RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 618
(3 июля 1992 года)



  1. Виктор Татарский: «3 июля 1942 года - 50 лет назад - после длительной героической обороны, наши войска оставили город Севастополь...» Автор письма: Надежда Владимировна Кислова, Севастополь, «...“воспоминанья тех минут пускай во мне, со мной умрут”*. Мне было 14 лет, когда началась война, будь она трижды проклята... С самого первого её дня с четырёх часов утра все ужасы её обрушились и на нас с мамой. В моём с детства любимом городе Севастополе в ночь на 22 июня 1941 года был разрушен квартал в районе улицы Подгорной, в том числе и наш дом. Стоны, крики обезумевших от страха людей. Я видела, как зверски бомбили наш прекрасный город, как погибали люди и море, “самое синее в мире”**, было смешано с кровью моряков... В разбитом и уже отрезанном от большой земли Севастополе всё время хотелось плакать и пить... 5 июня 1942 года под обстрелами, бомбёжками нас готовили к эвакуации на большую землю, грузили на баржу, которая везла нас к лидеру “Харьков”***, стоявшему недалеко от берегов Севастополя. Команда корабля, отбиваясь от немецких бомбардировщиков, находила время позаботиться о нас - поили водой, оказывали помощь. Сколько стоило сил капитану этого корабля пройти такой страшный путь, проскочить через ту огненную мясорубку и добраться до Новороссийска!.. Хочется через 50 лет поклониться в ноги защитникам Севастополя. В их честь пусть прозвучит “Заветный камень”. 3 июля 1942 года сдали Севастополь весь разбитый, мне было так жалко его, ну, как самого дорогого человека...» Песня «Заветный камень» («Черноморская легенда»). Композитор Борис Мокроусов. Поэт Александр Жаров. Исполняет Марк Рейзен. Ансамбль песни Всесоюзного Радио. Дирижёр Борис Александров. Запись 1948 года.

  2. Автор письма: Надежда Исаева, артистка Нижегородской филармонии, Нижний Новгород, 18 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения, а 4 июня - 20 лет со дня смерти замечательного человека и известного артиста Эммануила Каминки. Когда-то он приезжал и в Нижний Новгород со своими литературными программами. Многие помнят и ценят его мастерство и талант. В кулуарных разговорах как-то выяснилось, что Эммануил Исаакович любит музыку и особенно тончайшее исполнение на скрипке произведений Пабло Сарасате...» Автор письма: Регина Васильевна Алёшина****, артистка Московской филармонии, Москва, «...ещё немало людей, которые помнят этого артиста, помнят переполненные залы в разных городах страны, атмосферу праздника. Он читал Чехова и Шолом-Алейхема, Твена и Лондона, Бунина и Куприна. В его концертах было много юмора. Как говорил Марк Твен, “юмор - добродушная сторона правды”. Вот это и было главным в творчестве Каминки. Чтобы ни читал артист, он всегда оставался добрым, всё понимающим, мудрым собеседником. Что делалось с залом, когда он читал рассказ Твена “Режьте билеты!”, а когда заканчивался рассказал Шолом-Алейхема «У доктора», зал и смеялся, и плакал: “Доктор, я всю жизнь голодал и не знал, что это лекарство...” Я пишу “зал”, потому что на концертах Эммануила Исааковича не было отдельных зрителей, все были вместе!..». Песня «Цыганские напевы» (Zigeunerweisen, Gypsy Airs, Aires gitanos). Композитор Пабло де Сарасате (Pablo de Sarasate). Исполняет Леонид Коган (скрипка) и оркестр под управлением Александра Орлова. Запись 1946 года.

    Упоминаемые персоны: Эммануил Исаакович Каминка (1902-1972, советский артист, мастер художественного слова; заслуженный артист РСФСР, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса мастеров художественного чтения; за 40 лет работы на эстраде Эммануил Каминка подготовил 15 сольных программ, читал в концертах порядка 120 произведений; по воспоминаниям современников, обладал острым умом, а его эпиграммы на некоторых советских деятелей искусства «гуляли» по стране); Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, врач); Шолом-Алейхем (Соломон Наумович Рабинович, 1859-1916, еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской; писал также на иврите и на русском языке); Марк Твен (Mark Twain, 1835-1910 американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель, творчество которого охватывает множество жанров - юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие, и во всех этих жанрах Марк Твен неизменно занимает позицию гуманиста и демократа; крылатое изречение «humor is the good natured side of a truth» («юмор - это добродушная сторона правды» или «юмор - это добродушная сторона истины»), цитируемое в письме Регины Алёшиной, впервые было опубликовано в 1940 году в книге американского журналиста и юмориста Опи Персивальда Рида (Opie Percival Read) «Марк Твен и я.» (Mark Twain and I.), затем многократно издавалось в сборниках цитат Марка Твена); Джек Лондон (Jack London, 1876-1916, американский писатель и журналист, военный корреспондент, общественный деятель; приобрёл наибольшую известность как автор приключенческих рассказов и романов); Иван Алексеевич Бунин (1870-1953, русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года); Александр Иванович Куприн (1870-1938, русский писатель, переводчик).

  3. Автор письма: Пётр Фёдорович Марцафей, город Черкассы, Украина, «...а вот ведь, не смотря ни на что, ни на какие помехи, слушают “Встречу...” на Украине...» - «И не только слушают, но и пишут. За последнее время Украина обошла Москву и Питер по количеству интересных писем. Вот так господа-политики! Как писал Антон Павлович Чехов, “не извольте ль этот финик вам принять...”», - В.Т., «...я люблю “Встречу...” не только за то, что в ней совершенно неожиданно можно услышать песню, которую слушал и любил в начале жизни и которую забыл уже навсегда, но и за то, что “Встреча...”, вороша пласты прошедших лет, запускает внутренний механизм воспоминаний. И когда в тихий вечер перед закрытыми глазами начинает прокручиваться длинная кинолента былых встреч и страстей, молодеешь душой и то всгрустнёшь, то улыбнёшься чему-то, “вспомнишь и лица давно позабытые...”*****, но что интересно, вспоминаются не только выдающиеся, судьбоносные моменты жизни (они никогда и не забывались), но иногда бывает лента остановится на, казалось бы, рядовом, незначительном случае, но оставившем на сердце глубокую царапину... Первые послевоенные годы. Разруха. Весь мир окутан дымом человеческого горя, я, подросток, забежал зачем-то к тёте Гале, увидел на сундучке какую-то книгу, присел полистать. И вдруг тётя Галя как-то всхлипнула прерывисто, вздохнула и бросилась к окну, потом перебежала ко второму окну, мокрыми от слёз глазами следила за кем-то на улице, а там неспеша, с двумя розочками в руке шёл парень в гимнастерке, видно из демобилизованных. Плечи тёти Гали задёргались от тихого рыдания, я быстро выскользнул во двор, а там, не помню, то ли из громкоговорителя, то ли из соседского окна звучала песня, она заставила меня вздрогнуть. Песня была о том, что я только что видел:
    “Разве брови мои,
    Разве очи мои
    Не черней, чем у ней,
    У подруги твоей...”

    Звучали слова песни... Помню, тоскливо сжалось сердце и я, чтобы не разреветься, побежал гонять голубей... А тёте Гале было тогда 22 или 23 года. Только позже я понял, как она была красива - стройная, чернокосая, черноглазая украинка и только через годы я понял значимость и трагизм увиденной тогда сцены. В конце войны на одного парня-жениха приходилось 40 таких вот молодых, красивых, как она и только одной из 40 улыбалось счастье выйти замуж, а 39 оставались без любви, без радости материнства... Бурный водоворот экспедиционной жизни, где только не носил меня. Включал приёмник, то где-то в Чукотской тундре, то в Прибайкальской тайге, то в горах Сихотэ-Алиня, но ни разу за многие годы не слышал эту песню, хотя всегда вслушивался и ждал. Удивительное забвенье... Удивительно похожи судьбы людей на судьбы созданных ими песен. Эта песня ушла вместе с поколением, которое создало и отстрадало её. Хочется, чтобы прозвучала эта непритязательная, простая, как судьба деревенской девушки, песенка для тех женщин, кому в конце войны было 20. Виктор Витальевич, чтобы было легче искать, подскажу: эта песенка 1940-х годов “У рябины”, композитор Новиков»
    . Виктор Татарский: «Да, Пётр Фёдорович, “У рябины” называется памятная вам песня, но не Новиков автор её музыки, а Носов. Георгий Носов, стихи Александра Чуркина. Пела её Зоя Рождественская...»
    . Песня «У рябины» («Над широкой рекой»). Композитор Георгий Носов. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Зоя Рождественская. Джаз-оркестр Ленинградского радио, дирижёр Николай Минх. Запись 1948 года.

    Упоминаемая персона: Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, врач; «не угодно ль этот финик вам принять...» - фраза из пьесы 1900 года «Три сестры»).

  4. Автор письма: Олег Дмитриевич Булошкин, Москва, «Дорогая и любимая наша “Встреча с песней”! Пишет вам уроженец Москвы Олег Дмитриевич Булошкин. Я с рождения абсолютно незрячий человек и ваша передача с её возникновением была и остаётся самым важным моментом в моей нелёгкой жизни. Мне иногда приходится из писем, что вам адресуются, слышать: одному не хочется жить, другой близок к самоубийству, третий испытывает непосильные материальные трудности... А что же тогда говорить обо мне? Я родился в 1935 году даже без светоощущения, учился в школе-интернате для слепых детей. Уже в детстве у меня появилась тяга к музыке. После школы поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных и с отличием его закончил, затем поступил в институт на историко-теоретическое отделение, которое также закончил с одной четвёркой. Я не понимаю полноценных зрячих людей, которые сетуют на жизнь и сетуют только потому, что не могут жить без мяса и колбасы. Я же ел картофельные очистки, которые сдирал на ощупь с мороженной картошки. Мне также пришлось много страдать и терпеть, но, я выжил, получил высшее образование и стал композитором и музыковедом. Почему-то зрячие люди считают нас за людей низшего класса, а ведь среди незрячих есть кандидаты и доктора наук...». - «Олег Дмитриевич, не надо о всех. Так могут считать только совсем уж бездушные, чёрствые люди», - В.Т., «Я написал книгу “Электронная музыка и её значение в мировой музыкальной культуре”. Это плот моего десятилетнего труда. Я уже почти потерял надежду встретить друга жизни и вдруг случайный мой телефонный звонок в 45 лет - искал переписчицу нот, а нашёл друга жизни и какого! Сам Бог за моё терпение послал мне чудесного, добрейшего, музыкального человека, мою Ритушку. По образованию она дирижёр-хоровик. Родившись в нищете, она также прошла через огромные трудности. И сейчас, живя на скромную пенсию, мы ни в коем разе не обижаемся на плохую жизнь. Жизнь удивительно прекрасна. Мы сами себе создаём трудные условия, не желая трудиться и впитывать в себя прекрасное. А теперь мне, незрячему человеку хочется обратиться ко всем полноценным, зрячим людям. Несите добро людям и в вашем доме будет тепло и сытно. Делитесь с людьми - последнюю копейку и последний кусок и вы не заметите, как к вам неожиданно придёт счастье. Не надо скулить, не надо хныкать, обо вы давите этим на психику себе и другим. А надо браться за дело, ведь годы летят... Уважаемый Виктор Витальевич, поскольку мы и шутники, и любим жизнь, то просим вас, передайте, пожалуйста, песню из репертуара Леонида Утёсова - песню на стихи Беранже “Четыре капуцина”. Будьте здоровы и счастливы. С уважением к вам, наша дружная музыкальная московская семья. Если кто-то из слушателей “Встречи с песней” захочет пообщаться с нами, ради Бога, будем рады. Наш телефон в Москве (далее автор передачи называет номер телефона радиослушателя). Олег Дмитриевич Булошкин и его супруга Маргарита Павловна». Виктор Татарский: «В традициях нашей передачи поддерживать друг друга, и я уверен в том, что многие участники “Встречи...” позвонят по этому телефону. Ну, пожалуйста, после окончания передачи, послушаем её. Итак, “Четыре капуцина” Пьера Беранже. Леонид Утёсов и его джаз...» Песня «Четыре капуцина». Композитор Иван Шишов. Поэт Пьер жан Беранже (Pierre-Jean de Beranger), автор русского текста Ярослав Родионов. Исполняет Леонид Утёсов. Концертная запись 1950-х годов.

  5. Автор письма: Геннадий Викторович Буланцев, деревня Выскатка, Ленинградская область, «...“Встреча с песней”, у меня есть просьба. На мои ошибки - ноль внимания, а на мою просьбу - все сто». - «Да будет так», - В.Т., «Хотя образование моё 9 классов, грамотей я такой, как 9-летний ребёнок». - «Но это, смотря какой ребёнок», - В.Т., «Слушаю я передачу и каждый раз удивляюсь, что вы очень серьёзная передача. Вы находите такие такие песни, что и не снилось. Вот я тоже подумал, может быть, и эта песня всё-таки существует или мне только кажется. Во всяком случае, это было очень давно, времена эти точными годами датировать не берусь, только помню, что это было в то время, когда повсюду сеяли кукурузу. Мы бегали по этим полям и она...» - «Кукуруза, видимо», - В.Т., «...казалась нам лесом. Вот тогда я услышал эту песню. Слова в ней такие:
    “Если судьба от тебя отвернётся,
    Песенку эту ты вспомни тогда.
    Эй, рула-тэ, рула-тэ, рула-ла-ла...”

    Раньше я помнил слов побольше, но, сев писать письмо, понял, что скоро совсем её забуду. Найдите её. Наверное, она и есть. Не могло мне это присниться, чтобы я так долго помнил этот сон»
    . Виктор Татарский: «Дивный сон... Геннадий Викторович, была такая песня. Правда, к “царице полей”****** она никакого отношения не имеет, но времена те, “кукурузные”. Она давно не звучала по радио, потому что плёнка с её записью куда-то затерялась. Гелена Марцелиевна Великанова, она пела песню, любезно помогла восстановить запись “Рулатэ” - финской шуточной песни, популярной у нас в 1960-е - 1970-е годы»
    . Финская народная песня «Рулатэ» («Эй, Рулатэ»). Автор музыкальной обработки Оскар Фельцман. Автор русского текста Владимир Войнович. Исполняет Гелена Великанова. Запись 1960 года.

  6. Автор письма: Александр Крастошевский, 14 лет, Москва, «...в июле 1969 года погиб талантливый гитарист, один из основателей и вдохновителей группы “Роллинг Стоунз” Брайан Джонс. Он погиб из-за наркотиков, от которых затем погибли талантливейшие музыканты Джими Хендрикс, Дженис Джоплин. Это были лучшие из лучших героев рок-н-ролла. Теперь, более 20 лет спустя, их трагедия уже почти незаметна на фоне бесконечных сиюминутных проблем, но вместе с ними умерла подлинная рок-музыка - музыка, шедшая от самого сердца, музыка неподдельная, искренняя. Человек по имени Брайан Джонс был большим безумцем, однако это гораздо лучше, чем быть существом со льдинкой внутри. Возможно, я не стал подобным существом именно благодаря им, тем титанам, которые держали на плечах своих этот огромный небесный свод с коротким и хлестким названием рок. Что ж, пусть кто-то ухмыльнётся про себя или зло прошипит, что, мол, рок-н-ролл уж умер. На это я хочу ответить только одно: рок-н-ролл умер, да здравствует рок-н-ролл! Прошли лихие 1960-е, наступили 1990-е, но очень часто меня вдруг начинает мучить ностальгия по тем ушедшим золотым временам, которые я не застал...». Песня «Маленький грошик» (Little ole dime). Автор музыки и стихов Джим Кэрролл (Jim Carroll). Исполняет Джим Ривз (Jim Reeves)*******. Запись 1963 года. 3 июля 1969 года ушёл из жизни основатель, гитарист, мультиинструменталист и бэк-вокалист британской рок-группы The Rolling Stones Льюис Брайан Хопкин Джонс (Lewis Brian Hopkin Jones). Памяти Брайана Джонса (1942-1969).

    Упоминаемые персоны: Джеймс Маршалл (Джими) Хендрикс (James Marshall (Jimi) Hendrix, 1942-1970, американский гитарист-виртуоз, певец и композитор: признан одним из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рок-музыки, которого ещё при жизни называли феноменом и гением; Джимми Хендрикс открыл «бесконечный источник возможностей нового звучания», расширил «диапазон и словарь электрогитары, словно изменив лицо рок-музыки»); Дженис Лин Джоплин (Janis Lyn Joplin, 1943-1970, американская рок-певица, выпустившая только четыре студийных альбома (один из которых — посмертный релиз), считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки).

  7. Автор письма: Наталья Литвинова, город Чита, «Уважаемый, дорогой представитель Российской государственной телерадиовещательной компании “Останкино”. Я вас очень люблю, но нет у меня пары сотен миллионов в СКВ******** для выкупа “Встречи с песней” вместе с 12-й студией, временем эфира, аппаратурой, музфондом, оператором, редактором и, главное, автором и ведущим “Встречи...” Жаль до слёз, что нет и какого-нибудь прибыльного дела, дающего свободный капитал, который, ради любви к искусству и народу, я могла бы пожертвовать любимому радио. В цивилизованном государстве дивиденды радио - это хорошее настроение, улучшение самочувствия, усиление работоспособности, производительности труда слушателей, что в конечном итоге и даёт государству прибыли по всем сферам производства, и поэтому именно государство кровно заинтересовано в поднятие культурного уровня своей паствы посредством содержания радио, но то в цивилизованном государстве. А что мы видим у нас? Как понять в полунищей стране “акция на радио: изыскивайте собственные средства на увеличение зарплаты своих работников”. Это в бюджетной-то организации? Печатать денежные знаки или грабить?..» - «Мне долго не хотелось, да и сейчас, честно говоря, не хочется говорить о проблеме, о которой идёт речь в этом письме. Но... “à la guerre comme à la guerre” - “на войне, как на войне”, придётся. Нашей с вами “Встрече с песней” нужен спонсор - организация, совместное предприятие, юридическое лицо - спонсор, который был бы заинтересован в сохранении этой передачи и которому, в свою очередь, передача наша была бы полезна (далее Виктор Татарский называет контактные номера телефонов и почтовый адрес “Встречи с песней”). Возвращаюсь к письму Натальи Литвиновой из Читы, которое читал», - В.Т., «...в последнее время стала замечать, что “Встреча с песней” напоминает одну песню - песню Александра Дольского “1825, Тринадцатое декабря”, посвящается декабристам в исполнении Жанны Бичевской. Как там?.. Вечер, круг друзей, юные глаза и юные души, музыка и пляска огня в камине, нежность и печаль и предчувствие божественной миссии и направляющей руки судьбы:
    “Сегодня, или никогда!
    Настал последний вечер,
    ах, князь, кончайте речи,
    закройте шторы, господа,
    поставьте ярче свечи.
    Забудем в этой тишине
    доносы и обиды,
    пока мы не убиты,
    пока мы не забыты.
    Ах, князь, гитару мне...”
    »
    .
    Песня «1825, Тринадцатое декабря». Автор музыки и стихов Александр Дольский. Исполняет Жанна Бичевская.

Примечание: * цитата из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», написанной в 1838 - 1839 годах:
“Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут”
.

Примечание: ** цитата из стихотворения Михаила Львовича Матусовского «Чёрное море моё» - одноимённой песни композитора Оскара Борисовича Фельцмана:
“Самое синее в мире
Чёрное море мое...”

Примечание: *** лидер эскадренных миноносцев проекта 1 «Харьков», построенный в 1934 году для советского Военно-Морского флота и введённый в эксплуатацию в 1938 году. Лидер «Харьков» участвовал в боях в составе Черноморского флота во время Великой Отечественной войны. Потоплен в 1943 году.

Примечание: **** заслуженный работник культуры Российской Федерации Регина Васильевна Алёшина родилась в 1938 году. В 1963 году окончила театральную студию при Кемеровском драматическом театре. С 1964 года Регина Алёшина актриса Забайкальского театра драмы. Работала в театрах Кемерова и Барнаула, а в 1968 году начала работать в Московской филармонии - сначала ведущей концертов, затем в жанре художественного слова - артистка литературно-чтецкого отдела Концертного объединения федерального государственного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония».

Примечание: ***** строка из стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге», более известного, как романс «Утро туманное...»

Примечание: ****** «царица полей» - неофициальное прозвище кукурузы во времена Кукурузной кампании в Советском Союзе в 1950-е - 1960-е годы.

Примечание: ******* американский исполнитель в жанрах кантри, поп, автор песен и музыкант Джим Ривз (Jim Travis Reeves) был широко известен в 1950-е - 1960-е годы, член Зала славы и музея кантри и Зала славы музыки кантри в Техасе. Песня Little ole dime, прозвучавшая в передаче, впервые была издана в 1963 году на сольной грампластинке Джима Ривза Good 'N' Country.

Примечание: * СКВ - свободно конвертируемая (обратимая) валюта, то есть, валюта, для которой нет ограничений по совершению валютных операций, причём как по текущим платежам, так и по операциям, связанным с движением капитала. В России аббревиатура «СКВ» имела широкое распространение в обиходе в 1990-е годы.

Выпуск 618 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире общероссийской радиостанции «Радио 1» 3 июля 1992 года. Архивная аудиозапись, сохранившаяся, к сожалению, не в полном объёме, любезно предоставлена веб-архиву сайтом «Старое радио».



Выпуск 550Выпуск 638
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.