Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Памяти
Виктора Витальевича Татарского
Елена Камбурова
о Викторе Татарском и радиопередаче «Встреча с песней»
- Елена Антоновна, конечно, печальный повод для интервью... Ещё совсем недавно Виктор Витальевич был полон планов – готовил сценарии выпусков «Встречи с песней» аж на начало 2024-го года, на 5 марта наметил записи передач, ожидал свежую почту от своего звукорежиссёра Дмитрия Фёдорова, который должен был в этот день привезти большое количество писем, во многих из которых, несомненно, были поздравления с 55-летием передачи... Мы с Виктором Витальевичем общались по телефону буквально за несколько дней до его ухода, и он обо всём этом рассказывал, и голос был бодрый... А у меня были уже готовы почти два десятка архивных фонограмм для новых выпусков «Встречи...», которые просил разыскать Виктор Витальевич...
Ваш голос звучит во «Встрече с песней» на протяжении практически всех лет жизни передачи, звучит, я бы сказал, даже чаще многих других известных вокалистов. О Вас и песнях вашего репертуара пишут слушатели «Встречи...». И день рождения Ваш «Встреча с песней» исправно отмечает, да и в рубрике «От автора» Виктор Витальевич Татарский, бывало, включал ваши записи... Вы были знакомы с Виктором Татарским, наверняка, столько же лет, сколько и «Встрече с песней»...
- Это было ещё в конце 60-х... Виктор Татарский впервые побывал на концерте, в котором я выступала, подошёл ко мне, мы познакомились. И он спросил, есть ли у меня записи песен, предложил предоставить ему какие-то записи для передачи «Встреча с песней». Я с удовольствием отдала ему «Песенку о Лёньке Королёве» Булата Окуджавы и «Песенку клоуна» Юлия Кима.
- Получается, что эти песни прозвучали по радио раньше их издания в грамзаписи...
- Да, вообще, радио мне очень и очень помогло. Была такая радиостанция «Юность». Её слушала тогда вся молодёжь. И вот такая большая удача была, мне повезло, что как раз на «Юности» я записала «Балладу о гитаре и трубе». Это была моя первая запись для радиостанции «Юность».
«Баллада о гитаре и трубе»
(музыка Яна Френкеля, стихи Юрия Левитанского)
- Благодаря Вам по радио стали звучать песни не только Булата Окуджавы, но и Юлия Кима, Новеллы Матвеевой...
- Мне также повезло, что удалось записать в самом начале моего творческого пути где-то десять песен Новеллы Матвеевой. Это была, действительно, невероятная удача! Радио тогда очень прогрессивное было. И редакторы решились на такую запись, песни зазвучали на радио. И поэтому, когда мы встретились с Виктором Татарским, как раз у меня уже были плёнки с этими записями, я и предоставила ему.
Фрагмент 1075-го выпуска «Встречи с песней». Письма С.И. Павловой и А.М. Быкова:
Песня Тани из радиоспектакля «Дикая собака динго»
(музыка и стихи Новеллы Матвеевой)
- Прав был филофонист Михаил Мангушев – первый помощник «Встречи с песней», говоря о том, что многие песни проходили «обкатку» в радиоэфире прежде, чем появиться на грампластинках.
- Вообще, это было удивительное время – такая «оттепель», понимаете... И это удивительное время как раз совпало с тем, что я начала исполнять песни Окуджавы, Матвеевой, Кима... - этих поэтов. И песни прозвучали, и у меня сразу появилась огромная аудитория, молодёжная. Так что, это чудо, что они были как раз в то время. А «Встречу с песней» очень любили радиослушатели. И попадание в эту передачу тоже давало многое. Помню, что «Баллада о гитаре и трубе» - музыка Яна Френкеля, стихи Юрия Левитанского, после «Встречи с песней» стала звучать по радио и в других передачах... Я не люблю слово «популярность», но – известность в каком-то роде, да, мне дала «Встреча с песней».
- Выходит так, что Ваш голос зазвучал в этих песнях раньше, чем голоса их авторов - Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, Юлия Кима... То есть, Вам первой удавалось эти песни провести в эфир...
- Песни Новеллы Матвеевой, точно. Сначала я их записала, а уже после появились и записи её голоса. Да и с Булатом - тоже. Записала его песни, когда он ещё вообще не звучал на радио... (Впервые именно в эфире «Юности» имя Булата Окуджавы было сказано публично на радио). Да, вот так получилось.
«Песенка о Лёньке Королёве»
(музыка и стихи Булата Окуджавы)
- Новелла Николаевна Матвеева
- Об этом я не знала. Новелла Матвеева вообще такой немножко замкнутый человек. Мне не было известно о том, что она так трепетно относится к передаче...
- Но это было! И даже под впечатлением от услышанной во «Встрече...» пьесы «Ночная стража в Мадриде» Новелла Николаевна написала стихотворение, которое затем «Литературная газета» опубликовала и в одной из передач его прочитал Виктор Витальевич.
- Удивительно!..
Фрагмент 892-го выпуска «Встречи с песней»:
«Ночная стража в Мадриде»
(Луиджи Боккерини, Новелла Матвеева)
Стихотворение читает Виктор Татарский
- Знаю, что Виктор Татарский разыскал редкие Ваши записи и передал в Театр музыки и поэзии, и они затем были изданы на компакт-дисках. То есть, «Встреча с песней» помогла найти Ваши редкие фонограммы...
- Да, некоторые записи. Я сейчас уже точно не помню, какие именно, но они были изданы на дисках...
- Виктор Витальевич очень бережно относился к слову – и в песнях, и в письмах. Он радовался неожиданно ярким, необычным речевым оборотам в письмах слушателей. Иной раз говорил, что не каждый писатель так образно напишет, как этот радиослушатель!.. И в песнях для него очень значима была поэзия...
- Безусловно! Он чутко слышал звучащее слово! Ведь песня песне рознь. Очень много было эстрадных песен – милых, хороших и не таких грубых, как потом появились на эстраде, это были просто милые песни. Но они ничего не давали душе по-настоящему. Поэтому, когда появились песни, допустим, Новеллы Матвеевой, которые раскрывали мир чудесно... Вот, например, как она написала об окраинах - о том, как строятся дома... Казалось бы, просто строятся дома и что в этом?.. А она возвела эту обыденную картину в такую поэзию! И так красиво об этом написала! Это опоэтизированный мир...
«Окраины»
(музыка и стихи Новеллы Матвеевой, обработка Кирилла Акимова)
Когда появились песни Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, это были совершенно другие песни для эстрады. А для меня это было великое начало, когда я влюбилась в эти песни и стала их петь. И они, собственно, определили весь мой последующий репертуар, который строился именно на стихах. Поэтому, я всегда старалась говорить не «текст песни» или «слова песни», а – стихи. Мне всегда очень важно было говорить – стихи. «Баллада о гитаре и трубе» – песня Яна Френкеля, а стихи Юрия Левитанского. Очень важно было произносить имя автора, имя поэта.
- И во «Встрече с песней» неизменно указываются имена не только исполнителей песен, но и их авторов. Сейчас вообще редко в эфире вспоминают авторов песен... А Виктор Татарский говорит в передаче о песне, называя её авторов, «музыка и стихи».
- Да. Потому что, песня и начинается со стихов. Как правило, появляются стихи, а потом уже к ним приходит музыка, окрыляет их. Так что, конечно, стихи, стихи...
- Виктор Витальевич рассказывал о том, что были концерты «Встреча с песней» – «устные выпуски передачи», которые проходили и в Москве, и в Ленинграде. Знаю, что Вы участвовали в них.
- Он прекрасно вёл эти вечера! И в них выступала не только я, но и другие исполнители. К сожалению, сейчас не могу уже назвать их, не точно помню, но то, что я участвовала в них, это точно.
- Жанна Бичевская участвовала вместе с Вами в этих концертах, в Ленинграде – Александр Борисов...
- Жанна Бичевская, конечно, участвовала, да. Была такая форма встречи со зрителем как «Устный журнал». То есть, это несколько разных тематических страниц: поэзия, музыкальная страница, политическая обязательно страница, историческая... В общем, большое разнообразие тем.
- Получается, подобие звукового журнала «Кругозор», на страницах которого были все темы – от политики до эстрадной музыки...
- Да, это точно то же самое, что и «Кругозор», только на сцене. И вот песенная страница – страница «Встречи с песней». И Виктор Татарский как раз участвовал в таких журналах.
- А звучали ли в таких «Устных журналах» фрагменты литературных композиций в чтении Виктора Татарского?
- Безусловно! Он ведь был и актёром, и уникальным радиоведущим. Вообще, личность очень интересная. Он очень основательно готовил передачи. Очень избирательно подбирал песни. Ему было очень важно: какая песня прозвучит и в каком исполнении. И то, что я со своим репертуаром попала к нему в передачу, это тоже много значит. Потому что, я как-то с самого начала оказалась отдельно от всей эстрады – я существовала как бы сама по себе, вне остальной эстрады. И поэтому то, что Виктор Витальевич выбрал меня, мои записи для передачи, очень много для меня значит.
- Как-то Виктор Витальевич, говоря о Вас, произнёс: «Елена Камбурова – женщина с мужским характером». Как Вам такая характеристика?
- Вы знаете, может быть... Интересно сказано. Видимо, моя целеустремлённость и выглядела как мужской характер. Просто, я не отступала никогда от найденного мной пути, понимаете... Ведь мне сколько говорили: «Боже мой, ну, спой вот такую-то песню, сразу популярность придёт!..». Помню, самая первая моя запись на радио была с песней «Я тебя не люблю» – такая простенькая песенка. Композитор Кирилл Акимов привёл меня на радио, и мы сразу записали эту песню. Я записала, но в голову мне даже не пришло, что это может быть моя песня на сцене. Я поняла, что она не имеет никакого отношения ко мне. Такая милая эстрадная песенка. Помню, когда она прозвучала по радио, как сразу мне стали писать письма много девушек о том, как им понравилась песня, как это мило... Но это ничего общего с той моей историей, которая потом стала моей песенной биографией не имело. И когда я начала петь песни Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, вот тут я поняла, что это моё! И дальше уже все остальные песни я брала в репертуар только по принципу: сочетаются ли они с этим миром, миром Песни Окуджавы и Матвеевой или нет. Потом появился Юлий Ким, потом – Владимир Дашкевич с песнями, с огромным репертуаром, который подарил мне цикл на стихи Маяковского, Мандельштама, Ахматовой... Невероятно, как много мне дал Владимир Дашкевич! Так что, вот такая история. И то, что Виктор Витальевич обратил на это внимание – и на мои песни, и на мою целеустремлённость, очень многое говорит о нём как о человеке, который умел чувствовать и музыку, и поэзию. Он мог бы просто пройти мимо, не подойди ко мне когда-то на концерте... Он умница просто!
- Елена Антоновна! Вы сказали о песне «Я тебя не люблю» как о совершенно не свойственной вашему репертуару. Но и у этой песни до сих пор есть поклонники! Несколько лет назад Виктор Витальевич просил разыскать её запись. На пластинках и компакт-дисках песня не издавалась. Фонограмма, когда-то записанная на радио, сохранилась только в фонотеке Вашего театра... Возможно, песня ещё прозвучит в выпусках «Встречи...», которые успел записать Виктор Витальевич и которые продолжают выходить в эфире «Радио России»...
- Но, понимаете, это совершенно не моя песня! Она теперь не вяжется с моей биографией, с моей сутью, это просто милая такая песенка...
- Тем любопытнее будет её вновь услышать через много лет... Значит, в почте передачи было интересное письмо, связанное с этой песней. Иначе Виктор Татарский не принялся бы искать запись песни... Вот в этом и уникальность передачи «Встреча с песней»: для исполнителя песня малозначима, а для кого-то из радиослушателей памятна, связана с чем-то очень и очень важным в жизни... Да, аналогов такой музыкальной передачи не было и нет в мире...
- «Встреча с песней» – это огромное явление, неповторимое явление, невероятное и единственное явление! Это невероятно, что сложилась такая яркая судьба у этой передачи. Оказывается, 55 лет может звучать по радио передача...
- С первого выпуска «Встречи с песней» Виктор Татарский определил одну из главных задач передачи: восстановление и сохранение песенного фонда. И «Встреча с песней», действительно, сумела вернуть людям сотни и сотни редчайших записей...
- Да, безусловно!
Фрагмент 1427-го выпуска «Встречи с песней». Письмо С.П. Сотской:
«Ёлка»
(музыка Александра Лущика, стихи Бориса Пастернака)
- Каким Вам запомнился Виктор Витальевич Татарский?
- Мне он запомнился как добрый и светлый человек. И вечная память Виктору Витальевичу Татарскому...
Беседовал Виталий Гапоненко, 16 марта 2022 года
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.