Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1462
(8 апреля 2023 года)
-
Автор письма: Людмила Яковлевна Коркина, Москва, «...никак не услышу свою любимую Арию Далилы из оперы Сен-Санса “Самсон и Далила”... Шла война. Мы жили в эвакуации в деревне в Ярославской области. И вот по какой-то случайности к нам попал трофейный патефон с одной единственной пластинкой. На ней была записана Ария Далилы. Это, конечно, я потом узнала. Я часто крутила патефон. “Далила” меня просто заворожила! Слов я не понимала, но мелодию выучила со всеми нюансами. Это было моё первое знакомство с оперой». Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Композитор Камиль Сен-Санс. Исполняет Надежда Обухова. Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Александр Орлов. Грампластинка 1947 года.
-
Автор письма: Иван Кузьмич Савулин, город Омск, «...в 50-е годы прошлого столетия в нашу страну приезжал знаменитый американский певец Поль Робсон. Особенно мне запомнилась песня “Ах ты, ноченька”, которую исполняли дуэтом Робсон и Иван Семёнович Козловский. Два неповторимых голоса - громогласный бас Робсона и серебряный тенор Козловского сливались воедино в этой песне... Позже я никогда не слышал по радио этой песни в исполнении двух великих певцов». Русская народная песня «Ах ты, ноченька» («Ноченька»). Исполняют Поль Робсон (Paul Robeson) и Иван Козловский (на английском и русском языках). 9 апреля 1898 года родился американский певец (бас), актёр театра и кино Поль Лерой Робсон (Paul LeRoy Robeson), исполнитель более чем на 20 языках народов мира. К 125-летию со дня рождения Поля Робсона (1898-1976).
-
Автор письма: Иван Васильевич Агибалов, «...моя первая встреча с песней, начинающейся словами “помню, я ещё молодушкой была”, которую исполняла певица Максакова, стала переломным моментом в прослушивании музыки и отношения к ней. Мелодия и содержание песни произвели на меня большое эмоциональное воздействие. Как оказалось, песню слушали мои одноклассники - мальчишки. Мы говорили об этом. Каждый из нас высказал своё отношение к песне. Всем она понравилась, а исполнительница Мария Максакова стала нашей любимой певицей». Песня «Помню, я ещё молодушкой была» (на стихотворение 1841 года). Композитор А.М. Ларме. Поэт Евгений Гребёнка. Исполняет Мария Максакова. Оркестр народных инструментов под управлением Николая Осипова. Грампластинка 1944 года. 8 апреля 1902 года родилась оперная певица (лирическое меццо-сопрано), педагог; в 1923-1924 и в 1928—1953 годах - ведущая солистка Большого театра; народная артистка СССР, лауреат трёх Сталинских премий I степени Мария Петровна Максакова. Ко дню рождения Марии Максаковой (1902-1974).
-
Виктор Татарский: «5 апреля - именины Лидии. И сегодня у нас письмо в связи с песней о тех, кто назван этим славным именем». Автор письма: Виктор Георгиевич Карнаухов, город Моздок, Республика Северная Осетия - Алания, «...прошу вас найти песню “Хорошая девочка Лида” в исполнении Гелены Великановой. В младенческом возрасте я потерял зрение. И вот ко мне, слепому мальчику пришла девочка Лида, моя ровесница и подарила мне детскую дружбу... Сейчас Лида в Германии и встреча с нею вряд ли возможна. Может быть, Лида услышит меня и песню, которую, я надеюсь, вы найдёте». Песня «Хорошая девочка Лида» («Красивая девочка Лида»). Композитор Кирилл Молчанов. Поэт Ярослав Смеляков. Исполняет Гелена Великанова. Инструментальный квинтет. Запись 1961 года.
Упоминаемая персона: Лидия Кужовкина (1941 г.р., подруга детства Виктора Карнаухова, ныне проживающая в Германии, автор письма просит её отозваться, «...Лида ввела меня в окружающий мир, как могла объясняла зримость этого мира... Дети дразнили нас женихом и невестой, но мы не обращали на это внимание. Лиде жилось трудно. Отец у неё был немцем и его в 1941 году выслали в восточные районы страны... Лиду часто с детской безжалостностью обзывали фашисткой, оскорбляли, унижали... Ведь это были 40-е послевоенные годы. Лида прибегала ко мне, и я как мог жалел и успокаивал её. Благодаря этой девочке я забывал о своём несчастье. В 11 лет нас с Лидой разлучили. Меня отправили в Грозный в школу для слепых детей, Лиду увезли в ставропольские степи... Встретились мы с Лидой через три года. Лида снова пришла ко мне, дружба наша не угасла. Я заочно закончил музыкальное училище, историко-филологический факультет Кабардино-Балкарского университета, стал преподавателем русского языка, литературы и музыки. Более 30 лет преподавал музыку в школах Моздокского района. Но то, что дала мне Лида в нашем детстве, живо в моей памяти. Я бесконечно благодарен той девочке, что ввела меня в мир общения...»; последний раз Виктор Карнаухов встретился с Лидией в 19-летнем возрасте, когда она приезжала к бабушке в село Виноградное Моздокского района. На Ставрополье живут родственники Лидии, её братья Пётр и Владимир Кужовкины, а также двоюродные братья и сёстра - Валерий, Виктор и Валентина).
-
Автор письма: Михаил Алексеевич Плотников, Москва, «...слушая “Встречу с песней”, как бы листаешь энциклопедию жизни и истории страны на примерах судеб слушателей передачи. С пяти лет я в Москве. Юность пришлась на военные годы. Бомбёжки, борьба с “зажигалками”, контузия... Смерть моих братьев - лётчика под Москвой и партизана в Брянске. После ночных тревог - скорее по Арбату, Бульварному кольцу в район Моссовета, где в Мосгороно находилась моя матушка Мария Васильевна Каблукова. Она в то время занималась эвакуацией работников образования и ребят. Видел следы бомбёжки, дымящиеся развалины домов, разрушенный фасад театра Вахтангова, сброшенный взрывом памятник Тимирязеву у Никитских ворот... А потом армия и 55 лет в оборонных отраслях - авиация, космос... В довоенные годы матушка возила меня летом на два месяца в деревню. Помню раздолье и чистоту природы и людей... Прошу включить по “Встречу...й” песню “Малиновый звон”. Она написана с любовью к нашей земле. Вам же, Виктор, сил, здоровья и держитесь подольше. (Спасибо, Михаил Алексеевич, - В.Т.) Ваша передача в мыслях и сердцах многих и многих соотечественников...» Песня «Малиновый звон». Композитор Александр Морозов. Поэт Анатолий Поперечный. Исполняет Николай Гнатюк.
Упоминаемая персона: Мария Васильевна Каблукова (мама Михаила Плотникова, во время Великой Отечественной войны работала в Мосгороно, «занималась эвакуацией работников образования и ребят»).
-
Автор письма: Геннадий Николаевич Шеваров, Екатеринбург, «...1950-е годы, город Орёл. Я ученик мужской школы. В городском парке висела “тарелка” и целый день оттуда звучали красивые песни... И вот моя любимая мелодия. Под неё я представлял себе свою взрослую жизнь. И море, и юг... И я сижу на вёслах в шлюпке, а она - напротив. И ночи... звёзды...
“В парке старинном деревья шумят листвой.
Белое платье мелькнуло во тьме ночной...”
В этом парке мы встречались с девчонками. Школы ведь были отдельными - женские и мужские. Одна из девчонок нашей компании стала артисткой и вышла замуж за самого красивого героя советского экрана, сыгравшего человека-амфибию*... Хорошо помню своих классных друзей Олега Булатова, Владика Суверина, Валеру Казака... “Иных уж нет, а те далече...” А в парке старинным продолжают шуметь листвой деревья...» Песня-вальс «В парке старинном...» («Лирический вальс») из оперетты «Морской узел». Композитор Евгений Жарковский. Поэты Виктор Винников и Владимир Крахт. Исполняет Изабелла Юрьева. Симон Каган, фортепиано. Ансамбль под управлением Анатолия Бадхена. Грампластинка 1952 года.Упоминаемые персоны: Олег Георгиевич Булатов (родом из Харькова, выпускник одного из московских технических вузов), Владислав Суверин (инженер, живёт в Туле), Валерий Петрович Казак (по профессии строитель, живёт в Орле) - одноклассники, друзья юности Геннадия Шеварова).
-
Автор письма: Павел Павлович Сладкоедушкин, сотрудник Зоологического музея Орловского университета, «...в нашем садовом товариществе появился кот. Не простой кот, а настоящая личность. Он пришёл из ниоткуда и уйдёт, наверное, тоже в никуда, как и положено. На его физиономии застыли следы от жестоких схваток, из которых он, вне сомнений, выходил победителем. Большой, чёрный, видавший виды котяра всюду привык чувствовать себя хозяином положения. Наши сады не стали исключением: котов и кошек, то и дело снующих по кустам, стало заметно меньше. И лишь изредка ночью было можно услышать душераздирающие вопли. Этот чёрный кот продолжал уверенно отвоёвывать новые территории. Однажды вечером, выйдя по обыкновению в сад, я “лицом к лицу” столкнулся с нашим бесстрашным героем. Он смерил меня спокойным властным взглядом и, не шелохнувшись, продолжал созерцание чесночных гряд. Я скромно присел за стол. Я в беседке за чтением, он чуть поодаль - на скамейке у сарая**. Уважаемый Виктор Витальевич, наверное, вы уже догадались о моей просьбе. Да, да, это, конечно же, известная песенка про чёрного кота, который “жил да был за углом”. Сочтёте ли вы возможным откликнуться на столь легкомысленную просьбу?». Песня «Чёрный кот». Композитор Юрий Саульский. Поэт Михаил Танич. Исполняет Тамара Миансарова. Инструментальный ансамбль «Три плюс два» («Три+два») (Виктор Прудовский, фортепиано, Адольф Сатановский, контрабас, Александр Гореткин, ударные) под руководством Леонида Гарина. Грампластинка 1964 года.
-
Автор письма: Самуил Эрлих, музыкант, город Орёл, «...побывал я в Москве на выступлении столичной группы “Мегаполис”. О столичных красавицах спето немало песен, но одной из самых стильных до сих пор является записанная лет 30 назад композиция про “этих сумасшедших москвичек”. Впрочем, не одними “Москвичками” сильны “Мегаполис” и его бессменный лидер Олег Нестеров. На протяжении тридцати с лишним лет группа радует поклонников элегантной музыкой, в которой утончённая романтика соседствует с юмором***. Многоуважаемый Виктор Витальевич, не откажите, пожалуйста, в просьбе музыканту. Пусть прозвучат во «Встрече с песней» нестареющие “Москвички”. Ваш почтительный Самуил Эрлих, город Орёл». Песня «Москвички». Композитор Олег Нестеров. Поэты Александр Бараш и Олег Нестеров. Исполняет группа «Мегаполис», солист Олег Нестеров****.
-
Автор письма: Михаил Александрович Ерёмин, Рязань, «...не так давно исполнилось 70 лет Крису Норману - легендарному солисту группы “Смоки”. Хотелось бы, чтобы прозвучала его песня “Живя по соседству с Алисой” - самая знаменитая и замечательная его песня. Она не нуждается ни в каких комментариях». Песня «Живя по соседству с Элис» («Living next door to Alice»). Авторы песни Никки Чинн (Nicky Chinn) и Майк Чепмен (Michael Chapman). Исполняет группа «Смоки» («Smokie»), солист Крис Норман (Chris Norman). Запись 1976 года.
Примечание: * речь в письме Г.Н. Шеварова идёт о Алефтине (Алле) Константиновне Константиновой (1936 г.р.), актрисе Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (электротеатра «Станиславский»), заслуженной артистке России (в 1961 году ставшей супругой актёра Владимира Коренева) и, конечно, о Владимире Борисовиче Кореневе (1940-2021), актёре театра и кино, педагоге, народном артисте Российской Федерации, сынравшем в 1961 году роль Ихтиандра в культовом кинофильме «Человек-амфибия» режиссёров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского (по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева). Картина вышла на экраны в январе 1962 года и стала лидером кинопроката в СССР.
Примечание: ** автор письма цитирует заметку Владислава Симонова «Герой нашего товарищества», опубликованную в газете «Дача» (№19 (163), 3 октября 2020 года).
Примечание: *** автор письма цитирует заметку Глеба Губарева «Популярная столичная группа “Мегаполис” выступит на “Квартирнике у Маргулиса”», опубликованную в газете «Авоська» (№29, 15 июля 2020 года).
Примечание: **** российский музыкант, поэт и композитор, продюсер, телеведущий, писатель, лидер московской группы «Мегаполис», глава рекорд-лейбла «Снегири-музыка», создатель «Капеллы берлинских почтальонов», автор мультимедийного проекта «Из жизни планет» - музыкального посвящения неснятым «оттепельным» фильмам 1960-х годов Олег Анатольевич Нестеров рассказал веб-архиву «Встречи с песней»: «Очень рад, что в эфире прозвучала моя песня. Я был большим поклонником Виктора Татарского ещё с детства».
Выпуск 1462 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1461 | Выпуск 1463 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте