Автор письма: Людмила Ивановна Логинова, Екатеринбург, «...мой папа, Иван Александрович, очень любит вашу передачу и слушает её много-много лет. От него и я не пропускаю ни одной “Встречи...” На днях звоню папе, чтобы напомнить о “Встрече...”, а он рассказывает: «Когда учился в Ленинграде, в общежитии у нас на улице Каляева на стене висело радио. Запомнилось, как однажды передавали “Триумфальный марш” из оперы Верди “Аида”. С тех пор и не слышал его. Вот бы ещё послушать!..» В 1944 году папу, тогда 17-летнего, призвали в армию. После окончания радиокурсов в Свердловске был направлен на восток радистом. Пришлось познать зной, утомительные переходы по изнуряющим пустыням Маньчжурии. Служил 7 лет. Потом работа на заводе, институт... Я всегда удивляюсь папиному широкому музыкальному кругозору. В его семье все играли - на балалайке, гитаре, мандолине, гармони... Три брата не вернулись с войны. Папа - самый младший. Теперь мы - дети, внуки - старше своих дядек. Хочется порадовать папу исполнением его любимой музыки».
Виктор Татарский: «Людмила Ивановна и Иван Александрович, опера Верди “Аида” была написана в 1870 году по заказу египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала. Во время премьеры оперы самые громкие овации вызвал “Триумфальный марш”, о котором Вы пишите. Под его звуки египетская армия возвращается, разгромив эфиопское войско».
«Триумфальный марш» из оперы «Аида».
Композитор Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Исполняет Лондонский филармонический оркестр (London Philharmonic Orchestra). Дирижёр Чарльз Герхард (Charles Gerhardt).
Упоминаемая персона:
Иван Александрович (отец Людмилы Логиновой, в 1944 году был призван в армию, в течение 7 лет служил радистом, в послевоенное время трудился на заводе, окончил институт).
Автор письма: Лариса Тимофеевна Кобалева, город Новозыбков, Брянская область, «...трудное детство выпало на долю моей мамы Нины Павловны Тимофеевой. В годы разрушительной Гражданской войны осталась она без родителей. Приют для беспризорных детей, скитание по домам милосердия и, наконец, дом у дяди - Малаха Савельевича. Отцов брат своих детей не имел и взял опеку над малолетней племянницей-сиротой. В 1922 году земля была поделена по едокам и малолетней Нине пришлось после окончания “трёхлетки” оставить обучение и участвовать в обработке земли, так как дедушке с бабушкой тяжело было сеять, пахать, собирать урожай. Пора взросления совпала с тяжёлыми годами коллективизации и трудолюбивую семью подрезали под корень - скот увели, нажитое переделили, а дядю объявили врагом народа... Запомнилось Нине Павловне измождённое, потемневшее лицо дяди, которого увели в наручниках из зала, где шло судебное заседание. Увели к машине, которой доставили Малаха Савельевича к челябинским тюремным баракам, где он и погиб. Осталась сирота Нина с престарелым дедом Савелием и бабушкой Феодосией, которые глубоко вздыхали, глядя на висящую на стене балалайку, по струнам которой пробегали пальцы их осуждённого по 58-й статье сына... По исполнению совершеннолетия мама моя связала свою судьбу с местным столяром и уехала с ним на Дальний Восток, который стал местом рождения её двоих детей... Прошу вас включить во “Встречу...” для Нины Павловны украинскую песню “Віють вітри, віють буйні”».
Ария Наталки («Веют ветры, веют буйны», «Віють вітри, віють буйні») из 1-го действия оперы «Наталка Полтавка».
Композитор Николай Лысенко. Поэт Иван Котляревский. Исполняет Оксана Петрусенко. Оркестр Киевского театра оперы и балета. Дирижёр Владимир Йориш. Грампластинка 1937 года.
Упоминаемые персоны:
Нина Павловна Тимофеева (мать Ларисы Кобалевой, «...в годы разрушительной Гражданской войны осталась она без родителей», жила у дяди - Малаха Савельевича, по окончании начальной школы трудилась на сельхозработах... «по исполнению совершеннолетия» вышла замуж и переехала из Брянской области на Дальний Восток);
Малах Савельевич Костюченко (дядя Нины Тимофеевой, родился в 1891 году в деревне Рудня-Цанта Климовского района Брянской области, жил в этой деревне. 17 октября 1940 года был осуждён Судебной коллегией по уголовным делам Орловского областного суда по статье «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений...» сроком лишения свободы на 10 лет «с поражением в правах сроком на 5 лет». Реабилитирован посмертно, 3 января 1992 года).
Автор письма: Василий Алексеевич Клоков*, село Краснощёково, Алтайский край, «...при советской власти в наш отдалённый сельский район нередко приезжали летом строительные студенческие отряды из Белоруссии, Латвии, Кабардино-Балкарии, а также из Армении... Интересная нация - армяне - древняя, пластичная. Армения - первое на земле христианское государство. А государство Урарту - это предок Армении. Маленькая страна дала цивилизации немало известных людей: Айвазян». - «То есть, Айвазовский», - В.Т., «Азнавурян». - «То есть, Шарль Азнавур», - В.Т., «Бабаян». - «Ну, может быть, Роксана», - В.Т., «Бабаджанян». - «композитор», - В.Т., «Баграмян». - «маршал», - В.Т., «Галустян, Джигарханян, Исаакян, Караян». - «дирижёр», - В.Т., «Лисициан». - «певец», - В.Т., «Микоян, Мкртчян, Нахапетов, Петросян». - «Тигран», - В.Т., «Саркисян, Харатьян». - «Дима», - В.Т., «Хачатурян, Шагинян, Шаумян и другие. Мне хочется услышать армянскую песню, которую я слышал впервые от строителей, когда был ещё маленьким. Песня как-то запала в душу и спустя какое-то время я снова её услышал в одном из праздничных концертов, возможно, в “Новогоднем огоньке”. Эту песню спела армянская певица. Пожалуйста, найдите эту песню и пусть она напомнит тем строителям из Армении о пребывании в нашем гостеприимном районе».
Песня «Царикне» («Цветы»).
Автор музыки и слов Асмик Манасарян. Исполняет Лола Хомянц.
Упоминаемые персоны:
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900, русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат);
Шарль Азнавур (Charles Aznavour, 1924-2018, французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актёр армянского происхождения);
Роксана Рубеновна Бабаян (1946 г.р., эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации);
Арно Арутюнович Бабаджанян (1921-1983, армянский и советский композитор, пианист, педагог; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии третьей степени);
Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян (1897-1982, советский полководец; дважды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза, член ЦК КПСС);
Михаил Сергеевич Галустян (1979 г.р, российский шоумен, юморист, комедийный актёр театра, кино, телевидения и дубляжа, певец, сценарист и продюсер армянского происхождения; бывший участник «КВН»);
Армен Борисович Джигарханян (1935-2020, советский, российский и армянский актёр, театральный режиссёр и педагог; народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий Армянской ССР; один из основателей, президент и художественный руководитель Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна);
Аветик Саакович Исаакян (1875-1957, армянский советский поэт, прозаик, публицист);
Герберт фон Караян (Herbert von Karajan, 1908-1989, австрийский дирижёр, оставивший после себя одну из самых обширных дискографий; как отмечает сайт Армянского музея Москвы и культуры наций, «...пожалуй, самым известным неармянином с фамилией на “ян” является выдающийся дирижёр Герберт фон Караян, на протяжении 35 лет работавший с Берлинским филармоническим оркестром. Именно за свои выступления в Берлине он получил прозвище “волшебник Караян”. По происхождению Караян грек, из провинции Македония. Разумеется, есть гипотеза об армянском происхождении музыканта. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам, если он сам это отрицал или тщательно скрывал...»);
Павел Герасимович Лисициан (1911-2004, российский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог, народный артист СССР);
Анастас Иванович (Ованесович) Микоян (1895-1978, революционер, государственный и партийный деятель СССР; член партии с 1915 года, в 1935-1966 годах член Политбюро ЦК КПСС, в 1964-1965 годах Председатель Президиума Верховного Совета СССР; с 1937 года заместитель, а с 1955 по 1964 год первый заместитель главы правительства СССР; один из наиболее влиятельных советских политиков; Герой Социалистического Труда, кавалер шести орденов Ленина);
Фрунзик (Фрунзе, Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993, советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР);
Родион Рафаилович Нахапетов (1944 г.р, советский, американский и российский актёр кино и дубляжа, кинорежиссёр, сценарист и продюсер; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР);
Тигран Вартанович Петросян (1929-1984, советский шахматист, 9-й чемпион мира с 1963 по 1969 год, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат философских наук, четырёхкратный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Москвы, шахматный теоретик и журналист, редактор ежемесячника «Шахматная Москва», основатель и главный редактор еженедельника «64»; девятикратный победитель шахматных Олимпиад в составе команды СССР; за своё искусство защиты был прозван «Железным Тиграном»; десять раз подряд играл в соревнованиях претендентов и в матчах на первенство мира, в том числе дважды как действующий чемпион мира; некоторые источники называют Тиграна Петросяна самым труднопобедимым игроком в истории шахмат);
Сос Арташесович (Артемьевич) Саркисян (1929-2013, советский, армянский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), педагог, общественный деятель; народный артист СССР);
Дмитрий Вадимович Харатьян (1960 г.р., советский и российский актёр, телеведущий, кинопродюсер; народный артист Российской Федерации);
Арам Ильич Хачатурян (Хачатрян) (1903-1978, армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии Армянской ССР; автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР; некоторые исследователи характеризуют Арама Хачатуряна как одного из столпов армянской и советской композиторской школы);
Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888-1982, советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналист, историограф; Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, лауреат Сталинской премии третьей степени и Ленинской премии);
Степан Георгиевич Шаумян (1878-1918, армянский революционер и политический деятель; один из руководителей революционного движения на Кавказе, журналист, литературный критик; член РСДРП с 1900 года, глава кавказских большевиков... расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров).
Автор письма: Юрий Николаевич Супоня**, город Ульяновск, «...“Есть город, который я вижу во сне...”. Я грезил о нём ещё задолго до того, как очутился впервые на его земле. И вот я в нём. Брожу по улицам, где когда-то бегали Гаврик и Петя***. Вот дом, где жил Пушкин. А вот тот самый граф Воронцов, которого Александр Сергеевич окрестил “полу-подлецом”****. Незаслуженно, надо сказать... Только теперь он бронзовый и стоит на пьедестале. А вот и институт, в котором училась моя любимая команда КВН - того первого КВН, ещё до запрета... И я учусь в этом институте, и я в Одессе. Дорогие мои однокурсники, с вами, солидными выпускниками я расстался в 1979 году, но сейчас вспоминаю вас такими, какими встретился с вами в сентябре 1973 года - молодыми и красивыми. Витя Курочкин, Тая Кушнир, Толик Гольцев, Оля Чуланская... Всего нас было 150. Самые любимые мои преподаватели - Борис Яковлевич Резник и Вахтанг Ильич Пурцхванидзе - помните ли вы меня? Вряд ли... Ведь за многие десятилетия вы учили сотни и тысячи студентов. Но вас я никогда не забуду... Одесса - город песенный, город музыкальный. Найдётся ли ещё один такой, о котором создано столько разнообразных мелодий?! Каждое утро мне поднимали настроение позывные Одесского радио. Это музыка из моей любимой оперетты “Белая акация” *****. На всех торжествах исполняют “Семь-сорок” ******... Пока я жил в Одессе, я выучил десятки одесских песен и с удовольствием их пою и сейчас, в основном, в одиночку, так как нет у меня музыкального слуха. Но больше всего трогает мою душу песня, слова из которой я привёл в начале письма. Действительно, “...есть воздух, который я в детстве вдохнул и вдоволь не мог надышаться...” Было бы очень здорово, если бы прозвучала эта песня об этом прекрасном городе».
Песня «У Чёрного моря».
Композитор Модест Табачников. Поэт Семён Кирсанов. Исполняет Леонид Утёсов и Государственный эстрадный оркестр РСФСР, дирижёр Леонид Утёсов. Запись 1953 года.
Упоминаемые персоны:
Виктор Курочкин, Таисия Кушнир, Анатолий Гольцев, Ольга Чуланская (однокурсники Юрия Супони по Одесскому медицинскому институту имени Н.И. Пирогова);
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века);
Михаил Семёнович Воронцов (граф, князь, светлейший князь, 1782-1856, русский государственный и военный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, камергер; герой войны 1812 года; в 1814 году брал Париж; в 1815-1818 годах - командир русского оккупационного корпуса во Франции; в 1823-1854 годах - новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов; заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца, основал в Одессе первую публичную библиотеку и несколько учебных заведений; в 1844-1854 годах - наместник на Кавказе);
Борис Яковлевич Резник (1929-1997, советский и украинский учёный-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, Действительный член Академии медицинских наук Украины, заведующий кафедрой детских болезней Одесского государственного медицинского университета; народный депутат Украины 1-го созыва, депутат Верховного Совета УССР; лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники и Государственной премии Украины в области науки и техники, автор свыше 300 научных работ, в том числе 14 монографий и 2 учебников для студентов медицинских вузов);
Вахтанг Ильич Пурцхванидзе (1930 г.р., учёный и общественный деятель, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС и научного коммунизма, автор диссертации «Комсомольские организации Украины - активный помощник КПСС в коммунистическом воспитании рабочей молодёжи», основанной на материалах Одесской, Крымской, Николаевской и Херсонской областей периода 1959-1965 годов; директор регионального Института проблем гражданского общества и власти, сопредседатель Рабочего конгресса гражданского общества (РКГО) Одесской области; «именно под влиянием Вахтанга Ильича Юрий Супоня закончил Университет марксизма-ленинизма. Под руководством В.И. Пурцхванидзе (ещё в институте) написал первый в своей жизни научный труд - “Национализм - орудие империализма”. После окончания института Юрий Николаевич переписывался с Вахтангом Пурцхванидзе, а виделся с ним лишь один раз, в начале 1980-х...»).
Автор письма: Александр Силантьев, Москва, «...в основе моего обращения, как и сотен других, лежит воспоминание о прошлом, которое мне так дорого и песня, которая напомнит мне о том далёком и прекрасном времени второй половины 1960-х... Мама воспитывала нас одна - меня и мою младшую сестрёнку. Жили мы весьма скромно, но были счастливы. Я любил свою сестрёнку, рисовал акварелью короны, которыми украшал её голову. Мы любили петь песню о Царевне Несмеяне. Помню слова:
“Ты стоишь и молчишь, и не видишь ничего,
Потому что опять он прошёл и не заметил,
Как ты любишь его, как тоскуешь без него...”
Мы были счастливы. Сестрёнка говорила маме: “А Саша у нас - самый лучший!” Много пролетело времени с тех пор. Мамы давно нет... С сестрёнкой почему-то мы стали чужими... Наверное, и моя вина в этом есть... А я до сих пор слышу её детский голосок: “Мама, а Саша у нас - самый лучший!..” Уважаемый Виктор Витальевич, поставьте песню “Царевна-несмеяна” в том исполнении, как она звучала в 1960-х. И мои воспоминания на время вернутся в те годы...»Песня «Царевна-Несмеяна».
Автор музыки и стихов Ген Шангин-Березовский. Исполняет Майя Кристалинская. Запись 1962 года.
Автор письма: Вячеслав Михайлович Шестернёв*******, город Геркулес, штат Калифорния, «в сорока минутах от Сан-Франциско», США, «...вас душевно приветствует с берегов Тихого океана Вячеслав Михайлович Шестернёв - уроженец Воронежа, житель Куйбышева (Самары), Новосибирска. С сентября 2018 года по воссоединению с семьёй живу в городке Геркулес. 31 января 1967 года в вечернем эфире Всесоюзного радио прозвучала первая “Встреча с песней”. Уже больше полувека стараюсь не пропускать её выпуски. 13 ноября 112 лет со дня рождения народного артиста России Виталия Дмитриевича Доронина. В прошлом веке он был любимым артистом театра, кино и исполнителем песен. Визитной карточкой его стала роль Николая Курочкина из экранизации фильма-спектакля 1953 года “Свадьба с приданым”. Во “Встрече...” не раз звучали лихие “Куплеты Курочкина” в исполнении Виталия Доронина. Почитателям его творчества памятны роли артиста в спектаклях Московского театра сатиры и Малого театра. Более двух десятков фильмов в фильмографии Виталия Доронина. Памятны песни в исполнении артиста, что он пел в фильмах, в эфире радио, с эстрады. Помню из кинофильма 1941 года “Боксёры” от имени своего героя Дорохова Доронин спел песню “Сядь со мною рядом”. В моём желании не столько найти редкую песню, сколько напомнить слушателям имя популярного и многими любимого в 1940-е - 1960-е годы народного артиста Виталия Дмитриевича Доронина».
Песня «Сядь со мною рядом» из кинофильма «Боксёры»(1941 год, режиссёр Владимир Гончуков).
Композитор Сигизмунд Кац. Поэты Александр Коваленков и Дмитрий Толмачёв. Исполняет Виталий Доронин.
31 октября (13 ноября) 1909 года родился актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии третьей степени Виталий Дмитриевич Доронин. Ко дню рождения Виталия Доронина (1909-1976).
Автор письма: Юрий Валентинович Феоктистов********, майор, город Новосибирск, «...помнится, что фильм “Девушка с гитарой” сильно критиковали в своё время, вероятно, сравнивая с “Карнавальной ночью”, где также играла Люся Гурченко. Мы эти два фильма называли “фестивальными”, так как в них были эпизоды Московского фестиваля молодёжи 1957 года. Этот международный фестиваль потряс нас - сибиряков-провинциалов. Мне кажется, что именно после этого фестиваля у нас в стране наступила, так называемая “оттепель”...» - «Ну, ненадолго наступила», - В.Т., «Уже можно было одеваться по свободной моде, а не только в телогрейки. Более раскованно и свободно общаться и вести себя. Например, артистам на сцене: раскованно, но не развязно и пошло, что мы сегодня наблюдаем на эстраде и по телевидению. На страну тогда в 1957 году обрушилась лавина зарубежной музыки - от Японии до Бразилии и от Африки до Канады. У нас в Сибири появились стиляги. И я тоже был, немного, правда, к ним причастен. Так вот, хотелось бы в память о тех днях услышать что-нибудь из фильма “Девушка с гитарой”».
Песня «Не грусти» из кинофильма «Девушка с гитарой»(1958 год, режиссёр Александр Файнциммер).
Композиторы Аркадий Островский и Юрий Саульский. Поэт Борис Ласкин*********. Исполняет Людмила Гурченко.
12 ноября 1935 года родилась киноактриса и эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени Людмила Марковна Гурченко. В первом советском художественном фильме, посвящённом Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве 1957 года “Девушка с гитарой” актриса играла главную роль - Тани Федосовой, продавщицы в музыкальном магазине. Ко дню рождения Людмилы Гурченко (1935-2011).
Виктор Татарский: «...в октябре во “Встрече...” было письмо в связи с 30-летием (6 октября)... с 30-летием гибели Игоря Талькова А 4 ноября исполнилось 65 лет со дня его рождения».
Автор письма: Владимир Вязьмин, город Находка, Приморский край, «...пожалуйста, разделите вместе с нами память о замечательном российском певце, музыканте, композиторе Игоре Владимировиче Талькове. И пусть в вашей программе в ноябре ещё раз прозвучит песня в его исполнении - “Памяти Виктора Цоя”. Нам так не хватает Игоря и Виктора... Вот моё посвящение Игорю Талькову:
“Светлый вестник державный,
Светлый русский творец.
Русский и православный
Композитор, певец.
Задающий вопросы
И дающий ответ
Человек просветлённый,
Просветлённый поэт.
Кровь и душу отдавший
За любовь, веру, честь,
Своей жизнью сказавший:
«Люди, истина есть!»”».
Песня «Поэтам» («Памяти Виктора Цоя»).
Автор музыки и стихов Игорь Тальков. Исполняет Игорь Тальков.
4 ноября 1956 года родился рок-музыкант, певец, бард, поэт и киноактёр, песенное творчество которого трудно отнести к какому-либо определённому музыкальному жанру - оно находится на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни Игорь Владимирович Тальков. К 65-летию со дня рождения Игоря Талькова (1956-1991).
Упоминаемая персона:
Виктор Робертович Цой (1962-1990, рок-музыкант, автор песен, художник и актёр, основатель и лидер рок-группы «Кино»).
От автора:
песня «Мой мир» («My World»).
Авторы песни Барри Гибб (Barry Gibb) и Робин Гибб (Robin Gibb). Исполняет британско-австралийская группа «Би Джиз» («Bee Gees»). Запись 1972 года.
Примечание: * Василий Алексеевич Клоков - активно пишущий автор. В Интернете опубликованы его отклики на злободневные социальные темы, рецензии на телевизионные и радиопередачи... А в этой публикации Василий Алексеевич проводит параллели между давними и современными песнями, отмечая, в частности, «...к сожалению, читая современный песенник, в который включены песни современных композиторов, вряд ли сходу напоёшь мелодию, вспомнишь исполнителя... Хотя сегодняшнее исполнительское мастерство значительно выросло, но это исключительно из-за электроники. Однако шедевров почти нет... Почти всё перешло в “попсу”. С ней бороться не стоит - у неё свой путь, своя ниша в искусстве. Но нельзя превращать эту самую “попсу” в главный источник Культуры... К сожалению, нынешняя молодёжь очень часто даже и не подозревает, что существуют другие песни...».
Примечание: ** Юрий Николаевич Супоня родился в 1954 году в Воронеже, слушатель «Встречи с песней» с 1975 года (впервые услышал передачу в Ленинграде - родном городе Виктора Татарского, «...город буквально заворожил меня своим величественным видом, культурой его жителей и гостей. Находившись по ленинградским достопримечательностям, вернулся в гостиницу. Устав, хотел лечь спать рано, но проникновенная манера ведения передачи Виктором Витальевичем, непохожесть этой передачи на обыкновенные концерты по заявкам, не пустили меня в сон... Много лет старался слушать “Встречу с песней” по субботам. Однако случилось так, что пришлось отказаться от проводного радио, и эта связь с замечательными историями, рассказанными В.В.Татарским, прервалась»); нефролог (специалист по профилактике и лечению болезней почек), кандидат медицинских наук; выпускник Одесского медицинского института имени Н.И. Пирогова по специальности «педиатрия», окончил аспирантуру Ульяновского государственного университета также по этой специальности, стал выпускником и Университета Марксизма-Ленинизма при Ворошиловградском обкоме компартии Украины. Работал в Одесской областной детской клинической больнице, затем, после прохождения интернатуры по педиатрии, в городе Свердловске (Ворошиловградской, затем Луганской области, а теперь это Луганская Народная Республика). Трудится в Государственном Учреждении Здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» и Ульяновском государственном университете (доцент кафедры педиатрии). Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области (фракция КПРФ), входит в комитет по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества. Секретарь Общества дружбы с Корейской Народно-Демократической Республикой имени Пика Чен Ира. Старший лейтенант в отставке.
Примечание: *** Гаврик и Петя - мальчишки, главные литературные герои повести Валентина Петровича Катаева (1897-1986) «Белеет парус одинокий», написанной в 1936 году. При жизни писателя повесть в СССР издавалась 121 раз и была переведена на 34 языка, общий тираж составил около 8 миллионов экземпляров. Повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» входит в эпопею (позднее названную «Волны Чёрного моря»), связанную общими главными героями с созданными в дальнейшем произведениями: «Электрическая машина» (1943), «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960), «Катакомбы» («За власть Советов») (1948).
Примечание: **** автор письма указывает на эпиграмму Александра Пушкина на Михаила Воронцова:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец».
Как отмечают историки и пушкиноведы, «эта эпиграмма, конечно же, несправедлива. Тут надо понимать контекст её написания. Александр Пушкин служил во время южной ссылки под началом графа Воронцова, который поначалу относился к Пушкину, мелкому чиновнику, доброжелательно. Пушкин стал даже вхож в дом генерал-губернатора. Однако вскоре поэт начал откровенно проявлять знаки внимания к жене Воронцова - Елизавете Ксаверьевне, явно выходя за рамки обычного светского ухаживания мужчин за красивой и умной женщиной. Это дерзкое поведение, причём у всех на виду, навряд ли могло понравиться генерал-губернатору - задевало Михаила Воронцова не только как мужа, но и как начальника. Воронцов одёрнул Пушкина, а тот, обидевшись, стал писать эпиграммы. Александр Пушкин, хоть и досадовал на начальника, но в глубине души понимал, что тот иначе поступить не мог».
Примечание: ***** «Белая акация» - неоконченная оперетта 1955 года Исаака Дунаевского по пьесе Владимира Масса и Михаила Червинского. Позывными радио Одессы в 1950-е годы была мелодия песни «У Чёрного моря», затем на долгие десятилетия ими стал фрагмент мелодии «Песни об Одессе» из оперетты «Белая акация».
Примечание: ****** «Семь-сорок» - традиционная клезмерская танцевальная мелодия, в советское время ставшая самой узнаваемой еврейской мелодией.
Примечание: ******* пресса Новосибирска неоднократно писала о Вячеславе Михайловиче Шестернёве как об авторе и ведущем музыкальных передач на радио «Слово», а также о его увлечении коллекционированием грампластинок, записей радио и телеэфиров, о том, что Вячеслав Шестернёв был лично знаком с актёрами и певцами Марком Бернесом и Владимиром Трошиным.
Примечание: ********* по другим сведениям, музыку песни «Не грусти», звучавшую в кинофильме «Девушка с гитарой», написал композитор Юрий Саульский, а стихи сочинил поэт Борис Ласкин в соавторстве со сценаристом картины Владимиром Поляковым.
Выпуск 1423 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 13 ноября 2021 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.