Автор письма: Галина Николаевна Синицина, «...если бы меня спросили, что я взяла бы с собой в космос (если бы я туда полетела), я бы ответила: “Книги Константина Георгиевича Паустовского, стихи Вероники Аркадьевны Частиковой и передачу «Встреча с песней»”», Нижний Новгород.
«Лунная соната» («Соната для фортепиано №14 до-диез минор, ор. 27, № 2»), I-я часть.
Композитор Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven). Исполняет Лондонский филармонический оркестр (London Philharmonic Orchestra). Дирижёр Дуглас Геймли (Douglas Gamley).
Упоминаемые персоны:
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, русский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент);
Вероника Аркадьевна Частикова (1927-2003, поэт, журналист, выпускница историко-филологического факультета Горьковского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, с 1951 по 1995 год - литературный сотрудник отдела культуры, корреспондент газеты «Горьковская правда» («Нижегородская правда»); автор поэтических сборников «Серебряный возраст», «Сквозь солнце», «Друзьям»; «...не обязательно поэту иметь тома своих произведений, чтобы найти дорогу к сердцам людей. Вероника Аркадьевна это сумела. В 1980-е годы я работала на автозаводе мастером. Участок у меня был тяжёлый - выгружали вагоны с металлом, постоянных рабочих было мало, большинство “условно-досрочно освобождённые”. Они отрабатывали свои сроки и уходили. На их место присылали других, таких же. Когда “Нижегородская правда” печатала статью Частиковой или её стихи, в обед я собирала своих рабочих и читала им. И мои ряботяги - люди, мягко говоря, грубоватые и малокультурные, бросали своё домино и слушали. И всё понимали. А некоторые стихи иногда просили переписать, что я охотно делала. Это понимание дорогого стоит! В память о Веронике Аркадьевне Частиковой посылаю вам её стихотворение о “Лунной сонате” Бетховена:
В нашей вековечной круговерти
Есть и то, что неизменно свято -
Примиряет с жизнью и со смертью
“Лунная соната”.
Будто я легко иду куда-то
Ночью по паркету,
А на нём блестящие квадраты
Призрачного света.
И светлей, прямей открылась взору
Лунная дорога...
Я иду, иду по коридору,
Улеглась тревога.
И уводит “Лунная соната”
Далеко-далёко,
А луна печатает квадраты
Озарённых окон».
Виктор Татарский: «В конце ноября 1941 года - 80 лет назад - фашистами была казнена Зоя Космодемьянская. Группа Зои получила задание сжечь 10 населённых пунктов, в том числе, деревню Петрищево Московской области. 27 ноября в 2 часа ночи партизаны подожгли в Петрищеве 3 дома, в которых жили немецкие офицеры и солдаты. Вечером 28 ноября при попытке поджечь сарай немцы схватили девушку. На допросе она назвалась Таней. И ничего не рассказала врагам. Её раздели, били ремнями... Затем 4 часа в одном белье, босой водили на морозе... В 10:30 следующего утра Космодемьянскую повели к виселице. На грудь ей повесили табличку “Поджигатель”. Она крикнула: “Товарищи! Вы не стойте, не смотрите! Надо помогать воевать. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!” В 1942 году Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза».
Песня «Таня».
Композитор Борис Фомин. Поэт Михаил Кринкер. Исполняет Владимир Трошин.
К 80-летию со дня гибели женщины-красноармейца диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, партизанки - первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны Зои Анатольевны Космодемьянской (1923-1941).
Автор письма: Николай Иванович Дьяков*, участник Всесоюзного парада физкультурников 1946 года, «...в 20-е - 30-е годы в Советском Союзе было построено 600 стадионов, 14000 комплексных спортивных площадок, 500 водных станций. 60 лет назад - 21 июля 1946 года в Москве на стадионе “Динамо” в присутствии Сталина, Молотова, Ворошилова и других членов Правительства состоялся Всесоюзный парад физкультурников. После марш-парада делегации каждой из 15 республик выступили со своими спортивно-художественными программами. Юноши и девушки Российской Федерации исполнили спортивно-художественный танец на музыку Александра Егоровича Варламова “Красный сарафан”. Замечательная музыка, замечательный танец 600 пар! В настоящее время участникам парада физкультурников 1946 года более 75 лет и Вы, Виктор Витальевич, можете сделать им музыкальный подарок - передать “Красный сарафан” в исполнении хора и оркестра под управлением Джеймса Ласта», город Воронеж.
Мелодия песни «Красный сарафан».
Композитор Александр Варламов. Исполняет хор и оркестр под управлением Джеймса Ласта (James Last orchestra & chorus).
27 ноября 1801 года родился русский композитор, капельмейстер, певец и музыкальный критик Александр Егорович Варламов. К 220-летию со дня рождения Александра Варламова (1801-1848).
Упоминаемые персоны:
Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза);
Вячеслав Михайлович Молотов (настоящая фамилия - Скрябин, 1890-1986, российский революционер, советский политический, государственный и партийный деятель; председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939—1949 и 1953—1956 годах; один из высших руководителей ВКП(б) и КПСС с 1921 по 1957 годы; Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов);
Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969, советский военный, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых маршалов Советского Союза).
Автор письма: Надежда Васильевна Серебрякова, «...давно хотела написать о своей просьбе. Надоело слушать прямо с утра наглые песенки безголосых певиц. Прошу, найдите песню Станислава Пожлакова о четырёх дождях:
“...и пою я тихо сыну
Днём и под луной:
«Дождь бывает жёлтый, синий,
Серый, голубой».
Голубой, он самый добрый,
С ним цветы цветут.
Голубой идёт недолго -
Его долго ждут...”», город Астрахань.
Песня «Колыбельная с четырьмя дождями».
Композитор Станислав Пожлаков. Поэт Леонид Лучкин. Исполняет Майя Кристалинская.
От автора: фрагмент литературной композиции народного артиста Российской Федерации Виктора Витальевича Татарского по автобиографической книге Александра Николаевича Вертинского «Дорогой длинною...»**.
Романс «То, что я должен сказать»***.
Автор музыки слов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский.
Упоминаемая персона:
Яков Александрович Слащёв-Крымский (1885-1929, русский и советский военачальник и военный педагог, генерал-лейтенант, в Гражданскую войну - активный участник Белого движения на юге России; герой Первой мировой войны).
Автор письма: Мина Яковлевна Наливайко, «...недавно прочитала книгу “Разные дни войны”. Автор её Константин Михайлович Симонов - поэт, писатель, военный корреспондент, а после войны главный редактор “Литературной газеты”, главный редактор журнала “Новый мир”. Симонов мужественно, правдиво и искренне описывал всенародное горе. Надо отдать должное автору за смелость написать о том, что являлось государственной тайной. В книге описаны братские могилы с фамилиями погибших бойцов. Читая книгу “Разные дни войны” Симонова, многие узнают о судьбе своих родных и близких. Передайте, пожалуйста, любую песню на стихотворение Константина Михайловича Симонова в память о тех, кто отдал свои жизни ради нас», город Барнаул.
Из военной лирики Константина Симонова. Песня на стихотворение, написанное поэтом зимой 1941 - 1942 годов под Москвой, «Хозяйка дома» («Подписан будет мир...»).
Исполняет ансамбль бардовской песни.
28 ноября 1915 года родился Константин Михайлович Симонов. Ко дню рождения Константина Симонова (1915-1979).
Автор письма: Анатолий Козинский, «...по телевидению показали фильм “Мурка”****. Я посмотрел, но песню “Мурка” так и не услышал. Звучала музыка, но самой песни не было. Революция привела к гражданской войне, к истреблению лучших русских людей. Революция породила и уголовщину, и беспризорщину. “Товарищ Мурка” - это продукт Революции. Но мы стесняемся петь эту песню. Она - песня - как бы под негласным запретом. Так и хочется сказать: “Люди, «Мурка» - это ваш ребёнок!” Когда-то я слышал эту песню в исполнении кого-то из старых мастеров. Это было совсем неплохо, никакого блатняка. В 60-е - 70-е годы прошлого столетия её пели под гитару во дворах, у костров... “Товарищ Мурка” жила во времена НЭПа и всё, что поётся в песне - документальная правда. Хотелось бы услышать её в вашей передаче в классическом варианте кого-то из давних исполнителей», город Самара.
Виктор Татарский: «Легендарная “Мурка” - песня, возникшая в начале 20-х годов ХХ века в среде, условно говоря, очевидцев и участников событий того времени».
Песня «Мурка».
Композитор Оскар Строк*****. Поэт Яков Ядов*****. Исполняет Константин Сокольский. Джаз-оркестр фирмы грамзаписи «Беллаккорд». Дирижёр Сергей Алдьянов. Грампластинка 1937 года.
Автор письма: Юлия Соболева, «...“Встречу с песней” помню с детства, когда я на каком-то подсознательном уровне почувствовала, что передача эта “не такая”. В ней была свобода и она, не говоря ни слова о политике, противостояла... Как, чему, да и почему, я в то время не осознавала. Целый день чеканные голоса радио призывали к трудовым свершениям, говорили “о политике Партии на современном этапе”, а внутренняя жизнь духа “строителя коммунизма” как бы и не подразумевалась. Нет, я не боялась, как тот мальчик из анекдота, что “съест КПСС”. (Виктор Татарский: «Ну, здесь надо пояснить, что “съезд КПСС” звучало на каждом шагу и мальчик воспринял это как “съест КПСС”».) Но и своего в этом мире я не видела. Но когда прабабушка (растила меня именно она), когда она слушала песни, я слушала голос. Это голос явно что-то утаивал... Наверное, я всё ждала, что он проговорится и в перерыве между чтением чужих писем и мыслей выдаст свои... Повзрослев, я поняла, что просто и, ой, как не просто, Вы оперировали такими тогда уже не модными и не актуальными понятиями, как “душа”, “память”, “любовь”, “верность”. И я, слушая Ваш голос, чувствовала, что есть другая жизнь, другие люди и иная значимость событий. И я слышала в Вашем голосе свободу и разрешение, может быть, даже поощрение быть собой. И Вы, наверное, явились для меня как-бы предтечей другого голоса, который я впервые услышала в классе седьмом и слушаю теперь почти каждый день... Хоть однажды в какой-то газете его и назвали “фонтаном ложного света”, для меня этот свет истинный. Голос этот то прикалывался с “Митьками”, то вместе с Чеграковым хотел чаю, то вместе с Бутусовым обещал “дать мне силу и власть”, то пел песни Вертинского... 27 ноября день рождения Бориса Борисовича Гребенщикова. Конечно, и это всё о нём. И моя просьба: поздравить нас с этим радостным событием», студентка, город Кашин, Тверская область.
Песня «Корабль уродов» из кинофильма «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви»****** (1989 год, режиссёр Сергей Соловьёв).
Композиторы Борис Гребенщиков, Сергей Щураков и Андрей Романов (Дюша Романов). Поэт Борис Гребенщиков. Исполняет Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». Запись 1989 года.
27 ноября 1953 года родился советский и российский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников рок-музыки на русском языке, ведущий программы «Аэростат» на «Радио России» Борис Борисович Гребенщиков. Ко дню рождения Бориса Гребенщикова (БГ).
Упоминаемые персоны:
«Митьки» (советская и российская творческая группа из Санкт-Петербурга, названная по имени художника Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва; группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века);
Сергей Николаевич Чиграков (творческий псевдоним «Чиж», 1961 г.р., советский и российский музыкант, автор песен, поэт, певец и гитарист; основатель и лидер рок-группы «Чиж & Co», участник групп «Разные люди», «Полковник и однополчане», «Шива»);
Вячеслав Геннадьевич Бутусов (1961 г.р., советский и российский рок-музыкант, композитор, лидер и вокалист рок-групп «Nautilus Pompilius», «Ю-Питер» и «Орден Славы», писатель, архитектор, общественный деятель; заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии Ленинского комсомола);
Александр Николаевич Вертинский (1889-1957, русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века; лауреат Сталинской премии второй степени).
От автора: «В 1972 году премией “Грэмми” была удостоена композиция американского певца кантри и композитора Джо Соуфа “Розовый сад”. Премию “Грэмми” также получила и кантри-певица Линн Андерсон, исполнявшая эту песню».
Песня «Розовый сад» («Rose Garden»).
Автор музыки и слов Джо Саут (Joe South, Джо Соуф). Исполняет Линн Андерсон (Lynn Anderson). Запись 1970 года.
Примечание: * наверняка, внимательные слушатели радиопередачи обратили внимание, что кадр №3 - повтор кадра из 991-го выпуска «Встречи с песней» от 22 июля 2006 года.
Примечание: ** другие фрагменты литературной композиции Виктора Татарского по автобиографической книге Александра Вертинского «Дорогой длинною...» слушайте в 1399, 1403, 1406, 1409, 1421, 1428, 1430, 1433, 1435, 1453, 1459, 1460 и 1465 выпусках «Встречи с песней».
Примечание: *** романс (одна из самых известных русских антивоенных песен) «То, что я должен сказать» был написан Александром Вертинским в Москве в октябре 1917 года, а записан на грампластинку в Берлине в 1930 году.
Примечание: **** Анатолий Козинский пишет о российском драматическом телесериале «Мурка» режиссёров Антона Розенберга и Ярослава Мочалова, показанному весной 2017 года по «Первому каналу».
Примечание: ***** доподлинно авторы песни «Мурка» не установлены, но широко распространена версия, что слова песни принадлежат одесскому поэту Якову Ядову, а мелодия - «королю танго» Оскару Строку. Именно под этим авторством песня указана в реестре «Российского авторского общества». Дополнительно об истории исполнения песни можно прочитать на странице сайта «Retroportal.ru» с концертной записью «Мурки» Марией Макаровой и ансамблем «Медуза жаргона».
Примечание: ****** песня «Корабль уродов» из кинофильма «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», а не «Асса» (также режиссёра Сергея Соловьёва).
Выпуск 1424 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 27 ноября 2021 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.