Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 807
(8 января 2000 года)
-
Виктор Татарский: «Из писем к Рождеству Христову...» Автор письма: Валентин Александрович Смирнов, город Ковров, Владимирская область, «...я учился в Московском энергетическом институте, увлекался спортом, рисованием, литературой... Не берусь сформулировать, почему я решил написать вам. Есть вещи, которые мне очень дороги. Мне показалось, что и вы к ним неравнодушны. Я имею в виду, прежде всего, духовные ценности, добрые традиции и родной язык. Младенцем я был крещён в Русской православной церкви, но сознательно переступил порог храма только в 45-летнем возрасте. В течение 12 лет был на клиросе, пел. Недавно для меня оказались откровением события, происходившие в XVII веке при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне. Я понял, что моё место среди тех, кто не пошёл за Никоном - среди тех, кто считает, что священство прекратило своё существование с 1666 года. С тех пор нас называют старообрядцами или староверами, но даже Солженицын считает, что, поскольку мы не меняли ничего из того, что принял из Византии в 988 году Святой благоверный князь Владимир, мы как были, так и остались православными и по названию, и по сути. Мудрые люди говорят, что в наше время всё, что может происходить, уже произошло, всё, что можно написать, написано, всё, что можно сказать, сказано. Однако немногие наши вожди, пастыри имеют склонность к анализу событий вчерашнего дня, прошлого столетия, тем более тысячелетия и ведут нас не лучшими из пройденных дорог. В настоящее время самым важным считаю высказывание известного философа: “Я знаю, что я ничего не знаю”*. Нельзя ориентироваться только на собственный разум. Земля, Вселенная, разумные существа не могли появиться случайно, из чего-то, неизвестно откуда взявшегося. Такая сложность, бесконечность, взаимосвязь, логика, красота и непостижимость, по силе только всесильному Творцу. Большинство учёных были глубоко верующими. И сегодня большинство серьёзных учёных считает неверие элементарной безграмотностью... Что такое грех? Преступление закона Божия. Согрешает ли верующий? Да. Чем же отличается верующий от неверующего? Верующий очертил для себя круг - есть грехи, которые он ни при каких обстоятельствах не совершит или не повторит. Этот круг мучает его, не даёт ему покоя. Он постоянно стремится его сократить. Для неверующего границ греха не существует. Да в его лексиконе и нет таких слов: грех, преступление. Ради собственной выгоды он готов обмануть, предать, ограбить, убить, развязать войну... Иисус Христос, объясняя людям, что есть Царствие небесное, говорил притчами. Я слышал интересную притчу. Она не евангельская, но может заставить задуматься. Спорят два человека. Один утверждает одно, другой - совершенно противоположное. Обращаются к третьему, чтобы тот рассудил. Он выслушал первого, говорит: “Ты прав”. Второй горячо высказал свои доводы, судья говорит: “И ты прав”. Стоящий рядом четвёртый человек возмущается: “Не могут быть правы два человека, утверждающие противоположное!”. “И ты прав”, - говорит ему судья. Я иногда думаю, что бы я ответил на вопрос “верующий ли ты?” Из скромности ответить “нет”, означает отречься, сказать “да”, но почему же я делаю то, что делать не следует и не делаю то, что я обязан делать? И что нужно делать, а что нельзя? Нужно делать то, что угодно Богу и нельзя делать того, что ему не угодно. А что же угодно Богу? Пост, молитва, исполнение его заповедей? Так что же тогда получается, наука, искусство, музыка, танцы, песни, спорт, книги, театр, вино и страстное стремление двух молодых сердец друг другу, всё под запретом? Не знаю. Можно не сомневаться, что первое произнесённое первым человеком слово было обращено к Богу, что первое песнопение первого человека было посвящено Богу. И это был только лишь человеческий голос, без какого бы то ни было музыкального сопровождения... Земная жизнь - это постоянная борьба добра со злом. Зло победить можно только добром! Было бы хорошо, если бы люди, желающие и способные творить добро, с божией помощью объединились - вражья сила одолевает...». Рождественское песнопение «А вчера с вечора». Исполняет Екатерина Зотова. 7 января Рождество Христово - христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Святой Троицы) - Иисуса Христа. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост. День непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником. После Рождества Христова наступает период святок.
Упоминаемые персоны: Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676, второй русский царь из династии Романовых (годы царствования 1645 - 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии; заметным событием правления Алексея Михайловича стал раскол в Русской православной церкви, в котором царь поддержал усилия патриарха Никона по пересмотру русских богослужебных книг и некоторых обрядов, в течение предыдущего столетия отошедших от греческих образцов); Патриарх Никон (1605-1681, московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх», имел титул «Великого Государя»; церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой, вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества; в 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены); Александр Исаевич Солженицын (1918 г.р., русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года; с 1945 по 1953 год - заключённый ГУЛАГа); Владимир Ярославич (1020-1052, князь новгородский, сын великого князя Ярослава Мудрого и Ингигерды (в православной транскрипции Ирины), дочери первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга; был канонизирован Русской православной церковью в XV веке, как святой благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский).
-
Автор письма: Галина Фёдоровна Матаева (Кочнева), город Тобольск, Тюменская область, «...конец 1950-х годов. Родители приехали в посёлок Октябрьский Тюменской области. Там я заканчивала школу. Пела в хоре, пела соло, дуэтом, а руководила нами замечательная женщина - Вера Григорьевна Плесовских, живущая сейчас в городе Ханты-Мансийске. Она преподавала русский язык и литературу, специального музыкального образования не имела, но была страстной поклонницей серьёзной музыки и эту свою любовь передавала нам. Никто из нас не знал нот, пели мы, копируя нашу руководительницу. Помню, как на вечерах в школе и Доме культуры в нашем исполнении звучал, например, “дуэт Лизы и Полины” из “Пиковой дамы”. Вера Григорьевна ставила с нами пьесы, куда обязательно включались песни, романсы. Если шла кинокартина, в которой были хорошие песни, мы сидели в зале и записывали в темноте слова - знали, кто какую строчку пишет. Если не успевали или не расслышали, додумывали сами. Музыку запоминали быстро, сразу и на ближайшем концерте новая песня уже звучала в нашем исполнении. Вера Григорьевна давно на пенсии, но я до сих пор помню, уважаю, люблю свою Верочку Григорьевну. И пою я до сих пор. Прошу передать моей Вере Григорьевне Плесовских в память о нашем давнем музицировании “дуэт Лизы и Полины” из оперы Чайковского “Пиковая дама”». Дуэт Лизы и Полины («Уж вечер») из 2-й картины оперы «Пиковая дама» (по мотивам одноимённой повести Александра Пушкина). Композитор Пётр Чайковский. Поэт Василий Жуковский**. Исполняют Ксения Держинская и Мария Максакова. Оркестр Большого театра. Дирижёр Самуил Самосуд. Грампластинка 1940 года***.
Упоминаемая персона: Вера Григорьевна Плесовских (урождённая Загайнова, педагог; работала в Ханты-Мансийском педагогическом училище - Автономном учреждении профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», была заместителем директора по воспитательной работе; одна из организаторов историко-краеведческого музея при средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Ханты-Мансийска, открытого в 1980 году).
-
Автор письма: Наталья Михайловна Красноречьева, Великий Новгород, «...полгода назад скончался замечательный певец Анатолий Борисович Соловьяненко. Никак не могу поверить... Совсем недавно мои родные из Киева сообщали, что видели и слышали его выступление по телевидению. “Всё такой же стройный и красивый, - писали они, - и голос звучит по-прежнему прекрасно”. В последние годы из нашего эфира исчезли голоса Виргилиуса Норейки, Марии Биешу, Алибека Днишева и всей певучей Украины. Что будут знать наши внуки о музыкальной культуре бывшего Союза?.. Искусство Анатолия Соловьяненко принадлежит не только Украине, он много гастролировал по всей нашей стране, в лютые морозы выступал в Тюмени и Ноябрьске, его охотно принимали за рубежом, но он не сбежал в Венскую оперу, чтобы петь перед подготовленной публикой. Его тревоги и заботы о судьбах оперного театра и народные песни были связаны с Украиной и Россией. “Певец должен выходить на сцену, - говорил Анатолий Борисович, - не для того, чтобы показать себя, а для того, чтобы раскрыть слушателям образный эмоциональный мир композитора. Свой голос, интеллект, темперамент надо тратить на то, чтобы слушатель, забыв обо всём, переживал вместе с композитором восторг любви и муку потерь, чтобы он чувствовал трепет, приобщаясь к постижению мира и сладкую горечь очищающих слёз”. Мои домашние технические средства давно вышли из строя. Пожалуйста, дайте вновь услышать голос Анатолия Борисовича Соловьяненко». Ария Манрико из оперы «Трубадур» (Il trovatore). Композитор Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Исполняет Анатолий Соловьяненко. Запись 1971 года. Памяти оперного певца (лирико-драматического тенора), народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии и Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко Анатолия Соловьяненко (1932-1999).
Упоминаемые персоны: Виргилиус-Кястутис Норейка (Virgilijus Noreika, Виргилиюс Норейка, 1935 г.р., литовский, советский оперный певец (тенор), педагог; народный артист СССР, лауреат Государственных премий Литовской ССР); Мария Лукьяновна Биешу (1935 г.р., молдавская, советская оперная певица (сопрано), педагог; Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, народная артистка Башкирии); Алибек Мусаевич Днишев (1951 г.р., казахский, советский камерный и оперный певец (тенор), педагог; народный артист СССР).
-
Автор письма: Ольга Сергеевна Безбородова, Волгоград, «...расскажу об одном музыкальном впечатлении, которое храню почти 40 лет. Был такой фильм “Память сердца” - хороший, тонкий, как мне кажется, но почему-то давно его не видно по телевидению...» - «Да был такой фильм в 1960-е годы****. По-моему, Татьяна Михайловна Лиознова его снимала», - В.Т., «...сюжет этого фильма: война, маленькая деревня, почему-то думаю, брянская, смоленская деревня занята гитлеровцами. Немцы подбили самолёт, который пилотировал английский лётчик. Его играл Андрей Попов. Самолёт упал в лес, пилот ранен. Деревенская учительница, её играла Тамара Макарова, находит раненого. Он в беспамятстве. С риском для жизни перетаскивает лётчика в свой дом, прячет в подполе, кормит, выхаживает. Лётчик приходит в себя, а в доме учительницы обосновались гитлеровские солдаты. У немцев пирушка. Они выпивают, крутят патефон, орут песни... И вот там звучит вальс. Под этот вальс, не слыша его, пьяные немцы топочут, кривляются. Пол ходуном ходит, а под полом внизу двое немолодых людей слышат эту музыку. И этот вальс для них про любовь. Потом я встретила рецензию на фильм “Память сердца” и автор рецензии тоже заметил этот эпизод. Он писал: “Звучит старинный немецкий вальс. Много лет не слышал этой музыки, но как-то его спела Людмила Зыкина, назвав старинным русским вальсом «Судьба»”. Пожалуйста, скажите, что же это за вальс и дайте вновь его послушать». Виктор Татарский: «Ольга Сергеевна, это не немецкий и не русский вальс. Автор этого вальса английский композитор Сидней Байнес. Годы его жизни - 1879-й - 1938-й. Пожалуйста, вот этот прекрасный вальс». Вальс «Судьба» (Ecstasy Waltz, «Вальс судьбы»). Композитор Сидней Байнес (Sydney Baynes, Сидней Бэйнс). Исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны СССР, дирижёр Николай Назаров.
Упоминаемые персоны: Андрей Алексеевич Попов (1918-1983, актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог; народный артист СССР; в кинофильме «Память сердца» сыграл роль английского военного лётчика Ральфа Чадвика); Тамара Фёдоровна Макарова (1907-1997, киноактриса, педагог, профессор; Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий, народная артистка СССР, кавалер двух орденов Ленина; в кинофильме «Память сердца» сыграла роль учительницы Екатерины Ивановны Федотовой).
-
Автор письма: Сергей Медведко, журналист, «Литературная газета», Москва, «Уважаемый Виктор Витальевич! Я являюсь давним поклонником ваших передач. Возможно, вы не поверите, но у меня до сих пор сохранились записи 1968 - 1969 годов вашей передачи “Запишите на ваши магнитофоны”*****. Передача, которая была для нас форточкой, открытой в песенный мир за пределами нашей страны. Но времена меняются, теперь западной эстрадой нас не удивишь, теперь огорчает другое. Мой друг Дмитрий Стрешнев пишет песни. Он пишет их не по заказу, а так, как ему нравится и о том, о чём нравится, не интересуясь особенно конъюнктурой на песенном рынке. Это песни о нашей жизни, о том, что нормальному человеку всегда интересно или должно быть, по моему разумению, интересно. Дмитрий время от времени посылает свои песни на радио, на студии звукозаписи. Интереса его опусы, как правило, не вызывают, формулировки звучат примерно так: “Мы не говорим, что это плохо, но нам хотелось бы отказаться”. Для меня загадка: почему песни, являющиеся своего рода летописью нашего времени с музыкой и стихами достаточно высокого уровня, оказываются ненужными? Что, ушло в прошлое поколение, способное воспринимать традиции Галича, Окуджавы, Высоцкого?..». Виктор Татарский: «Сергей, я так не думаю. Недавние фестивали авторской песни, Грушинского, например, вызвали интерес многих тысяч людей, а в студиях звукозаписи и на радио авторская песня невостребована, видимо потому, что это не коммерческая продукция, в отличие от поп-музыки и те, кто платят, не заказывают её. Я послушал несколько песен Дмитрия Стрешнева и предлагаю одну из них вашему вниманию». Песня «Прогулка подшофе». Автор музыки и стихов Дмитрий Стрешнев. Исполняет Дмитрий Стрешнев.
Упоминаемые персоны: Александр Аркадьевич Галич (1918-1977, русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен); Булат Шалвович Окуджава (1924-1997, поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор; один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни); Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев).
-
Автор письма: Валентина Ивановна Нечаева, город Владимир, «...детство и юность мои прошли в селе Гремяч Стародубского уезда Орловской губернии******. Село огромное по территории и по численности населения, доходило до 5 тысяч человек. Оно имело два церковных прихода, храм Святого Михаила Архангела и Богородице-Рождественский храм. В нашем селе было одно из поместий князя Голицына, сохранился старый парк, в котором стоял дом управляющего, на выходе из парка были пруды, где плавали лебеди, к нему примыкал большой фруктовый сад. С южной части села раскинулись заливные луга, которые пересекает река Судость приток Десны. Река до сих пор чистая, много рыбы, за рекой - лес. В общем, необычайно красивые, живописные места. Исполнилось 40 лет, как я и мои ровесники закончили 10 классов. Если можно, пусть прозвучит в вашей передаче “Старое танго”, которое часто звучало на танцевальной площадке в нашем гремяческом старинном парке в те далёкие годы, там были такие слова:
“Вспомни годы юные:
Встречали ночи лунные
Мы в нашем парке старом...”»
Песня «Старое танго». Композитор Фаина Квятковская. Поэт Игорь Ринк. Исполняет квартет братьев Лепянских (братья Лепянские). Оркестр под управлением Вахтанга Барнабелли. Грампластинка 1956 года ленинградской артели «Пластмасс».Упоминаемая персона: Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714, русский боярин, дипломат, государственный деятель; фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи Алексеевны (1682-1689) в звании воеводы и с титулом «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский»; видный реформатор, но неудачливый полководец, потерпевший серьёзные поражения в Крымских походах 1687 и 1689 годов; родоначальник старшей ветви рода Голицыных).
-
Автор письма: Артур Петрович Шмидт, город Конаково, Тверская область, «...учился я в Москве в школе №9, 1-й Хвостов переулок. Наш класс, 10 “В” был самый лучший, но его больше всех ругали в школе, хвалят только “спокойную посредственность”. Был в основном удачный коллектив учителей, но душой класса была Анна Дмитриевна Тютчева, у которой мы были последние выпускники. О ней, правнучке поэта Фёдора Ивановича Тютчева, в своих мемуарах вспоминает Евгений Весник*******. Среди её учеников известный режиссёр Пётр Фоменко и много других достойных людей*******. Когда я бывал в доме Анны Дмитриевны, то сидел за столом, за которым в былые времена играл в карты Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Благодаря Анне Дмитриевне ученики её познакомились с театральной Москвой того времени - Малый театр, Театр Вахтангова, МХАТ... Рука не поднимается написать “и прочие”. Она нас познакомила с творчеством Александра Вертинского. На его концертах в школе, где учились дочери Александра Николаевича, она бывала каждый год. Это были благотворительные концерты в пользу сирот войны. Мне эта зарядка хорошим духовным началом даёт возможность нормально жить и сегодня. Самое главное, чтобы пустая серость не лезла к тебе в душу. Хочу послушать Александра Николаевича Вертинского. Когда он снимался в роли Кардинала в фильме “Заговор обречённых”, ксендзы******** города Львова, которые присутствовали на съёмках, заметили, что от такого Кардинала не отказался бы и Ватикан...» Песня «Жёлтый ангел». Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Грампластинка 1931 года.
Упоминаемые персоны: Анна Дмитриевна Тютчева (родилась около 1902 года, учительница литературы в московской школе №9, правнучка поэта Фёдора Ивановича Тютчева); Евгений Яковлевич Весник (1923 г.р., актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец), публицист; народный артист СССР; участник Великой Отечественной войны); Пётр Наумович Фоменко (1932 г.р., режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»; народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации; ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга, Парижа; «для режиссёрской манеры Фоменко характерны богатая фантазия и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящими актёрскими ансамблями»); Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889, русский писатель, один из наиболее известных сатириков XIX века, журналист, государственный деятель; Рязанский и Тверской вице-губернатор).
-
Виктор Татарский: «В своих письмах вы иногда предлагаете включать в программу “Встречи...” те произведения, которые мне нравятся. Я должен заметить, что всё, что звучит в передаче, мне самому интересно услышать, по разным причинам. Ну конечно, есть такие песни, композиции, о которых вы не пишете, а они вполне могли бы быть в программе нашей “Встречи...”. Сегодня я предлагаю вашему вниманию одну из тех песен, где все, как сейчас говорят, составляющие на месте и на высоком уровне, на мой взгляд, - и музыка, и поэзия, и аранжировка, и исполнение, и запись. Поёт Фрэнк Синатра. My way - “Мой путь”». Песня «Мой путь» (My way). Авторы песни Жак Рево (Jacques Revaux), Клод Франсуа (Claude Francois), Пол Анка (Paul Anka). Исполняет Фрэнк Синатра (Frank Sinatra). Запись 1968 года.
В завершении передачи Виктор Витальевич Татарский говорит: «Закончился 807-й выпуск нашей “Встречи...”. Передача выходит в эфир по “Радио России” во 2-ю, 4-ю и, как в этом месяце, в 5-ю субботы в 21 час 10 минут, время московское. <...> Режиссёр программы Владимир Шведов, беседовал с вами Виктор Татарский. До встречи в субботу 22 января. Добрых мыслей, благих начинаний. Благодарю вас».
Примечание: * изречение «Я знаю, что ничего не знаю», приписываемое древнегреческому философу Сократу (по свидетельству философа Платона). В некоторых цитатах встречается в чуть изменённой форме - «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Примечание: ** в дуэте Лизы и Полины автор либретто «Пиковой дамы» Модест Чайковский использовал строки стихотворения 1806 года Василия Жуковского «Вечер».
Примечание: *** по уточнённым
Примечание: **** кинофильм режиссёра Татьяны Лиозновой «Память сердца» был снят на киностудии имени Горького в 1958 году.
Примечание: ***** передача «Запишите на ваши магнитофоны» звучала в эфире радиостанции «Маяк» дважды в месяц по воскресеньям (с повторами по понедельникам) с 20 декабря 1970 года по 5 марта 1972 года. Её автором был Григорий Либергал, редактором - Галина Гордеева, ведущим - Виктор Татарский. С лета 1972 года по май 1973 года выходили в эфир как новые выпуски, так и «По страницам передачи “Запишите на ваши магнитофоны”» - музыкальные подборки без голоса ведущего. После закрытия передачи, в 1970-е годы она возобновлялась на «Маяке» дважды, под названиями «На всех широтах» и «Мелодии зарубежной эстрады». В начале 1998 года на общероссийской радиостанции «Радио 1» Виктор Татарский совместно с журналистом Дмитрием Кувшинчиковым выпустил в эфир несколько новых передач под прежним названием - «Запишите на ваши магнитофоны».
Примечание: ****** Стародубский уезд был сформирован на основе территории полковой сотни Стародубского полка с частичным изменением её границ. С ликвидацией наместничеств в 1796 году, Стародубский уезд вошёл в состав Малороссийской губернии, при этом его территория была расширена за счёт упразднённого Погарского уезда. С 1802 года Стародубский уезд входил в состав Черниговской губернии. В 1919 году уезд в числе других был передан в состав вновь созданной Гомельской губернии РСФСР, а в 1926 году передан в состав Брянской губернии. Упразднён Стародубский уезд был в 1929 году в связи с введением новых административно-территориальных единиц (областей и районов). Ныне территория Стародубского уезда является частью Брянской области России.
Примечание: ******* в мемуарной книге «Дарю, что помню» (Москва, издательство «Вагриус», 1993 год), актёр и режиссёр Евгений Вестник пишет: «Моим ангелом-хранителем была учительница литературы Анна Дмитриевна Тютчева. Одинокая пожилая женщина, в отличие от тех, кто утверждал (от трусости), что не понимает происходившего в стране геноцида, прекрасно всё видела и правильно трактовала. <...> Я стал предметом её особого внимания: она помогала мне учиться, сдавать экзамены, даже рискуя потерять работу, подкидывала мне шпаргалки. В 16 лет, учась в 10 классе, я связался с компанией, не гнушавшейся выпивки, драк и однажды даже поножовщины. На каком-то школьном вечере Анна Дмитриевна подошла ко мне, сидевшему в мрачном настроении в одиночестве, погладила по голове и тихо, почти шёпотом, сказала, что всё знает про меня. Что нельзя позорить память о родителях, нужно взять себя в руки, хорошо кончить школу и, вместо того чтобы попусту тратить время на уличные похождения, заниматься в драмкружке, набор в который она объявит через несколько дней и будет сама им руководить. Она называла меня “Женечка”, как мама, и погладила по голове. Как мама! Всё изменилось в моей жизни! Со шпаной расстался, стал успевать в учёбе, записался в кружок и был в нём самым активным членом, наверное, потому, что никто из мальчишек так не мечтал стать артистом, как я. Во мне проснулись заглохшие было мечты. Сыграл замечательные роли: Тарталью в “Принцессе Турандот”, Сатина в “На дне” и народного артиста в пьесе Гусева “Слава”. И никак не подозревал, что сам через 30 лет стану “народным”, да ещё буду играть на сцене Малого театра, за билетами в который готов был стоять ночами в очереди. Анна Дмитриевна учила нас понимать, что такое высокое искусство - литература, живопись, музыка, театр, кино. Разбирала с нами то, что мы видели и читали. Возводила в высокие образы лишь то, что заставляло задуматься, переосмыслить многое в себе. Она была, повторяю, одинока, детей не имела. И поэтому всё материнское, что было в ней от природы, всё нерастраченное, всё доброе, заложенное в сердце и душу Богом и благородным воспитанием; всё то, что так выгодно отличало её от кожаных тужурок, арестов, тюрем, от коммунистического угарного самообмана, от жестокости людской, от трусости, лжи, предательства, от всего того, на чём держалось и сгнивало общество строителей “светлого будущего”; всё, что было чистого, святого в ней, она щедро отдавала нам, в общем, чужой ей ребятне, и особенно щедро тем, судьба которых складывалась тяжело или трагично. Память о ней, ушедшей от нас много лет тому назад, живёт в сердцах каждого, кто испил из её душевного источника волшебной доброты. Спасибо, Анна Дмитриевна! Спасибо за всё светлое, радостное, что всегда исходило от Вас! Спасибо!»
В публикации журналиста «Новой газеты» Зои Ерошок читаем о том, что мать Пётра Фоменко - Александра Петровна была дружна с его школьной учительницей литературы Анной Тютчевой «и они на пару, ненавязчиво, весело и радостно внушали Пете: человек - это то, что он читает. <...> До этого Тютчева работала в школе для девочек. Там её прозвали Чума. Она и вправду была чумой. Всех девочек поголовно презирала, называла дездемонками. А мальчишек любила. И защищала их от советской дури, рискуя собой. Когда - в сталинщину! - выходило очередное постановление партии по литературе, Анна Дмитриевна назначала двух мальчиков из класса, которые должны были его выучить и рассказать правильно, если на урок придёт комиссия. Остальным разрешала не читать постановление вовсе».
В книге Марины Райкиной «Галина Волчек. Как правило вне правил», вышедшей в 2004 году в московском издательстве «Новое Литературное Обозрение», читаем в воспоминаниях актрисы театра и кино, театрального режиссёра и педагога, восходящих к периоду её школьных лет, к 1947 году: «...в памяти осталось лишь одно светлое пятно - кабинет литературы и учительница Анна Дмитриевна Тютчева. Она ставила двойки за банальное мышление и пятёрки за собственный и отличный от учебника взгляд на свой предмет. Даже если в сочинении было полно грамматических ошибок, его автор всегда мог рассчитывать на “отлично” за позицию».
Примечание: ******** ксёндз - польское слово, им именуют духовных лиц пресвитерского сана, как из среды белого, так и монашествующего духовенства. В древности этим названием у поляков обозначался вождь, воевода, вообще представитель племени, до XVI века слово «ксёндз» обозначало также князя.
Выпуск 807 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 802 | Выпуск 817 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.