RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 949
(22 января 2005 года)



  1. Виктор Татарский: «Письмо из Москвы от Марии Николаевны Ключниковой - Маши Ключниковой, с которой мы 30 лет вели передачу “Музыкальный глобус” и чей голос открывает каждую нашу с вами “Встречу...”». Автор письма: Мария Николаевна Ключникова, Москва, «...в Зеленограде живёт наш очень большой друг Сергей Михневич. Это человек очень преданный “Встрече с песней”, её постоянный и внимательный слушатель. Так сложилось, что из-за болезни он ограничен в передвижениях и поэтому радио для него - это весь мир, его мир. Дорогой Серёжа, я рада тому, что выход “Встречи...” совпал с днём вашего рождения. Я знаю, как вы дорожите каждой передачей, записываете её на магнитофон. Знаю, как вы любите музыку, поэзию, как неравнодушно относитесь ко всему, что происходит в нашей стране и в Белоруссии, откуда вы родом. Люди, жизнь которых по тем или иным причинам ограничена только своей комнатой, их предложения, советы, вопросы, как я заметила, “Встрече...” интересны и важны. Поэтому надеюсь, что в день вашего рождения 22 января вы услышите моё письмо в передаче. Серёжа, самые лучшие пожелания вам и сердечное спасибо. А мы... мы будем стараться. Знаю, что “Вокализ” Рахманинова - одно из любимых вами произведений». «Вокализ». Композитор Сергей Рахманинов. Исполняет Гоар Гаспарян. Оркестр под управлением Самуила Самосуда. Запись 1951 года.

  2. Виктор Татарский: «Сегодня 70 лет со дня рождения Александра Владимировича Меня, российского православного священника, богослова». Автор письма: Виктория Иосифовна Приворотская, город Саратов, «...не удивляйтесь моему письму, хотя вы и так, по-моему, давно ничему не удивляетесь. И если вы сумели в своё время передать Жану Маре слова любви рязанской девушки*, то я уверена, что содержание моего письма тоже сумеете довести до тех, кому его надлежит услышать. В 1991 году я приняла христианство, крестилась в православном храме. Светлый батюшка отец Александр Мень своим примером и словом показал мне путь. Постепенно я открывала для себя красоту и дивный строй православия, вникала в язык богослужения, а с середины января 1998 года меня даже позвали петь и читать на клирос. Я и сейчас там. К сожалению, всё богослужение идёт на незнакомом людям языке. Мы чудовищно невежественны. И любые сектанты - и адвентисты седьмого дня и протестанты затыкают нас за пояс в знании текстов. Мы не изучаем Священного писания, к сожалению, почти нигде. А наши взаимоотношения?.. Чужие, мрачноватого вида люди стоят рядом в храме и потом уходят по домам молча. А протестанты знают друг друга по именам, истово помогают в нуждах и болезнях. Я уже не говорю об отношении к евреям. Многие православные христиане именно из-за незнания святого писания заражены антисемитизмом. Ведь по меньшей мере три раза в прошлом году с амвона за евангельским чтением в четверг Светлой седмицы, в неделю о самаринянине, в неделю о святых Кирилле и Мефодии, слово “жид” смачно раскатывалось по всему храму. Когда я спросила батюшку, как это может быть, мне было сказано, что так переводчики священного писания определяют тех евреев, которые поверили Иисусу, от тех, которые были против него. Но ведь ещё отец Сергей Булгаков говорил, что антисемитизм - это плевок на святые образа. Я очень прошу вас, довести мои вопросы до сына Александра Меня Михаила Александровича, а в день 70-летия его отца, 22 января, прошу вас передать любимую песню Александра Меня из кинофильма “Земля Санникова” - “Есть только миг”. Да хранит вас Господь!». Песня «Есть только миг» («Песня Крестовского») из приключенческого фильма по мотивам одноимённого романа Владимира Обручева «Земля Санникова» (1973 год, режиссёры Альберт Мкртчян и Леонид Попов). Композитор Александр Зацепин. Поэт Леонид Дербенёв. Исполняет актёр театра и кино Олег Даль, исполнитель в фильме роли Евгения Крестовского. 22 января 1935 года родился российский православный священник, богослов Александр Владимирович Мень. К 70-летию со дня рождения Александра Меня (1935-1990).

    Упоминаемые персоны: Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) - святые православной и католической церквей, братья-миссионеры из города Салоники (в славянской традиции Солунь), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства; канонизированы и почитаются как святые и на Востоке (в Восточных церквях), и на Западе; в славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»; Сергей (Сергий) Николаевич Булгаков (1871-1944, русский религиозный философ, богослов, православный священник, экономист; один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже); Михаил Александрович Мень (1960 г.р., российский государственный и общественный деятель, композитор, музыкант, продюсер, предприниматель, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, кандидат философских наук; член Союза композиторов России; в 1995 - 1999 годах - депутат Государственной думы Российской Федерации II созыва, заместитель председателя комитета по культуре; вице-губернатор Московской области, в 2000 - 2005 годах - заместитель мэра города Москвы); Жан Маре (Jean Marais, 1913-1998, французский актёр, каскадёр, писатель, художник, скульптор).

  3. Автор письма: Дмитрий Кулинкин, посёлок Силикат***, Московская область, «...живу я в посёлке Силикат, что в Московской области, учусь в 10-м классе. Я постоянно слушаю “Встречу с песней” и записываю её на кассеты. У нас в кабинете литературы есть фонотека пластинок. Однажды я нашёл там старую граммофонную пластинку с песнями “Светит месяц” и “Камаринская”. Я её послушал и мне понравилась “Светит месяц”. Решил её переписать к школьному празднику. Записал “Светит месяц”, а потом нечаянно стёр. Решил записать эту песню ещё раз, но на следующий день нашёл пластинку разбитой. Очень прошу, найдите, пожалуйста, эту песню, я хочу её наконец-то записать». Виктор Татарский: «Дима, вы готовы? Пожалуйста». Русская народная плясовая песня «Светит месяц». Исполняет Лидия Русланова. Государственный русский народный оркестр, дирижёр Дмитрий Осипов. Грампластинка 1946 года.

  4. Автор письма: Свердлов В.И., город Новосибирск, «Дорогой Виктор! Возможно, что моя просьба покажется вам необычной, но я бы половину пенсии отдал за пластинку или плёнку с записью очень уважаемого мною человека и певца. Я говорю о немецком певце-антифашисте Эрнсте Буше. Если бы вы помогли мне услышать что-нибудь в его исполнении, я был бы вам чрезвычайно благодарен». Виктор Татарский: «Ну что ж, сегодня это вполне кстати, так как Эрнст Буш родился 22 января 1900 года. То есть, сегодня 105 лет со дня его рождения. Вот что пишет Елена Антоновна Добровольская из Челябинска...» Автор письма: Елена Антоновна Добровольская, город Челябинск, «...немецкий драматический артист и певец Эрнст Буш вошёл в историю мирового искусства как один из самых сильных и самобытных художников XX века. Огромными тиражами разошлись пластинки с записями песен в его исполнении, созданные им сценические образы в пьесах Шекспира, Шиллера, Гёте, Горького, Брехта стали классикой. Помню 1948 год, когда Эрнст Буш приезжал к нам. Он часто выступал по радио и его песни подхватила вся страна, особенно популярна и любима была “Песня единого фронта”****, Ганса Эйслера на стихи Бертольда Брехта. Эта песня была написана в 1934 году, она является откликом на демагогию фашизма и призывом к единению всех антифашистов в борьбе за подлинную демократию. Отражением горя и мук миллионов людей, страдавших под гнётом фашизма, стала “Песня болотных солдат”****, созданная узниками фашистского концлагеря “Бёргермор”, стихи песни написали рабочий Эссер и режиссёр Лангхофф, мелодию музыкант - Гогель. Позднее песня была обработана Гансом Эйслером. Песня рассказывает о каторжном труде узников концлагеря, у которых фашисты отняли свободу, отняли родную землю. Прошу вас включить во “Встречу...” одну из песен в исполнении Эрнста Буша». Виктор Татарский: «Елена Антоновна, добавлю, что Эрнст Буш сам был узником фашистских тюрем и концлагерей и это, конечно, сказалось на его репертуаре. И ещё. Сценические образы в пьесах драматургов, имена которых вы перечислили, были созданы им в театре “Берлинер ансамбль” Бертольта Брехта и Елены Вайгель. Мы услышим в исполнении Эрнста Буша “Тревожный марш” Ганса Эйслера». Антифашистский марш немецких коммунистов «Тревожный марш» (Der Heimliche Aufmarsch, «Тайный поход против Советского Союза», Der heimliche Aufmarsch gegen die Sowjetunion), звучавший в кинофильме «Нейтральная полоса» (Niemandsland, «Ничейная земля») (1931 год, режиссёры Виктор Тривас (Victor Trivas) и Георгий Жданов). Композитор Ганс Эйслер (Hanns Eisler, Ханс Эйслер). Поэт Эрих Вайнерт (Erich Weinert). Исполняет Эрнст Буш (Ernst Busch). 22 января 1900 года родился немецкий актёр театра и кино, коммунистический активист, певец-антифашист и исполнитель песен о борьбе рабочего класса, ведущий актёр театра «Берлинер ансамбль», лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Фридрих Вильгельм Эрнст Буш (Friedrich Wilhelm Ernst Busch). К 105-летию со дня рождения Эрнста Буша (1900-1980).

    Упоминаемые персоны: Уильям Шекспир (William Shakespeare) (1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира); Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller, 1759-1805, немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач); Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang von Goethe, 1749-1832, немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель, творивший в в разных жанрах: поэзия, драма, эпос, автобиография, эпистолярия); Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, Алексей Максимович Горький, 1868-1936, русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель, публицист); Бертольт Брехт (Bertolt Brecht, 1898-1956, немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль»); Хелена Вайгель (Helene Weigel, 1900-1971, немецкая актриса и театральный администратор, вторая жена Бертольта Брехта); Иоганн Эссер (Johann Esser, 1896-1971, немецкий поэт, шахтёр, профсоюзный деятель; узник концентрационного лагеря нацистской Германии “Бёргермор”); Вольфганг Лангхофф (Wolfgang Langhoff, 1901-1966, немецкий актёр и режиссёр; узник концлагеря “Бёргермор”; с 1946 по 1963 годы руководил Немецким театром в Берлине); Рудольф «Руди» Оскар Гогель (Rudolf «Rudi» Oskar Goguel, 1908-1976, музыкант, борец немецкого сопротивления во время правления национал-социалистов; находясь в заключении в концлагере “Бёргермор”, в 1933 году создал «Песню болотных солдат»**** на стихи Иоганна Эссера и Вольфганга Лангхоффа).

  5. Автор письма: Галина Ковтуненко, село Пальчик, Черкасская область, Украина, «...в начале войны приехала я из Днепропетровска в Александрию Кировоградской области к родителям. Вскоре туда вошли фашисты. Наступила зима. Однажды полицай и немецкий солдат забрали меня и повели на биржу труда. Говорили, что повезут за город очищать снег с дорог. Я шла с ними в одних туфлях, лёгком жакете и платочке, другой одежды у меня и не было, так как всё оставила в общежитии в Днепропетровске. Согревали меня только русые длинные косы. Когда мы пришли на биржу, начальник-немец посмотрел на меня и приказал полицаю отвести меня на другую половину дома, где был его кабинет, чтобы я у него убирала. Там была уже одна девушка, которая убирала. Полицай ей сказал, что теперь я буду убирать, а она поедет на уборку дорог от снега. Когда полицай ушёл, девушка стала плакать. Я ей сказала: “Не плачь, я здесь не буду” и ушла, но не домой, а к нашей приятельнице, которая жила на окраине города в собственном доме под соломенной крышей, звали её Ольга Фёдорова Казачинская. Пряталась тогда у неё целую неделю. Ольга Фёдоровна до войны шила женские платья и жила не бедно, у неё был даже патефон и пластинки, на то время большая роскошь. Больше всего пришлась мне по душе песня “Нищая”. Когда стали угонять в Германию, я вновь пряталась у Ольги Фёдоровны, бывало, что и по месяцу домой не являлась. Однажды увидела у неё страшно исхудалого, бледного молодого человека в солдатской гимнастёрке. То был пленный, которого Ольга Фёдоровано выпросила у конвоиров, как своего сына, когда гнали через город пленных советских солдат. На этот раз прятаться я не осталась, чтобы её не обременять, а той же ночью уехала товарняком на станцию Звенигородка, где жила моя тётя. С тех пор я с Ольгой Фёдоровной не виделась, но память о ней, как о доброй и благородной женщине осталась у меня на всю жизнь, как осталась в памяти и песня “Нищая”, что была на пластинке. Я и до сих пор помню слова и мотив, хотя больше никогда её не слышала:
    “Зима, метель, и в крупных хлопьях
    При сильном ветре снег валит.
    У входа в храм, одна, в лохмотьях,
    Старушка нищая стоит...”

    Я сейчас тоже уже старая, больная и хожу с клюкой, как та нищая...»
    . Романс «Нищая». Композитор Александр Алябьев. Поэт Пьер-Жан Беранже. Перевод с французского Дмитрия Ленского. Исполняет Изабелла Юрьева. Фортепиано Евгений Рохлин. Грампластинка 1955 года*****. 20 января 2000 года ушла из жизни советская и российская эстрадная певица(контральто), исполнительница песен и романсов, народная артистка Российской Федерации Изабелла Даниловна Юрьева. К пятилетию со дня кончины Изабеллы Юрьевой (1899-2000).

    Упоминаемая персона: Ольга Фёдорова Казачинская (жительница города Александрия Кировоградской области Украины, портниха, приятельница семьи Галины Ковтуненко, приютившая Галину в своём доме, когда та пряталась от фашистов).

  6. Автор письма: Олег Морозюк, город Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, «...вот уже два года, как мы живём с моим дедом одни. Бабушка наша, учитель русского языка и литературы с 34-летним стажем, человек редкой самоотверженности, безграничной заботы о других и таким же удивительным невниманием к самой себе, оставила нас. Дед мой, Михаил Иванович Криворотов, прожил с ней почти 59 лет, они учились в одном классе. Судьба моего деда уникальна и типична одновременно. Он родился и вырос в семье потомственного русского крестьянина, с малолетства работал в поле. Потом было Борисоглебское авиационное училище. В числе прочих курсантов учился с дедом и Васька, как звал его дед - Васька Сталин, сын вождя, но никаких поблажек ему начальство не делало. Март 1943-го. Десант под Старой Руссой. Деда ранило, лежал на снегу истекал кровью. Спас земляк Коля Герасимов, сам погибший на другой день... А потом родился я и дед, наверное, завернув в какое-нибудь одеяло, привёз меня из Казанского общежития, где тогда обитали мои родители, в свой родной Козьмодемьянск. Сидеть со мной было некому, возиться пришлось ему... Много историй связано у моего деда с работой сплавщика: и тонул он, и замерзал, и чего только с ним не случалось. Ещё один удар поджидал его в 1993 году. Ему отняли ногу. Врачи говорили, что из-за курева, дед же винит в этом войну. И ни одна из этих бед не смогла ни заставить его примириться с положением инвалида, ни потерять своего неизменного оптимизма и живого интереса к людям. Он постоянно работал, даже на одной ноге умудряясь пилить и колоть дрова, перекапывать землю. Он любит детей, особенно озорных. Его любимая книга - «Приключения Тома Сойера», он читал её в самые трудные моменты жизни. Ничто не могло сломать его, но смерть бабушки стала, видимо, тем пределом, за которым начался совсем другой отсчёт его времени. Он почти перестал смеяться, шутить. Ваша передача - одна из последних его отдушин... Знаете, Виктор Витальевич, я сейчас гулял по нашему саду, смотрел на небо, усыпанное яркими звёздами и подумал: может быть, главный смысл моей жизни заключался в том, чтобы обеспечить моим старикам достойную старость. Я этого, к сожалению, не сумел... Помню, я был ещё маленьким, дед напевал строчки “Мой любимый старый дед прожил семьдесят пять лет...” Тогда ему было далеко ещё не 75, теперь же 85, но этот мотив из оперетты “Продавец птиц” ему нравится до сих пор. Когда я спросил его, чтобы он хотел услышать во “Встрече...”, он назвал именно эти куплеты». Песня «Мой любимый старый дед» («Песенка Адама») из оперетты «Продавец птиц» (Der Vogelhändler). Композитор Карл Целлер (Carl Zeller). Исполняет Михаил Качалов, солист Московского театра оперетты 1940-х - 1960-х годов.

    Упоминаемые персоны: Михаил Иванович Криворотов (1919-2005, дедушка Олега Морозюка, выпускник Борисоглебского лётного училища, старшина; сражался в частях 8-й гвардейской парашютно-десантной дивизии; воевал под Москвой, в 1943 году участвовал в десантной операции под Старой Руссой, где 13 марта был тяжело ранен, в течение 11 месяцев лежал в госпиталях, на фронт больше не попал, получил инвалидность II группы (рана на ноге не закрывалась более 20 лет); в мирное время трудился сплавщиком; в возрасте 73 лет потерял ногу (ранение во время Великой Отечественной войны); с супругой Екатериной Алексеевной Андреевой прожил почти шесть десятилетий, воспитал троих детей и внука от старшей дочери; на страницах козьмодемьянской городской газеты «Ведомости Козьмы и Дамиана» Олег Морозюк пишет: «Мой дед не совершал героических подвигов, но именно благодаря миллионам таких, как он, их тяжкому труду, их страданию, их ежедневному спору со смертью была завоёвана наша Великая Победа. Они все - герои, и пусть будет им вечная Слава!»); Николай Герасимов (земляк и сослуживец Михаила Криворотова, спасший ему жизнь и погибший 14 марта 1943 года в боях под Старой Руссой); Василий Иосифович Сталин (1921-1962, младший сын И.В. Сталина, советский военный лётчик, генерал-лейтенант авиации; с 1948 по 1952 годы - командующий ВВС Московского военного округа).

  7. Автор письма: Вера Афанасьевна Чарова, город Уфа, Республика Башкортостан, «Здравствуйте, уважаемый Виктор Витальевич! Вас приветствует столица Башкортостана - город Уфа, и я - Вера Афанасьевна Чарова. Мы вас любим». - «Взаимно, уважаемая Вера Афанасьевна», - В.Т., «Писать красиво, художественно не умею, нет дара. А вот слушаю письма с удовольствием, особенно умные письма... Ушёл из жизни писатель Александр Володин, по-нашему, по-русски, Царство ему небесное за его “Фабричную девчонку”, “Пять вечеров”, “Старшую сестру”... Вот в “Старшей сестре” Татьяна Доронина пела песню “И я была девушкой юной, сама не припомню когда...” Пела она под гитару так здорово, что у меня мурашки по телу бежали. Вот бы услышать...» - «Хорошо, Вера Афанасьевна, услышим, только ещё несколько строк из письма Нины Михайловны Пресновой из города Кашина Тверской области...» Автор письма: Нина Михайловна Преснова, город Кашин, Тверская область, «...день рождения Татьяны Васильевны Дорониной - чудесной и поистине народной русской актрисы - 12 сентября, но из её интервью газете “Труд” я узнала, что Татьяна Васильевна празднует Татьянин день, а не день рождения, так как 10 сентября - день памяти её отца, прошедшего три войны. Пусть прозвучит голос Татьяны Васильевны в ближайшей к Татьяниному дню “Встрече...”» «Песня Нади» («И я была девушкой юной») из кинофильма «Старшая сестра» (1966 год, режиссёр Георгий Натансон), снятого по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра». Автор музыки неизвестен. Поэт Роберт Бёрнс (Robert Burns) - стихотворение из цикла «Весёлые нищие», автор перевода на русский язык Эдуард Багрицкий. Исполняет актриса театра и кино Татьяна Доронина, сыгравшая в фильме главную роль - Надежды Георгиевны Рязаевой (Нади), старшей сестры, учётчицы в порту, студентки техникума. Гитарный квартет: Иван Ром-Лебедев, Николай Морозов, Ромуальд Мелешко, Мартын Хазизов. Грампластинка 1969 года. 25 января - Татьянин день (День российского студенчества, день основания МГУ).

    Упоминаемая персона: Александр Моисеевич Володин (1919-2001, драматург, сценарист и поэт; член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь»; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства).

  8. Автор письма: Лев Яковлев, Московская область, «...обращаюсь к вам с просьбой включать в каждый выпуск “Встречи с песней” хотя бы одну инструментальную джазовую композицию в исполнении ансамблей 1930-х - 1940-х годов, в первую очередь американских. Несмотря на кажущееся обилие программ, настоящего, того самого, джаза в нашем радиоэфире практически нет, увы. А ведь именно это национальное сокровище Соединённых Штатов является величайшим приобретением мировой музыкальной культуры XX века. Даже в советское времена, когда джаз, якобы не жаловали, транслировались даже концерты и фестивали джаза, о чём сейчас не приходится и мечтать». - «Почему “якобы”? Джаз, действительно не жаловали и что-то я не припомню таких трансляций, Лев. Я не могу включать в каждый выпуск “Встречи...”, как вы предлагаете, американский джаз или чтобы то ни было, если нет об этом содержательного письма. Это условие нашей “Встречи...”, давно оно известно постоянным слушателям. Джазовые композиции звучат во “Встрече...” время от времени. Ну, давайте послушаем то, чего ещё не было в программе. Ну, например, запись выступления джазового квинтета под управлением Кэннонболла Эддерли, Соединённые Штаты Америки». Джазовая пьеса в стиле хард-боп «Маленькая мама» (Mini Mama). Композитор Кёртис Фуллер (Curtis Fuller). Исполняет квинтет Кэннонболла Эддерли: альт-саксофон Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), контрабас Виктор Гаскин (Victor Gaskin), корнет Нэт Эддерли (Nat Adderley), фортепиано Джо Завинул (Joe Zawinul), барабаны Рой МакКерди (Roy McCurdy). Запись 1966 года.

В завершении передачи Виктор Татарский говорит: «Закончился 949 выпуск нашей “Встречи...”, в которой вы можете принять участие во вторую, четвёртую и, как в этом месяце, в пятую субботы в 21 час 8 минут по московскому времени в эфире “Радио России”. Если вы хотите разыскать памятную вам песню или просто пообщаться с участниками “Встречи...”, пишите, пожалуйста... <...> Координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. 31 января 1967 года, 38 лет назад, вышел в эфир первый выпуск “Встречи с песней”. В следующую субботу, 29 января, 950-я наша “Встреча...” До скорого свидания, будьте здоровы, берегите себя».

Примечание: * письмо о Жане Маре, прозвучавшее 14 марта 1998 года в 756 выпуске «Встречи с песней», было написано Еленой Клюевой из украинского города Бердянска.

Примечание: ** адвентисты седьмого дня (АСД, Seventh Day Adventists, SDА) - течение, деноминация в адвентизме, то есть, в направлении протестантизма. Из наиболее характерных отличительных черт вероучения АСД - вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа.

Примечание: *** в 1996 году посёлок Силикат (посёлок Люберецкого силикатного завода), а также посёлок Коврового комбината, посёлок совхоза «Белая дача», посёлок Опытное поле и село Котельники стали единым муниципальным образованием - посёлок городского типа Котельники в составе Люберецкого района Московской области. В 2004 году посёлок Котельники получил статус города.

Примечание: **** Елена Добровольская упоминает в письме одну из самых известных протестных песен Европы 1930-х годов - «Болотные солдаты» (Die Moorsoldaten, «Песня болотных солдат»). Она была написана и впервые исполнена в нацистском концлагере «Бёргермор» (KZ Börgermoor), расположенном в болотистой местности северо-запада Германии, на территории Нижней Саксонии (Niedersachsen) близ города Папенбург (Papenburg). В 1933 году в этот лагерь было заключено около 1000 узников - в основном представителей левых партий, коммунистов и социал-демократов, которых нацисты обвиняли в организации поджога Рейхстага. Узникам приходилось заниматься «исправительными» работами - культивацией болот, находившихся значительном на удалении от жилых бараков. И во время продолжительных пеших маршей охрана лагеря, состоявшая из отрядов СА, а позже СС, заставляла узников петь, чтобы они демонстрировали, так сказать, «бодрость духа»: требовала исполнения маршевых песен, в то время как исполнение песен рабочего движения было строжайше запрещено. Но 28 августа в исполнении заключённых прозвучала «Песня болотных солдат»... Один из авторов песни Вольфганг Лангхофф вспоминал, что как-то к нему подошёл рабочий Эссер, показал своё стихотворение из шести строф и поинтересовался моим мнением, как сведущего в литературе товарища. Лангхофф обработал стихотворение, придал ему форму, написал рефрен и предположил, что из этого может получиться лагерная песня. Автор музыки Руди Гогель писал в тюремном дневнике: «Мои товарищи добились того, чтобы я был помещён в участок на три дня с имитацией травмы, и там ночью я написал на контрабандной бумаге музыкальную фразу из четырёх частей, которую позже тайно отрепетировал в туалете барака: разыскал 16 певцов из Солингенского мужского певческого клуба, находившегося в заключении вместе с нами, с которыми и репетировал. Когда мы впервые исполняли песню, уже с первого куплета стало ясно, какой грандиозный эффект она произвела на всех». В годы Второй мировой войны песня «Болотные солдаты» стала широко известна среди узников фашистских концлагерей, была переведена на многие европейские языки. Певец Эрнст Буш впервые спел её в 1935 году (в обработке Ганса Эйслера) и с того времени не только исполнял «Песню болотных солдат» в концертных программах, но и неоднократно записывал на грампластинки и на радио:


Ещё одна песня, о которой вспоминает Елена Добровольская, «Песня Единого фронта» (Einheitsfrontlied, «Марш Единого фронта»). В Советском Союзе она впервые прозвучала по Московскому радио в 1936 году. Но написана была двумя годами ранее, когда коммунисты Германии пытались организовать единый фронт для борьбы с нацизмом. Ганс Эйслер и Бертольт Брехт первым исполнителем «Песни Единого фронта» видели только Эрнста Буша, специально для него и создали песню:


Примечание: ***** по уточнённым филофонистами данным, грампластинка Изабеллы Юрьевой с записью романса «Нищая» была издана в 1955-м, а не в 1938 году.

Выпуск 949 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 22 января 2005 года.



Выпуск 942Выпуск 975
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.