Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1429
(29 января 2022 года)
К 55-летию передачи
Открывая 1429-й выпуск, Виктор Витальевич Татарский сообщает радиослушателям о том, что 31 января 1967 года - 55 лет назад в эфир вышел первый выпуск «Встречи с песней».
-
Автор письма: Виктор Павлович Воронов, “...я призывался 17-летним в 1944 году. В январе 44-го Красная армия и Балтийский флот окончательно ликвидировали кольцо вражеской блокады Ленинграда. Свершилось это 27 января. Мы, отряд моряков, по приказу командования из Кронштадта прибыли в Ленинград. Следы 900-дневных обстрелов, бомбардировок с воздуха были видны повсюду. На набережной Васильевского острова, на других проспектах и улицах, где мы проходили, виднелись надписи крупными буквами “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна”. У многих домов в окнах вместо стёкол - фанера. Улицы немноголюдны. Может, сказывался рождественский мороз. Но будто теплее становилось, когда встречные прохожие, больше женщины, приветливо улыбались, помахивая нам рукой. Мы чем только могли, помогали ленинградцам. Многие квартиры обогревались ещё железными “буржуйками”. Мы заготавливали дрова в ближнем лесу. После 1944 года я услышал песню, в которой были такие слова:
“Мне всё помнится: в ночи зимние
Над Россией, над родимою страной,
Весь израненный, в снежном инее
Гордо высился печальный город мой...”
Таким, действительно, увидели мы Ленинград, когда в январе пришли туда из Кронштадта”, город Нерехта, Костромская область. Песня «Наш город» («Мой Ленинград»). Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Алексей Фатьянов. Исполняет Ансамбль Краснознамённого Балтийского флота, солисты Анатолий Шмаков и Пётр Шевченко. Грампластинка 1945 года. 27 января - день полного снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Песня «Наш город» была написана в 1944 году, вскоре после полного освобождения Ленинграда от фашистов. -
Автор письма ко дню рождения «Встречи с песней»: Валентина Петровна Шестакова, «Здравствуй, любимая “Встреча...”! Мои друзья говорят мне, что я человек звука. Честно признаться, не очень понимаю, что это значит. Но это верно, что именно через голос, интонации, теплоту Вашего голоса я излечилась тогда, зимой 1979 года от охватившего меня разочарования. Я учитель иностранных языков. Интонации в общении, теплота, необходимая для душевного обмена между учителем и детьми - это так важно! И вот я что-то, видимо, потеряла на тот период жизни... Был поздний тюменский вечер. Я прилегла и сквозь дремоту ощутила непонятной природы блаженство. Оно было послано свыше. Это был голос. Лечебный, целительный. Лечусь, исцеляюсь по-прежнему. Если приходится пропускать выпуск “Встречи...”, нахожу в Интернете, укрепляюсь духовно», город Тюмень. Виктор Татарский: «Удачи Вам, Валентина Петровна, доброго настроения! Извините, я сегодня простужен...».
-
Автор письма: Аркадия Раевская-Хаист, «...в 1936 году на экраны страны выходит фильм “Дети капитана Гранта” по мотивам популярнейшего романа Жюля Верна. Постановщики фильма стремились показать, как сила, храбрость, ловкость и мужество преодолевают все препятствия. Фильм сразу же завоевал любовь зрителей - и больших, и маленьких. В фильме звучит музыка Исаака Дунаевского. Блестяще написана увертюра. Она уводит нас в романтическую атмосферу фильма. Она яркий пример того, что Дунаевский всегда очень серьёзно относился к лёгкому жанру, в котором работал всю жизнь. Я хочу привести здесь слова замечательного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, написанные им в статье “Большой талант, большой мастер”: “Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента - не зря так полюбилась слушателям, что и по сей день её часто по многочисленным просьбам передают по радио...”. Вот и я хочу обратиться к Вам, уважаемый Виктор Витальевич, включите, пожалуйста, эту увертюру в одну из наших “Встреч...”. Буду ждать и надеяться», город Орёл. Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» (1936 год, режиссёр Владимир Вайншток). Композитор Исаак Дунаевский. Исполняет симфонический оркестр под управлением Исаака Дунаевского. Запись 1950 года. 30 января 1900 года родился советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог, автор 11 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен; народный артист РСФСР Исаак Осипович Дунаевский. Ко дню рождения Исаака Дунаевского (1900-1955).
Упоминаемые персоны: Жюль Верн (Jules Verne, 1828-1905, французский писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников жанра научной фантастики, гуманист; член Французского Географического общества; по статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи); Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975, советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок).
-
Автор письма: Светлана Петровна Сотская, город Омск, «...что значит для меня “Встреча с песней”? А что для меня память, искренность, сопереживание? Просто люблю эти спокойные субботние, в чём-то даже терапевтические вечера светлых воспоминаний, радостных узнаваний, доверительных повествований о личном, по большому счёту, оказывающимся частью общего, нас объединяющего. Это о жизни и про жизнь, и чтобы она продолжалась для тех, кто уже ушёл... Какая прелестно-лукавая Клавдия Шульженко звучит, живёт во “Встрече...”! А сколько прекрасных оперных певцов слушаем мы, благодаря памяти их поклонников, написавших нам! И много раз во “Встрече...” происходили и происходят удивительные пересечения того, что Вы читаете с тем, что дорого для меня. Например, в школьном возрасте, лет в 13 завела я толстую тетрадку-песенник. В числе первых записала в нём текст “Песни о добром человеке”. Пел её Эдуард Хиль:
“Человек был тише ночи,
Человек был проще неба,
Только был он добрым очень,
Никогда жестоким не был...
Он ходил от цветка к цветку,
Зажигал от цветка цветок,
У ночей отбирал тоску,
Чтобы ты тосковать не мог.
Больше он ничего не умел,
Больше он ничего не хотел...”
Вот такая балладная, странная, очень отличавшаяся от официальной эстрады, запавшая в душу детства песня... Оказалось, песня написана сестрой молодого человека, погибшего на границе в самом начале Отечественной войны. Посвящена она брату. Где, кроме нашей передачи, Виктор Витальевич, я могла бы это узнать? Прежде, чем прозвучит “Песня о добром человеке”, позвольте задать Вам вопросы о “Встрече с песней”»:
- «Сколько прошло времени между моим отправлением и Вашим чтением этого письма?»
Виктор Татарский: «Два-три месяца».
- «Можете ли перечислить наиболее активных авторов писем во “Встречу...”? Наверняка, они есть».
Виктор Татарский: «Есть. Николай Александрович Орлов (Петербург), Рудольф Александрович Зернин (Пермь), Вы - Светлана Петровна Сотская (Омск) и большая группа людей, живущих в городе Орле, Виталий Васильевич Гапоненко, конечно».
- «Поиск какого произведения Вам особенно запомнился?»
Виктор Татарский: «Каждый поиск, когда он заканчивается, он забывается».
- «Что не нашлось до сих пор?».
Виктор Татарский: «Нашлось всё, что должно было найтись».
- «Приходилось ли Вам получать письма на иностранных языках?»
Виктор Татарский: «Были такие письма. Но чаще были письма и есть письма от соотечественников, живущих за границей».
- «Были ли моменты нехватки писем для программы?»
Виктор Татарский: «Нет! Такого... никогда такого не было».
- «И наоборот - дни физической невозможности всё присланное прочесть?».
Виктор Татарский: «Такое всегда бывает. Писем очень много».
- «Доверяете ли Вы чтение писем, пришедших во “Встречу...” ещё кому-нибудь?».
Виктор Татарский: «Нет. Это авторская передача. И все письма читаю только я».
- «И, наконец, как Вам лучше писать (Вам больше нравится читать) “по электронке” или “от руки”?»
Виктор Татарский: «От руки, конечно. Но, в общем, это как вам удобнее».
«Песня о добром человеке» («Баллада о добром человеке»). Композитор Станислав Пожлаков. Поэт Розалия Амусина. Исполняет Эдуард Хиль. -
Автор письма: Анатолий Казаков, «...в своё время мой отец, фамилию которого носят его дети и моя мама, будучи навеселе, допускал в адрес мамы шутки с использованием имени и фамилии поэта Риммы Казаковой. Но в его словах были положительные ассоциации, связанные с именем Риммы Фёдоровны Казаковой и её весьма значимой ролью в жизни, в общественности страны и Москвы, где она до последних своих дней возглавляла городской Союз писателей, о чём и мой отец едва ли задумывался. Лично я вправе гордиться наличием в истории российской литературы знаменитой однофамилицы. И прошу вспомнить её песню “Ненаглядный мой”. Прочтите это письмо ко дню рождения Риммы Фёдоровны Казаковой», Москва. Песня «Ненаглядный мой». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Римма Казакова. Исполняет Мария Пахоменко. 27 января 1932 года родилась советская и российская поэтесса, переводчица, автор многих популярных песен советского периода и 1990-х годов Римма Фёдоровна Казакова. К 90-летию со дня рождения Риммы Казаковой (1932-2008).
-
Автор письма: Екатерина Евгеньевна Акулова, журналист, «...посёлок Усть-Пинега всего в 90 километрах от Архангельска. Поэтому, новое в мире эстрадной музыки приходит сюда быстро. Первая пластинка с записью песен Валерия Ободзинского, привезённая кем-то из города, без преувеличения, лишила покоя жителей посёлка. Стояла зима. Из деревянных домов, с наглухо законопаченными от северных холодов щелями в окнах, как правило, не доносится до улицы ни один звук. Но на этот раз произошло невероятное! Голос певца прорвался на улицу, заполняя собой всё ближайшее пространство. Ободзинский так искренне пел о любви, ради которой готов стоять у подъезда - “Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег...”, что мы, тогда ещё даже не старшеклассницы, готовы были стоять на морозе, чтобы вновь и вновь слышать этот завораживающий голос... Потом, спустя годы, о певце скажут: «у него в горле кусок золота»! И другого определения тембру так и не придумают. В посёлке имелся свой вокально-инструментальный ансамбль. Местные музыканты исполняли даже песни на английском языке из репертуара “Битлз”, но перепеть Ободзинского не решался никто... Второе моё знакомство с певцом произошло в Ярославле, куда Ободзинский приезжал с концертом. Стадион был полон. Зрители принимали его песни на бис... В 1986 году любимец публики ушёл со сцены. Тонкая лирическая натура не выдержала прессинга со стороны идеологии. От него требовали произведений с патриотическим уклоном, а он был верен и выбранной теме и самобытной манере исполнения. Его песни о любви пробуждали в слушателях самые светлые чувства. И когда в 1994 году 52-летний Валерий Ободзинский вернулся нак эстраду, зал ликовал! Голос был всё тот же, но в нём не было прежнего лирического настроя. Прибавилась грусть... К сожалению, новый этап творческой деятельности певца продлился недолго... », город Вятские Поляны, Кировская область. Песня «Играет орган». Композитор Давид Тухманов. Поэт Михаил Пляцковский. Исполняет Валерий Ободзинский. Запись 1969 года. 24 января 1942 года родился один из самых популярных певцов в СССР в 1960-е - 1970-е годы, заслуженный артист Марийской АССР Валерий Владимирович Ободзинский. К 80-летию со дня рождения Валерия Ободзинского (1942-1997).
-
Автор письма ко дню рождения «Встречи с песней»: Светлана Моргачёва, «...дорогой Виктор Витальевич! Я с огромным нетерпением жду, когда прозвучат на “Радио России” позывные вашей замечательной “Встречи с песней”. Мне 38 лет, а слушаю “Встречу...” я с детства, лет с 12. За это время с Вашей помощью и помощью тех, кто содействует Вам, я открыла для себя много прекрасных музыкальных произведений. Кроме того, обилие разнообразных человеческих историй, рассказанных в письмах людьми, пережившими всё, о чём они пишут, трогает душу. Ваш неповторимый спокойный голос придаёт передаче особый оттенок...» (Простудный оттенок он передаёт, - В.Т.) «...“Встреча...” объединяет поколения, связывает людей разных национальностей и конфессий. Большинство человеческих историй, рассказанных в передаче, интересны для многих. Люди смеются и плачут вместе с авторами писем. Долгой и счастливой жизни нашей “Встрече...”!», Москва. Песня «Поздравления» («Congratulations»). Композитор Фил Култер (Phil Coulter). Поэт Билл Мартин (Bill Martin). Исполняет Клифф Ричард (Cliff Richard).
В завершении передачи Виктор Витальевич Татарский напоминает слушателям:
«55 лет назад, в конце января 1967 года в эфир Всесоюзного радио вышел первый выпуск “Встречи с песней”. С тех пор эта передача постоянно со своими слушателями, без единого перерыва во 2-ю, 4-ю и 5-ю субботы в 21 час 10 минут по Москве на волнах “Радио России”. Все 55 лет с вами Виктор Татарский. Звукорежиссёр сегодня Дмитрий Фёдоров. Наша следующая суббота - 12 февраля. Из поэтических приветствий участников “Встречи с песней”. Владимир Фёдорович Степанов, город Рыбное Рязанской губернии (мой дружок поэт Саша Шаганов* сказал: “Оставь в стихах Владимира Фёдоровича всё, как он написал и никаких точных рифм не ищи, испортишь!”). Итак:
“Дорогой Виктор Витальевич!
Не именитый и ничем не знаменитый,
Не заслуживший ни денег, ни наград,
Мы добровольно под «татарским игом»
Ещё готовы долго процветать!”»
Примечание: * Александр Алексеевич Шаганов - советский и российский поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням.
Выпуск 1429 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1428 | Выпуск 1430 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте