Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 897
(22 марта 2003 года)
-
Виктор Татарский: «Как-то во “Встрече...” речь шла о том (это было в связи с гибелью поэта и музыканта Игоря Сорина), что Православная церковь не отпевает самоубийц, хотя я не считаю, что Игорь намеренно покончил с собой. После этого печального разговора в эфире я получил письмо от Светланы Биричевской из города Красавино Вологодской области. И, так как сегодня - День поминовения усопших, я решил обратиться к этому письму». Автор письма: Светлана Биричевская, город Красавино, Вологодская область, «...Православная церковь даёт такую молитву за самоубийц через святых старцев: “Взыщи, Господи, погибшую душу (далее идёт имя), аще возможно есть, помилуй! Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя”. Эту молитву благословил совершать опытный в духовной жизни старец, оптинский иеромонах Лев одному из своих учеников за отца его. Другой оптинский старец отец Амвросий свидетельствовал в письме одной монахине: “Нам известны многие примеры, когда молитва переданная старцем Львом, оказывалось действительною перед Господом”, то есть достигала цели прошения - помилования самоубийцы. Ценность этого свидетельства неизмерима. Поэтому, прошу вас огласить в эфире и молитву, и отзыв отца Амвросия Оптинского, причисленного церковью к лику святых, о силе этой молитвы за самоубийц ради спасения души и Игоря Сорина, и многих тысяч несчастных усопших, лишённых по своему маловерию церковного поминовения. Пусть поможет вам Бог исполнить мою просьбу». «Из православных упокойных песнопений». Исполняет смешанный хор.
Упоминаемые персоны: Иеросхимонах Лев (в миру Лев Данилович Наголкин, 1768-1841, преподобный оптинский старец, основатель старчества в Оптиной пустыни, который ещё при жизни был почитаем за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения; автор письма приводит молитву преподобного Льва Оптинского об умершем без покаяния, которая может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах); Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812-1891, священнослужитель Русской православной церкви, иеросхимонах; почитался при жизни как старец; является прообразом старца Зосимы в романе Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы»; прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви).
-
Автор письма: Сергей Михневич, Зеленоград, Москва, «...в своём первом письме к вам я писал, что когда находился в реабилитационном центре, познакомился с замечательным человеком большой души и доброго сердца - Марией Николаевной Ключниковой. Несмотря на большую занятость, Мария Николаевна всегда была готова помочь, поддержать в трудную минуту. Кроме того, она оказалась на редкость интересным собеседником, мы с ней разговаривали о жизни, об искусстве, вспоминали и различные радиопередачи советского периода. Когда мама сказала, что я узнаю по звучанию оркестра, кто дирижирует - Силантьев или, допустим, Михайлов, Мария Николаевна рассказала, что как-то она слушала по радио, кажется, Третью симфонию Чайковского и просто не узнала её, настолько, мягко говоря, непривычно дирижёр трактовал это произведение. К большому сожалению, мы с тех пор не можем встретиться, потому что мне очень трудно куда-либо выбраться. Общаемся в основном по телефону, да иногда я пишу письма Марии Николаевне. Виктор Витальевич, прошу вас, передайте, пожалуйста, для Марии Николаевны Ключниковой что-нибудь из вокальных произведений Рахманинова. Было бы здорово, если б вы выполнили эту просьбу к 23 марта, к дню рождения Марии Николаевны». Виктор Татарский: «Серёжа, я знаю, что Мария Николаевна любит романс Рахманинова “О, не грусти” в исполнении Зары Долухановой. Я выполняю вашу просьбу с особым удовольствием, потому что хорошо знаю Марию Николаевну Ключникову или просто Машу, так как мы с ней 30 лет вели цикл радиопередач “Музыкальный глобус”. Кстати, именно её голос представляет меня и в начале “Встречи с песней”. Я не знаю более деликатного, мягкого, доброго человека, духовно-богатого. Машенька, с днём рождения! Здоровья, сил, радости и счастья дай вам Бог!». Романс «О, не грусти». Композитор Сергей Рахманинов. Поэт Алексей Апухтин. Исполняет Зара Долуханова. Партия фортепиано Александр Долуханян. Запись 1949 года. Виктор Татарский: «Это, видимо, тот самый Александр Павлович Долуханян, впоследствии известный композитор, автор многих хороших песен».
Упоминаемые персоны: Мария Николаевна Ключникова (постоянная соведущая Виктора Татарского с первого выпуска радиопередачи «Музыкальный глобус», с сентября 1967 года; с 1985 голос Марии Ключниковой, звучащий в заставке «Встречи с песней», открывает каждый выпуск передачи); Юрий Васильевич Силантьев (1919-1983, советский дирижёр, скрипач, композитор; народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола; с 1958 года Юрий Силантьев был художественным руководителем и главным дирижёром Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, возглавлял оркестр в течение 25 лет); Александр Георгиевич Михайлов (1937-1996 года, советский и российский дирижёр и композитор, лауреат Государственной премии СССР; с 1980 по 1990 год - художественный руководитель и главный дирижёр оркестра симфонической и эстрадной музыки Гостелерадио СССР, с 1991 по 1996 год - художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра российской государственной телерадиокомпании «Останкино»); Пётр Ильич Чайковский (1840-1893, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, наследие которого представлено разными жанрами: оперы, балеты, симфонии, романсы, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы; Пётр Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни); Александр Павлович Долуханян (Александр Долуханов, 1910-1968 года, армянский советский композитор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР; выпускник Тифлисской консерватории по классу фортепиано и композиции; в 1932 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс фортепиано Самария Савшинского), занимался там же в аспирантуре; с 1937 по 1939 годы - преподаватель по классу фортепиано и руководитель камерного ансамбля Ереванской консерватории, солист Ереванской филармонии, участвовал во многих фольклорных экспедициях по Армении, записал свыше двухсот народных песен; с 1940 года Александр Долуханян обучался Московской консерватории под руководством Николая Мясковского; в годы Великой Отечественной войны участвовал во фронтовых концертных бригадах; получил всесоюзную известность в послевоенное время как композитор и пианист; большую роль сыграл в творческом становлении своей супруги, Зары Александровны Долухановой, по воспоминаниям которой, Долуханян был «человек в высшей степени компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда убеждённый в своей правоте»).
-
Автор письма: Сергей Борисович Петров, город Ульяновск, «...позвольте напомнить, что 16 марта исполнилось 200 лет со дня рождения поэта Николая Михайловича Языкова, уроженца нашего Симбирска. На его стихи композиторы XIX века написали более 30 романсов, более других - Александр Алябьев, но ни одной звукозаписи произведений этого композитора на стихи Николая Языкова ни в фонотеке Государственного дома звукозаписи*, ни в Архиве фонодокументов* на 2-й Бауманской улице в Москве я обнаружить не смог. Быть может, Алябьевское общество** в последнее время восполнило этот пробел? Если нет, передайте, пожалуйста, какую-либо другую редкую фонограмму романса или песни на стихи Николая Языкова». Виктор Татарский: «Сергей Борисович, на стихотворение Николая Михайловича Языкова Александр Александрович Алябьев написал песню “Из страны, страны далёкой” - одной из любимых песен российского студенчества, стихи 1827 года. Запись этой песни имеется в гостелерадиофонде. Поёт хор ленинградских студентов». Песня «Из страны, страны далёкой». Композитор Александр Алябьев. Поэт Николай Языков. Исполняет хор Ленинградского электротехнического института имени Ульянова (Ленина) под руководством Александра Крылова. Запись 1972 года. 4 (16) марта 1803 года родился русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, именовавший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы» Николай Михайлович Языков. К 200-летию со дня рождения Николая Языкова (1803-1846).
-
Автор письма: Ираида Валерьевна Притчина, город Ахтубинск, Астраханская область, «...прошу вас найти и передать песню “В старом саду”. В прошлом году по телевидению я видела фильм “Ультиматум”***, выпуска 1999 года и вот в нём вдруг услышал знакомую мелодию и слова:
“Ветер вальс нам принёс.
Был он соткан из грёз.
И, склонясь к плечу, я с тобой лечу
В танце чудном, в вихре бурном...”
В конце фильма было написано “использованы популярные песни и романсы 1930-х - 1940-х годов”. Значит, эта песня не исчезла, существует её запись, фильм-то не старый, 1999 года... Когда-то в родительском доме у нас была такая пластинка и мы любили под нее танцевать». Песня «В старом саду». Композитор Оскар Строк. Поэты Анна Мануйлова и Серафима Степанова. Исполняет Зинаида Тарская. Симфонический оркестр Всесоюзного радио под управлением Алексея Ковалёва. Грампластинка 1946 года****. -
Автор письма: Алексей Леонидович Иванников, участник Великой Отечественной войны, посёлок Товарково, Калужская область, «...в начале 1948 года в последний раз слушал я по радио в исполнении Виктории Ивановой песенку, которая, кажется, называлась “Весёлая песенка”. Полвека почти ищу запись. Не нашёл. Если сможете разыскать, передайте, пожалуйста. Буду очень благодарен». Виктор Татарский: «Алексей Леонидович, авторы “Весёлой песенки” Зара Левина - композитор, стихи Геннадия Мамлина. Пожалуйста, вот её запись, поёт Виктория Иванова». «Весёлая песенка». Композитор Зара Левина. Поэт Геннадий Мамлин. Исполняет Виктория Иванова. Оркестр Московского театра эстрады под управлением Николая Минха.
-
Виктор Татарский: «В 883 выпуске “Встречи...” было письмо Владимира Александровича Перепёлкина из Троицка Московской области, он просил найти запись песни погибающего лётчика, где были такие слова:
“Так значит, амба. Так значит, крышка.
Любви моей последний час.
Любил тебя ещё мальчишкой,
Ещё сильней люблю сейчас” .
Тогда я сказал, что эта песня мне неизвестна и просил откликнуться наших слушателей, подсказать, что это может быть. Из писем узнал об этой песне совсем немного. Кто-то сообщал о том, что это фронтовой романс, другие писали, что в записи на пластинке этой песни не было, тем более в исполнении Ивана Скобцова, как утверждал автор первого письма. Помощник встречи Роман Пантелюс вскоре сообщил, что запись этой песни найдена в исполнении Бориса Рубашкина. Это, конечно, не первое исполнение. Певец-эмигрант воспроизводит знакомую когда-то песню в свойственной ему манере. Любая песня, которую он пытается исполнить, почему-то выглядит как плясовая, он совершенно не обращает внимание на содержание - на стихи. Так и здесь драматизм песни, её суть, в явном противоречии с формой, с исполнением её человеком, который, как мне кажется, просто не понимает, о чём поёт. Ну вот и несмотря на всё это, я решил всё же дать вам послушать в исполнении Бориса Рубашкина эту песню и прошу, если у кого-нибудь найдётся запись этой песни более соответствующая её смыслу и настроению, пришлите, пожалуйста». Песня «Семнадцать лет» («Пилот», «Мёртвая петля», «Пропеллер», «Лётчик», «Песня погибающего лётчика», «В семнадцать лет, ещё мальчишкой», «Они дружили друг с другом с детства»). Автор песни неизвестен. Исполняет Борис Рубашкин. Виктор Татарский: «Я ещё раз прошу: если у кого-нибудь есть запись этой песни более достойная, где исполнение более соответствует содержанию песни, чем то, что мы сейчас “имели удовольствие” с вами слушать, пришлите, пожалуйста, эту запись во “Встречу с песней”».Упоминаемая персона: Роман Анатольевич Пантелюс (1972 г.р., московский филофонист, многолетний помощник радиопередачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней»).
-
Автор письма: Ольга Николаевна, Москва, «...жизнь у всех сложилась по-разному. У кого-то внешне очень гладко - престижная работа, хорошая семья, но кто знает, какой ценой далось это благополучие, а по кому-то она, жизнь, проехалась асфальтовым катком. У Юлии Друниной есть такие строки:
“Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой -
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.
Не тянитесь к прошлому, не стоит -
Всё иным покажется сейчас...
Пусть навеки самое святое
Неизменным остаётся в нас”.
А я вот встретилась с первою любовью и не жалею. Такое, разве что в кино бывает, а со мной в жизни произошло. Знаете, в астрологии есть такое предсказание: на какой день недели падает день твоего рождения, таким этот год и получится. У меня в этом году он пришёлся на воскресенье. Управитель воскресенья - солнце, значит весь год буду счастливой». - «Да и дай Бог!», - В.Т., «Когда-то, зная, что ты уже женат, я пришла к твоим окнам и сказала: “Будь счастлив и живи долго-долго”. Может, это моё пожелание и помогло тебе выжить в горячих точках, когда уже мать похоронку получила?.. С моей бабушкой тоже такое было во время Отечественной: два или три раза получала на Ивана похоронки, а после них письма с фразой “Мама, не верь, я живой!” Пожалуй, эту передачу можно было бы назвать “Песня в моей судьбе”, но есть славное название “Встреча с песней”. Встреча. Слово-то какое! Удивлённое, словно шли два человека навстречу друг другу и сами не знали этого, шли и смотрели по сторонам, а потом посмотрели вперёд и увидели другого человека и в мозгу пронеслось: а ведь это к нему я шёл все эти годы. Дорогая моя “Встреча...”, у этого человека, его зовут Алексей Николаевич, день рождения. В самом конце 1970-х была такая песня “Обычная история” Юрия Саульского и Игоря Шаферана, пела София Ротару. Нет в песне ничего особенно, но когда слушаешь её, хочется жить». Песня «Обычная история». Композитор Юрий Саульский. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет София Ротару. Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Юрия Силантьева. Запись 1978 года.Упоминаемая персона: Юлия Владимировна Друнина (1924 (по некоторым сведениям, 1925)-1991, советская поэтесса; участница Великой Отечественной войны; лауреат Государственной премии РСФСР имени Максима Горького; член Союза писателей СССР, секретарь Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР; народный депутат СССР; автор письма приводит стихотворение Юлии Друниной «Не встречайтесь с первою любовью» целиком).
-
Виктор Татарский: «21 марта исполнилось 100 со дня рождения одного из самых любимых в нашей стране эстрадных певцов, начиная с 1930-х годов и в течение, пожалуй, полувека, Вадима Алексеевича Козина, чья жизнь и судьба в полной мере свидетельствуют о необычайном многообразии взаимоотношений тоталитарной власти и артиста, да и просто человека. Из 90 лет жизни, родившийся, живший, работавший в Петербурге, затем в Ленинграде Вадим Алексеевич был вынужден 50 лет провести “в гостях” на Колыме, в Находке и в Магадане, а звание Народного артиста, к которому он неоднократно был представлен уже в 1990-х годах, присвоено ему так и не было, Впрочем, он был им, пусть не де-юре, но де-факто. Из множества писем о Вадиме Алексеевиче Козине...» Автор письма: Надежда Николаевна Соколова, Москва, «...после войны мы с мужем уехали работать на Колыму, где и были 20 лет. В 1952 году к нам на рудник имени Белова приехала культбригада Маглага - Магаданского лагеря. Начальником рудника был мой муж. Мы собрались около клуба с женщинами рудника и вдруг ко мне подходит человек небольшого роста в сером пальто и в фуражке со сломанным козырьком и это при температуре в 52 градуса мороза, обращается ко мне, спрашивает: “Вы москвичка?” Я отвечаю: “Да, коренная москвичка”. У нас завязался интересный разговор. Он спросил: “Нравятся ли мне песни в исполнении Вадима Козина?” Я отвечала, что в его исполнении всё прекрасно и у меня большое количество пластинок. В это время дали звонок к началу концерта. Собеседник удалился. Подошёл ко мне мой муж и спрашивает: “Ты знаешь, с кем разговаривала?” Я отвечаю: “Наверное, это был кто-то из группы, которая приехала с концертом”. “Надюша, - говорит муж, - это был Вадим Козин...» Песня «Весеннее танго» («Забытое танго»). Композитор Вадим Козин, автор аранжировки Яков Хаскин. Поэт Сергей Стрижов. Исполняет Вадим Козин. Грампластинка 1940 года. 21 марта (3 апреля) 1903 года родился советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен Вадим Алексеевич Козин. К 100-летию со дня рождения Вадима Козина (1903-1994).
-
Автор письма: Зинаида Серафимовна Буркина, Москва, «...Элвис Пресли объявлен певцом столетия, как написано на “Золотом диске”, который я купила в Хельсинки. В 1984 году была в Софии. Там демонстрировался документальный фильм “Элвис” целый месяц при аншлагах. Болгария могла себе позволить купить и показать великолепный фильм об американском певце. Элвис погиб в 42 года, как Высоцкий... Элвис или Эйрон Пресли родился в 1935 году в городе Тьюпело, штат Миссисипи. В середине 1950-х годов он познакомился с полковником Томом Паркером, которому было суждено стать его постоянным менеджером. Лет через 20 полковник высказался об Элвисе, как мне кажется, с некоторой иронией подтекстом. Том Паркер сказал: “Когда я впервые познакомился с Элвисом, у него было на миллион долларов таланта, сейчас у него миллион долларов”...» Песня «Я желаю тебя, я нуждаюсь в тебе, я люблю тебя» (I want you, I need you, I love you). Авторы песни Морис Майзелс (Maurice Mysels) и Айра Козлофф (Ira Kosloff). Исполняет Элвис Пресли (Elvis Aaron Presley). Запись 1956 года.
Упоминаемые персоны: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев); Том Паркер (Tom Parker, 1909-1997, американский импресарио, менеджер Элвиса Пресли).
Примечание: * Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) - бывшее государственное предприятие, осуществлявшее техническую часть подготовки радиопередач и звукозаписи с 1936 по 2019 годы. Попытки сохранить прямое назначение Дома Радио, определённое Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией (ВГТРК) как «нерентабельный актив», успехом не увенчались. Российский государственный архив фонодокументов (
Примечание: ** зимой 1993 года в Алябьевском доме (дом в Москве по адресу Новинский бульвар, 7, в котором с 1843 года до самой смерти в 1851 году жил композитор Александр Александрович Алябьев) неким коммерческим обществом был организован вечер памяти композитора. Было основано Алябьевское общество и учёный совет. Общество обязалось поддерживать совет и отреставрировать дом. Оно честно заявило, что не будет воссоздавать интерьер дома в первоначальном виде, но сохранит планировку и отреставрирует большой бальный зал. В нескольких комнатах рядом должен был расположиться музей композитора, к его созданию хотел присоединиться Музей музыкальной культуры. Зал мог бы стать центром русской музыки первой трети XIX века, но... коммерческому обществу нужна была не культура, как таковая, а красивая рекламная акция с радио- и телепередачами. Дом был заброшен и в ночь с 28 на 29 апреля 1997 года подожжён (такова версия большинства), сгорев, в результате, до цокольного этажа и восстановлен не был.
Примечание: *** «Ультиматум» - российская комедия 1999 года режиссёра и сценариста Анатолия Эйрамджана, в финальных титрах которой указано: «В фильме использованы шлягеры 30-х - 40-х годов».
Примечание: **** песню «В старом саду» певица Зинаида Васильевна Тарская записала на грампластинку в послевоенном 1946 году, а не в 1939 году.
Выпуск 897 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 896 | Выпуск 898 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.