Автор письма: Людмила Ивановна Логинова, «...на днях звоню папе, Ивану Александровичу, чтобы напомнить о “Встрече...”, а он рассказывает: “Когда учился в Ленинграде, в общежитии у нас на улице Каляева на стене висело радио. Запомнилось, как однажды передавали «Триумфальный марш» из оперы Верди «Аида». С тех пор и не слышал его. Вот бы ещё послушать!..”», Екатеринбург.
Виктор Татарский: «Людмила Ивановна и Иван Александрович, опера Верди “Аида” была написана в 1870 году по заказу египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала. Во время премьеры оперы самые громкие овации вызвал “Триумфальный марш”, о котором Вы пишите. Под его звуки египетская армия возвращается, разгромив эфиопское войско».
«Триумфальный марш» из оперы «Аида».
Композитор Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Исполняет Лондонский филармонический оркестр (London Philharmonic Orchestra). Дирижёр Чарльз Герхард (Charles Gerhardt).
Упоминаемая персона:
Иван Александрович (отец Людмилы Логиновой, «очень любит вашу передачу и слушает её много-много лет. От него и я не пропускаю ни одной “Встречи...”... В 1944 году папу, тогда 17-летнего призвали в армию. После окончания радиокурсов в Свердловске, был направлен на Восток радистом. Пришлось познать зной, утомительные переходы по изнуряющим пустыням Маньчжурии. Служил 7 лет. Потом работал на заводе, институт... Я всегда удивляюсь папиному широкому музыкальному кругозору. В его семье все играли на балалайке, гитаре, мандолине, гармони. Три брата не вернулись с войны... Папа - самый младший. Теперь мы - дети, внуки - старше своих дядек... Хочется порадовать папу исполнением его любимой музыки»).
Автор письма: Лариса Тимофеевна Кобалева, город Новозыбков, Брянская область.
Ария Наталки («Веют ветры, веют буйны», «Віють вітри, віють буйні») из 1-го действия оперы «Наталка Полтавка».
Композитор Николай Лысенко. Поэт Иван Котляревский. Исполняет Оксана Петрусенко. Оркестр Киевского театра оперы и балета. Дирижёр Владимир Йориш. Грампластинка 1937 года.
Упоминаемые персоны:
Нина Павловна Тимофеева (мать Ларисы Кобалевой, «...трудное детство выпало на долю моей мамы... В годы разрушительной Гражданской войны осталась она без родителей. Приют для беспризорных детей, скитание по домам милосердия и, наконец, дом у дяди - Малаха Савельевича. Отцов брат своих детей не имел и взял опеку над малолетней племянницей-сиротой. В 1922 году земля была поделена по едокам и малолетней Нине пришлось после окончания «трёхлетки» оставить обучение и участвовать в обработке земли, так как дедушке с бабушкой тяжело было сеять, пахать, собирать урожай... Пора взросления совпала с тяжёлыми годами коллективизации и трудолюбивую семью подрезали под корень - скот увели, нажитое переделили, а дядю объявили врагом народа... По исполнению совершеннолетия мама моя связала свою судьбу с местным столяром и уехала с ним на Дальний Восток, который стал местом рождения её двоих детей... Прошу вас включить во “Встречу...” для Нины Павловны украинскую песню “Віють вітри, віють буйні”»);
Малах Савельевич Костюченко (дядя Нины Тимофеевой, родился в 1891 году в деревне Рудня-Цанта Климовского района Брянской области, жил в этой деревне. 17 октября 1940 года был осуждён Судебной коллегией по уголовным делам Орловского областного суда по статье «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений...» сроком лишения свободы на 10 лет «с поражением в правах сроком на 5 лет». Реабилитирован посмертно, 3 января 1992 года; «...запомнилось Нине Павловне Тимофеевой измождённое, потемневшее лицо дяди, которого увели в наручниках из зала, где шло судебное заседание. Увели к машине, в которой доставили Малаха Савельевича к челябинским тюремным баракам, где он и погиб. Осталась сирота Нина с престарелым дедом Савелием и бабушкой Феодосией, которые глубоко вздыхали на висящую на стене балалайку, по струнам которой пробегали пальцы их осуждённого по 58-й статье сына... »).
Автор письма: Василий Алексеевич Клоков*, «...при советской власти в наш отдалённый сельский район нередко приезжали летом строительные студенческие отряды из Белоруссии, Латвии, Кабардино-Балкарии, а также из Армении... Интересная нация - армяне - древняя, пластичная. Армения - первое на земле христианское государство. А государство Урарту - это предок Армении. Маленькая страна дала цивилизации немало известных людей (далее в скобках приведены слова ведущего Виктора Татарского, который расшифровывает имена и фамилии, а также называет профессии, именитых людей армянского происхождения): Айвазян (Айвазовский), Азнавурян (Шарль Азнавур), Бабаян (“ну, может быть, Роксана”), Бабаджанян (композитор), Баграмян (маршал), Галустян, Джигарханян, Исаакян, Караян (дирижёр), Лисициан (певец), Микоян, Мкртчян, Нахапетов, Петросян (Тигран), Саркисян, Харатьян (Дима), Хачатурян, Шагинян, Шаумян и другие. Мне хочется услышать армянскую песню, которую я слышал впервые от строителей, когда был ещё маленьким. Песня как-то запала в душу и спустя какое-то время я снова её услышал в одном из праздничных концертов, возможно, в “Новогоднем огоньке”. Эту песню спела армянская певица. Пожалуйста, найдите эту песню и пусть она напомнит тем строителям из Армении о пребывании в нашем гостеприимном районе», село Краснощёково, Алтайский край.
Песня «Царикне» («Цветы»).
Автор музыки и слов Асмик Манасарян. Исполняет Лола Хомянц.
Упоминаемые персоны:
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900, русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат);
Шарль Азнавур (Charles Aznavour, 1924-2018, французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актёр армянского происхождения);
Роксана Рубеновна Бабаян (1946 г.р., эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации);
Арно Арутюнович Бабаджанян (1921-1983, армянский и советский композитор, пианист, педагог; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии третьей степени);
Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян (1897-1982, советский полководец; дважды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза, член ЦК КПСС);
Михаил Сергеевич Галустян (1979 г.р, российский шоумен, юморист, комедийный актёр театра, кино, телевидения и дубляжа, певец, сценарист и продюсер армянского происхождения; бывший участник «КВН»);
Армен Борисович Джигарханян (1935-2020, советский, российский и армянский актёр, театральный режиссёр и педагог; народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий Армянской ССР; один из основателей, президент и художественный руководитель Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна);
Аветик Саакович Исаакян (1875-1957, армянский советский поэт, прозаик, публицист);
Герберт фон Караян (Herbert von Karajan, 1908-1989, австрийский дирижёр, оставивший после себя одну из самых обширных дискографий; как отмечает сайт Армянского музея Москвы и культуры наций, «...пожалуй, самым известным неармянином с фамилией на “ян” является выдающийся дирижёр Герберт фон Караян, на протяжении 35 лет работавший с Берлинским филармоническим оркестром. Именно за свои выступления в Берлине он получил прозвище “волшебник Караян”. По происхождению Караян грек, из провинции Македония. Разумеется, есть гипотеза об армянском происхождении музыканта. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам, если он сам это отрицал или тщательно скрывал...»);
Павел Герасимович Лисициан (1911-2004, российский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог, народный артист СССР);
Анастас Иванович (Ованесович) Микоян (1895-1978, революционер, государственный и партийный деятель СССР; член партии с 1915 года, в 1935-1966 годах член Политбюро ЦК КПСС, в 1964-1965 годах Председатель Президиума Верховного Совета СССР; с 1937 года заместитель, а с 1955 по 1964 год первый заместитель главы правительства СССР; один из наиболее влиятельных советских политиков; Герой Социалистического Труда, кавалер шести орденов Ленина);
Фрунзик (Фрунзе, Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993, советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР);
Родион Рафаилович Нахапетов (1944 г.р, советский, американский и российский актёр кино и дубляжа, кинорежиссёр, сценарист и продюсер; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР);
Тигран Вартанович Петросян (1929-1984, советский шахматист, 9-й чемпион мира с 1963 по 1969 год, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат философских наук, четырёхкратный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Москвы, шахматный теоретик и журналист, редактор ежемесячника «Шахматная Москва», основатель и главный редактор еженедельника «64»; девятикратный победитель шахматных Олимпиад в составе команды СССР; за своё искусство защиты был прозван «Железным Тиграном»; десять раз подряд играл в соревнованиях претендентов и в матчах на первенство мира, в том числе дважды как действующий чемпион мира; некоторые источники называют Тиграна Петросяна самым труднопобедимым игроком в истории шахмат);
Сос Арташесович (Артемьевич) Саркисян (1929-2013, советский, армянский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), педагог, общественный деятель; народный артист СССР);
Дмитрий Вадимович Харатьян (1960 г.р., советский и российский актёр, телеведущий, кинопродюсер; народный артист Российской Федерации);
Арам Ильич Хачатурян (Хачатрян) (1903-1978, армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии Армянской ССР; автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР; некоторые исследователи характеризуют Арама Хачатуряна как одного из столпов армянской и советской композиторской школы);
Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888-1982, советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналист, историограф; Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, лауреат Сталинской премии третьей степени и Ленинской премии);
Степан Георгиевич Шаумян (1878-1918, армянский революционер и политический деятель; один из руководителей революционного движения на Кавказе, журналист, литературный критик; член РСДРП с 1900 года, глава кавказских большевиков... расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров).
Автор письма: Юрий Николаевич Супоня**, город Ульяновск, «...“Есть город, который я вижу во сне...”. Я грезил о нём ещё задолго до того, как очутился впервые на его земле. И вот я в нём. Брожу по улицам, где когда-то бегали Гаврик и Петя. Вот дом, где жил Пушкин. А вот тот самый граф Воронцов, которого Александр Сергеевич окрестил “полуподлецом”. Незаслуженно, надо сказать... Только теперь он бронзовый и стоит на пьедестале. А вот и институт, в котором училась моя любимая команда КВН - того первого КВН, ещё до запрета... И я учусь в этом институте, и я в Одессе. Дорогие мои однокурсники, с вами, солидными выпускниками я расстался в 79-м году, но сейчас вспоминаю вас такими, какими встретился с вами в сентябре 73-го года - молодыми и красивыми. Витя Курочкин, Тая Кушнир, Толик Гольцев, Оля Чуланская... Всего нас было 150. Самые любимые мои преподаватели - Борис Яковлевич Резник и Вахтанг Ильич Пурцхванидзе - помните ли вы меня? Вряд ли... Ведь за многие десятилетия вы учили сотни и тысячи студентов. Но вас я никогда не забуду... Одесса - город песенный, город музыкальный. Найдётся ли ещё один такой, о котором создано столько разнообразных мелодий?! Каждое утро мне поднимали настроение позывные Одесского радио. Это музыка из моей любимой оперетты “Белая акация”. На всех торжествах исполняют “Семь-сорок”... Пока я жил в Одессе, я выучил десятки одесских песен и с удовольствием их пою и сейчас, в основном, в одиночку, так как нет у меня музыкального слуха. Но больше всего трогает мою душу песня, слова из которой я привёл в начале письма. Действительно, “...есть воздух, который я в детстве вдохнул и вдоволь не мог надышаться...” Было бы очень здорово, если бы прозвучала эта песня об этом прекрасном городе».
Песня «У Чёрного моря».
Композитор Модест Табачников. Поэт Семён Кирсанов. Исполняет Леонид Утёсов и Государственный эстрадный оркестр РСФСР, дирижёр Леонид Утёсов. Запись 1953 года.
Упоминаемые персоны:
Виктор Курочкин, Таисия Кушнир, Анатолий Гольцев, Ольга Чуланская (однокурсники Юрия Супони по Одесскому медицинскому институту имени Н.И. Пирогова);
Борис Яковлевич Резник (1929-1997, советский и украинский учёный-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, Действительный член Академии медицинских наук Украины, заведующий кафедрой детских болезней Одесского государственного медицинского университета; народный депутат Украины 1-го созыва, депутат Верховного Совета УССР; лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники и Государственной премии Украины в области науки и техники, автор свыше 300 научных работ, в том числе 14 монографий и 2 учебников для студентов медицинских вузов);
Вахтанг Ильич Пурцхванидзе (1930 г.р., учёный и общественный деятель, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС и научного коммунизма, автор диссертации «Комсомольские организации Украины - активный помощник КПСС в коммунистическом воспитании рабочей молодёжи», основанной на материалах Одесской, Крымской, Николаевской и Херсонской областей периода 1959-1965 годов; директор регионального Института проблем гражданского общества и власти, сопредседатель Рабочего конгресса гражданского общества (РКГО) Одесской области; «именно под влиянием Вахтанга Ильича Юрий Супоня закончил Университет марксизма-ленинизма. Под руководством В.И. Пурцхванидзе (ещё в институте) написал первый в своей жизни научный труд - “Национализм - орудие империализма”. После окончания института Юрий Николаевич переписывался с Вахтангом Пурцхванидзе, а виделся с ним лишь один раз, в начале 80-х...»);
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века);
Михаил Семёнович Воронцов (граф, князь, светлейший князь, 1782-1856, русский государственный и военный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, камергер; герой войны 1812 года; в 1815-1818 годах - командир русского оккупационного корпуса во Франции; в 1823-1854 годах - новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов; заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца; в 1844-1854 годах - наместник на Кавказе).
Автор письма: Александр Силантьев, «...в основе моего обращения, как и сотен других, лежит воспоминание о прошлом, которое мне так дорого и песня, которая напомнит мне о том далёком и прекрасном времени второй половины 60-х... Мама воспитывала нас одна - меня и мою младшую сестрёнку. Жили мы весьма скромно, но были счастливы. Я любил свою сестрёнку, рисовал акварелью короны, которыми украшал её голову. Мы любили петь песню о Царевне Несмеяне. Помню слова: “Ты стоишь и молчишь, и не видишь ничего, потому что опять он прошёл и не заметил, как ты любишь его, как тоскуешь без него...”. Мы были счастливы. Сестрёнка говорила маме: “А Саша у нас - самый лучший!” Много пролетело времени с тех пор. Мамы давно нет... С сестрёнкой почему-то мы стали чужими... Наверное, и моя вина в этом есть... А я до сих пор слышу её детский голосок: “Мама, а Саша у нас - самый лучший!..” Уважаемый Виктор Витальевич, поставьте песню “Царевна-несмеяна” в том исполнении, как она звучала в 60-х. И мои воспоминания на время вернутся в те годы», Москва.
Песня «Царевна-Несмеяна».
Автор музыки и стихов Ген Шангин-Березовский. Исполняет Майя Кристалинская. Запись 1962 года.
Автор письма: Вячеслав Михайлович Шестернёв***, «...вас душевно приветствует с берегов Тихого океана Вячеслав Михайлович Шестернёв - уроженец Воронежа, житель Куйбышева (Самары), Новосибирска. С сентября 2018 года по воссоединению с семьёй живу в городке Геркулес. 31 января 1967 года в вечернем эфире Всесоюзного радио прозвучала первая “Встреча с песней”. Уже больше полувека стараюсь не пропускать её выпуски. 13 ноября 112 лет со дня рождения народного артиста России Виталия Дмитриевича Доронина. В прошлом веке он был любимым артистом театра, кино и исполнителем песен. Визитной карточкой его стала роль Николая Курочкина из экранизации фильма-спектакля 1953 года “Свадьба с приданым”. Во “Встрече...” не раз звучали лихие “Куплеты Курочкина” в исполнении Виталия Доронина. Почитателям его творчества памятны роли артиста в спектаклях Московского театра сатиры и Малого театра. Более двух десятков фильмов в фильмографии Виталия Доронина. Памятны песни в исполнении артиста, что он пел в фильмах, в эфире радио, с эстрады. Помню из кинофильма 1941 года “Боксёры” от имени своего героя Дорохова Доронин спел песню “Сядь со мною рядом”. В моём желании не столько найти редкую песню, сколько напомнить слушателям имя популярного и многими любимого в 40-е - 60-е годы народного артиста Виталия Дмитриевича Доронина», город Геркулес, штат Калифорния, «в сорока минутах от Сан-Франциско», США.
Песня «Сядь со мною рядом» из кинофильма «Боксёры»(1941 год, режиссёр Владимир Гончуков).
Композитор Сигизмунд Кац. Поэты Александр Коваленков и Дмитрий Толмачёв. Исполняет Виталий Доронин.
13 ноября 1909 года родился актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии третьей степени Виталий Дмитриевич Доронин. Ко дню рождения Виталия Доронина (1909—1976).
Автор письма: Юрий Валентинович Феоктистов****, майор, «...помнится, что фильм “Девушка с гитарой” сильно критиковали в своё время, вероятно, сравнивая с “Карнавальной ночью”, где также играла Люся Гурченко. Мы эти два фильма называли “фестивальными”, так как в них были эпизоды Московского фестиваля молодёжи 1957 года. Этот Международный фестиваль потряс нас - сибиряков-провинциалов. Мне кажется, что именно после этого фестиваля у нас в стране наступила, так называемая “оттепель”. Ну, ненадолго наступила... Уже можно было одеваться по свободной моде, а не только в телогрейки. Более раскованно и свободно общаться и вести себя. Например, артистам на сцене: раскованно, но не развязно и пошло, что мы сегодня наблюдаем на эстраде и по телевидению. На страну тогда в 1957 году обрушилась лавина зарубежной музыки - от Японии до Бразилии и от Африки до Канады. У нас в Сибири появились стиляги. И я тоже был, немного, правда, к ним причастен. Так вот, хотелось бы в память о тех днях услышать что-нибудь из фильма “Девушка с гитарой”», город Новосибирск.
Песня «Не грусти» из кинофильма «Девушка с гитарой»(1958 год, режиссёр Александр Файнциммер).
Композиторы Аркадий Островский и Юрий Саульский. Поэт Борис Ласкин*****. Исполняет Людмила Гурченко.
12 ноября 1935 года родилась киноактриса и эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени Людмила Марковна Гурченко. В первом советском художественном фильме, посвящённом Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве 1957 года “Девушка с гитарой” актриса играла главную роль - Тани Федосовой, продавщицы в музыкальном магазине. Ко дню рождения Людмилы Гурченко (1935-2011).
Виктор Татарский: «В октябре во “Встрече...” было письмо в связи с 30-летием гибели Игоря Талькова. А 4 ноября исполнилось 65 лет со дня его рождения».
Автор письма: Владимир Вязьмин, «...пожалуйста, разделите вместе с нами память о замечательном российском певце и музыканте, композиторе Игоре Владимировиче Талькове. И пусть в вашей программе в ноябре ещё раз прозвучит песня в его исполнении - “Памяти Виктора Цоя”. Нам так не хватает Игоря и Виктора... Вот моё посвящение Игорю Талькову:
“Светлый весник державный,
Светлый русский творец,
Русский и православный
Композитор, певец,
Задающий вопросы
И дающий ответ
Человек просветлённый,
Просветлённый поэт,
Кровь и душу отдавший
За любовь, веру, честь.
Своей жизнью сказавший:
Люди, истина есть!”», город Находка, Приморский край.
Песня «Поэтам» («Памяти Виктора Цоя»).
Автор музыки и стихов Игорь Тальков. Исполняет Игорь Тальков.
4 ноября 1956 года родился рок-музыкант, певец, бард, поэт и киноактёр, песенное творчество которого трудно отнести к какому-либо определённому музыкальному жанру - оно находится на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни Игорь Владимирович Тальков. К 65-летию со дня рождения Игоря Талькова (1956-1991).
Упоминаемая персона:
Виктор Робертович Цой (1962-1990, рок-музыкант, автор песен, художник и актёр, основатель и лидер рок-группы «Кино»).
От автора:
песня «Мой мир» («My World»).
Авторы песни Барри Гибб (Barry Gibb) и Робин Гибб (Robin Gibb). Исполняет британско-австралийская группа «Би Джиз» («Bee Gees»). Запись 1972 года.
Примечание: * Василий Алексеевич Клоков - активно пишущий автор. В Интернете опубликованы его отклики на злободневные социальные темы, рецензии на телевизионные и радиопередачи... А в этой публикации Василий Алексеевич проводит параллели между давними и современными песнями, отмечая, в частности, «...к сожалению, читая современный песенник, в который включены песни современных композиторов, вряд ли сходу напоёшь мелодию, вспомнишь исполнителя... Хотя сегодняшнее исполнительское мастерство значительно выросло, но это исключительно из-за электроники. Однако шедевров почти нет... Почти всё перешло в “попсу”. С ней бороться не стоит - у неё свой путь, своя ниша в искусстве. Но нельзя превращать эту самую “попсу” в главный источник Культуры... К сожалению, нынешняя молодёжь очень часто даже и не подозревает, что существуют другие песни...».
Примечание: ** Юрий Николаевич Супоня родился в 1954 году в Воронеже, слушатель «Встречи с песней» с 1975 года (впервые услышал передачу в Ленинграде - родном городе Виктора Татарского, «...город буквально заворожил меня своим величественным видом, культурой его жителей и гостей. Находившись по ленинградским достопримечательностям, вернулся в гостиницу. Устав, хотел лечь спать рано, но проникновенная манера ведения передачи Виктором Витальевичем, непохожесть этой передачи на обыкновенные концерты по заявкам, не пустили меня в сон... Много лет старался слушать “Встречу с песней” по субботам. Однако случилось так, что пришлось отказаться от проводного радио, и эта связь с замечательными историями, рассказанными В.В.Татарским, прервалась»); нефролог (специалист по профилактике и лечению болезней почек), кандидат медицинских наук; выпускник Одесского медицинского института имени Н.И. Пирогова по специальности «педиатрия», окончил аспирантуру Ульяновского государственного университета также по этой специальности, стал выпускником и Университета Марксизма-Ленинизма при Ворошиловградском обкоме компартии Украины. Работал в Одесской областной детской клинической больнице, затем, после прохождения интернатуры по педиатрии, в городе Свердловске (Ворошиловградской, затем Луганской области, а теперь это Луганская Народная Республика). Трудится в Государственном Учреждении Здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» и Ульяновском государственном университете (доцент кафедры педиатрии). Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области (фракция КПРФ), входит в комитет по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества. Секретарь Общества дружбы с Корейской Народно-Демократической Республикой имени Пика Чен Ира. Старший лейтенант в отставке.
Примечание: *** пресса Новосибирска неоднократно писала о Вячеславе Михайловиче Шестернёве как об авторе и ведущем музыкальных передач на радио «Слово», а также о его увлечении коллекционированием грампластинок, записей радио и телеэфиров, о том, что Вячеслав Шестернёв был лично знаком с актёрами и певцами Марком Бернесом и Владимиром Трошиным.
Примечание: ***** по другим сведениям, музыку песни «Не грусти», звучавшую в кинофильме «Девушка с гитарой», написал композитор Юрий Саульский, а стихи сочинил поэт Борис Ласкин в соавторстве со сценаристом картины Владимиром Поляковым.
Выпуск 1423 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 13 ноября 2021 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.