Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1422
(30 октября 2021 года)
-
Автор письма: Вера Николаевна Тихвинская, город Рязань, «...День скорбной памяти о пострадавших от сталинских репрессий, безвинно погибших в местах лишения свободы... В 1937 году арестовали и моего любимого отца и сослали неизвестно куда без права переписки с нами. И всё это только за то, что отец был внуком протоиерея, пятьдесят лет служившего Церкви, и сыном начальника телеграфа, Почётного гражданина города. Сфабриковали на отца дело, приписали к “троцкистско-зиновьевскому блоку”... От ареста отца пострадали все наши родные. Все мы молча терпели унижения и оскорбления. Отец умер в лагере где-то в районе Магадана... Однажды я слышала песню, заставившую меня волноваться. Начиналась она так: “Динь-бом, динь-бом, - слышен звон кандальный...”. И ещё там были слова «нашего товарища на каторгу ведут»...». Песня «Колодники». Автор музыки неизвестен. Поэт Алексей Толстой. Исполняет Омский русский народный хор. 30 октября - День памяти жертв политических репрессий (ежегодный памятный день, в который проходят траурные акции, митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и прочее, посвящённые памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий).
-
Автор письма: Лариса Никифоровна Захарова, город Жуковский, Московская область, «...очень хотелось бы услышать любимую мною песню Гурилёва “Колокольчик”. В связи с этой песней, мои стихотворные строки:
“Мы в теплушке. Весь мир словно вымер.
В духоте, в тесноте как в гробу.
По этапу везли во Владимир
Мы тюремную нашу судьбу.
И в бомбёжках военного года
Мы о страхе забыли давно,
Если отняты честь и свобода,
Если кличка дана «враг народа»,
То теперь уже нам всё равно...
Вновь сирена пронзительно воет,
Открывается с лязгом вагон,
Слышны вопли и брань. Под конвоем
Нас выводят на грязный перрон.
Вдруг, чашкой упавшей, печаль раскололась
И средь несчастных измученных тел
Девушки юной вырвался голос
И Гурилёвскую песню запел...
Пела девушка - Ангел Господень -
Арестантка, такая же, как мы,
А была незаметною вроде,
Но, стесняясь слегка при народе,
Поняла вдруг, что голос свободен,
Неподвластен режиму тюрьмы!”». Песня «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»). Композитор Александр Гурилёв. Поэт Иван Макаров. Исполняет Надежда Обухова. Матвей Сахаров (фортепиано). Письмо ко Дню памяти жертв политических репрессий. -
Автор письма: Вадим Евгеньевич Ковалёв, Москва, «...мой друг геолог живёт на Камчатке. Однажды со своим коллегой они сидели в тёплый осенний день на крутом высоком берегу моря. Внизу было широкое плато, омываемое волной, и на нём лежала группа морских котиков. Друг включил транзисторный приёмник и потекла прекрасная музыка Чайковского “Времена года” в оркестровой аранжировке. “Мы сидели, - рассказывает он, - наслаждаясь тишиной и дивной музыкой”. “Погляди вниз”, - сказал мне приятель. “Посмотри, сколько котиков прибавилось! Мордочки подняли... Да они же музыку слушают!” И правда, они затихли, как-то вытянулись. Действительно, слушали! Мы были поражены и тоже замерли, наблюдая. Потом после Чайковского загремела “шумовая роковая барабарщина”. Котики зафыркали, поползли к краю и бултыхнулись один за другим в море. Плато опустело. Не понравилась котикам модерновая музыка... Я думаю, что в земном творении всё согласовано, всё гармонично. Мелодии есть и у ветра, и у дождя, и у прибоя. Человек создал великую музыкальную классику как логическую составляющую всего целого. Ведь недаром в Лондонском аэропорту “Хитроу” для успокоения и радования людских душ играют Гайдна, Вивальди, Шумана - музыку, которая понравилась бы дальневосточным нашим котикам... Видел недавно по телевидению: едут двое в машине, из радиоприёмника льётся волшебная ария Нормы Беллини “Casta diva”. Один говорит другому: “Слушай, что ты поймал?! Смени ты эту дребедень!”. Поворот ручки и нечто загремело, забарабанило, изображая радость жизни... Виктор Витальевич, поставьте что-нибудь из “Времён года” Чайковского. Очень люблю “Октябрь”. Моя архаичная душа заранее благодарит Вас. Жаль, только котики не услышат...»*. Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года». Композитор Пётр Чайковский. Исполняет оркестр под управлением Александра Гаука. Запись 1954 года.
Упоминаемые персоны: Франц Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn, 1732-1809, австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет); Антонио Лучио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi, 1678-1741, итальянский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр; оставил огромное и разнообразное композиторское наследие: оперы, оратории, инструментальная и камерная музыка); Роберт Шуман (Robert Schumann, 1810-1856, немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик; широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма); Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini, 1801-1835, итальянский композитор, автор 11 опер).
-
Автор письма: Нина Александровна Княжева, город Миасс, Челябинская область, «...много лет я слушала вальс “Осенний сон” только в инструментальном исполнении. А однажды по радио объявили: “Исполняется старинный романс-вальс «Осенний сон»”. Оказывается, это ещё и романс. Я нашла слова к этому вальсу. Их написал князь Фёдор Николаевич Касаткин-Ростовский и посвятил стихи баронессе Ольге Николаевне Таубе. Британский композитор Арчибальд Джойс в 1908 году** побывал в России, где и написал несколько вальсов, в том числе и “Осенний сон”, который был тогда очень популярным». Виктор Татарский: «Да, Нина Александровна, и здесь нельзя не вспомнить вальс, который написали композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский. Помните:
“С берёз, неслышен, невесом,
Слетает жёлтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист...”?» Романс-вальс «Осенний сон». Композитор Арчибальд Джойс. Поэт Фёдор Касаткин-Ростовский. Исполняет Нина Дулькевич. Грампластинка 1911 года.Упоминаемая персона: баронесса Ольга Николаевна Таубе (сестра князя Николая Фёдоровича Касаткина-Ростовского, тётя Фёдора Николаевича Касаткина-Ростовского).
-
Автор письма: Людмила Иосифовна Давыдова***, город Мичуринск, Тамбовская область, «...в этой передаче звучат песни, которые были написаны и исполнены в далёкие годы. И как бывает дорого вспомнить песню, которая была исполнена известными певцами, которых уже нет, а песня живёт. Я работник культуры и песни для меня как эликсир. Они помогают работать и жить, дают силы, веру в себя. Меня часто просят принять участие в выездных концертах. В моём репертуаре песни, танго, романсы. Особенно пользуется успехом песня “Журавли”. Мне бы хотелось, чтобы в вашей передаче прозвучала эта песня на стихи Алексея Жемчужникова: “Здесь под небом чужим я как гость нежеланный...”. Эта песня для меня самая любимая. Люди, которые покинули Родину, часто вспоминают её и надеются на возвращение в родные места. Когда я её исполняла, зрители почему-то плакали и просили исполнить её ещё раз». Песня «Журавли». Музыка неизвестного автора. Поэт Алексей Жемчужников. Исполняет Евгений Свешников. К 200-летию со дня рождения русского лирического поэта, сатирика и юмориста, одного из создателей образа Козьмы Пруткова, почётного академика Петербургской Академии наук Алексея Михайловича Жемчужникова (1821-1908)**** и к 150-летию написания Алексеем Жемчужниковым стихотворения «Осенние журавли», которое было сочинено 28 октября 1871 года в Германии (Югенгейм, близ Рейна) и посвящено «нежно любимой жене Елизавете Алексеевне Дьяковой, медленно умиравшей от чахотки». Песня «Журавли» («Здесь под небом чужим»), в основу которой легло стихотворение А.М. Жемчужникова, появилась в ХХ веке, не ранее 1920-х годов и стала одной из самых известных песен русской эмиграции. Иногда авторство музыки песни ошибочно приписывают Александру Вертинскому или Ежи Петерсбурскому.
-
Автор письма: Любовь Павловна Кузнецова, старший краснофлотец, радист-оператор, Нижний Новгород, «...наша оперативная группа связистов после трёхлетнего сидения в Осиновце на Ладоге в октябре 1944 года прибыла через Ригу и Кретингу в Палангу. Рядом в Мемеле (Клайпеде), освобождённом только 28 января 1945 года ещё был немец. Какое там произошло событие, я узнала через много лет после войны из книги журналиста Михайловского. А было по его описанию так: “...просёлочной дорогой по берегу моря они на ГАЗике прибыли в Палангу, где их очень неласково встретил старшой - начальник гарнизона: «Только вас тут ещё не хватало! Штабы понаехали, солдат нет. А из Кретинги на нас идут 30 танков». Он дал нам по гранате и отправил под защиту дивизиона железнодорожной артиллерии”. Из этого эпизода понятно, насколько правдивы слова из полушуточной песни Константина Симонова “на пикапе драном и с одним наганом первыми врывались в города”». «Песенка военных корреспондентов». Композитор Матвей Блантер. Поэт Константин Симонов. Исполняет Леонид Утёсов. Джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1945 года. «Песня о чемодане». Композитор Матвей Блантер. Поэт Константин Симонов. Исполняет Ефрем Флакс. Запись 1945 года.
Упоминаемые персоны: Николай Григорьевич Михайловский (1911–1992, журналист, писатель-маринист; выпускник Ленинградского института журналистики имени Воровского; участник советско-финляндской войны (с морскими ударными отрядами проходил линию Маннергейма); с 1942 года военный корреспондент газеты «Правда»; автор документальных повестей и книг, в числе которых «Североморские были», «Этот долгий полярный день», «Только звёзды нейтральны...», «Таллинский дневник», «Во главе особого экипажа», «С тобой, Балтика», «Мы уходили в ночь», «Когда поднимается флаг», «Штормовая пора», «Бессменная вахта», «Час мужества», «Мыс Желания», «Всплыть на полюсе!», «Девять баллов», «Мы живём на границе». Из вех биографии журналиста: «с последними отрядами прикрытия Николай Михайловский оставляет Таллин; штабной корабль “Вирония“, на котором он шёл в Ленинград, был потоплен фашистской авиацией, и писателю пришлось пережить то же самое, что переживали в подобных ситуациях многие герои его произведений». Фронтовой литератор награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, семью медалями); Константин Михайлович Симонов (Кирилл Михайлович Симонов, 1915-1979, советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист; общественный деятель, журналист, военный корреспондент; Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий; участник боёв на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны; полковник Советской Армии; заместитель генерального секретаря Союза писателей).
-
Автор письма: Агата Витольдовна Следзе, город Орёл. Песня «Варшавский дождь». Композитор Давид Тухманов. Поэт Владимир Сергеев. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Весёлые ребята» под руководством Павла Слободкина, солист Александр Лерман. Запись 1973 года.
Упоминаемые персоны: Нина Станиславовна (мать Агаты Следзе, «осенью 1941 года работала в одном из районов Москвы инструктором аэроклуба и училась на физико-математическом факультете Московского университета. 8 октября 41 года Государственный комитет обороны издал приказ о создании женской авиагруппы номер 122. Её командиром назначалась майор Марина Раскова. Студентки Московского университета и Московского авиационного института хлынули в военкоматы. Отбор шёл жёсткий. В часть зачисляли самых талантливых, самых спортивных. Мама вспоминала: “Я и сейчас-то маленькая, а тогда на пятиклассницу походила. Военком мне говорит: «Ну и что с тобой будет, если тебе два часа в воде под дождём простоять придётся?» Я хотела ответить, а он не слушает, отвернулся, разговаривает с другой студенткой. Я похолодела: их возьмут, а как же я? Смотрю, у военкома на столе лежит стопка анкет. Он на меня внимания не обращает. Стащила я одну анкету и бочком-бочком за чужие спины... Вот так в часть и попала”. Мама и в 70 лет была хохотушка! Когда она начинала что-нибудь рассказывать, лицо её делалось очень серьёзным, а в глазах бесенята так и пляшут. И это в пожилые годы! Нетрудно представить, какой она была в молодости... Вот так стечение обстоятельств и ход жизненных событий сделали мою маму лётчицей Отечественной войны. Виктор Витальевич, мама имела польские корни. И если в вашем собрании есть песня “На Варшаву падает дождь”, я буду счастлива услышать её. Маме нравилась эта песня, да и все нашей семье»); Марина Михайловна Раскова (1912-1943, советская лётчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза).
-
От автора. Виктор Татарский: «Я напомню, что сегодня 30 октября - день памяти жертв политических репрессий. И нашу встречу я хочу закончить песней на стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама “Ленинград”. Лучшие люди моего родного города - учёные, рабочие, военные, интеллигенция... Сотни тысяч людей в периоды политических репрессий в 30-е - 50-е годы XX века были истреблены. Мы помним об этом». Песня «Ленинград». Композитор Алла Пугачёва. Поэт Осип Мандельштам, «авторизованный перевод» стихотворения Аллы Пугачёвой. Исполняет Алла Пугачёва и группа «Ритм», руководитель Александр Авилов. Запись 1980 года.
Примечание: * повтор кадра из более раннего выпуска «Встречи с песней».
Примечание: ** согласно исследованиям музыковеда и композитора Юрия Бирюкова, «в 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижёр вместе с певицей Эллен Терри по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно “Осенний сон” и “Воспоминание” полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот этих вальсов, пластинки с их записями, выходившие огромными тиражами в России, способствовали их популярности и широкому распространению».
Примечание: *** Людмила Иосифовна Давыдова родилась в городе Мичуринске, окончила Тамбовский филиал Московского государственного института культуры, работала в Заворонежском Доме культуры Мичуринского района Тамбовской области. Была внештатным корреспондентом мичуринской районной газеты «Знамя Октября». Лауреат журналистской премии им. В. Карандеева. В Тамбовской региональной прессе выходили публикации, посвящённые биографии и творческой работе Л.И. Давыдовой, в частности,
Примечание: **** в 2021 году давним слушателем и неоднократным участником «Встречи с песней» известным журналистом Дмитрием Геннадьевичем Шеваровым в «Российской газете» опубликована статья
Выпуск 1422 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1421 | Выпуск 1423 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.