RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1075
(11 июля 2009 года)



  1. Автор письма: Владимир Саввачеев, Санкт-Петербург, «...уважаемый Виктор Витальевич! Являюсь слушателем вашей передачи почти со дня её основания, имею честь причислять себя к “лучшей части человечества”, как Вы назвали тех, кто слушает “Встречу с песней”». Виктор Татарский: «Лестно, спасибо. Думаю, что многие, услышав такое Ваше определение, постараются соответствовать этой высокой характеристике». «Недавно познакомился с творчеством Константина Георгиевича Паустовского. Вот отрывок из его рассказа “Во глубине России”: “...поезд вышел в луга и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего пения. Женщины везли кошёлки с брусникой и грибами. Два оборванных и грязных охотника сидели, свесив ноги, в открытых дверях вагона. Молодая женщина запела, глядя на закат. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать. Когда женщины замолкли, оборванный охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику:
    – Споём и мы, Ваня?
    Оборванцы запели. У одного был густой и мягкий бас. Он лился свободно, широко, и мы сидели, поражённые этим необыкновенным голосом. Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления, потом самая молодая заплакала. И это были слёзы не боли и горечи, а переполняющего сердце восхищения. Певцы замолкли. Женщины начали благословлять их и желать им счастья и долгой жизни за доставленную редкую радость. Потом мы расспрашивали певца, кто он такой. Он назвался колхозным счетоводом из-за Оки. Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из московских певцов и профессоров консерватории послушал его голос.
    – Да что вы! – говорил он. – Какая же опера с моим любительским голосом! Да и возраст у меня не такой, чтобы так рисковать и ломать жизнь.
    – Вот что! – решительно сказал мой приятель. – Нам сейчас выходить. Я оставляю вам свой адрес и телефон. Приезжайте в Москву непременно. И поскорей. Я вас сведу с нужными людьми.
    Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и спросил:
    – Вы писатель?
    – Да.
    – Как же, знаю. Читал. Очень рад познакомиться. Но позвольте и мне в свою очередь представиться, – солист Большого театра Пирогов. Ради всего святого не обижайтесь на меня за этот небольшой «розыгрыш». Одно только могу сказать на основании этого розыгрыша, – счастлива страна, где люди так горячо относятся друг к другу. Он засмеялся.
    – Я говорю, конечно, о том, с каким жаром вы хотели помочь колхозному счетоводу стать оперным певцом.
    Он крепко потряс нам руки. Поезд тронулся, и мы остались, озадаченные, на платформе. Тогда только мы вспомнили о том, что Александр Степанович Пирогов – певец Большого театра – каждое лето отдыхает у себя на родине, в большом заокском селе неподалеку от нас”. Константин Паустовский, 1950-й год»
    . Песня «Застольная». Исполняют Александр Пирогов и мужская группа хора под руководством Александра Свешникова. 4 июля 1899 года родился представитель певческой династии Пироговых, оперный певец (бас), солист Большого театра первой половины и середины ХХ века; народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий 1 степени, кавалер двух орденов Ленина Александр Степанович Пирогов. К 110-летию со дня рождения Александра Пирогова (1899-1964).

    Упоминаемая персона: Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, русский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент; в 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке - «самой русской реке» по словам писателя: «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки»; «Я хотел бы умереть или на сцене, или на Оке», - говорил Александр Пирогов. Так и случилось: он умер 26 июня 1964 года в рыбачьем домике на берегу любимой реки на острове Медвежья Голова).

  2. Автор письма: Юрий Иванович Коваленко*, участник Великой Отечественной войны, заслуженный учитель Российской Федерации, Волгоград, «... со времён школьного детства и юности люблю неаполитанские песни. В довоенные годы они звучали часто по радио в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева. Бывало. гуляешь вечером по парку вдоль обрывистого берега Волги и с наслаждение слушаешь, как из репродуктора доносятся чарующие звуки “Неаполитанской татантеллы” в исполнении Лемешева. И мечты уносят тебя к берегам Неаполя. Я прошёл через войну. И там иногда удавалось услышать в грамзаписи эту песню. И каждый раз она пробуждала светлые чувства... Постскриптум: несколько лет назад я уже обращался к вам с просьбой передать эту песню. Кроме того, я тогда отослал вам моё стихотворение, посвящённое всеми любимой “Встречи с песней”. Исполнение своей просьбы я не дождался. И вот недавно вдруг мне один знакомый рассказал, что ещё в прошлом году, слушая “Встречу с песней”, он неожиданно услышал, как вы читали моё стихотворение. Большое спасибо за внимание». Виктор Татарский: «Юрий Иванович, стало быть, “Встречу...” желательно не пропускать. Тем более, если Вы посылали письмо». Песня «Неаполитанская тарантелла» («Tarantella Napoletana», «La Danza»). Композитор Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini), аранжировка Георгия Дудкевича. Исполняет Сергей Лемешев. Оркестр под управлением Александра Грана. Грампластинка 1934 года. 10 июля 1902 года родился советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр и педагог; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени Сергей Яковлевич Лемешев. Ко дню рождения Сергея Лемешева (1902-1977).

  3. Автор письма: Альберт Шатилов, деревня Никулино, Тверская область, «...вспоминается лето 1944 года. Красная армия крепко била фашистов в Белоруссии и на других участках огромного фронта. 17 июля 44-го по Москве провели 57 тысяч пленных во главе с несколькими генералами. Даже мы, мальчишки, понимали, что война идёт к концу, для нас - победоносному. Зашевелились и наши малонадёжные союзнички. В июне 44-го года на севере Франции высадился экспедиционный корпус под командованием Эйзенхауэра. Хотя и поздновато, но это была уже реальная военная помощь, реальный Второй фронт. По нашему радио часто стали передавать бодрые англо-американские песенки. Но не эти залихватские, а целомудренные чешские и словацкие песни трогали душу. Их тоже часто давали в эти дни по радио. Видимо, в связи с разгоревшимся в немецком тылу чехословацким восстанием. Вот слова из этих песен: “...то ли луковичка, то ли репка...”, “...тихо плещется речка...”, “...вот колечко с пальчика...”, “...а в ясный вечер выйди навстречу, посидим рядышком у плетня...”». Чешская народная песня «Пастух». Автор аранжировки В. Мухин. Автор русского текста Татьяна Сикорская. Исполняет Ансамбль московского городского Дома пионеров под управлением Владимира Локтева. Запись 1948 года.

    Упоминаемая персона: Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (Dwight David Eisenhower, 1890-1969, американский государственный и военный деятель, генерал армии, был назначен Верховным главнокомандующим войсками союзников в Европе и руководил англо-американскими силами при высадке войск в Нормандии 6 июня 1944 года, а также во время дальнейших операций; 34-й президент США).

  4. Авторы писем: Светлана Ивановна Павлова, Екатеринбург, «...Лена Камбурова - замечательная личность. Человек высокой души. Она одна из немногих в нашем музыкальном мире сохранила себя, свой талант, желание нести людям радость и веру в будущее. И я очень рада, что на Урале её так хорошо принимают»; Артур Михайлович Быков, город Санкт-Петербург, «...очень прошу о песне Новеллы Матвеевой в исполнении Елены Камбуровой. Она, скорее всего, из радиоспектакля “Дикая собака динго”. В песне были примерно такие слова: “Синее море, белая пена, бурных волн бесконечная смена...”». «Песня Тани» («Синее море») из радиоспектакля по повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1972 год, инсценировка Лии Веледницкой). Автор музыки и стихов Новелла Матвеева. Исполняет Елена Камбурова. Инструментальный ансамбль под управлением Леона Елецкого. 11 июля 1940 года родилась советская и российская певица и «актриса, которая поёт только очень хорошие стихи», основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии; народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ Елена Антоновна Камбурова. Ко дню рождения Елены Камбуровой.

  5. Автор письма: Ангелина Яковлевна Срывалина, город Краснодар, «...мой муж Иван Тихонович был прекрасным человеком - умным, добрым, великодушным. Мы прожили с ним 38 лет, вырастили двух дочерей, помогали поднимать троих внуков. Муж защитил докторскую диссертацию, я проработала 38 лет врачом-терапевтом. У мужа здоровье было подорвано блокадой Ленинграда. Наших мам не стало, когда дочки наши были маленькими и нам некому было помочь. Бывало и очень трудно. Но, как бы тяжело ни было, какие бы невзгоды не обрушивались, мы знали, что дома нас ждёт тепло, забота, сочувствие и помощь. Я работала в клинике. И, чтобы соответствовать, нужно было учиться. И муж отпускал меня на курсы усовершенствования, оставаясь с маленькими детьми. Да ещё приговаривал: “Поезжай, не тревожься, всё будет хорошо”. Он любил песни. И одной из самых любимых была “Тайга золотая”. Там ещё есть такие милые слова: “...и пусть не меня, я её за рекою любая минует гроза”». Песня «Тайга золотая» из кинофильма «Тайга золотая» (1937 год, режиссёры Геннадий Казанский и Максим Руф). Композитор Венедикт Пушков, аранжировка Николая Минха. Поэт Александр Прокофьев. Исполняет Георгий Виноградов. Государственный джаз-оркестр СССР под управлением Виктора Кнушевицкого. Грампластинка 1939 года.

    Упоминаемая персона: Иван Тихонович Срывалин (супруг Ангелины Срывалиной, 1918-1993, профессор, доктор технических наук; его научная деятельность была направлена на решение проблем теории растворов и применение научных разработок к металлургическим расплавам, на решение прикладных задач термодинамики и кинетики металлургических процессов. Родился Иван Срывалин в 1918 году в городе Солигалич Костромской области. В 1943 году окончил Уральский индустриальный институт. До 1947 года работал на Сухоложском заводе «Вторцветмет» на должностях начальника смены, технолога, начальника цеха. В 1947—1950 годах учился в аспирантуре Уральского политехнического института имени С.М. Кирова при кафедре теории металлургических процессов. В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию «Исследования свойств сульфидно-металлических расплавов методом Э.Д.С.». В том же году стал ассистентом, а с 1952 года - доцентом кафедры «Теория металлургических процессов» в Уральском политехническом институте. В 1961 году перешёл на работу в Пермский политехнический институт на должность заведующего кафедрой «Физическая химия». В 1965 году защитил докторскую диссертацию «К термодинамике металлических и солевых расплавов». В 1966 году Ивану Тихоновичу Срывалину было присвоено учёное звание профессора. В 1968 году семья учёного переехала в Краснодар и Иван Тихонович возглавил Кафедру физической и коллоидной химии в Краснодарском политехническом институте, проработав в этой должности 20 лет, до выхода на пенсию).

  6. Автор письма: Рудольф Алексеевич Поликарпов, город Пермь, «...во время войны я ходил в детский сад. Военное время определило и характер наших детских игр. Однажды у нас случилось “тяжёлое сражение с немецкими танками”. Танки - опрокинутые стулья. Для убедительности правды боя, я нарисовал на танках противника (на нижних поверхностях сидений стульев) немецкие кресты химическим карандашом. Бой закончился, танки валялись опрокинутые на полу. И вдруг, воспитательница обнаруживает изображение свастики на стульях... Кошмар! Кто нарисовал?! Каждого допрашивали с пристрастием. Я ждал своей очереди, не понимая, в чём крамола. Воспитатели знали, что я рисовал лучше всех. Но здесь, видимо, чувство аналитического мышления им отказало. Очередь “допроса” до меня не дошла. Разбирательство переместилось в коридор, а в комнате кто-то завёл патефон и зазвучала моя любимая песня... Сейчас помню и слышу только слова “мамочка, сними меня”. По-моему, это смелый мальчик хотел прыгнуть с парашютной вышки, но в последний момент испугался и с криком: “Мамочка, сними меня!” молит остановить миг прыжка. Когда я уже стал взрослым, при каждом ответственном моменте в жизни мама напоминала мне в шутку эти слова: “Мамочка, сними меня!”. Песенки этой я не слышал с тех военных детских лет ни разу. Может быть, удастся Вам, Виктор Витальевич, одушевить давнюю утраченную песню?». Виктор Татарский: «Удалось, Рудольф Алексеевич. На этикетке пластинки с песенкой, где есть эти слова “мамочка, сними меня”, написано: “Шуточная” на музыку Исаака Дунаевского из кинофильма “Искатели счастья”. Слова Юрия Цейтлина и пионера Кости Прокофьева. Исполняет пионерский ансамбль Метростроя. 1938 год». «Шуточная» песня, исполняемая на мелодию «Свадебных куплетов» из кинофильма «Искатели счастья» (1936 год, режиссёры Владимир Корш-Саблин и Иосиф Шапиро). Композитор Исаак Дунаевский, автор аранжировки Георгий Шишков. Поэты Юрий Цейтлин и Константин Прокофьев. Исполняет пионерский ансамбль Метростроя под руководством Георгия Шишкова.

  7. Автор письма: Нина Семёновна Ефанова, город Томск, «...когда-то давно-давно моя мама (родители были учителями сельской школы) купила патефон и с ним первые 7 пластинок. Среди них были “Два друга” Утёсова, песни Ковалёвой, красивая музыка Дунаевского и другое. Радио в деревне не было. У всех в семье были свои любимые из этих пластинок. Папа любил слушать Утёсова, а у меня сразу же любимой стала пластинка “Цыганские напевы”. Не пойму, чем пронзила душу семилетнего ребёнка эта совсем невесёлая музыка... Собственно, никаких напевов там не было. Вначале была короткая музыкальная фраза, а затем красивая музыка, которая звучала вначале громко, повторяясь, а потом стихала вдали. Озаглавлена пластинка была так: “«Цыганские напевы». Танго, музыка Бахрих. Оркестр под управлением Криш”. Эта моя любимая пластинка была со мной и в студенческие годы и мы танцевали танго как умели. Дальше она следовала со мной по жизненным дорогам. Наконец, хрупкая пластинка погибла... Услышать эту музыку было бы для меня последним приветом о незабываемом довоенном детстве». Танго «Цыганские напевы»** («Zigeunerweisen», «Mustalainen»). Композиторы Элемер Сентирмаи (Szentirmay Elemer) и Пабло де Сарасате (Pablo de Sarasate). Исполняет оркестр, дирижёр Пауль Годвин (Paul Godwin Tanz Orchester).

    Упоминаемые персоны: Леонид Осипович Утёсов (1895-1982, русский и советский эстрадный артист: певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье, актёр; народный артист СССР); Ольга Васильевна Ковалёва (1881-1962, русская и советская певица (контральто); народная артистка РСФСР); Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский, 1900-1955, советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог; автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий, депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва).

  8. Автор письма: Михаил Тимофеевич Карпов, майор ВДВ, город Тула, «...деревенским пареньком в 1948-1951 годах я учился в городе Чкалове (в Оренбурге). В те годы по радио регулярно по четвергам транслировались оперы. Слушая, записывал краткие содержания опер. Позже стал записывать биографии композиторов, популярных певцов. У меня появились книги о музыке, оперные либретто, музыкальные календари, пластинки... С тех пор и живу музыкой. Эта страсть передалась дочерям - Наташе и Лене. Теперь, слушая радио, они нередко уточняют у меня: “Папа, а это откуда?..”. Впрочем, сейчас они знают больше меня. Уверен, что любители классики не способны к дурным поступкам. Но суть просьбы в другом. Отдыхая в 1970 году в военном санатории в Сухуми, по местному радио услышал мелодию, запавшую в душу на годы. Попытки найти её, не дали результата. И лишь недавно, лет семь назад, услышал её у вас во “Встрече с песней”. Оказалось, пела Анна Герман. А песня - “Мне ещё рано любить” (“Non ho l`eta”). Прошу найти эту запись для моих дочерей». Песня «Мечта о любви» («Non ho l`eta», «Дай мне помечтать», «Мне ещё рано любить»). Композитор Марио Панцери (Mario Panzeri). Поэт Никола Салерно (Nicola Salerno, Nisa, Ниса). Исполняет Анна Герман (Anna German). Инструментальный ансамбль под управлением Вадима Гамалия. Запись 1965 года.

  9. От автора: фокстрот «О, муки, муки, о...» («Oh! Muki, muki. Oh!»). Авторы Де Росе (De Rose), Капс (Kaps) и Робингер (Robinger). Исполняет танцевальный оркестр Оскара (Остера) Ёста (Oscar Joost Tanzorchester), Германия. Солист Луиджи Бернауэр (Luigi Bernauer). Грампластинка 1936 года***.

Примечание: * Юрий Иванович Коваленко родился в 1925 году в городе Михайловка Сталинградской области. Школьные годы прошли в Сталинграде. В этом городе его застала война. Окончив 10 классов, Юрий Коваленко работал в цехах тракторного завода, сооружал военные укрепления, пережил бесконечные бомбёжки и обстрелы... Затем вместе с родителями, также работавшими на заводе, ставшем «главным ядром танкостроения», был эвакуирован в Челябинск, а после возвращения в Сталинград в октябре 1943 года 18-летнего Юрия Коваленко призвали в действующую армию. Боевой путь он прошёл рядовым в составе 1-ого Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева. Юрий Иванович был артиллерийским разведчиком. В январе 1945 года в одной из схваток с противником на границе с Германией был ранен и ошибочно зачислен в списки погибших... Юрий Коваленко участвовал в штурме Берлина и в освобождении Праги. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». В связи со сложной политической обстановкой Юрий Иванович, как и многие военнослужащие 1925 года рождения, не был демобилизован после окончания войны и вернулся домой только в мае 1950 года. Затем была учёба в Сталинградском педагогическом институте, который он окончил с отличием и всю трудовую жизнь работал в школах станицы Арчединской и города Волгограда (учитель истории и рисования, завуч, директор школы). Среди увлечений Юрия Ивановича, музыка, живопись, поэзия. Юрий Коваленко издал несколько сборников собственных стихов, некоторые из них стали песнями. С более подробной биографией и творчеством Юрия Ивановича Коваленко можно познакомится на его персональном сайте.

Примечание: ** очевидно, на момент подготовки передачи, её автор и ведущий не располагал грампластинкой 1938 года концертного ансамбля под управлением Фердинанда Криша с записью танго Альберта Бахриха (Albert Bachrich) «Цыганские напевы» («Wir Zigeuner»). Поэтому, прозвучало одноимённое и более известное танго с пластинки 1933 года оркестра, руководимого немецким и нидерландским скрипачом Паулем Годвиным. Но филофонистам (коллекционерам грамзаписей) советская довоенная грампластинка коллектива Фердинанда Фердинандовича Криша, так памятная автору письма Нине Ефановой, известна:

Примечание: *** в каталоге фирмы грамзаписи «Polydor» указан 1935 год издания пластинки с записью песенки-фокстрота «О, муки, муки, о...».

Выпуск 1075 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 11 июля 2009 года.



Выпуск 1071Выпуск 1091
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.