Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Кронид Прокопьевич Прокопьев
(город Мариинский Посад, Республика Чувашия)

Кронид Прокопьев родился 19 июля 1934 года в деревне Килейкасы Октябрьского района Чувашской Республики. Доить коров и запрягать лошадей научился с детства. Работал в колхозе, возил зерно на элеватор... В 1951 году окончил среднюю школу в селе Игорвары. С 1954 по 1957 годы служил в армии - был радистом и заряжающим танка.
Трудовую деятельность Кронид Прокопьевич начал в 1958 году: поступил на службу в добровольческую пожарную дружину, затем работал маляром. С 1960 года руководил фотокружком в районном Доме пионеров, в 1963 году стал фотографом Мариинско-Посадского комбината бытового обслуживания, а в 1965-м - постоянным фотокорреспондентом редакции газеты «Ленинское знамя». В 1994 году газета приобрела новое название - «Наше слово» («Пирен Самах»). С Мариинско-Посадской районной газетой связана практически вся трудовая биография мастера фотографии.
Из воспоминаний Германа Желтухина, журналиста-публициста и писателя: «С Кронидом Прокопьевым я познакомился в середине 1960-х годов. Он почти каждый день приезжал в редакцию, втискиваясь в полный автобус, чтобы в типографии сделать клише своих снимков. Какая беспокойная работа! Он всем нравился, все его уважали. Он медленно ходил по коридорам: с фотоаппаратом и маленькой чёрной сумкой... Как-то в одной из бесед Кронид Прокопьевич сказал: “Весь мир в объективе фотожурналиста. Люди, которых мы видим каждый день, небо, родная природа... Этот мир полон красоты. Насколько красиво лицо человека? Мне нужно «уловить» этот момент. Моя задача - найти эту красоту и показать её людям”».
В 1969 году Кронид Прокопьевич Прокопьев был принят в Союз журналистов страны.
Письмо Кронида Прокопьева Виктор Витальевич Татарский прочитал в эфире «Радио России» 8 февраля 2003 года, в 894 выпуске «Встречи с песней»:
«...работаю 40 лет бессменным фотокорреспондентом в редакции районной газеты. За это время мне приходилось снимать на плёнку многих известных людей, в том числе композиторов Андрея Яковлевича Эшпая, Родиона Константиновича Щедрина и, конечно, своего прославленного земляка Андрияна Григорьевича Николаева - Космонавта-3. В 1954 - 1957 годах я служил в армии под Ташкентом. В столице Узбекистана тогда был свой завод грампластинок. Многие из тех пластинок у меня сохранились. Ко мне часто обращаются работники местного радио с просьбой найти нужную им песню, но у меня нет пластинки с песней “Может быть” Эдди Рознера в исполнении Капиталины Лазаренко. “Может быть”, она есть у вас?..»

Мариинский Посад - небольшой город в Чувашии, расположенный на правом берегу реки Волги между Чебоксарами и Казанью. С середины XX века главным его фотолетописцем был Кронид Прокопьевич Прокопьев.


Автобиографическая заметка Кронида Прокопьева «Дело сложное и хлопотное» в газете «Ленинское знамя»:
«Фотографией до службы в армии я не интересовался. Одна случайность решила судьбу. В День танкистов, который отмечается во второе воскресенье сентября, (а я служил в танковых войсках), на торжественном собрании мне вручили подарок - портсигар. Я был некурящим и сказал об этом капитану, своему командиру. Он мне на следующий день принёс фотоаппарат “Смена”. Это было в 1957 году. Вот и с тех пор я не расстаюсь с фотоаппаратом. За это время заснято сотни метров плёнки.

Труд фотокорреспондента специфический. Требуется аккуратность и оперативность, знание физики и химии, умение видеть черты человека, природу и окружающую среду, кропотливая работа в лаборатории и терпение. А самое главное - подход к человеку, умение найти общий язык. Обеспечивать каждый номер райгазеты новыми снимками когда в продаже нет фотохимикатов, плёнки и бумаги, дело сложное и трудное. Всё это надо добывать самому фотокорреспонденту, редакция не в состоянии обеспечивать фотоматериалом. Но преданность и любовь к своей профессии, сглаживая трудности, заставляют быть в постоянном творческом поиске.
Прямо скажу, качество снимков на страницах газеты зависит не только от фотокорреспондента, но и от работников цинкографии и типографии, где, к сожалению, печатают газету и готовят клише допотопным способом. С переходом на офсетную печать качество снимков резко улучшится. Это я заявляю с полной гарантией».
К.П. Прокопьев - фотокорреспондент


В архиве репортёра - тысячи уникальных снимков. Кронид Прокопьевич любил делать альбомы, связанные со знаменитыми людьми и знаменательными событиями. Авторские фотоработы Кронида Прокопьева часто появлялись на страницах газеты «Советская Чувашия», публиковались в других средствах массовой информации республики и в общероссийских изданиях.



По словам главного редактора газеты «Наше слово» Светланы Кулигиной, «Кронида Прокопьева знали все - каждый житель города и района. Ни одно событие, ни один праздник не проходили без энтузиаста своей профессии. По газетным чёрно-белым снимкам Кронида Прокопьевича можно проследить все значимые события, происходившие в Мариинско-Посадском районе с 1959-го по 2001-й годы».



Из воспоминаний Владимира Максимова, близкого друга и ученика фотографа: «Для меня продолжение дела Кронида Прокопьева стало смыслом жизни. Мы познакомились с ним в 1983 году, когда я трудился в райкоме партии. Я был ответственен за Доску почёта, то есть обрабатывал фотографии и подписи к ним, говоря по современному редактировал их. Узнав об этом, Кронид Прокопьевич стал время от времени обращаться ко мне за помощью и я его часто выручал. Так и завязалась наша с ним дружба. Кронид Прокопьевич был общителен, эрудирован, являлся очень увлечённым человеком. Он научил меня очень многому: снимать юбилеи и праздники, панорамы, делать выпускные альбомы. Сегодняшние технологии позволяют делать всё это не задумываясь, настолько всё просто. А тогда всё было совершенно наоборот».


Много сил и энергии репортер районки вложил в озеленение городских пустырей. По воспоминаниям друзей Кронида Прокопьевича, у него была мечта благоустроить овраги Мариинского Посада скверами и парками. Он вырастил сад, засыпал землёй большой ручей за ним, чтобы предотвратить эрозию почвы, а перед своим домом на улице Лазо к 30-летию Великой Победы посадил сотни деревьев. Получился сквер, который разросся и радует горожан...

Не забывал фотограф и свою родную деревню Килейкасы - создал узнаваемую галерею её жителей. Он всегда старался быть там, где жизнь била ключом, где можно было оставлять запечатлённые на фотоплёнке и фотобумаге интересные мгновения жизненных событий.


Из воспоминаний Германа Желтухина: «Кронид Прокопьев жил с пониманием жизни. Он не курил и не пил. Он знал, что хлеб надо мерить, слова хранить, деньги считать. Он построил пятистенный деревянный дом на берегу реки. Кто ищет красоты, тот найдёт красоту. Как-то случайно встретил свою соседку из Клейкас Зою Никифоровну, которая жила через два дома. В детстве они вместе играли, вместе учились. Признался, что тайно любил её в старших классах школы. Шестнадцать лет не виделись и вот - встреча, вдохновляющая души! Зоя Никифоровна окончила Кузбасский политехнический институт и работала мастером на ПО “Химпром”... Они вновь встретились и вскоре стали супругами - любящие сердца едины... Зоя Никифоровна и Кронид Прокопьевич воспитали троих сыновей.

В то время опубликовать фотографию в районной газете было большой проблемой. Сначала вам нужно добраться к месту съёмки. Кронид Прокопьев никогда не жаловался на отсутствие транспорта: он путешествовал на автобусе или на своём надёжном велосипеде. Больше половины времени он проводил в пути, в поездках по району. Необходимо было договориться с председателем колхоза или секретарём парткома о том, кого фотографировать. Вы должны спросить, что это за человек. Также придётся подумать, где и в какой одежде его фотографировать. И всегда время торопит возвращаться в редакцию... Для полноценной публикации в газете необходимы две, три, а то и более фотографий. Для фотокорреспондента не было выходных. Творческий пот лился и лился... Доброта души труженика, надежда на счастливое завтра, внутренняя сила и внешняя красота - таков визуальный смысл фоторабот Кронида Прокопьева».


Кронид Прокопьев награждён медалью «Ветеран труда», дипломом Правления Союза журналистов, Министерства культуры Чувашской Республики и Управления печати при Совете Министров ЧАССР за участие в фотовыставке 1965 года «Семилетка в действии», почётными грамотами Чувашского обкома ВЛКСМ, Президиума Верховного Совета ЧАССР за активное участие в проведении противоэрозионных работ, Госкомиздата Чувашской АССР за многолетнюю и плодотворную работу, Министерства печати и информации и Правления Союза журналистов Чувашской Республики, Чувашского рескома профсоюза работников культуры.

Ушёл из жизни Кронид Прокопьевич Прокопьев 31 декабря 2003 года. В Чувашии чтят память о «мастере фотосюжетов, фоторепортажей и фотокритики, летописце родного края, одном из лучших фотохудожников, который умел передавать щелчком своего фотоаппарата все оттенки человеческих чувств, эмоций и переживаний, моменты человеческого триумфа и радости, потерь и приобретений, достижений и неудач».

В юбилейные дни рождения Кронида Прокопьева в Мариинском Посаде традиционно проводятся ретроспективные фотовыставки, а 24 октября 2014 года, в год 80-летия со дня рождения фотокорреспондента, на доме, в котором жил Кронид Прокопьевич, была установлена мемориальная доска.

Инициаторами открытия памятной доски стали фотограф Владимир Аркадьевич Максимов, хранитель плёночного архива Кронида Прокопьева и председатель совета Мариинско-Посадского отделения Союза пенсионеров России Роза Николаевна Ракова. На торжество, посвящённное этому событию, собрались родственники, знакомые фотокора, представители районной и городской администраций, сотрудники газеты «Наше слово».

Биографическая страница Кронида Прокопьевича Прокопьева подготовлена по материалам открытых источников Интернета.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.