Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1091
(30 января 2010 года)
Открывая 1091-й выпуск, Виктор Витальевич Татарский говорит о том, что 31 января 1967 года - 43 года назад в эфир вышел первый выпуск «Встречи с песней».
-
Виктор Татарский: «Из откликов на “Встречу с песней”. Милада Павловна Авотина, Санкт-Петербург. Весьма лаконично: “Слушаем, любим, не пишем, но ждём!”. Ольга Сергеевна Наровчатова, актриса, член Союза писателей: “...с самого основания «Встречи с песней» её слушал мой отец - один из крупнейших поэтов военного поколения Сергей Наровчатов, регулярно - моя мама Нина Иосифовна Воркунова, искусствовед. Я - человек уже другого поколения. И теперь слушает моя дочь. Передача высокодуховна, гуманна, исторична, поскольку в судьбах тысяч людей отражена судьба Отечества, лирична, поскольку песня, прежде всего, обращена к душе и сердцу человека”. Спасибо, Ольга Сергеевна. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Наровчатова. Помимо стихов и поэм, он автор книги “Лирика Лермонтова”, исторических новелл, а с 1974 года был главным редактором журнала “Новый мир”».
Упоминаемая персона: Сергей Сергеевич Наровчатов (1919-1981, русский советский поэт, критик и журналист, военный корреспондент (тема войны на много лет определила творчество поэта); Герой Социалистического Труда; дебютировал в печати в 1935 году стихотворением в газете «Колымская правда»; выпускник 1941 года Института философии, литературы и истории и Литературного института имени А.М. Горького; первая профессиональная публикация Сергея Наровчатова вышла в 1941 году - «Семён Дежнёв» в журнале «Октябрь»; участник советско-финской и Великой Отечественной войны, старший лейтенант, капитан, корреспондент-организатор газеты «Отважный воин» 2-й ударной армии; с 1971 года секретарь Союза писателей СССР и первый секретарь Московского отделения Союза писателей РСФСР, в 1974—1981 годы был главным редактором журнала «Новый мир»; за свою жизнь Сергей Наровчатов опубликовал более 40 книг: поэзия, проза, литературоведение, критика, публицистика).
-
Авторы письма: Лена Васильевна Жданова и её два сына - Максим и Александр, а также внучки, город Самара, «...я вашу передачу слушаю с первого выпуска. Вначале слушала одна, затем с сыновьями, а они приохотили своих девочек - моих внучек. В календаре за год мы отмечаем вторые, четвёртые и пятые субботы, когда идёт наша “Встреча...”. Слушаю её и вспоминаю свою жизнь по песням. Прошу передать “Хор мальчиков” из оперы Бизе “Кармен”. Когда Большой театр был в эвакуации в городе Куйбышеве, дети артистов стали учиться в нашей школе. Нам предложили петь в хоре. И вот тогда мы пели “Вместе с сменой караула...” - это “Хор мальчиков” из “Кармен”. Очень хотелось бы услышать». «Хор мальчиков» из оперы «Кармен». Композитор Жорж Бизе (Georges Bizet). Исполняют ребята из Хора Большого театра. Оркестр Большого театра. Дирижёр Василий Небольсин. Запись 1953 года.
-
Виктор Татарский: «27 января был день рождения одного из первых помощников “Встречи с песней” в 60-е - 70-е годы Михаила Ивановича Мангушева - фронтовика, жившего в Ростове-на-Дону. Письмо о нём от Юрия Степановича Юшкова из Екатеринбурга, также как и Михаил Иванович, немало сделавшего для того, чтобы “Встреча...” смогла выполнить просьбы её слушателей. “...Михаил Иванович Мангушев сделал очень много полезного и нужного для «Встречи с песней». У нас была с ним многолетняя деловая переписка. Я, также как и он, писал письма в различные инстанции с просьбами и убеждениями, что нужно начать выпуск записей исполнителей прошлых лет, ранее запрещённых. Мы писали в Министерство кульуры, в ЦК КПСС - в Отдел культуры... И что характерно, ответы были одинаковыми как Михаилу Ивановичу Мангушеву, так и мне. В этих инстанциях был уже заготовлен стандартный отрицательный ответ на подобные письма. Давайте, вспоминим добрым словом Михаила Ивановича Мангушева. Он этого заслуживает”. Да, Юрий Степанович, я постоянно общался с ним многие годы (первый период жизни “Встречи с песней”). И когда бывал в Ростове-на-Дону с концертами, с выступлениями, мы с ним встречались. Это была замечательная личность, бескорыстная совершенно!».
-
Автор письма: Юрий Каменнобродский, станица Филимоновская, Ставропольский край, «...долгие годы иду вместе со “Встречей с песней”. Чтобы не пропустить, в начале каждого года в настенном календаре отмечаю все дни ваших передач, которые считаются у нас в доме маленьким праздником. В 1991 году в журнале «Молодёжная эстрада» я прочитал статью Уколовой «Певец любви, певец печали» о жизни и трагической судьбе русского певца Александра Михайловича Давыдова, славе которого могли позавидовать многие признанные певцы его времени. Через всю свою жизнь он пронёс романс “Не забуду я ночи той тёмной”. Давно хочу услышать голос Давыдова, а, возможно, и его знаменитый романс». Романс (цыганская песня) «Не забуду я ночи той тёмной». Автор аранжировки Николай Артемьев. Поэт Николай Ленский. Исполняет Александр Давыдов (русский певец конца XIX - первой половины XX веков, солист петербургского Мариинского театра).
Упоминаемая персона: Елена Лукинична Уколова (1948 г.р., музыковед, композитор, художник, кандидат искусствоведения; известна как исследователь и исполнитель старинного русского романса, автор многочисленных статей и книг о романсе; вместе с мужем Валерием Уколовым почти 30 лет жизни посвятила возрождению русского старинного романса; статья Елены Уколовой «Певец любви, певец печали» была опубликована в литературно-музыкальном альманахе «Молодёжная эстрада» №2/1991 год).
-
Автор письма: Андре Делькур, город Авен, Бельгия, «...я в 1960-е годы был стажёром в Московском университете и помню ещё ваш первый выпуск передачи, который слышал в общежитии на Ленинских горах. Это были самые светлые годы моей жизни и я благодарен и советским, и русским людям за этот подарок. Сейчас, благодаря Интернету, я снова слушаю вас. Какое счастье! С дружеским и благодарным приветом! Ваш, Андре Делькур. Бельгия».
-
Автор письма: Валентина Михайловна Якушева, город Казань, «...прекрасный композитор, без произведений которого невозможно представить жизнь нашей страны, когда люди жили и трудились не во имя власти и обогащения, а во имя самой жизни. Ни один праздник не обходился без песен Дунаевского. В те годы люди жили открыто, непритязательно и жизнерадостно. Песни Дунаевского можно назвать народными, потому что их знали и любили все. Пусть поможет нам вновь возродиться и выйти из полосы невзгод и безкультурья полная жизни музыка Дунаевского, зовущая к добру и свету». Фантазия на темы мелодий Исаака Осиповича Дунаевского «Дуниада». Композитор Исаак Дунаевский. Исполняет джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1938 года. 30 января 1900 года родился советский композитор и дирижёр; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий; автор 11 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных песен Исаак Осипович Дунаевский. К 110-летию со дня рождения Исаака Дунаевского (1900-1955).
-
Автор письма: Татьяна Ивановна Фаренбург, город Новокузнецк, Кемеровская область, «...к нам в Новокузнецк в феврале 1978 года приезжал Владимир Высоцкий. Высоцкий вышел на сцену в чёрной водолазке и брюках табачного цвета. Весь концерт без перерыва отстоял с гитарой в руках. Рядом стул, на нём стакан с водой. Через некоторое время после начала концерта заглянул в суфлёрскую будку, встав на одно колено. И негромко предупредил: “Ребята, давайте, вы потом поговорите”. Попросил вопросы задавать в записках. Но о том, сколько раз женат и разведён, не спрашивать. А об остальном и сам довольно подробно рассказывал: о театре, о съёмках в кино, о том, как “заболел горами” после участия в фильме “Вертикаль”*, а ещё предупредил. что на бис не поёт - только то, что планировал на концерт исполнит. Выступление его и так было продолжительным и насыщенным. Кроме того, за те три дня, что провёл в Новокузнецке, Высоцкий побывал в мартеновском цехе на металлургическом комбинате, в редакции газеты “Металлург” и в гостях. Есть у меня тоненькая книжица “О времени и о себе”, где Высоцкий говорит: “Я очень не люблю, когда мои песни поют эстрадные певцы. Они, может быть, споют лучше меня. Но не так. Не так, как я написал. Когда есть возможность запретить, я им своих песен не даю. Если вы где-нибудь услышите, что кто-то поёт мои песни, можете смело подойти и спросить: «А почему вы поёте Высоцкого? Он же вам не разрешил!»”». Виктор Татарский: «Вот, кстати, это то, что я говорил в прошлом выпуске в связи с Дмитрием Харатьяном, которого упрекали в том, что у него была неудача в исполнении песен Высоцкого. Я сказал, что никому это не удаётся. Ну, вот сам Владимир Семёнович именно так относился к этому. И Татьяна Ивановна заканчивает»: «Хотелось бы чаще слышать песни Высоцкого в исполнении самого автора». Виктор Татарский: «Ну, а кого же ещё?! Конечно!». Песня «Дорожная история» («Кругом пятьсот», «Далёкий рейс», «Шофёрская песня»). Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий. 25 января 1938 года родился поэт, актёр театра и кино, бард Владимир Семёнович Высоцкий. К 72-летию со дня рождения Владимира Высоцкого (1938-1980).
-
Автор письма: Валентина Алексеевна Казьмина, Москва, «...слушая “Встречу...”, кто-то невольно обогащается новыми сведениями, которых никогда раньше не знал. Например, что была когда-то графиня Ростопчина - поэтесса. И вот на её стихотворение был написан очень неплохой романс. Я люблю петь, знаю множество романсов, арий, просто популярных песенок, но помню, что в детстве эти мои интересы не поощрялись. Бабушка, например, услышав однажды в моём исполнении романс “Мне минуло шестнадцать лет” (мне тогда и было шестнадцать), сказала, что “петь в доме - дурная примета. В компании - другое дело”. Но я, и учась в педагогическом институте, продолжала петь, посещать оперные и балетные спектакли и лучшие произведения классики в Художественном и Малом театрах. Я всю жизнь живу в Москве, а ведь много людей, кроме радио, ничего не имеют. А каждому человеку необходим душевный отдых. Нужно чаще слушать и говорить о красоте. И в этом отношении ваша передача для многих отрада, духовный отдых и вы должны всегда помнить об этом. А для меня передайте, пожалуйста, “Песенку Адели” из оперетты Кальмана “Летучая мышь”». Виктор Татарский: «Валентина Алексеевна, “Летучая мышь” - это оперетта Иоганна Штрауса. Пожалуйста: “Куплеты Адели” поёт Клавдия Новикова». «Куплеты Адели» из 2-го акта оперетты «Летучая мышь». Композитор Иоганн Штраус (сын). Исполняет Клавдия Новикова. Оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Залевский. Грампластинка 1937 года**.
Упоминаемые персоны: графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858, русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик, хозяйка литературного салона; на стихи Евдокии Ростопчиной написаны романсы «Я очи знал», «Северная звезда» («Дивный терем стоит...»), «Зацветёт черемуха», «И больно, и сладко», «Чёрные тучи», «И может быть», «Скажите ей» и другие).
-
Автор письма: Елена Ивановна Снеткова, город Харовск, Вологодская область, «...если бы каждый ваш слушатель послал одно ржаное зёрнышко, хлебушка можно было испечь столько, что хватило бы всем сотрудникам “Радио России” с чадами и домочадцами на долгие-долгие годы. Ваши “Встречи...” теплы и необходимы как свежий каравай на каждом столе. Это такой маленький праздник, когда есть с кем вспомнить».
-
Автор письма: Алла Скурихина, город Каменск-Уральский, Свердловская область, «...слушаю “Встречу с песней” с 31 января 1967 года - с самой первой песни “Солдатский вальс” в исполнении Утёсова. Наша местная власть никогда “Встречу...” не забивала... («Хорошая власть» - отмечает Виктор Татарский) В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века были пластинки с записью бразильского вокально-танцевального ансамбля “Фарроупилья”. Эта музыка у нас звучала тогда на школьных вечерах. С тех пор я её и не слышала. Будьте добры...». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Алла!». Бразильская карнавальная песня «Мама, йо керо» («Mamae, Eu Quero», «Мама, я люблю»). Авторы песни Висенте Пайва (Vicente Paiva) и Харарака (Jararaca), автор аранжировки Жуан де Барро (Joao De Barro). Исполняет бразильский вокально–танцевальный квинтет «Фарроупилья» («Os Farroupilhas»), солист Жоржи Гоуларт (Jorge Goulart). Запись 1956 года.
-
Автор письма: Владимир Дмитриевич Мошкарёв***, город Благовещенск, Амурская область, «...июнь 1968 года. Мы стоим на автобусной остановке после, в общем-то, ничего не значащего свидания с подругой. Встречались-то два-три раза. Стоим, ждём автобуса. Она провожает меня в речной порт. Я должен уйти в длительный рейс в низовья Амура. Мысли мои уже далеко-далеко и я напеваю песенку, где есть такие слова (дословно, конечно, не помню, но примерно): “Ты прости, дорогой человечек, если я тебя больше не встречу, то скажи хотя бы как тебя зовут”. Ну, ладно... Спел я песенку. Подошёл автобус и я укатил. И вот, возвращаемся мы из рейса. Про свою подругу я не то, чтобы забыл, но было сомнение - ехать к ней или нет. Каково было моё изумление, когда на причале я в бинокль разглядел Валюшу. Так её звали. Она стояла в белом платье и с белой сумочкой. Судьба была решена, как в доброй старой сказке. С тех пор прошло много-много лет, но жена, особенно поначалу, часто спрашивала меня о том, что это за песенку я напевал ей тогда на той остановке? Но я, к великому сожалению, ни тогда, ни сейчас не знал и не знаю ничего о той песне, кто автор, ни кто исполнитель... Недавно было 40 лет со дня нашей свадьбы. Очень прошу: сделайте, пожалуйста, подарок не столько для меня, сколько для Валюши - разыщите, пожалуйста, эту песню. Что же я всё-таки напевал своей будущей жене сорок лет назад на автобусной остановке?» Виктор Татарский: «Владимир Дмитриевич! 40 лет назад на автобусной остановке Вы напевали своей Валюше песенку “Как тебя зовут” Вадима Гамалии на стихи Михаила Танича. До Вас её спела Нина Бродская». Песня «Как тебя зовут». Композитор Вадим Гамалия. Поэт Михаил Танич. Исполняет Нина Бродская. Концертный эстрадный ансамбль под управлением Вадима Людвиковского. Запись 1967 года.
-
Автор письма: Вячеслав Михайлович Головко, доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей, город Ставрополь, «...помню, что в самом начале 1967 года меня, тогда студента-филолога, ваша передача поразила своей неожиданной доверительностью и теплотой, утверждением ценностей жизни и индивидуальной судьбы каждого человека. Своей неповторимой стилистикой она выделялась на фоне официальной риторики Всесоюзного радио. Не раз думал над тем, в чём секрет поистине всенародной любви к “Встрече с песней”, почему она трогает и притягивает к себе? Полагаю, что, помимо верно найденной интонации, многое определяется спецификой самого жанра песни, укоренённого в фольклорной традиции в многовековых пластах народной культуры. Ориентируясь на критерии художественности, мы, видимо, вправе высокоталантливых создателей песенного, так называемого, “малого жанра”, ставить в один ряд с творцами музыкальной классики. Например, замечательную группу “АББА”. В наше время опера, симфония, фортепианный концерт стали жанрами высокой элитарной культуры. Я воспринимаю их именно как феномены культуры прошлого, продолжающие свою жизнь в движении эпох. Песня же стала необходимой формой познания новым временем самого себя. Плохо только то, что часто, особенно в последние годы, этот жанр вульгаризируется, приспосабливается к целям откровенной коммерции. Если же судить о судьбе песни по достойным образцам, то пример “Встречи...” весьма показателен. Песня становится средством эмоциональной выразительности нашего дробного времени. По ней угадываются вехи отечественной истории, в том числе, истории культуры, судьбы целых поколений. P.S. Четыре года тому назад наш сын Николай, в то время 16-летний студент Ставропольского государственного университета, обратился к королю Швеции с просьбой поддержать идею организации Музея группы “АББА” в Стокгольме. Пресс-служба Его величества, короля Швеции Карла Густава ответила моему сыну очень кратко: “Его величество не может помочь Вам в Вашем деле”. Думаю, что многие наши соотечественники не отказались бы считать своим делом открытие Музея-студии шведских музыкантов, любимых многими людьми сейчас не меньше, чем 30 лет назад». Песня «Ватерлоо» («Waterloo»). Авторы песни Бенни Андерссон (Benny Andersson), Бьорн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) и Стиг Андерсон (Stig Anderson). Исполняет группа «АББА» («ABBA»). Запись 1974 года.
Упоминаемые персоны: Николай Вячеславович Головко (1988 г.р., окончил специалитет Ставропольского государственного университета по направлению подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»; основное направление научной деятельности - прикладная лингвистика (автоматизированная обработка текстов на естественных языках, лексикология и лексикография); автор научных и литературных публикаций в центральной и региональной печати, лауреат международных, всероссийских и региональных научных конкурсов и конференций, лауреат Премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодёжи; координатор Антивирусного портала VirusInfo, одного из ведущих ресурсов рунета в сфере информационной безопасности; о том, как появилась идея обратиться к королю Швеции с предложением создания музея всемирно известного квартета «АББА», Николай Головко рассказал об этом веб-архиву «Встречи с песней»); Карл XVI Густав (Carl XVI Gustaf, 1946 г.р., король Швеции с 15 сентября 1973 года).
Примечание: * фильм «Вертикаль» (1967 год, режиссёр Станислав Говорухин) снимался в Приэльбрусье с 21 июля по 28 декабря 1966 года. Для того, чтобы актёры смогли качественно сыграть альпинистов, для них проводили специальное обучение, они осваивали ледоруб, жили в палатках, учились ходить в связке, поднимались на высоту до 3000 метров и сдавали все альпинистские нормативы. После завершения съёмок актёры получили значки «Альпинист СССР».
Примечание: ** граммофонная пластинка Клавдии Новиковой была издана не в 1938 году, а годом ранее - в 1937. Любопытный факт: на её этикетке вместо «Куплеты Адели» указано «Песенка Матильды» из оперетты «Летучая мышь».
Примечание: *** о письме во «Встречу с песней» Владимира Мошкарёва вспоминает слушатель Вячеслав Караулов из Белгорода. Его письмо прозвучало 23 апреля 2022 года в 1435 выпуске радиопередачи.
Выпуск 1091 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1075 | Выпуск 1101 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.