Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Михаил Иванович Мангушев
первый помощник передачи «Встреча с песней»
Михаил Мангушев (1917-1993) - один из первых в Советском Союзе коллекционеров аудиозаписей, собравший самую большую в истории Ростова-на-Дону коллекцию грампластинок - более десяти тысяч фонограмм, запечатлевших голоса свыше тысячи исполнителей.
Родился Михаил Иванович Мангушев 26 января 1917 года в селе Новая Нявка Нижнеломовского района Пензенской области. Выпускник Ленинградского высшего военного училища имени С.М. Кирова, кадровый военный, подполковник, участник Советско-финской 1939-1940 годов и Великой Отечественной войн, служивший в 468-м стрелковом полку 111-й стрелковой дивизии, в 71-й гвардейской стрелковой дивизии, затем в Штабе Северо-Кавказского военного округа, удостоенный двух орденов Красной Звезды и медалей, в числе которых «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Сотрудникам
Мир его звуков
Сравнительно недавно фирма «Мелодия» выпустила пластинку-«гигант» «Константин Сокольский - старинные романсы». Разошлась она с прилавков фирменных магазинов за считанные часы. Мало кому из поклонников старинных мелодий было известно, однако, что диск М60-39474 с записями популярного эстрадного певца 30-40-х годов, исполнителя лирических песен Константина Тарасовича Сокольского вышел благодаря четырёхлетним усилиям и напряжённому, кропотливому труду ростовчанина М.И. Мангушева. Это он на протяжении десятков лет собирал разрозненные пластинки с записями К.Т. Сокольского, многие из которых имеются в стране в одном-двух экземплярах.
Имя М.И. Мангушева для меня, тоже страстного поклонника эстрадной музыки 30-40-х годов, стало известно в 60-х годах с первых музыкальных передач «Встреча с песней», организованных Всесоюзным радио и снискавших огромную популярность среди миллионов радиослушателей. Уже тогда, пятнадцать лет назад, автор-ведущий передачи Виктор Татарский с благодарностью назвал имя ростовчанина М.И. Мангушева, предоставившего «Встрече с песней» уникальные грампластинки, которых в фондах радио не было. С тех пор пластинки из его коллекции регулярно звучат в радиопередачах. За последние годы в эфире не раз звучали музыкальные очерки Мангушева о популярных исполнителях прошлых лет.
Коллекционирование Мангушева сродни искусствоведческому поиску. Он встречался с популярными артистами кино, театра и эстрады наших дней - Л.О. Утёсовым, К.И. Шульженко, М.Н. Бернесом, М.К. Наровской, М.И. Истоминой, И.Д. Юрьевой, А.Н. Вертинским, К.Т. Сокольским, композитором Оскаром Строком.
Интересны страницы дружбы М.И. Мангушева с Александром Николаевичем Вертинским, популярным певцом и киноактёром. Будучи на гастролях в Ростове, Вертинский оставил Михаилу Ивановичу ноты своих песен, автографы на грампластинках. До сих пор тёплая дружба связывает коллекционера с известной эстрадной певицей 20-40-х годов Изабеллой Даниловной Юрьевой, кстати, уроженкой Ростова.
...Однажды Михаилу Ивановичу пришло письмо из фирмы «Мелодия», в котором сообщалось, что готовится к выпуску долгоиграющая пластинка Оскара Строка, и высказывалась просьба - помочь фирме в поисках старых пластинок композитора. Поиск был недолгим - у Мангушева были эти записи. В частности, с одной из них «Мелодия» записала танго «Чёрные глаза» в исполнении Юрия Морфесси, «баяна русской песни и романса», как называл его Фёдор Иванович Шаляпин.
Со временем благодаря коллекции Мангушева появились диски фирмы «Мелодия», вернувшие любителям голоса Е.Н. Юровской, Т.С. Церетели, Н.В. Плевицкой, М.К. Наровской, И.Д. Юрьевой. Так коллекция ростовчанина служит людям. Сегодня в ней - свыше 10 тысяч записей. Во время войны, в период оккупации Ростова, коллекция сильно пострадала. Её пришлось кропотливо восстанавливать. Сейчас она практически полностью восстановлена и пополнилась многими новыми записями. На 735 магнитофонных катушках (общая длина плёнки - 700 километров) записано более 100 исполнителей. Собиратель ведёт подробную картотеку, в которой можно почерпнуть данные о жизненном и творческом пути кумиров эстрады разных лет.
К сказанному остаётся добавить, что подполковник Михаил Иванович Мангушев - кадровый офицер Советской Армии, прослужил в её рядах 27 лет, участник двух войн. Сейчас на пенсии, но продолжает работать в народном хозяйстве, а коллекционированием увлечён с 1936 года, сорок пять лет!..
В.Тодыка, город Ростов-на-Дону. Газета «Советская Россия», 6 августа 1982 года.
Виктор Витальевич Татарский рассказывал о первом помощнике «Встречи с песней» не просто как об участнике, а как о давнем друге передачи, который буквально «по первому моему звонку присылал бандероли» и «бескорыстно отдал практически всю свою фонотеку слушателям “Встречи”... Я звонил и спрашивал: “Не помните это?..”. Он говорил: “Есть у меня такая вещь! Я Вам высылаю”. Сразу же!.. И когда бывал в Ростове-на-Дону с концертами, с выступлениями, мы с ним встречались. Это была замечательная личность, бескорыстная совершенно!»*.
Михаил Мангушев оставался верен «Встрече с песней» до конца своих дней. В выпусках радиопередачи с 1960-х и по начало 1990-х годов звучали не только музыкальные записи, спасённые из небытия Михаилом Ивановичем, но и письма ростовского филофониста об артистах, с которыми был знаком лично. Вот, например, кадр из 547-й передачи от 4 августа 1989 года, в котором звучит письмо Михаила Мангушева о Константине Тарасовиче Сокольском:
Татарский В.В.: «Михаил Иванович Мангушев из Ростова-на-Дону. Михаил Иванович пишет об известном в своё время эстрадном певце Константине Тарасовиче Сокольском. “...сейчас Константин Тарасович живёт в Риге. В 1936 году в Бухаресте Константин Тарасович Сокольский встречается с Фёдором Ивановичем Шаляпиным. С душевным трепетом присматривается к великому артисту и ещё раз убеждается, что только петь - мало. Необходимо перевоплощаться, создавать образы, что голос - только средство, чтобы донести до публики содержание песни или романса. С 1940-го года вся деятельность Константина Сокольского проходит в Риге. С удовольствием включал он в свой репертуар популярные в то время произведения рижанина Оскара Давыдовича Строка - «Чёрные глаза», «Голубые глаза», «Скажите, почему»... В 1945 году он возглавляет концертную бригаду ведущих артистов Латвии для обслуживания воинов - участников Парада Победы в Москве. С 1957 года Константин Тарасович - художественный руководитель многих самодеятельных коллективов. Свои знания, свой огромный исполнительский опыт передаёт Константин Тарасович молодёжи. Он интересный собеседник, с удовольствием делится своими воспоминаниями о встречах с Шаляпиным, Плевицкой... Время берёт своё и многие мелодии ушли в прошлое. Но от полустёртых дисков до сих пор веет лёгкой печалью, радостью и нежностью, как от ушедшей юности”».
В исполнении Константина Сокольского звучит танго «Не надо вспоминать любви», музыка и стихи Оскара Строка.
В архиве «Встречи с песней» имеются письма, в которых радиослушатели вспоминают свою переписку с Михаилом Мангушевым. Так, в письме Людмилы Ивановны Чернухиной из казахстанского города Петропавловск, прозвучавшем 29 мая 2021 года в 1410-м выпуске передачи, говорится: «...нашла я два письма от Михаила Ивановича Мангушева - коллекционера из Ростова-на-Дону и его кассеты с записями множества старинных танго...». Филофонист из Екатеринбурга Юрий Степанович Юшков в 1091-м выпуске передачи от 30 января 2010 года поведал о многолетней переписке с Михаилом Мангушевым:
Татарский В.В.: «Письмо от Юрия Степановича Юшкова из Екатеринбурга, также как и Михаил Иванович, немало сделавшего для того, чтобы “Встреча...” смогла выполнить просьбы её слушателей. “...Михаил Иванович Мангушев сделал очень много полезного и нужного для «Встречи с песней». У нас была с ним многолетняя деловая переписка. Я, также как и он, писал письма в различные инстанции с просьбами и убеждениями, что нужно начать выпуск записей исполнителей прошлых лет, ранее запрещённых. Мы писали в Министерство кульуры, в ЦК КПСС - в Отдел культуры... И что характерно, ответы были одинаковыми как Михаилу Ивановичу Мангушеву, так и мне. В этих инстанциях был уже заготовлен стандартный отрицательный ответ на подобные письма. Давайте, вспоминим добрым словом Михаила Ивановича Мангушева. Он этого заслуживает”».
6 февраля 1987 года в 489-м выпуске передачи, посвящённом 20-летию «Встречи с песней», звучало письмо Владимира Петровича Дубинко из города Гуково Ростовской области, который поздравлял Михаила Ивановича Мангушева с 70-летием. Вот фрагмент кадра этой передачи:
Татарский В.В.: «Михаилу Ивановичу Мангушеву 26 января исполнилось 70 лет. Вот в связи с этим, письмо из города Гуково Ростовской области от Владимира Петровича Дубинко: “...я из того поколения, чьё детство было опалено войной. Пришлось узнать бомбёжки, артобстрелы, холод и голод и, самое страшное, гитлеровскую оккупацию. Хочется низко поклониться тем, кто не жалея крови и жизни принёс нашему народу долгожданную Победу. В их числе и замечательный человек, ветеран двух войн, старейший филофонист, давний помощник «Встречи...» Михаил Иванович Мангушев. Хочется поздравить Михаила Ивановича с его 70-летием, пожелать ему доброго здоровья и долгих лет жизни. Передайте для Михаила Ивановича Мангушева песню в исполнении Леонида Утёсова «Здравствуй, здравствуй»”. Дорогой Михаил Иванович! “Встреча с песней” и, надеюсь, все её давние слушатели присоединяются к добрым словам этого письма».
В исполнении Леонида Утёсова звучит песня «Здравствуй, здравствуй», музыка Марка Фрадкина, стихи Виктора Винникова.
Михаил Мангушев щедро делился аудиозаписями не только со Всесоюзным радио, фирмой грамзаписи «Мелодия», многими коллегами-филофонистами, но и просто с любителями музыки. А его собственная коллекция пополнялась, в том числе, и благодаря друзьям и знакомым из других стран. Так, например, осенью 1985 года Михаил Иванович получил по почте из Германии грампластинки Вадима Алексеевича Козина, выпущенные годом ранее американской фирмой «Kismet Record Company» - «Песни прошлых лет» и «Последний концерт», которые до сих пор являются большой филофонической редкостью. Сегодня эти пластинки хранятся в коллекции курского филофониста Бориса Вадимовича Бронникова.
Легенды Ростова
От баяна русской песни до всемирно известного барда...
Вот ведь как бывает. Работает человек, служит где-то, а в свободное время занимается делом, которое ему по душе. И благодаря именно ему, а не своей основной работе становится он Личностью. Не много бы потеряла армия, не служи в ней офицер Мангушев, а вот насколько была бы беднее история российской эстрады, не проживи свой век Михаил Иванович в постоянном поиске и сборе грампластинок, книг, публикаций об исполнителях русской песни!..
Первую пластинку в свою коллекцию купил Мангушев в 1936 году 19 лет от роду, будучи курсантом Ленинградского высшего военного училища имени Кирова. Откуда у ростовского паренька, отправленного по путёвке комсомола в «колыбель революции» получать военную профессию, страсть к песенному творчеству, остаётся загадкой: ведь родители, которые привезли его на Дон из Пензенской области, были далеки от искусства. И тем не менее те немногие «гроши», по его собственному выражению, что выдавались в училище курсантам, он тратил на покупку пластинок.
После окончания учёбы лейтенант Мангушев сразу получил крещение огнём: началась финская война. Свой первый орден Красной Звезды он получил из рук «всесоюзного старосты» М.И. Калинина в Кремле именно за свой ратный труд на этой войне незнаменитой. Второй орден Красной Звезды и много медалей украсят гимнастёрку молодого лейтенанта во время Великой Отечественной войны, где Мангушев будет опасно ранен.
Грамзаписи, собранные до этих великих испытаний, не сохранились. После 1945-го всё надо было начинать заново. Но он не просто снова стал собирать пластинки. Он начал восстанавливать историю русской эстрады, благо, были живы ещё многие исполнители. С кем можно было, он устанавливает личные контакты, с находящимися за рубежом ведёт активную переписку.
Так он познакомился с Морфесси, которого Шаляпин назвал Баяном русской песни. «Король танго» О.Д. Строк и К.Т. Сокольский специально приедут в Ростов, чтобы после продолжительной переписки лично познакомиться с Михаилом Ивановичем. С А.Н. Вертинским он встречается во время гастролей того в Ростове. С Изабеллой Юрьевой у него устанавливаются тёплые дружеские отношения. Когда по телефону, когда в письмах они делились друг с другом своими домашними заботами. И дочь Михаила Ивановича до сих пор хранит телеграмму, где Изабелла Даниловна поздравляет его со свадьбой.
Письма и бандероли в этот дом текли рекой. Писали Вадим Козин из Магадана и Мария Миронова из Москвы, писали Аида Ведищева, Ляля Чёрная, Нани Брегвадзе. Писали из Свердловска, где по местному каналу радиовещания шла передача «Старый граммофон». И буквально в первых передачах «Встреча с песней» её авторы с благодарностью назвали имя ростовчанина Мангушева, который предоставил уникальные грамзаписи, отсутствующие в радиоархивах.
Бывал в гостях у Михаила Мангушева и Владимир Высоцкий: смотрел пластинки, прослушивал записи, а порой просто отдыхал. После смерти Владимира Семёновича писала Михаилу Ивановичу и Нина Максимовна, мать певца, и из создаваемого музея его имени также шли просьбы помочь с материалами: ведь статьи и отзывы о творчестве всемирно известного барда были собраны Мангушевым со всей России.
О переписке с теми, кто по каким-то причинам покинул Россию, но не забыл русскую песню, с их родственниками разговор особый. Сколько раз вызывали коммуниста Мангушева в райком партии и выговаривали ему, что не стоит-де поддерживать отношения ни с сыном, ни с внучкой Петра Лещенко. Но именно через Михаила Ивановича фирма, не успевшая расплатиться с Лещенко до войны, нашла его наследников и в качестве компенсации преподнесла тем чрезвычайно дефицитную по тогдашним временам хорошую радиоаппаратуру.
Стоит ли говорить о неприятностях, которые последовали после получасовой передачи о Мангушеве по Би-Би-Си?!
А ведь именно Михаил Иванович открыл для России Аллу Баянову. Долго он её разыскивал. В 1972 году пришло ему официальное сообщение из посольства, извещающее о смерти певицы. Да не поверил летописец русской эстрады этой печальной вести и продолжит поиски. И нашёл! А когда захотел пригласить её к себе в гости, «искусствоведы в штатском» объяснили ему, что его квартира в хрущёвской пятиэтажке не предназначена для приёма иностранных гостей. Пришлось просить своих знакомых в Ленинграде устроить этот вызов. Там и состоялась встреча певицы и Михаила Ивановича – это был первый приезд Баяновой в Россию, где её ещё никто не знал.
В музыкальном салоне Ростовского областного музея краеведения есть уникальный экспонат – своеобразный предок тех музыкальных центров, что в нынешних квартирах занимают лишь часть стола. Идея соединить вместе телевизор, радиолу и магнитофон пришла к Михаилу Ивановичу в конце 50-х. Он сам сделал чертежи, и по ним этот музыкальный центр изготовили. Исполнение было настолько качественным, что, прослужив много лет хозяину, аппарат в рабочем состоянии до сих пор.
Михаил Иванович Мангушев был счастливым человеком, потому что прожил жизнь, как захотел. Не каждому такое дано, но ведь это зависит и от самого человека, не так ли, а также от того, как он относится к делу своей жизни. Мангушев был человеком абсолютно бескорыстным, и если узнавал, что кто-то из его друзей-собирателей брал деньги за использование своих коллекций, то порывал со стяжателем навсегда. Сам же он давал пользоваться своим богатством любому обратившемуся к нему по первой его просьбе.
- Жаль, что погоня за ретро-вещами, - говорил он, - для некоторых коллекционеров стала модой, основой спекуляций. Их пластинки – это мёртвые пластинки: их мало кто услышит и мало от них радости...
Н.Баженова, газета «Молот», 20 апреля 1999 года.
В коллекции
Этот музыкальный центр был изготовлен с 1957 по 1962 год в единственном экземпляре по проекту Михаила Мангушева. В его корпусе, собранном из подручной мебели - радиола, телевизор, проигрыватель грампластинок и катушечный магнитофон. Музыкальный центр оснащён многоканальной акустической системой, позволяющей воспринимать музыку объёмно, «с эффектом окружающего звука». На передней панели расположены блоки управления и световые индикаторы уровней звуковых каналов. В своё время музыкальный центр М.И. Мангушева по техническим характеристикам опережал на годы всё, что производилось в мире! Сегодня это экспонат Ростовского областного музея краеведения, находящийся в полной работоспособности, увидеть который может каждый посетитель музея.
Коллекционер и реставратор ретрозаписей Игорь Борисович Макаров, автор популярных радиопередач «Моя любимая пластинка», «Чего старенького?», «Пять минут ретро с Игорем Макаровым», рассказывает: «С Михаилом Мангушевым я был знаком лишь заочно: он мне после ряда передач и моих статей в прессе присылал письма с похвалами. Но они скорее всего не сохранились. Также получал от него копии обращений в различные инстанции. Знаю, что Михаил Иванович был инициатором возвращения в обиход записей Петра Лещенко. Он ещё в 1977 году (будучи в отпуске на Урале) помог сделать на местном радио
Радиопередача из цикла «У старого граммофона», посвящённая Петру Лещенко, о которой вспоминает Игорь Макаров, вышла в эфир Свердловского областного радио 2 июля 1977 года. В ней прозвучали грамзаписи артиста из коллекции Михаила Мангушева и страницы биографии Лещенко, написанные ростовским филофонистом. Вот фрагмент финала этой передачи:
В исполнении Петра Лещенко звучит фрагмент «Песни о Родине» («Широка страна моя родная») из кинофильма «Цирк», музыка Исаака Дунаевского, стихи Василия Лебедева-Кумача.
Ведущая передачи Людмила Крутихина: «Рассказ о Петре Лещенко подготовил специально для “Граммофона” ростовский филофонист Михаил Иванович Мангушев».
Ведущий передачи Валерий Смирнов: «А мы сегодня с удовольствием выполнили просьбы наших постоянных слушателей - Александра Казанцева из Свердловска, Юрия Владимировича Кузьмичёва из Каменска-Уралького, Анны Владимировны Коньшиной из Первоуральска и ещё многих и многих, кто хотел услышать голос Петра Лещенко».
Участник передачи «Встреча с песней» из Польши Георгий Сухно в статье
В конце 1987 года в эфире Русской службы Би-Би-Си (BBC Russian Service) прозвучал цикл передач о Петре Константиновиче Лещенко, автором которых был Бибс Эккель (Bibs Ekkel) - английский балалаечник, певец, руководитель музыкально-танцевального ансамбля «Цыганка». В финальной передаче цикла он упомянул имя Михаила Ивановича Мангушева и первую радиопередачу о П.К. Лещенко в СССР, подготовленную стараниями ростовского филофониста:
Бибс Эккель: «В Советском Союзе Лещенко запрещён. О нём молчали, да и молчат по сей день, за исключением, разве нескольких ругательных статей, опубликованных во время и сразу после войны под такими заголовками как “Чубчик у микрофона” и “На борьбу с пошлой музыкой”. Особым нападкам Лещенко подвергся за разлагающую, по их словам, музыку и за выступления в оккупированной румынами Одессе. Но каких чудес не бывает! Оказывается, в 1977 году 2 июля по Свердловскому местному радио был передан радиоочерк о нём, в котором не только зазвучали песни Лещенко, но и с высокой похвалой отозвались о нём как о настоящем русском певце, не испорченном капризной публикой. Эту статью написал филофонист из Ростова Михаил Иванович Мангушев, многолетний поклонник мастерства и таланта Петра Лещенко. Помимо положительных моментов этой передачи, когда речь зашла о его судьбе, они ограничились лишь утверждением, что Лещенко не пережил тех многочисленных судеб, которые легенды приписывали певцу.
В исполнении Петра Лещенко звучит песня «Петрушка», музыка Анатолия Альбина, стихи Петра Лещенко.
В 1991 году в журнале «Музыкальная жизнь» была опубликована статья М.И. Мангушева и Б.Л. Котлярчука «Ещё раз о “Встрече с песней”», в которой авторы пишут о феномене многолетнего слушательского успеха радиопередачи Виктора Татарского и содействии «Встречи с песней» выпуску фирмой «Мелодия» грампластинок с переизданиями архивных записей кумиров прошлых лет: «...невозможно назвать кого-либо из числа знаменитых в прошлом исполнителей песен и романсов, долгоиграющие диски которых были бы переизданы без предварительной их “обкатки” во “Встрече с песней” <...> Оскар Строк сначала был реабилитирован во “Встрече с песней”, а затем в 1973 году – в грамзаписи и прессе. Русские и цыганские романсы в исполнении Аллы Баяновой, издание которых начато фирмой грампластинок “Мелодия” в 1986 году, во “Встрече с песней” можно было услышать десятилетием раньше...».
В 2011 году в Мариуполе была издана книга филофониста Бориса Леонидовича Котлярчука «Старые песни. История и судьба», одна из глав которой - «Хобби меломана» посвящена Михаилу Мангушеву, с которым Борис Котлярчук вёл многолетнюю переписку. Она повествует о том, как благодаря подвижничеству ростовского коллекционера удалось вернуть советским меломанам грамзаписи «опального Петра Лещенко», переиздать дискографию певца на виниловых пластинках фирмы «Мелодия». Книгу Бориса Котлярчука «Старые песни. История и судьба» можно найти в интернете в электронном виде. А главу «Хобби меломана» прочитать, к примеру,
В 1994 году в 4-м номере журнала «Мелодия» Борис Котлярчук написал слова памяти Михаила Мангушева: «Уходит время, уходят люди. Осенью 1993 года не стало Михаила Ивановича Мангушева. Его имя не вошло в словари и энциклопедии, но любители музыки хранят о нём светлую память. Во многом благодаря М.И. Мангушеву и его друзьям-коллекционерам были возвращены отечественному слушателю многие забытые имена русской эстрады».
Голос Михаила Ивановича Мангушева запечатлела передача 1972 года Ростовского областного радио
Диктор: «Пожалуйста, поблагодарите вашего внештатного корреспондента Михаила Ивановича Мангушева, который любезно предоставил вам уникальные теперь записи музыки, песен, романсов. Тёплые слова благодарности Михаилу Ивановичу почти в каждом письме. Ответить на них я попросила самого Михаила Ивановича».
Мангушев М.И.: «Народная мудрость гласит: беда, разделённая с другом, становится вдвое меньше, разделённая же с ним радость, наоборот, удваивается. А если учесть, что мою радость общения с прекрасным разделяют многие радиослушатели не только на Дону, но и за пределами области, я, пожалуй, один из самых счастливых. Это и в самом деле, очень приятно узнать, что собранные тобой записи доставили людям несколько светлых минут, что добрые старые мелодии тронули сердца - у одних разбудили воспоминания о прошлом, о молодости, которая прекрасна во все времена, даже в самые тяжкие, в других душах затронули самые нежные, самые тонкие струны. Во многих письмах содержится просьба рассказать о тех, кто когда-то радовал нас своим искусством - Изабелле Юрьевой, Вадиме Козине, Константине Сокольском, Тамаре Церетели... Дать романсы и песни в их исполнении. Что ж, я с удовольствием предоставлю свои записи в распоряжение Музыкальной редакции Ростовского радио. А сейчас моя глубокая благодарность всем, кто тепло откликнулся на передачи “Встреча с романсом” и “Встреча с танго”».
Необходимо отметить, что на просторах интернета воспоминаний о Михаиле Мангушеве, к сожалению, неоправданно мало. Но на сайте «Мир русской грамзаписи», созданном содружеством филофонистов и пополняемом записями из частных коллекций, можно, например, послушать передачу Ростовского областного радио «Встреча с танго», вышедшую в эфир 25 декабря 1971 года и подготовленную Михаилом Мангушевым, а также первую в Советском Союзе радиопередачу о Петре Лещенко, состоявшуюся на Свердловском областном радио благодаря ростовскому коллекционеру. Здесь же опубликована
Человек, которому верили «звёзды»
Для многих певцов, даже тех, кто ехал в Ростов с концертами впервые, этот город не был безликой точкой плотного гастрольного графика, потому что здесь жил их друг по переписке известный филофонист Михаил МАНГУШЕВ.
Это имя хорошо известно любителям ныне – всероссийской, а прежде – всесоюзной радиопередачи «Встреча с песней»: если кто-то из слушателей просил передать запавшую в душу песню былых времён или старинный романс, но их не оказывалось в архивах радио, на помощь «Встрече» часто приходил Михаил Иванович Мангушев. Ведущий этой передачи – Виктор Татарский говорил, что не было у «Встречи с песней» более отзывчивого и бескорыстного помощника, чем Мангушев. Кстати, помогал он не только популярной радиопередаче. Михаил Иванович был убеждён, что коллекция звукозаписи должна работать, и охотно помогал многим клубам филофонистов.
В его архиве есть любопытное письмо от легенды отечественной эстрады Изабеллы Юрьевой. Певица рассказывала Мангушеву о тщетных попытках купить пластинку с собственными записями. Интересно, что завершалось это послание утверждением, что Мангушев для фирмы «Мелодия» - «не бесполезный человек» и если он станет бить в набат, то ситуация с выпуском грампластинок может измениться.
На фирме «Мелодия» советы Мангушева, действительно, ценили и, когда собирались выпускать диски с записью русских эстрадных «звёзд» былых времён, за консультацией нередко обращались в Ростов, к Мангушеву. Ну, а диск «Константин Сокольский – старинные романсы» (30-40-е гг.) и вовсе появился лишь благодаря стараниям Мангушева и его богатейшей коллекции.
И Константин Сокольский, и композитор Оскар Строк специально приезжали в Ростов – к другу по переписке Мангушеву. Причём слово «друг» тут не преувеличение. В письмах знаменитых и именитых к Мангушеву нет и тени снисходительности «звезды», которая своим приветом может осчастливить верного поклонника. Это очень доверительные послания. Оскар Строк мог быть уверен, что Михаил Иванович поймёт и разделит его радость: у него появился новый почитатель – «Юра Александрович Гуляев». «Я с ним лично познакомился в гостинице “Москва”, - писал композитор. – Это также мой новый почитатель! Именно почитатель! Однажды, когда я был у него в номере, он обратился к своим гостям со следующими словами: “Если бы Оскар Давыдович Строк написал только одни «Чёрные глаза», этого было бы достаточно, чтобы его прославить”».
«Я, когда мне становится скучно здесь одной, ставлю пластинку, слушаю Володю и Марину и как будто с ними пообщалась, - писала Мангушеву Нина Максимовна Высоцкая. – Посылаю Вам пару Володиных последних фотографий. Посмотрите, какие у него руки: большие, напряжённые, и очень грустное лицо. Волосы он значительно снял, но зато будет отращивать бороду, т.к., вероятно, будет пробоваться на роль Пугачёва. Если утвердят, значит, снова напряжённая жизнь в работе. Уж такой он человек, труженик».
Вадим Козин в знак особого расположения присылал Мангушеву не только собственные фото, но и снимки любимых котов – Мосика и Чуни, которых называл своими детьми. На одном из кошачьих портретов – надпись: «Дядя Миша! Благодарю за заботы о моём папе».
Некоторые из знакомых Михаила Ивановича – певцы, филофонисты – эмигрировали, но о Мангушеве не забыли, и однажды на Би-Би-Си вышла передача о ростовском филофонисте. Кто-кто, а компетентные органы без внимания её не оставили. Впрочем, доказывать, что музыка и политика – разные вещи, Мангушеву было не впервой: и прежде его вызывали в партийные органы за то, что он пропагандировал творчество запрещённого тогда Петра Лещенко... Но хулящих его он, похоже, обезоруживал тем же, чем покорял «звёзд», - искренностью. Он всегда говорил, что любит советскую Родину, а певцы-эмигранты трогают его преданностью русской культуре. Он в самом деле так думал и, действительно, не был диссидентом. В альбомах, куда Мангушев наклеивал фото дорогих его сердцу певцов, актёров, встречаются и фото человека, которого он, бывший офицер советской армии, очень уважал – Иосифа Сталина.
...Ростовские любители романсов уверены, что именно Мангушев помог Алле Баяновой вернуться в Россию. Рассказывают такую историю: однажды Мангушев так пленился голосом Баяновой, что решил вступить с ней в переписку. Справился о певице во французском посольстве, но оттуда пришёл ответ, что г-жа Алла Баянова умерла... Сердце говорило Михаилу Ивановичу, что это не так, и вскоре до него дошёл слух, будто она недавно пела в советском посольстве в Румынии.
Мангушев написал Баяновой в Румынию, она с радостью согласилась приехать в Ростов, но... Компетентные органы объяснили Михаилу Ивановичу, что его «апартаменты» для приёма иностранной гостьи не подходят: слишком скромны. Но встреча всё же состоялась – в Ленинграде, у друзей Мангушева.
Певица сказала Михаилу Ивановичу, что очень тоскует по России, и он принялся писать во всевозможные комитеты, ведомства, министерства, чтобы Баяновой разрешили вернуться.
Говорят, когда Алла Баянова впервые приехала с концертом в Ростов, Мангушеву отвели в зале почётное место, и певица представила его публике как одного из лучших своих русских друзей.
Марина Каминская, газета Ростовской области «Наше время», 27 августа 1999 года.
Веб-архив радиопередачи «Встреча с песней» сердечно благодарит сотрудников Донской государственной публичной библиотеки и Ростовского областного музея краеведения, персонально Эмиля Сокольского и Зинаиду Римскую за оказанную помощь в поиске информации о Михаиле Ивановиче Мангушеве.
Примечание *: цитаты из публикаций - радиоканал «Вечера на улице Качалова» («Радио 1», 12 марта 1996 года), «Песня и судьба» («Российская газета», 17 января 1997 года), «Вечер с Виктором Татарским и Дмитрием Кувшинчиковым» («Радио 1», 22 января 1997 года) и 1091 выпуска «Встречи с песней» от 30 января 2010 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.