Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Иван Спиридонович Рахилло
![Писатель, журналист, художник и военный лётчик Иван Спиридонович Рахилло Писатель, журналист, художник и военный лётчик Иван Спиридонович Рахилло](/vstrecha_s_pesnej_img/ivan_rahillo_portretnoe_foto.jpg)
Иван Спиридонович Рахилло родился 7 января (20 января) 1904 года в городе Армавир Кубанской области в многодетной семье слесаря-жестянщика и работницы табачной фабрики. О родителях писателя известно немного. Его мать - дочь адмирала, выпускница Смольного института вышла замуж за ссыльного студента и уехала с ним на Кавказ. Под одной крышей на окраине Армавира в доме, соседствуя с питейным разгульным заведением, она открыла частную школу, где за небольшую плату могли учиться дети бедняков. Математику и труд преподавал муж. А она учила детей петь и рисовать. О матери писатель упоминает в автобиографической повести 1974 года «Мечтатели»: «...самоучкой овладела грамотой. Высшим наслаждением для неё было чтение книг. Она верила, что люди - это и есть боги. Люди своим трудом создали всё на земле. Поэтому каждый трудящийся человек достоин уважения <...> она благоговела перед образованными людьми. Не было, кажется, на свете для неё светлее и краше слова - учитель! Я был её последней надеждой. С непреклонностью отчаяния боролась мать за мою будущность...»
В био-библиографическом словаре «Писатели современной эпохи», изданном на основе анкет, заполненных самими литераторами, сказано, что Иван Рахилло «с 10 до 13 лет работал на электрической станции в машинном отделении», а в публикации 1936 года в газете «Армавирская коммуна» уточняется: «Учась зимой, он проводил свои “каникулы”, нанимаясь на работу. Работал на электрической станции, на скейтинг-ринге, полол кукурузу, выгружал дрова». В очерке о писателе, опубликованном в книге 2000 года «Именитые граждане Армавира» говорится: «под поручительство влиятельных граждан города - врача Карташёва и заводчика Мисожникова - его приняли в гимназию, где он проучился до начала Гражданской войны».
![Иван Спиридонович Рахилло, 1924 год Иван Спиридонович Рахилло, 1924 год](/vstrecha_s_pesnej_img/ivan_rahillo_1924.jpg)
В книге «Мечтатели» Иван Рахилло вспоминает: «Однажды утром я увидел движущуюся по полотну железной дороги толпу. Люди шли с обнажёнными головами и пели хором незнакомую, очень грустную и очень красивую песню. Впереди шагал художник Шестибратов, крепко держа в вытянутых руках развеваемое весенним ветром огромное красное знамя. Толпа останавливалась, образовывала круг, и мелодия взлетала к небу с новой силой. Песня брала за сердце. Я с вниманием вслушивался в её слова. ...Порой изнывали вы в тюрьмах сырых, - пели печальные женские голоса, и басы мужчин, будто морская волна, мощно вздымали мелодию на высоту. <...> Мне сразу понравилась революция. Она вошла в мою жизнь вместе с весенним ветром, песней, развёрнутым флагом и человеческой дружбой. Декоратор городского театра художник Шестибратов взял меня к себе в мастерскую. Я помогал ему писать декорации...»
Советская власть в Армавире установилась окончательно 16 марта 1920 года. Иван одним из первых записался в комсомол и был избран в городской комитет, участвовал в коммунистических воскресниках, стал бойцом одной из Частей особого назначения (ЧОН), нёсшей караульную службу у особо важных объектов города.
Известно о том, что Иван Рахилло хорошо пел (природа наградила его певческим голосом - в церковном хоре радовал прихожан, пока не стал комсомольцем), декламировал стихи, играл в инсценировках, рисовал и участвовал в изготовлении декораций к этим выступлениям. Поэтому в составе агитотряда он ездил по кубанским станицам с концертами с целью сбора продуктов для голодающих. А после Иван ушёл добровольцем в погранвойска, служил во Владикавказе, в 64-м отдельном батальоне войск ВЧК по охране границ Кавказа, был конным ординарцем. Именно в это время молодой военкор начал печататься. Его первые заметки и статьи публиковали газеты «Горская правда» (Владикавказ) и «Трудовой путь» (Армавир).
Осенью 1922 года командование воинской части, отметившее незаурядные способности бойца, выдало Ивану мандат на учёбу в Москву, на живописный факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС): «Предъявитель сего боец кавалерийского эскадрона отдельного дивизиона погранвойск охраны границ Кавказа тов. Рахилло во время добровольной службы в частях Красной армии показал себя как дисциплинированный боец, неоднократно принимавший участие в боях с белыми бандами, а также как нарождающийся талант нового пролетарского искусства. Занимаясь после несения службы в красноармейском клубе, проявил свои способности в различных областях, как-то: хорового пения (запевала эскадрона), живописи, а также и на поприще сцены. Тов. Рахилло, несомненно, займет своё определённое место в строю передовых бойцов новой, пролетарской культуры. Для выполнения вышеуказанной ответственной задачи ему и вручён сей мандат. Командование и бойцы кавдивизиона уверены, что т. Рахилло оправдает их товарищеское доверие».
Иван в свои 18 лет сразу же включился в литературную жизнь столицы: в октябре 1922 года стал членом литературного объединения «Молодая гвардия», а в 1923 году после собеседования с ректором Высшего литературно-художественного института Валерием Брюсовым был зачислен и в этот вуз. В 1925 году стал заведующим литературным отделом «Юношеской правды»... В 1971 году в книге «Гренада, Гренада...» Иван Спиридонович вспоминал об этом времени: «...лекции посещаем с “пято на десято”. Жить трудно. Голодно, холодно. Зарабатываем - кто чем. В издательстве “Молодая гвардия”, где печатаются наши первые тоненькие книжечки, выплату гонорара задерживают по полгода». Но именно этот период жизни писателя отмечен встречами с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Михаилом Светловым, Алексеем Новиковым-Прибоем, Николаем Островским, Дмитрием Фурмановым, Александром Дейнекой...
В 1929 году, по окончании Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа, бывшего ВХУТЕМАСа), Иван Рахилло стал... военным летчиком. Призыв Литературного объединения Красной армии и флота (ЛОКАФ) «о мобилизации советских писателей на дело укрепления обороноспособности СССР путём привлечения их к разработке военной тематики» побудил Ивана Спиридоновича вновь добровольно уйти в армию. Собираясь писать об авиации, он решил, что для создания образов лётчиков нужно самому уметь летать. Прошёл учёбу в 1-й авиационной школе и за высокие показатели в учебно-боевой подготовке был награждён оружием - пистолетом Коровина, начал службу в штурмовой авиации в гарнизонах Новочеркасска, Киева и Москвы. И постоянно собрал материалы для литературных произведений, которые в 1933 году вошли в сборник «Крылья и мачты», а в 1936 году - в роман «Лётчики», на котором потом будет воспитано целое поколение авиаторов.
С 1930-х годов авиация стала и делом жизни, и темой творчества Ивана Рахилло. В предвоенные годы Иван Спиридонович готовил передачи об авиации на радио, в частности, о знаменитом лётчике Анатолии Серове. В 1978 году в послесловии к книге И.С. Рахилло «Серебряный переулок» прозаик Владимир Карпов отмечал: «ещё мальчишкой, живя вдалеке от Москвы, в Средней Азии, с затаённым дыханием слушал я взволнованный голос человека, который по радио рассказывал всей стране о спасении челюскинцев, о перелёте Валерия Чкалова через Северный полюс, о воздушных парадах и праздничных демонстрациях на Красной площади. Тогда ещё не было телевидения, но благодаря яркой, красочной и необыкновенно выразительной речи рассказчика я хорошо представлял, видел перед собой всё происходящее... С тех пор я и запомнил Ивана Рахилло».
С началом Великой Отечественной войны пилот запаса Иван Спиридонович был направлен на авиазавод №1 в город Куйбышев. Трудился технологом по оснастке боевых самолётов. В канун 25-летия комсомола он выступил с инициативой построить для фронта сверхплановый бесплатный самолёт и назвать его «Владимир Маяковский». Коллектив предприятия поддержал идею, в результате на заводе было построено девять сверхплановых именных штурмовиков Ил-2: вместе с «Маяковским» врага громили «Николай Островский», «Зоя Космодемьянская», «Олег Кошевой»...
После войны Иван Спиридонович был приглашён в Москву, в Комитет по радиовещанию при Совете министров СССР. И с 1946-го по 1950-й годы работал корреспондентом редакции «Последние известия» Всесоюзного радио. По некоторым сведениям, уже в то время в своих репортажах Иван Спиридонович рассказывал о «песне в судьбе человека». Ведь общаясь в годы войны с фронтовиками и теми, кому предстояло отправиться на фронт, он записывал рассказы о любимых песнях и воспоминаниях, с ними связанных. Но в коротких репортажах обо всём не поведаешь подробно и Иван Спиридонович предложил музыкальной редакции радио открыть цикл передач «Встреча с песней». Идея получила одобрение, а Иван Рахилло стал первым автором и ведущим «Встречи...»
В 1973 и 1976 годах в московском издательстве «Музыка» выходила книга Ивана Рахилло «Встречи с песней», в которую писатель включил избранные очерки, ранее звучавшие в его радиопередаче, а некоторые из них в прежние годы публиковались в других книгах Ивана Спиридоновича.
![Иван Рахилло, Константин Симонов и Ольга Берггольц на вечере, посвящённом 75-летию со дня рождения Владимира Маяковского в ЦДЛ. 18 июля 1973 года. Фотографии из фондов РГАЛИ Иван Рахилло, Константин Симонов и Ольга Берггольц на вечере, посвящённом 75-летию со дня рождения Владимира Маяковского в ЦДЛ. 18 июля 1973 года. Фотографии из фондов РГАЛИ](/vstrecha_s_pesnej_img/rahillo_simonov_berggolc_1973.jpg)
Творческое наследие писателя хранит Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), в том числе, тексты передач «Встреча с песней». А ещё среди рукописей в архиве, есть, к примеру, произведение «Юность Есенина», над которым Иван Спиридонович работал с 1946-го по 1978-й год, черновые наброски 1937 - 1963 годов к роману и пьесе о Владимире Ленине, дневниковые записи 1951 - 1977 годов, переписка с лётчиками Михаилом Водопьяновым и Марком Галлаем, писателями Валентином Катаевым, Леонидом Леоновым, Борисом Полевым, Владимиром Карповым, Леонидом Жариковым, художниками Сергеем Лучишкиным, Николаем Ромадиным, поэтом Михаилом Матусовским, композиторами Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым. Хранятся в РГАЛИ и письма читателей периода 1953 - 1977 годов с отзывами о произведениях Ивана Рахилло, а также афиши и программы литературных вечеров 1933 - 1976 годов с участием Ивана Спиридоновича.
По воспоминаниям современников, Иван Рахилло «всегда считал себя молодым и был им, прекрасно выглядел: высокий и по-юношески стройный, физическую форму поддерживал спортом - был отличным пловцом и лыжником». Иван Спиридонович состоял в Комиссии по военно-художественной литературе Союза писателей СССР, работал в правлении Центрального Дома литераторов, участвовал во встречах с читателями буквально по всему Советскому Союзу.
Иван Спиридонович Рахилло - автор сборников «Рассказы» (1924), «Сын улицы» (1925), «Белый эскадрон» (1926), «Цветы жизни» (юмористические рассказы, 1926), «Воспоминания Пушкина» (юмористические рассказы, 1930), «Корабли» (1931), «Крылья и мачты» (1933), повести «Счастливый город» («Первые грозы») (1933), романа «Лётчики» (1936), сборников «Чугунные часы» (1937), «Смелое сердце» (1938), «Рассказы о Чкалове» (1957), «Тамада» (юмористические рассказы, 1959), книги воспоминаний «Московские встречи» (1961), повести «Мечтатели» (1962), сборников очерков «Любовь и небо» (1964), «Предутренние звёзды» (1967), «Русское небо» (1967), «Гренада, Гренада...» (1971), «Встречи с песней» (1973), «Тысяча белых аистов» (1974), «Серебряный переулок» (1978). Художественным оформлением большинства изданий Иван Спиридонович занимался самостоятельно, так что, на страницах книг можно увидеть рисунки автора.
![Иван Спиридонович Рахилло Иван Спиридонович Рахилло](/vstrecha_s_pesnej_img/ivan_rahillo_za_stolom.jpg)
Иван Рахилло умер 28 января 1979 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок №54). На могильной плите надпись: «Писатель, художник, лётчик».
В 1929 году скульптор Матвей Листопад изготовил бюст Ивана Рахилло, который хранится в Санкт-Петербурге, в крупнейшем собрании российского искусства в мире - Государственном Русском музее. А в родном городе Ивана Спиридоновича на здании, построенном на перекрёстке улиц Комсомольской и Чичерина, на месте бывшей Армавирской мужской казённой гимназии, установлена мемориальная табличка: «Здание, где в мужской гимназии учился писатель И.С. Рахилло».
Подробнее с биографией и литературным творчеством Ивана Спиридоновича Рахилло предлагаем ознакомиться на сайте
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.