Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 156
(18 января 1974 года)
-
Русская народная песня «От павших твердынь Порт-Артура». Поэт Татьяна Щепкина-Куперник. Исполняет Иван Скобцов.
-
Песня «Партизан - перелётная птица», звучавшая в 1942 году в киножурнале «Советское искусство». Композитор Зиновий Компанеец. Поэт Александр Гатов. Исполняет Александр Тихонов.
-
Песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин» («Голуби», «Песня о Вите Черевичкине»)*. Композитор Борис Терентьев. Поэт Маркус Малкин. Исполняет Елена Камбурова.
-
Песня «Услышь меня, хорошая». Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Геннадий Белов, хор, оркестр**.
-
Романс «Всё, как прежде, всё та же гитара». Автор аранжировки Исаак Дунаевский. Поэт Василий Шкваркин. Исполняет Екатерина Юровская. Аккомпанемент: Борис Мандрус (фортепиано), Валериан Поляков, Иван Ром-Лебедев и Ромуальд Мелешко (гитары). Грампластинка 1940 года. «См. 153 (8), исполняет Екатерина Юровская»***.
-
«Песенка шута» («Поздно ночью») из спектакля МХАТа по одноимённой комедии Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь». Композитор Эдуард Колмановский. Поэт Павел Антокольский. Исполняет Владимир Трошин. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Григорий Столяров. Запись 1958 года.
-
Песня «Гайдар шагает впереди». Композитор Александра Пахмутова. Поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов. Исполняет детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, художественный руководитель Владислав Соколов. Запись 1963 года. 9 (22) января 1904 года родился писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент, классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе; участник Гражданской и Великой Отечественной войн Аркадий Петрович Гайдар. К 70-летию со дня рождения Аркадия Гайдара (1904-1941)****.
-
«Редкая песня»***** «Будет день» («Тут всё твоё») из кинофильма «Золото» (1969 год, режиссёр Дамир Вятич-Бережных). Композитор Георгий Фиртич. Поэт Виктор Орлов. Исполняет Надежда Давыдова. Запись начала 1970-х годов.
-
«Песня Буратино» («Это очень хорошо») и «Песня папы Карло и Буратино» из радиопостановки режиссёра Розы Иоффе****** «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого. Композитор Василий Ширинский. Поэт Сергей Богомазов. Исполняет Николай Литвинов. Оркестр. Дирижёр Борис Шерман. Запись 1949 года.
-
Автор письма: Дорохова, Ленинград, «...песня спасла, заблудилась в лесу, три дня бродила в лесу, туристы набрели»*******. Песня «Дорогой длинною». Композитор Борис Фомин. Поэт Павел Герман. Исполняет Клавдия Шульженко. Запись 1968 года.
-
Песня «Одноклассники». Композитор Владимир Дмитриев. Поэт Михаил Пляцковский. Исполняет вокальный квартет «Аккорд».
-
Песня «Пока я помню, я живу». Композитор Арно Бабаджанян. Поэт Роберт Рождественский. Исполняет Иосиф Кобзон, хор, оркестр********.
Информация об авторах и исполнителях песен, а также порядок музыкальных записей 156 выпуска «Встречи с песней» восстановлены благодаря тетрадным заметкам радиослушателей Александра Сизова, работника высшей школы, ветерана труда из Москвы и Азы Никишиной из города Дятьково Брянской области, сделанным ими непосредственно во время эфира передачи 18 января 1974 года.
Примечание: * комментарий Александра Сизова 2024 года: «“Песня о Вите Черевичкине” замечательная. И хотелось бы рассказать о первоисточнике её мелодии, а также о дальнейшем её бытовании. В 1938 году композитор Борис Терентьев на стихи Ильи Финка написал песню “Пусть дни проходят”, но на грампластинку никто из вокалистов в те далёкие годы её не записал. Мелодия оказалась настолько запоминающейся, что в 1943 году на стихи Андрея Грязнова и Любови Коротаевой она стала “песней защитников Кавказа” “Баксанская” (“Помнишь, товарищ, белые снега”) и приобрела Всесоюзную известность в 1960-е годы, благодаря исполнению Юрия Визбора, тогда же Маркусом Малкиным и была написана “Песня о Вите Черевичкине”. В послевоенное время Борис Михайлович Терентьев включил мелодию песни в оперетту “Первая ласточка”, входившую в репертуар 1960 - 1961 годов Московского гастрольного театра оперетты Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО). Мелодия преобразилась в новую песню - лирическую песню Маруси “Люблю тебя” со стихами Виктора Винникова и Владимира Крахта. В 1961 году на грампластинку песню “Люблю тебя” впервые записала Майя Кристалинская. Эта же певица в 1975 году выпустила на пластинке и первоначальный вариант песни, в ритме танго, со стихами Ильи Финка - “Пусть дни проходят”. Вариант “Люблю тебя” - чистая лирика, в ритме, приближенном к вальсу. Вариант “Пусть дни проходят” - более активный, напористый, классическое чёткое танго. Оба великолепны. Не зная второго, не оценить в полной мере первый, и наоборот. В 1990-х годах стихи Александра Крылова о событиях в Приднестровье также удачно легли на мелодию Бориса Терентьева, став “Балладой о Приднестровье”. Есть и более современная песня на эту мелодию - “Донбасская военная”, написанная уже в XXI веке... Такими оказались трансформации исходно очень мирной (даже семейной, как задумывал поэт Илья Финк), песни... Композитор Борис Терентьев - автор более 200 песен, нескольких опер и оперетт, но всё же, мелодия довоенного танго “Пусть дни проходят” - его самое известное творение.
Примечание: ** к настоящему времени пока обнаружен вариант фонограммы Геннадия Белова «Услышь меня, хорошая» лишь в низком качестве звука.
Примечание: *** комментарий Азы Никишиной 1974 года, указывающий на 153 выпуск «Встречи с песней» от 7 декабря 1973 года, в котором звучала оборотная сторона этой грампластинки 1940 года Екатерины Николаевны Юровской - романс Бориса Прозоровского на стихи Владимира Ленского «Вернись».
Примечание: **** комментарий Александра Сизова 1974 года: «Песня к 70-летию Аркадия Петровича Гайдара».
Примечание: ***** комментарий Александра Сизова 2024 года: «“Редкая песня”, заметил Виктор Витальевич Татарский в комментарии к кадру. Полвека позади, а песню слушают... Советские песенники, и корифеи, и рядовые, старались работать на вечность. Очень часто получалось».
Примечание: ****** постановка Всесоюзного радио по повести-сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» стала новаторской как в творческом, так и в техническом плане. Неоспорима роль режиссёра, как в театре, в кинематографе, так и на радио. Роза Марковна Иоффе (1907-1966), одна из первых профессиональных режиссёров радиовещания в СССР, создала советский «радиотеатр». Придя на радио в 1930 году и проработав в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи почти всю жизнь, Роза Марковна воспитала немало артистов, научив их работать у микрофона. Мария Бабанова, Николай Литвинов, Валентина Сперантова, Алексей Консовский, Зинаида Бокарёва, Ростислав Плятт, Елена Фадеева, Юрий Пузырёв, Вячеслав Дугин... Записи их голосов и есть сегодня Золотой фонд отечественного художественного радиовещания. В 1949 году Роза Иоффе первой на радио применила ускорение и замедление хода магнитофонной плёнки для создания эффекта детского или, наоборот, «медвежьего» голоса - так был создан спектакль, продолжительностью почти 1 час 20 минут с множеством персонажей и участием всего одного актёра - Николая Владимировича Литвинова (1907-1987). Александр Павлович Сизов пишет: «Классика нашего детства. Но - тоже открываются новые обстоятельства в комментариях, опубликованных в Интернете, тех слушателей, что познакомились, возможно впервые, с записью радиопостановки
Примечание: ******* комментарий Азы Никишиной 1974 года.
Примечание: ******** песня «Пока я помню, я живу» в исполнении Иосифа Давыдовича Кобзона впервые была издана на грампластинке в 1974 году. Возможно, во «Встрече с песней» состоялась премьера этой записи.
Веб-архив выражает Александру Павловичу Сизову и Азе Степановне Никишиной глубочайшую признательность и благодарность за сохранённую информацию о содержании 156 выпуска «Встречи с песней»! При вёрстке страницы, в кадры, по описанию которых можно было достоверно установить звучавшие в передаче фонограммы, добавлены архивные аудиозаписи. Благодарим и московского филофониста Романа Анатольевича Пантелюса, давнего помощника Виктора Витальевича Татарского, за уточнение информации по исполнителям и датировкам музыкальных записей, опубликованных на странице 156 выпуска «Встречи с песней».
Выпуск 155 | Выпуск 157 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.