RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Вячеслав Михайлович Головко
(город Ставрополь)



Вячеслав Михайлович Головко

Вячеслав Михайлович Головко - российский литературовед: историк русской литературы, литературный критик, доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей и Литературного Фонда Российской Федерации; лауреат Общероссийской литературной премии имени М.И. Цветаевой, дважды лауреат «Литературной России», государственный стипендиат Президиума Российской академии наук в номинации «Выдающиеся учёные» и слушатель радиопередачи «Встреча с песней» с первого выпуска - с 31 января 1967 года.

Рассказывает В.М. Головко: «Я дважды обращался к автору передачи “Встреча с песней”, намеревался и ещё раз обратиться с просьбой о песне “Родина моя” композитора А. Новикова. В каждом из нас в эти очень трудные для России дни ищет выход “скрытая теплота патриотизма”. Не успел написать это письмо. Но две программы, в которых Виктор Витальевич читал мои письма, воспринимаю как очень важные события в моей человеческой и профессиональной жизни. В 1091-м выпуске я поднимал вопрос о том, что наш народ высоко ценит достижения музыкального искусства разных стран, мы всегда открыты для культурного диалога. Последнее письмо, прозвучавшее в эфире 9 января 2021 года, мною было в какой-то мере адресовано и самому Виктору Витальевичу: я говорил о роли эстетических ценностей, об огромном историческом и художественном значении философского романа Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?”, изменившего сознание целых поколений. Говорил об этом в связи с тем, что постижение великого духовного наследия требует сегодня резкого повышения культуры - как эмоциональной, так и интеллектуальной. Культура - фактор очеловечивающий, и приобщение к ней требует от каждого большой внутренней работы. Виктор Витальевич Татарский - потомок Николая Гавриловича Чернышевского и продолжатель его традиций, достойно осуществлявший в новое время просветительскую миссию своими средствами, своей радиопередачей “Встреча с песней”. Я и студентам университета всегда советовал и советую слушать эту передачу, с благодарностью воспринимать труд щедрой души умного, талантливого, высоко образованного её создателя».

30 января 2010 года в 1091 передаче, посвящённой 43-летию «Встречи с песней», прозвучало письмо Вячеслава Михайловича Головко:

      «...помню, что в самом начале 1967 года меня, тогда студента-филолога, ваша передача поразила своей неожиданной доверительностью и теплотой, утверждением ценностей жизни и индивидуальной судьбы каждого человека. Своей неповторимой стилистикой она выделялась на фоне официальной риторики Всесоюзного радио. Не раз думал над тем, в чём секрет поистине всенародной любви к “Встрече с песней”, почему она трогает и притягивает к себе? Полагаю, что, помимо верно найденной интонации, многое определяется спецификой самого жанра песни, укоренённого в фольклорной традиции в многовековых пластах народной культуры. Ориентируясь на критерии художественности, мы, видимо, вправе высокоталантливых создателей произведений песенного, так называемого, “малого жанра”, ставить в один ряд с творцами музыкальной классики. Например, замечательную группу “АББА”. В наше время опера, симфония, фортепианный концерт стали жанрами высокой элитарной культуры. Я воспринимаю их именно как феномены культуры прошлого, продолжающие свою жизнь в движении эпох. Песня же стала необходимой формой познания новым временем самого себя. Плохо только то, что часто, особенно в последние годы, этот жанр вульгаризируется, приспосабливается к целям откровенной коммерции. Если же судить о судьбе песни по достойным образцам, то пример “Встречи...” весьма показателен. Песня становится средством эмоциональной выразительности нашего дробного времени. По ней угадываются вехи отечественной истории, в том числе, истории культуры, судьбы целых поколений...».

Вячеслав Головко родился 8 января 1944 года в посёлке Северский Полевского района Свердловской области. Выпускник 1967 года филологического факультета Майкопского государственного педагогического института. Работал завучем средней школы в Новосибирской области, затем ассистентом кафедры русской и зарубежной литературы в Елабужском государственном педагогическом институте. В 1974 году в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина защитил кандидатскую диссертацию по проблемам художественно-философской антропологии И.С. Тургенева. В 1996 году Вячеслав Михайлович защитил докторскую диссертацию «Поэтика жанрового типа русской реалистической повести». В течение многих лет Вячеслав Головко работал в различных вузах России, с 2012 года - профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета.

Личный архив Вячеслава Головко, в котором хранятся письма, автографы А.И. Цветаевой, А.С. Эфрон, подлинные документы и материалы о М.И. Цветаевой, рукописи и эпистолярий народного поэта России В.Ф. Бокова, автографы многих крупных российских писателей, становился основой или дополнял экспозиции выставок, посвящёных публицисту Якову Абрамову и поэтам Марине Цветаевой и Виктору Бокову.

О Викторе Фёдоровиче Бокове, песнях на его стихи писал Вячеслав Головко в письме, звучавшем в эфире «Радио России» 9 января 2021 года в 1399 выпуске «Встречи с песней»: «Сейчас почти забыт русский поэт Виктор Боков. А ведь никто не чувствовал в такой мере русской сути, русской души, склада русской речи, как этот удивительный художник слова! Многие из песен Виктора Бокова в такой степени отделились от их создателя, что даже в одной из ваших передач боковская песня “Не растёт трава зимою” (композитор Евгений Коньков) была представлена просто как русская песня...». В этом же письме были и строки, посвящённые Виктору Витальевичу Татарскому и его радиопередаче:

      «...помню, в январе 1967 года впервые услышал Ваш голос, Вашу неповторимую интонацию и сразу почувствовал, что создатель такой удивительной программы - человек другой культуры по сравнению с носителями массовых стандартов радиовещания. А ведь в те времена профессиональный уровень работников Всесоюзного радио был очень высоким. Трудно себе представить в эфире тех лет развязный тон и абсолютное пустомыслие нынешних диджеев. Как-то послушал одну из Ваших передач, в которой звучала песня “Смотри, какое небо звёздное” и подумал: ещё несколько десятилетий тому назад песенное искусство возвышало человека, а сейчас деятели шоу-бизнеса направляют взор человеческий не на звёздное небо, а на “ромку водки на столе”. Речь идёт об утрате преемственных связей с духовным, нравственным, интеллектуальным опытом предшествующих поколений. Это проявляется, прежде всего, в отношении к классическому культурному наследию. Например, в восприятии одного из самых совершенных созданий русской литературы - философского романа “Что делать?” Николая Гавриловича Чернышевского - великого мыслителя, учёного, писателя, к роду которого, как я знаю, относитесь Вы - Виктор Витальевич. Не могу не заметить, что только высокохудожественные литературные произведения своим содержанием и своей поэтикой оказывают такое мощное влияние на жизнь, на человека, какое оказал в своё время роман “Что делать?”. Сегодня, в эпоху реставрации капитализма, в эпоху буржуазной демократии нужен ли крупнейший идеолог народной крестьянской демократии Николай Гаврилович Чернышевский? Не просто нужен, необходим! Имена многих выдающихся прозаиков, поэтов, художников, композиторов просто неизвестны большинству молодых людей. Те образовательные стандарты, которые внедряются не профессиональной элитой России, а чиновниками, препятствуют приобщению целых поколений к традициям великой отечественной культуры».

Рассказывает В.М. Головко: «Работая с письмами людей, Виктор Витальевич мог очень деликатно, сдержанно выразить свою позицию по тем вопросам социальной несправедливости, порождаемой условиями реставрации капитализма, по тем фактам обесценения культуры, фальсфикации музыкального песенного жанра, о которых писали слушатели “Встречи с песней”. Все эти “приметы” постсоветской действительности и закономерные результаты включения искусства в рыночные отношения получали у Виктора Витальевича Татарского - в контексте его диалога с людьми - объективные оценки, но при этом он всегда находил самые необходимые слова для выражения ободряющих надежд на будущее нашей страны. Чувство меры никогда не покидало автора передачи, что и создавало предпосылки для утверждения им высоких художественных и нравственных критериев в восприятии современной культуры и сегодняшней нашей жизни. Передача “Встреча с песней”, безусловно, формировала общественное самосознание в свете высоких идеалов красоты и гуманизма.

Неожиданный уход из жизни Виктора Витальевича болью отозвался в моём сердце, и сегодня не ослабевает чувство безвозвратной потери... Этот яркий, высоко талантливый человек является создателем единственного в своём роде феномена в отечественном и мировом радиовещании: адресованная миллионам слушателей передача о незабываемой встрече человека с одной из песен его времени оказалась обращением в равной мере к каждому, постучалась именно в его сердце. Создание такого феномена - дело всей жизни Виктора Витальевича Татарского, это им сотворённое чудо. Я по сей день слушаю “Встречу с песней”, это единственная программа, которую всегда нахожу в эфире, откладывая все дела и заботы. Раньше слушал по проводному радио, теперь - по транзистору или по Интернету, но всегда и везде, где бы я ни был, включаю приёмник во 2, 4 и 5 субботы не только для того, чтобы вспомнить мелодии разных лет, сопереживая судьбам людей, обратившимся к Виктору Витальевичу, но чтобы послушать и его голос, постичь его мудрость, глубину его мысли, суть его оценок того, о чём болит душа написавшего ему человека. Такого собеседника у нас больше не будет».

Вячеслав Михайлович Головко один из создателей мемориального «Дома памяти Марины Цветаевой» в Елабуге. Литературно-критические статьи Вячеслава Головко печатались в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Вопросы литературы», «Марица» (Болгария), «Russian Literature & Arts» (Китай), «Словесница искусств», «Литературное Ставрополье» и в других изданиях. Вячеслав Михайлович автор более 400 опубликованных работ, в числе которых такие книги, как «Три встречи: литературно-критические очерки», «Повесть как жанр эпической прозы», «Историческая поэтика русской классической повести», «Образование интеллектуально одарённых детей: инновационная парадигма», «Теория понимания и интерпретации литературного жанра», «Философский дискурс И.С. Тургенева как значимое целое».

В письме, звучавшем в 1091 выпуске «Встречи с песней», Вячеслав Михайлович рассказал, в частности, о том, что его сын Николай решил поддержать идею создания в Швеции Музея всемирно известного квартета “АББА”:

      «...четыре года тому назад наш сын Николай, в то время 16-летний студент Ставропольского государственного университета, обратился к королю Швеции с просьбой поддержать идею организации Музея группы “АББА” в Стокгольме. Пресс-служба Его величества, короля Швеции Карла Густава ответила моему сыну очень кратко: “Его величество не может помочь Вам в Вашем деле”. Думаю, что многие наши соотечественники не отказались бы считать своим делом открытие Музея-студии шведских музыкантов, любимых многими людьми сейчас не меньше, чем 30 лет назад».

В 2022 году веб-архиву передачи «Встреча с песней» Николай Вячеславович Головко поведал подробности этой истории.

Николай Вячеславович Головко

Рассказывает Н.В. Головко: «Мысль о создании музея была не моей и не Вячеслава Михайловича. Сущность дела, насколько я её помню 12 лет спустя, состояла в том, что прежний владелец студии звукозаписи, которая была построена и оборудована группой “АББА” для своих нужд и которая показана в видеоклипе для песни “Gimme! Gimme! Gimme!”, был в тот момент намерен продавать помещение или даже прекращать его существование за ненадобностью. Прагматизм шведского общества известен. Как следствие, в музыкальных кругах возникла идея о том, что пока ещё нетронутую студию можно было бы сохранить в качестве места размещения музея группы, создание которого тогда уже обсуждалось. Нам показалось логичным написать письмо в поддержку этой идеи, предполагая, что наше обращение станет частью широкого потока писем, которые покажут важность и значимость замысла.

Лично моя переписка не имела какого-либо продолжения. Канцелярия Его величества дала свой ответ, и развивать диалог с нею, как с делопроизводственным органом, вряд ли имело какой-то смысл. Что до самого королевского величества, не следует забывать, что это тот самый Карл XVI Густав, с заметки о котором начинается глава с говорящим названием “Почему король не должен быть слишком умным” в известной книге А. фон Шёнбурга о европейских монархах. Не думаю, что история группы “АББА” интересовала его хоть в какой-то степени.

Насколько я знаю, идея осталась идеей, студия перешла в чужие руки и перестала быть студией, а музей группы “АББА”, хоть и был в итоге создан, разместился в некоем ином помещении*.

О “Встрече с песней”: безусловно, эта радиопередача была единственным в своём роде и неповторимым явлением, сохранить которое для будущего чрезвычайно важно».




Примечание: * «ABBA The Museum» открылся в мае 2013 года в Юргордене, Стокгольм и предлагает своим посетителям оказаться в эпохе 1970–1980-х годов, времени триумфа одной из наиболее успешных среди созданных в Скандинавских странах групп, которая была включена в Зал славы рок-н-ролла. Кроме экспозиции о творчестве культовой шведской четвёрки, в музее работает кинотеатр на 33 места. Собрание работ ABBA представлено в современной интерактивной обстановке. Несмотря на своё название, не является музеем, потому что у него нет коллекций, он не проводит исследований и является коммерческим.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.