Автор письма: Алексей, город Тверь, «...я маленький, едва встав на ноги, крутился на кухне, а мама готовила и приговаривала: “Сынок, вот слушай, сейчас будет передача «Встреча с песней». Тут крутят лучшие композиции моей молодости”. Голос из приёмника узнавался сразу. Скажу, правда, не то, чтобы такая музыка была мне по душе, но Шаляпин - тот ещё чародей! Он представлялся мне огромным таким дядькой, которого я боялся... Полвека прошло, больше... Сейчас понимаю, что Вы приобщили меня к истории музыки, к культуре прошлого. Пусть прозвучит песня, давняя, конечно, в исполнении Шаляпина. С уважением, выросший на Вас, Алексей, Тверь, без фамилии. Пусть мама сама догадается».
Песня «Старый капрал».
Композитор Александр Даргомыжский. Поэт Пьер Жан Беранже, автор русского текста Василий Курочкин. Исполняет Фёдор Шаляпин. Оркестр под управлением Джорджа В.Бинга. Грампластинка 1929 года.
13 февраля 1873 года родился русский оперный и камерный певец (высокий бас), который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера; первый народный артист Советской Республики, в 1918—1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра Фёдор Иванович Шаляпин. Артист сумел соединить в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Фёдор Шаляпин оказал большое влияние на мировое оперное искусство; в разное время увлекался живописью, графикой, скульптурой, снимался в кино. К 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина (1873-1938).
Автор письма: Галина Ивановна Мальгина, «...перебирая бумаги и фотографии мужа, я увидела один снимок и сразу зазвучало:
“С берёз, неслышен, невесом,
Слетает жёлтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист...”
На фото в лесу большая группа военных, между ними несколько миномётов и около одного из них мой будущий муж Алексей Андреевич Мальгин, командир миномётного взвода 230-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии. На обратной стороне фотографии запись: “После Ясско-Кишинёвской операции 5-я ударная армия была переброшена из Молдавии в район западнее города Ковеля. В конце ноября 1944 года влилась в состав 1-го Белорусского фронта”. В результате Висло-Одерской операции 230-я дивизия к 1 февраля 1945 года вышла к реке Одер в 60-ти километрах от Берлина и захватила на западном берегу реки плацдарм, ведя напряжённые бои до начала Берлинской наступательной операции 16 апреля 1945 года. И здесь опять вспоминаются строки той песни:
“...настал черёд, пришла пора, -
Вперёд, друзья, вперёд!
За то, чем жили мы вчера,
За то что завтра ждёт!”
Впереди штурм Берлина, овладение Имперской канцелярией, во время штурма которой 25 апреля 1945 года Алексей был тяжело ранен... Я помню текст песни, но не помню, кто был автором слов. А композитор, по-моему, Блантер».Виктор Татарский: «Да, Галина Ивановна, Матвей Блантер. Стихи Михаила Исаковского».
Песня-вальс «В лесу прифронтовом».
Композитор Матвей Блантер. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Краснознамённый ансамбль имени А.В.Александрова, солист Георгий Виноградов.
К 120-летию со дня рождения крупнейшего советского композитора-песенника, народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии второй степени, Героя Социалистического Труда, члена Союза композиторов СССР Матвея Исааковича Блантера (1903-1990)*. Матвей Блантер - автор более 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам. Песня «В лесу прифронтовом» была написана композитором в 1943 году на стихотворение Михаила Исаковского 1942 года.
Упоминаемая персона:
Алексей Андреевич Мальгин (супруг Галины Мальгиной, родился 9 мая 1925 года в селе Гамалеевка Сорочинского района Чкаловской (ныне - Оренбургской) области России. В Красную Армию был призван 8 января 1943 года и направлен на учёбу в Ташкентское военное стрелково-миномётное училище. С апреля 1944 года участвовал в боевых действиях на Третьем Украинском (988-й стрелковый полк, должность - командир миномётного взвода) и Первом Белорусском фронтах. Воинское звание - старший лейтенант. Алексей Мальгин - участник освобождения Западной Украины (Днестр, Спея, Бендеры, Тирасполь...), участник Ясско-Кишинёвской операции по окружению и разгрому группировки врага «Южная Украина» и освобождению Молдавии. В составе Первого Белорусского фронта участвовал в освобождении Польши (Висла, Варшава). Форсировал Одер. С 21 апреля 1945 года принял участие в штурме Берлина. Во время боевых действий Алексей Андреевич был тяжело ранен, в течение полугода проходил лечение в берлинских госпиталях, перенёс несколько операций, а по возвращении в СССР более двух лет находился на лечении в госпиталях. Домой вернулся только в июле 1947 года. Инвалид войны II группы. Как отмечает сайт «Дорога памяти», Алексей Андреевич Мальгин «награждён двумя Орденами Отечественной Войны I степени, Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной звезды и медалями “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, “За боевые заслуги” и “За победу над Германией”; удостоен благодарности от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина за участие в прорыве обороны немцев на западном берегу Вислы, благодарности от командования за отвагу и героизм в боях при переходе границы Германии в пределах немецкой Померании, благодарности от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина за участие в штурме Берлина и за взятии столицы фашистской Германии». Алексей Андреевич ушёл из жизни 16 июля 2004 года).
Автор письма: Геннадий Артёмович Луканов, Ворошиловградская область**, «...мне пришлось участвовать в боях за Сталинград. Я был там тяжело ранен. А вообще, я работал на шахте, откуда уходил на войну и куда возвратился из госпиталя. В 1943 году, находясь в госпитале в городе Кызылорда, я услышал песню, где были такие слова:
“Спит деревушка. Где-то старушка
Ждёт не дождётся сынка...
Сердцу не спится, старые спицы
Тихо дрожат в руках...”
Эту песню пели повсюду - лётчики и моряки, танкисты и пехотинцы, ведь у каждого из нас была где-то родная мама и ждала возвращения своего сына...».
Песня 1942 года «Спит деревушка» («Тихо в избушке»).
Композитор Борис Фомин. Поэт Павел Герман. Исполняет Александра Яковенко. Запись 1950-х годов.
Автор письма: Аркадий Иванович Иванов, Екатеринбург, «...много лет назад демонстрировался фильм “Без вести пропавший”. Герой фильма Алексей во время войны попал в оккупированную фашистами Чехословакию и там продолжал вести подпольную войну с гитлеровцами. И есть в этом фильме песня, которую напевает Алексей, его играл артист Михаил Кузнецов. Она начинается так:
“Караваны птиц надо мной летят,
Пролетая в небе мимо.
Надо мной летят, будто взять хотят
В сторону родную, в край любимый...”
Как много тоски по Родине в каждом слове этой песни...».
Песня «Караваны птиц надо мной летят» из кинофильма «Без вести пропавший»(1956 год, режиссёр Исаак Шмарук).
Композитор Герман Жуковский. Поэт Алексей Фатьянов. Исполняет Михаил Кузнецов.
25 февраля 1918 года родился актёр театра и кино, заслуженный артист Украинской ССР, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени Михаил Артемьевич Кузнецов. В кинофильме «Без вести пропавший» актёр сыграл роль Алексея Северина, советского офицера, командира интернационального партизанского отряда. К 105-летию со дня рождения Михаила Кузнецова (1918-1986).
Автор письма: Анфиса Мещерская, город Орёл, «Майя Кристалинская. Её песни узнавали с первых нот по тёплому тембру по особой интонации... Девочку отдали в музыкальную школу, но получить образование не удалось - началась война. Семья Кристалинских осталась в Москве под ежедневными воздушными налётами. Девочка поставила себе цель: связать как можно больше тёплых носков для бойцов Красной армии - сделать хоть что-то для Победы. После окончания войны Майя поступила в Московский авиационный институт. После распределения - Новосибирск и потом снова Москва, конструкторское бюро. Майя пела в самодеятельном ансамбле. 1957 год. В ансамбле Юрия Саульского Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, но делать из музыки профессию по-прежнему не планировала. Всё решил случай. Из оркестра Эдди Рознера ушла солистка и в тот же вечер Эдди Рознер увидел на сцене Майю. Очень хотелось бы во “Встрече...” услышать песню со словами:
“Если опять берег мелькнет - сердце болит,
Словно забыть старый причал мне не велит...” Песня «На причале» из кинофильма «Цепная реакция»(1962 год, режиссёр Иван Правов).
Композитор Виталий Гевиксман. Поэт Булат Окуджава. Исполняет Майя Кристалинская. Запись 1965 года.
24 февраля 1932 родилась эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР Майя Владимировна Кристалинская. Ко дню рождения Майи Кристалинской (1932-1985).
Упоминаемые персоны:
Юрий Сергеевич Саульский (1928-2003, советский и российский композитор, дирижёр, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР);
Эдди Рознер (1910-1976, российский джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор и аранжировщик, живший и работавший в Германии, Польше и СССР, заслуженный артист Белорусской ССР; один из наиболее популярных джазовых артистов в Советском Союзе, записи которого дважды запрещались; автор джазовых композиций, танго, вальсов, песен и джазовых аранжировок).
От автора: фрагмент литературной композиции народного артиста Российской Федерации Виктора Витальевича Татарского по автобиографической книге Александра Николаевича Вертинского «Дорогой длинною...»***.
Танго «Магнолия».
Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Оркестр. Дирижёр Ионель Бажеак (Ionel Bageac). Грампластинка 1930 года.
Упоминаемые персоны:
Лидия Павловна Детердинг (урождённая Лидия Кудоярова (Кудеярова), в первом браке княгиня Багратуни, во втором - леди Детердинг, выйдя в Великобритании замуж за крупнейшего нефтепромышленника, одного из богатейших людей своего времени, 1904-1980, благотворитель, педагог, коллекционер, общественный деятель);
Эдуард VIII (Edward VIII, 1894-1972, король Великобритании, Ирландии и Британских заморских доминионов, император Индии на протяжении 10 месяцев: с 20 января по 11 декабря 1936 года; отрёкся от престола, чтобы вступить в брак с разведённой Уоллис Симпсон, на что правительство Великобритании не давало согласия и вскоре по отречении, 8 марта 1937 года, получил титул герцога Виндзорского (Duke of Windsor); в 1940-1945 годах был губернатором Багамских островов, после войны жил во Франции).
Автор письма: Евгений Николаевич Саксонов, село Северное, Новосибирская область, «...в Челябинской области есть населённый пункт Париж. Там живут потомки участников двух Отечественных войн - 1812 года и 1941-1945 годов. После войны 1812 года из заграничного похода российской армии по распоряжению императора Александра I часть воинских соединений была расформирована на Южном Урале. Александр I повелел именовать селения, в которых были расквартированы части, участвовавшие в сражении заграничного похода, повелел именовать названиями тех городов, в которых была русская армия. Так в нынешней Российской Федерации имеется свой Париж. В этом Париже есть и своя Эйфелева башня. В начале 80-х годов XX века там была построена радиорелейная линия связи. Вышка связи стилизована под Эйфелеву башню, высота её примерно 50 метров».
песня «Парижское танго» («Der Pariser Tango»).
Авторы песни Кристиан Брюн (Christian Bruhn) и Георг Бушчор (Georg Buschor). Исполняет Мирей Матье (Mireille Mathieu). Запись 1971 года.
Упоминаемая персона:
Александр I Павлович (1777-1825, Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы; удостоен особого эпитета в русской историографии - «Благословенный»; старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, внук Екатерины II).
От автора: «Любопытная заметка в одной из московских газет**** в связи с одной из песен Фредди Меркьюри. Заметка называется “«Богемная», а не «Богемская» рапсодия”. “У нас название песни, как минимум, переводят неверно. «Рапсодия» не имеет ни малейшего отношения к Богемии, а слово bohemian адресуется к богеме, поскольку предполагается, что герой песни – выходец из высших кругов. Так что «Рапсодия» конечно же не «богемская», а «богемная»! Журналисты периодически донимали Меркьюри вопросами об истинном смысле песни, но он только отшучивался. Меркьюри дал песне прозвище mock opera - то есть пародийная опера”».
Песня «Богемная рапсодия» («Богемская рапсодия», «Bohemian Rhapsody»).
Автор музыки и слов Фредди Меркьюри (Freddie Mercury). Исполняет группа «Квин» («Queen»). Запись 1975 года.
Примечание: * согласно энциклопедическим сведениям, композитор Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 года.
Примечание: ** Ворошиловградская область была образована в 1938 году выделением из Сталинской области Украинской ССР и так называлась до 1958 года, а также с 1970 по 1990 год. С 1958 по 1970 год и с 1991 по 2014 год имела название Луганская область. С 2014 года - Луганская Народная Республика (ЛНР), 30 сентября 2022 года по итогам референдума вошла в состав Российской Федерации.
Примечание: *** другие фрагменты литературной композиции Виктора Татарского по автобиографической книге Александра Вертинского «Дорогой длинною...» слушайте в 1399, 1403, 1406, 1409, 1421, 1424, 1428, 1430, 1433, 1435, 1453, 1460 и 1465 выпусках «Встречи с песней».
Примечание: **** речь идёт о публикации в газете «Собеседник» от 4 февраля 2019 года.
Выпуск 1459 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 25 февраля 2023 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.