Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 507
(20 ноября 1987 года)
-
Автор письма: Павел Андреевич Тюкалов, город Воткинск, Удмурдская АССР. Песня «Сказ о Мамаевом кургане». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Виктор Боков. Исполняет Государственный Волжский народный хор. 19 ноября – 45 лет со дня начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.
Упоминаемая персона: Вано Ильич Мурадели (1908-1970, советский композитор и дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий второй степени; в 1965 году как глава композиторской организации передал московским композиторам и поэтам просьбу волжан написать песню для новой программы Волжского народного хора, посвящённую героям Сталинградской битвы, защищавшим Родину и положившим за неё свои жизни; в 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль с главным монументом «Родина-мать зовёт!» и 20-тысячный импровизированный хор спел эту песню).
-
Автор письма: Валентина Александровна Лабутина, станица Старощербиновская, Краснодарский край. Романс «Валахская легенда». Композитор Гаэтано Брага. Исполняет Людмила Белобрагина, фортепиано Берта Козель, скрипка Олег Филатов. Запись 1970 года.
Упоминаемые персоны: Михаил Павлович Чехов (1865-1936, русский писатель, театральный критик; младший брат и биограф писателя Антона Павловича Чехова); Игнатий Николаевич Потапенко (1856-1929, русский прозаик и драматург, один из самых популярных писателей 1890-х годов, с 1893 года состоял в дружеских отношениях с А.П. Чеховым, стал прототипом Тригорина в пьесе «Чайка»); Лидия Стахиевна Мизинова (Лика Мизинова; в замужестве — Санина; 1870-1939, русская певица, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, близкий друг А.П. Чехова, прототип Нины Заречной в пьесе «Чайка», в гостях у Антона Павловича Чехова, аккомпанируя себе на рояле, исполняла входивший тогда в моду романс - «Валахская легенда», вторую партию на скрипке играл Игнатий Потапенко; Антон Павлович находил в нём «что-то мистическое, полное красивого романтизма», ромас имеет отношение к происхождению его рассказа «Чёрный монах», именно после звуков этой чарующей музыки происходит первая, а потом и последняя встреча Коврина с чёрным монахом); Мария Павловна Чехова (1863-1957, сестра Антона Павловича Чехова; педагог, художница, создательница Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, заслуженный деятель искусств РСФСР; щедро высаживала в саду ялтинского дома цветы, «одурманивающий аромат» которых доносился в открытые окна).
-
Автор письма: Геннадий Петрович Дурасов, собиратель русского народного творчества, этнолог, Москва. Шуточная песня «Душегрейка». Автор музыки и слов Владимир Бакалейников. Исполняет Надежда Плевицкая. Фортепианно Александр Зарема. Грампластинка 1909 года.
Упоминаемая персона: Мария Васильевна Хвалынская (1897 г.р., недавно ей исполнилось 90 лет - старейшая в стране каргопольская собирательница северного фольклора, особенно частушек и пословиц (сборник «Частушки Северного края»), сохранила для потомков около 8000 частушек, много обрядовых и свадебных песен, загадок, поговорок).
-
Автор письма: Карасёв А.С., город Иваново. «Песня первой любви» из кинофильма «Песня первой любви» (1958 год, режиссёры Юрий Ерзинкян и Лаэрт Вагаршян). Композитор Арно Бабаджанян. Поэт Ованес Гукасян. Автор русского текста Гарольд Регистан. Исполняет Рашид Бейбутов. Запись 1956 года.
-
Автор письма: Иван Фёдорович Шарапов, ветеран войны, ленинградец, выпускник культурно-просветительской школы Ленинграда, после ранения был отправлен в город Чкалов (ныне Оренбург), посёлок Первомайский, Оренбургская область. Романс «Нищая». Композитор Александр Алябьев. Поэт Пьер-Жан Беранже. Перевод с французского Дмитрия Ленского. Исполняет Изабелла Юрьева. Фортепиано Евгений Рохлин. Грампластинка 1955 года.
-
Автор письма: Галина Юрьевна Дерксен, «в студенческие годы перед 5-м курсом сельскохозяйственного института ездили работать в Адамовский район, скирдовать солому в отдалённом совхозе на границе с Казахстаном», посёлок Новоорск, Оренбургская область. Мексиканская песня «Пичирильо» («El Pichirilo»). Композитор Федерико Куриэль (Federico Curiel). Автор русского текста Леонид Куксо. Исполняет Гелена Великанова и инструментальный ансамбль. Дирижёр Вячеслав Мещерин. Запись 1956 года.
Упоминаемая персона: Асан (дедушка-казах, возивший студенток на поля, однажды они заехали на ферму, где на патефоне играла единственная пластинка с песней «Пичирильо», под которую молодые доярки, красивые казашки, танцевали казахский танец, а потом студентки из Оренбурга под эту же песню станцевали русскую пляску).
-
Автор письма: Андрей Почивалов, 18 лет, постоянный слушатель, поклонник творчества певицы Эдиты Станиславовны Пьехи, город Иркутск. Песня «Мама». Композитор Александр Броневицкий. Поэт Олег Милявский. Исполняет Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Художественный руководитель Александр Броневицкий. Запись 1965 года.
-
Автор письма: Константин Леонтьевич Голиняк*, фронтовик, в октябре 1941 года попал в ленинградский военный госпиталь, Ленинград. Просит друзей молодости, которых война разбросала по разным сторонам, откликнуться по указанному в передаче адресу. Танго «Если любишь, найди». Композитор Константин Листов, аранжировка Аркадия Островского. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Леонид Утёсов и джаз-оркестр. Дирижёр Леонид Утёсов. Грампластинка 1940 года.
Упоминаемые персоны: Изольда Вагнер (одноклассница Константина Голиняка, родилась в 1925 году и жила в Гатчине, после эвакуации пропала, потом дважды приезжала в родной город, но адреса не оставила; она пыталась найти Рихарда Вагнера 1921 года рождения, но так и не узнала, что Рихард много лет живёт в Новгороде); Филипп Андреевич Чикалюк (примерно 1921 года рождения, родом из деревни Хреньевки Винницкой области, сосед по палате госпиталя в Ленинграде в 1941 году, после его эвакуации в глубокий тыл несколько раз писал письма, но потом тоже замолчал).
-
Авторы писем: Людмила, Александр и Алексей Бочкины, посёлок Черноголовка, Московская область; Дмитриев В.Д., из возрастной категории слушателей «за 60» (предупреждает ведущего, что «и у Вас, уважаемый ведущий, наступит этот возраст»), город Видное, город-спутник Москвы, Московская область. «Безусловно» - соглашается ведущий. В свою очередь, он напоминает слушателям, чтобы они расшифровывали свои инициалы. Романс «Ямщик, не гони лошадей». Композитор Яков Фельдман. Поэт Николай Риттер. Исполняет Ольга Вардашева. Запись 1976 года.
Упоминаемые персоны: Зинаида Михайловна Золотова и Михаил Тихонович Бочкин (любимые мать и отец Людмилы, Александра и Алексея Бочкиных, мать больше 30 лет работает врачом, пациенты любят и благодарят её в письмах и поздравительных открытках, иногда поёт и играет на гитаре романс «Ямщик, не гони лошадей»; отец - военврач; работали в разных местах и всюду возили детей с собой).
-
Автор письма: Михаил Аганин, 22 года, постоянный слушатель радиопередачи, отец которого очень любил великого, гениального Владимира Высоцкого и оставил после себя много магнитных плёнок с записью опального поэта и певца, город Ковров, Владимирская область. Песня «Не ко двору» («Дом», «Что за дом притих, погружён во мрак»). Автор музыки и слов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий.
-
Автор письма: Жанна Зайцева, Новгород. Песня «Время для нас» («A time for us») из кинофильма «Ромео и Джульетта» (1968 год, режиссёр Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli)). Композитор Нино Рота (Nino Rota). Поэт Юджин Уолтер (Eugene Walter). Исполняет Кири (Dame Kiri Te Kanawa).
Упоминаемая персона: Уильям Шекспир (William Shakespeare) (1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, автор пьесы «Ромео и Джульетта»).
Завершая передачу, автор и ведущий Виктор Татарский зачитывает строки из письма слушателя, который предлагает заканчивать «Встречу с песней» мелодией пьесы «Встреча» из телевизионного фильма «Цыган» (1979 год, режиссёр Александр Бланк, композитор Валерий Зубков, оркестр Госкино СССР, дирижёр Сергей Скрипка), и спрашивает: «Как вы к этому отнесётесь? Может, действительно, пусть в финале передаче звучит светлая тема этой симпатичной пьесы?».
Примечание: * Константин Леонтьевич Голиняк родился в Гатчине в 1922 году. Работал корреспондентом в газете «Красногвардейская правда» («Гатчинская правда»). В 1941 году ушёл на фронт. Был ефрейтором 287 отдельного пулемётно-артиллерийского батальона 17 укрепрайона. В октябре 1941 года получил ранение, попал в госпиталь в Ленинграде. В декабре 1941 года был награждён одной из наиболее почётных советских солдатских наград - медалью «За отвагу». В 1941 году награды солдатам вручали редко... Выжил, вернулся домой, в Гатчину... 15 сентября 1946 года в «Гатчинской правде» было напечатано его стихотворение «Снова в Гатчине». В 1952 году у Константина Голиняка родился сын - Василий Константинович Голиняк, который впоследствии стал художником, фотожурналистом. Работал в газетах «Ленинские искры», «Смена» и других изданиях. В 1961 году Константин Леонтьевич Голиняк окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» благодарит Владимира Гречухина из Санкт-Петербурга
Выпуск 507 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 20 ноября 1987 года. Архивная аудиозапись предоставлена сайтом
Выпуск 500 | Выпуск 511 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте