Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Вячеслав Михайлович Головко
(город Ставрополь)

Вячеслав Михайлович Головко - российский литературовед: историк русской литературы, литературный критик, доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей и Литературного Фонда Российской Федерации; лауреат Общероссийской литературной премии имени М.И. Цветаевой, дважды лауреат «Литературной России», государственный стипендиат Президиума Российской академии наук в номинации «Выдающиеся учёные» и слушатель радиопередачи «Встреча с песней» с первого выпуска - с 31 января 1967 года.
Рассказывает В.М. Головко: «Я дважды обращался к автору передачи “Встреча с песней”, намеревался и ещё раз обратиться с просьбой о песне “Родина моя” композитора А. Новикова. В каждом из нас в эти очень трудные для России дни ищет выход “скрытая теплота патриотизма”. Не успел написать это письмо. Но две программы, в которых Виктор Витальевич читал мои письма, воспринимаю как очень важные события в моей человеческой и профессиональной жизни. В 1091-м выпуске я поднимал вопрос о том, что наш народ высоко ценит достижения музыкального искусства разных стран, мы всегда открыты для культурного диалога. Последнее письмо, прозвучавшее в эфире 9 января 2021 года, мною было в какой-то мере адресовано и самому Виктору Витальевичу: я говорил о роли эстетических ценностей, об огромном историческом и художественном значении философского романа Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?”, изменившего сознание целых поколений. Говорил об этом в связи с тем, что постижение великого духовного наследия требует сегодня резкого повышения культуры - как эмоциональной, так и интеллектуальной. Культура - фактор очеловечивающий, и приобщение к ней требует от каждого большой внутренней работы. Виктор Витальевич Татарский - потомок Николая Гавриловича Чернышевского и продолжатель его традиций, достойно осуществлявший в новое время просветительскую миссию своими средствами, своей радиопередачей “Встреча с песней”. Я и студентам университета всегда советовал и советую слушать эту передачу, с благодарностью воспринимать труд щедрой души умного, талантливого, высоко образованного её создателя».
30 января 2010 года в 1091 передаче, посвящённой 43-летию «Встречи с песней», прозвучало письмо Вячеслава Михайловича Головко:
«...помню, что в самом начале 1967 года меня, тогда студента-филолога, ваша передача поразила своей неожиданной доверительностью и теплотой, утверждением ценностей жизни и индивидуальной судьбы каждого человека. Своей неповторимой стилистикой она выделялась на фоне официальной риторики Всесоюзного радио. Не раз думал над тем, в чём секрет поистине всенародной любви к “Встрече с песней”, почему она трогает и притягивает к себе? Полагаю, что, помимо верно найденной интонации, многое определяется спецификой самого жанра песни, укоренённого в фольклорной традиции в многовековых пластах народной культуры. Ориентируясь на критерии художественности, мы, видимо, вправе высокоталантливых создателей произведений песенного, так называемого, “малого жанра”, ставить в один ряд с творцами музыкальной классики. Например, замечательную группу “АББА”. В наше время опера, симфония, фортепианный концерт стали жанрами высокой элитарной культуры. Я воспринимаю их именно как феномены культуры прошлого, продолжающие свою жизнь в движении эпох. Песня же стала необходимой формой познания новым временем самого себя. Плохо только то, что часто, особенно в последние годы, этот жанр вульгаризируется, приспосабливается к целям откровенной коммерции. Если же судить о судьбе песни по достойным образцам, то пример “Встречи...” весьма показателен. Песня становится средством эмоциональной выразительности нашего дробного времени. По ней угадываются вехи отечественной истории, в том числе, истории культуры, судьбы целых поколений...».
Вячеслав Головко родился 8 января 1944 года в посёлке Северский Полевского района Свердловской области. Выпускник 1967 года филологического факультета Майкопского государственного педагогического института. Работал завучем средней школы в Новосибирской области, затем ассистентом кафедры русской и зарубежной литературы в Елабужском государственном педагогическом институте. В 1974 году в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина защитил кандидатскую диссертацию по проблемам художественно-философской антропологии И.С. Тургенева. В 1996 году Вячеслав Михайлович защитил докторскую диссертацию «Поэтика жанрового типа русской реалистической повести». В течение многих лет Вячеслав Головко работал в различных вузах России, с 2012 года - профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета.
Личный архив Вячеслава Головко, в котором хранятся письма, автографы А.И. Цветаевой, А.С. Эфрон, подлинные документы и материалы о М.И. Цветаевой, рукописи и эпистолярий народного поэта России В.Ф. Бокова, автографы многих крупных российских писателей, становился основой или дополнял экспозиции выставок, посвящёных публицисту Якову Абрамову и поэтам Марине Цветаевой и Виктору Бокову.
О Викторе Фёдоровиче Бокове, песнях на его стихи писал Вячеслав Головко в письме, звучавшем в эфире «Радио России» 9 января 2021 года в 1399 выпуске «Встречи с песней»: «Сейчас почти забыт русский поэт Виктор Боков. А ведь никто не чувствовал в такой мере русской сути, русской души, склада русской речи, как этот удивительный художник слова! Многие из песен Виктора Бокова в такой степени отделились от их создателя, что даже в одной из ваших передач боковская песня “Не растёт трава зимою” (композитор Евгений Коньков) была представлена просто как русская песня...». В этом же письме были и строки, посвящённые Виктору Витальевичу Татарскому и его радиопередаче:
«...помню, в январе 1967 года впервые услышал Ваш голос, Вашу неповторимую интонацию и сразу почувствовал, что создатель такой удивительной программы - человек другой культуры по сравнению с носителями массовых стандартов радиовещания. А ведь в те времена профессиональный уровень работников Всесоюзного радио был очень высоким. Трудно себе представить в эфире тех лет развязный тон и абсолютное пустомыслие нынешних диджеев. Как-то послушал одну из Ваших передач, в которой звучала песня “Смотри, какое небо звёздное” и подумал: ещё несколько десятилетий тому назад песенное искусство возвышало человека, а сейчас деятели шоу-бизнеса направляют взор человеческий не на звёздное небо, а на “ромку водки на столе”. Речь идёт об утрате преемственных связей с духовным, нравственным, интеллектуальным опытом предшествующих поколений. Это проявляется, прежде всего, в отношении к классическому культурному наследию. Например, в восприятии одного из самых совершенных созданий русской литературы - философского романа “Что делать?” Николая Гавриловича Чернышевского - великого мыслителя, учёного, писателя, к роду которого, как я знаю, относитесь Вы - Виктор Витальевич. Не могу не заметить, что только высокохудожественные литературные произведения своим содержанием и своей поэтикой оказывают такое мощное влияние на жизнь, на человека, какое оказал в своё время роман “Что делать?”. Сегодня, в эпоху реставрации капитализма, в эпоху буржуазной демократии нужен ли крупнейший идеолог народной крестьянской демократии Николай Гаврилович Чернышевский? Не просто нужен, необходим! Имена многих выдающихся прозаиков, поэтов, художников, композиторов просто неизвестны большинству молодых людей. Те образовательные стандарты, которые внедряются не профессиональной элитой России, а чиновниками, препятствуют приобщению целых поколений к традициям великой отечественной культуры».
Рассказывает В.М. Головко: «Работая с письмами людей, Виктор Витальевич мог очень деликатно, сдержанно выразить свою позицию по тем вопросам социальной несправедливости, порождаемой условиями реставрации капитализма, по тем фактам обесценения культуры, фальсфикации музыкального песенного жанра, о которых писали слушатели “Встречи с песней”. Все эти “приметы” постсоветской действительности и закономерные результаты включения искусства в рыночные отношения получали у Виктора Витальевича Татарского - в контексте его диалога с людьми - объективные оценки, но при этом он всегда находил самые необходимые слова для выражения ободряющих надежд на будущее нашей страны. Чувство меры никогда не покидало автора передачи, что и создавало предпосылки для утверждения им высоких художественных и нравственных критериев в восприятии современной культуры и сегодняшней нашей жизни. Передача “Встреча с песней”, безусловно, формировала общественное самосознание в свете высоких идеалов красоты и гуманизма.
Неожиданный уход из жизни Виктора Витальевича болью отозвался в моём сердце, и сегодня не ослабевает чувство безвозвратной потери... Этот яркий, высоко талантливый человек является создателем единственного в своём роде феномена в отечественном и мировом радиовещании: адресованная миллионам слушателей передача о незабываемой встрече человека с одной из песен его времени оказалась обращением в равной мере к каждому, постучалась именно в его сердце. Создание такого феномена - дело всей жизни Виктора Витальевича Татарского, это им сотворённое чудо. Я по сей день слушаю “Встречу с песней”, это единственная программа, которую всегда нахожу в эфире, откладывая все дела и заботы. Раньше слушал по проводному радио, теперь - по транзистору или по Интернету, но всегда и везде, где бы я ни был, включаю приёмник во 2, 4 и 5 субботы не только для того, чтобы вспомнить мелодии разных лет, сопереживая судьбам людей, обратившимся к Виктору Витальевичу, но чтобы послушать и его голос, постичь его мудрость, глубину его мысли, суть его оценок того, о чём болит душа написавшего ему человека. Такого собеседника у нас больше не будет».
Вячеслав Михайлович Головко один из создателей мемориального «Дома памяти Марины Цветаевой» в Елабуге. Литературно-критические статьи Вячеслава Головко печатались в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Вопросы литературы», «Марица» (Болгария), «Russian Literature & Arts» (Китай), «Словесница искусств», «Литературное Ставрополье» и в других изданиях. Вячеслав Михайлович автор более 400 опубликованных работ, в числе которых такие книги, как «Три встречи: литературно-критические очерки», «Повесть как жанр эпической прозы», «Историческая поэтика русской классической повести», «Образование интеллектуально одарённых детей: инновационная парадигма», «Теория понимания и интерпретации литературного жанра», «Философский дискурс И.С. Тургенева как значимое целое».
В письме, звучавшем в 1091 выпуске «Встречи с песней», Вячеслав Михайлович рассказал, в частности, о том, что его сын Николай решил поддержать идею создания в Швеции Музея всемирно известного квартета “АББА”:
«...четыре года тому назад наш сын Николай, в то время 16-летний студент Ставропольского государственного университета, обратился к королю Швеции с просьбой поддержать идею организации Музея группы “АББА” в Стокгольме. Пресс-служба Его величества, короля Швеции Карла Густава ответила моему сыну очень кратко: “Его величество не может помочь Вам в Вашем деле”. Думаю, что многие наши соотечественники не отказались бы считать своим делом открытие Музея-студии шведских музыкантов, любимых многими людьми сейчас не меньше, чем 30 лет назад».
В 2022 году веб-архиву передачи «Встреча с песней» Николай Вячеславович Головко поведал подробности этой истории.

Рассказывает Н.В. Головко: «Мысль о создании музея была не моей и не Вячеслава Михайловича. Сущность дела, насколько я её помню 12 лет спустя, состояла в том, что прежний владелец студии звукозаписи, которая была построена и оборудована группой “АББА” для своих нужд и которая показана в видеоклипе для песни “Gimme! Gimme! Gimme!”, был в тот момент намерен продавать помещение или даже прекращать его существование за ненадобностью. Прагматизм шведского общества известен. Как следствие, в музыкальных кругах возникла идея о том, что пока ещё нетронутую студию можно было бы сохранить в качестве места размещения музея группы, создание которого тогда уже обсуждалось. Нам показалось логичным написать письмо в поддержку этой идеи, предполагая, что наше обращение станет частью широкого потока писем, которые покажут важность и значимость замысла.
Лично моя переписка не имела какого-либо продолжения. Канцелярия Его величества дала свой ответ, и развивать диалог с нею, как с делопроизводственным органом, вряд ли имело какой-то смысл. Что до самого королевского величества, не следует забывать, что это тот самый Карл XVI Густав, с заметки о котором начинается глава с говорящим названием “Почему король не должен быть слишком умным” в известной книге А. фон Шёнбурга о европейских монархах. Не думаю, что история группы “АББА” интересовала его хоть в какой-то степени.
Насколько я знаю, идея осталась идеей, студия перешла в чужие руки и перестала быть студией, а музей группы “АББА”, хоть и был в итоге создан, разместился в некоем ином помещении*.
О “Встрече с песней”: безусловно, эта радиопередача была единственным в своём роде и неповторимым явлением, сохранить которое для будущего чрезвычайно важно».
Примечание: *
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте