Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1451
(12 ноября 2022 года)
-
Автор письма: Людмила Петровна Образцова, город Павловский Посад, Московская область, «...я родилась и выросла в многодетной семье. Во время войны ушли добровольцами два моих брата. Под Сталинградом один из них погиб. Я ездила в Волгоград. Была на Мамаевом кургане. Сколько же наших солдат там погибло!.. Страшные бои были, Волга от крови была красной... А теперь некоторые хотят Волгограду вернуть прежнее название города. Но не за Сталина народ воевал. Вся страна поднялась на защиту Родины. А Сталин столько семей уничтожил в 1937 году... Наша семья - десять детей. Были хозяйство, дом, сад. Всё нажито. И вдруг, моего отца забирают ночью, а маму мою с кучей детей выгоняют из дома. Конфисковали всё - от родительской одежды до одежды моих сестёр... Помню, в нашей семье часто пели песню:
“Ой, куда же ты, Ванёк, ой, куда же?
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты...”». Песня времён Гражданской войны* «Проводы» («Как родная меня мать провожала», «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»). Композитор Дмитрий Васильев-Буглай, аранжировка Николая Кутузова. Поэт Демьян Бедный. Исполняет Хор русской песни Всесоюзного радио и телевидения. Квинтет баянистов. -
Автор письма: Людмила Ивановна Смолина, Волгоград, «...однажды я проходила мимо открытой форточки дома и услышала по радио пение скрипки. Остановилась и слушала... Ведущий объявил: “Вы слушали «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса”. До сих пор я слышу эту скрипку... Моей внучке 17 лет. Она любит скрипку, но у неё не было до сих пор возможности послушать “Рондо-каприччиозо” Сен-Санса. Пожалуйста, передайте эту прекрасную мелодию для нашей семьи». Песня «Рондо-каприччиозо». Композитор Камиль Сен-Санс (Charles-Camille Saint-Saëns). Исполняет Яков Хейфец (Яша Хейфец). Оркестр Уильяма Стейнберга (William Steinberg, Уильям Стайнберг).
-
Автор письма: Александр Тулин, город Карабаново, Владимирская область, «...в конце 20-х годов ХХ века в наше село Юрьевская Слобода близ Ростова Великого приезжали певцы, артисты. В середине нашего села стояла изба-читальня. Мы с мамой всегда ходили туда на концерт. Однажды в наше село приехал знаменитый певец-гусляр Михаил Северский. В перерыве между песнями он обратился к зрителям с вопросом: “Есть ли в вашем селе любители, умеющие петь?” Моя мама любила петь и часто что-нибудь напевала. Соседи и указали на неё. Северский позвал её на сцену и попросил что-нибудь спеть. Мама запела:
“В низенькой светёлке
Огонёк горит,
Молодая пряха
У окна сидит...”
Северский тогда много пел редких песен... С той поры я не слышал чудесного голоса Михаила Константиновича Северского и лишь только в этом году в вашей передаче услышал второй раз в своей жизни его голос и был безмерно рад. Уважаемый Виктор Витальевич, что-нибудь ещё в исполнении Северского передайте, пожалуйста!». Песня «Под вечер осенью ненастной» («Романс»). Музыка неизвестного автора. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Михаил Северский под собственный аккомпанемент на гуслях. 13 ноября 1882 года родился певец (тенор) и гусляр, организатор первого в Москве вокального квартета, с 1906 года был артистом хора Большого театра, с 1925 года - вокалистом Всесоюзного радио, исполнял русские народные песни, записанные им в Вологодской, Тверской, Ярославской губерниях, былины и песни народов мира, а в концертных залах Москвы выступал с тематическими концертами «Вечера русской народной песни и былины», в последние годы жизни руководил художественной самодеятельностью в клубах и домах культуры Москвы, заслуженный артист РСФСР Михаил Константинович Северский. К 140-летию со дня рождения Михаила Северского (1882-1954). -
Автор письма: Валентина Петровна Истратова, Волгоград, «...я его встретила в Геленджике. Его звали Олег. Я не знала, что он - подводник. Узнала лишь в День Военно-морского флота, когда увидела его в форме. Говорят, “у любви короткий век”, но это не про меня и Олега. После отдыха он уехал в Приморский край. Я получала его письма. Не просто письма, а целые тома!.. Олег много плавал и подолгу ходил к берегам Кубы. Один, два, три месяца его не было на суше, а потом - огромные письма! Я очень любила песню из фильма «Роман и Франческа»:
“Были и лодка, и море,
Был и любимый со мной...”
Вот строки из письма Олега: “...машина мчалась, ветер трепал твои чудные волосы, а ты тихо напевала «Были и лодка, и море...» и эту песню связываю с тобой. Когда где-нибудь её исполняют, я сразу вспоминаю тебя и улыбаюсь. Это твоя песня. И пока её будут петь, и пока я жив, всегда буду вспоминать тебя...”». Песня Франчески Карродини «Были и лодка, и море» из кинофильма «Роман и Франческа» (1960 год, режиссёр Владимир Денисенко). Композитор Александр Билаш. Поэт Дмитро Павлычко. Исполняет Людмила Гурченко. 12 ноября 1935 года родилась киноактриса и эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени Людмила Марковна Гурченко. Ко дню рождения Людмилы Гурченко (1935-2011). -
Виктор Татарский: «Автор этого письма из города Ефремова Тульской области просила не называть её имя и фамилию в эфире. Я не понимаю, почему... Ну... подчиняюсь». «...в 1955 году нас, совсем юных, отправили работать в далёкую, неизвестную нам Среднюю Азию. Наш факультет попал в Ферганскую долину, в район Ферганского канала, конечно, преподавать дорогой нам русский язык. Находили время песни петь, новый язык учить в общении с другими учителями и населением. Слушали трансляции только из Ташкента - из репродуктора, который висел в центре кишлака, недалеко от школы. В душу запал голос молодого тогда певца Батыра Закирова. В 1970 годы Батыр приезжал несколько раз в Москву и мы с удовольствием смотрели передачи с его концертов. Жаль, что так рано он ушёл от нас... Пожалуйста, включите какую-нибудь песню из его репертуара» . Песня «Красивая девушка». Авторы музыки и слов песни братья Асси Рахбани и Мансур Рахбани. Исполняет Батыр Закиров, на арабском языке.
-
Автор письма: Галина Романовна Петрова, город Гатчина, Ленинградская область, «...я в этот час передачи как будто проживаю свою жизнь в своём родном городе Кашине Тверской области, по которому очень скучаю. А заставка к вашей передаче заставляет вспомнить: жили мы на окраине, напротив Центральной больницы, при которой было девичье общежитие, собиралась молодёжь. И вот туда приходил молодой симпатичный баянист, а возвращался обратно часа в два ночи, наигрывая эту мелодию - «Одинокой гармони». А Кашин наш был необыкновенно красив, утопал в зелени. Через весь город протекает река Кашинка. Она впадает в Волгу. А ещё наш Кашин славен святой благоверной княгиней Анной Кашинской, которую мы величаем и почитаем. Детство моё проходило в военные и послевоенные годы. Детей было много - местных, эвакуированных и приезжающих на лето из Москвы, из Ленинграда (уже после войны, конечно). Целой гурьбой бежали купаться на речку мимо храма Петра и Павла... Если можно, включите в вашу передачу песню “Непрощённая”...» «Почему-то вдруг так?», - В.Т. «Владимира Преснякова-старшего в исполнении Александра Кальянова в память о моей сестре». Песня «Непрощённая». Композитор Владимир Пресняков. Поэт Александр Драт. Исполняет Александр Кальянов.
Упоминаемая персона: Анна Кашинская (в монашестве София, в схиме Анна, около 1280-1368, тверская княгиня, святая в Русской православной церкви, канонизированная в лике благоверных; дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. После страдальческой кончины мужа (он был замучен татарами в Орде в 1318 году) Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, а после переселилась в Кашинский Успенский монастырь; Анна Кашинская известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, междоусобица), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой - прецеденту в истории Русской церкви).
-
Автор письма: Валерия Невзорова, музыкальный фольклорист, город Орёл, «...я вместе со своим другом побывала в Италии. В Неаполе у нас жили хорошие знакомые, которые приютили нас. И вот, одним прекрасным летним утром мы едем из Неаполя на автомобиле на деревенскую свадьбу к холмам, возвышающимся над Сполето. Этот маленький городок расстилается у нас под ногами, сверкая на солнце. Столы на козлах ломятся от еды, бочка итальянского деревенского вина... Дети бегают по траве, плетут венки из ромашек и васильков, несколько человек негромко поют. Мы все похожи на персонажей Боттичелли, особенно жених и невеста с их пышными локонами, грацией. Мы сидим на траве, глядя в небо, наслаждаясь минутами тихого счастья. Где-то далеко в деревне звонит колокол. Спускается вечер. Мы собираемся возле дома и поём, кто по-итальянски, кто по-русски. Я пою русскую колыбельную. Мой друг берёт гитару, аккомпанирует мне, а потом сам поёт старинный романс. В этот день от наших новых знакомых мы услышали итальянскую песню “Sempre sempre” - “Всегда, всегда”. Говорят, что она из репертуара Андреа Бочелли. Правда ли это?» «Правда, Валерия. В этой песне есть такие слова: “Жизнь продолжится и ничего не будет важнее, чем быть вместе всегда, всегда, всегда...” Поёт Андреа Бочелли», - В.Т. Песня «Всегда, всегда» («Sempre sempre»). Композитор Жан Пьетро Фелисатти (Gian Pietro Felisatti). Поэт Джиджи Панцери (Gigi Panceri). Исполняет Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Запись 1995 года.
Упоминаемая персона: Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи раннего итальянского Возрождения, представитель флорентийской школы живописи периода кватроченто; автор таких картин, как «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», принёсших художнику мировую известность; по мнению искусствоведов, «его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделён способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни»).
-
Автор письма: Геннадий Александрович Куприянов, посёлок Шушары, Санкт-Петербург, «...я в командировке в городе Апатиты. Нас - меня и ещё двоих сотрудников поселили в квартиры, где коротали мы длинные зимние полярные морозные ночи. Я нашёл старый радиоприёмник, немного поколдовал над ним и он заговорил голосом вашим! Я ведь не знал, слушая вашу передачу в детстве, что она пройдёт со мной по жизни. И вот вновь звучит моя любимая “Встреча с песней”... После этой “Встречи...” я стараюсь больше не пропускать ваших передач, но уже в Интернете. Хочу поблагодарить за ваш труд и душевное тепло, подаренное нам, слушателям. Многая лета “Встрече с песней”!» «Благодарю Вас, Геннадий Александрович», - В.Т. «Песня Киплинга» («Песня шагом, шагом»). Композитор Виктор Берковский. Поэт Новелла Матвеева. Исполняют Дмитрий Богданов и Виктор Берковский.
-
Виктор Татарский: «Ну, что же, в завершении нашей “Встречи...” от автора передачи. Эта рубрика, “От автора”, нужна мне для того, чтобы постараться несколько разнообразить музыкальный, песенный состав “Встречи...”, то есть, добавить то, чего, на мой взгляд, точнее, слух, не хватает в каждом конкретном выпуске. Вот, например, сегодня в письмах и в песнях недостаёт юмора, улыбки. Вообще, весёлых, смешных песен в нашей почте немного, а жаль. Конечно, я понимаю причину этого. Как писал Маяковский, “для веселия планета наша мало оборудована”. И понятно, что, когда человеку весело, он не пишет письма, а просто веселится. Пишет он тогда, когда ему грустно, одиноко. И всё же, очень прошу вас: пишите и о том занятном, смешном, что с вами или с кем-то происходило. Резюме: для нашей сегодняшней “Встречи...” требуется забавная, смешная песенка. Я искал, искал и, наконец, нашёл такую. Она уже многими забыта, а молодёжь её вообще не знает. Итак...»** Песня «Проказник Браун»***. Композитор Майкл Столлер (Michael Stoller). Поэт Джером Лейбер (Jerome Leiber), автор русского текста Юрий Цейтлин. Исполняет вокальный квартет «Аккорд»: Зоя Харабадзе, Инна Мясникова, Шота Харабадзе и Владислав Лынковский (Вадим Лынковский). Запись 1968 года.
Упоминаемая персона: Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930, русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник; футурист; один из крупнейших поэтов XX века; Виктор Татарский цитирует строки стихотворения поэта 1926 года «Сергею Есенину»).
Примечание: * стихотворение «Проводы» Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) сочинил в 1918 году, песня Дмитрием Степановичем Васильевым-Буглаем была написана в 1921 году.
Примечание: ** повтор кадра из 1175 выпуска «Встречи с песней» от 26 января 2013 года.
Примечание: *** оригинальное название песни «Проказник Браун» - «Чарли Браун» («Charlie Brown»). Песня была сочинена в начале 1959 года и впервые исполнена американским ритм-энд-блюзовым и рок-н-ролльным вокальным ансамблем «The Coasters». На советских грампластинках с записями квартета «Аккорд» авторы песни не упоминались, песня указывалась как шотландская народная.
Выпуск 1451 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1450 | Выпуск 1452 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте