Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Геннадий Николаевич Шеваров
(Екатеринбург)
Геннадий Николаевич Шеваров родился 27 апреля 1937 года в городе Тавда Свердловской области в семье военного
По сценариям Геннадия Шеварова снято около 60 документальных фильмов, а в почти 40 картинах Геннадий Николаевич выступил как режиссёр. Он работал в Омске, Тюмени, Орле; трудился в газетах «Молодёжь Алтая», «Алтайская правда», «Уральский рабочий», «Русский Север», «Трибуна», «Большие бульвары», «Красный Север», на Свердловской и Северо-Кавказской киностудиях, в Межрегиональном информационном агентстве «Контакт» и в акционерном обществе «Международная книга», на радио и телевидении, преподавал в Уральском университете имени Горького (доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики).
В настоящее время Геннадий Николаевич Шеваров - режиссёр и художественный руководитель екатеринбургской студии документального кино «А-Фильм».
«Он застал чернильницу-непроливашку. Писал железным пёрышком. Строчил шариковой ручкой. Снимал кинокамерой. Записывал героев на катушечный магнитофон весом с холодильник...», - рассказывает о Геннадии Николаевиче его сын, журналист Дмитрий Шеваров. - «То, чем занимается Геннадий Шеваров - газетная журналистика, кино, радио, - позволяет вам
И ещё - можно говорить с автором. Он здесь и сейчас. Он остаётся репортёром. Носителем времени».
Геннадий Николаевич Шеваров - слушатель «Встречи с песней» с первых выпусков радиопередачи (с 1967 года) и автор десятка писем, адресованных Виктору Витальевичу Татарскому. В его семье уже четвёртое поколение слушает «Встречу...»*
Письмо Геннадия Шеварова о певице Лидии Руслановой, прозвучавшее 26 ноября 2022 года в 1452 выпуске «Встречи с песней»:
«...однажды, в 1968 году Лидия Андреевна Русланова рассказала мне, как она встретила май 1945 года: “Наши войска вошли в Берлин. С казачьим ансамблем 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, он состоял из артистов Московского цирка, которые в начале войны во главе с наездником Тугановым на своих лошадях добровольно ушли на фронт, я пела, - рассказывает Лидия Андреевна, - на ступеньках только что взятого, ещё горящего рейхстага. Кончается концерт. Я пою и вижу, что кто-то расталкивает людей и вдруг бросается ко мне. Я сразу узнала его. Офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат. Умирая, он верил в Победу и он дошёл до Берлина». И все, кто был на площади перед рейхстагом, аплодировали воину. А познакомилась я с ним в самом начале войны. Как-то вечером в землянку вошли три бойца и стали просить, чтобы я спела им на дорогу, они уходили в разведку. Не помню уже, что я пела... Поблагодарили солдаты и ушли. Ни утром, ни вечером следующего дня они не вернулись. Их тревожно ждали. А ночью проснулась я от какого-то шороха. Смотрю, втащили на палатке раненого. Вгляделась в его лицо - один из тех разведчиков. Он стонал в беспамятстве и всё звал маму... Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную: «Я молюсь и прошу, чтоб скорее вернулся ты домой невредим из шального огня. Я хочу, чтобы ты, мой сыночек, влюбился в девчонки глаза, что грустны без тебя...» Так хотелось с песней вдохнуть в него силу жизни... Наступает поздняя осень. Выступаем мы на открытой лесной поляне. Только запела, вдруг подбегает ко мне боец с «Золотой Звездой» на гимнастёрке, кричит: «Мама, мама! Я помню, это вы пели, когда я умирал!..» Выжил, оказывается, мой солдат и звание Героя Советского Союза ему присвоили за разведку. Очень важные сведения тогда принёс. Рассказал он мне, что мать его убили фашисты... Переписывались мы некоторое время, а потом потеряли друг друга. Не до писем тогда было...”».
В книге
Встречи разбросаны во времени (с середины XX века до наших дней) и в пространстве (Сибирь, Урал, Русский Север, Кавказ). В них отразились события более чем полувекового отрезка российской истории, резко изменившие не только наш быт, но и наш образ мыслей. Как такие перемены накапливались и происходили, какие поправки вносила смена эпох в судьбы моих героев – вот что более всего волновало меня, когда я отбирал материалы для публикации...
Да, и мы соперничали, соревновались отчаянно в добыче фактов – новостей и весело вставляли друг другу «фитили». Но мы не знали, что такое джинса. Не сбивались в тусовки.
Я вышел оттуда, из того журналистского братства и навсегда ему благодарен».
В числе героев книги «Я видел, я слышал, я помню...» и те, о ком Геннадий Шеваров рассказывал в письмах во «Встречу с песней». Один из них - Исаак Осипович Дунаевский.
Письмо Геннадия Шеварова о композиторе Исааке Дунаевском и легендарной его песне «Широка страна моя родная» прозвучало в эфире «Радио России» 14 января 2023 года в 1456 выпуске передачи:
«...много лет назад познакомился я с библиотекарем Леной Стрельниковой и учительницей Верой Анисовой. Они переписывались с композитором Дунаевским. Тем самым! Я не поверил. Тогда они принесли пачку писем. Вот одно из них: “...в вашем письме вы спрашиваете, как создавалась песня «Широка страна моя родная». Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Любови Петровны Орловой. У рояля сидел я, слева - Григорий Александров, справа - Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все запели её сразу, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же набросал первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная...» Я ему сказал, что широта музыкального дыхания требует не «хороша», а «широка». На том и порешили. Темы марша в кинофильме «Цирк» пришли около знаменитого мозаичного храма Спас на крови, стоящего в Ленинграде на канале Грибоедова и воздвигнутого на месте убийства царя Александра II. Вот и всё. Надеюсь, мой рассказ вас удовлетворит. Исаак Дунаевский. 10 ноября 1954 года”».
По просьбе веб-архива передачи Геннадий Николаевич поделился рассказом о «Встрече с песней» и Викторе Татарском:
«Что такое “Встреча с песней” для меня, знаю, думаю, не для меня одного... Да это такой звонок в дверь или по старенькому городскому телефону, звонок старинного друга: “Не ждал, собака? Узнаёшь?”. Одна из тысяч радиопередач на Земле, но без неё никак... А потому что особенное настроение, особенная интонация... нет, не ретро - такое “ррр-рр” холодное... а совсем другая интонация - близкого человека, напоминающего тебе: так не забудь, вот же они твои Любовь, Весна и Юность... Сбереги их в своей душе.
Как не узнать этого спокойного негромкого голоса Виктора Витальевича Татарского в этом нашем многолетнем уже хаосе криков, взаимных одёргиваний и упрёков, и ругани.
Я бы так сказал: Виктор Татарский - русский доктор-утИшитель... да-да, не от глагола утешать, а от слова ТИШИНА. Тишина - стало, быть мир и покой, мир и покой нашему - вашему дому.
Мало того, что я слушаю и по сей день каждую передачу “Встреча с песней” на станции “Радио России”, так ещё и вспоминаю при этом неизменно свою с ним далёкую встречу в Свердловске, где бывал Татарский в 70-х годах по приглашению киностудии для записи дикторского текста к тому или иному фильму. Будто вчера это и было: идём с ним главной улицей Свердловска, конечно же, улицей Ленина и разговариваем про жизнь, про кино, про общих друзей и знакомых. И люди, девушки особенно, нет-нет да и оглянутся на молодого стройного красивого человека, абсолютно европейского, абсолютно доброжелательного, как сегодня сказали бы “имиджа”.
А сегодня я просто радуюсь юным юношам, радуюсь девочкам-девушкам... надеюсь НОВЫМ слушателям самой легендарной... нет, по-настоящему, действительно легендарной радиопередачи “Встреча с песней”. И спасибо “Радио России”, что на забыло, не забывает её и сегодня».
Письмо Геннадия Шеварова, звучавшее 11 марта 2023 года в 1460 выпуске «Встречи с песней»:
«...однажды вечером в феврале 1977 года, поселившись в северном блоке московской гостиницы “Россия”, я услышал в коридоре возбуждённые голоса, почувствовал запах гари. Распахнул дверь и клубы чёрного дыма ворвались в комнату. Открываю окно - внизу пожарные машины. Где-то совсем близко пламя лизало фасад гостиницы... Я стоял в толпе в растерянности, смотрел на огонь, вырывавшиеся из окон... Погибли, по официальной информации, 42 человека... К утру пожар стих. Запах дыма, выгоревшие чёрные провалы по всему фасаду гостиницы... Почему я вспомнил сегодня об этом пожаре? Случайно узнал из одной книги: 25 февраля 1977 года во время пожара в гостинице “Россия” посетители ресторана, отрезанные огнём, пели хором песню “Варяг”. Комментарии западных средств массовой информации в репортажах о пожаре ошибочно говорили об исполнении “Интернационала”. Нет, пели “Варяга”!»
В письме, прозвучавшем 8 апреля 2023 года в 1462 выпуске «Встречи с песней», Геннадий Николаевич поведал о друзьях юности и памятной песне тех лет:
«...1950-е годы, город Орёл. Я ученик мужской школы. В городском парке висела “тарелка” и целый день оттуда звучали красивые песни... И вот моя любимая мелодия. Под неё я представлял себе свою взрослую жизнь. И море, и юг... И я сижу на вёслах в шлюпке, а она - напротив. И ночи... звёзды...
“В парке старинном деревья шумят листвой.
Белое платье мелькнуло во тьме ночной...”
В этом парке мы встречались с девчонками. Школы ведь были отдельными - женские и мужские. Одна из девчонок нашей компании стала артисткой и вышла замуж за самого красивого героя советского экрана, сыгравшего человека-амфибию*... Хорошо помню своих классных друзей Олега Булатова, Владика Суверина, Валеру Казака... “Иных уж нет, а те далече...” А в парке старинным продолжают шуметь листвой деревья...»
Геннадий Шеваров удостоен премии Свердловской областной организации Союза журналистов за цикл радиопередач «Люди. История. Память», в числе которых расследование «Стрельбище» (в очерке впервые была обнародована информация о 12-м километре Московского тракта, месте тайного захоронения жертв политических репрессий), лауреат Всесоюзных, Российских и Международных фестивалей документального кино.
10 июня 2023 года в последнем, 1467 выпуске «Встречи с песней», записанном Виктором Татарским, Геннадий Шеваров вспоминал редкую запись голоса Жана Габена - песню «Теперь я знаю» в исполнении французского актёра театра и кино:
«...друг мой вернулся из командировки из Парижа и привёз пластинку, напетую Жаном Габеном. На ней всего одна песня. Эту песню о любви Габен не поёт даже, а как бы проговаривает, но как! Как возникает чудо, что ты будто только и ждал эту песню?! Именно её тебе не хватало - этой мелодии, этого низкого, хрипловатого голоса, этих слов - простых и честных: “Когда мне было восемнадцать, я впервые поцеловал девушку и решил, что вот это и есть любовь. Потом увлёкся другой девушкой, думая опять, что вот она, настоящая любовь. И увлёкся третьей, а потом женился, полюбив простую женщину, и любил её всю жизнь. Но вот за шестьдесят перевалило... Однажды вышел в сад и встретил девушку. Она прошла мимо, едва взглянув на меня. И внезапно, я вдруг понял, что всю свою жизнь ошибался - никогда не знал, что такое любовь...” Я стал перебирать пластинки французской эстрады в надежде найти ещё какую-нибудь песню Жана Габена. Увы... Может быть, это была единственная его песня, первая и последняя?»
Примечание: * об этом Виктор Татарский упоминает в 728 выпуске «Встречи с песней», посвящённом 30-летию радиопередачи.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.