Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Иван Спиридонович Рахилло

Иван Спиридонович Рахилло родился 7 января (20 января) 1904 года в городе Армавир Кубанской области в многодетной семье слесаря-жестянщика и работницы табачной фабрики. О родителях писателя известно немного. Его мать - дочь адмирала, выпускница Смольного института вышла замуж за ссыльного студента и уехала с ним на Кавказ. Под одной крышей на окраине Армавира в доме, соседствуя с питейным разгульным заведением, она открыла частную школу, где за небольшую плату могли учиться дети бедняков. Математику и труд преподавал муж. А она учила детей петь и рисовать. О матери писатель упоминает в автобиографической повести 1974 года «Мечтатели»: «...самоучкой овладела грамотой. Высшим наслаждением для неё было чтение книг. Она верила, что люди - это и есть боги. Люди своим трудом создали всё на земле. Поэтому каждый трудящийся человек достоин уважения <...> она благоговела перед образованными людьми. Не было, кажется, на свете для неё светлее и краше слова - учитель! Я был её последней надеждой. С непреклонностью отчаяния боролась мать за мою будущность...»
В био-библиографическом словаре «Писатели современной эпохи», изданном на основе анкет, заполненных самими литераторами, сказано, что Иван Рахилло «с 10 до 13 лет работал на электрической станции в машинном отделении», а в публикации 1936 года в газете «Армавирская коммуна» уточняется: «Учась зимой, он проводил свои “каникулы”, нанимаясь на работу. Работал на электрической станции, на скейтинг-ринге, полол кукурузу, выгружал дрова». В очерке о писателе, опубликованном в книге 2000 года «Именитые граждане Армавира» говорится: «под поручительство влиятельных граждан города - врача Карташёва и заводчика Мисожникова - его приняли в гимназию, где он проучился до начала Гражданской войны».

В книге «Мечтатели» Иван Рахилло вспоминает: «Однажды утром я увидел движущуюся по полотну железной дороги толпу. Люди шли с обнажёнными головами и пели хором незнакомую, очень грустную и очень красивую песню. Впереди шагал художник Шестибратов, крепко держа в вытянутых руках развеваемое весенним ветром огромное красное знамя. Толпа останавливалась, образовывала круг, и мелодия взлетала к небу с новой силой. Песня брала за сердце. Я с вниманием вслушивался в её слова. ...Порой изнывали вы в тюрьмах сырых, - пели печальные женские голоса, и басы мужчин, будто морская волна, мощно вздымали мелодию на высоту. <...> Мне сразу понравилась революция. Она вошла в мою жизнь вместе с весенним ветром, песней, развёрнутым флагом и человеческой дружбой. Декоратор городского театра художник Шестибратов взял меня к себе в мастерскую. Я помогал ему писать декорации...»
Советская власть в Армавире установилась окончательно 16 марта 1920 года. Иван одним из первых записался в комсомол и был избран в городской комитет, участвовал в коммунистических воскресниках, стал бойцом одной из Частей особого назначения (ЧОН), нёсшей караульную службу у особо важных объектов города.
Известно о том, что Иван Рахилло хорошо пел (природа наградила его певческим голосом - в церковном хоре радовал прихожан, пока не стал комсомольцем), декламировал стихи, играл в инсценировках, рисовал и участвовал в изготовлении декораций к этим выступлениям. Поэтому в составе агитотряда он ездил по кубанским станицам с концертами с целью сбора продуктов для голодающих. А после Иван ушёл добровольцем в погранвойска, служил во Владикавказе, в 64-м отдельном батальоне войск ВЧК по охране границ Кавказа, был конным ординарцем. Именно в это время молодой военкор начал печататься. Его первые заметки и статьи публиковали газеты «Горская правда» (Владикавказ) и «Трудовой путь» (Армавир).
Осенью 1922 года командование воинской части, отметившее незаурядные способности бойца, выдало Ивану мандат на учёбу в Москву, на живописный факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС): «Предъявитель сего боец кавалерийского эскадрона отдельного дивизиона погранвойск охраны границ Кавказа тов. Рахилло во время добровольной службы в частях Красной армии показал себя как дисциплинированный боец, неоднократно принимавший участие в боях с белыми бандами, а также как нарождающийся талант нового пролетарского искусства. Занимаясь после несения службы в красноармейском клубе, проявил свои способности в различных областях, как-то: хорового пения (запевала эскадрона), живописи, а также и на поприще сцены. Тов. Рахилло, несомненно, займет своё определённое место в строю передовых бойцов новой, пролетарской культуры. Для выполнения вышеуказанной ответственной задачи ему и вручён сей мандат. Командование и бойцы кавдивизиона уверены, что т. Рахилло оправдает их товарищеское доверие».
Иван в свои 18 лет сразу же включился в литературную жизнь столицы: в октябре 1922 года стал членом литературного объединения «Молодая гвардия», а в 1923 году после собеседования с ректором Высшего литературно-художественного института Валерием Брюсовым был зачислен и в этот вуз. В 1925 году стал заведующим литературным отделом «Юношеской правды»... В 1971 году в книге «Гренада, Гренада...» Иван Спиридонович вспоминал об этом времени: «...лекции посещаем с “пято на десято”. Жить трудно. Голодно, холодно. Зарабатываем - кто чем. В издательстве “Молодая гвардия”, где печатаются наши первые тоненькие книжечки, выплату гонорара задерживают по полгода». Но именно этот период жизни писателя отмечен встречами с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Михаилом Светловым, Алексеем Новиковым-Прибоем, Дмитрием Фурмановым, Александром Дейнекой...
В 1929 году, по окончании Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа, бывшего ВХУТЕМАСа), Иван Рахилло стал... военным летчиком. Призыв Литературного объединения Красной армии и флота (ЛОКАФ) «о мобилизации советских писателей на дело укрепления обороноспособности СССР путём привлечения их к разработке военной тематики» побудил Ивана Спиридоновича вновь добровольно уйти в армию. Собираясь писать об авиации, он решил, что для создания образов лётчиков нужно самому уметь летать. Прошёл учёбу в 1-й авиационной школе и за высокие показатели в учебно-боевой подготовке был награждён оружием - пистолетом Коровина, начал службу в штурмовой авиации в гарнизонах Новочеркасска, Киева и Москвы. И постоянно собрал материалы для литературных произведений, которые в 1933 году вошли в сборник «Крылья и мачты», а в 1936 году - в роман «Лётчики», на котором потом будет воспитано целое поколение авиаторов.

С 1930-х годов авиация стала и делом жизни, и темой творчества Ивана Рахилло. В предвоенные годы Иван Спиридонович готовил передачи об авиации на радио, в частности, о знаменитом лётчике Анатолии Серове. В 1978 году в послесловии к книге И.С. Рахилло «Серебряный переулок» прозаик Владимир Карпов отмечал: «ещё мальчишкой, живя вдалеке от Москвы, в Средней Азии, с затаённым дыханием слушал я взволнованный голос человека, который по радио рассказывал всей стране о спасении челюскинцев, о перелёте Валерия Чкалова через Северный полюс, о воздушных парадах и праздничных демонстрациях на Красной площади. Тогда ещё не было телевидения, но благодаря яркой, красочной и необыкновенно выразительной речи рассказчика я хорошо представлял, видел перед собой всё происходящее... С тех пор я и запомнил Ивана Рахилло».
С началом Великой Отечественной войны пилот запаса Иван Спиридонович был направлен на авиазавод №1 в город Куйбышев. Трудился технологом по оснастке боевых самолётов. В канун 25-летия комсомола он выступил с инициативой построить для фронта сверхплановый бесплатный самолёт и назвать его «Владимир Маяковский». Коллектив предприятия поддержал идею, в результате на заводе было построено девять сверхплановых именных штурмовиков Ил-2: вместе с «Маяковским» врага громили «Николай Островский», «Зоя Космодемьянская», «Олег Кошевой»...
После войны Иван Спиридонович был приглашён в Москву, в Комитет по радиовещанию при Совете министров СССР. И с 1946-го по 1950-й годы работал корреспондентом редакции «Последние известия» Всесоюзного радио. По некоторым сведениям, уже в то время в своих репортажах Иван Спиридонович рассказывал о «песне в судьбе человека». Ведь общаясь в годы войны с фронтовиками и теми, кому предстояло отправиться на фронт, он записывал рассказы о любимых песнях и воспоминаниях, с ними связанных. Но в коротких репортажах обо всём не поведаешь подробно и Иван Спиридонович предложил музыкальной редакции радио открыть цикл передач «Встреча с песней». Идея получила одобрение, а Иван Рахилло стал первым автором и ведущим «Встречи...»
В 1973 и 1976 годах в московском издательстве «Музыка» выходила книга Ивана Рахилло «Встречи с песней», в которую писатель включил избранные очерки, ранее звучавшие в его радиопередаче, а некоторые из них в прежние годы публиковались в других книгах Ивана Спиридоновича.
Творческое наследие писателя хранит Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), в том числе, тексты передач «Встреча с песней». А ещё среди рукописей в архиве, есть, к примеру, произведение «Юность Есенина», над которым Иван Спиридонович работал с 1946-го по 1978-й год, черновые наброски 1937 - 1963 годов к роману и пьесе о Владимире Ленине, дневниковые записи 1951 - 1977 годов, переписка с лётчиками Михаилом Водопьяновым и Марком Галлаем, писателями Валентином Катаевым, Леонидом Леоновым, Борисом Полевым, Владимиром Карповым, Леонидом Жариковым, художниками Сергеем Лучишкиным, Николаем Ромадиным, поэтом Михаилом Матусовским, композиторами Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым. Хранятся в РГАЛИ и письма читателей периода 1953 - 1977 годов с отзывами о произведениях Ивана Рахилло, а также афиши и программы литературных вечеров 1933 - 1976 годов с участием Ивана Спиридоновича.

По воспоминаниям современников, Иван Рахилло «всегда считал себя молодым и был им, прекрасно выглядел: высокий и по-юношески стройный, физическую форму поддерживал спортом - был отличным пловцом и лыжником». Иван Спиридонович состоял в Комиссии по военно-художественной литературе Союза писателей СССР, работал в правлении Центрального Дома литераторов, участвовал во встречах с читателями буквально по всему Советскому Союзу.
Иван Спиридонович Рахилло - автор сборников «Рассказы» (1924), «Сын улицы» (1925), «Белый эскадрон» (1926), «Цветы жизни» (юмористические рассказы, 1926), «Воспоминания Пушкина» (юмористические рассказы, 1930), «Корабли» (1931), «Крылья и мачты» (1933), повести «Счастливый город» («Первые грозы») (1933), романа «Лётчики» (1936), сборников «Чугунные часы» (1937), «Смелое сердце» (1938), «Рассказы о Чкалове» (1957), «Тамада» (юмористические рассказы, 1959), книги воспоминаний «Московские встречи» (1961), повести «Мечтатели» (1962), сборников очерков «Любовь и небо» (1964), «Предутренние звёзды» (1967), «Русское небо» (1967), «Гренада, Гренада...» (1971), «Встречи с песней» (1973), «Тысяча белых аистов» (1974), «Серебряный переулок» (1978). Художественным оформлением большинства изданий Иван Спиридонович занимался самостоятельно, так что, на страницах книг можно увидеть рисунки автора.
Иван Рахилло умер 28 января 1979 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок №54). На могильной плите надпись: «Писатель, художник, лётчик».
В 1929 году скульптор Матвей Листопад изготовил бюст Ивана Рахилло, который хранится в Санкт-Петербурге, в крупнейшем собрании российского искусства в мире - Государственном Русском музее. А в родном городе Ивана Спиридоновича на здании, построенном на перекрёстке улиц Комсомольской и Чичерина, на месте бывшей Армавирской мужской казённой гимназии, установлена мемориальная табличка: «Здание, где в мужской гимназии учился писатель И.С. Рахилло».
Подробнее с биографией и литературным творчеством Ивана Спиридоновича Рахилло предлагаем ознакомиться на сайте
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте