Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Геннадий Николаевич Шеваров
(Екатеринбург)

Геннадий Николаевич Шеваров родился 27 апреля 1937 года в городе Тавда Свердловской области в семье военного
По сценариям Геннадия Шеварова снято около 60 документальных фильмов, а в почти 40 картинах Геннадий Николаевич выступил как режиссёр. Он работал в Омске, Тюмени, Орле; трудился в газетах «Молодёжь Алтая», «Алтайская правда», «Уральский рабочий», «Русский Север», «Трибуна», «Большие бульвары», «Красный Север», на Свердловской и Северо-Кавказской киностудиях, в Межрегиональном информационном агентстве «Контакт» и в акционерном обществе «Международная книга», на радио и телевидении, преподавал в Уральском университете имени Горького (доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики).
В настоящее время Геннадий Николаевич Шеваров - режиссёр и художественный руководитель екатеринбургской студии документального кино «А-Фильм».
«Он застал чернильницу-непроливашку. Писал железным пёрышком. Строчил шариковой ручкой. Снимал кинокамерой. Записывал героев на катушечный магнитофон весом с холодильник...», - рассказывает о Геннадии Николаевиче его сын, журналист Дмитрий Шеваров. - «То, чем занимается Геннадий Шеваров - газетная журналистика, кино, радио, - позволяет вам
И ещё - можно говорить с автором. Он здесь и сейчас. Он остаётся репортёром. Носителем времени».
Геннадий Николаевич Шеваров - слушатель «Встречи с песней» с первых выпусков радиопередачи (с 1967 года) и автор десятка писем, адресованных Виктору Витальевичу Татарскому. В его семье уже четвёртое поколение слушает «Встречу...»*
Письмо Геннадия Шеварова о певице Лидии Руслановой, прозвучавшее 26 ноября 2022 года в 1452 выпуске «Встречи с песней»:
«...однажды, в 1968 году Лидия Андреевна Русланова рассказала мне, как она встретила май 1945 года: “Наши войска вошли в Берлин. С казачьим ансамблем 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, он состоял из артистов Московского цирка, которые в начале войны во главе с наездником Тугановым на своих лошадях добровольно ушли на фронт, я пела, - рассказывает Лидия Андреевна, - на ступеньках только что взятого, ещё горящего рейхстага. Кончается концерт. Я пою и вижу, что кто-то расталкивает людей и вдруг бросается ко мне. Я сразу узнала его. Офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат. Умирая, он верил в Победу и он дошёл до Берлина». И все, кто был на площади перед рейхстагом, аплодировали воину. А познакомилась я с ним в самом начале войны. Как-то вечером в землянку вошли три бойца и стали просить, чтобы я спела им на дорогу, они уходили в разведку. Не помню уже, что я пела... Поблагодарили солдаты и ушли. Ни утром, ни вечером следующего дня они не вернулись. Их тревожно ждали. А ночью проснулась я от какого-то шороха. Смотрю, втащили на палатке раненого. Вгляделась в его лицо - один из тех разведчиков. Он стонал в беспамятстве и всё звал маму... Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную: «Я молюсь и прошу, чтоб скорее вернулся ты домой невредим из шального огня. Я хочу, чтобы ты, мой сыночек, влюбился в девчонки глаза, что грустны без тебя...» Так хотелось с песней вдохнуть в него силу жизни... Наступает поздняя осень. Выступаем мы на открытой лесной поляне. Только запела, вдруг подбегает ко мне боец с «Золотой Звездой» на гимнастёрке, кричит: «Мама, мама! Я помню, это вы пели, когда я умирал!..» Выжил, оказывается, мой солдат и звание Героя Советского Союза ему присвоили за разведку. Очень важные сведения тогда принёс. Рассказал он мне, что мать его убили фашисты... Переписывались мы некоторое время, а потом потеряли друг друга. Не до писем тогда было...”».

В книге
Встречи разбросаны во времени (с середины XX века до наших дней) и в пространстве (Сибирь, Урал, Русский Север, Кавказ). В них отразились события более чем полувекового отрезка российской истории, резко изменившие не только наш быт, но и наш образ мыслей. Как такие перемены накапливались и происходили, какие поправки вносила смена эпох в судьбы моих героев – вот что более всего волновало меня, когда я отбирал материалы для публикации...
Да, и мы соперничали, соревновались отчаянно в добыче фактов – новостей и весело вставляли друг другу «фитили». Но мы не знали, что такое джинса. Не сбивались в тусовки.
Я вышел оттуда, из того журналистского братства и навсегда ему благодарен».

В числе героев книги «Я видел, я слышал, я помню...» и те, о ком Геннадий Шеваров рассказывал в письмах во «Встречу с песней». Один из них - Исаак Осипович Дунаевский.
Письмо Геннадия Шеварова о композиторе Исааке Дунаевском и легендарной его песне «Широка страна моя родная» прозвучало в эфире «Радио России» 14 января 2023 года в 1456 выпуске передачи:
«...много лет назад познакомился я с библиотекарем Леной Стрельниковой и учительницей Верой Анисовой. Они переписывались с композитором Дунаевским. Тем самым! Я не поверил. Тогда они принесли пачку писем. Вот одно из них: “...в вашем письме вы спрашиваете, как создавалась песня «Широка страна моя родная». Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Любови Петровны Орловой. У рояля сидел я, слева - Григорий Александров, справа - Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все запели её сразу, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же набросал первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная...» Я ему сказал, что широта музыкального дыхания требует не «хороша», а «широка». На том и порешили. Темы марша в кинофильме «Цирк» пришли около знаменитого мозаичного храма Спас на крови, стоящего в Ленинграде на канале Грибоедова и воздвигнутого на месте убийства царя Александра II. Вот и всё. Надеюсь, мой рассказ вас удовлетворит. Исаак Дунаевский. 10 ноября 1954 года”».
По просьбе веб-архива передачи Геннадий Николаевич поделился рассказом о «Встрече с песней» и Викторе Татарском:
«Что такое “Встреча с песней” для меня, знаю, думаю, не для меня одного... Да это такой звонок в дверь или по старенькому городскому телефону, звонок старинного друга: “Не ждал, собака? Узнаёшь?”. Одна из тысяч радиопередач на Земле, но без неё никак... А потому что особенное настроение, особенная интонация... нет, не ретро - такое “ррр-рр” холодное... а совсем другая интонация - близкого человека, напоминающего тебе: так не забудь, вот же они твои Любовь, Весна и Юность... Сбереги их в своей душе.
Как не узнать этого спокойного негромкого голоса Виктора Витальевича Татарского в этом нашем многолетнем уже хаосе криков, взаимных одёргиваний и упрёков, и ругани.
Я бы так сказал: Виктор Татарский - русский доктор-утИшитель... да-да, не от глагола утешать, а от слова ТИШИНА. Тишина - стало, быть мир и покой, мир и покой нашему - вашему дому.
Мало того, что я слушаю и по сей день каждую передачу “Встреча с песней” на станции “Радио России”, так ещё и вспоминаю при этом неизменно свою с ним далёкую встречу в Свердловске, где бывал Татарский в 70-х годах по приглашению киностудии для записи дикторского текста к тому или иному фильму. Будто вчера это и было: идём с ним главной улицей Свердловска, конечно же, улицей Ленина и разговариваем про жизнь, про кино, про общих друзей и знакомых. И люди, девушки особенно, нет-нет да и оглянутся на молодого стройного красивого человека, абсолютно европейского, абсолютно доброжелательного, как сегодня сказали бы “имиджа”.
А сегодня я просто радуюсь юным юношам, радуюсь девочкам-девушкам... надеюсь НОВЫМ слушателям самой легендарной... нет, по-настоящему, действительно легендарной радиопередачи “Встреча с песней”. И спасибо “Радио России”, что на забыло, не забывает её и сегодня».
Письмо Геннадия Шеварова, звучавшее 11 марта 2023 года в 1460 выпуске «Встречи с песней»:
«...однажды вечером в феврале 1977 года, поселившись в северном блоке московской гостиницы “Россия”, я услышал в коридоре возбуждённые голоса, почувствовал запах гари. Распахнул дверь и клубы чёрного дыма ворвались в комнату. Открываю окно - внизу пожарные машины. Где-то совсем близко пламя лизало фасад гостиницы... Я стоял в толпе в растерянности, смотрел на огонь, вырывавшиеся из окон... Погибли, по официальной информации, 42 человека... К утру пожар стих. Запах дыма, выгоревшие чёрные провалы по всему фасаду гостиницы... Почему я вспомнил сегодня об этом пожаре? Случайно узнал из одной книги: 25 февраля 1977 года во время пожара в гостинице “Россия” посетители ресторана, отрезанные огнём, пели хором песню “Варяг”. Комментарии западных средств массовой информации в репортажах о пожаре ошибочно говорили об исполнении “Интернационала”. Нет, пели “Варяга”!»

В письме, прозвучавшем 8 апреля 2023 года в 1462 выпуске «Встречи с песней», Геннадий Николаевич поведал о друзьях юности и памятной песне тех лет:
«...1950-е годы, город Орёл. Я ученик мужской школы. В городском парке висела “тарелка” и целый день оттуда звучали красивые песни... И вот моя любимая мелодия. Под неё я представлял себе свою взрослую жизнь. И море, и юг... И я сижу на вёслах в шлюпке, а она - напротив. И ночи... звёзды...
“В парке старинном деревья шумят листвой.
Белое платье мелькнуло во тьме ночной...”
В этом парке мы встречались с девчонками. Школы ведь были отдельными - женские и мужские. Одна из девчонок нашей компании стала артисткой и вышла замуж за самого красивого героя советского экрана, сыгравшего человека-амфибию*... Хорошо помню своих классных друзей Олега Булатова, Владика Суверина, Валеру Казака... “Иных уж нет, а те далече...” А в парке старинным продолжают шуметь листвой деревья...»
Геннадий Шеваров удостоен премии Свердловской областной организации Союза журналистов за цикл радиопередач «Люди. История. Память», в числе которых расследование «Стрельбище» (в очерке впервые была обнародована информация о 12-м километре Московского тракта, месте тайного захоронения жертв политических репрессий), лауреат Всесоюзных, Российских и Международных фестивалей документального кино.
10 июня 2023 года в последнем, 1467 выпуске «Встречи с песней», записанном Виктором Татарским, Геннадий Шеваров вспоминал редкую запись голоса Жана Габена - песню «Теперь я знаю» в исполнении французского актёра театра и кино:
«...друг мой вернулся из командировки из Парижа и привёз пластинку, напетую Жаном Габеном. На ней всего одна песня. Эту песню о любви Габен не поёт даже, а как бы проговаривает, но как! Как возникает чудо, что ты будто только и ждал эту песню?! Именно её тебе не хватало - этой мелодии, этого низкого, хрипловатого голоса, этих слов - простых и честных: “Когда мне было восемнадцать, я впервые поцеловал девушку и решил, что вот это и есть любовь. Потом увлёкся другой девушкой, думая опять, что вот она, настоящая любовь. И увлёкся третьей, а потом женился, полюбив простую женщину, и любил её всю жизнь. Но вот за шестьдесят перевалило... Однажды вышел в сад и встретил девушку. Она прошла мимо, едва взглянув на меня. И внезапно, я вдруг понял, что всю свою жизнь ошибался - никогда не знал, что такое любовь...” Я стал перебирать пластинки французской эстрады в надежде найти ещё какую-нибудь песню Жана Габена. Увы... Может быть, это была единственная его песня, первая и последняя?»
Примечание: * об этом Виктор Татарский упоминает в 728 выпуске «Встречи с песней», посвящённом 30-летию радиопередачи.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте