В знак протеста» (1989), «Эффект присутствия» (2004). Как монтажёр работал на картинах «И чёрт с нами!» (1991), «Второстепенные люди» (2001), как актёр снимался в кинофильмах «Чувствительный милиционер» (1992), «Второстепенные люди» (2001), «Эффект присутствия» (2004), «Настройщик» (2004), «Золотой телёнок» (2005), «Два в одном» (2006), «Иван Подушкин. Джентльмен сыска-1» (2006), «Женить Казанову» (2009), «Мелодия для шарманки» (2009).
В 1987 году на Одесской киностудии по заказу Гостелерадио СССР Леонид Павловский снял художественно-документальный фильм, производственную драму «Цвет корриды» (сценарий Алексея Черниченко). Это один из последних советских фильмов на производственную тему (сегодня данное направление кинематографа, можно сказать, всецело осталось в прошлом). Телефильм снимался уже под закат горбачёвской антиалкогольной кампании. Собственно, её тема и легла в основу сценария. Аннотация картины гласит: «Из года в год совхозное хозяйство села Домашовка выполняло план за счёт выработки яблочного вина. Когда же его производство было прекращено, перед молодым директором совхоза встал вопрос: как вывести хозяйство из кризиса?».
В качестве натуры для съёмок режиссёр Леонид Павловский выбрал село Выгода Одесской области. Помимо профессиональных актёров Александра Головкова, Николая Токаря, Елизаветы Никищихиной, Олега Щербинина, Нины Гребешковой, Натальи Эсхи, Алексея Золотницкого, Людмилы Давыдовой, Владимира Варенцова, Анны Белашовой и других, в телефильме снимались жители села Выгода.
Премьера фильма «Цвет корриды» состоялась 9 июля 1988 года в 21 час 50 минут по Второй программе Центрального телевидения СССР. После развала Советского Союза фильм не демонстрировался по телевидению, его считали утерянным безвозвратно. Но в результате поиска, которым задался житель села Выгода, краевед и журналист, Евгений Волосевич, копия картины была обнаружена в российском Фонде кино, оцифрована и спустя 30 лет, вновь показана жителям села Выгода. Повторная премьера фильма состоялась 5 августа 2017 года в Доме культуры села Выгода.

В интервью краеведам Евгению Волосевичу и Дмитрию Ширину, записанному в 2017 году, Леонид Ильич Павловский поведал о том, почему в выборе мест для съёмки фильма он остановился именно на селе Выгода: «Я поездил по всему Советскому Союзу, но самое любимое и памятное ощущение из всего, что я видел, оказалось именно в Выгоде...
Перед тем, как приехать в Выгоду, мы смотрели разные сёла. Не скажу, что много, но достаточно красивых мест видели: везде что-то походящее для фильма было, везде было неплохо... И вот мы приехали в Выгоду. Вдруг видим: тут на одной точке всё собрано, всё в самом лучшем виде! Всё работает, всё живёт, всё в активе. И красиво всё очень! И народ очень гостеприимный, очень приветливый. Все стремились помочь, все старались участвовать в съёмках. В общем, съёмки этого фильма были просто каким-то “киношным раем”... Сады аккуратнейше подрезаны, грядочки ровненькие, бурьяна никакого, всё цветущее, всё плодоносящее... Это потом уже, в 90-е годы, когда проезжал мимо Выгоды, видел вот эти же самые сады, которые были со скрученными ветками, переплетёнными аж до земли, одичавшие яблони, яблоки на земле валяются - собирать никому не охота или уже некому собирать, потому что все уехали... То есть, как раньше говорили: “два мира, две эпохи”... А в середине 80-х было везде всё ещё благополучно или относительно благополучно.

Те, кто во время перестройки были уже взрослыми, сознательными, наверное, помнят: была такая полоса, когда только начинался переход от коллективных хозяйств к частным, там начались какие-то сломы отношений производственных и так далее. И совпало это с антиалкогольной программой... Вот как раз об этом фильм. Снимался он в 1987 году. Это был, наверное, самый счастливый из той перестроечной поры год, когда все стремились к счастью и не очень понимали, куда уже через год-два это “счастье” заведёт... Ну вот на таком пике счастья этот фильм создавался...
Для меня фильм “Цвет корриды” стал пробой соединения документального и игрового кино. Я хотел посмотреть, что из этого получается. И получается! Дальше я снимал также фильмы, в которых были отражены события социальные: с профессиональными актёрами, но на сюжеты документальной жизни».
Фильм «Цвет корриды» буквально с первых кадров наполняют звуки радио - фрагменты передач музыкальных, литературных, информационных создают «звуковой фон времени», придавая картине максимальную документальность. Слышны позывные «Маяка», фрагменты передач радиостанции «Юность» и Первой программы Всесоюзного радио, в эфире которой с 1967 года звучала «Встреча с песней» Виктора Татарского. Ближе к финалу картины в эпизоде с чёрно-белой кинохроникой «радийный звукоряд» становится главным смысловым элементом, становится определяющим сценарное действо: звучат неизменный позывной «Встречи с песней» - мелодия «Одинокой гармони», голос Виктора Витальевича Татарского и письмо об измождённых блокадных детях, привезённых в годы Великой Отечественной войны из Ленинграда в сёла Домашовку и Михайлово...
Из какого же выпуска «Встречи с песней» прозвучали в художественном телефильме письмо и песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе» композитора Ильи Горина на стихи Ивана Молчанова (в записи 1958 года Любови Лазаревой, Екатерины Семёнкиной и вокального октета хора русской песни Всесоюзного радио)? Домашовка, ведь, название вымышленное, данное селу сценаристом фильма... Об этом в октябре 2020 года веб-архиву передачи «Встреча с песней» рассказал сам кинорежиссёр - заслуженный деятель искусств Украины Леонид Ильич Павловский:
«Я – из поколения, которое всей страной еженедельно по пятницам (если не ошибаюсь) в 9 вечера приникало к радиоточкам, послушать самую любимую радиопередачу советского радио “Встреча с песней” – услышать знакомые и узнать незнакомые песни и мелодии, и незаурядные истории людей, прочитанные неповторимым голосом Виктора Татарского, который был, можно сказать, членом всех наших семей.
По поводу фрагмента из “Цвета корриды”... В передаче он никогда не звучал, текст его был написан специально для фильма. Просто мы поняли, что под конец фильма привнести ему дополнительную теплоту сможет по заряду задушевности только что-то не ниже уровня “Встречи с песней”! Я попросил ассистентку, которая тогда была в Москве, встретиться с Виктором Витальевичем и записать этот фрагмент. Виктор Витальевич был настолько любезен, что тут же организовал запись, тут же вырезали кусочек магнитной плёнки с этой записью, и он с ассистенткой уехал в Одессу. Когда ассистентка показала его, и мы прослушали на студии, я позвонил Виктору Витальевичу, поблагодарить. Но так случилось, что как раз в момент моего звонка приехали врачи к матушке Виктора Витальевича, и разговор получился телеграфным – здравствуйте, спасибо, пожалуйста...
“Встреча...” как бы прошлась по моей жизни. В моём фильме “Эффект присутствия” есть эпизод, где милиционер рассказывает, как песня Давида Тухманова на стихи Семёна Кирсанова “Жил-был я” вырвала его, умирающего от тяжёлого ранения из лап смерти. Этот рассказ навеян рассказом реального милиционера или армейского офицера – точно не помню – в одной из “Встреч...”.
И ещё. С какого-то времени передача стала завершаться не “Одинокой гармонью”, а музыкой рано, увы, ушедшего Валерия Зубкова из фильма Одесской киностудии “Цыган”. А женой Зубкова была моя с братом одноклассница Галя Бурименко. Её, увы, тоже год назад не стало. Так вот Галечка нас заразила любовью к кино.
Наверное, в жизни каждого человека и каждого явления культуры, как любимейшая “Встреча с песней”, есть такие линии: только задень – и пошло-поехало.
Спасибо огромное Виктору Витальевичу Татарскому от всей нашей страны и всего поколения, за то, что он наполнил наши жизни и души своей передачей. Здоровья ему и долгой-долгой плодотворной активной жизни.
Спасибо за внимание. Всем всего самого хорошего. И огромное спасибо за архив передачи!
С уважением, Леонид Павловский»
Вот таким образом, письмо, прочтённое в телефильме «Цвет корриды» автором и ведущим «Встречи с песней» Виктором Татарским, никогда не звучало в эфире радио, в настоящем выпуске радиопередачи! Текст письма, голос Виктора Витальевича Татарского, песня - являются режиссёрской задумкой, художественной составляющей телефильма.

Online-премьера художественного телефильма Леонида Павловского «Цвет корриды» состоялась 9 июля 2020 года на Youtube-канале
Сайт «Retroportal.ru» выражает благодарность за помощь в подготовке публикации ветерану Одесской киностудии, заслуженному деятелю искусств Украины, члену Национального союза краеведов Украины, кинорежиссёру-постановщику Леониду Ильичу Павловскому и краеведу и журналисту, основателю интернет-сообщества «Жители села Выгода», соучредителю и члену правления общественной организации «Краевед» Евгению Сергеевичу Волосевичу.
Интернет-сообщество «Жители села Выгода» - это страницы в популярных социальных сетях
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте