Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1101
(12 июня 2010 года)
Открывая 1101-й выпуск, Виктор Витальевич Татарский поздравляет слушателей радиопередачи с Днём России.
-
Автор письма: Александр Николаевич Лепёхин, город Тобольск, «...с интересом прочитал роман-хронику Валентина Пикуля “Фаворит”. Оказывается, до гимна “Боже, Царя храни!” у нас в России был другой гимн. Цитирую Пикуля: “Это уж потом, при Николае I России обрела заунывный монархический гимн «Боже, Царя храни!». А при Екатерине князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический стихи Гавриила Романовича Державина «Гром победы, раздавайся» с лёгкостью непостижимой обратил в гимн национальный. Музыку сочинил доблестный офицер Осип Козловский, состоявший в свите Потёмкина, - один из героев штурма Очакова”». Первый российский гимн «Гром победы, раздавайся». Композитор Осип Козловский. Поэт Гавриил Державин. Исполняют артисты Иркутского музыкального театра народной драмы под руководством Владимира Дрожжина. Гимн «Гром победы, раздавайся» был создан в честь взятия в 1790 году русскими войсками под командованием Александра Суворова турецкой крепости Измаил.
Упоминаемые персоны: Валентин Саввич Пикуль (1928-1990, советский писатель, автор художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику; ещё при жизни писателя общий тираж его книг, исключая журналы и зарубежные издания, составил около 20 миллионов экземпляров); Николай I Павлович (1796-1855, император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 года по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский); Екатерина II (Екатерина Великая, 1729-1796, императрица и Самодержица Всероссийская; при Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа). В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями); Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (1739-1791, русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал; руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Крыма, где обладал колоссальными земельными наделами; основал ряд городов, включая современные областные центры: Екатеринослав (1776 год), Херсон (1778 год), Севастополь (1783 год), Николаев (1789 год); возвысился как фаворит (морганатический супруг) Екатерины II; первый хозяин Таврического дворца в Петербурге; фактический правитель Молдавского княжества в с 1790 по 1791 год); Александр Васильевич Суворов (1730-1800, русский полководец, основоположник русской военной теории; генерал-фельдмаршал, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных; за всю свою карьеру полководца не проиграл ни одного сражения, неоднократно наголову разбивал значительно превосходящие по численности силы противника; известен своей заботой о солдатах, в том числе участием в разработке новой практичной полевой униформы, на смену униформе «на прусский манер»).
-
Автор письма: Александр Петрович Котлов, город Саратов, «...14-15 июня 1905 года по новому стилю - 105 лет назад - произошло событие, которое всколыхнуло всю Россию - восстание матросов на броненосце “Князь Потёмкин-Таврический”. Чем всё это закончилось, мы знаем из кинофильма* и школьной истории... Мне помнится, была одна песня о тех событиях 1905 года на броненосце “Потёмкин”. Знаю, что она исполнялась Леонидом Осиповичем Утёсовым. первая строка песни такая: “Спустилась ночь над бурным Чёрным морем...”. Найдите, пожалуйста». Песня «Спустилась ночь над бурным Чёрным морем». Композитор Леонид Утёсов. Поэт Илья Фрадкин. Исполняет Леонид Утёсов. Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Запись 1947 года. К 105-летию со дня начала одного из знаковых событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции - восстания на броненосце “Князь Потёмкин-Таврический” (с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 года).
Упоминаемая персона: Тимофей Котлов (родной брат деда Александра Котлова, проходил службу на броненосце «Потёмкин» и «принимал активное участие в революционных действиях команды броненосца. После подавления восстания многие из матросов были брошены в тюрьмы. Не избежал этой участи и мой родственник. Он вышел на свободу только, когда произошла Февральская революция 1917 года. Потом в революционной деятельности и Гражданской войне участия не принимал. Женился. С приходом НЭПа (новой экономической политики) построил кузницу, где и стал трудиться кузнецом. Во время коллективизации и раскулачивания был репрессирован вместе с семьёй и Тимофей Котлов. Где и когда он закончил свой жизненный путь, не знает никто»).
-
Автор письма: Алексей Романов, Нижний Новгород, «...пишу я вам своё первое письмо. Мне 24 года. Я недавний слушатель “Встречи с песней”. Хочу поблагодарить за то, что вы дарите песни, которые многими уже позабыты и создаёте душевный праздник у людей. У меня к вам просьба: не могли бы вы включить во “Встречу...” “Марш 1-й Конной”? Эту песню пели когда-то моя бабушка и дедушка. И мне так хочется её опять услышать». Виктор Татарский: «Алексей, один из авторов этой песни композитор Дмитрий Покрасс с 1919 по 1921 годы служил в 1-й Конной армии, которой командовал Семён Михайлович Будённый. В 1920-м году в честь освобождения Ростова 1-й Конной армией Дмитрий Покрасс на стихи Анатолия Д’Актиля и написал этот марш-песню, которая вскоре получила всенародную известность». Песня «Марш Будённого» («Марш 1-й Конной армии», «Марш красных кавалеристов», «Мы красные кавалеристы»). Композитор Дмитрий Покрасс. Поэт Анатолий Д’Актиль. Исполняет Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова. Запись 1976 года.
Упоминаемые персоны: Семён Михайлович Будённый (1883-1973, советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза; трижды Герой Советского Союза, кавалер восьми орденов Ленина, полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали всех степеней; командующий Первой конной армией РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) в годы Гражданской войны, один из ключевых организаторов красной кавалерии, благодаря чему образ его и его соратников получил широкое распространение в рамках советской и антисоветской пропаганды, а также многочисленных книг, фильмов и картин; бойцы Первой конной армии известны под собирательным названием «будённовцы»).
-
Автор письма: Виктор Алексеевич Ляпустин, город Богданович, Свердловская область, «...какое же это счастье: жить ожиданием очередной “Встречи с песней”! И в этом счастливом ожидании прошли сорок с лишним лет моей жизни. Так много за это время прозвучало песен, в том числе, забытых или почти забытых в быстром потоке лет. С одной из таких песен связаны воспоминания, относящиеся к моей юности. Когда ушли из жизни родители и дом, в котором я жил до 18 лет, пришлось продавать, грустно было прощаться и с домом, и с тем, что его окружало. А перед окнами дома, что остался в далёком уральском городке, росла рябина. Каждый раз, приезжая в родные места, я радовался, что жива ещё та рябина, которую когда-то посадили вместе с отцом. Но однажды в очередной приезд рябина уже не встречала меня приветливым взмахом ветвей... Как-то во “Встрече...” прозвучала песня “У рябины”. Я не смог, к сожалению, её записать. Не встретилась она мне и на пластинках, и на дисках. Однажды, листая старые песенники, я обнаружил в одном из них слова песни “У рябины родной” поэта Александра Чуркина: “Над широкой рекой опустился задумчивый вечер и скатилась звезда, догорая в просторах степных...”. Возможно, это и есть стихи той песни, которую я когда-то слышал... Хотелось бы, Виктор Витальевич, всё же записать эту песню. Есть надежда?». Виктор Татарский: «Да, Виктор Алексеевич, Вы приводите стихи той песни, которую услышали во “Встрече...” восемь лет назад». Песня «У рябины» («Над широкой рекой»). Композитор Георгий Носов. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Зоя Рождественская. Джаз-оркестр Ленинградского радио, дирижёр Николай Минх. Запись 1948 года.
-
Автор письма: Инна Леонидовна Каряпина, Санкт-Петербург, «...8, 9 и 10 мая по радио и телевидению звучали песни Булата Окуджавы. Но не было той, которую я хотела бы услышать. Это песня “Молитва”, в которой есть такие слова: “Господи, дай же ты каждому чего у него нет...”. Я всегда размышляла: почему он, молящийся, просит дать умному - голову, богатому - коня. Ведь у умного есть голова, а для богатого конь не проблема. Но с возрастом я это себе объяснила. Теперь не знаю, что же я для себя хочу от Господа... У меня была интересная высокооплачиваемая работа. Когда рухнули государственные предприятия, не гневила, не кляла я судьбу, а сразу пошла работать няней в детский сад. Через несколько лет перестали ходить трамваи, и я нашла работу около дома. Так может Господь, если он есть, обеспечивает меня работой? Но хотелось бы чего-то ещё... Передайте, пожалуйста, эту песню. Может быть, я пойму, наконец, чего же мне не хватает...». Виктор Татарский: «Инна Леонидовна, перед тем, как прозвучит песня, и вы будете решать: чего же Вам не хватает, хочу напомнить, что эта песня Булата Окуджавы называется не просто “Молитва”, а “Молитва Франсуа Вийона” - французского поэта XV века, который отличался резким неприятием аскетизма и ханжества, прославлял земные радости и, вообще, был настроен весьма иронично к окружающим. То есть, я хочу сказать, что эти строки Окуджавы не следует понимать буквально». Песня «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится...»). Автор музыки и стихов Булат Окуджава. Исполняет Булат Окуджава. 12 июня 1997 года в Париже скончался поэт, прозаик, сценарист, бард, композитор, автор около двухсот бардовских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра «авторской песни» в 1960-1980 годы; лауреат Государственной премии СССР, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны Булат Шалвович Окуджава. Памяти Булата Окуджавы (1924-1997).
Упоминаемая персона: Франсуа Вийон (Francois Villon, родился между 1 апреля 1431 года и 19 апреля 1432 года, скончался после 1463 года, но не позднее 1491 года, первый французский лирик позднего Средневековья).
-
Виктор Татарский: «Из Петербурга письмо. Подписано “Мистер Икс”**: “...из домашних дел люблю одно - мыть посуду. А, так как на работе сокращение, то, свободный как птица, присматриваюсь к объявлениям, даже к таким: «Срочно требуется посудомойка». Решиться нужно обоим - мне (что легче) и хозяину какого-либо кафе (что сложнее). А Шурочку Азарову из рязановской «Гусарской баллады»*** мне уже не изобразить. Смазливости ни грамма, грим не поможет, а парик будет падать в мойку. Так что, увы, шанс минимальный...”. Ничего не понимаю! “...дома, стоя у раковины, я часто напеваю при хорошем расположении духа часть куплета детской песенки из какого-то старого фильма: «...я полы подмету, вымою посуду и...» здесь следует собственная текстовая заплатка «я не позабуду». Услышала четырёхлетняя Алька - внучка - и спрашивает: «А дальше?». Увы и ах... Фильм не повторяют даже по любимому нашему каналу «Теленяня». Видимо, потому, что он чёрно-белый. Как бы найти и передать во «Встрече...» эту воспитательную и бодрую песню девочки-помощницы? А внучка Аля у меня такой и растёт. Если любимая её книга про Белочку и Тамарочку Леонида Пантелеева, то, может быть, из любимых песен её детства будет эта? Тем более, если запишу её на магнитофон. С уважением к Вам, ленинградцу-блокаднику, послевоенный петербуржец, потенциальный посудомоец, Мистер Икс”» «Песенка Нюрки» из кинофильма «Огни на реке» (1953 год, режиссёр Виктор Эйсымонт). Композитор Анатолий Лепин. Поэт Сергей Михалков. Исполняет Лида Кузнецова.
Упоминаемая персона: Алексей Иванович Пантелеев-Еремеев (Л. Пантелеев, Леонид Пантелеев, 1908-1987, советский писатель, получивший известность благодаря автобиографической дилогии «Республика Шкид» и «Лёнька Пантелеев», а также рассказам и сказкам для детей, в том числе «Рассказы о Белочке и Тамарочке»).
-
Автор письма: Лидия Сергеевна Колесова, Москва, «...я училась в МГПИ (Московский государственный педагогический институт имени Ленина). У меня был товарищ, который учился в Бауманском - Дима Стрелков. Мы часто бывали в парке Горького. В июне катались на лодке, играли в пинг-понг в “Нескучном...” и готовились к экзаменам, расположившись прямо на траве. Гуляли по аллеям парка и, конечно, ходили на танцы. Запомнился в парке забавный щит, на котором была пара танцующих стиляг и подпись:
“Жора с Фифой на досуге
Лихо пляшут буги-вуги.
Этой пляской безобразной
Служат моде буржуазной”.
Правда, с конца 1980-х годов я разлюбила парк Горького из-за его коммерциализации. А ещё, мы ходили в театры, консерваторию, много спорили. Диме больше нравились пьесы Шекспира и музыка Бетховена, а я предпочитала комедии Лопе де Вега, пьесы Островского и Чехова и музыку Моцарта и Чайковского. Потом мы поссорились и больше не встречались. Я знаю только, что, окончив институт, он уехал по распределению в Свердловск. Я закончила институт, стала преподавать в школе русский язык и литературу. Вышла замуж, родились две дочери. У меня уже внуки. Но иногда, вспоминаю свою юность, танцплощадку и песню, из которой помню только одну строчку: “...и мелодию эту, как меня, ты забыл”. Разыщите, пожалуйста, эту песню. Может быть, Дима услышит и вспомнит Лиду Колесову, которая желает ему счастья или верна приведённая строка из этой песни - “...и мелодию эту, как меня, ты забыл”?». Виктор Татарский: «Ну, Лидия Сергеевна, даже если это и так, Вы ведь пишете, как я понимаю, только для того, чтобы вновь услышать памятную Вам песню и пожелать Диме счастья, не так ли?». Танго «Левкои». Композитор Павел Фурман****. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Зинаида Тарская. Ансамбль под управлением Петра Фурмана. Грампластинка 1940 года.Упоминаемые персоны: Дмитрий Стрелков (товарищ студенческих лет Лидии Колесовой, выпускник МВТУ (Московского высшего технического училища) имени Н.Э. Баумана; окончив институт, уехал по распределению в Свердловск); Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира; часто именуется национальным поэтом Англии); Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770-1827, немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы», ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире; писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения); Лопе де Вега (Lope de Vega, 1562-1635, испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании; автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов); Александр Николаевич Островский (1823-1886, русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра); Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности; классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира, произведения которого переведены более чем на сто языков); Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756-1791, австрийский композитор и музыкант-виртуоз; один из самых популярных классических композиторов, оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру; по свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации); Пётр Ильич Чайковский (1840-1893, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, наследие которого представлено разными жанрами: десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы; творчество Чайковского представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру; Пётр Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни).
-
Автор письма: Тамара Ивановна Романова, город Новосибирск, «...прошу разыскать полюбившуюся мне песню. Хотя, возможно, её у вас и нет. Эту песню слышала, когда училась в школе, в восьмом классе. Жили мы в городе Павлово-на-Оке. Мама с тётей часто приносили пластинки. Однажды, когда я дома слушала пластинки Вадима Козина, неожиданно увидела входившего в комнату милиционера. Его приход меня ужасно испугал. Я решила, что случилось что-то. Милиционер спросил: “С кем я живу, кто, где работает? Откуда патефон с пластинками?”. Милиционер строго сказал, что “Козин - враг и пластинки его слушать нельзя!”. Милиционер спросил: “Люблю ли я Сталина?”. Я ответила, что люблю. Намного позднее, тётя рассказал мне, что дядя мой, а её брат за нелестные высказывания в адрес вождя отбывал два года в Перми, в ссылке. Песни с тех пластинок, что были у нас дома, я потом иногда встречала, но песенку о двух влюблённых - о майоре и капитане, познакомившихся в море, нигде и никогда больше не слышала. Может быть, и она запрещена была? Слова там были такие: “Море голубое, шаловливая волна, время золотое, двадцать первая весна...”». Виктор Татарский: «Тамара Ивановна, для песен были разные степени запрета. Та, о которой Вы пишите, “Красавица и капитан”, была запрещена на радио, её никогда не передавали и не было повторного тиража пластинок. Она была записана в 1946 году ленинградской артелью “Минерал”, потом артель называлась “Пластмасс”, очень маленьким тиражом. Для Вас, Тамара Ивановна, мы с Романом Пантелюсом разыскали чудом уцелевшую пластинку с этой песенкой. Пожалуйста!». Песня «Красавица и капитан». Композитор Давид Прицкер. Поэт Соломон Фогельсон. Исполняют Иосиф Горин и Юрий Хочинский. Джаз-оркестр Ленинградского радио, дирижёр Николай Минх. Грампластинка 1946 года.
Упоминаемые персоны: Вадим Алексеевич Козин (1903-1994, эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт). Роман Анатольевич Пантелюс (1972 г.р., филофонист, многолетний помощник радиопередачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней»).
-
Автор письма: Евгений Николаевич Романов, город Хабаровск, «...мне кажется, что я начал слушать “Встречу...” в 1971 году, тогда она называлась “Запишите на ваши магнитофоны”, по-моему... (Виктор Татарский: «Евгений Николаевич, это две совершенно разные передачи. “Встреча с песней” в эфире с 1967 года, а “Запишите на ваши магнитофоны”, затем она называлась “На всех широтах”, с 1971 по 1976 годы. Сейчас иногда в финале выпусков “Встречи...” звучат кадры с наиболее интересными композициями из того цикла 70-х годов. Так что, это две разные передачи, несколько лет выходившие в эфир параллельно») ...как-то я услышал у вас завораживающую мелодию “Путники в ночи” в исполнении Фрэнка Синатры. С тех пор, это одна из самых любимых мелодий. Когда я её слушаю, хочется жить и верить,что жизнь прожита не напрасно». Песня «Путники в ночи» («Strangers in the Night»). Композитор Берт Кемпферт (Bert Kaempfert). Поэты Чарли Синглтон (Charlie Singleton) и Эдди Снайдер (Eddie Snyder). Исполняет Фрэнк Синатра (Frank Sinatra).
Примечание: * речь в письме Александра Котлова идёт о немом историческом художественном фильме «Броненосец “Потёмкин”», снятом режиссёром Сергеем Эйзенштейном в 1925 году на первой советской кинофабрике «Госкино». В разные годы «Броненосец “Потёмкин”» неоднократно признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и зрителей.
Примечание: ** автором письма из Санкт-Петербурга - послевоенным петербуржцем, потенциальным посудомойцем и Мистером Икс - оказался давний участник «Встречи с песней» Владимир Степанович Андреев, ещё в 1990-е годы приложивший немало усилий для того, чтобы передачу Виктора Татарского бесперебойно могли слушать в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Примечание: *** речь идёт о музыкальном комедийном кинофильме 1962 года режиссёра Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятом по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». В основе сюжета - история семнадцатилетней Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусарского корнета, отправляется защищать родину.
Примечание: **** по другим сведениям, имя композитора не Павел, а Пётр - Пётр Фурман. Коллекционерам грамзаписей известно, что П.М. Фурман не автор мелодии танго «Левкои», а её аранжировщик. В оригинале это танго композитора Альфреда Винтера «Лукавые глаза». Оно известно по грампластинке 1938 года латышского певца Эдвинса Круминьша.
Выпуск 1101 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1091 | Выпуск 1119 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте