Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1410
(29 мая 2021 года)
-
Автор письма: Станислав Иванович Валичев, «песню “Заполярные вечера” слушал в исполнении ансамбля Северного флота в Клубе офицеров в заполярном посёлке Амдерма Архангельской области, затерянном на юго-западном берегу Карского моря. Я проходил военную службу в этом первозданном по красоте природы крае. Долгая полярная зима с сильными морозами и страшными снежными пургами. Производило большое впечатление северное сияние с его неповторимыми яркими, разноцветными красками. Казалось, что находишься во дворце Снежной королевы. Короткое полярное лето с заполярными вечерами. представьте: полярное солнце медленно снижается к горизонту моря и казалось, что скоро скроется и настанет ночь. Но вот какой-то миг по краю моря, а затем солнце медленно начинает подниматься вверх», город Череповец, Вологодская область. Песня «Заполярные вечера». Композитор Борис Толочков. Поэт Владимир Матвеев. Исполняет ансамбль песни и пляски Северного флота.
-
Автор письма: Николай Александрович Орлов, Санкт-Петербург, «Весной 1962 года наш незабвенный тогдашний вождь Никита Сергеевич Хрущёв вдруг объявил на каком-то очередном собрании идеологических работников, что он-де уважает классическую музыку, но ближе к сердцу его народная музыка...» Комментарий Виктора Татарского: «Он ещё, кстати, тогда сказал, что Соловьёв-Седой ему ближе. Дочка, мол, любит Бетховена, а он - Соловьёва-Седого». «...И особенно, частушки. Немедленно весь радиоэфир заполнили частушки самого различного содержания, порой, на грани дозволенного. Доставалось всем: и директорам предприятий, которые не умеют руководить, и инженерам, не знающим практики, и агрономам, которые не знают агротехники кукурузы, но особенно доставалось учёным, которые (далее цитата из Хрущёва), “диссертации пишут и пишут, и ничего не делают для строительства светлого коммунистического будущего”. И вот, среди всего этого частушечного материала особенно часто исполнялась одна частушка, по-видимому, самая любимая у Никиты Сергеевича. К сожалению, я не помню её названия, но суть была во взаимоотношениях тёщи и любимых зятьёв. По ходу дела она угощала их блинами: “Гришке блин, Микишке блин, Лавреньке блин, Деменьке блин, А Роману целый клин!..” Потом она их провожала: “Гришка бежит, Микишка бежит, Лавренька бежит, Деменька бежит, А Роман по воздуху летит!..” Вы, наверняка, помните всю эту эпопею. Эта частушка звучала чуть ли не три раза в день! И все подхалимы на перебой вслух восхищались остроумием “нашего Никиты Сергеевича”... Пожалуйста, включите эту частушку в одну из “Встреч...” Интересно заглянуть в прошлое с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь после 1964 года - года опалы Хрущёва вся эти частушечная эпопея немедленно заглохла». Комментарий Виктора Татарского: «Прежде всего, позволю Вам заметить, Николай Александрович, то, что Вы цитируете, вовсе не частушка, а русская песня 19-го века “Было у тёщеньки семеро зятьёв”. Её даже Шаляпин пел. Что же касается музыкального вкуса Никиты Сергеевича, ну что же... дочка любила Бетховена, а он - Соловьёва-Седого, народные песни... Ну, что ж тут поделаешь...»* Русская шуточная народная песня «Было у тёщеньки семеро зятьёв». Исполняет Краснознамённый ансамбль имени А.В. Александрова, солист Алексей Сергеев.
Упоминаемые персоны: Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971, советский государственный деятель; с 1953 по 1964 годы - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1958 по 1964 годы - Председатель Совета министров СССР, с 1956 по 1964 годы - Председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР); Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907-1979, советский российский композитор, пианист, общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий 2-й степени, кавалер трёх орденов Ленина); Людвиг ван Бетховен (1770-1827, немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы»); Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен-опера; получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»; занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой, снимался в кино; оказал большое влияние на мировое оперное искусство).
-
Автор письма: Любовь Витальевна Самусёнок, «Наконец-то и у нас на севере наступила настоящая весна... Мы с моей собачёнкой Тосей гуляли утром и вечером, проходя по 6 - 8 километров в день, прибавляя себе здоровье и бодрость. За городом, по дороге к дачам Белое море, между ними железнодорожное полотно с двумя тропками по бокам. И мы - две фигурки, шустро перебирая ногами, благостно внимали пению птиц. Их здесь намного больше, чем в городе, и поют они звонко, хрустально, самозабвенно. Какое им дело до нас - людей, зачастую суровых и печальных, не замечающих вокруг ни броской, ни пылающей особой красой северных мест, озабоченных о хлебе насущном?
Просторам небесным когда им дивиться?
Некогда, некогда, надо трудиться.
Но птичьему пенью с любовью внимая,
Давайте послушаем песню о мае
из грузинского фильма “Стрекоза”», город Северодвинск, Архангельская область. «Песня Стрекозы» («Чудный май») из кинофильма «Стрекоза» (1954 год, режиссёр Леван Хотивари). Композитор Сулхан Цинцадзе. Поэт Мария Бараташвили. Исполняет Виктория Иванова. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Григория Столярова. -
Автор письма: Нина Михайловна Воробьёва, «...песню “Дороги” как только услышала ещё в далёком детстве, так и полюбила. Она часто звучала по радио, потому как была свежа память о войне. И как высоко была поднята патриотичность советского солдата, прошагавшего по пыльным дорогам! Сейчас войну как-то “скомкали” и песню удалили. С глубочайшим уважением ко всем, кто делает эту прекрасную, полезную для души человеческой передачу», Волгоград. Песня «Дороги» («Эх, дороги»). Композитор Анатолий Новиков. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Олег Даль. 25 мая 1941 года родился актёр театра и кино, автор стихотворений и театральных постановок, выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России Олег Иванович Даль. К 80-летию со дня рождения Олега Даля (1941-1981). Виктор Татарский: «Я в течение нескольких лет наблюдал Олега Даля в стенах училища имени Щепкина, где и сам в то время занимался. Олег был по курсу старше меня».
-
Автор письма: Нина Андреевна Потёмкина, «27 мая был день рождения нашего Санкт-Петербурга. Хочу и Вас поздравить с этой датой. Вы здесь жили, ходили по этим улицам и площадям. Память детства, наверное, в Вашем сердце живёт. Разве можно забыть Петроград, Ленинград, Петербург? Я дарю Вам, Виктор Витальевич, открытку: редкий снимок случайно сохранился во время войны. Обратите внимание - это площадь Восстания, бывшая Знаменская. На площади церковь. Академик Иван Петрович Павлов её посещал и шёл в любую погоду пешком с Петроградской стороны через весь Невский проспект. Потом на этом месте сделали сквер. Сейчас там здание метро и площадь забита машинами. А Вы видите трамваи на снимке 1931-го года... Мне было приглашение на концерт в Большом концертном зале послушать произведения Иоганна Штрауса. Конферансье объявил, что будет исполнена полька “Бабочка”. Как исполнялось оркестром это произведение, не передать! Шедевр заиграли повторно... Больше мне не пришлось услышать польку “Бабочка”. Может, в ваших запасниках найдётся?», город Пушкин под Санкт-Петербургом. Полька-мазурка «Бабочка». Композитор Иоганн Штраус (сын). Исполняет оркестр под управлением австрийского дирижёра Иоганнеса Вильднера (Johannes Wildner).
Упоминаемая персона: Иван Петрович Павлов (1849-1936, русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, Действительный статский советник, председатель Общества русских врачей памяти С.П. Боткина).
-
Автор письма: Юлия Григорьевна Рубинштейн, «Я пишу от имени всей нашей семьи. А просим мы Вас включить во “Встречу...” “Балладу о старом рояле”, которая осталась до сих пор для меня песней ленинградцев - людей самой высокой в стране культуры и самой высокой закалки. Мы любим эту песню за высокий душевный смысл, за веру в неуничтожимость прекрасного», город Сосновый Бор, Ленинградская область. Песня «Баллада о старом рояле». Композитор Александр Морозов. Поэт Юрий Марцинкевич. Исполняет Эдита Пьеха.
-
Автор письма: Виктор Николаевич Кобзарёв, «С 1955 по 1958 год я служил в городе Находка Приморского края. В матросском клубе был самодеятельный ансамбль, я в нём участвовал. По образцу популярного в те годы инструментального квартета Бориса Тихонова мы создали свой. Украшением репертуара нашего квартета была “Карусель” Юрия Шахнова. Буду Вам очень благодарен, если эта пьеса прозвучит музыкальным приветом для участников нашего квартета», город Самара. Фокстрот «Карусель». Композитор Альберт Воссен (Albert Vossen, Альберт Фоссен), автор аранжировки Юрий Шахнов. Исполняет Эстрадный оркестр Ленинградского радио под управлением Николая Минха, соло на аккордеоне - Юрий Шахнов. Запись 1946 года. Ленинградский аккордеонист Юрий Владимирович Шахнов на основе немецкогого фокстрота «Flick-Flack» оригинальной аранжировкой создал блестящую концертную пьесу - комический фокстрот «Карусель» .
Упоминаемые персоны: Борис Ермилович Тихонов (1919-1977, советский композитор, баянист, организатор первого в СССР инструментального эстрадного квартета); участники самодеятельного инструментального квартета, в котором с 1955 по 1958 год играл Виктор Кобзарёв: Юрий Бармин (гитарист из города Свободный); Вольдемар Парц (контрабасист из города Омска); Ильдус Бакиров (кларнетист из города Новосибирска).
-
Автор письма: Людмила Ивановна Чернухина, «Я горда тем, что первую передачу услышала 31 января 1967 года с грудной дочкой на руках. Родилась она 5 января 67-го. Разве же могла я тогда знать, что эта передача станет солнышком маленьким в доме, в жизни моей до сих пор!? Я слушала её, почти не пропустив ни единой 35 лет. До сих пор храню две почтовые открытки и письмо от Главной редакции музыкального радиовещания Всесоюзного радио за подписью Вашей и Терезы Владиславовны Рымшевич - редактора. Нашла я два письма от Михаила Ивановича Мангушева - коллекционера из Ростова-на-Дону и его кассеты с записями множества старинных танго и, главное, танго “Аргентина” Фаины Квятковской, текст Ильи Ринка**, которое исполняют братья Лепянские. “В начале 30-х годов было таких четыре брата”, - это мне написал Михаил Иванович Мангушев. Сложны и интересны судьбы людские по письмам, пришедшим к вам. Начала я слушать передачу с месячной дочкой на руках. А вот сейчас слушаю с внучкой Алёнкой. Она увлечена музыкой. Учится в школе с музыкальным уклоном, поёт, играет на фортепиано, в консерваторию собирается поступать. Очень любит вашу передачу и я этому рада», город Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Казахстан. Песня «Старое танго». Композитор Фаина Квятковская. Поэт Игорь Ринк. Исполняет квартет братьев Лепянских (братья Лепянские) и оркестр под управлением Вахтанга Барнабелли. Грампластинка 1956 года.
Упоминаемые персоны: Тереза Владиславовна Рымшевич (редактор передачи «Встреча с песней» с 1967 по 1985 годы); Михаил Иванович Мангушев (филофонист, коллекционер музыкальных записей из Ростова-на-Дону, ветеран Великой Отечественной войны, помощник передачи «Встреча с песней»).
-
От автора: песня «У чёрного хода» («Lookin' Out My Back Door», «Выглянув за дверь»). Автор музыки и слов Джон Фогерти (John Fogerty). Исполняет группа «Криденс» (Creedence Clearwater Revival***). Запись 1970 года.
Примечание: * кадр №2 из 1097-го выпуска «Встречи с песней» от 24 апреля 2010 года.
Примечание: ** автор слов песни «Старое танго» на мелодию популярного танго 1930-х годов Фаины Марковны Квятковской «Аргентина» ленинградский поэт-фронтовик Игорь Августович Ринк.
Примечание: *** Creedence Clearwater Revival - американская рок-группа.
Выпуск 1410 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1409 | Выпуск 1411 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте