Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Премьера песни «Спи, Наташа»
Одна из незыблемых традиций передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» - сохранение и восстановление песенного фонда страны, о чём Виктор Витальевич не раз говорил в интервью. Традиция эта сложилась буквально с первого выпуска «Встречи...» В отличие от современного радиовещания, в 1960-е годы, когда начиналась «Встреча с песней», Всесоюзное радио имело в своём распоряжении музыкальные и вокальные коллективы, штатных солистов и аккомпаниаторов, поэтому неоднократно в студиях Дома радиовещания и звукозаписи записывались песни, о которых вспоминали в письмах слушатели передачи и которые ранее ни разу не были запечатлены на магнитофонной ленте и грампластинках. В первую очередь, это песни военных 1940-х, памятные фронтовикам. Вновь услышать их оказалось возможным только во «Встрече с песней». До последних выпусков передача сохранила эту уникальную традицию.
В 2020 году «Встреча...» получила письмо от Натальи из Москвы, в котором речь шла о песне первых послевоенных лет «Спи, Наташа»:
«...в пионерском лагере мы, ребятня, собирались вокруг нашего баниста, пели песни. Он спрашивал: “Наташа здесь?” И я была здесь. И, глядя на меня, пел эту песню, явно написанную после войны. Я не могла её не запомнить:
“Спи, Наташа, ты не понимаешь,
Отчего в тебе такая власть:
Мы победу одержали в мае,
Ну, а ты в июне родилась...”
Более семи десятков лет эти слова песни со мной. Пожалуйста, разыщите её. Очень благодарна вашей передаче. С уважением, Наташа».
В 2016 году стихи песни «Спи, Наташа» напомнил читателям «Российской газеты» журналист Дмитрий Шеваров. В публикации
«Я служил срочную в начале 1960-х. Тогда ещё так широко и торжественно День Победы не праздновали. Фронтовики сорокалетние, а то и моложе были вокруг. Так, три старшины рот, в которых я служил, прошли войну. Три комбата - орденоносцы.
Ещё не было табличек “Инвалиды и участники ВОВ обслуживаются вне очереди”. Как жаль, что такие таблички сейчас уже не нужны...
Вспоминаю свою командировку в Крым со своей САУ-100. Палаточный городок. Палатка замполита. Вечером мы часто собирались у его палатки. Говорили о жизни, о политике и пели песни. Замполит прекрасно играл на гитаре. Одну из песен, которые мы тогда пели, я не забыл, хотя ни разу её потом не слышал...
Сейчас я как-то по-новому увидел, что каждая из моих ровесниц, разменявших восьмой десяток, могла бы быть Наташей из песни. Есть ещё стройные и моложавые, но многие уже с палочкой. Подойти бы к любой из них и спросить: как жилось тебе, Наташа, в стране, которую отстоял твой отец? Держала ли ты наяву в руках Золотую рыбку или только во сне?
Ответы на эти вопросы я предвижу... Выпускной бал, учёба, работа, первая любовь, первый ребёнок, первая отдельная квартира. Хлопоты, заботы, радости и огорчения. А тут уже и на пенсию проводили. Дети выросли. С внуками забот не меньше. Наверное, давно похоронила отца-героя...
Опять вспомнилось: крымская степь, и мы, двадцатилетние, поём про Наташу и представляем себе фронтовика, склонившегося над кроваткой своей дочурки.
Кто автор этой песни, я не знаю. Может, известный поэт, а может, старлей-замполит. Слова простые, ёмкие. Чем-то “Катюшу” Исаковского напоминают...»
Вполне возможно, что эта публикация и всколыхнула в памяти москвички Натальи - автора письма во «Встречу с песней» воспоминания детства о пионерском лагере, баянисте и песне про Наташу, которую он исполнял... Но разыскать запись песни было непросто - «Спи, Наташа» никогда не исполнялась в профессиональных студиях, а несколько обнаруженных самодеятельных фонограмм оказались, увы, абсолютно непригодны для радиоэфира. Однако, благодаря этим любительским магнитозаписям стало понятно, что у песни не существовало какой-то одной определённой мелодии - каждый пел колыбельную Наташе на свой лад...
И вот, в ноябре 2020 года специально для «Встречи с песней» музыкант и вокалист группы «Аракс», композитор, автор текстов, аранжировщик и продюсер Александр Виста, более известный под творческим псевдонимом Саша Виста, сделал первую профессиональную запись песни «Спи, Наташа», написав к её стихам новую мелодию. А так как передачу Виктор Витальевич Татарский готовил загодя, то премьера песни в радиоэфире оказалась возможна только 13 мая 2023 года в 1465 выпуске «Встречи...»:
«Спи, Наташа»
(Саша Виста - автор стихов неизвестен)
Передачу «Встреча с песней» Саша Виста слушает с детских лет: «Я засыпал под эту программу ещё совсем ребёнком... В стене была радиорозетка и радио работало постоянно... Вот эту “Одинокую гармонь”, это интро к программе не забуду никогда...». По его собственному признанию, он «большой поклонник Виктора Татарского, его богатого актёрского дарования и уникального проникновенного тембра», а работу Виктора Витальевича «Нечистая сила в Москве» Александр Виста считает «лучшим актёрским исполнением романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”».
Александр Виста родился 17 января 1966 года в Москве в семье неслышащих родителей. По окончании средней школы учился в Московском педагогическом институте на дефектологическом факультете. Одновременно работал в школе-интернате для глухих детей.
В 1986 - 1988 годы играл в группах «Хобби», «Лунный Пьеро», «Сахара», а в 1990 году был приглашён в группу «Аракс» московского театра Ленком и занят в легендарных спектаклях «Юнона и Авось», «Тиль», «Поминальная молитва», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Мистификация». В 1992 году Александр Виста участвовал в создании группы «EGO», спустя год получил приз Прессы на конкурсе вокалистов «Золотой Олень» в румынском городе Брашов. В том же 1993 году подписал контракт со шведской фирмой «Ricochet», выпустив альбом «Разреши мне сказать». В 1995 году в Стокгольме вышел русскоязычный альбом музыканта «Я тебя люблю», заключён контракт с британской фирмой «Loud & Clear». Свободное владение английским языком позволило Александру оказаться в тройке финалистов конкурса на замещение Фила Коллинза в легендарной британской группе «Genesis». Случай в истории российской музыки уникальный, и свидетельствует в первую очередь о высочайшем профессионализме Александра.
В 1996 году Александр Виста заключил контракт с российской фирмой «Миксмедиа», в 1997 году - с британской «Klass Musik», подготовил шоу-кейс для менеджера группы «Queen» в «Nomis Studios». Год спустя участвовал в гала-концерте «Максидром» в Москве и был специальным гостем на московском концерте Брайана Мея. Затем - уход из театра Ленком и группы «EGO», подписание контракта с фирмой «Reactive Music» (Швеция), выпуск англоязычного альбома «Ego - In Everything», а ещё - 1 место на «MTV-Nordic» с видеоклипом на песню «God Tell Me Who I Am», 19 место в чартах Швеции и 30 - в Финляндии.
В начале 2000-х Саша Виста был занят продюсированием и записью двух семплерных альбомов для шведской фирмы «Lost In Babylon», записью и подготовкой к выпуску в Швеции второго англоязычного альбома «Alexander Vista - The Only One». В качестве композитора, автора текстов, аранжировщика и продюсера создал для Даши Меньшиковой альбом «Вновь это я», а для Инны Мень - альбом «Мечтай». В 2005 году написал музыку к кукольному спектаклю «Дюймовочка», в 2006 году начал сотрудничество с рекорд-компанией клубной музыки «Uplifto», создав несколько треков совместно с ди-джеем Лебедев.ТВ. 2007 год в творческой биографии Саши Висты был ознаменован сертификацией от компании Apple в качестве специалиста программы Logic Pro 8, началась работа студийным продюсером.
В 2008 году Александр выпустил трек «Лестница», вошедший в альбом памяти поэта-песенника Бориса Баркаса «Найти дорогу до любви». Затем были совместные работы с певцами Евгением Слепцовым, Андреем Ахиным и рэппером Саук-Ханом, выпуск альбомов «Алые паруса» и «Ветка сакуры», сотрудничество с оркестром «Гнесинские виртуозы» и запись четырёх пьес Чайковского на английском языке, концерты в музее имени Пушкина, Доме Музыки и институте имени Гнесиных, создание музыки к аудиоальбому детских сказок Анны Гончаровой. Александр Виста - автор песни Владимира Преснякова «Если нет рядом тебя», автор англоязычных текстов титровых песен в кинофильмах «Пришелец» и «The hidden track».
В 2020 году Саша Виста участвовал в популярном телевизионном музыкальном шоу Первого канала «Голос» и записал для передачи Виктора Татарского песню «Спи, Наташа», таким образом, продолжив давнюю добрую традицию «Встречи с песней» по воссозданию песенного фонда страны.
А в феврале 2022 года вокалист и музыкант вернулся в труппу Ленкома, вновь занят в спектаклях «Юнона и Авось» и «Поминальная молитва».
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.