Автор письма: Николай Александрович Орлов, Санкт-Петербург, «...чрезвычайно интересная личность в отечественной музыкальной культуре - Аполлон Селивёрстович Гуссаковский - русский композитор и химик. В этом плане он является предшественником другого нашего замечательного композитора и химика Александра Порфирьевича Бородина. Гуссаковский в 1863 году окончил Петербургский университет по специальности “Химия и химическая технология”. Однако, с 1857 года стал заниматься композицией под руководством Милия Алексеевича Балакирева и вошёл в состав кружка композиторов “Могучей кучки”. Ему принадлежат несколько десятков пьес для фортепиано, романсы. Коллегии по “Могучей кучке” высоко ценили дарование Гуссаковского. Скончался Аполлон Селивёрстович совсем молодым человеком, 34 лет отроду... Пожалуйста, включите в одну из “Встреч...” какое-нибудь фортепианное произведение Аполлона Селивёрстовича Гуссаковского».
Фортепианная пьеса «Альбомный листок».
Композитор середины XIX века Аполлон Гуссаковский. Исполняет Михаил Степаненко. Запись 1983 года.
Упоминаемые персоны:
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887, русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик, участник творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка»);
Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910, русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки»).
Автор письма: Татьяна Тюльпанова, ученица 9 класса школы №24, город Орёл, «...я прочитала думу “Смерть Ермака” Кондратия Рылеева. Дума рассказывает о последнем дне героя Сибири Ермака Тимофеевича. Хан Кучум, разгромленный Ермаком, решает любыми средствами вернуть утерянные сибирские земли. Предание говорит о том, что первой жертвой Кучума стал верный сподвижник Ермака атаман Иван Кольцов. В начале августа 1585 года Ермак получил известие о том, что Кучум задерживает на Иртыше идущий на ярмарку бухарский торговый караван. Ермак с казаками поспешил купцам на выручку. Известие оказалось ложным и дружина повернула назад. Тут их застала непогода. Спасаясь от бури, воины Ермака решили заночевать на небольшом острове. Уставшие и вымокшие, они уснули крепким сном... Недавно я узнала, что есть песня “Ермак”. Начинается она так:
“Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...”
Обращаюсь к вам с просьбой: поищите в своей коллекции эту старинную песню. Очень хотелось бы её услышать в одну из суббот. Ученица 9 класса 24-й школы города Орла Татьяна Тюльпанова».
Русская народная песня «Ермак» («Ревела буря», «Дума о Ермаке», «Смерть Ермака»).
Поэт Кондратий Рылеев. Исполняет Максим Михайлов. Вокальный ансамбль Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Свешникова. Грампластинка 1934 года.
Упоминаемые персоны:
Ермак Тимофеевич (1532-1585, казачий атаман, исторический покоритель Сибири для Русского государства);
Кучум-хан (родился в XVI веке, умер около 1600, сибирский хан (царь), потомок Чингисхана из династии Шибанидов, внук Ибака, хана Тюмени и Большой Орды);
Иван Кольцов (год рождения неизвестен, умер в 1583, волжский казак, атаман, сподвижник Ермака Тимофеевича).
Автор письма: Евгений Николаевич Гаврюшин, город Рузаевка, Республика Мордовия, «...речь идёт о песне “Далеко, далеко”. В 1948 году с перерывом на войну и блокаду моя тёща Ольга Александровна Белова окончила Ленинградский медицинский институт и по распределению поехала работать терапевтом в районный центр Шира, что на юге Красноярского края. В те времена добираться туда нужно было несколько суток. Поэтому и песня “Далеко, далеко” стала для неё близкой, напоминавший о далёком доме и родных. В моей небольшой фонотеке есть пластинка, где эту песню поёт Анна Харитонова, однако Ольга Александровна утверждает, что в те годы звучал мужской голос* и текст отличался. Мне же как-то не привелось услышать такого исполнения. Может быть вы поможете?».
Песня «Далеко, далеко».
Композитор Георгий Носов, автор аранжировки Борис Александров. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Георгий Виноградов. Краснознамённый ансамбль песни и пляски, дирижёр Борис Александров. Запись 1951 года.
28 мая День пограничника - профессиональный праздник личного состава пограничных войск КГБ СССР и пограничной службы ФСБ России.
Упоминаемые персоны:
Ольга Александровна Белова (тёща Евгения Гаврюшина, выпускница 1948 года Ленинградского медицинского института, терапевт, работала в посёлке Шира);
Анна Харитонова (эстрадная певица, в годы Великой Отечественной войны выступала от Концертного бюро Ленинградской филармонии; в послевоенное время - солистка Ленинградского джаз-оркестра под управлением Николая Минха; в репертуаре певицы были песни Кирилла Молчанова, Исаака Дунаевского, Георгия Носова, Модеста Табачникова и других композиторов; грампластинки Анны Харитоновой датируются 1948 - 1950 годами, они оцифрованы и опубликованы на сайте «Мир русской грамзаписи», а пластинку с песней «Далеко, далеко» в исполнении Анны Харитоновой из коллекции санкт-петербургского филофониста Юрия Бояринцева, вы можете послушать в приложении к странице).
Виктор Татарский: «Сегодня, 27 мая моему родному городу Ленинграду - Петербургу 320 лет!» Автор письма: Мария Кирилловна Суворова, город Орёл, «...я родилась в Петербурге, но живу в другом городе, а в Петербурге - моя дочь семьёй. И я частый гость в родном городе. Вот и теперь мне хочется туда, где в Летнем саду меж стволов деревьев торжественно стоят на постаментах мраморные богини и боги, где в красивой Неве отражаются Петропавловская крепость и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова. Люблю величественный Исаакиевский собор, с сияющим даже в пасмурные дни позолоченным куполом и позеленевшими от патины чугунными скульптурами. Трёхэтажный дом, где я жила в детстве, стоит на углу двух улиц - Восстания и Жуковского в квартире со старинной мебелью, сохранившейся ещё от моей бабушки - выпускницы Смольного монастыря, дочь почти ничего не меняла... Как-то весной, я стояла на Дворцовом мосту и смотрела вниз на покрытую обломками льда Неву. Не обращая внимания на людей, проплывали на льдинах вороны и вид у них при этом был независимый и задумчивый... Сиял крест в вытянутой руке ангела на Александрийской колонне... Виктор Витальевич, прошу вас откликнуться на мою просьбу и передать песню о моём родном городе»**.
«Песня о Ленинграде» («Ленинградская»).
Автор музыки и стихов Александр Городницкий. Исполняет Александр Городницкий.
27 мая - День основания Санкт-Петербурга (1703).
Автор письма: Анна Дмитриевна Знаменская, учитель, город Орёл, «...в 1952 году Исаак Дунаевский написал “Школьный вальс”. Некоторые критики считали, что этот вальс слишком сентиментален. “Поймите!”, - сердился Дунаевский, - “Пускай в этом вальсе есть излишняя чувствительность, зато кое-кто из подростков задумается об учителях, о товарищах по школе”. Композитор ставил перед собой определённую педагогическую задачу и он достиг цели. “Школьный вальс” стал любимым и у молодых людей, простившихся со школой, и у пожилых, вспоминающих свои школьные годы. 8 января 1953 года в Москве состоялся один из авторских концертов Дунаевского. На нём присутствовали педагоги, участники районной конференции. Во время исполнения «Школьного вальса» композитор увидел, как плачут две седые учительницы, сидящие в первом ряду. Это было для него высшей наградой, признанием его правоты».
Песня «Школьный вальс».
Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Михаил Матусовский. Исполняет Георгий Виноградов. Эстрадный оркестр радио. Дирижёр Исаак Дунаевский. Запись была сделана в апреле 1952 года.
Последний звонок - традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, когда учёба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались. Последний звонок подводит черту, ставит точку в многолетнем учебном марафоне со всеми его уроками и переменами, контрольными работами и домашними заданиями.
Автор письма: Альберт Ростиславович Бархатов, город Орёл, «...по специальности моя жена Галина была зоологом и яростным защитником природы. В школе, где она работала несколько лет, действовал кружок “Белый Бим”, созданный по её инициативе. Детвора со всего нашего района обращалась к ней за помощью. Сколько несчастных зверюшек и птиц больных и раненых осталось в живых благодаря стараниям жены и кружковцев. Однажды принесли ежа, когда землю уже прихватили первые заморозки. Бедняга не успел нагулять жир для зимней спячки и был
обречён, не попади к нам. И всё из-за того, что это смешное создание болело странной болезнью - выпадали иглы. Жена по совету ветеринара долго лечила его и лесной житель выздоровел. Жила у нас ворона по кличке Калиостро. Назвали её так за изящное оперение, как одежда таинственного мага. После выздоровления она ещё долго не хотела улетать, хотя ей была предоставлена полная свобода. Однажды в “Белый Бим” принесли журавля. У него ампутировали лапу. Мы с Галиной сделали ему протез и ходил журавль после этого не хуже здорового. У ансамбля “Цветы” была песня “Звёздочка моя ясная”, её исполнял Александр Лосев. Прошу вас передать эту песню. В ней нашло отражение моё теперешнее состояние - душевная боль от потери дорогого человека»***.
Песня «Звёздочка моя ясная».
Композитор Владимир Семёнов. Поэт Ольга Фокина. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Цветы» под руководством Стаса Намина. Солист Александр Лосев. Запись 1973 года.
Автор письма: Юрий Зиновьевич Шершевский, Москва, «...в 1956 году в стране, на поднятой целине созрел обильный урожай пшеницы. Но оказалось, что его убрать некому. И вот нам, студентам Московского инженерно-строительного института имени Куйбышева предложили съездить туда и помочь решить проблему. Уставали, но вечерами была и культурная программа. Было несколько тупых иголок и единственная пластинка - танго “Дымок от папиросы”. Вот этот “дымок” заводили за вечер по многу раз... Конечно, поездка запомнилась бы и без песни, но с песней - ярче».
Танго «Дымок от папиросы».
Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Николай Агнивцев. Исполняет Константин Сокольский. Джаз-оркестр «Беллакорд». Грампластинка 1936 года.
Автор письма: Юрий Яковлевич Буров, Москва, «...моя мама в 1941 году была выпускницей московской школы. Её одноклассники после выпускного бала заступили немцам дорогу на Москву, а мама с одноклассницами рыла окопы под Москвой. Она любила напевать мне песни, которые слышала перед войной, а чаще других пела мне песенку о том, как пингвин полюбил пингвиниху и защитил её от коварной акулы. Мама говорила мне, что песенка эта звучала в каком-то мультфильме, но был ли это наш, отечественный мультфильм или американский, диснеевский, она вроде бы не упоминала или я со временем позабыл. В Интернете мне не удалось обнаружить ни самой песни, ни мультфильма, в котором она звучала. Пожалуйста, помогите исполнению моего заветного желания! Может быть, мне посчастливится и я встречусь, наконец, с памятной мне детства моего песней».
Песенка из американского мультипликационного фильма 1934 года «Странные пингвины» («Peculiar Penguins», «Забавные пингвины», в советском прокате 1930-х годов мультфильм назывался «Весёлые пингвины») из серии «Глупые симфонии» («Silly Symphony») студии Уолта Диснея (Walt Disney). Композитор Ли Харлин (Leigh Harline). Исполняет квартет «Певцы Студии Диснея» («Disney Studio Singers»), компиляция фрагментов фонограммы мультфильма. Русскоязычный вариант «Песенки» из мультфильма «Весёлые пингвины». Поэт Владимир Михайлов. Исполняет вокальный квартет под управлением Александра Рязанова: Александр Акимов, Пётр Нечаев, Николай Семерницкий и Николай Словинский. Партия фортепиано Александр Рязанов. Грампластинка 1939 года.
От автора:
песня «Помоги себе» («Help Yourself»).
Композитор Карло Донида (Carlo Donida). Поэт Джек Фишман (Jack Fishman). Исполняет Том Джонс (Tom Jones). Запись 1968 года.
Примечание: * «Далеко, далеко» - «песня пограничника», как указывалось на этикетках некоторых грампластинок, в мужском варианте звучала не только в исполнении Георгия Виноградова, но и Владимира Нечаева, Ивана Савчука, Петра Чурганова, Гуальтиеро Мизиано (на итальянском языке), Виктора Гурьева (на эстонском языке), ансамбля под управлением Александра Анисимова, а позже - Геннадия Каменного, Алексея Покровского, Александра Троицкого и других вокалистов. Но первой на пластинку в 1948 году под аккомпанемент джаз-оркестра Николая Минха песню «Далеко, далеко» записала Анна Харитонова. Именно эту грампластинку и вспоминает в письме Евгений Гаврюшин:
Примечание: ** в письме М.К. Суворовой содержится заимствование из романа советского прозаика, сценариста и фотокорреспондента Вильяма Фёдоровича Козлова (1929-2009) «Маленький стрелок из лука» (издательство «Современник», 1981 год).
Примечание: *** в письме А.Р. Бархатова содержится заимствование из романа писателя, драматурга, сценариста и телеведущего, педагога, доктора юридических наук, профессора Международной академии маркетинга и менеджмента, президента Академии финансов, экономики и права России, лидера партии «Юристы за достойную жизнь и права человека», действительного члена Российской академии адвокатуры имени Ф.Н. Плевако, действительного члена Российской академии естественных наук, заслуженного деятеля науки РСФСР Анатолия Алексеевича Безуглова (1928-2022) «Прокурор», впервые вышедшего в издательстве «Московский рабочий» в 1984 году и выдержавшего несколько переизданий.
Выпуск 1466 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 27 мая 2023 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.