RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1071
(23 мая 2009 года)



  1. Автор письма: Елена Михайловна Козлова, город Самара, «...в 1925 году, дедушка привёз из Сызрани с рынка или из магазина, не знаю, деревянный резной ящичек с диском и большой железной трубой. На этот диск клали большие чёрные пластинки, ставили какую-то штучку с иголкой и появлялись песни. Летом по праздникам, этот ящичек устанавливали на подоконнике, трубу направляли в открытое окно и к нашему дому подходили и стар и млад, слушали эту диковину. Мне, тогда семилетней девчонке, запомнились такие слова песни... Не знаю, то ли это отрывок из какой-то оперы или что-то другое, но там были такие слова:
    “Меж горами ветер воет
    И в лесах шумит,
    А у парня сердце ноет,
    Грудь тоска щемит...”

    Но вот, пришли 1930-е годы. Нас раскулачили, всё отобрали, отца, арестовали. Он был трижды Георгиевский кавалер. Забрали этот граммофон, он был нужен для избы-читальни. Тогда были такие избы из кулацких домов. Ну, что было, всего не опишешь, только вот песню эту я больше никогда не слышала. Виктор Витальевич, может, отыщите, порадуете старуху?»
    Виктор Татарский: «Конечно, Елена Михайловна, отыскал! Судя по приведённым вами строчкам, то, что вы слышали с граммофона, было арией Йонтека из оперы “Галька” польского композитора Станислава Монюшко. Пожалуйста, поёт Леонид Витальевич Собинов»
    . «Думка Йонтека» («Ария Йонтека», «Меж горами ветер воет») из 4 акта оперы «Галька». Композитор Станислав Монюшко. Исполняет Леонид Собинов. Грампластинка 1911 года*.

  2. Автор письма: Светлана Владимировна Алексеева, Санкт-Петербург, «“Встреча с песней” - это неразрывная музыкальная связь уже многих поколений слушателей. Она наполняет человека радостью встречи с моментами юности и её романтическими событиями. Так случилось и со мной. В 1953 году по окончании музыкально-педагогического училища в Ленинграде я работала во Пскове и пела в студии Дома профсоюзов Пскова. Однажды наш концерт записали по радио и дали в эфир. Я пела “Ласточка в даль улетала” композитора Дель-Акуа. Спустя несколько дней получаю письмо от солдата Володи Путилина из воинской части в Левашово Ленинградской области. “Вы очень взволновали меня своим выразительным пением. Я сидел, как прикованный, боясь пропустить малейший звук”, - писал он. Я была приятно поражена таким отзывом и письмо храню до сих пор. И вот, в том, что моя музыкальная карьера учителя пения и певицы длится долгие годы, есть частичка отзыва Володи Путилина в далёком 1953 году. Сейчас я работаю в Государственном русском музее в Петербурге, веду вокальный ансамбль “Ожерелье” и благодарна директору Русского музея Владимиру Александровичу Гусеву за поддержку певческой традиции музея». - «Я работал несколько лет в Русском музее**, тоже очень хорошо знаю Владимира Александровича. Вот человек на своём месте, абсолютно!», - В.Т., «Очень прошу вас найти и дать послушать мне и, конечно, Володе Путилину, надеюсь, что он жив и здоров, произведение Дель-Акуа “Ласточка в даль улетала” в исполнении кого-нибудь из великих певиц». Виктор Татарский: «Хорошо, Светлана Владимировна. Из великих певиц я выбрал вот это исполнение - Милицы Корьюс». Песня «Ласточка». Композитор Ева Дель-Акуа (Eva Dell'Acqua). Автор русского текста Александра Горчакова (Александра Сантагано-Горчакова). Исполняет Милица Корьюс (Miliza Korjus).

    Упоминаемые персоны: Владимир Путилин (солдат срочной службы, в 1953 году находился в воинской части посёлка Левашово Ленинградской области); Владимир Александрович Гусев (1945 г.р., искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, автор многочисленных научно-исследовательских работ; член Союза художников СССР; директор Государственного Русского музея; академик Российской академии художеств; заслуженный деятель искусств Российской Федерации).

  3. Автор письма: Александр Петрович Яхонтов, город Самара, «Здравствуйте, дорогой Виктор Витальевич! Пишет вам Александр Петрович Яхонтов. Именно в таком порядке: имя, отчество, фамилия, как вы просили себя называть в одной из “Встреч...”». - «Ну конечно, Александр Петрович, но иначе, это как в милиции или в ЖЭКе. Ну зачем же так...», - В.Т., «Я из города Самары, студент Самарского государственного технического университета. Можно просто Саша, так как мне 21 год. Мы с мамой, Тамарой Васильевной, давние, как вы говорите, участники “Встреча с песней”. Мама слушает вашу передачу со дня основания, то есть с 1967 года». - «Ну, конечно, вот такие “ветераны” - слушатели... я не люблю этого слова, оно пассивно. Ну, когда это с 1967 года, конечно, участники и давние участники!», - В.Т., «А я - с шестого класса, то есть с 1997 года. Я люблю наши добрые давние фильмы и отечественную, а также зарубежную музыку прошлых лет. 22 мая день рождения нашего певца и композитора Евгения Григорьевича Мартынова. Жалко, что его не стало в 42 года... Он бы написал ещё много хороших песен. Недавно я приобрёл компакт-диск из серии “Grand collection” с его лучшими песнями. В этот диск вошли песни “Яблони в цвету”, “Лебединая верность”, “Белая сирень” и многие другие, но жаль, что в него не вошла песня “Натали”. Если можно, напомните её, пожалуйста». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Саша». Песня «Натали». Композитор Евгений Мартынов. Поэт Андрей Дементьев. Исполняет Евгений Мартынов. Эстрадный оркестр, дирижёр Константин Кримец. 22 мая 1948 года родился эстрадный певец и композитор; лауреат премии Ленинского комсомола Евгений Григорьевич Мартынов. Ко дню рождения Евгения Мартынова (1948-1990).

    Упоминаемая персона: Тамара Васильевна Яхонтова (мать Александра Яхонтова, слушательница (участница) «Встречи с песней» с 1967 года).

  4. Виктор Татарский: «21 мая исполнилось 60 лет со дня рождения актрисы кино и театра, народной артистки России Любови Григорьевны Полищук. С горечью должен сказать: исполнилось бы... В память о Любе письмо Елены Константиновны Леухиной...» Автор письма: Елена Константиновна Леухина, город Курск, «...в конце ноября 2006 года ушла из жизни, талантливая и неповторимая актриса Любовь Полищук. Я мечтала, как приедет, она на гастроли в Курск, возьму фотографию своего класса, где изображён её классный руководитель, мой учитель, зайду после спектакля к ней и мы вспомним наш Омск, нашу школу. Но не сбылось, осталась память: Омск, 1960-е годы, школа 97-я. Я училась с Любой Полищук в одной школе, но она классом старше. Вечера девятых и десятых классов приходили вместе. Помню вечер, актовый зал школы, кто-то крикнул “Люба, спой!” и на сцену поднимается тоненькая курносая девушка, и поёт. В песне были слова: “Встают рассветы над планетою...” Прошу вас в память о Любочке Полищук передать эту песню. Я следила за её творчеством и знаю, как трудно она шла к успеху. Помню, как она участвовала в передаче “Сельский час”, работала в мюзик-холле... Мария Владимировна Миронова, критикуя в одном интервью актрис, не умеющих петь, танцевать, заметила: “Вот есть же в мюзик-холле синтетическая актриса Любовь Полищук - хорошо и поёт, и танцует”. Но в то время до всенародной славы было ещё далеко... Светлая память о Любе Полищук всегда будет во мне...». Песня «Встают рассветы». Композитор Ян Френкель. Поэт Михаил Танич. Исполняет Раиса Неменова. Грампластинка 1962 года. 21 мая 1949 года актриса кино и театра, артистка эстрады, певица, педагог, обладатель многогранного характерного амплуа с выраженным драматическим и танцевальным даром; народная артистка Российской Федерации Любовь Григорьевна Полищук. Артистка прославилась как «королева эпизода» за появления в небольших, но ярких ролях в кино. К 60-летию со дня рождения Любови Полищук (1949-2006).

    Упоминаемая персона: Мария Владимировна Миронова (1910-1997, артистка эстрады, театра и кино, участница комедийного дуэта «Миронова и Менакер»; народная артистка СССР; мама Андрея Александровича Миронова).

  5. Виктор Татарский: «Сегодня в наших школах прозвенел последний звонок...» Автор письма: Андрей Викторович Гончаров-Шалаев, город Ессентуки, Ставропольский край, «...исполнилось 25 лет выпуска учащихся школы номер 2 имени Кирова города Ессентуки. Я хочу поздравить своих одноклассников с этим юбилеем. Помню такой случай: 23 февраля 1977 года девочки нашего класса в честь праздника Армии пригласили нас, мальчишек, в кино. Фильм назывался “Розыгрыш”. Сеанс начинался в то время, когда у нас шли занятия, и мы решили поговорить с учительницей по химии, звали её Екатерина Валентиновна, тогда ещё новенькая, молодая учительница, поговорить, чтобы она отпустила нас с урока. Мы уверяли её, что об этом никто не узнает, но она оказалась непоколебимой. Нам ничего не оставалось, как только сбежать с урока. В кино мы сходили всем классом, но после этого был сильный скандал - классное собрание, вызывали родителей в школу... Но сейчас, после многих лет, всё это вспоминается с улыбкой. Виктор Витальевич, в честь юбилея нашего школьного выпуска передайте, пожалуйста, вальс “Когда уйдём со школьного двора” из фильма “Розыгрыш”. Песня «Прощальный вальс» («Школьная прощальная») из кинофильма «Розыгрыш» (1976 год, режиссёр Владимир Меньшов). Композитор Александр Флярковский. Поэт Алексей Дидуров. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы» под руководством Анатолия Киселёва. Запись 1977 года. Последний звонок - традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, когда учёба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались. Последний звонок подводит черту, ставит точку в многолетнем учебном марафоне со всеми его уроками и переменами, контрольными работами и домашними заданиями.

  6. Автор письма: Валентин Владимирович Давыдов, село Троицкое, Орловская область, «...решил написать вам. Накипело! Что же наше СМИ - средства массовой информации - делают с нашим родным великим и могучим русским языком! Сплошные “рейтинги”, “тренинги”, “мониторинги”, “кастинги”, “тюнинги”, “пилинги”, “прессинги”... На какого слушателя всё это рассчитано - на русского или англоязычного? А трансляции из Государственной Думы?.. У наших дорогих депутатов...». - «Да уж, весьма дорогих, судя по их последним окладам», - В.Т., «...видно, своя политическая “феня”. Дай Бог, чтобы они друг друга понимали, а нам, “сирым”, это и не обязательно... Обидно! За державу обидно! С газетами и журналами проще - можно найти непонятное в словаре иностранных слов. А радио и телевизионные передачи?.. Да, пока ищешь нужное, тебе ещё с десяток американизмов в уши... “Конкретно”, “реально”, “адекватно” суют куда надо и не надо! А что значит “достаточно мало”? Это что: достаточно или недостаточно? Вспоминается лексикон Эллочки-людоедки***: “А, типа, как бы...” Виктор Витальевич, у меня есть предложение к руководству радио и телевидения, предложение “конкретно реально адекватное” и, на мой взгляд, действенное. Предлагаю: за каждое произнесённое в эфире иностранное или жаргонное слово удерживать из гонорара ведущего определённую сумму». - «Валентин Владимирович, большинство ведущих разорится таким образом», - В.Т., «Ну а, теперь главное, ради чего, собственно, я пишу. В июле 1990 года в город Орёл приезжала Алла Николаевна Баянова. с её творчеством я знаком ещё с застойно-запретных времён. Собирал в свою коллекцию по крупицам её песни, посчастливилось слышать её концерты и интервью с ней после концерта, для телевидения (я работал кинооператором). Переполненный зал, море цветов... Любовь россиян к ней общеизвестна. Я был поражён, приятно поражён не только изумительным голосом, манерой исполнения, но и изысканностью её русского языка, и это после десятилетий странствий, скитаний по заграницам!..». Романс «Твои глаза зелёные». Композитор Борис Фомин. Поэт Константин Подревский****. Исполняет Алла Баянова. 18 мая 1914 года (по некоторым данным - 1911 года) родилась румынская, советская и российская эстрадная певица, исполнительница русских песен и романсов, автор музыки ко многим романсам из своего обширного репертуара, народная артистка России Алла Николаевна Баянова Ко дню рождения Аллы Баяновой.

  7. Автор письма: Людмила Васильевна Хорошева, город Бийск, Алтайский край, «...годы Отечественной войны я провела в Киренске - маленьком городке, разместившемся на острове, образованном при слиянии реки Киренги (отсюда название города) с рекой Леной. В ходе войны наш небольшой киренский аэродром был одним из промежуточных пунктов для посадки истребителей, которые по ленд-лизу предоставляла Советскому Союзу Америка. В городе появилось много лётчиков, которые привозили с собой пластинки с голосами незнакомых тогда в России певцов. Так я впервые услышала Александра Вертинского и была очарована его песнями. Вскоре, в 1945 году, мне посчастливилось и увидеть певца, приезжавшего на гастроли в Иркутск. Я прилетела на его концерт из Киренского порта на “юнкерсе”*****. До сего времени помню неповторимое впечатление от этой встречи: вижу его стройную фигуру в чёрном фраке (старожилы Иркутска видели его ещё до революции в костюме Арлекина), каждый жест, каждое движение руки продуманы. Прежде чем петь “В бананово-лимонном Сингапуре...”, он подносил руки к губам в виде рупора, протяжно гудел и только тогда приступал к пению...». Танго «Магнолия». Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Оркестр. Дирижёр Ионель Бажеак (Ionel Bageac). Грампластинка 1930 года******.

  8. Автор письма: Алла Аркадьевна Гусовская, Москва, «...в 90-х годах прошлого века меня пленила мелодия песни “Крэйзи”. Впервые я услышала её в американском фильме от автора песни, кажется певицу звали Пэтси*******. Она погибла в авиакатастрофе. Знаю, что эту песню исполняет также Хулио Иглесиас. Очень надеюсь, что вы поможете осуществить моё давнишнее желание ещё раз услышать эту прекрасную мелодию». Песня «Крэйзи» («Crazy», «Схожу с ума»). Автор музыки и стихов Уилли Нельсон (Willie Nelson). Исполняет Хулио Иглесиас (Julio Iglesias). Запись 1994 года.

Завершая 1071 выпуск, Виктор Витальевич Татарский говорит: «...хочу напомнить нашим уважаемым слушателям, что я могу не возвращать корреспонденции, которые я получаю********, просто это юридически у нас есть такое право. Я прошу вас не требовать от меня возвращения того, что вы мне присылаете. будьте великодушны. Координатор Ольга Слободяник, режиссёр Дмитрий Трухан, беседовал с вами Виктор Татарский. До скорой встречи через неделю, в следующую субботу 30 мая. Всего хорошего».

Примечание: * «Думку Йонтека» Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) записывал на грампластинки в 1901, 1904, 1907 и 1911 годах. Запись в сопровождении оркестра была сделана 27 февраля 1911 года, остальные грампластинки напеты Леонидом Собиновым с фортепианным аккомпанементом.

Примечание: ** автор передачи говорит о телевизионном цикле «История одного шедевра», который транслировался в эфире телеканала «ОРТ» («Первого канала») с 1996 по 2003 год и знакомил зрителей с произведениями изобразительного искусства, историей их создания и с эпохой, в которую они были написаны. Съёмки проходили в Москве - в Третьяковской галерее и Музеях Московского Кремля и в Санкт-Петербурге - в Эрмитаже и Русском музее. Виктор Витальевич Татарский был ведущим «Истории одного шедевра». Режиссёр цикла - Владимир Юрьевич Венедиктов, музыкальный редактор - Григорий Борисович Чакрян, продюсер - Николай Николаевич Билык. В 2000 году на фестивале телепрограмм в Канне этот телецикл получил Гран-при.

Примечание: *** Эллочка-людоедка (Елена Щукина) - второстепенная героиня сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Характерный персонаж периода НЭПа, мещанка. Красивая и недалёкая женщина, живущая за счёт мужа в своё удовольствие, с ограниченным кругозором, занятая только потреблением, приобретением вещей и бессмысленным соревнованием с другими женщинами. Образ Эллочки-людоедки стал нарицательным. В переносном смысле - это человек со скудным, вульгарным словарным запасом.

Примечание: **** по уточнённой информации, автор стихов романса «Твои глаза зелёные» не поэт-песенник и публицист Павел Давыдович Герман (1894-1952), а поэт, композитор, музыкант и переводчик Константин Николаевич Подревский (1888-1930).

Примечание: ***** Junkers Ju 87 - одномоторный пикирующий бомбардировщик для двух членов экипажа (пилот и стрелок), штурмовой самолёт периода Второй мировой войны, русское прозвище «ревун», «лаптёжник», «Юнкерс-87», »Ю-87».

Примечание: ****** по уточнённым филофонистами сведениям, танго «Магнолия» в сопровождении оркестра Александр Вертинский записал на грампластинку не в 1931 году, а годом ранее, в Париже в студии фирмы «Columbia».

Примечание: ******* песню Crazy в исполнении американской певицы, одной из величайших вокалисток в истории музыки кантри Пэтси Клайн (Patsy Cline, 1932-1963) можно услышать в кинофильме «Сладкие грёзы» (Sweet Dreams), снятом в 1985 году режиссёром Карелом Рейшем (Karel Reisz). Фильм основан на биографии певицы и в нём звучали оригинальные записи Клайн, сделанные с 1960 по 1963 год. Выход сингла Crazy в ноябре 1961 года стал пиком карьеры певицы. Несколькими месяцами ранее Пэтси Клайн попала в серьёзную автокатастрофу. Её голова была обезображена шрамами, для маскировки которых она была вынуждена носить замысловатые парики. В марте 1963 года самолёт, в котором летела 30-летняя Клайн, потерпел катастрофу... Посмертная слава певицы росла с каждым десятилетием. Принято считать, что Клайн открыла женщинам дорогу в кантри-музыку, прежде считавшуюся уделом мужчин... Песня Crazy была написана американским кантри-певцом, гитаристом и композитором Уилли Хью Нельсоном в 1961 году. В своей книге «Уилли. Автобиография» (Willie: An Autobiography) Нельсон вспоминал, что было трудно найти артистов, заинтересованных в записи Crazy из-за использования нескольких аккордов вместо стандартных трёх, используемых в то время для композиций кантри-музыки. Но такая певица нашлась - Пэтси Клайн. Она начала записывать песню 21 августа 1961 года, когда восстанавливалась после автомобильной аварии, в результате которой у неё были повреждены ребра. Из-за боли певица не могла взять нужные ноты... В тот день музыканты записали мелодию песни, а спустя три недели - 15 сентября - с первого дубля был записан вокал Пэтси. Уилли Нельсон назвал запись Пэтси Клайн «своей любимой версией композиции», что интерпретация Клайн была сделана с «деликатностью, душой и идеальной дикцией»:


Примечание: ******** оговорка ведущего, из дальнейших слов это становится понятно.

Выпуск 1071 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 23 мая 2009 года.



Выпуск 1063Выпуск 1075
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.