Автор письма: Геннадий Николаевич Шеваров, режиссёр-кинодокументалист, Екатеринбург, «...однажды вечером в феврале 1977 года, поселившись в северном блоке московской гостиницы “Россия”, я услышал в коридоре возбуждённые голоса, почувствовал запах гари. Распахнул дверь и клубы чёрного дыма ворвались в комнату. Открываю окно - внизу пожарные машины. Где-то совсем близко пламя лизало фасад гостиницы... Я стоял в толпе в растерянности, смотрел на огонь, вырывавшиеся из окон... Погибли, по официальной информации, 42 человека... К утру пожар стих. Запах дыма, выгоревшие чёрные провалы по всему фасаду гостиницы... Почему я вспомнил сегодня об этом пожаре? Случайно узнал из одной книги: 25 февраля 1977 года во время пожара в гостинице “Россия” посетители ресторана, отрезанные огнём, пели хором песню “Варяг”. Комментарии западных средств массовой информации в репортажах о пожаре ошибочно говорили об исполнении “Интернационала”. Нет, пели “Варяга”!».
Старинная матросская песня-марш «Варяг» («Памяти “Варяга”», «Наверх вы, товарищи», «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”»).
Композитор Алексей Турищев. Поэт Рудольф Грейнц (Rudolf Greinz), автор перевода Евгения Студенская. Исполняет Краснознамённый ансамбль имени Александрова, солист Константин Герасимов. Запись 1950 года.
Стихотворение «Der “Warjag”» австрийского (тирольского) поэта и драматурга Рудольфа Грейнца (1866-1942), впервые было опубликовано в мюнхенском журнале «Jugend» 25 февраля 1904 года, через три недели после гибели крейсера «Варяг». Подробнее об истории создания и исполнения песни «Варяг» читайте в статье «Памяти “Варяга” и “Корейца”...», опубликованной в Сообществе «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте» участницей передачи и помощницей веб-архива Ириной Поздняковой.
Автор письма: Галина Залмановна Екимова, Санкт-Петербург, «...хочу написать о моём дедушке. Звали его Стратон Афанасьевич. Жил он с бабушкой моей в Белоруссии, в деревне Самотевичи. Там стояла церковь необыкновенной красоты с пятью золотыми маковками. Её хотели сломать после революции, но она не далась. Тогда сдёрнули кресты и устроили там склад. Так вот, в этой церкви служил регентом хора мой дед. Дед прошёл две войны и уже плохо слышал. Каждый вечер он залезал на сундук, прикладывал ухо к радио и слушал. А там пел дивный женский голос... Как дед слушал, это надо было видеть! Хватался за сердце, ахал и всё ждал возьмёт ли певица верхнее “до”. И вот “до” было взято и дед почти плакал. А мне он говорил: “Галочка, запомни: это поёт великая певица Алла Соленкова «Соловья» Алябьева. Так исполнить никто и никогда не сможет!”... Давным-давно нет дедушки, нет моих родителей и такого “Соловья” тоже нет...».
Романс «Соловей».
Композитор Александр Алябьев. Поэт Антон Дельвиг. Исполняет Алла Соленкова.
12 марта 1928 родилась академическая певица (лирико-колоратурное сопрано), солистка Большого театра в 1956 - 1958 годах, заслуженная артистка РСФСР Алла Георгиевна Соленкова. К 95-летию со дня рождения Аллы Соленковой (1928-2005).
Упоминаемая персона:
Стратон Афанасьевич (дед Галины Екимовой, «прошёл две войны, служил регентом хора» в Свято-Троицкой церкви в белорусской деревне Самотевичи Костюковичского района Могилёвской области. Церковь, имеющая два придела - пророка Ильи и святой мученицы Анастасии, была построена в 1842 году. В 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС жителей деревни переселили на новое место, названное «Новые Самотевичи», а церковь так и осталась заброшенной на заражённой радиацией территории).
Автор письма: Алла Даниловна Тонгушова, город Тихорецк, Краснодарский край, «...как-то я услышала по радио* рассказ кубанского писателя Петра Ткаченко, который назывался “Не для меня придёт весна”. Рассказ о военных действиях на Кавказе. Он произвёл на меня сильное впечатление и я задалась целью найти книгу этого автора. Я прочитала книгу и самым впечатляющим был именно этот рассказ. По радио чтение рассказа сопровождалось песней “Не для меня придёт весна, не для меня Дон разольётся...”. Память об этой песне до сих пор жива в моей душе...».
Романс «Не для меня придёт весна».
Композитор Николай Девитте, автор аранжировки Яков Пригожий. Поэт А. Молчанов**. Исполняет Алексей Карамзин. Грампластинка начала XX века.
Упоминаемая персона:
Пётр Иванович Ткаченко (1950 г.р., литературный критик, публицист, прозаик; автор книг, составитель первого словаря кубанского диалекта «Кубанский говор. Балакачка»; издатель авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова»; рассказ Петра Ткаченко «Не для меня придёт весна...», повествующий о событиях грузино-абхазского военного конфликта 1992-1993 годов, публиковался в альманахе «Солёная Подкова» и книгах «Кубанский лад», «Встретимся на том свете или возвращение Рябоконя», «Не для меня придёт весна...»).
Автор письма: Василий Симович Саранча, инженер, город Орёл «...между Алупкой и Симеизом детский санаторий имени Боброва. Он был создан в 1902 году по инициативе профессора Московского университета Александра Алексеевича Боброва. Многие, уже будучи взрослыми, приезжают в родную “бобровку” навестись врачей, медсестёр, нянюшек, учителей, излечивших и воспитавших их. Всё это я узнал, когда привёз сюда своего маленького племянника. Как-то рядом с воротами санатория мы увидели мемориальную доску. На ней надпись “Здесь лечился и воспитывался с 1931 по 1936 годы Игорь Носенко, герой Крымского подполья, расстрелянный фашистами”. Пять лет провёл Игорь Носенко в “бобровке”, прикованный к гипсовой кроватке. Мальчик выздоровел. Когда он уезжал домой в Симферополь, проводить его вышел доктор и наставник. Последние его слова Игорь запомнил: “Читай, перечитывай Островского. Павка Корчагин поможет тебе в любой трудности”. Когда началась война, Игорь остался в оккупированном врагом городе. Вскоре он организует подпольную молодёжную группу. В марте 1944 года арест. Против Игоря даёт показания предатель. Фашисты требуют выдать состав группы. Игорь стойко переносит пытки... 10 апреля 1944 года Игорь Носенко был расстрелян... В то время была популярна песня “Сулико”. И по воспоминаниям знавших Игоря, он часто напевал её. Пусть эта песня прозвучит во “Встрече...” в память о молодом симферопольском герое Отечественной войны».
Старинная грузинская песня «Сулико».
Композитор Варинка Церетели (Варвара Церетели). Поэт Акакий Церетели. Исполняет Татьяна Махарадзе.
Упоминаемые персоны:
Александр Алексеевич Бобров (1850-1904, русский хирург, ординарный профессор оперативной хирургии Московского университета; автор около 60 трудов по различным отраслям хирургии, в числе которых «Курс оперативной хирургии», «Руководство к изучению хирургических повязок», «Руководство к хирургической анатомии», «Учение о вывихах»; Александр Бобров с 1888 по 1892 годы был председателем Московского терапевтического общества, а с 1894 по 1904 годы - Московского хирургического общества; 16 апреля 1902 году по инциативе хирурга в Алупке был основан санаторий для лечения детей, больных костным туберкулёзом - первый в Европе специализированный детский санаторий; автор письма неверно указал имя и отчество А.А. Боброва);
Игорь Носенко (1924-1944, один из руководителей подпольной комсомольской группы «Центр», на момент оккупации Крыма Игорю было 17 лет; название «Центр» группа получила от того, что большинство её 16-20-летних участников жили в центральной части Симферополя; группа сложилась в декабре 1941 года и занималась изданием и распространением листовок, сводок Совинформбюро);
Николай Алексеевич Островский (1904-1936, советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь» (1932), главный герой которого, а также снятых по этому произведению фильмов Павел Андреевич Корчагин; сразу после публикации романа Павел Корчагин, «чья юность в годы Гражданской войны и НЭПа прошла в борьбе за коммунизм и счастье трудящихся, стал идеалом для подражания для нескольких поколений советских людей»).
Автор письма: Николай Александрович Орлов, Санкт-Петербург, «...вспоминаю о самом первом знакомстве с творчеством Валерия Агафонова. 17 июля 1984 года включаю радио. Музыковед Муза Михайловна Кадлец рассказывает о творчестве неизвестного музыканта Валерия Агафонова. Затем, включает запись, сделанную, видимо, на бытовом магнитофоне - запись романса “Капризная, упрямая”. Исполнитель с подлинным чувством Слова, с изумительной органикой! А почему запись не совершенна, да, потому, что это был квартирник, фактически тогда - подпольный концерт. Официально Валерий Агафонов не был признан. Воистину, прав Иоахим фон Арним: “имеем - не храним, потерявши - плачем”***. Потом были другие записи, но “Капризная, упрямая” чётко врезалась в память...»Романс «Капризная, упрямая».
Автор музыки и стихов Александр Кошевский (Александр Карчевский). Исполняет Валерий Агафонов.
10 марта 1941 года родился советский певец, исполнитель старинных и современных романсов Валерий Борисович Агафонов. К 65-летию со дня рождения Валерия Агафонова (1941-1984).
Упоминаемые персоны:
Муза Михайловна Кадлец (1935 г.р., музыковед, музыкант, оперная певица; окончила музыкальное училище как виолончелистка и теоретик-музыковед, а затем продолжила образование в Ленинградской консерватории; в течение трёх лет была солисткой Пермской оперы, вернувшись в Ленинград, более полувека работала на Ленинградском радио музыкальным редактором и ведущей передач; вела «Музыкальную гостиную» радиоканала «Ветер в окно», «Музыкальное обозрение», «Мусикийские грамматики» в альманахе «Петрополь»; подробнее о Музе Кадлец можно прочитать на странице «Санкт-Петербургского музыкального вестника»);
Карл Йоахим Фридрих Людвиг фон Арним (Carl Joachim Friedrich Ludwig von Arnim, 1781-1831, немецкий писатель, прозаик и драматург, основной представитель (вместе со своим другом Клеменсом Брентано) гейдельбергского романтизма).
Автор письма: Нина Фёдоровна Пуковская, город Похвистнево, Самарская область, «...я слушаю вас с 31 января 1967 года. Не было ни одного выпуска неинтересного, шаблонного. Всегда ждала чего-то забытого, а то и вовсе неизвестного. Мои ожидания всегда оправдывались в полной мере. Есть некоторые произведения, которые не забываются, даже под флёром стольких лет существование любимый радиопрограммы. Я хочу напомнить вам эти номера: революционная песня “Вперёд, друзья”, “Голубая ночь” в исполнении Хора имени Пятницкого, романс “Чёрные гусары”».
Романс «Чёрные гусары» («Марш вперёд», «Гусары-усачи», «Военная песенка», «Марш чёрных гусар»).
Автор музыки и стихов Владимир Сабинин. Исполняет Ольга Янчевецкая.
Песня о чёрных гусарах была написана в 1915 году артистом эстрады, оперы и оперетты Владимиром Александровичем Сабининым (1888—1930).
Автор письма: Милица Шарич, сотрудник газеты «Орловский вестник», город Орёл, «...я решила совершить небольшое путешествие на самую западную оконечность Крымского полуострова возле мыса Тарханкут. Здесь расположены небольшое село Оленёвка. Стояло “бабье лето”... Не в том ли его очарование, что оно вспыхивает и греет, когда уже ничего не ждёшь. Держась за шаткие выступы известняка, за ветки и корни кустов, спускаюсь к морю. Солнце печёт, как летом. Выскакиваешь из воды молодой, деятельный. И поскольку деятельность свою приложить абсолютно не к чему, просто начинаешь петь... В конце 60-х годов прошлого века появилась картина “Женщины”. Сквозь весь фильм проходила песня “Гуси-лебеди” Яна Френкеля и Михаила Танича. Уважаемый Виктор Витальевич, какими словами растопить ваше гордое сердце, чтобы вы согласились найти и передать эту песню? Надеюсь на встречу с ней».
Песня «Гуси-лебеди» из кинофильма «Женщины»(1966 год, режиссёр Павел Любимов).
Композитор Ян Френкель. Поэт Михаил Танич. Исполняет квартет «Советская песня»****.
От автора: фрагмент литературной композиции народного артиста Российской Федерации Виктора Витальевича Татарского по автобиографической книге Александра Николаевича Вертинского «Дорогой длинною...»*****.
Танго «Баллада о короле».
Композитор Александр Вертинский. Поэт Николай Агнивцев. Исполняет Александр Вертинский.
Примечание: * речь в письме Аллы Тонгушовой идёт о радиопередаче «Слово» отдела художественно–публицистических программ Государственной телерадиокомпании «Кубань» автора Натальи Николаевны Деняк и звукорежиссёра Виктории Александровны Жежелевой, вышедшей в эфир в конце 2000 года. В ней рассказ «Не для меня придёт весна» звучал в авторском чтении писателя Петра Ткаченко. Послушать запись передачи «Слово» можно на странице Петра Ивановича Ткаченко веб-архива «Встречи с песней».
Примечание: ** романс «Не для меня придёт весна» на стихотворение 1838 года «Не для меня» за подписью офицера морской пехоты А. Молчанова был написан приблизительно в том же году композитором Николаем Петровичем Девитте. Об авторе стихов романса известно немного: А. Молчанов служил офицером десанта на флагманском 84-пушечном корабле черноморского флота «Силистрия», участвовал в одной из двух черноморских кампаний 1838 года, в том числе, в создании Кавказской укреплённой береговой линии. Других стихотворений офицера А. Молчанова неизвестно. Исходя из этого, существует предположение, что автором как музыки, так и стихотворения является Николай Девитте. Романс «Не для меня придёт весна» исполнялся в 1840-х годах, затем был почти забыт. Вторая волна его популярности пришлась на начало XX века - на эпоху расцвета грамзаписи.
Примечание: *** крылатая фраза «что имеем - не храним, потерявши - плачем» широко известна как афоризм Козьмы Пруткова - литературной маски, под которой в 1850-1860-е годы выступали Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Однако в действительности автор этого изречения Йоахим фон Арним. Его афоризм перевёл на русский язык поэт и драматург, режиссёр Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879).
Примечание: **** песня «Гуси-лебеди» звучала и в кинофильме «Женщины», и издавалась на грампластинках в исполнении не квартета «Аккорд», как сказано в передаче, а другого вокального коллектива - квартета «Советская песня».
Примечание: ***** другие фрагменты литературной композиции Виктора Татарского по автобиографической книге Александра Вертинского «Дорогой длинною...» слушайте в 1399, 1403, 1406, 1409, 1421, 1424, 1428, 1430, 1433, 1435, 1453, 1459 и 1465 выпусках «Встречи с песней».
Выпуск 1460 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 11 марта 2023 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.