Автор письма: Владимир Илюшкин, Краснодарский край, «...Священное Писание и народная мудрость говорят одно и тоже: “Без Бога ни до порога”. Эту народную поговорку можно несколько конкретизировать: кто не слышит слово Божие, тот услышит слово “товарища Маузера”. В педагогике решающее значение имеет принцип: личный пример - лучший метод воспитания. Это понимали даже советские атеисты. Этот принцип они осмыслили, обсудили. Единственное, что им не удалось сделать, так это - подать этот самый пример. Но интересно, что принцип они без ссылки взяли из Библии. “Пастырей ваших умоляю я: пасите Божие стадо не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду”*. К сожалению, пастыри наши порой подают нам примеры какие-то... ну... совсем не такие, тем не менее, выход, кажется, всё ещё есть. 100 лет тому назад этот выход указал Святой праведный Иоанн Кронштадтский - чудотворец: “Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Кто научил вас мятежам бессмысленным и непокорности? Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние. Очистимся, омоемся слезами покаяния”. Но похоже, что мы имея навык 1917-го, всё же готовимся наступить на те же грабли. В связи со всем изложенным, прошу о произведении Павла Чеснокова “Жертва вечерняя”»**.
Духовное песнопение «Жертва вечерняя» («Да исправится молитва моя...»).
Композитор Павел Чесноков. Текст канонический. Исполняют Борис Христов (бас), Хор храма Святого Александра Невского в Софии, Андрей Азовский (дискант) и смешанный хор Московского хорового училища имени А.В. Свешникова.
Упоминаемая персона:
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829-1908, священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился); «вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа; проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов; почётный член Императорского православного палестинского общества; канонизирован в лике праведных Русской православной церковью за границей в 1964 году; впоследствии, в 1990 году, - Русской православной церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский); в письме Владимира Илюшкина цитируется одно из пророчеств Иоанна Кронштадского).
Автор письма: Маргарита Валентиновна Бадаева, город Лесной, Свердловская область, «...1942 год. Краснодар. Оккупация. Зима. Чуть теплится печка в комнате. За большим длинным столом собралась семья - дедушка, бабушка, две их дочери и я, девчонка. На столе керосиновая лампа. Дедушка берёт большую тяжёлую книгу Библию, читает с пояснениями. Она на церковно-славянском языке. Учился дедушка в одной из церковно-приходских школ Саратовской губернии. Хорошо помню воспоминания моих близких о житии-бытии в Сибири, куда они уехали с насиженных мест в Саратовской губернии. Это было время столыпинских реформ***, постоянной засухи, неурожай и голод... В Красноярске часто по ночам заходили к ним гости - беглые каторжане. Жизнь в Сибири осталась в их памяти... И вот задумчиво, в полголоса запевают услышанные ими песни беглых каторжан. Здесь я впервые услышала “По диким степям Забайкалья”...».
Песня «По диким степям Забайкалья» («Бродяга»).
Автор музыки неизвестен. Поэт Иван Кондратьев. Исполняет Владимир Дружников. Фонограмма кинофильма «Сказание о земле Сибирской»(1947 год, режиссёр Иван Пырьев).
Стихи песни «По диким степям Забайкалья» были написаны в 1880 году русским историком, москвоведом, поэтом, писателем и переводчиком Иваном Кузьмичом Кондратьевым (1849-1904).
Автор письма: Валерия Ивановна Жарникова, город Краснодар, «...мне посчастливилось посетить все лермонтовские места, связанные с пребыванием поэта и его героев тоже на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске я познакомилась с научным сотрудником “Домика Лермонтова” Маргаритой Фёдоровной Николевой, жившей при Лермонтовском музее и посвятившей изучению творчества поэта многие годы. Знакомство состоялось на месте дуэли в очередную годовщину со дня гибели Лермонтова - 15 июля. Тогда это место было мало ухожено и никого, кроме Маргариты Фёдоровны и нас с тётушкой, там не было. Маргарита Фёдоровна пригласила меня бывать в музее в любое время и я проводила там иногда целые дни. Несмотря на свой уже немолодой возраст, она, в прошлом петербургская курсистка, выступала с лекциями о творчестве Лермонтова в санаториях Пятигорска. Однажды мы с тётушкой решили пообщаться с духом поэта с помощью вертящегося блюдечка. Нас предупредили, что духов Пушкина и Лермонтова вызывать не следует, они-де не стесняются, как бы теперь сказали, ненормативной лексики. В общем, всё так и произошло. Моя воспитанная тётушка пережила состояние шока и трагическим голосом произнесла перед блюдичком речь: “Михаил Юрьевич, ведь вы же аристократ! Вас боготворят, а вы позволяете себе Бог весь какие выражения!..” Но всё закончилось дружелюбный беседой, а мне было назначено свидание у памятника поэту в Лермонтовском сквере. На следующий день я провела там много времени. Вот такая мистика. (Да уж, Валерия Ивановна, - В.Т.). Памятник Лермонтову в Пятигорске был открыт в 1889 году. Скульптор Александр Михайлович Опекушин. Знаю о памятнике Лермонтову в Москве у Красных ворот, неподалёку от места, где родился поэт. Этим памятником отметили 150-летие со дня рождения Михаила Юрьевича в 1964 году»****.
Романс «Нет, не тебя, так пылко я люблю».
Композитор Алексей Шишкин. Поэт Михаил Лермонтов. Исполняет Надежда Обухова. Оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Мелик-Пашаев. Запись 1948 года.
Упоминаемые персоны:
Маргарита Фёдоровна Николева (1873-1957, литературовед; в 1896 году была арестована, выслана на три года в Вятскую губернию; с 1898 по 1901 годы переписывалась в дружеской манере с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским; по возвращении из высылки занималась преподавательством; в 1908 году окончила Бестужевские высшие женские курсы в Санкт-Петербурге; во время учёбы вошла в социал-демократическую организацию, участвовала в издании и распространении нелегальной литературы, в том числе работ Владимира Ильича Ленина; в Санкт-Петербурге у Николая Фёдоровича Анненского часто встречалась с Владимиром Галактионовичем Короленко, о котором оставила воспоминания; в 1919 году переселилась в Полтаву, где жила в семье Короленко; в 1930-х годах занялась изучением биографии и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, участвовала в работах Лермонтовской комиссии Института русской литературы Академии наук СССР; с 1939 года - научный сотрудник музея «Домик Лермонтова» в Пятигорске; во время немецкой оккупации Северного Кавказа в ходе Великой Отечественной войны приложила значительные усилия для сохранения фондов музея; написала множество трудов о Михаиле Лермонтове - о его жизни и творчестве);
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века);
Александр Михайлович Опекушин (1838-1923, русский скульптор, академик и действительный член Императорской Академии художеств).
Автор письма: Александр Петрович Лонский, Санкт-Петербург, «...Вы вошли в жизнь нашей семьи как родственник, которому рады и всегда ждут его появление. Моя бабушка родилась перед Первой мировой войной. Её папу, моего прадеда, Степана Максимовича Зязюлина, призвали в солдаты. Он заслужил четыре Георгиевских креста, офицерский чин и в итоге в Гражданскую войну его застрелил в спину его же кум - Огурцов, которого завербовали красные. Когда началась Отечественная война, моего деда Стефана Антоновича Лонского призвали на фронт и он пропал вместе со своим двоюродным братом Федосом Ивановичем где-то в Калужской области. Мой папа родился незрячим. Неизвестно, как бы он смог жить в деревне без зрения, но папа смог выбраться в Ленинград. Он закончил в школу Грота для незрячих*****. Ещё в детстве научился играть на гармошке, на баяне. Папа выступал в концертном зале “Октябрьский” и в Концертном зале у Финляндского вокзала в Ленинграде. Он входит в двадцатку лучших гармонистов России. И всё время рядом с ним была моя мама. Она из Тверской губернии. Раньше была такая деревня Аверкино, потом её раскулачили. Тех же самых крестьян, которые в результате столыпинской реформы*** смогли получить землю, выгнали на улицу. Пошли люди с винтовкой, шмальнули в потолок и сказали: “Ну-ка, вон все отседова!” Просто в никуда ушли... Хорошо, что в соседнем селе удалось временно остановиться. Сначала у одних, потом у других. Народ-то ещё боялся, что и им попадёт под раздачу. Потом в Ленинград приехала мама. Сначала приходилось и на скамейках спать на улице, а потом отыскалась двоюродная сестра. Потом они и с папой познакомились... Есть такое слово - надежда, когда люди надеются на лучшее и верят в него. В войну, в лагерях, в тюрьме, в бою, в горе и радости есть надежда. Это надежда в народных песнях, в музыке, в добром слове. И когда я вспоминаю прошлое, я стараюсь вспоминать хорошее. Вы даёте мне радость, надежду и опору. Спасибо, что Вы создаёте островок, на который мы забрались, как заяц в половодье и ждём, когда эта муть и грязь схлынет и Вы, как дед Мазай, приободрите, дадите надежду, веру в силу, поддержите вашим голосом, словом, музыкой. Был бы рад услышать то, что вашей душе было бы приятно».Виктор Татарский: «Александр Петрович, часть вашего письма о времени Первой мировой войны. Пусть и песня солдатская будет из того времени».
Солдатская песня периода Первой мировой войны «Дуня» («Не успеет луна появиться в небе...»).
Исполняет Юрий Щербаков, потомственный хопёрский казак, гармонист, исполнитель народных казачьих песен.
Упоминаемые персоны:
Степан Максимович Зязюлин (прадед Александра Лонского, офицер, обладатель четырёх Георгиевских крестов, «в Гражданскую войну его застрелил в спину его же кум - Огурцов, которого завербовали красные»);
Стефан Антонович Лонский (дед Александра Лонского, в годы Великой Отечественной войны был призван на фронт и «пропал вместе со своим двоюродным братом Федосом Ивановичем где-то в Калужской области»);
Пётр Стефанович Лонский (отец Александра Лонского, «родился незрячим... Ещё в детстве научился играть на гармошке, на баяне. Папа выступал в концертном зале “Октябрьский” и в Концертном зале у Финляндского вокзала в Ленинграде. Он входит в двадцатку лучших гармонистов России»; фотография Петра Лонского опубликована на сайте Российского центра «Играй, гармонь» имени Г.Д. Заволокина).
Автор письма: Эльфрида Всеволодовна Велова, Москва, «...я училась в школе города Талдом Московской области. Там центральная улица была выложена булыжниками и от центра был хороший уклон. Каждую весну по ней катились весёлые ручейки и я очень любила за ними прыгать по камушкам и напевать весёлую песенку:
“Солнце в золоте лучей мне подмигивает,
Через улицу ручей перепрыгивает...”
Прекрасно помню и мотив,и слова первых куплетов этой песенки, а вот начала последнего куплета вспомнить никак не могу. Никто из сверстников не помнит этой песенки. Вот слова из неё:
“Ведь в апреле мороз только хвастает...
Ах, ручей, чей ты, чей?
Я от снега и лучей.
Я бегу, я смеюсь.
Я сейчас с другим сольюсь...” Песня «Ручей».
Композитор Светлана Чичерина. Поэт Елена Рывина. Исполняют Георгий Виноградов и детский хор. Запись 1948 года.
Автор письма: Алексей Александрович Денежкин, город Шатура, Московская область, «...после Победы над Германией часть наших войск с Запада была направлена на Восточный фронт на помощь союзным войскам для борьбы с японскими империалистами. На Дальний Восток войска перебрасывались железнодорожным транспортом. Дорога шла по берегу Байкала. Там я и услышал трогательную песню со словами о происходящем. Исполнял солдат на трофейном аккордеоне. Слова песни я часто вспоминаю, вспоминаю и своих друзей-однополчан. Начало песни звучало так:
“На новую службу, на Дальний Восток,
Поехал служить боевой паренёк.
Трофейную музыку взял он с собой -
Гармонику цвета волны голубой.
Слушайте, сопки, слушай, Байкал,
Ту, что недавно в Берлине играл.
Песенку эту с любовью играю,
Славных друзей и поход вспоминаю...”
Помню своих друзей-сослуживцев из 457-го ближне-бомбардировочного авиационного полка******. В память о той дружной боевой службе прошу найти эту песню. С уважением, механик 457-го полка, старший сержант Алексей Александрович Денежкин, Шатура».
Песня «Паренёк с Байкала».
Композитор Константин Листов. Поэт Александр Жаров. Исполняет Даниил Демьянов.
Автор письма: Иван Феодори, офицер, город Орёл, «...как-то я услышал по радио одну песню, которая пробудила во мне воспоминания о моей первой подростковой любви... Алла была смуглолицая, тонкая, с чёрными, немного раскосыми глазами. И всякий раз, заметив её, я останавливался и провожал её заворожённым взглядом. Как-то вместе возвращаемся из магазина. Я, глядя мимо Аллы, в каком-то отчаянии сказал: “Алла, давай дружить. Пойдём вместе на танцы”. Она как-то странно посмотрела на меня и ничего не ответила. На следующий вечер Алла была на танцах. Она молча положила мне на плечо тонкую руку и до конца танца терпела все мои невероятные па... Встречались мы с Аллой всё лето. А однажды я неожиданно увидел её с каким-то пареньком в городском саду. Они сидели на лавочке, ели мороженое. Паренёк неловко вытирал Алле липкие пальцы носовым платком, а она смеялась. От этой картинки у меня просто перехватило дыхание... Так закончилась моя первая несчастливая любовь... В начале 1970-х был известен ансамбль “Поющие сердца”. Песни этого ансамбля можно было часто услышать на танцах в нашем городском саду. Одну из них, в которой были такие слова:
“Перемена мала, я смолчу, как всегда.
Очень плохи дела, хуже день ото дня...”
Вот её я очень прошу передать во “Встрече с песней”».
Песня «Вот какая беда».
Композитор Борис Савельев. Поэт Игорь Кохановский. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Поющие сердца». Запись 1974 года.
Автор письма: Леонид Соломонович Баглай, город Мценск, Орловская область, «...я работаю на местном радио. Есть у меня давняя приятельница. Она живёт в предместье Нью-Йорка. Несколько лет назад почтальон вручил мне от неё письмо с приглашением посетить их дом... Как-то вечером мы с моей знакомой поехали на концерт. На сцене увидели фонтан. У фонтана прогуливались люди. Я их почти сразу узнал - Черчилля, Мао Цзэдуна, Шарль де Голля. И дамы у них были тоже узнаваемые - Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Софи Лорен. И вот на верхней ступеньке лестницы вдруг появился Элтон Джон и отвлёк внимание от актёров, изображавших знаменитей. Он пел, играл на красном “Стейнвее”... Два раза я был на футбольных матчах. И в одном, и в другом перед началом матча откуда-то из-под пола неслась песня “Чёрная Бетти”. Этой песне около ста лет, ею “разогревают” стадионы перед началом состязаний. Я слышал её тогда в исполнении Тома Джонса. Нет ли вашей фонотеке записи этого музыкального сочинения?»Виктор Татарский: «Леонид, как сообщил Виталий Гапоненко, “Чёрная Бетти” появилась ещё в конце XVIII века, а Том Джонс сделал запись песни в 2002 году в звучании, характерном для поп-музыки начала ХХI века. Виталий Васильевич Гапоненко передал для Вас запись этой песни».
Песня «Чёрная Бетти» («Black Betty») из репертуара американского блюзового певца, гитариста и композитора первой половины ХХ века Хадди Ледбеттера (Huddie Ledbetter), более известного под псевдонимом Ледбелли (Leadbelly).
Исполняет Том Джонс (Tom Jones).
Упоминаемые персоны:
Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль (1874-1965, британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе).
Мао Цзэдун (1893-1976, китайский государственный и политический деятель XX века, основатель и первый руководитель Китайской Народной Республики);
Шарль Андре Жозеф Мари де Голль (1890-1970, французский военный и государственный деятель, генерал; во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления; основатель и первый президент Пятой республики);
Мэрилин Монро (1926-1962, американская киноактриса, секс-символ 1950-х годов, певица и модель, ставшая одним из наиболее культовых образов американского кинематографа и всей мировой культуры);
Брижит Анн-Мари Бардо (1934 г.р., французская киноактриса, певица, фотомодель и писательница; являлась одним из секс-символов 1950—1960-х годов; с начала 1970-х - активистка движения за права животных, основательница и глава фонда защиты животных «Фонд Брижит Бардо»);
Софи Лорен (1934 г.р., итальянская киноактриса и певица; является одной из последних ныне живущих кинозвёзд Золотого века Голливуда и занимает 21-е место в списке Американского института киноискусства 100 величайших звёзд в истории американского кино);
Сэр Элтон Геркулес Джон (1947 г.р., британский певец, пианист и композитор; один из самых коммерчески успешных исполнителей 1970-х годов и один из самых успешных рок-исполнителей Великобритании);
Виталий Васильевич Гапоненко (филофонист, помощник передачи «Встреча с песней», создатель сайта «Retroportal.ru»).
Примечание: * цитата из 5-й главы Первого соборного послания святого апостола Петра.
Примечание: ** повтор кадра из 1041 выпуска «Встречи с песней» от 26 апреля 2008 года.
Примечание: *** аграрная реформа министра внутренних дел и председателя Совета министров России Пётра Аркадьевича Столыпина (1862-1911) - обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства - проводилась с 1906 по 1914 год. Целью этой реформы было добиться повышения производительности крестьянского труда и ликвидировать социальную напряжённость в крестьянской среде. В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству. Итогами реформы П.А. Столыпина стало то, что четверть общинных крестьян стали земельными собственниками, крестьянское общество достаточно сильно расслоилось, выросло число так называемых «кулаков». Кроме того, прибавились посевные площади, оснащённость техникой и повысилась урожайность.
Примечание: **** повтор кадра из 998 выпуска «Встречи с песней» от 14 октября 2006 года.
Примечание: ***** школа-интернат №1 - первое и старейшее в России учебное заведение для слепых детей, открытое в 1881 году известным политическим и общественным деятелем, основателем системы попечения над слепыми в России Константином Карловичем Гротом (1815-1897) как школа для 10 слепых мальчиков. Незрячих детей здесь учили чтению, письму, счёту и ремеслам, прививали навыки самообслуживания, одарённые дети занимались музыкой. Сегодня это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Примечание: ****** согласно архивным документам, 457 ближне-бомбардировочный авиационный полк (457 ббап) существовал с 8 августа по 9 сентября 1945 года и входил в состав 30-й бомбардировочной авиационной дивизии. В августе-сентябре 1945 года на Забайкальском фронте полк участвовал в боях против Японии.
Выпуск 1463 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 22 апреля 2023 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.