Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 516
(15 апреля 1988 года)
-
Автор письма: Мария Ивановна Красова, Севастополь, «...я часто, слушая радио, вспоминаю один эпизод, который так взволновал моих односельчан в дни войны. жила я тогда с родными в большом районном селе Ольгинке Донецкой области. Отец ушёл на фронт. Вот уже три месяца в селе хозяйничают немцы. Приближался 1942 год. Жили в страхе, в неведении. Давно молчат репродукторы. Немцы твердят: “Москва - капут”... Однажды вечером под Новый год я зашла в комнату, где висел репродуктор и оторопела. Слышу негромко: выступает Ансамбль песни и пляски Красной армии. Запели “Канаву”. Так, кажется, называлась песня, там есть такие слова: “По тебе, моя канава, едет милый на коне...” Это было так неожиданно! Какой-то миг стояла как вкопанная, потом вскочила, позвала своих, побежала к соседям - хотелось, чтобы больше людей услышали: жива Москва! Мы слышим родную музыкальную весточку! Хоть и короткая она была, но запомнилась навсегда. Спасибо тому, кто это устроил, рискуя, наверное, жизнью». Русская хороводная песня «Канава». Исполняют вокальный октет Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской армии имени Александра Александрова, солист Алексей Сергеев и Государственный академический русский народный оркестр имени Николая Осипова, дирижёр Виталий Гнутов.
-
Автор письма: Мария Ивановна Титова, город Ярославль, «...в конце 1944 года я приехала учиться в Москву в геологоразведочный институт. Несмотря на голод и холод, это было прекрасное время. Наша армия победоносно шла вперёд, почти ежедневно были салюты. Во время салютов со всех крыш нашего студенческого городка, ныне у метро Студенческая, вслед за громким “Ура!” неслись песни. После Дня Победы в нашем институте пели повсюду - на лестницах, в коридорах, в аудиториях в перерывах между лекциями. Мы мели тогда в основном не военные, а лирические песни - слишком горько и страшно было вспоминать о войне, хотелось поскорее всё забыть. Помню, как в конце мая 1945 года в нашу большую 20-ю аудиторию во время комсомольского собрания наши ребята внесли на руках знаменитого институтского барда, автора довоенной песни “Ты уедешь к северным оленям, в жаркий Туркестан уеду я...”*, Колю Власова. Он был студентом 3-го курса, когда началась война и в первый же день ушёл добровольцем на фронт. Всю войну Коля был на передовой, дошёл до Берлина и к нам на собрание пришёл прямо с поезда, приехавшего из Берлина. Принесли гитару, поставили стул с Колей прямо на стол рядом с кафедрой и он запел... Никогда не забуду, как проникновенно пел он старинные русские романсы, “Девушку с гор”**, романс Шуберта “Песнь моя летит с мольбою...” Давно уже нет на свете нашего любимого барда Коли Власова, уходят из жизни один за другим наши студенты-фронтовики, но мы всегда помним их и, собираясь каждые пять лет в Москве, снова поём наши старые любимые песни и молодеем душой. Прошу вас передать для бывших студентов Московского геологоразведочного института выпусков 1949-го и 1950-го годов романс Шуберта “Песнь моя”». «Вечерняя серенада» из сборника «Лебединая песня». Композитор Франц Шуберт (Franz Peter Schubert). Поэт Людвиг Рельштаб (Ludwig Rellstab), автор русского текста Николай Огарёв. Исполняет Борис Гмыря. Партия фортепиано Лев Острин. Запись 1954 года.
Упоминаемая персона: Николай Иванович Власов (1914-1957, родился в рабочей семье, по окончании семилетки работал на заводе слесарем-паровозником, арматурщиком, затем бригадиром арматурщиков на строительстве Великолукской теплоэлектроцентрали; окончив рабфак, в 1938 году поступил в Московский геологоразведочный институт (МГРИ) на геологоразведочный факультет; в декабре 1939 года в числе пяти добровольцев в составе лыжного батальона ушёл на Финский фронт; после завершения Финской войны вернулся в институт, а 29 июня 1941 года в числе первых восьми добровольцев ушёл на фронт Великой Отечественной, служил в подразделениях радиосвязи; старшина Власов защищал Москву и с частями Красной Армии дошёл до Берлина; награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», двумя медалями «За боевые заслуги»; после войны вновь вернулся в МГРИ, во время учёбы Николай Иванович Власов - поэт, гитарист, автор песен и стихотворений, которые были популярны среди студентов института, активно участвовал в общественной, комсомольской и партийной работе, в организации самодеятельности; институт Николай Иванович окончил в 1949 году и уехал в Среднюю Азию на поиск важного для промышленности сырья; работа геолога сказалась на его здоровье: в апреле 1957 года, на 43 году жизни, Николай Власов умер «от тяжёлой и неизлечимой болезни»; по некоторым сведениям, помимо «Студенческой прощальной»*, перу Николая Ивановича Власова принадлежат стихи песни «Я смотрю на костёр догорающий...», звучащей на музыку Александра Арутюняна в кинофильме 1955 года «Призраки покидают вершины» (режиссёров Эразма Карамяна и Степана Кеворкова), имеются также сведения, что песни Николая Власова были в репертуаре джаза Леонида Утёсова).
-
Автор письма: Юлия Коротеева, город Томск, «...я очень люблю лес, а из лесных деревьев - берёзу, олицетворение чистоты и женственности. Любовь моя уходит корнями в глубокое детство. Родилась я в Курской области в местах боёв на Курско-Орловской дуге. Помню себя очень маленькой. Сколько лет, не помню, но очень маленькой и беспомощной. Мы с мамой идём в берёзовую рощу. Солнечный день, тёплый и добрый. И вот я упала, споткнувшись о пень и ещё раз, и ещё. Передо мной лежат берёзы - белые, неподвижные. “Мама, почему берёзы всё ещё спят? Солнышко уже взошло”. Мама молчит. Она-то знает, почему уснули берёзы. Немцы боялись партизан и народного мщения и вырубали леса и рощи вокруг сёл и деревень. Вырубленная берёзовая роща, поверьте мне, это страшно... Прошли годы. Теперь в нашей роще молодые берёзы - стройные и счастливые. Такие же, как наши ребятишки в деревне, оглашающие звонким смехом высокое небо. Сейчас я живу в Томске, строю дома. Здесь много берёз тоже, но я соскучилась по своей роще, моей ровеснице. В мае поеду в свою деревню на встречу с берёзами - прекрасными в любое время года, в стихах Есенина и в картинах Левитана...» Виктор Татарский: «И вот здесь я хотел бы прочитать ещё одно письмо. Не первую весну такие тревожные письма получает наша передача». Автор письма: Юлия Фёдоровна Радкевич, город Иркутск, «...решение обратиться к вам пришло в связи с тем, что в эти весенние дни любители берёзового сока возвращаются из леса с полными канистрами этой целебной жидкости. Причём, добывают сок варварским способом. Наполним ёмкость, люди уезжают, не замазав надрубленное место. Сок продолжает стекать в землю. В результате, дерево сохнет, погибает. В связи с этим, мне вспомнилась песня, слышала я её ещё в студенческие годы: “Острою секирой ранена берёза”. Если она есть у вас, пусть прозвучит и напомнит любителям берёзового сока, что нельзя так варварски обращаться с нашей русской красавицей». Романс «Острою секирой ранена берёза». Автор музыки неизвестен. Поэт Алексей Толстой. Исполняет Валерий Агафонов.запись начала 1980-х годов.
Упоминаемые персоны: Сергей Александрович Есенин (1895-1925, русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма; Сергей Есенин писал о берёзе:
«Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...»);
Исаак Ильич Левитан (1860-1900, русский художник, мастер «пейзажа настроения»; академик Императорской Академии художеств; широко известен пейзаж Исаака Левитана «Берёзовая роща», написанный в 1885-1889 годах). -
Автор письма: Любовь Сергеевна Звягина, няня-санитарка в Доме-интернате для инвалидов, город Магадан». - «Очень гуманная и, к горькому сожалению, совершенно вымирающая профессия...», - В.Т., «...в вашу передачу в прошлом году рискнула написать и передали мою старую любимую песню. Это придало мне смелости и вот я пишу второй раз. Единственным источником информации для меня служит радио. Телевизор не смотрю почти совсем. Радио и книги - вот питатели ума и души моей. “Встречу...” жду, как свидание с молодостью, с любимым. Эта встреча всегда даёт радость, так как в программе почти все песни для души. С большим интересом слушаю содержательные, умные письма - письма людей с трудной судьбой, перед которыми преклоняю голову. Очень прошу вас проиграть для меня пластинку моей любимейшей, ни с кем не сравнимой певицы Изабеллы Юрьевой. Воображаю, как бы звучал её голос сейчас, при наших всех колонках и прочей аппаратуре, позволяющей безголосым пролезать в ряды певиц. Даже на затёртой пластинке голос Юрьевой звучит, да ещё как!..». Лирическая песня «Простые слова». Композитор Борис Фомин. Поэт Илья Финк. Исполняет Изабелла Юрьева. Партия фортепиано Симон Каган. Грампластинка конца 1930-х годов.
-
Авторы письма: Сергей Иванович Петровичев, Александр Павлович Помотин, Александр Степанович Шамаев и другие, город Плавск, Тульская область, «...когда нам, ученикам средней школы, было по 15-16 лет, мы с удовольствием слушали одну песню, которую пели ребята, приезжавшие к нам в деревню на летние каникулы. В этой песне были такие слова:
“Как день хорош! Как солнца луч приятен!
Река, и смех, и парус над водой.
Но не зови меня, мой молодой приятель,
Оставь меня, ведь я старик седой...”
Мы пели эту песню и представляли, что мы седые старики в 15-16 лет, нам было весело... И вот, прошло 50 с лишним лет, война уменьшила наши ряды, оставшиеся - уже настоящие старики и не хочется этому верить... Убедительно просим вас разыскать эту песню. С уважением к вам, ветераны войны и труда Сергей Иванович Петровичев, Александр Павлович Помотин, Александр Степанович Шамаев и другие, город Плавск Тульской области». «Песня старого актёра» («Как день хорош, как солнца луч приятен», «Песня актёра») из спектакля по пьесе в стихах «Слава». Композитор Василий Нечаев. Поэт Виктор Гусев. Исполняет Георгий Абрамов. Запись 1957 года. -
Автор письма: Милослав Николаевич Игнатов, город Сыктывкар, «...по телевидению довелось посмотреть и послушать великолепно подготовленную передачу “Играй, гармонь!”***. Какие мастера-виртуозы игры на гармонике живут в Калинине, да и повсюду на Руси! Когда один из находившихся в зале гармонистов - фронтовик матрос-североморец сказал ведущему, что он намерен исполнить на своей гармошке “Пожарный вальс”, который он играл своим однополчанам на фронте, то ведущий сразу-то и не поверил, что существует на свете такой “Пожарный вальс”, а ведь есть он и был в своё время весьма популярен. С первых же аккордов память вырвала из прошлого и мотив, и слова этого вальса:
“Он пожарник толковый и ярый,
Он ударник такой деловой!
Он готов погасить все пожары,
Но не хочет гасить только мой...”
До войны и в годы войны эту песню исполняла изредка по радио одна певица, но после войны я песню уже не слышал. Может, удастся найти грампластинку с записью этой песни и передать её в подарок тому тверскому гармонисту-морячку? Да и репертуар концертов в честь Дня пожарного несколько обогатится, не всё же петь: “А пожарник на стене топором махает мне...”****». Виктор Татарский: «Милослав Николаевич, эту песню “Пожарный”, её авторы Андрей Дидерихс***** и Василий Лебедев-Кумач, пела в 1930-х - 1940-х годах Эдит Леонидовна Утёсова, дочь Леонида Осиповича Утёсова. Передо мной письмо из архива Утёсовых. “10 февраля 1944 года. Действующая армия. Анатоль Овдышко”. Так подписано письмо. “Здравствуйте, уважаемая Эдит Утёсова! По поручению солдат и офицеров нашего подразделения пишу несколько слов. В связи с тем, что в свободное время после жаркого боя мы сходимся в блиндаж или просто под соснами полесья слушаем патефон, и вот поверьте, дорогой товарищ, ваша пластинка «Пожарный» всех пленит. Как только поставим патефон, все солдаты кричат: «Сыграйте “Пожарного” Утёсовой!» Все восхищаются и хвалят. Она, ваша песня, очень популярная в части. В 1940-м - 1941-м годах, когда жили в Москве, мы очень часто слушали ваше исполнение с папой, Леонидом Осиповичем. После войны послушаем ещё. А покуда, гоним фрицев на Запад. Вы слышите, что сообщает Совинформбюро******? Мы работаем неплохо, правда? С фронтовым приветом, солдаты части и Овдышко Анатоль”». Песня «Пожарный». Композитор Леонид Дидерихс. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Эдит Утёсова. Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1937 года. 17 апреля 1918 года Владимир Ленин подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнём». Эта дата и стала Днём пожарного в СССР. К 70-летию советской пожарной охраны. -
Автор письма: Регина Йоновна Биржините, город Кельме, Литва, «...может быть и глупо надеяться и ждать помощи от передачи, пусть даже любимой, но “Встреча с песней” - всегда есть путешествие с затаёнными дорогами души. Откровенность - главная черта писем, которые звучат в передаче. Почему-то до слёз хочется, чтобы хоть маленькая часть таких писем нашла дорогу и к одинокому твоему дому. Мне уже за 30 и с жгучей болью изо дня в день я осознаю, как трудно, как безнадёжно жить одному на свете, и как безбожно смеяться над теми, которых обошло личное счастье. Кто не знает острых словечек, которыми нередко забросают старых дев, в особенности... Сознаю я и другое: нет у меня дома, потому что дом - это не четыре стены и крыша над головой. Дом - это место, где тебя любят и всегда ждут с опасением, чтобы с тобой что-нибудь не случилось худое. Родители, моя опора и любовь, умерли один за другим. Отец прожил только месяц, потеряв свою жену, мою мать. Умер он от горя, от любви к ней, хоть так, в сущности, не бывает в наши далёкие от всяких сентиментов дни. Брат уже давно ушёл со всей головой в свою семью, любимый предпочёл тоже давно жену попрактичнее, которая не пишет стихов и не увлекается всякими другими романтическими фантазиями, и мне остаётся только работа - любимая работа библиотекарем, поездки, походы, так как безумно люблю природу, плавание до поздней осени по рекам и озёрам, книги - много книг и эпизодное общение с замужними подругами. А как я в ранней юности мечтала о большой и хорошей любви, с каким упоением слушала тогда почти каждую неделю по радио звучавшую песню на стихи Евтушенко (композитор, по-моему, Тухманов) “Любимая, спи”. Её пел Валерий Ободзинский. Почему это имя совсем пропало из эфира?.. Песню не так давно слышала в другом исполнении, но как она была непохожа на песню Ободзинского... Почему о нём теперь никто не вспоминает, а, может быть, к моему счастью, я ошибаюсь и смогу ещё раз услышать:
“Мы - на шаре земном,
свирепо летящем,
грозящем взорваться, -
и надо обняться,
чтоб вниз не сорваться,
а если сорваться -
сорваться вдвоём...”
Вот и всё. Спасибо за передачу, позволяющую создать себе иллюзию, что я не одна живу на свете, и за песни, приносящие счастье людям верующим в него». Песня «Любимая, спи». Композитор Давид Тухманов. Поэт Евгений Евтушенко. Исполняет Валерий Ободзинский. Эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема. -
Автор письма: Алла Савёлова, город Мытищи, Московская область, «...хочу обратиться к вам с просьбой помочь мне встретиться с ливанской певицей Файруз. В Ливане в каждой семье знают и любят песню Файруз. Её дивный голос хрустальной чистоты слушать можно бесконечно. В первый раз я услышала Файруз по радио около 10 лет назад. Арабский язык, на котором пела певица, мне не был понятен, но песня эта была необыкновенной красоты, а красота, понятна всем. Нам, людям, привыкшим больше к европейской музыке, несколько трудно бывает понять восточную музыку, а, тем более, напеть её. Поэтому я не смогла запомнить мотив этой песни, но отличить его я могу сразу. Я имею в виду песню “О, луна”. С тех пор, как землю Ливана покинул мир, Файруз, выражая свой протест, перестала петь, но кто хоть раз слышал, как она поёт, не сможет забыть её голос...». Песня «О, луна, я с тобой». Автор музыки и стихов братья Аси Рахбани (Assi Rahbani) и Мансур Рахбани (Mansour El Rahbani). Исполняет Файруз (Fairuz). Запись 1972 года.
-
Автор письма: Маргарита Венедиктовна Колошко-Громовая, Сочи, «...пожалуйста, вспомните песню о Сочи, там есть такие слова:
“Сочи - все дни и ночи
Вы предо мной во сне и наяву...”
Ведь многие из ваших слушателей отдыхали в нашем прекрасном городе. И пусть они вспомнят наш неповторимый город-курорт с его изумительными парками, приморскими аллеями, вспомнит вечнозелёный город и ласковое Чёрное море. В этом году исполняется 150 лет нашему городу. С каждым годом хорошеет наш город, его красоту создают сочинцы, влюблённые в свой город, которые сейчас работают с удвоенной энергией. Приезжайте к нам в Сочи. Я не сомневаюсь, что наш южный город встретит вас солнечной улыбкой и теплотой человеческих сердец. С искренним уважением, Маргарита Венедиктовна Колошко-Громовая, ветеран труда медицины, город Сочи». Песня «Сочи». Композитор Модест Табачников. Поэты Аста Галла******* и М. Шварцберг. Исполняет Клавдия Шульженко. Джаз-оркестр. Дирижёр Алексей Семёнов. Грампластинка 1940 года. К 150-летию города-курорта Сочи, одного из крупнейших курортных городов Черноморского побережья Кавказа. -
Автор письма: Валерий, город Камень-на-Оби, Алтайский край, «...когда слушаешь песни Владимира Высоцкого, бросаешь все дела и невольно задумываешься о том, о чём поёт Высоцкий. Мы так мало о нём знаем, а ведь он играл Гамлета и говорят, играл отлично. Быть может, когда-нибудь творчество Владимира Высоцкого будут изучать в школе********?.. А теперь просьба включить в одну из наших “Встреч...” песню Высоцкого, которую он исполняет в кинофильме “Начни сначала”*********. Знаете, там есть слова:
“Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, коль слово «честь» забыто,
И коль в чести наветы за глаза...”
Очень хорошие слова. Валерий, 18 лет. Пишу просто Владимир Высоцкий, хотя гожусь ему в сыновья, но он был и останется для нас молодым» . Песня «Я не люблю». Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий. -
Автор письма: Алиса Анатольевна Скрипник, город Истра, Московская область, «...один случай волнует меня до сих пор. Дочь купила билеты на эстрадный концерт в Олимпийский спорткомплекс. Особой радости это не вызвало. Во-первых, с двенадцати ночи нужно было заступать на дежурство, во-вторых, далеко ехать - час тридцать электричкой, а в-третьих, болела нога. Недосидев до окончания концерта, мы собрались уходить, чтобы успеть на электричку, но дежурная по сектору предупредила нас, что будет петь Пугачёва. Мы не поверили, но вернулись. Впечатление не передать! Все песни Алла Борисовна исполнила на таком эмоциональном подъёме, что вся многотысячная аудитория приветствовала певицу стоя, горячо и от души. Такой контакт, такое слияние артиста и публики, я видела впервые. И дело не в том, что в тот вечер боль впервые за три месяца отступила, а во впечатлении, которое осталось надолго. Пусть Алла Борисовна бережёт свой голос: не курит и не простуживается и чаще даёт вот такие же концерты». Автор письма: Нина Николаевна Иванова, город Вязьма, Смоленская область, «...в вашей передаче я иногда встречаюсь с любимой певицей Аллой Пугачёвой. Хочу сказать о том, что порой мы, да-да, именно мы, зрители, раним певицу. По каждому случаю все привыкли критиковать, забывая о том, что перед нами ранимый человек и как всем людям, ей бывает трудно. В творчестве талантливых людей бывают и подъёмы, и спады. Я верю, что Алла Борисовна порадует нас новыми интересными работами, в которых вновь проявится её настоящий большой и искренний талант. 15 апреля у Аллы Борисовны день рождения и через “Встречу с песней” позвольте поздравить Аллу Борисовну, пожелать ей здоровья, счастья, больших творческих успехов и поблагодарить за ту радость, которой она одаривает нас». Виктор Татарский: «“Встреча с песней” присоединяется к этим добрым словам в ваш адрес, Алла Борисовна». Песня «Канатоходка». Композитор Алла Пугачёва. Поэт Илья Резник. Исполняет Алла Пугачёва. Группа «Рецитал» под управлением Александра Юдова. 15 апреля 1949 года родилась эстрадная певица, автор песен и киноактриса Алла Борисовна Пугачёва. Ко дню рождения Аллы Пугачёвой.
-
Виктор Татарский: «Несколько месяцев назад по предложению одного из наших слушателей в конце “Встречи с песней” вместо мелодии “Одинокой гармони”, оставшейся начальной заставкой передачи, стала звучать мелодия пьесы “Встреча” из телевизионного фильма “Цыган”. Пришло немало песем в связи с этим изменением и должен заметить, что почти все их авторы отнеслись весьма критически к этому. Письма настолько эмоциональны и интересны, что позволю себе процитировать два из них». Автор письма: Ирина Овсянникова, 31 год, Москва, «...традиции надо беречь и уважать. По-моему, мы, народ, который наиболее часто твердит эту заповедь и наименее последовательно выполняет её. Многие наши беды не оказались бы так страшны и длительны, если бы мы так резко не кидались от одной крайности, показавшиеся нам панацеей, к другой. Я не могу сказать, что “Одинокая гармонь” - моя любимая песня, но она настолько тесно увязалась в сознании с вашей передачей, что составляет её неотъемлемую часть. Давайте не будем совершенствовать пиджак фалдами от фрака, а действительно симпатичная тема “Встречи” из фильма “Цыган”, я думаю, и так нередко будет звучать на радио». Автор письма: Бруштейн, инженер, Москва, «...не надо новаций! Очень хотелось, чтобы “Встречу с песней” не только открывала, но и завершала бы привычная мелодия, чтобы нас снова провожали Борис Мокроусов с Михаилом Исаковским. Один графоман и рифмоплёт, скрывающий эту чисто возрастную хворь от окружающих, по этому поводу настрочил:
“Необоснованно, до срока
Отставку дали «Одинокой...» -
Той, что на фоне шумных ВИА
Нам песнь любимую дарила.
Не урезай её, не тронь
Ту «Одинокую гармонь».
Пусть и в веселье, и в печали,
Пусть и в начале, и в финале
Звучит гармонь и не иначе -
Она ведь символ передачи”».
Виктор Татарский: «Ну что же, да будет так!» «Заставка передачи “Встреча с песней”» - музыкальное вступление к песне «Одинокая гармонь». Композитор Борис Мокроусов. Исполняет оркестр под управлением Алексея Ковалёва. Запись 1951 года.Упоминаемая персона: Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973, поэт, поэт-песенник, прозаик, переводчик; Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий первой степени; Михаил Исаковский - автор стихотворения «Одинокая гармонь», ставшего песней, благодаря музыке композитора Бориса Мокроусова, с 31 января 1967 года, с 1 выпуска «Встречи с песней» Виктора Татарского - мелодия «Одинокой гармони» - традиционный позывной передачи).
Завершая 516 выпуск «Встречи с песней», Виктор Татарский говорит: «Обращаю ваше внимание, что “Встреча...” повторяется теперь так же, как и раньше, в субботу по Третьей программе, но не в 14, а в 13 часов по московскому времени. До следующей встречи 6 мая, в пятницу, в 21 час. Всего вам хорошего. Благодарю вас».
Примечание: * песню «Ты уедешь к северным оленям, в жаркий Туркестан уеду я...» («Студенческая прощальная») Николай Власов написал в 1938 году. Она не известна по записям на грампластинках, не записывалась на радио и не издавалась в СССР в нотных сборниках. Первоначальный текст за долгие годы неизбежно пополнился новыми куплетами самодеятельных авторов и всё же, как отмечал композитор и музыковед Юрий Бирюков в статье «Ты уедешь к северным оленям», опубликованной 18 марта 2004 года в газете «Вечерняя Москва», ему удалось практически точно установить оригинальный авторский текст Николая Ивановича Власова:
«Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.
Не придёшь с задорною улыбкой
К хороводу солнечных берёз.
И весёлый ветер у калитки
Не развеет пепельных волос.
Я тебе в предутреннюю свежесть
Поцелуй последний передам.
А потом любовь свою и нежность
Уложу в дорожный чемодан.
Дрогнет поезд, тронутся вагоны,
Мимо окон проплывёт вокзал.
Буду я на каждом перегоне
Вспоминать любимые глаза.
И быть может, больше не придётся
Мне увидеть этих милых глаз.
Только в мире силы не найдётся,
Чтоб с тобою разлучила нас.
Поживём, забудем о потерях.
Через год, а может, через два
Ты напишешь кратко, без истерик
На мои последние слова:
“Милый мой, тебя я не ругаю,
Бурей чувств не стану огорчать.
Пусть тебе полюбится другая,
Сердце я заставлю замолчать...”
Я увижу голубую речку
И, поддавшись требованью лет,
Полюблю красивую узбечку,
А тебя полюбит самоед».
Строки этой песни в послевоенное время неожиданно зазвучали с киноэкрана... Вот что рассказывал Юрию Бирюкову актёр Владимир Леонидович Гуляев, который в кинофильме 1956 года режиссёров Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» играл роль водителя самосвала Юрия Журенко: «Да её, по-моему, у нас в Москве ещё в довоенные годы пели. И на фронте не раз слышать её довелось, но уже с переиначенными словами. Всю, правда, так и не запомнил. А напев и первый куплет врезались в память. Вот и запел эту песню на съёмках, как говорится, под настроение. Композитор и режиссёр фильма не возражали. Так она в эпизоде и осталась. Ну, а кто её сочинил и откуда она пошла, не ведаю...» (в период освоения целинных земель Владимир Гуляев спел не про Туркестан, а про Казахстан):
Строку из этой песни пару раз напевает и герой Бекас (сотрудник КГБ Павел Синицын) в исполнении актёра Михаила Ивановича Ножкина в первой серии кинофильма 1968 года режиссёра Вениамина Дормана «Ошибка резидента»:
В уже упомянутой публикации Юрия Евгеньевича Бирюкова читаем: «...в адрес передачи “Песня далёкая и близкая”, которую я вёл на телевидении, пришло письмо от Жанны Владимировны Калмыковой: “Посылаю вам фронтовой треугольник с песнями, - писала она, - автор их - Власов Николай Иванович, брат моей мамы. Она рассказывала, что у него были даже песни, написанные им самим, в том числе «Ты уедешь к северным оленям»”. В ту пору, когда я получил это письмо, весь текст этой песни я, можно сказать, не знал. Но выручили письма телезрителей. По ним удалось восстановить все её куплеты и даже варианты, в том числе фронтовые.
Песня осталась, живёт и поётся студентами <...> передаётся от одного поколения другому, как говорится, с живого голоса. Мне думается, это одна из тех песен, с которых следовало бы вести отсчёт жанра так называемой авторской песни. Во всяком случае, она была её предтечей». В любительских магнитозаписях «Студенческая прощальная» бытует уже много десятилетий, а на рубеже XX-XXI веков как-то в выпуске передачи канала «НТВ» о дворовых песнях «В нашу гавань заходили корабли» один из вариантов песни прозвучал в исполнении Розы Усачёвой:
Примечание: ** песня-романс Пауля Абрахама «Девушка с гор» на стихи Марины Карелиной и Людмилы Давидович из репертуара певицы Марии Казимировны Наровской (1905-1973).
Примечание: *** 7 февраля 1986 года по 1-й программе Центрального телевидения в рамках цикла «Голоса народных инструментов» был показан концерт «Играй, гармонь сибирская!», прошедший в 1985 году во Дворце культуры железнодорожников города Новосибирска и приуроченный к 40-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Организацией концерта занимался композитор, баянист, гармонист и поэт Геннадий Дмитриевич Заволокин (1948-2001). Вскоре в Главную редакцию народного творчества ЦТ СССР стали приходить письма с благодарностями, появились желающие показать своё искусство игры на гармони. Так Геннадий Заволокин стал готовить часовые программы «Играй, гармонь!», посвящённые русскому народному музыкальному творчеству России, ставшие популярными, любимыми многими телезрителями. Участие в создании передач принимала семья Заволокина: его брат Александр и отец Дмитрий.
Примечание: **** строка из русской народной шуточной песни «Пожар», во второй половине XX века входившей в репертуар певца Ивана Николаевича Суржикова (1928-2000).
Примечание: ***** автор музыки песни «Пожарный» не джазовый кларнетист, саксофонист и композитор Андрей Андреевич Дидерихс (1911-1978), а пианист, дирижёр и аранжировщик, Леонид Андреевич Дидерихс (1907-1938).
Примечание: ****** Совинформбюро (Советское информационное бюро) - информационное ведомство, образованное при Совете народных комиссаров СССР 24 июня 1941 года. В политико-идеологическом отношении оно было подчинено непосредственно Центральному комитету ВКП(б). Основная задача Совинформбюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны. Организация просуществовала до 5 января 1961 года. В этот день постановлением ЦК КПСС Совинформбюро было ликвидировано и на его базе создано Агентство печати «Новости» (АПН).
Примечание: ******* на этикетках довоенных тиражей грампластинок Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984), одна из которых и оказалась в распоряжении Музыкальной редакции радио, автором слов песни «Сочи» указывались Аста Ралла или Аста Ралда. Это опечатки. Соавтор М. Шварцберга слов этой песни - драматург и фельетонист Анна Дмитриевна Ермолаева (1899-1981), публиковавшаяся под псевдонимом Аста Галла. С середины 1920-х годов Анна Ермолаева была автором произведений для эстрады (писала скетчи, песни, пародии, фельетоны), печаталась в эстрадных сборниках. В числе наиболее известных её произведений: текст музыкальной комедии «Встреча на курорте», одноактная пьеса «Метелица» и песни «Помни обо мне», «Дядя Ваня», «Помнишь лето на юге».
Примечание: ******** из публикации
Примечание: ********* песня «Я не люблю» - одна из наиболее часто исполняемых песен на концертах Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980) до конца его жизни. Она была написана в 1969 году и должна была прозвучать в кинофильме режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», но эпизод, в котором исполнялась песня, вырезали при окончательном монтаже картины. В музыкальном кинофильме 1985 года режиссёра Александра Стефановича «Начни сначала» его герои смотрят видеокассету с исполняемой Владимиром Высоцким песней «Я не люблю», песня звучит фрагментарно.
Выпуск 516 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 15 апреля 1988 года. Архивная аудиозапись предоставлена сайтом
Выпуск 511 | Выпуск 547 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.