RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1452
(26 ноября 2022 года)



  1. Виктор Татарский: «Из Петербурга письмо. Адрес отправителя: только одно слово - “ленинградка”». «...я поклонница большого таланта пианиста Станислава Генриховича Нейгауза, так рано ушедшего из жизни. Количество состоявшихся его концертов в Ленинградской филармонии можно сосчитать по пальцам, так как чаще, при входе в филармонию, вывешивалось объявление, что концерт Станислава Нейгауза не состоится по случаю его болезни. Приходилось уходить разочарованной и подавленной. По радио чаще упоминают имя его отца - Генриха Густавовича. Очень обидно, что имя Станислава Генриховича остаётся как бы в забытьи, в тени... Найдите, пожалуйста, запись сочинения Фридерика Шопена “Фантазия-экспромт до-диез минор” в исполнении Станислава Генриховича Нейгауза. Заранее благодарю! С большим уважением к Вам и вашей передаче, ленинградка». «Станислав Нейгауз учился у своего отца - Генриха Густавовича, выступал как солист и в дуэте с отцом. Известен как интерпретатор романтической фортепианной музыки, особенно произведений Скрябина и Шопена. Преподавал в Московской консерватории. Народный артист РСФСР. Его ученики - Валерий Кастельский и Владимир Крайнев. Прожил Станислав Генрихович всего 53 года...», - В.Т. Фортепианная пьеса «Фантазия-экспромт до-диез минор, опус 66, WN 46», сочинение 1834 года. Композитор Фридерик Шопен. Исполняет Станислав Нейгауз (фрагмент).

    Упоминаемые персоны: Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964, русский и советский пианист, из немецкой семьи; народный артист РСФСР); Александр Николаевич Скрябин (1872-1915, русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке; первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка»); Валерий Владимирович Кастельский (1941-2001, советский и российский пианист, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского консерватории, возглавлял фортепианное отделение консерватории; народный артист Российской Федерации); Владимир Всеволодович Крайнев (1944-2011, русский пианист, музыкальный педагог, общественный деятель; народный артист СССР, народный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации и премии Ленинского комсомола).

  2. Автор письма: Геннадий Николаевич Шеваров, кинорежиссёр, Екатеринбург, «...однажды, в 1968 году Лидия Андреевна Русланова рассказала мне, как она встретила май 1945 года: “Наши войска вошли в Берлин. С казачьим ансамблем 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, он состоял из артистов Московского цирка, которые в начале войны во главе с наездником Тугановым на своих лошадях добровольно ушли на фронт, я пела, - рассказывает Лидия Андреевна, - на ступеньках только что взятого, ещё горящего рейхстага. Кончается концерт. Я пою и вижу, что кто-то расталкивает людей и вдруг бросается ко мне. Я сразу узнала его. Офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат. Умирая, он верил в Победу и он дошёл до Берлина». И все, кто был на площади перед рейхстагом, аплодировали воину. А познакомилась я с ним в самом начале войны. Как-то вечером в землянку вошли три бойца и стали просить, чтобы я спела им на дорогу, они уходили в разведку. Не помню уже, что я пела... Поблагодарили солдаты и ушли. Ни утром, ни вечером следующего дня они не вернулись. Их тревожно ждали. А ночью проснулась я от какого-то шороха. Смотрю, втащили на палатке раненого. Вгляделась в его лицо - один из тех разведчиков. Он стонал в беспамятстве и всё звал маму... Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную: «Я молюсь и прошу, чтоб скорее вернулся ты домой невредим из шального огня. Я хочу, чтобы ты, мой сыночек, влюбился в девчонки глаза, что грустны без тебя...» Так хотелось с песней вдохнуть в него силу жизни... Наступает поздняя осень. Выступаем мы на открытой лесной поляне. Только запела, вдруг подбегает ко мне боец с «Золотой Звездой» на гимнастёрке, кричит: «Мама, мама! Я помню, это вы пели, когда я умирал!..» Выжил, оказывается, мой солдат и звание Героя Советского Союза ему присвоили за разведку. Очень важные сведения тогда принёс. Рассказал он мне, что мать его убили фашисты... Переписывались мы некоторое время, а потом потеряли друг друга. Не до писем тогда было...”». Песня «В землянке». Композитор Константин Листов. Поэт Алексей Сурков. Исполняет Лидия Русланова, баянист Николай Егулов. Песня «В землянке» была написана в 1942 году. Одна из первых исполнителей песни - Лидия Андреевна Русланова, записавшая её на грампластинку в студии московского Дома звукозаписи 27 апреля 1942 года.

    Упоминаемая персона: Михаил Николаевич Туганов (1900-1974, советский цирковой артист, наездник и режиссёр; участник Великой Отечественной войны; народный артист РСФСР; постановщик конной пантомимы «О чём звенят клинки», конной сюиты «На Дону», аттракциона «Джигиты Северной Осетии», тематической программы «Конный цирк»; неоднократно представлял СССР за рубежом, получал призы; воспитал большую группу учеников; Михаил Туганов создал Донской казачий ансамбль, который в годы Великой Отечественной войны добровольно отправился на фронт, прошёл всю войну и встретил Победу в Берлине. Труппа Михаила Туганова была награждена боевыми орденами. Первое выступление у стен рейхстага состоялось 2 мая 1945 года. В тот день Донской казачий ансамбль выступал вместе с Лидией Руслановой).

    Майор Михаил Туганов и заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова с участниками ансамбля у здания рейхстага. Берлин, 2 мая 1945 года
  3. Виктор Татарский: «27 ноября 130 лет со дня рождения князя Олега Константиновича Романова. Из статьи* журналиста Дмитрия Шеварова: “19-летний юноша, князь императорской крови, вдруг обращается с просьбой к родным: в случае смерти похоронить его в родном имении Осташёво, на высоком берегу Рузы... Князь Олег был четвёртым сыном Великого князя Константина Константиновича - поэта, оставшегося в русской литературе под инициалами К.Р. Литературные наклонности и любовь к Пушкину привели Олега в Императорский Александровский лицей. Князь закончил лицей с серебряной медалью и поступил в лейб-гвардии Гусарский Его Императорского Величества полк. Летом 1914-го вместе со своим эскадроном Олег отбыл на фронт. Через два месяца, 29 сентября, командир взвода 2-го эскадрона корнет Олег Романов был тяжело ранен в бою. Врачи оказались бессильны. Похоронили героя в родном имении Осташёво. Из дневника его отца, Константина Константиновича Романова: «Мы хотим, согласно желанию Олега, выстроить над его могилой церквушку...» Скромную одноглавую церковь в Осташёво сразу после революции разорили. В 1920 году мародёры варварски разгромили и саму усыпальницу - подонки искали золотую саблю павшего героя. После этого прах князя Олега был тайно перезахоронен на кладбище деревни Жулино. В самый канун 1914 года появился вальс «Оборванные струны». Духовые оркестры, провожавшие войска на фронт, играли его на вокзалах. И не только в ту войну, но и в Великую Отечественную. Сейчас при звуках этого вальса я вспоминаю тонкое и строгое лицо Олега... Из стихов князя Олега:
    «О, дай мне, Боже, вдохновенье,
    Поэта пламенную кровь.
    О, дай мне кротость и смиренье,
    Восторги, песни и любовь...
    О, дай мне прежних мук забвенье
    И тихий, грустный, зимний сон,
    О, дай мне силу всепрощенья
    И лиры струн печальный звон...»
    ”»
    . Вальс «Оборванные струны». Композитор Павел Гапон**. Исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР. Дирижёр Николай Назаров. Запись 1972 года.

    Упоминаемые персоны: Великий князь Константин Константинович Романов (К.Р., 1858-1915, второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, двоюродный дядя Николая II; член Российского Императорского дома, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург; стал последним владельцем подмосковной усадьбы Осташёво, когда в 1903 году приобрёл имение, решив окончательно перебраться в глубинку из суматошной столичной жизни; именно про Осташёво позднее князь писал: «Люблю тебя, приют уединённый!»); Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века; с  1811 по 1817 годы Александр Пушкин провёл в Императорском Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года, в лицее юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года, здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар, воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта).

  4. Автор письма: Анатолий Мысник, Наукоград, Протвино, Московская область, «...я часто вспоминаю сентябрь 1978 года, когда летел рейсом Москва-Ташкент на научную конференцию по физике твёрдого тела в город Ташкент. Всё время в течение рейса передавали песни - русские, украинские, белорусские... А когда самолёт приземлился и командир воздушного судна с пилотами выходили, то пассажиры приветствовали их аплодисментами и у большинства были какие-то осветлённые лица... Я стараюсь вашу передачу слушать регулярно, ведь культура, которую вы доносите нам, окрыляет нашу жизнь. Я прошу передать какую-нибудь песню на украинском языке». Украинская народная песня «Ой дівчино, шумить гай». Исполняет Иван Козловский, капелла бандуристов. Запись 1952 года.

  5. Автор письма: Рудольф Александрович Зернин, город Пермь, «...у композитора Александра Ивановича Дюбюка, кроме прозвучавшего во “Встрече...” романса “Не обмани” на стихи Генриха Гейне - женской мольбы о верности любимого, есть романс, казалось бы, повествующий о том же - не лукавить в любви. Он называется “Моя душечка” или “Не лукавьте”. Лёгкий, озорной и, тем не менее, хотя и шуточный, но убедительный, эдакий музыкальный мини-спектакль. Его чудесно пели Вера Орлова, Борис Штоколов, Ефрем Флакс... Я с удовольствием бы послушал Ефрема Борисовича Флакса». Романс «Не лукавьте» («Моя милая, моя душечка», «Моя душечка», «Поцелуй же меня, моя душечка»). Композитор Александр Дюбюк. Поэт Сергей Писарев. Исполняет Ефрем Флакс.

    Упоминаемые персоны: Генрих Гейне (1797-1856, немецкий поэт, публицист и критик позднего романтизма, мастер сатиры, фельетона, путевых заметок); Вера Марковна Орлова (1918-1993, актриса театра и кино; народная артистка РСФСР); Борис Тимофеевич Штоколов (1930-2005, оперный певец (бас); народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки).

  6. Автор письма: Яков Григорьевич Вайнер, город Дзержинск, Нижегородская область, «...хотелось бы с помощью вашей передачи разрешить моё сомнение, возникшее в связи с одной песней. Недавно мне в руки попал журнал “Светский”, издаваемый в городе Дзержинске. В этом журнале есть статья “Стихи, рождённые войной”, посвящённая жительнице Дзержинска Александре Викторовне Карловой. Она участница войны, писала стихи... Приведу одно стихотворение, напечатанное в том журнале, с которым и связаны мои сомнения. Вот оно:
    “Дождь проливным потоком
    Стучит с утра в окно.
    Ты от меня далёко,
    Писем уж нет давно.
    Ночью я буду, знаю,
    Думать, когда все уснут;
    Разве у вас не бывает
    В жизни подобных минут?..”

    Читая это стихотворение, вспомнилась мелодия, которую в конце 50-х годов прошлого века по Всесоюзному радио пела Изабелла Юрьева. Приведённые стихи точно ложатся на припомнившеюся мне мелодию. Если б вам удалось найти эту песню, её слова разрешили бы моё сомнение».
    Виктор Татарский: «Яков Григорьевич, Вы дословно привели стихи песни “Минуты жизни”. Её авторы: композитор Борис Фомин и поэт Павел Герман. Написана песня в 1945 году. Так что, Александра Викторовна Карлова, о которой Вы пишите, как об авторе стихов, просто, видимо, переписала их и журнал ошибочно назвал её автором. Кстати, стихи были напечатаны вскоре после появления этой песни в мае 45-го. Изабелла Даниловна Юрьева могла петь эту песню, но первой исполнительницей её была Тамара Семёновна Церетели. Вот пластинка 1945 года»
    . Песня-вальс «Минуты жизни». Композитор Борис Фомин. Поэт Павел Герман. Исполняет Тамара Церетели. Оркестр под управлением Сергея Горчакова. Грампластинка 1945 года.

    Упоминаемые персоны: Александра Викторовна Карлова (родилась 15 августа 1922 года, прожила почти сто лет; училась в Дзержинском техникуме имени Красной армии, окончила сестринские курсы, в годы Великой Отечественной войны работала в эвакогоспитале Дзержинска, служила в 39 отдельном батальоне воздушного оповещения и связи в Ивановской области; на фронт попала в 1944 году, воевала в Польше в подразделении воздушного наблюдения и оповещения, была радисткой и телефонисткой; заслуженный ветеран Нижегородской области); Изабелла Даниловна Юрьева (1899-2000, советская и российская эстрадная певица, исполнительница песен и романсов; народная артистка Российской Федерации).

  7. Автор письма: Анжелика Коваль, студентка Орловского государственного университета имени Тургенева, «...уважаемый Виктор Витальевич, очень хотелось бы услышать голос Джорджа Майкла. В январе 1984 года увидел свет его знаменитый хит “Last Christmas”, ставший своеобразным гимном Рождества. За неделю песня разошлась в количестве более миллиона копий. Весь гонорар Майкл распределил между шестью благотворительными фондами. Его приглашали на гастроли по всему миру, суля сумасшедшие гонорары. В канун 2007 года Майкл за три миллиона долларов дал концерт на вилле одного из русских олигархов. Эту сумму певец разделил на две половины. Одну - в британские приюты для бездомных, другую перечислил в детские дома в российской глубинке. На протяжении многих лет, вплоть до последних дней он перечислял сотни тысяч долларов в Фонд помощи больным СПИДом, в службу телефона доверия для детей и подростков, в Фонд помощи детям-инвалидам. Включите, пожалуйста, во “ Встречу...” одну из композиций певца. С уважением и любовью, студентка первого курса Орловского государственного университета имени Тургенева, Анжелика Коваль». Песня «Вера» («Faith»). Автор музыки и стихов Джордж Майкл (George Michael). Исполняет Джордж Майкл. Запись 1987 года.

  8. От автора: песня «Двигаться дальше» из альбома «День серебра». Автор музыки и стихов Борис Гребенщиков. Исполняет Борис Гребенщиков и рок-группа «Аквариум», запись 1984 года. 27 ноября 1953 года родился поэт и рок-музыкант, композитор, художник, певец, гитарист группы «Аквариум», один из родоначальников рок-музыки на русском языке, с 2005 по 2022 годы ведущий программы «Аэростат» на «Радио России» Борис Борисович Гребенщиков. Ко дню рождения Бориса Гребенщикова.

Примечание: * цитата из статьи Д.Г. Шеварова 2020 года «Оборванные струны. Олег Романов (князь). 27 ноября».

Примечание: ** Виктор Татарский называет имя автора вальса «Оборванные струны» Павел Гапон, хотя на множестве Интернет-сайтов указано другое имя композитора - Пётр. Но подтверждений этому в печатных источниках нет. На этикетках и конвертах грампластинок разных лет написано «Гапон» или «П.Гапон», во всех известных нотных изданиях вальса - также только фамилия, либо инициал «П» добавлен, иногда «П.А. Гапон», но никак не Пётр Гапон. Некоторые сайты ссылаются на главу «Русская музыка начала ХХ века» книги Татьяны Бахмет «История русской музыки». Но и в этой энциклопедической книге имя композитора не расшифровано. На странице 586 (в издании 2012 года) читаем: «От многих авторов популярных вальсов остались лишь псевдонимы или имена, никому ничего не говорящие, да пожелтевшие нотные страницы. Так, о композиторе П.Гапоне известно только, что он жил в Курске и Харькове, служил в Богодуховском училище... Гапон написал один из самых известных вальсов - “Оборванные струны”».

Выпуск 1452 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 26 ноября 2022 года. В этот день по радиостанции «Культура» 1452 выпуск вышел без последнего кадра «От автора», песня «Двигаться дальше» в исполнении Бориса Гребенщикова не прозвучала.



Выпуск 1451Выпуск 1453
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.