Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 854
(8 сентября 2001 года)
-
Виктор Татарский: «Сегодня, 8 сентября, горький памятный день в истории великого города на Неве. 60 лет назад, 8 сентября 1941 года, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Войска немецкой группы армий “Север” преодолели сопротивление наших войск и вышли к окраинам Ленинграда, отрезав город от тыла страны. Началось 900-дневное противостояние бойцов Ленинградского, Волховского фронтов и жителей города с фашистскими войсками. Трагедия Ленинграда не была похожа ни на одну из трагедий Отечественной войны. Блокадой были обречены на голодную смерть три миллиона человек. Одна треть их умерла, но не сдалась врагу. Александр Верт, корреспондент английской газеты “Санди таймс”, свидетель тех событий: “10 сентября 1941 года маршал Ворошилов, руководивший обороной города, считая, что всё потеряно, отправился на передовую в надежде быть убитым немцами. Но 11 сентября Сталин командировал в Ленинград генерала Жукова, и оборона города в короткий срок была полностью реорганизована. Несомненно, что именно за время недолгого командования Жукова фронт вокруг Ленинграда стабилизировался”. Невероятно, но песен о героях ленинградской блокады немного. Вероятно, это объясняется тем, что Верховный Главнокомандующий, а позднее – Герой Малой земли, не считали трагедию города на Неве достойной особого внимания. Мне, блокаднику, помимо известных песен “Ленинградская застольная” и “Ладога” (они не раз звучали во “Встрече...”) запомнилась ещё одна из первых песен периода блокады, написанная и исполненная в те дни в Ленинграде...» Песня «Бескозырка». Композитор Илья Жак. Поэт Никита Верховский*. Исполняет Павел Чекин (солист Центрального ансамбля Краснофлотской песни Военно-морского флота), джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского. Грампластинка записана в Ленинграде в 1942 году. 8 сентября 1941 года фашистские войска, имея превосходство в силах, вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. К 60-летию начала блокады Ленинграда.
Упоминаемые персоны: Александр Верт (Alexander Werth, 1901-1969, британский журналист, корреспондент газеты The Sunday Times и радиокомпании ВВС (с 1941 года по 1946 год), а также газеты Manchester Guardian (с 1946 года по 1948 год) в Советском Союзе); Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969, советский военный, государственный и партийный деятель, один из первых Маршалов Советского Союза; с 5 по 14 сентября 1941 года Климент Ворошилов был командующим войсками Ленинградского фронта); Георгий Константинович Жуков (1896-1974, советский полководец и государственный деятель, Маршал Советского Союза; приказом от 11 сентября 1941 года Георгий Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, сменив на этом посту Климента Ворошилова, за короткий срок сумел стабилизировать фронт вокруг Ленинграда).
-
Автор письма: Евгений Сергеевич, ветеран Великой Отечественной войны, Москва, Большая Пионерская улица, «...хорошо, что “Встреча...” не забывает классику и выдающихся исполнителей. Нам надоело всё то, что засоряет искусство и культуру. Хотелось бы надеяться, что среди выдающихся певцов в одной из ваших передач прозвучит голос чудесной певицы, ныне забытой, Ларисы Помпеевны Александровской. Помогите, пожалуйста, воскресить это доброе имя». Виктор Татарский: «Евгений Сергеевич, я помнил имя этой певицы, вернее - её редкое отчество: Помпеевна. Но голос её вспомнил лишь после того, как получил ваше письмо и послушал несколько записей, сохранившихся в Фонде радио. Народная артистка Советского Союза Лариса Александровская - одна из первых белорусских профессиональных певиц. С 1933 года она солистка, а впоследствии - главный режиссёр Белорусского оперного театра. Пела Кармен, Татьяну в “Онегине”, Любашу в “Царской невесте”, имела разнообразный концертный репертуар. Я послушал несколько записей и хочу вам предложить в исполнении Ларисы Помпеевны Александровской белорусскую народную песню “Перепёлочка”». Белорусская народная песня «Перепёлочка». Исполняет Лариса Александровская. Запись 1946 года.
-
Виктор Татарский: «Не так давно в “Литературной газете” было опубликовано письмо Лукмана Закирова из Казани. Я решил познакомить вас с этим письмом, так как речь идёт в нём о песне, которая во “Встрече...” ни разу не звучала и ещё потому, что с этой песней связана любопытная история. Вот отрывки из письма: “...как известно, Хрущёв не любил генералов и называл их в своём кругу «ненасытными утробами», потому что они готовы были съесть весь национальный доход страны без всякой жалости. Как раз в годы «хрущёвской оттепели» пришла к нам антивоенная, итальянская или французская, удачно переведённая на русский язык песня «Как хорошо быть генералом», за которую в сталинские времена застрелили бы не только певца, но и слушателей. Пел её молодой тогда ленинградский певец Эдуард Хиль, который, исполняя её иногда, уже после смещения Хрущева, получал за это от начальства замечания. Однажды Хиль исполнил эту песню по просьбе зрителей в зале Военной академии, где в первом ряду сидели маршалы да генералы. И, как только дошёл до язвительных для генералов слов «стану я точно генералом, если капрала переживу», первый ряд, а потом и остальные генералы, покинули помещение. Об этой истории Хиль молчал долгие годы и рассказал лишь недавно. Сейчас я тоже не слышу песню «Как хорошо быть генералом», и понятно: сегодня происходит настоящая «генерализация» страны, и вряд ли её передадут, если даже подать заявку. Я попытался найти текст песни, но нигде его не нашёл”. Ну, не знаю, происходит сейчас «генерализация» или нет, кажется, наоборот: командный состав армии сокращается. Автор этого письма явно сгущает краски, намекая на то, что эта песенка 1960-х годов чуть ли не запрещена. Дело просто в том, что она забыта, как и многие из давних песен. Кстати, Лукман, песня эта не итальянская и не французская - её авторы наши соотечественники, композитор Вадим Гамалия и поэт Михаил Танич, называется она “Строгий капрал”. В ней есть, правда, сеньоры и Мари - видимо, поэтому вам показалось, что она из Италии или Франции. Нет, это просто стилизация, или, точнее, имитация зарубежной шуточной песенки. И на что тут было обижаться генералам второй половины 1960-х годов, я, воля ваша, ну, никак не могу понять...». Песня «Строгий капрал» («Как хорошо быть генералом»). Композитор Вадим Гамалия. Поэт Михаил Танич. Исполняет Эдуард Хиль. Запись 1969 года.
Упоминаемая персона: Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971, советский государственный деятель; с 1953 по 1964 годы - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1958 по 1964 годы - Председатель Совета министров СССР, с 1956 по 1964 годы - Председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР; автор письма Лукман Закиров приводит известное ему, но не подтверждённое документально, высказывание Никиты Хрущёва в адрес советского генералитета).
-
Автор письма: Екатерина Николаевна Пантелеева, город Тверь, «...пишу по просьбе моей приятельницы Людмилы Михайловны Комаровой. Лет 40 назад находились мы с ней в одном родильном доме. В палате нас было трое, у всех родилось по дочке. К нашей соседке по палате приходили муж и дочка лет 4 или 5. Мы ещё не вставали, и поэтому не видели это существо, а только слышали её голосок - он звенел под окном, а однажды запел. Я эту песню не слышала никогда, ни до, ни после, там были такие слова:
“Посмотрела Наташа
На высокую рожь,
А куда ж ты, Наташа,
Куда ты идёшь?..”
Больше ничего не помню. Была ли такая песня, или это вымысел пятилетней девочки, Которую тоже, кстати, звали Наташей. Мы все тогда влюбились в эту Наташу, и в её песню, и в песенную Наташу. Так все три молодые мамаши назвали своих дочек Наташами». Виктор Татарский: «Замечательная история. Екатерина Николаевна, песня такая была в 1950-х годах. Называлась она “Наташа”, и сочинила её не та маленькая девочка Наташа, а авторы песни - композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Михаил Исаковский. 8 сентября уместно вспомнить эту песню, потому что сегодня именины Натальи, которые бывают один раз в году, так что давайте поздравим всех Наташ, кстати, “Наталья” в переводе с латинского “природная”, и послушаем песню, о которой шла речь в письме». Песня «Наташа». Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Людмила Грудина. Эстрадный оркестр Ленинградского радио под управлением Николая Минха. Запись 1951 года. 8 сентября день именин Натальи.Упоминаемая персона: Людмила Михайловна Комарова (приятельница Екатерины Пантелеевой, по просьбе которой Екатерина Николаевна написала во «Встречу...» о песне «Наташа»).
-
Автор письма: Алексей Татаров, город Жуковский, Московская область, «...я родился в 1987 году и поэтому ещё мало знаю передачу “Встреча с песней”. Хочется познакомиться с ней поближе, так как слушать я её начал только год назад, в сентябре 2000 года. Передайте, пожалуйста, песню в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко “Синий платочек” композитора Петербургского. Ну, а если не захотите исполнять во “Встрече...” именно эту песню, то пусть прозвучит любая песня в исполнении Шульженко, которая давно не исполнялась в передаче». Виктор Татарский: «Ну, вот, благодарю вас, Алёша, за предоставленную возможность выбора песни. “Синий платочек” не раз звучал во “Встрече...” и ещё будет звучать, а я стараюсь включать в передачу редкие записи и малоизвестные песни. Об одной из таких песен в исполнении Клавдии Шульженко вспоминает наш давний и верный слушатель Феликс Иванович Бабуков из Москвы, который, кстати, был в дружеских отношениях с Клавдией Ивановной в последние годы её жизни. Вот что он пишет: “...в этом году исполнилось 95 лет выдающейся эстрадной певице Клавдии Ивановне Шульженко...” Да, Феликс Иванович, в марте “Встреча...” отметила это событие. “Её имя вписано золотыми буквами в историю отечественной эстрады. Хотелось бы ещё раз услышать прекрасный личностный голос моей любимой певицы. Если вы найдёте запись песни «Не надо», буду вам благодарен”». Песня «Не надо». Композитор Юрий Владимиров. Поэт Борис Брянский. Исполняет Клавдия Шульженко. Запись 1956 года. К 95-летию со дня рождения эстрадной певицы и актрисы, участницы Великой Отечественной войны, народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984).
Упоминаемая персона: Ежи Петерсбурский (Jerzy Petersburski, Гарри Петербургский, Юрий Яковлевич Петерсбурский, 1895-1979, польский дирижёр и композитор, известный в СССР и России, прежде всего, как автор музыки вальса «Синий платочек» и танго «Утомлённое солнце»).
-
Автор письма: Виктор Егорович Устинов, Саратовская область, «...окончилась война, в 1946 году я был демобилизован, вернулся домой, отдохнул немного, в свободное время любил ходить в городской сад на танцы. Иногда танцевал, а то просто слушал хорошую танцевальную музыку. В то время была популярна мелодия в ритме фокстрота “Розамунда”. Прошло много лет, но я не могу забыть ту мелодию». Виктор Татарский: «Виктор Егорович, в конце 1930-х годов чешский композитор Яромир Вейвода написал польку “Жар любви”, которую впоследствии исполняли с различными вариантами слов, и один из них, наиболее известный, назывался “Розамунда”. В интервью нашей газете “Неделя” в 1980 году композитор сказал: “Я никак не предполагал, что моей полечке будет суждено обойти весь мир”. В Фонде сохранилась запись “Розамунды” в исполнении певца Леонида Заходника с оркестром Сергея Алдьянова». Полька-фокстрот «Розамунда» (Škoda lásky, Rosamunde). Композитор Яромир Вейвода (Jaromir Vejvoda). Исполняет Леонид Заходник. Оркестр «Беллаккорд» (Orķestris «Bellaccord»), дирижёр Сергей Алдьянов. Грампластинка 1940 года**.
-
Автор письма: Мария Александровна Сафонова, город Старый Оскол, Белгородская область, «...решила попросить и я вас о песне, которую однажды слышала. Она как бы и о моей жизни. В военном 1942 году познакомилась я с молодым лейтенантом. Между нами возникло робкое чувство, а потом и любовь, в которую мы поверили. Шли дни, месяцы войны, а мне шли дорогие треугольники с полевой почтой. Письма были полны любви, мечтами о конце войны, о нашей будущей жизни... Их было очень много, писем, более двухсот за военные годы. Оставалось несколько месяцев до конца войны, когда пришли вдруг горькие жестокие слова. Жизнь для меня на долгие годы потеряла смысл. Но потом мне пришлось эти дорогие письма предать огню - я это смогла. Но забвению предать это нельзя до конца моих дней. В песне, которую я слышала, были слова:
“...широкой лентой связаны
Хранились вы года,
Но приговор мой сказан -
Прощайте навсегда.”
Прошу вас, найдите эту песню. Может быть, её услышу не только я...» Песня-романс «Твои письма». Композитор Уолтер Дональдсон (Walter Donaldson), автор аранжировки Симон Каган. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Изабелла Юрьева. Фортепиано Симон Каган. Грампластинка 1939 года. 26 августа (7 сентября) 1899 родилась советская и российская эстрадная певица, исполнительница песен и романсов (контральто), народная артистка Российской Федерации Изабелла Даниловна Юрьева. К 102-й годовщине со дня рождения певицы (1899-2000). -
Автор письма: Надежда Митина, город Серпухов, Московская область, «...неделю назад было первое сентября. Вы, может быть, знаете, что есть газета с таким названием. Первый раз я взяла в руки подшивку “Первого сентября” несколько лет назад. С тех пор эта газета для меня - ощущение праздника, первых дней, новой страницы. “Первое сентября” - странная газета, в ней нет политики, светских сплетен, она не участвует в информационных войнах. Зато в ней есть любовь и сострадание, она как заповедник детства. С такой газетой хорошо отогреваться в душевную стужу. Для “Первого сентября” пишет мой любимый автор - Митя Шеваров. Те, кто читал “Комсомолку” в конце 1980-х - начале 1990-х, помнят “Митину любовь” - авторскую страничку Дмитрия Шеварова. Митя открыл мне Аксакова и Андерсена, Астрид Линдгрен и Николая Рубцова. Эти имена, конечно, были знакомы мне и раньше, просто читаю я их теперь по-другому - благодаря Мите. Помнится, чеховский герой сетовал, что не может читать современной литературы, оттого что она не отвечает трём требованиям: написанное должно быть умно, талантливо и благородно. Приложите эти слова к современной журналистике: умное и талантливое - есть, с благородством же, как и 100 лет назад, дела обстоят похуже. Но “Первое сентября” - газета умная, талантливая и благородная одновременно. Странно, но такое бывает. Для всех, кто делает и читает “Первое сентября”, пусть прозвучит песня Сергея Никитина». Виктор Татарский: «Я хочу от себя добавить, что недавно я прочитал книгу Дмитрия Шеварова, о котором пишет Надежда, книга эта называется “Жители травы”. Это рассказы, эссе, очерки, литературные путешествия, московское издательство “Воскресение”, 2000 год - прекрасная книга и советую вам с ней познакомиться». Песня «Непослушная мама». Композитор Сергей Никитин. Поэт Алан Милн (Alan Milne), автор перевода Самуил Маршак. Исполняют Татьяна Никитина и Сергей Никитин. Запись 1976 года. К Международному дню солидарности журналистов, отмечаемому ежегодно 8 сентября.
Упоминаемые персоны: Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859, русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист); Ханс Кристиан Андерсен (Hans Christian Andersen, Ганс Христиан Андерсен, 1805-1875, датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых); Астрид Анна Эмилия Линдгрен (Astrid Lindgren, 1907 г.р., шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей); Николай Михайлович Рубцов (1936-1971, советский, русский лирический поэт); Дмитрий Геннадьевич Шеваров (1962 г.р., российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, слушатель радиопередачи «Встреча с песней» с 5-летнего возраста, автор многих журнальных и газетных публикаций о «Встрече...» и её авторе и ведущем Викторе Витальевиче Татарском; Надежда Митина упоминает в письме Дмитрия Шеварова как любимого автора-публициста, работы которого помнит по газетам «Комсомольская правда» и «Первое сентября»).
-
Автор письма: Татьяна, город Новочебоксарск, Чувашская Республика, «...4 сентября исполнилось 3 года как от нас ушёл Игорь Сорин. Игорь был солистом группы “Иванушки”. Спасибо Игорю за чистоту и искренность его песен, за то, что он есть, хоть и не с нами. Что мы можем для него сделать... только помолиться. Я знаю, что церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством, но я не верю в эту версию - о самоубийстве. Я помню в вашей передаче письмо священника о Владимире Высоцком и помню слова его о том, что “Бог простил его за всё”. Я верю, что Игорь тоже прощён». Виктор Татарский: «Я тоже верю в это, Татьяна. Да и вообще, мне кажется, что к людям творческим, неординарным нельзя подходить с общими мерками. Игорь Сорин ведь был не просто участником группы “Иванушки” - он был поэтом. Поэтом в широком смысле слова. Его увлекали философские проблемы, связанные и с земной жизнью, и с возможным существованием иных миров, познать которые он стремился. И, может быть, этим и объясняется тот его шаг с балкона. Поёт Игорь Сорин». Песня «Тучи». Композитор Игорь Матвиенко. Поэт Александр Шаганов. Исполняет группа «Иванушки» («Иванушки International»): Игорь Сорин, Кирилл Андреев, Андрей Григорьев-Аполлонов. Запись 1996 года. 4 сентября 2001 года исполнилось 3 года со дня гибели советского и российского поэта, музыканта, артиста, солиста поп-группы «Иванушки International» Игоря Владимировича Сорина (1969-1998).
Упоминаемая персона: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев, Лауреат Государственной премии СССР (посмертно)).
Примечание: * автор стихов песни «Бескозырка» Никита Юрьевич Верховский (1903-1954) - поэт, переводчик, филолог, театральный критик, исследователь искусства. В начале Великой Отечественной войны Никита Верховский был призван на флот, заведовал литературной частью Центрального ансамбля Краснофлотской песни и пляски Военно-Морского флота СССР в Ленинграде.
Примечание: ** по уточнённой филофонистами информации, польку «Розамунда» Леонид Заходник записал на грампластинку фирмы Bellaccord Electro в 1940 году.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 854 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 853 | Выпуск 855 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.