RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1119
(29 января 2011 года)



Открывая 1119-й выпуск, Виктор Витальевич Татарский сообщает радиослушателям о том, что 44 года назад 31 января 1967 года вышел в эфир первый выпуск «Встречи с песней».

  1. Виктор Татарский: «К дню рождения “Встречи с песней”. Сергей Борисович Рововых, врач, город Нижний Тагил,
    “Снова замерло всё до рассвета,
    Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
    Но звучит из динамиков где-то
    Одинокая наша гармонь.
    Это «Встреча» приходит к нам в гости
    По субботам в назначенный час,
    Это значит, что Виктор Татарский
    Побеседует с каждым из нас.
    Снова в юность свою возвратимся
    Мы под звуки мелодий простых,
    И забытых друзей своих вспомним,
    Как и мы в те года молодых”.

    Спасибо, Сергей Борисович!»

  2. Автор письма: Анна Владимировна Лапина, Санкт-Петербург, «...порадуйте мою душу пением Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой. Её голос очень похож на голос моей незабвенной тёти Нины Михайловны, которая умерла в блокаду в 1942 году. Она отдала свой хлеб чужому ребёнку. На вопрос “зачем она это сделала?” ответила: “Я всё-равно умру, а хлеб, может быть, спасёт эту крошку”, то есть, чужого маленького ребёнка... Такие были люди в блокаду Ленинграда». «Вальс Диноры» из оперы «Динора». Композитор Джакомо Мейербер (Giacomo Meyerbeer). Исполняет Дебора Пантофель-Нечецкая. Оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Онисим Брон. Запись 1950 года. 27 января - день полного снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года).

  3. Виктор Татарский: «Из писем о нашей “Встрече...”. Яков Эдуардович Штах, город Стерлитамак, Республика Башкортостан, “...когда Вы начали вести «Встречу с песней», мне шёл 16-й год и отношение моё к ней было несерьёзным. Но я взрослел и взрослело моё отношение к передаче. Сейчас я с нетерпением жду наши субботы. «Встречу...» люблю и за возможность услышать интересные и редкие песни, и за те письма, которые приходят к вам. Послушав очередную «Встречу...» возникает желание жить дальше, несмотря на окружающее тебя свинство (извините за грубое слово, но другого я не нашёл). Не стану обременять вас музыкальной просьбой, так как всё, что я слышу во «Встрече...», дорого моему сердцу”». Виктор Татарский: «Яков Эдуардович, я хотел бы сказать о том, что для каждого человека своё время прихода к нашей передаче. Она совершенно не обязательна для всех. У людей бывает разный возрастной период, разные настроения и так далее. Тут всё должно совпасть. Вот у Вас совпало, видимо, после 20 - 25 лет, бывает позже».

  4. Виктор Татарский: «Из стихотворных посланий к 31 января - дню рождения “Встречи...”. Юлия Михайловна Николаева, город Шахунья, Нижегородская область,
    “Вновь суббота, вновь январский белый вечер -
    С днём рождения, с 44-летием, «Встреча...»!
    Стать сумела самой нужной, самой милой -
    Ведь в одну семью нас всех соединила.
    Твой создатель и тебя, и встречных любит.
    Мы поэтому счастливейшие люди!
    «Встреча с песней» - ты милей всего на свете.
    И здоровье от тебя, и долголетье”.

    Этого я Вам и желаю, Юлия Михайловна!»

  5. Автор письма: Галина Дмитриевна Коломникова, город Омск, «...31 января 90 лет со дня рождения Марио Ланца - американского тенора, итальянца по происхождению. Муслим Магомаев написал замечательную книгу о Марио Ланца. Книга написана прекрасным языком, с теплотой, пониманием, сочувствием и восторгом. Муслим, описывая голос Марио, отмечает его красивый бархатный тембр. Об этом говорил и Артуро Тосканини - дирижёр “Ла Скала” и “Метрополитен-опера”. В “Кругозоре” - в журнале “Кругозор” за 1974 год на гибкой пластинке записан последний концерт Марио Ланца в Лондоне 16 января 1958 года, за год до смерти - он умер в 38 лет. Какой силы голос! Ему бы ещё петь да петь. Главное - в опере, о чём он мечтал и были приглашения. Он снимался в фильмах, где пел. Было снято 7 фильмов. Среди них “Великий Карузо”, которого Марио всю жизнь боготворил. И вот я теперь загорелась иметь у себя то, что можно достать из 800 записей голоса Марио. Сыном уже записаны с интернета все фильмы с Марио Ланца. И теперь я могу смотреть и слушать этого певца дома». Песня «Будь моей любовью» («Be my love»). Композитор Николай Бродский. Исполняет Марио Ланца. 31 января 1921 года родился американский певец и актёр итальянского происхождения Марио Ланца, настоящее имя Альфредо Арнольдо Кокоцца (Alfredo Arnoldo Cocozza). К 90-летию со дня рождения Марио Ланца (1921-1959).

    Упоминаемые персоны: Муслим Магометович Магомаев (1942-2008, советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), актёр и композитор; народный артист СССР; в 1993 году вышла в свет книга Муслима Магомаева «Великий Ланца», в которой автор, в частности, отмечал: «Мы слышали многих прекрасных теноров, но голос Марио Ланца так и не нашёл себе равных. Кто-то старается ему подражать... Это бессмысленно. Ланца пел не горлом - пел сердцем, а сердцу и душе подражать невозможно... Он каждый раз умирал в песне, арии или романсе, чтобы не умереть никогда»); Артуро Тосканини (Arturo Toscanini, 1867-1957, итальянский и американский дирижёр, давший Марио Ланца такую характеристику: «У этого парня голос прекрасней, чем у Карузо. Это величайший голос XX века»).

  6. Автор письма: Альберт Иванович Барканов, профессор, лауреат Премии Правительства России, город Люберцы, Московская область, «...в начале 1950-х годов я услышал по радио странную песню. В ней безапелляционно утверждалось: “Счастье жизни - в любви, выше радости нет”. Такое заявление тогда было достаточно смелым и спорным. Как это “выше радости нет” в любви? А радость созидания? Студентом мединститута я приехал на каникулы в своё Балашов и познакомился с девушкой. Это было короткое платоническое знакомство. Она вскоре уехала. Я не помню даже её имени, да и не в ней дело. дело в юношеской влюблённости на которую так хорошо легла эта услышанная песня. Вот её слова:
    “Под луной золотой
    Всё живёт для любви.
    О любви об одной
    Нам поют соловьи.
    Ты любовь не гони,
    Ты любви не стыдись,
    Береги и храни,
    Как наградой гордись!
    Счастье жизни - в любви,
    Выше радости нет...”

    Ну, и так далее. Песня забылась. Потом через полвека вспомнилась. Недавно, отгадывая кроссворд, узнал, что это песня Дунаевского. Стала понятна её прелесть - он писал прекрасные песни. А как же со спорным тезисом “Счастье жизни - в любви, выше радости нет”?.. Увы, на склоне лет приходится признать, что неизвестный мне поэт, написавший слова этой песни, был прав. Он был прав потому, что любовь связана с молодостью. И соединение молодости, которая из-за свежести восприятия мира сама по себе приносит радость, и любви, и позволяет говорить: “Выше радости нет”. А как же любовь в зрелом возрасте? Как же пушкинское “любви все возрасты покорны”? Но Пушкин далее говорит:
    “Любви все возрасты покорны;
    Но юным, девственным сердцам
    Её порывы благотворны,
    Как бури вешние полям:
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют -
    И жизнь могущая даёт
    И пышный цвет и сладкий плод.
    Но в возраст поздний и бесплодный,
    На повороте наших лет,
    Печален страсти мёртвый след:
    Так бури осени холодной
    В болото обращают луг
    И обнажают лес вокруг”.

    Большой знаток любви в зрелом возрасте Фёдор Иванович Тютчев сказал ещё яснее:
    “И старческой любви позорней
    Сварливый старческий задор”.

    Я не утверждаю, что в зрелом возрасте нет любви, но, думаю, что её порывы не благотворны».
    Виктор Татарский: «Позвольте заметить, профессор, что, во-первых, всё весьма индивидуально. Возраст, указанный в паспорте, мало что говорит о человеке. У каждого свои особенности. И во-вторых, порывы любви в зрелом возрасте могут быть и смешны для окружающих и драматичны, а могут быть и вполне благотворны. Всё зависит от конкретного человека»
    . Песня «Под луной золотой» из кинофильма «Новый дом» (1947 год, режиссёр Владимир Корш-Саблин). Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Сергей Алымов. Исполняет Антонина Клещёва. Запись 1950 года. 30 января 1900 года родился советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий; автор 11 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов и ко многим популярным советским песням Исаак Осипович Дунаевский. К 111-летию со дня рождения Исаака Дунаевского (1900-1955).

    Упоминаемые персоны: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века; в письме А.И. Барканова приводятся строки из восьмой главы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»); Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873, русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат и чиновник, консервативный публицист; в письме А.И. Барканова цитируются строки из стихотворения Ф.И.Тютчева «Когда дряхлеющие силы...»).

  7. Автор письма: Галина Иосифовна Анисимова, врач, судебно-медицинский эксперт, город Астрахань, «...сравним: раньше пели “Зачем тебя я, милый мой, узнала, зачем ты мне ответил на любовь?..”, теперь поют “Всё у нас было не так, когда я любила тебя, дурак...”. Раньше пели “Пой, моя пригожая, в поле жито скошено...”, теперь - “Давай умрём вместе, вспомним декаданс...”. Раньше - “Хорошие девчата, заветные подруги...”, теперь - “Девки - самый сок, закатай обратно губы, дурачок...”. Раньше - “Посмотрела - как будто рублём одарила, посмотрела - как будто огнём обожгла...”, теперь - “Вчера она была нежна, как шёлк, сегодня она, как танк. Она покажет вам Пёрл Харбор, мне устроит Сталинград...”. Ну, и так далее. Всё это я сама слышала по радио. Ну, и, наконец, то, что я называю символом нынешнего, с позволения сказать, песенного творчества: “Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже...”. Для нас изобрели отговорку: “А вы не слушайте!”. Да мы и не слушаем эту муть! Но, к сожалению, слушает молодёжь и думает, что это и есть песни, что это то, что нужно слушать и петь. И не одно уже поколение выросло на этой тупости и пошлости». Виктор Татарский: «Галина Иосифовна! Ваше заключение судебно-медицинского эксперта не нуждается в моих комментариях. Замечу только, что диагноз давно установлен, но с лечением дело плохо. И ответственности за всё это никто не несёт».

  8. Автор письма: Анатолий Новиков, Екатеринбург, «...будьте добры, передайте, пожалуйста, старинный русский романс “Ах, эти чёрные глаза”. Однажды он так потряс меня, что я расплакался, как девчонка. А было это лет 40 назад. Я был близок с одной женщиной и по недоразумению мы с ней расстались. Пластинку с этим романсом я слушал у неё много раз. Теперь не пропускаю ни одной вашей передачи, надеюсь на чудо, но тщетно...». Танго «Чёрные глаза». Автор музыки и стихов Оскар Строк. Исполняет Марек Белорусов (певец, известный также под творческими псевдонимами Марк Левин и Борис Байкалов), первый исполнитель этого танго. Оркестр под управлением Марека Вебера. Грампластинка 1929 года.

  9. Автор письма: Кузьма Носов*, Санкт-Петербург, «...в Петербурге в музее “А музы не молчали”** о культурной жизни в блокадном Ленинграде прошёл “Вечер, посвящённый 100-летию певца Ефрема Борисовича Флакса”. В блокаду он не был в Ленинграде, но здесь он родился, здесь жили его мать до 1943 года, супруга до эвакуации в 1942, сёстры. Сын и внучка певца издали диск, записи восстановили. Людям, никогда его не слышавшим на концертах, к коим и я отношусь, остались только записи Ефрема Флакса. Мы очень виноваты перед Ефремом Борисовичем. С 1987 по 2008 годы не издавались его записи. О певце не писали и не говорили. Во “Встрече...”, правда, звучал его голос. Спасибо за это. Прошу, передайте, пожалуйста, что-нибудь в исполнении Ефрема Флакса из архива Гостелерадио. Ведь нам туда дорога заказана - всё коммерциализировано. Эти записи недоступны даже родственникам певца». Виктор Татарский: «Увы, это так, Кузьма. Всюду рынок. О понятиях авторского права и права исполнителей у наших коммерсантов весьма смутное представление. Ну, да, Бог им судья... Жадные, неумные, недальновидные люди... Кузьма, Вы пишите, что в блокаду Ефрем Флакс не был в Ленинграде и что в осаждённом городе оставалась его семья. Это так. Но здесь, видимо, надо сказать, что, когда началась война, Ефрем Флакс добровольно ушёл в армию. Позднее он был зачислен в Ансамбль Северо-Западного фронта». «Песенка о чемодане». Композитор Матвей Блантер. Поэт Константин Симонов. Исполняет Ефрем Флакс. Джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана. Запись 1946 года.

  10. Виктор Татарский: «Сие послание из Ростова-на-Дону писано, явно, в пародийном стиле некоторых стихов Владимира Высоцкого, типа “Письма из сумасшедшего дома”. А посему, стиль, язык, образы, выражения оставляю на поэтической совести авторов. Послание, как я понял, семейное. И передаю всё писанное дословно:
    “Дорогая «Встреча с песней»!
    Чтоб вам было интересней
    Нашу просьбу вновь читать,
    Решено теперь писать
    Уж не прозою - стихами,
    Так как прозе вы не вняли.
    Вот бы рифмы скромный слог
    Повлиять на вас помог.
    Уважаемый редактор!
    Вы учтите этот фактор:
    Чтобы рифма здесь была,
    Мы забросили дела.
    Уважаемый ведущий!
    Год от года нас зовущий
    Память песенную чтить,
    Как бы вас уговорить,
    Чтоб не стали в этот раз
    Нам давать опять отказ?
    Много-много лет назад
    Был неповторимый миг:
    Жених, невеста, нежный взгляд...
    Зажглось созвездье Гик...”».

    Виктор Татарский: «А! “Фамилие такое”, как говаривал кот Матроскин - Гик».
    «Александр Прокофьевич, Ольга Тимофеевна
    Много испытаний выдержать смогли.
    Жизненной ценою чувства не разменены,
    Трепетную юность в браке сберегли...».

    Виктор Татарский: «Ну, какое чудо-поэзия! Просто читаю и... потрясаюсь! Так...»
    «В них секрет задора молодого
    “Встречу с песней” любят, принимают
    Как традицию, как праздник из былого.
    Замечательных людей вокруг немало,
    Но надо, надо, чтоб в вечерний час
    Супругам Гик вы должное отдали -
    Для них мы очень-очень просим вас!
    С уважением. Дата. Подпись.
    Как сказал поэт: “А то!”,
    Если вы не отзовётесь,
    Будем на эсперанто
    Вам посланья сочинять
    Или можем написать
    “Ером”, “юсами” и “ять”.
    Даже если отвечать
    Вы не будете опять,
    Всё равно вас поздравляем с Новым годом
    И желаем: передачу продолжать,
    Много писем получать,
    От болезней не страдать,
    Трудности одолевать,
    Чтоб все происки и бредни
    Вам не портили обедни...».

    Виктор Татарский: «Ну, и финал уже в прозе: “С лёгкой руки Владимира Семёновича Высоцкого и от имени всех выпускников школы бального танца ростовского окружного Дома офицеров, семья Токач”»
    . Песня «Бермудский треугольник, или Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное — невероятное” из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи» («Дорогая передача!..», «Про Бермудский треугольник», «Песня о Бермудском треугольнике»). Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий. 25 января 1938 года родился поэт, актёр театра и кино, бард Владимир Семёнович Высоцкий. К 73-летию со дня рождения Владимира Высоцкого (1938-1980).

  11. Автор письма: Сергей Уткин, город Шарья, Костромская область, «...мне 22 года, если это о чём-то говорит...». Виктор Татарский: «И смайлик... Сергей, мне это говорит о том, что аудитория нашей “Встречи...” пополняется молодыми людьми и это очень хорошо». «...история, которую я хочу рассказать, произошла в конце ноября 2001 года. Мы с сестрой занимались подготовкой к новогодним праздникам - чем-то вроде вырезания снежинок или приготовления подарков. Вдруг папа, смотревший в гостиной телевизор, крикнул: “Таня! Харрисон умер!..”. Моя сестра Таня бросилась смотреть телерепортаж, а я не пошёл - разозлился на то, что сестра оставила столь важное занятие из-за какой-то ерунды. Конечно, я толком не знал тогда, кто такой Джордж Харрисон, но как-то нехорошо и глупо получилось. Учась в институте в Петербурге, я познакомился с поздним творчеством группы “Битлз” и с тех пор не нашёл музыки мне более близкой. Как-то я купил сборник их песен, стал слушать диск и когда зазвучало трогательное и пронзительное вступление к одной из песен, посмотрел в буклете, как она называется. Это была композиция “Пока моя гитара нежно плачет”. В буклете к диску было ошибочно указано, что эта песня Леннона, Маккартни. И лишь потом я узнал, что автором этой песни были не они, а Джордж Харрисон. Это одна из моих любимых песен. Существует мнение, что это лучшая песня Харрисона и с этим, пожалуй, сложно не согласиться». Песня «Пока моя гитара нежно плачет» («While my guitar gently weeps»). Автор музыки и стихов Джордж Харрисон (George Harrison). Исполняет группа «Битлз» («The Beatles»), солирует в песне Джордж Харрисон. Запись 1968 года.

    Упоминаемые персоны: Джон Уинстон Оно Леннон (John Winston Ono Lennon, 1940-1980, британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель и активист; один из основателей и участник группы The Beatles; является одним из самых популярных музыкантов XX века; кроме своей музыкальной деятельности, известен также как политический активист); сэр Джеймс Пол Маккартни (James Paul McCartney, 1942 г.р., британский музыкант, мультиинструменталист, писатель и продюсер; один из основателей группы The Beatles, 16-кратный обладатель премии «Грэмми», рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи; неоднократно занесён в Книгу рекордов Гиннесса, в частности, как самый успешный музыкант и композитор новейшей истории: его 60 дисков имеют «золотой» статус, общий тираж синглов превысил 100 миллионов).

  12. В завершении 1119-й передачи в канун дня рождения «Встречи с песней» Виктор Татарский читает строки письма радиослушательницы Александры Русановой из Москвы:
    «Человека Бог послал мне собирать с ним камни,
    Камни песен и стихов из эпохи давней.
    Чтоб их люди полюбили, внукам передали,
    Чтоб о том, как прежде жили, и потомки знали!
    Вы - для всех, а мы - для Вас,
    Продолжайте, в добрый час!»


Примечание: * учитель истории и литературы школы №235 имени Д.Д. Шостаковича города Санкт-Петербурга, музейный педагог и филофонист Кузьма Алексеевич Носов - автор сайта о Ефреме Флаксе и соавтор (с племянницей певца Камиллой Александровной Михайловой) книги «Ефрем Флакс и его семья», изданной в 2009 году в Москве.

Примечание: ** народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали» был открыт 16 марта 1968 года. Он создан учителями и учениками школы средней школы №235 имени Д.Д. Шостаковича. Экспозиция музея посвящена культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны. В ней собрано около 20 тысяч подлинников исторических документов по теме «Искусство и война». Ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев.

Выпуск 1119 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 29 января 2011 года.



Выпуск 1101Выпуск 1132
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»

Все новости в Telegram:
@RETROportalRU
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.