Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1430
(12 февраля 2022 года)
-
Автор письма: Павел Ильич Митрофанов, «...у меня именно в вашей передаче более 25 лет назад произошла настоящая “Встреча с песней”, в которой прозвучали слова:
“Молнией небо расколото,
Пламя во весь горизонт.
Наша военная молодость -
Северо-Западный фронт...”.
Я был поражён - это же о боях под Старой Руссой! Такие слова мог написать только человек, видевший этот горизонт в пламени под Старой Руссой зимой 1941-1942 годов. Я это пламя видел. Мне тогда было 10 лет и мы находились в 20 километрах за Старой Руссой на оккупированной территории Ленинградской области. Днём на горизонте поднимались сплошные клубы дыма. А ночью у нас, за 20 километров, было светло от выстрелов и пожаров. И так примерно 10 суток. Затем всё стихло... Жители, в том числе и мой отец, хоронили наших погибших солдат. Похоронили, как он говорил, много... Я потом, через 20 лет долго искал в книгах о войне ответ на вопрос: “Почему под Старой Руссой были такие бои?”. И наконец нашёл в книге “Советский Союз в Великой Отечественной войне. Приказы, распоряжения с 22 июня 1941 года по май 1945 года”. Там сказано кратко: “...началась старорусская операция. Цель операции - прорвать оборону противника в районе Старой Руссы, выйти в тыл немецкой группировки войск, блокирующей Ленинград, снять блокаду с Ленинграда”. И приписка: “...задача, поставленная войскам, не выполнена...”. Вот почему военные историки и мемуаристы молчат об этих боях - задача войсками не была выполнена... Но солдаты сражались, отдавали жизнь для помощи блокадному Ленинграду... В нашей семье два старших брата пропали без вести - Фёдор и Владимир. Но и погибшие, и пропавшие без вести не забыты! Они в нашей памяти и в этой песне. Виктор Витальевич, передайте, пожалуйста, эту песню. Пусть она прозвучит в память о погибших и напомнит о трудных боях тем, кто остался жив. Эта песня касается судеб многих людей», Нижний Новгород. Песня «Пушки молчат дальнобойные». Композитор Матвей Блантер. Поэт Михаил Матусовский. Исполняет Краснознамённый ансамбль имени А.В. Александрова, солист Борис Шапенко. К 80-летию боёв под Старой Руссой войск Северо-Западного фронта с немецко-фашистскими оккупантами (зима 1941-1942 годов).Упоминаемые персоны: Фёдор Ильич Митрофанов (старший брат Павла Митрофанова, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны); Владимир Ильич Митрофанов (старший брат Павла Митрофанова, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны).
-
Автор письма: Андрей Ефимович Мизанов*, «...после войны мы, учителя, поехали в Москву. Осмотрели многое и случайно оказались возле Большого театра. А там в этот день давали оперу “Евгений Онегин” и билеты на летнее время днём были очень дешёвыми. Кассирша попросила нас оставить сумки и чемоданы в кассе, выдала билеты и мы оказались в Большом театре. Не буду описывать восторг кубанских хуторян в зале. Но меня лично поразило пение певца Рейзена в арии о любви к Татьяне. Певец уже был пожилой, но голос чистый, рокочущий душевно басом. И я подумал: вот каким должен быть мужчина в России - мощным, открытым, нежным к женщинам и авторитетным. Это осталось в памяти навсегда. Я достал пластинки с ариями Рейзена и включал на уроках истории культуры специально для парней старших классов. Сейчас у меня четыре внука, одна внучка. Уже все женатые. Шесть правнуков и пять девочек - правнучек. Всего шестнадцать. Собираю их на субботу и прошу уважаемого Виктора Татарского включить для нашего семейного “колхоза” “Арию Гремина” в исполнении Рейзена. Пусть учатся быть сильными и честными», учитель, почётный гражданин города Славянск-на-Кубани. «Ария Гремина» («Любви все возрасты покорны») из третьего акта оперы «Евгений Онегин». Композитор Пётр Чайковский. Автор либретто по мотивам одноимённого романа в стихах Александра Пушкина Константин Шиловский. Исполняет Марк Рейзен. Оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Мелик-Пашаев. Грампластинка 1948 года. 10 февраля 2022 года - 185 лет со дня гибели великого русского поэта, драматурга и прозаика, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века Александра Сергеевича Пушкина. Ко дню памяти Александра Пушкина (1799-1837).
-
Автор письма: Николай Александрович Орлов, «...зажжём свечу утром 17-го... Именно в этот день оборвалась жизнь выдающегося рок-поэта и музыканта Александра Николаевича Башлачёва. Тридцать с лишним лет с того злополучного дня... За это время многое сильно изменилось. 3 августа исполнится 34 года сыну Александра - Егору. А 17 марта - 50 лет сестре Александра Елене, с которой он был очень дружен. А сколько рок-групп и отдельных исполнителей появилось за эти годы и сколько их утонуло, ушло в небытие... А вот место Александра за эти тридцать с лишним лет так никто и не занял. И сейчас мы можем уверенно сказать: творчество Башлачёва - это когда правильные слова стоят на правильных местах и в правильном порядке. Возьмите любое стихотворение Башлачёва... Саша Башлачёв был отличнейшим скромным парнем, который никому не завидовал. Всем окружающим его он желал только хорошего. Именно за это его любили и уважали окружающие...», Санкт-Петербург. Песня «Как ветра осенние». Автор музыки и стихов Александр Башлачёв. Исполняет Александр Башлачёв (фрагмент песни). 17 февраля 1988 года ушёл из жизни рок-музыкант, поэт, бард, певец, автор-исполнитель, художник и журналист Александр Николаевич Башлачёв. Памяти Александра Башлачёва (1960-1988).
-
Автор письма: Иван Штраух, капитан, город Орёл, «...я - человек военный и хотел бы написать о военных животных. Не секрет, что много веков их используют для тяжёлой и опасной военной работы. Кавалерия была главной ударной силой армий Древнего Египта, Греции, Рима. Цари-полководцы поставили себе на службу слонов, которые своими размерами и мощью приводили в ужас чужеземные войска. Во время Отечественной войны при проведении боевых операций в горах наши войска для перевозки боезапаса, провизии, орудий могли использовать только лошадей и мулов. Эти животные выносливы и неприхотливы, способны скрытно в любую погоду доставлять в нужное место большое количество грузов. Наверное, ни одно живое существо не служило человеку так долго на протяжение многих веков, как собака. Нет более надёжного сторожа, чем верный пёс. Многие солдаты, получив ранение в бою, были вытащены с поля боя специально обученными собаками. Порядка трёхсот фашистских танков были подорваны специально обученными четвероногими. В 1989 году советские учёные совместно с командованием Тихоокеанского флота провели учение, в котором участвовали специально обученные морские котики Гром и Марго. Из 23 “диверсантов”, которые должны были проникнуть на охраняемый ими объект, задачу не выполнил никто. Звери безошибочно находили водолазов и лёгким ударом головы выталкивали их на поверхность. Я люблю животных. Дома меня всегда ждут два моих друга - шимпанзе Майкл и кот Сомс. Они отлично ладят друг с другом. Кот часто засыпает у Майкла на коленях. Майкла я привёз из Конго, где был в длительной служебной командировке. В то время он был ещё малышом. Очень бы хотелось услышать в вашей передаче добрую старую песню 1980-х годов:
“Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря”.». Песня «Просьба» («Раненая птица»). Композитор Александра Пахмутова. Поэт Роберт Рождественский. Исполняет Серёжа Парамонов. Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством Виктора Попова. Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Дирижёр Юрий Силантьев. -
От автора: фрагмент литературной композиции народного артиста Российской Федерации Виктора Витальевича Татарского по автобиографической книге Александра Николаевича Вертинского «Дорогой длинною...»**. Песня «Концерт Сарасате». Автор музыки слов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Партия фортепиано - А. Блох. Грампластинка 1929 года***.
-
Автор письма: Людмила Николаевна Климова, «...очень давно слушаю и люблю “Встречу с песней”, но не обращалась с конкретной просьбой, так как исполнение любой считаю своей и всегда благодарная вам за неё. Ну, если только одну. В наше время у всех девчонок были заведены альбомы-песенники. Завела такой и я. Помню, с каким трепетом я к нему относилась и особенно к первой его песне. Она называется “За дальнею околицей”. Песня написана в 1942 году****. Её авторы - композитор Николай Будашкин и поэт Глеб Акулов. Это я узнала уже потом. А слова первого куплета такие:
“За дальнею околицей,
За молодыми вязами,
Мы с милым расставались,
Клялись в любви своей.
И были три свидетеля:
Река голубоглазая,
Берёзонька пушистая,
Да звонкий соловей”.
Прошу, если можно, дать мне её услышать», город Серов, Свердловская область. Песня «За дальнею околицей». Композитор Николай Будашкин. Поэт Глеб Акулов. Исполняет Зоя Рождественская. Джаз-оркестр под управлением Николая Минха.
Примечание: * Андрей Ефимович Мизанов родился 20 августа 1926 года в селе Дубовка Ростовской области. 5 мая 1943 года шестнадцатилетним подростком был призван на фронт. Служил на Карпатах в 65-м гвардейском зенитно-артиллерийском дивизионе 70-й Глуховской стрелковой дивизии. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, почётный гражданин города Славянска-на-Кубани. Награждён Медалью за Победу над Германией, шестью юбилейными медалями. Андрей Мизанов более 60 лет преподавал в школе историю и военное дело, был директором школы №8 Славянска-на-Кубани. В 1970 году Андрей Ефимович организовал лагерь для «трудных» подростков, увлекал их занятиями спортом и трудом, организовывал шлюпочные походы по рекам Краснодарского края. В течение ряда лет возглавлял городской Совет ветеранов Великой Отечественной войны и труда Славянска-на-Кубани. О жизни и педагогической деятельности А.Е. Мизанова неоднократно писали газета «Заря Кубани» и альманах «Копыл». Ушёл из жизни Андрей Ефимович Мизанов 25 ноября 2013 года.
Примечание: ** другие фрагменты литературной композиции Виктора Татарского по автобиографической книге Александра Вертинского «Дорогой длинною...» слушайте в 1399, 1403, 1406, 1409, 1421, 1424, 1428, 1433, 1435, 1453, 1459 и 1460 выпусках «Встречи с песней».
Примечание: *** песня «Концерт Сарасате» была написана Александром Вертинским в 1927 году в Черновицах, а записана на грампластинку в 1929 году в Берлине.
Примечание: **** песня «За дальнею околицей» была написана в 1938 году, а премьера её состоялась в осаждённом Ленинграде в январе 1942 года.
Выпуск 1430 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1429 | Выпуск 1431 |
@RETROportalRU
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
@RETROportalRU
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте