Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Олег Дмитриевич Булошкин
(Москва)
Один из пионеров советской электронной музыки, композитор и дирижёр, музыковед и преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин Олег Булошкин родился 12 ноября 1935 года в Москве. Олег Дмитриевич обладал абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Уже к семи годам он самостоятельно научился играть на фортепиано и аккордеоне.
Письмо Олега Булошкина Виктор Татарский прочитал 3 июля 1992 года в 618 выпуске «Встречи с песней»:
«Дорогая и любимая наша “Встреча с песней”! Пишет вам уроженец Москвы Олег Дмитриевич Булошкин. Я с рождения абсолютно незрячий человек и ваша передача с её возникновением была и остаётся самым важным моментом в моей нелёгкой жизни. Мне иногда приходится из писем, что вам адресуются, слышать: одному не хочется жить, другой близок к самоубийству, третий испытывает непосильные материальные трудности... А что же тогда говорить обо мне? Я родился в 1935 году даже без светоощущения, учился в школе-интернате для слепых детей. Уже в детстве у меня появилась тяга к музыке. После школы поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных и с отличием его закончил, затем поступил в институт на историко-теоретическое отделение, которое также закончил с одной четвёркой. Я не понимаю полноценных зрячих людей, которые сетуют на жизнь и сетуют только потому, что не могут жить без мяса и колбасы. Я же ел картофельные очистки, которые сдирал на ощупь с мороженной картошки. Мне также пришлось много страдать и терпеть, но, я выжил, получил высшее образование и стал композитором и музыковедом. Почему-то зрячие люди считают нас за людей низшего класса, а ведь среди незрячих есть кандидаты и доктора наук...». - «Олег Дмитриевич, не надо о всех. Так могут считать только совсем уж бездушные, чёрствые люди», - В.Т., «Я написал книгу “Электронная музыка и её значение в мировой музыкальной культуре”. Это плот моего десятилетнего труда. Я уже почти потерял надежду встретить друга жизни и вдруг случайный мой телефонный звонок в 45 лет - искал переписчицу нот, а нашёл друга жизни и какого! Сам Бог за моё терпение послал мне чудесного, добрейшего, музыкального человека, мою Ритушку. По образованию она дирижёр-хоровик. Родившись в нищете, она также прошла через огромные трудности. И сейчас, живя на скромную пенсию, мы ни в коем разе не обижаемся на плохую жизнь. Жизнь удивительно прекрасна. Мы сами себе создаём трудные условия, не желая трудиться и впитывать в себя прекрасное. А теперь мне, незрячему человеку хочется обратиться ко всем полноценным, зрячим людям. Несите добро людям и в вашем доме будет тепло и сытно. Делитесь с людьми - последнюю копейку и последний кусок и вы не заметите, как к вам неожиданно придёт счастье. Не надо скулить, не надо хныкать, обо вы давите этим на психику себе и другим. А надо браться за дело, ведь годы летят... Уважаемый Виктор Витальевич, поскольку мы и шутники, и любим жизнь, то просим вас, передайте, пожалуйста, песню из репертуара Леонида Утёсова - песню на стихи Беранже “Четыре капуцина”. Будьте здоровы и счастливы. С уважением к вам, наша дружная музыкальная московская семья. Если кто-то из слушателей “Встречи с песней” захочет пообщаться с нами, ради Бога, будем рады. Наш телефон в Москве (далее автор передачи называет номер телефона радиослушателя). Олег Дмитриевич Булошкин и его супруга Маргарита Павловна».
В 1945 году Олег Булошкин поступил в Московский институт слепых (с 1948 года это знаменитая Московская средняя школа-интернат №1 для слепых детей), где успешно занимался в музыкальном кружке по классу баяна и аккордеона. А в 1956 году Олега приняли в музыкальное училище имени Гнесиных, которое он окончил в 1960 году. И в том же году стал студентом историко-теоретико-композиторского факультета Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
С 1965 по 1967 год работал пианистом, аккордеонистом и аккомпаниатором хореографического кружка в клубе Военной академии бронетанковых войск, а следующие три года - в клубе типографии издательства «Известия». В этот период Олег Дмитриевич не только писал песни и инструментальную музыку, но и увлёкся новым направлением - музыкой электронной, изучая возможности синтезатора «АНС».
Синтезатор «АНС» - фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, один из первых в мире фото-оптических многоголосных музыкальных синтезаторов, сконструированный советским инженером и изобретателем Евгением Александровичем Мурзиным, основателем Московской экспериментальной студии электронной музыки (МЭСЭМ), располагавшейся на первом этаже музея-квартиры имени Скрябина.
Уникальный оптоэлектронный микротональный аппарат Евгений Мурзин строил 10 лет, в свободное время и на свои деньги, в комнате коммунальной квартиры. Рабочая модель была завершена в 1958 году, а год спустя Евгений Александрович получил авторское свидетельство на изобретение, названное аббревиатурой в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Синтезатор «АНС» имеет диапазон в 10 октав с разрешением 72 тона на октаву, сотни электронных ламп, десятки тысяч точек пайки...
«Таинство»
(Олег Булошкин)
Принцип действия синтезатора основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука. Здесь этот метод применяется для генерирования звука и записи музыкальной партитуры. «АНС» содержит 5 прозрачных вращающихся дисков с нанесённым на них рисунком, который подобран таким образом, что при прохождении света через диски образуется 720 областей и в каждой свет модулируется с увеличивающейся частотой. Таким образом генерируется 720 уникальных звуковых волн. «АНС» не имеет клавиатуры. Музыкальное произведение для него должно быть подготовлено заранее и воспроизводится автоматически. Запись выполняется на прозрачной пластине, покрытой краской, рисунок на которой, по сути, является спектрограммой звука (с помощью резца часть краски с пластины удаляется и создаются просветы). При воспроизведении, световой поток, модулированный с помощью дисков, проходит через щель, ограничивающую участок партитуры, направляется сквозь пластину и улавливается фотоэлементами. Положение просвета в пластине определяет высоту, а ширина - громкость звука.
В 1960-е - 1970-е годы «АНС» часто использовался для записи саундтреков к художественным, документальных фильмам на модную тогда «космическую» тематику, в мультипликации. Новаторские не только по звучанию, но и в плане создания музыкальные произведения на синтезаторе «АНС» писали, помимо Олега Булошкина, Эдуард Артемьев, Александр Немтин, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Альфред Шнитке, Шандор Каллош, Владимир Мартынов, Юрий Богданов, Станислав Крейчи - первопроходцы электронной музыки в СССР.
С 1970 по 1979 год Олег Булошкин был внештатным сотрудником в экспериментальной студии музыки при музее Александра Скрябина. C 1973 по 1981 год работал в клубе учебно-производственного предприятия №4 Московского городского правления Всероссийского общества слепых (ВОС) - сначала аккомпаниатором хора, а затем руководителем вокально-инструментального ансамбля. С 1981 года Олег Дмитриевич - дирижёр вокально-инструментального ансамбля в Центральном доме культуры ВОС.
Олег Дмитриевич Булошкин скончался 8 июля 1999 года.
8 июля 2000 года, в первую годовщину ухода музыканта и композитора из жизни, 821 выпуск «Встречи с песней» открывался кадром, посвящённым памяти Олега Булошкина. Виктор Татарский читал строки из писем Анны Степановой, радиослушательницы из Новокузнецка и Маргариты Седовой из Москвы, вдовы Олега Дмитриевича.
Анна Яковлевна Степанова: «...некоторое время назад в передаче “Радио России”, которую вела Вера Соколовская, я услышала благодарные слова в ваш адрес, вы помогли найти песню, музыку к которой написал слепой музыкант Олег... простите, не запомнила фамилии. О нелёгкой судьбе композитора поведали его вдова и ведущая передачи. Исполнил эту песню Лев Лещенко. Как это было красиво!» <...>
Маргарита Павловна Седова: «...8 июля прошлого года ушёл из жизни замечательный человек Олег Дмитриевич Булошкин - композитор, музыковед. Он был светлой душой нашего домашнего очага. Много лет Олег Дмитриевич работал в студии электронной музыки, что находилась в подвале Скрябинского музея. Машина, которую он изучил, под названием “АНС”, видимо, Александр Николаевич Скрябин, позволила композитору рисовать свои произведения - творить музыку, минуя ноты и оркестр. И это всё делал незрячий с рождения человек. Олег Дмитриевич работал над книгой под названием “Электронная музыка и её значение в мировой музыкальной культуре”. Надеемся, что она выйдет в свет...».
К сожалению, книга Олега Булошкина “Электронная музыка и её значение в мировой музыкальной культуре”, так и осталась в рукописном варианте. В экономически трудные 1990-е годы издать её Олег Дмитриевич не смог, не удалось сделать это и вдове композитора... А запись 1971 года на синтезаторе «АНС» самой известной электронной пьесы Олега Булошкина «Таинство» продолжает переиздаваться, как в оригинальной версии, так и, например, в ремиксах ди-джеев и музыкантов из Англии (Vester Koza) и Новой Зеландии (Gydja).
При подготовке страницы об Олеге Дмитриевиче Булошкине, использованы материалы из открытых источников Интернета.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.