RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 464
(21 февраля 1986 года)


  1. Автор письма: Галина Синяковская, совхоз «Рассвет», Бишкульский район, Северо-Казахстанская область. Песня «До свиданья, города и хаты». Композитор Матвей Блантер. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Краснознаменный ансамбль имени Александрова.

    Упоминаемые персоны: Екатерина Никоновна Куминова (мать Галины Синяковской, «передачу вашу мы слушаем всегда, это стало в нашей семье привычным, и воспитала привычку эту в нас мама. Она прожила долгую и сложную жизнь - жизнь полную драматизма. К 41 году в семье было 6 детей - все мальчики. А в октябре 41-го появились мы - близнецы, две девочки. Девочек ждали и родители, и ребята. Каким бы было счастьем это в семье, если бы не началась война! Два старших брата, Василий и Иван, сразу ушли на фронт. Они так и не увидели своих сестрёнок. Позже ушли отец и ещё один брат - Григорий. И осталась наша мама одна с пятерыми на руках - один другого меньше. Работа от зари до зари, часто почти непосильная, не ожесточила, а воспитала мужество в этой невысокой худенькой женщине. Она сумела пережить все трудности, и когда получала одну похоронку за другой, только тихо плакала по ночам. Зато не было предела радости, когда вдруг пришло письмо от одного из сынов - Григория. От него долго ничего не было, и мама боялась, что и он тоже погиб. Вернулся Григорий. Он дошёл с победой до Берлина, был ранен, контужен, но живой! Выросли и мы - все пятеро детей. Вырастила нас мама, выучила. Пусть прозвучит песня, с которой ушёл на фронт наш старший брат - Василий. Прощаясь с родными местами он запел: “До свиданья, города и хаты”...»).

  2. Авторы писем: Оксана Коренюк, 11 лет, ученица школы №905, город Москва; Андрей Седых, ученик школы №523, город Москва: «Хочется через “Встречу с песней” напомнить всем о событии, произошедшем 80 с лишним лет назад в бухте Чемульпо. Крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” приняли неравный бой с огромной японской эскадрой. Капитан крейсера Руднев и вся команда решили драться до конца. Оставшиеся в живых потопили “Варяг” и взорвали “Кореец”. Мужество русских моряков потрясло весь мир, и вскоре была написана песня “Варяг”. Эта песня стала народной. Её пели и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войны. Она поднимала боевой дух наших матросов и бойцов». Старинная матросская песня-марш «Варяг» («Наверх вы, товарищи», «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”»). Композитор Алексей Турищев. Поэт Рудольф Грейнц, автор перевода Евгения Студенская. Исполняет Краснознаменный ансамбль имени Александрова, солист Константин Герасимов. Запись 1950 года.

    Упоминаемые персоны: Георгий Иванович Кремнёв (дед Оксаны Коренюк, «Ровесник революции. Родился в 1917 году в крестьянской семье. Дедушка начал службу в армии в 1940 году балтийским моряком. Война его застала на полуострове Гангут. Он был командиром зенитной батареи. В 1942 вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Я люблю слушать дедушкины рассказы о войне. Когда он вспоминает о том времени, я как будто вижу его - молодого, сильного, отважного. Всю войну прослужил дед на флоте. Может быть, поэтому он так любит песни о море и о героях-моряках»); Всеволод Фёдорович Руднев (1855-1913, герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота, командир крейсера «Варяг», под его командованием принявшего бой у Чемульпо в 1904 году; в 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца — в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден).

  3. Автор письма: Людмила Николаевна Франтова, ветеран Великой Отечественной войны, город Новгород: «Я помню замечательного певца, Марка Осиповича Рейзена, когда он приезжал в Смоленск в 1938 или 1939 году, и выступал в актовом зале Медицинского института. Он был тогда в расцвете творческих сил. Это был незабываемый концерт. Чудесный, неповторимой красоты голос, могучая фигура, прекрасная внешность. Он темпераментно исполнял классические произведения, романсы, песни советских авторов. Мы были молоды, встречали и принимали его восторженно. Потом Марк Осипович Рейзен приезжал в Новгород в 1956 году, выступал в театре, уже был седовласым, но сохранил свой чудесный могучий голос и опять доставил большое наслаждение своим концертом. Хочу поблагодарить Марка Осиповича Рейзена за его высокое искусство». «Попутная песня» из цикла «Прощание с Петербургом». Композитор Михаил Глинка. Поэт Нестор Кукольник. Исполняет Марк Рейзен. Запись 1949 года.

  4. Авторы писем: Тамара Анатольевна Бирюкова, Вяземский район, Смоленская область; Мария Георгиевна Полякова, город Курск: «Песня “Прощание” Покрассов на стихи Исаковского глубоко запала в память о последнем общении всей нашей семьи вместе. Война. Предстоит назавтра отправление мужа в тыл врага - организовывать партизанский отряд, нам - эвакуация вглубь страны. Вечер, тишина. Муж сидит на диване, на коленях - двухлетняя дочка (он её очень любил). Слышу, муж запел: “Дан приказ: ему - на запад...” Я стала ему подпевать. В комнату заходит мама и говорит: “Эту песню не могу слушать без волнения”». Песня «Прощание» («Дан приказ: ему - на запад...», «Прощальная комсомольская»). Композиторы Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Иван Шмелёв. Запись 1948 года.

    Упоминаемые персоны: Егор Афанасьевич Кокорев (дед Тамары Бирюковой, во время Великой Отечественной войны «погиб, защищая Москву»); Николай Егорович Кокорев (дядя Тамары Бирюковой - пропал без вести. «Родилась я в 1951 году, не слышала свиста пуль, но до боли понимаю всю тяжесть, которую вынесли наши советские люди. В доме, где я выросла, висят два портрета: на одном мой дед, на другом - дядя... Письма, которые писали они с фронта, читала моя бабушка, читает мама, читаю я, читает моя дочь...»).

  5. Автор письма: Владимир Алексеевич Слепов, в детстве жил в прифронтовом Саратове, город Москва: «Мне шёл 12-й год, когда началась война. Бомбили Саратов в начале войны ежедневно. Ведь под Саратовым стоял единственный на всём нижнем течении Волги железнодорожный мост, уводящий воинские эшелоны на левый берег, на юг - к Сталинграду. Саратов - крупная перевалочная база бакинской нефти. В Саратове был крупнейший крекинг-завод... В общем, промышленный узел Саратов не давал покоя фашистам. К чести войск ПВО, ни одна бомба не попала в саратовский мост, завод продолжал давать горючее танкам и самолётам, да и танки и самолёты шли на фронт из Саратова. Мы, мальчишки, при объявлении тревоги, ускользали от бомбоубежищ, прятались, а во время тревоги собирали осколки от зенитных снарядов, сыпавшиеся с неба, следили за лучами прожекторов и устраивали “дикие пляски”, когда в перекрестье лучей попадал вражеский самолёт и в белом светлом кресте на ночном небе появлялся чёрных хвост дыма. Прожекторы провожали подбитый самолёт до места падения. Это надо было видеть! Мы плясали и пели... Уже многие из тех песен военных лет услышал я в вашей передаче... Тот, кто пережил войну, тот поймёт, как стискивают сердце видения той поры, когда слушаешь эти полузабытые, малоизвестные, но такие милые песни... В те далёкие годы мы, мальчишки лихо распевали одну песню на мелодию ныне всемирно известной “Катюши” - о гвардейском миномёте “Катюша”: “Разлетались головы и туши, дрожь колотит немцев за рекой...”*». Песня военных лет на мотив «Катюши» («Фронтовая Катюша»). Композитор Матвей Блантер. Автор слов неизвестен. Исполняют Даниил Демьянов и Семён Щадилов**. Запись 1940-х годов.

    Упоминаемая персона: Вячеслав Михайлович Невинный (1934 г.р., советский и российский актёр театра и кино. Виктор Татарский сообщает, что «запись военных лет песни на мотив “Катюши” нас просил разыскать артист Московского Художественного театра, народный артист РСФСР Вячеслав Невинный. Для Вячеслава Михайловича эта песня - тоже память его военного детства»).

  6. Автор письма: Борис Иванович Тимофеев, город Ленинград. Вальс «Память цветов» («Recuerdo Florido», «Цветущее воспоминание», «Fior di Sentiero», «Цветок на тропинке», «Воспоминание о цветах», «Вальс цветов»). Композитор Энрико Росси (Enrico Rossi). Исполняет Александр Полудницын, баян.

  7. Авторы писем: Евгений Бригиневич, город Ульяновск: «Недавно, решив сделать каталог старых пластинок, стал прослушивать и отбирать наиболее мне понравившиеся. Тогда-то я и увлёкся давними песнями. Оказалось, что многие из них очень мелодичны, просты в исполнении, но наполнены большой душевностью и жизнерадостностью. Очень сожалею, что раньше, в погоне за записями поп- и рок-музыки, я не замечал этих старых друзей. Сейчас исправляю эту ошибку. У меня уже несколько десятков старых, но дорогих сердцу грампластинок с давними, но не забытыми нашими матерями и отцами, песнями. Как-то я принёс своим друзьям запись песни “Манит сень акаций” в исполнении Тамары Кравцовой. Эта песня ребятам понравилась - ведь в ней поётся о студенческой жизни, о весне, о любви...»; Нинель Николаевна Смолина, город Грозный: «Лет 15 назад к нам в Грозный приезжала на гастроли певица Тамара Кравцова. Вы как-то передавали песню в её исполнении. Поёт ли Тамара Кравцова сейчас? Где живёт? Передайте что-нибудь в её исполнении...». Комментарий Виктора Татарского: «Заслуженная артистка РСФСР Тамара Васильевна Кравцова живёт в Москве, по-прежнему выступает в концертах, недавно записала пластинку на фирме “Мелодия”». Песня «Манит сень акаций». Композитор Александр Долуханян. Поэт Гарольд Регистан. Исполняет Тамара Кравцова, оркестр под управлением Анатолия Бадхена. Грампластинка 1958 года. Комментарий Виктора Татарского: «Пластинку с песней “Манит сень акаций” нам любезно предоставила Тамара Васильевна Кравцова».

  8. Автор письма: Пётр Кондратенко, работает в городском Доме культуры с вокально-инструментальным ансамблем, город Прохладный, Кабардино-Балкарская АССР: «Ваша передача помогает нам в воспитании творческих традиций у наших вокалистов. Да, сейчас другое время, другие песни. Но песни наших отцов и дедов возвращают нас в прекрасное время истоков и, я бы сказал, творческого расцвета советской песни. Когда слушаешь песню в сопровождении оркестра Утёсова, поражаешься оригинальности звучания оркестра. Какая прекрасная аранжировка! Какая техника!». Песня «Ласточка-касаточка». Композитор Евгений Жарковский. Поэт Осип Колычев. Исполняет Леонид Утёсов, Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Запись 1949 года.

  9. Автор письма: Оксана Харитонова, город Ростов-на-Дону: «Когда я была маленькой, мама и сестра часто пели вечерами на два голоса много красивых и хороших песен. В одной из них были слова: “Подрастают наши младшие сестрёнки, незнакомые ребята ходят к ним, и стоим мы, незаметные, в сторонке, чуть ревниво за сестренками следим...”. В то время я и была маленькой, младшей сестрёнкой. А сейчас у меня уже подрастает дочурка. Как много пробежало времени с тех уютных вечеров! Когда-нибудь мы соберёмся все вместе, дочка наша подрастёт, и тогда я обязательно спою ей эту песню...». Песня «Наши младшие сестрёнки» («Подрастают наши младшие сестрёнки»). Композитор Оскар Фельцман. Поэт Игорь Шаферан. Исполняют Вероника Круглова и Вадим Мулерман. Запись 1973 года.

  10. Автор письма: Владимир Мартьянов, город Москва. Песня «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» (1936 год, режиссёр Григорий Александров). Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Елена Корнеева, оркестр под управлением Исаака Дунаевского. Запись 1955 года.

    Упоминаемые персоны: Григорий Васильевич Александров (1903-1983, советский кинорежиссёр, сценарист, педагог; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени, кавалер трёх орденов Ленина); Любовь Петровна Орлова (1902-1975, советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка; кавалер ордена Ленина, лауреат двух Сталинских премий первой степени, народная артистка СССР); Владимир Сергеевич Володин (1896-1958, советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени; один из основателей Московского театра оперетты).

  11. Автор письма: Ирина Манасян, город Баку, Азербайджанская ССР: «Однажды мама позвала меня к телевизору и сказала: “Послушай, это Лолита Торрес поёт”. Мне она очень понравилась. Понравился её редкий по красоте и звучанию голос. Мы с мамой посмотрели два музыкальных фильма с участием Торрес: “Возраст любви” и “Жених для Лауры”. Там прозвучало много песен в исполнении певицы. Такая она обаятельная, красивая! Три года назад в передаче “Международная панорама” была показана встреча с Лолитой Торрес. Мы с мамой очень внимательно смотрели эту встречу. Увидеть актрису, узнать, как она сейчас живёт, было для нас очень важно. Недавно я спросила у мамы, что она хотела бы услышать в исполнении Лолиты Торрес. Мама начала тихо напевать: “Сердцу больно, уходи, довольно...”». Песня «Не смотри на меня» («No me mires mas») из кинофильма «Возраст любви» («La edad del amor») (1953 год, режиссёр Хулио Сарасени (Julio Saraceni), Аргентина). Композитор Рамон Сарсосо (Ramon Zarzoso). Поэт Сальвадор Вальверде (Salvador Valverde). Исполняет Лолита Торрес (Lolita Torres).

  12. Автор письма: Надежда Николаевна Матузова, город Ленинград. Песня-вальс «Черноморская чайка». Композитор Михаил Петренко. Поэт Николай Южный. Исполняет Павел Михайлов. Джаз-оркестр под управлением Самуила Жака. Грампластинка 1939 года.

  13. Автор письма: Михаил Григорьевич Шевкунов, Вологодская область: «Я служил на Северном флоте. На корабле в основном у нас служили москвичи. Все задачи корабль выполнял с оценкой “отлично”, а дружба наша не гаснет и через 20 лет после демобилизации. На танцы ходили в клуб 56 посёлка. Девчонки всем нам заранее покупали билеты - просто по-товарищески (вот, действительно, единство армии и народа!). Девушки “болели” за нас, чтобы мы не опоздали на корабль: они после окончания танцев помогали в гардеробе - подавали нам шинели и шапки, а мы, не одеваясь, бежали на причалы. Доходило до смешного: я пришёл как-то раз из увольнения в шинели до пят и обменялся только через месяц с матросом с другого корабля. Дорогая “Встреча...”, передайте песню “До завтра” (её исполняла Гелена Великанова). Это был всегда у нас последний танец вечером. У меня сохранились мои стихи о том незабываемом периоде жизни:
    “Привет тебе, родной Североморск!
    Светлый, жизнерадостный, весёлый.
    Там одну из маленьких берёз
    Я посадил на счастье новосёлам.
    Пройдут года, и подрастёт она -
    В коротеньком зелёном платье.
    И назначит девушка одна
    Здесь свиданье юноше в бушлате.”
    »

    Песня-вальс «До завтра» («Domani»). Композитор Ульпио Минуччи (Ulpio Minucci), автор аранжировки Оскар Фельцман. Поэт Антони Велона (Antony Velona), автор русского текста Юрий Цейтлин. Исполняет Гелена Великанова. Оркестр Московского театра эстрады. Дирижёр Николай Минх. Запись 1959 года.

Примечание: * в главе «Песня в окопах» книги «Матвей Блантер» (издательство «Советский композитор», 1971 год) музыковед Владимир Ильич Зак приводит куплет ещё одного варианта «Фронтовой Катюши»: «...у пехотинцев был свой вариант песни, а у танкистов - свой. Но может быть больше всего гордились “Катюшей” “боги войны” - артиллерийсты. Они окрестили ласковым именем многоствольный реактивный миномёт, сеявший ужас и панику в стане фашистов:
Вот к передней Катя подходила,
Подвозя снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой...

На фронтовых дорогах нежная блантеровская песня нередко превращалась в марш. Такая трансформация, конечно, меняла первоначальный облик песни. И всё же “огрубевшая” в огне сражений “русская красавица” неизменно вызывала улыбку солдата. Маршировать с “Катюшей” было спордручно! В ней - и мысли сокровенные о далёком доме, в ней и шутке место!».

Примечание: ** один из исполнителей песни «Фронтовая Катюша» - Семён Щадилов. В 1940 годы выпустал в дуэте не только с Даниилом Демьяновым, но и с Иваном Шмелёвым, записывался на грампластинки. В 1960-е годы - артист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Выпуск передачи «Встреча с песней» № 464 от 21 февраля 1986 года вы также можете послушать на сайте «Старое радио».



Выпуск 463Выпуск 465
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.