RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 802
(30 октября 1999 года)



  1. Виктор Татарский: «Августа Ивановна... ну, впрочем, по словарю надо произносить Августа, но как-то странно звучит, будто о месяце августе, так что, осмелюсь сделать ударение на втором слоге этого прекрасного имени. Августа Ивановна Железнова из Москвы. Она спрашивает меня и вас: «“Одинокая гармонь”. Что означают слова из этой песни, мелодия которой вот уже 33 года - позывные нашей “Встречи...”?
    “...то пойдёт на поля за ворота,
    То обратно вернётся опять...”

    За какие ворота?»
     - спрашивает автор письма, - Не за ворота дома, а за деревенские ворота. В конце деревни раньше были ворота, которые закрывались на ночь. Иногда это две-три слеги*, но всё равно - ворота. “На поля за ворота”, то есть, за деревню, значит. Вы знали об этом? - спрашивает Августа Ивановна, - Но я на всякий случай написала. Это у меня от старости, за семьдесят перевалило, вот и суюсь везде, да и волнуют эти слова, в молодость возвращают - “за ворота”». Виктор Татарский: «Благодарю Вас, Августа Ивановна. Интересно. Я как-то об этом не задумывался. Возможно вполне, что Михаил Васильевич Исаковский, автор стихотворения “Одинокая гармонь”, подтвердил бы сказанное Вами».

    Упоминаемая персона: Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973, поэт, поэт-песенник, прозаик, переводчик; Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий первой степени; Михаил Исаковский - автор стихотворения «Одинокая гармонь», ставшего песней, благодаря музыке композитора Бориса Мокроусова, с 31 января 1967 года мелодия «Одинокой гармони» - позывные передачи «Встреча с песней»; в статье журналиста Дмитрия Шеварова «Вычеркнутые строфы», опубликованной в «Российской газете - Неделя», представлены любопытные факты из истории создания песни «Одинокая гармонь»).

  2. Автор письма: Надежда Николаевна Зеленина, Нижний Новгород, «...я из «поколения шестидесятников». Никогда не забудется то время, когда нельзя было вслух читать Ницше и Шопенгауэра, нельзя было мыслить по-своему. Многого не понимала я тогда, комсомольская активистка. Мой друг в 1990-х годах на выборах в думу был моим кандидатом. Мы пришли в этот мир почти в один день и пришли друг к другу в 50-летнем возрасте. Разные политические взгляды не мешают нашим отношениям: сердце сильнее всяких партий и движений. Прав Андре Моруа: во всякой партии - всякие люди. Я не стала членом партии, в которой находится близкий мне человек, но я говорю: “Я ваш друг, ко мне всегда можно обратиться со своей болью”. Пусть для моего любимого человека и его друзей (по партии, видимо, - В.Т.) прозвучит “Хор матросов” из оперы Мурадели “Октябрь”. Там есть такие слова:
    “Скучают руки по труду,
    Устало сердце ждать.
    Когда развеешь ты беду,
    Скажи, Россия-мать?”

    Как это актуально в наши дни!.. Пусть наступят примирение и согласие, ведь именно их устало сердце ждать»
    . Хор матросов «Шумит балтийская волна» из оперы «Октябрь»**. Композитор Вано Мурадели. Поэт Владимир Луговской. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова. Запись 1965 года.

    Упоминаемые персоны: Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche, 1844-1900, немецкий философ, композитор, культурный критик и филолог, чьи работы оказали глубокое влияние на философию XX - начала XXI веков, а также на искусство, литературу, поэзию, политику и популярную культуру); Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 1788-1860, немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп; основной философский труд Артура Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1818), комментированием и популяризацией которого автор занимался до самой смерти); Андре Моруа (Andre Maurois, 1885-1967, французский писатель, мастер жанра романизированной биографии и короткого иронично-психологического рассказа; целиком цитата из «Открытого письма молодому человеку об искусстве жить» (Издательство «Олимп»: Москва, 1998, перевод с французкого О.Э. Гринберг): «Обычно во всякой партии есть и благородные люди, и подлецы (о безумцах и чудовищах я не говорю). Это разделение кажется мне более важным, чем деление, в сущности произвольное, на социалистов и радикалов, независимых и народных республиканцев, Народно-республиканское движение и Союз защиты новой республики. Не будьте фанатиком своей партии. Нация едина, процветание каждого связано с процветанием всех. И ультраправые, и ультралевые всегда сами разрушали режим, который прежде защищали»).

  3. Автор письма: Виктор Григорьевич Жуков, Екатеринбург, «...в этом году два юбилея, связанные с великими физиологами России - Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым. Я физиолог, и мне хочется чем-то особенным отметить юбилеи учёных, которые составляют гордость России и всей мировой науки. 1 августа исполнилось 170 лет со дня рождения Сеченова. Примечательна его забота о приёмной дочери - выдающейся певице Антонине Неждановой. Сеченов и его жена услышали её впервые в Московской консерватории на студенческом концерте, она спела Арию Людмилы из “Руслана и Людмилы” и потом на бис Арию Антониды из “Жизни за царя” Глинки. Их поразили, как писал Иван Михайлович Сеченов, “диапазон, полнота звучания, необыкновенный тембр и сила её голоса”. А 14 сентября этого года исполнилось 150 лет со дня рождения другого великого физиолога, лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова. Он часто приглашал на свои домашние концерты выдающегося бас-баритона Павла Захаровича Андреева, солиста Мариинского театра оперы и балета. Кстати, в марте исполнилось 125 лет со дня его рождения. Итак, 1999 год, по истине, можно назвать “физиологическим”. Так редко вспоминают сегодня о великих людях России, что становится обидно за наше Отечество. Исполните мою просьбу: найдите что-нибудь в исполнении Павла Захаровича Андреева». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Виктор Григорьевич. Не без труда, я нашёл одну единственную запись. Это Монолог Демона из оперы Рубинштейна “Демон”. Поёт Павел Андреев». Монолог Демона «Проклятый мир!» из оперы «Демон» (по мотивам одноимённой поэмы Михаила Лермонтова). Композитор Антон Рубинштейн. Автор либретто Павел Висковатов. Исполняет Павел Андреев. Грампластинка 1906 года.

    Упоминаемые персоны: Иван Михайлович Сеченов (1829-1905, русский учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель; член-корреспондент, почётный член Санкт-Петербургской академии наук; создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии); Иван Петрович Павлов (1849-1936, русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы, один из основоположников изучения рефлекторной природы психофизиологических процессов; лауреат Нобелевской премии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения», академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник, председатель Общества русских врачей памяти С.П. Боткина); Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950, русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог; народная артистка СССР, Герой Труда, лауреат Сталинской премии I степени, доктор искусствоведения).

  4. Автор письма: Марина Борисовна Витарская, Санкт-Петербург, «...30 октября - День памяти жертв политических репрессий. Мы, дети страшных 1930-х годов, были лишены дорогих наших мам. Конечно, некоторым из нас относительно повезло - нас забрали в свои семьи бабушки или другие родственники, но всё равно, все мы стали сиротами. В учебных заведениях к нам относились, как к врагам народа. В детских домах таким детям было ещё хуже. Многие из нас так и не дождались возвращения своих мам, а те, которые через 15-20 лет дождались их, тоже много пережили, так как пришлось во взрослом состоянии привыкать к ним, а это было часто очень трудно и не всем удалось преодолеть создавшийся барьер отчуждения... Я прошу вас для всех детей-сирот - жертв политических репрессий передать Арию Владимира из оперы Направника “Дубровский”». Речитатив и романс Владимира из 1 акта оперы «Дубровский» (по мотивам одноимённого романа Александра Пушкина). Композитор Эдуард Направник. Автор либретто Модест Чайковский. Исполняет Сергей Лемешев. Оркестр Большого театра, дирижёр Семён Сахаров. Грампластинка 1951 года***. 30 октября - День памяти жертв политических репрессий (ежегодный памятный день, в который проходят траурные акции, митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и прочее, посвящённые памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий).

  5. Автор письма: Иван Плешаков, Саратовская область, «...недавно мне исполнился 21 год. Возраст пока освобождает меня от щемящего чувства ностальгии - мало событий, мало воспоминаний. Поэтому, пишу вам по иному, не связанному с основной тематикой программы, поводу. Я учусь на историческом факультете Саратовского государственного университета. Помимо этого, занимаюсь сбором и сохранением воспоминаний и материалов личных архивов наших соотечественников - людей старшего поколения. В последние годы с нами ветераны Великой Отечественной войны. Скоро никто уже не сможет поведать о событиях тех лет. Что оставят они своим потомкам? Много ли мемуаров написано солдатами и офицерами нижних звеньев, подлинными творцами Победы? Я счёл своим долгом приложить все усилия к сохранению этого поистине бесценного достояния для будущих поколений россиян. Огромную помощь можете оказать мне вы. Я буду до глубины души благодарен, если вы зачитаете в эфире мой адрес и сообщите, что я прошу написать мне ветеранов Великой Отечественной войны, готовых рассказать о ней. Все воспоминания будут использованы в научных работах. Расходы по переписке я беру на себя. Ваша передача имеет огромную аудиторию, именно поэтому я возлагаю большие надежды на вашу помощь». (Далее автор и ведущий передачи сообщает адрес Ивана Николаевича Плешакова.) Виктор Татарский: «По письму видно, что у его автора самые благородные намерения. Иван совсем ещё молодой человек, студент-историк, вовсе не “Иван, не помнящий родства”. Его интересует то, что происходило на его Родине и он стремится собрать, сохранить и передать следующим поколениям бесценные свидетельства участников исторических событий. Напишите ему, пожалуйста, ветераны Отечественной войны».

  6. Автор письма: Владимир Горожанин, Москва, «...я родился после войны и нас воспитали с уважением и любовью к нашим защитникам. Участники войны всегда были на виду. 10 лет назад я впервые оказался в горах, в Приэльбрусье. Война была и там, на Эльбрусе, и на перевалах есть памятники защитникам Кавказа. Перед войной наши альпинисты учили немцев в горах Кавказа, а потом встретились с ними уже не в связке, а в бою... На войне родилась песня, очень известная среди альпинистов, «Баксанская», на мотив популярной довоенной лирической песни. Если можно, передайте ей, как память о тех людях, которые не дали врагу пройти Главный Кавказский хребет, воевали в горах, несмотря на холод и снег, воевали с винтовками против автоматов». Песня «Баксанская»**** («Помнишь, товарищ, белые снега»). Композитор Борис Терентьев. Поэты Андрей Грязнов и Любовь Коротаева. Исполняет Юрий Визбор. Запись 1960-х годов.

  7. Виктор Татарский: «Под этим письмом из Питера какая-то “закорючка” вместо подписи, но ничего... 33 года, аж силой, прошу авторов писем расшифровывать свои имена и отчества, потом понял, что право каждого самому решать подписывать письмо или нет, но все же удобнее обращаться к человеку с именем, а не к “закорючке”. Итак, письмо из Петербурга. Эпиграф: “Я Вам пишу...” «Здравствуйте, разлюбезный Виктор Витальевич и остальная примилая компания!» - «Это, видимо, ВГТРК имеется в виду», - В.Т., «...давно знаю ваш голос. Муж ревновал меня к Вам, а я крутила у его виска. Много лет утекло и долго не слушала радио. Всех перезабыла и Вас тоже. В Питер приехала погостить, включила приёмник и вдруг такой знакомый родной голос и что-то дрогнуло, как в юности, в груди... В те дни, а это было год назад, я была жар-птицей в небесах - распирало от чувств и умных мыслей, казалось, всё могу! Вы вдохнули в меня жизнь. Спасибо за всё! Моему сердечку этого чувства долгие годы не хватало. Пока не знаю, что это было. Болела странной, ужасной болезнью Кая. Этого мальчика, помните, наказала Снежная королева у Андерсена. А меня в жизни заморозил жестоко, предполагаю, Святой Николай Чудотворец. Однажды я его разгневала - плевала на иконы...». - «О, Господи!..», - В.Т., «...и поселилась в душе моей лютая зима. Это ад - разучиться смеяться. Ну а сейчас, слава Богу, всё хорошо и чувствую себя здоровой, только кажется опять глупею. У меня скоро будет событие. Хотела бы получить от вас привет. Пожалуйста, поищите мою песню:
    “Встану рано поутру, поутру,
    Всё я в доме приберу, приберу...”

    Помню, что песня и старого детского фильма. Но, наверное, трудно её найти»
    . Виктор Татарский: «Нет ничего проще, мадам. Ваша песня, стало быть, это песня Нюрки из детского фильма 1950-х годов “Огни на реке”.
    . «Песенка Нюрки» («Всё сумею сделать») из кинофильма «Огни на реке» (1953 год, режиссёр Виктор Эйсымонт). Композитор Анатолий Лепин. Поэт Сергей Михалков. Исполняет Лида Кузнецова, солистка ансамбля песни и пляски Московского городского Дома пионеров под управлением Владимира Локтева. Запись 1954 года.

    Упоминаемые персоны: Ханс Кристиан Андерсен (Hans Christian Andersen, Ганс Христиан Андерсен, 1805-1875, датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых; «Снежная королева» - это одна из самых длинных и самых популярных сказок Андерсена; согласно биографу Кэрол Роузен, прототипом Снежной Королевы с её холодным сердцем стала неразделённая любовь Андерсена к оперной певице Енни Линд); Николай Чудотворец (270-345, наиболее известный христианский святой, живший в IV веке. За своё доброе сердце и помощь людям он удостоился особых милостей от Господа; святитель прославился многочисленными чудесами, которые совершаются и после его кончины, ему посвящены два праздника - Николая Чудотворца вспоминают 22 мая и 19 декабря; на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей).

  8. Автор письма: Татьяна Столова, посёлок Ленинский, Тульская область, «...6 июня был юбилей у Виктора Викторовича Конецкого, замечательного русского писателя. Не хотелось бы, чтобы это событие осталось незамеченным из-за совпадения этой даты с днём рождения Александра Сергеевича Пушкина. Давно уже не слышно ничего о Викторе Викторовиче, да и прежде он не был частым собеседником журналистов. Любовь к этому писателю мне досталось по наследству от мамы. Лет 10-12 назад мы читали его книги вместе. Тогда был пик книгоиздательства, но произведения Конецкого всё равно встречались не часто. И это было событие, если я находила что-то такое, чего у нас ещё не было. Я училась в Ленинграде и была на встрече с писателем в Доме культуры имени Горького. Помню, когда в Алма-Ате я впервые увидела в продаже книгу Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”, я набралась нахальства позвонить Виктору Викторовичу Конецкому, чтобы сказать ему об этом, так как он сетовал на то, что книгу эту никак не издадут. А совсем недавно у меня появилось новое издание Большого энциклопедического словаря и мне было приятно увидеть, что Виктор Конецкий не был забыт при его составлении. Очень хочется пожелать Виктору Викторовичу здоровья и внимания и любви со стороны его читателей. Я не знаю его музыкальные пристрастия, но помню, что он тепло писал об Анне Герман, а сейчас голос её только во “Встрече...” и услышишь». Виктор Татарский: «Таня, в “Литературной газете” была опубликована беседа питерского корреспондента газеты Татьяны Путренко с Виктором Конецким. Кстати, эта публикация была озаглавлена “Его любят моряки и женщины”. Автор публикации, Татьяна Путренко, отмечала: “...первые, то есть моряки, понятно - за книги о море, а вторые, то есть женщины - а чёрт его знает, за что!..”, - пишет Путренко. Но вот, что, в частности, заметил в этой беседе писатель: “...много пишут женщины. Количество женского одиночества в России запредельно и разгадка его не только в том, что мужчин убивали на войнах, что их в первую очередь сажали и расстреливали, тут ещё какая-то тайна русской женской судьбы, которую разгадать мне не по рангу...”» Песня «Снова ветка качнулась». Композитор Ян Френкель. Поэт Инна Гофф. Исполняет Анна Герман. Запись 1979 года.

    Упоминаемые персоны: Виктор Викторович Конецкий (1929 г.р., писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания; автор произведений «Солёный лёд», «Никто пути пройденного у нас не отберёт», «Вчерашние заботы», «Среди мифов и рифов», «Путь к причалу", «Завтрашние заботы», «За доброй надеждой»); Виктор Платонович Некрасов (1911-1987, писатель, драматург, журналист, участник Великой Отечественной войны; диссидент; лауреат Сталинской премии второй степени, член французского ПЕН-клуба, член Баварской академии изящных искусств; повесть «В окопах Сталинграда», впервые опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», стала одной из первых правдивых книг о войне); Татьяна Владимировна Путренко (выпускница факультета журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ), в 1980-е - 1990-е годы работала собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Санкт-Петербургу, затем - редактор-консультант редакции общероссийского вещания на «Радио России - Санкт-Петербург»; интервью Татьяны Путренко с Виктором Конецким «Его любят моряки и женщины» было опубликовано в «Литературной газете» к 70-летию писателя, 9 июня 1999 года).

  9. Автор письма: Галина Васильевна Демьянова, Москва, «...в годы моего детства в нашей стране происходило много событий, которые запомнились на всю жизнь. Большим событием для нас, москвичей, было открытие метро. Мы в сопровождении старших проезжали по всей новой линии, на каждой станции выходили из вагона, любовались чудесными подземными залами и с поросячьим визгом влетали в вагон, так как каждому казалось, что именно перед его носом захлопнется волшебная дверь. На каждой станции стояла дежурная - “Красная шапочка”, которую должен был слушаться даже машинист. Глядя на нас, улыбалась “Красная шапочка”, улыбались пассажиры. Очень бы хотелось порадовать всех строителей и работников нашего лучшего в мире метро тем, что про них есть песня. По крайней мере, была». Виктор Татарский: «Да, я нашёл одну песню, она называется “Столичное метро”. Пела её когда-то Мария Владимировна Миронова». Песня «Столичное метро» («Песенка о метро»). Композитор Аркадий Островский. Поэт Наум Лабковский. Исполняет Мария Миронова. Запись 1947 года.

  10. Автор письма: Ирина Кулёва, город Кстово, Нижегородская область, «...у меня нет никакой истории, просто однажды студенткой я попала на редчайший концерт Андрея Мисина, которого очень люблю. Концерт проходил в небольшом зале Нижегородской хоровой капеллы. Такого восторга я больше никогда не испытывала. После концерта было чувство, что расстаёшься с близким человеком. Ведь, возможно, я больше не попаду на его концерт. Так я думала тогда, а теперь и вовсе потеряла из виду этого музыканта. Его дисков не купить, по телевидению не услышать, не увидеть. Где он? Как в той песне: “чем он дышит?” В то время была популярна песня “Чужой”, за которую, по словам самого Андрея, его прозвали “первым могильщиком коммунизма”, но я буду рада услышать любую его песню и какие-то вести о нём. Вот ведь как, в забытьи даже наши современники. А я считаю, что Андрей Мисин - талантливейший музыкант, певец, хотя он и иронизирует относительно своего голоса. Оригинальнее его я не видела и не слышала, он поражает сразу, как молния или радиация. Простите за тусклые сравнения. Где настоящая музыка? Почему большая часть нашей эстрады так однообразна? Ну, просто все одинаковые, все серые. Где они, наши бриллианты? Ведь не то, чтобы их не было, просто мы их не знаем, не слышим». Виктор Татарский: «Ирина, я вполне разделяю ваше мнение об Андрее Мисине и не думаю, что в ваших эпитетах в его адрес есть преувеличение. Андрей - глубоко творческая личность, интереснейший, ни на кого не похожий музыкант. Корни его, музыкальные корни, в музыке Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. К современной эстраде он имеет весьма отдалённое отношение. Он для поп-культуры чужой, по названию одной из его песен, хотя и играет в футбол в команде поп-звёзд. Вы спрашиваете, Ирина, чем он дышит? Я позвонил на днях Андрею Александровичу, рассказал ему о вашем письме, задал ему этот вопрос. Он сказал, что всё в порядке. Работает, готовится к выпуску очередного диска. Пока я хочу напомнить вам одну из интереснейших его последних вещей - “Лей, вода”». Песня «Лей, вода». Композитор Андрей Мисин. Поэт Сергей Патрушев. Исполняет Андрей Мисин.

    Упоминаемые персоны: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881, композитор, член творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка»); Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887, русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик, участник творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка»); Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908, русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка»; автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки).

Виктор Татарский: «Закончился 802 выпуск “Встречи с песней”. Вы можете слушать её по “Радио России” во 2, 4 и, как в этом месяце, в 5 субботы в 21 час 10 минут по московскому времени. В некоторых краях и областях России время выхода передачи в эфир может быть иным. Справляйтесь об этом, пожалуйста, на вашем местном радио. Я благодарю сотрудников Отдела писем “Радио России” за помощь в работе над вашими посланиями. Жду их, письма, по адресу: 125124, Москва, “Радио России”, “Встречи с песней”*****. И, пожалуйста, не присылайте конверты для ответного письма. Когда я вижу, что необходимо ответить человеку письменно, я нахожу конверт. Режиссёр передачи Владимир Шведов, беседовал с вами Виктор Татарский. Я прощаюсь до 13 ноября. Будьте здоровы, благодарю вас».

Примечание: * слега - длинная, тяжёлая жердь, то есть, длинный тонкий ствол срубленного дерева, очищенный от веток.

Примечание: ** опера «Октябрь» в 4 действиях (7 картинах) композитора Вано Ильича Мурадели на либретто Владимира Александровича Луговского была «задумана как произведение об Октябрьской революции и её вожде» и впервые представлена труппой Большого театра на сцене Кремлевского дворца съездов 22 апреля 1964 года - в день рождения Владимира Ильича Ленина. Однако, как отмечала критика, в том числе, авторитетный литературовед, переводчик и музыковед, педагог, доктор филологических наук, автор около 500 разнообразных исследований в области музыки и литературы Абрам Акимович Гозенпуд, в опере «много хорошей, талантливой музыки, но в целом задачи, поставленной авторами, она не решает. Это обусловлено недостатками драматургии. Две сюжетные линии - судьба народная и судьба личная - разомкнуты, при этом история медицинской сестры Марины, любящей коммуниста Андрея и любимой белогвардейцем Масальским, заняла непропорционально большое место. Образ Ленина не получил глубокого музыкального решения».

Примечание: *** в 1951 году Речитатив и романс Владимира из оперы «Дубровский» Сергей Яковлевич Лемешев записал на грампластинку в сопровождении оркестра под управлениема Семёна Семёновича Сахарова. Грампластинка певца 1950 года с оркестром под управлением Александра Шамильевича Мелик-Пашаева филофонистам неизвестна.

Примечание: **** «песня защитников Кавказа в годы Отечественной войны» - «Баксанская» была написана в начале февраля 1943 года группой военных альпинистов (Андреем Грязновым и Любовью Коротаевой в соавторстве с Николаем Персияниновым, Борисом Грачёвым, Алексеем Немчиновым, Георгием Сулаквелидзе и Николаем Моренцом) на мотив популярного предвоенного танго композитора Бориса Терентьева «Пусть дни проходят» («Люблю тебя»). В песне описаны реальные события, происходившие во время Великой Отечественной войны в Приэльбрусье, в том числе упоминается записка, оставленная альпинистами во время выполнения приказа, согласно которому было необходимо собрать данные о расположении огневых точек немецкой армии в верхней части Баксанского ущелья и установить пути отступления немцев с Кавказа. На хребте Когутай альпинисты вынули из одной гранаты запал, написали, что «такого-то числа здесь были в разведке лейтенанты Грязнов и Коротаева. Потом сложили тур из камней и положили туда гранату. Договорились, что кто первый после войны придёт — сообщит другому, что снял эту гранату...» Из воспоминаний Любови Коротаевой - единственной женщины-участницы (в составе группы из 20 человек) восхождения на Эльбрус для снятия фашистских штандартов и водружения флагов СССР 9-13 февраля 1943 года (расшифровка аудиозаписи звуковой страницы №3 журнала «Кругозор», февраль 1968 года): «Была чудная лунная ночь и как раз из Иткола очень хорошо видно гребень, на котором оставили мы гранату. Вышли все на балкон и Андрей Грязнов напевал про себя песню. И потом случайно просто так у него сложились слова: “Помнишь гранату и записку в ней”. А Николай или ещё кто-то добавил: “На скалистом гребне для грядущих дней”. И потом у нас такой энтузиазм сразу - получилось что-то! И начали создавать слова “Баксанской песни”. Она, вы знаете, как начинается: “Где снега тропинки заметают...”». Более подробно о военном походе группы альпинистов и истории создания песни «Баксанская» читайте в «Википедии».

Примечание: ***** адрес передачи был актуален до 2022 года.

Выпуск «Встречи с песней» № 802, прозвучавший в эфире «Радио России» 30 октября 1999 года, оцифрован с компакт-кассет Виталия Гапоненко (Краснодар) - кадры №№ 1-3 и Сергея Рововых (Нижний Тагил) - кадры №№ 4-10.



Выпуск 800Выпуск 821
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.