Автор письма: Людмила Евгеньевна Харламова, Зеленоград, Москва, «...май 1995 года. Я приехала в санаторий и на следующее утро пошла осматривать его территорию. Сады - яблоневый и вишнёвый, парк с дубами и берёзами. На перекрёстке двух аллей стоит в великой задумчивости человек с густой седой шевелюрой. “Будулай*”, - подумала, я проходя мимо. Человек пошёл рядом со мной, познакомились. Раннее утро. На пороге с букетиком ландышей: он - Денис Капитонович - могучий человек с добрым взглядом серых глаз, потомок сибирских казаков, прошедший всю войну, кавалер трёх орденов Славы. Эти ландыши - лучшие цветы в моей жизни! Вечерами на открытой веранде танцы начинались чудесной мелодией “Маленький цветок”, где мы с Денисом Капитоновичем брали призы... Услышьте меня! Услышьте нашу с Вами музыку, Денис Капитонович, где бы вы не были сейчас. И живите столько, сколько Вам нужно».
Танцевальная пьеса (слоуфокс**) «Маленький цветок» («Petite Fleur»).
Композитор Сидней Беше (Sidney Bechet). Исполняет Танцевальный оркестр Берлинского радио (Rundfunk-Tanzorchester Berlin) под управлением Гюнтера Голлаша (Günter Gollasch).
Упоминаемая персона:
Денис Капитонович (знакомый Людмилы Харламовой, «могучий человек с добрым взглядом серых глаз, потомок сибирских казаков, прошедший всю войну, кавалер трёх орденов Славы»).
Автор письма: Валерия Вернадская, врач, город Орёл, «...хочу написать о своей маме Варваре Альбертовне Вернадской. В мае 1945 года ей исполнился 21 год. 2 мая симпатичную регулировщицу движения в Берлине у Бранденбургских ворот увидел известный фотокорреспондент Евгений Халдей. Он сфотографировал маму и этот снимок сделал орловчанку Варвару Вернадскую знаменитой на весь мир. Она стала известна как “Регулировщица Победы”***. Два месяца спустя мама подавала сигналы на проезд в машине, в которой на Потсдамскую конференцию ехал британский премьер Черчилль. И он становился, чтобы приветствовать русскую воительницу... Награждённая медалями “За взятие Берлина”, “За освобождение Варшавы” и “За победу над Германией”, мама всю жизнь проработала медицинской сестрой. Передайте, пожалуйста, для неё песню-спектакль “Три вальса” в исполнении Клавдии Шульженко».
Песня «Три вальса».
Композитор Александр Цфасман. Поэты Людмила Давидович и Виктор Драгунский. Исполняет Клавдия Шульженко.
Упоминаемые персоны:
Евгений Ананьевич Халдей (1917-1997, советский фотограф, военный фотокорреспондент; представлял редакцию ТАСС на военно-морском флоте во время Великой Отечественной Войны; все 1418 дней войны прошёл с фотокамерой от Мурманска до Берлина - снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии);
Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль (1874-1965, британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе).
От автора: фрагмент литературной композиции народного артиста Российской Федерации Виктора Витальевича Татарского по автобиографической книге Александра Николаевича Вертинского «Дорогой длинною...»****.
Песня-романс «Бубенцы» («Слышу звон бубенцов издалёка», «Слышен звон бубенцов издалёка»).
Композитор Владимир Бакалейников. Поэт Александр Кусиков. Исполняет Юрий Морфесси(фрагмент).Песня-вальс «Дни бегут».
Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский(концертная запись 1953 года). Стихотворение «Дни бегут» было написано Александром Вертинским в 1932 году в Вене.
Упоминаемые персоны:
Юрий Спиридонович Морфесси (1882-1949, русский эстрадный и оперный певец (баритон) греческого происхождения);
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991 году), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра; получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»).
Автор письма: Булак, Монголия, «...12 мая у меня день рождения. Совпадает он с днём рождения Андрея Андреевича Вознесенского, стихами которого я в юности очень увлекался. Видел поэта на концертах, прорвался на спектакль “Антимиры” в Театре на Таганке, находили в душе отклик и песни на его стихи. Так совпало, что песня “Миллион алых роз”, появилась в тот момент, когда я переживал очень сложный период взаимоотношения с моей будущей женой. Я очень хорошо потому помню то время, когда слушаю её в одиночестве. И в голове появлялись мечты о том, чтобы совершить что-либо подобное тому, что совершил герой этой песни. Конечно, мне не под силу было заполнить розами двор под окнами общежития. Тем не менее, какой-то внутренний толчок мне эта песня дала. И моя лирическая эпопея завершилась благополучно. По работе, я попал в Японию. Японские знакомые приохотили меня к караоке. Из советских песен нашлась только одна - “Миллион алых роз” на стихи Андрея Вознесенского. Эта песня до сих пор популярна в Японии в исполнении певицы Токико Като. Многие японцы и не подозревают, что это советская песня... Я думаю, было бы уместно передать её ко дню рождения Андрея Андреевича Вознесенского - активного сторонника сплава и взаимообогащение различных культур».
Песня «Миллион алых роз».
Композитор Раймонд Паулс. Поэт Андрей Вознесенский, автор слов на японском языке Нина Хёдо. Исполняет Токико Като.
12 мая 1933 года родился советский и российский поэт, поэт-песенник, публицист, художник и архитектор; лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ; один из известнейших поэтов середины XX века, так называемых шестидесятников Андрей Андреевич Вознесенский. К 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского (1933-2010).
Автор письма: Маина Фёдоровна Латышева, Москва, «...мы с сыном часто вспоминаем, как вы приняли самое живое участие, когда в честь 20-летия сына Александра вами была подготовлена звуковая передача и направлена через Магадан - через дежурную часть Управления внутренних дел Магадана в военный городок Урелики*****, где служил мой сын. У сына осталось радостное впечатление на всю его жизнь - весь полк отмечал его 20-летие. А прошу я Вас о песне в память о муже моём. Я потеряла настоящего друга жизни, свой оберег... Прошу вас, пусть прозвучит песня “Любовь и разлука” в исполнении Елены Камбуровой».
Песня «Любовь и разлука» из кинофильма «Нас венчали не в церкви»(1982 год, режиссёр Борис Токарев).
Композитор Исаак Шварц. Поэт Булат Окуджава. Исполняет Елена Камбурова.
13 мая 1923 года родился композитор, автор музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам; автор симфонических произведений, двух балетов, двух квартетов, скрипичного концерта, кантат и романсов; народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, трёхкратный обладатель кинопремии «Ника» Исаак Иосифович Шварц. К 100-летию со дня рождения Исаака Шварца (1923-2009).
Упоминаемая персона:
Александр (сын Маины Латышевой, служил на Чукотке в военном посёлке Урелики, в честь 20-летия Александра «Виктором Татарским была подготовлена звуковая передача и направлена через дежурную часть Управления внутренних дел Магадана в военный городок... У сына осталось радостное впечатление на всю его жизнь...»).
Автор письма: Наталья, Москва, «...в пионерском лагере мы, ребятня, собирались вокруг нашего баяниста, пели песни. Он спрашивал: “Наташа здесь?” И я была здесь. И, глядя на меня, пел эту песню, явно написанную после войны. Я не могла её не запомнить:
“Спи, Наташа, ты не понимаешь,
Отчего в тебе такая власть:
Мы победу одержали в мае,
Ну, а ты в июне родилась...”
Более семи десятков лет эти слова песни со мной. Пожалуйста, разыщите её. Очень благодарна вашей передаче. С уважением, Наташа».
Песня «Спи, Наташа».
Композитор Александр Виста. Автор стихов неизвестен. Исполняет Александр Виста.
Стихи песни «Спи, Наташа» в июле 2016 года опубликовал в «Российской газете» журналист Дмитрий Шеваров: «Автора песни о Наташе мы никогда не узнаем». А в ноябре 2020 года специально для «Встречи с песней» артист московского театра Ленком, вокалист и композитор Александр Виста (творческий псевдоним - Саша Виста) сделал запись этой песни 1940-х годов. Премьера песни!
Автор письма: Татьяна Ерофеева, Москва, «...могу поделиться с вами своей историей жизни и песней, которая с ней связана. Не помню, какая была радиостанция, где услышала, как диджей рассуждает о любви. Настроение у меня было скверное и я написала письмо о том, что вся мировая поэзия, литература наполнены несчастной, многострадальной любовью. Как ни странно, моё письмо прочитали в эфире, посочувствовали и пожелали счастливой встречи в жизни. И включили песню группы «Битлз» «Let It Be». Прошло несколько лет и как-то у общих знакомых я познакомилась с молодым человеком. Перед Новым годом он пригласил меня на корпоратив, а там попросил местного диджея поздравить меня и поставить какую-нибудь хорошую песню для меня. Прозвучало поздравление и зазвучала песня «Let It Be». Конечно, я была приятно удивлена и спросила, почему именно эта песня? Оказалось, что песню диджей выбрал случайно, а я уже и забыла о том случае с письмом на радиостанцию. А тут вдруг вспомнила и подумала, что, наверное, всё не случайно в жизни... Нашей семье уже больше 20 лет, сын Алексей служит в армии. И очень хочется всем, кто переживает непростые периоды в жизни, верить, надеяться и идти к своему счастью - “делай что должно, и будь что будет”******».
Песня «Пусть будет так» («Let It Be»).
Авторы песни Пол Маккартни (Paul McCartney) и Джон Леннон (John Lennon). Исполняет группа «Битлз» (The Beatles), солист Пол Маккартни. Запись 1970 года.
Примечание: * Будулай Ромалов - цыган, главный герой романа писателя Анатолия Калинина «Цыган», воплощённый актёрами театра и кино в художественных фильмах и сериалах. Книги о приключениях цыгана Будулая издавались огромными тиражами, выходили не только в СССР, но и в Великобритании, Германии, Югославии, Китае, во Франции, Вьетнаме. Первая экранизация романа с Евгением Матвеевым в заглавной роли вышла в 1967 году. В 1979 году вышла вторая экранизация с Михаем Волонтиром. В 1985 году Волонтир снялся в фильме «Возвращение Будулая», который стал продолжением картины 1979 года. В середине 1990-х вышел четырёхсерийный фильм «Будулай, которого не ждут» с Отаром Мегвинетухуцеси в главной роли.
Примечание: *** автор письма намеренно вводит и ведущего передачи, и радиослушателей в заблуждение! Задокументированный факт: героиня знаменитой фотографии Евгения Халдея «Регулировщица Победы» или «Бранденбургская Мадонна» - 21-летняя Мария Филипповна Лиманская (в замужестве - Шальнева). 12 апреля 2023 года Марии Филипповне исполнилось 99 лет. Она живёт в посёлке Звонарёвка Марксовского района Саратовской области. Родилась Мария Лиманская в селе Старая Полтавка Волгоградской области. На фронте с 1942 года. В первых числах мая 1945-го Мария Лиманская стояла у Бранденбургских ворот, с обратной стороны от Рейхстага, отвечала за регулирование движения и фотограф Евгений Халдей её запечатлел. Снимок советской военной регулировщицы, сделанный фотокорреспондентом в мае 1945 года стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. В дни Потсдамской конференции Мария Филипповна Лиманская также регулировала движение, пропустив кортеж британского премьер-министра Уинстона Черчилля и переговорив с министром через переводчика. После войны Мария Лиманская работала медсестрой, а затем школьным библиотекарем в Волгоградской области. Награждена нагрудным знаком «Отличный дорожник», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», орденом Отечественной войны 2-й степени. Фамилия героини знаменитой фотографии не сразу стала известна стране, так как при первой публикации в журнале «Работница» под фото стояло имя другой регулировщицы. Лишь благодаря внимательности соседки Марии Лиманской, написавшей в редакцию об ошибке, справедливость была восстановлена - издание принесло «мадонне» извинения, а фотограф Евгений Халдей прислал ей оригинал снимка с подписью: «Марии Лиманской на добрую память». О М.Ф.Лиманской (Шальневой) опубликована биографическая статья в «Википедии», о ней пишет центральная пресса и снимает сюжеты телевидение.
Примечание: **** другие фрагменты литературной композиции Виктора Татарского по автобиографической книге Александра Вертинского «Дорогой длинною...» слушайте в 1399, 1403, 1406, 1409, 1421, 1424, 1428, 1430, 1433, 1435, 1453, 1459 и 1460 выпусках «Встречи с песней».
Примечание: ***** Урелики - ныне заброшенный военный посёлок. С 1947-го по 1952-й годы - место дислокации 14-й Десантной Армии - Армии Рокоссовского. После на территории посёлка базировался артиллерийский полк (в/ч 12588). В 1990-е годы произошло административное объединение двух посёлков, разделённых бухтой Провидения Берингова моря - Урелики и Провидения. Окончательно посёлок Урелики был ликвидирован в 2000 году.
Примечание: ****** первым эту фразу произнёс древнеримский император Марк Аврелий, она звучала так: «Fac quod debes et quod futurum est» («Делай что должен и свершится чему суждено»). Со времён Марка Аврелия фраза распространилась буквально по всему свету, её взяли на вооружение масоны, о ней говорил Кант, её часто повторял Лев Толстой и, несомненно, тысячи простых людей что-то изменили в своей жизни благодаря древнему афоризму - «Делай что должно, и будь что будет».
Выпуск 1465 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 13 мая 2023 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.